Что такое портфолио художника
Секреты идеального портфолио: как впечатлить потенциального работодателя
Рассказываем, какие работы должны быть в портфолио, сколько артов выкладывать и в каком стиле. Как развивать соцсети и правильно себя оценивать
Портфолио — лицо художника. Оно показывает потенциальному работодателю, в каком стиле ты можешь работать, уровень твоих скиллов. Как создать действительно успешный портфель, какие работы выбрать и другие жизненно важные советы дали ведущие художники компании Kevuru Games: креативный директор Stefan Dowhan и арт-директор Иван Аношкин.
Роль портфолио в жизни художника
Портфолио — самый важный показатель качества для работодателя. Собранные в одном месте арты отображают уровень твоих хард скиллов — навыков, которые нужны для выполнения рабочих задач. И рекрутер, лид или арт-директор смотрит на них в первую очередь.
Правда такова: твое образование, опыт, харизма и прочие данные влияют на решение о трудоустройстве и размере оплаты лишь на 10-15%.
Художника встречают по скиллам:
А зачем тогда собеседование? Во-первых, познакомиться и оценить твои софт-скиллы. Во-вторых, убедиться, что художник не пытается выдать желаемое за действительное. Поэтому лучше воздержаться от громких заявлений, если ты не можешь подкрепить их фактами.
Как выбирают кандидатов в Kevuru Games
Кроме уже привычной цепочки вакансия-CV, рекрутеры просматривают множество профилей и выбирают подходящих по портфолио художников. Затем передают информацию лидам, а лиды уже выбирают кандидатов по понравившимся работам для дальнейших этапов интервью.
Особое внимание уделяют стилистике — даже небольшое, но качественно проработанное портфолио может принести долгожданный оффер. Такое случилось и в Kevuru Games — одному из художников хватило пяти ярких артов, чтобы не оставить равнодушными рекрутера, лида и креативного директора.
Что показывать в портфолио
С одной стороны, конечно, показывать нужно то, что получается лучше всего. Однако, в геймдеве играют не последнюю роль и другие факторы: качество, сеттинг и техника исполнения.
Поэтому формула хорошего портфолио такова:
70% — то, что нравится тебе, в чем ты считаешь себя профи
30% — арты других направлений, которые показывают твою гибкость в работе
То есть, нужно сделать акцент на том, что ты считаешь своим основным жанром. Но разбавить это работами в других направлениях, стилях, техниках.
Уникальный стиль VS Гибкость — что выбрать?
Одни советуют выставлять только работы, которые соответствуют стилю студии, в которую подаешься. Другие — демонстрировать разнообразие и способность выполнять разноплановые задачи. Как не прогадать?
В этом вопросе тоже есть закономерность. Продуктовая компания будет искать художника с особым стилем исполнения, который будет соответствовать направлению студии. Тем же правилом руководствуются крупные аутсорс-компании.
Их вакансии всегда отвечают запросу по конкретному направлению, поэтому при поиске команда HR первым делом смотрит на соответствие требованиям. В очень редких случаях они возьмут на работу художника просто за качественное портфолио.
Гибкость важна для маленьких аутсорс-компаний. В их интересах — охватить как можно более широкую экспертизу минимальным количеством людей. Такие компании часто становятся профессиональным дебютом для художника.
Соответственно, портфолио без профессионального опыта будет более ценным с большим разнообразием направлений. То есть, чтобы повысить шансы в поиске работы, нужно найти свой баланс, который позволит сесть на все метафорические стулья.
Таймлапсы, стадики и демонстрация динамики развития
Если ты претендуешь на позицию джуниора, можешь свободно делиться давними личными проектами и слабенькими набросками. Это позволит работодателю оценить первые и последние работы, чтобы приблизительно понимать темпы развития.
Таймлапсы могут пригодится в исключительных случаях. Например, если ты рисуешь в реализме без фотобаша. Стадики же можно отнести к гибкости, о которой мы упоминали ранее.
Что ищут в Kevuru Games
Компания работает скорее в гибридном формате. Зачастую нужны художники с конкретной специализацией. Например, не просто 3D-шники, а профессионалы с навыками визуализации и рендеринга. Это в первую очередь.
Но и талантливых людей тоже стараются не упускать: если портфолио цепляет своей вариативностью, качеством и соблюдением академических стандартов, с автором обязательно свяжутся. Потому что в компании всегда найдется проект, релевантный его навыкам. В этом сложно усомниться, увидев их профиль на Artstation.
Источник
Оптимальное количество работ
Главное правило: качество всегда важнее количества. Портфолио часто судят по худшей работе, и если такая где-то затесалась — удаляй. Немного одинаково хороших артов в сегменте основного направления лучше, чем десятки работ изменчивого качества.
Если непостоянство стиля еще можно расценить как гибкость, то непостоянство качества говорит о неопытности.
Минимально в твоем портфолио должно быть три работы. Конечно, чем больше, тем лучше. В идеале нужно визуально заполнить страницу конкретного сайта: для ArtStation
10. Но опять-таки, если уровень навыка позволяет — выбирай только самые лучшие.
Источник
Какие социальные сети развивать художнику
Чем проще тебя найти — тем выше вероятность, что тебя найдут. Заведи аккаунты в социальных сетях, ориентированных на IT, геймдев и арт. Основные — Artstation, LinkedIn и местный сайт с вакансиями. Однако популярность платформ быстро меняется — следи за новостями индустрии.
Основная специализированная платформа — ArtStation, ей уделяй больше всего внимания. Facebook и LinkedIn могут помочь с продвижением. Например, если ты поучаствовал в громком проекте, ведешь свой блог или даешь интервью — обязательно делись впечатлениями и ссылками на этих площадках.
Я художник, а не писатель
Если ты не знаешь, как вести свой блог — делай акцент на визуальной составляющей. Сделай пост с интересным кейсом и расскажи, как создавал тот или иной арт: чем вдохновлялся, с какими сложностями сталкивался.
Социальные сети — это больше про твою историю со ссылкой на ArtStation или Behance. Твоя публикация должна быть стоящей, ценной — тогда она привлечет внимание пользователей и сыграет в пользу развития твоего личного бренда.
А как же Instagram?
А вот Instagram — это об общем контенте, фото и видео. Развивай аккаунт, если хватает ресурсов. Он может стать дополнительным источником заказов, но точно не основной платформой для CG художника в геймдеве.
Как художнику правильно себя оценить при приеме на работу
Чтобы ориентироваться в рыночных показателях, просматривай ежегодные зарплатные опросы геймдева СНГ. Это поможет тебе понять, на что можно рассчитывать, основываясь на своем опыте работы.
Можно периодически проходить собеседования, даже если ты пока не планируешь менять работу. Часто собеседования и подготовка к ним могут быстро научить тому, что долго не давалось на рабочем месте. В СНГ, как правило, обсуждение зарплаты табуировано. Но если есть друзья в других компаниях — узнай, вдруг они не против поделиться цифрами.
Жизненные советы от специалистов Kevuru Games
Еще несколько ценных советов для создания портфолио: проверено на личном опыте креативного директора. Бери на заметку!
Например, разные сеттинги, жанры, концепты и иллюстрации, реализм и картун, персонажей — мужчин и женщин. Но не стоит чередовать работы по цветовой гамме: лучше сохранять схожий цветовой баланс, чтобы у зрителя не рябило перед глазами.
Следи, чтобы на превью помещались основные центры внимания и направляющие линии; оставалось минимум неинтересного или пустого пространства.
Чтобы выделить работу среди остальных, добавляй на превью логотип — это привлекает внимание. А если работ несколько — это показывает масштабы твоей вовлеченности в проект.
Портфолио креативного директора Stefan Dowhan
Напоследок хочется дать еще один совет. Если тебе очень хочется работать в конкретной компании или студии, и ты уже даже отправлял портфолио, и получил отказ, — не отчаивайся.
Совершенствуйся, ходи на курсы и делай все возможное, чтобы стать лучше. Тогда улучшение качества работ в портфолио будет заметно работодателю и однажды приведет к долгожданному офферу.
Так команда Kevuru Games всегда обращает внимание на прогресс и приглашает художника в компанию, когда его экспертиза соответствует требованиям проекта.
КУРС ПО ТЕМЕ: 2d-графика для игр
Ты разберешь все этапы студийной разработки графики для игр в жанрах runner, platformer, city builder, slots. Научишься работать с быстрыми набросками, изометрией, композицией, светом, тоном и общей стилизацией.
Как сделать художественное портфолио
Соавтор(ы): Heather Gallagher. Хизер Галлахер — фотожурналистка и фотограф из Остина, Техас. Владеет собственной студией Heather Gallagher Photography, которая была признана лучшей семейной фотостудией в Остине и одной из трех лучших по съемке на родах в 2017, 2018 и 2019 годах. Специализируется на семейной фотожурналистике и имеет более 15 лет опыта в съемке людей, семей и организаций по всему миру. Среди ее клиентов можно назвать Delta Airlines, Oracle, Texas Monthly, ее работы появлялись в The Washington Post и Austin American-Statesman. Является членом Международной ассоциации профессиональных фотографов, снимающих на родах (IAPBP).
Количество просмотров этой статьи: 24 615.
Думаете о том, как представить в выгодном свете свои художественные работы для картинной галереи, института искусств или потенциального работодателя? Качественно составленный художественный портфолио является отличным способом представить свои лучшие творения и продемонстрировать собственные навыки. Портфолио должен говорить сам за себя, объединяя в себе такие ваши качества, как профессионализм, увлеченность и индивидуальность, а также демонстрируя ваши лучшие работы. Он будет создавать о вас первое впечатление, поэтому должен чем-то выделяться на фоне остальных портфолио. В своем портфолио вы должны показать заинтересованным лицам, в чем заключается ваш талант, чем вы отличаетесь от других соискателей и почему необходимо выбрать именно вас, а не кого-то еще.
Как составить портфолио и резюме художника. Советы искусствоведа.
На протяжении веков существования профессиональной торговли искусством начинающие художники относили свои работы к владельцам выставочных пространств и художественных лавок в надежде, что их примут. В XXI веке ситуация изменилась: современная техника и наличие выхода в интернет значительно упростили этот процесс для обеих сторон.
В каком формате готовить портфолио?
Мы рекомендуем создать базу оцифрованных работ и в дальнейшем её пополнять. Организуйте папки по тематике, технике или другому удобному признаку. При необходимости вы быстро сформируете из общего каталога тематическое портфолио. Помните, что фотографии должны быть высокого качества и максимально близки к действительному виду ваших работ! Обязательно пронумеруйте и подпишите изображения (название, год создания, материал, техника, размер), а также защитите их водяным знаком.
Как составить портфолио художника?
Творческое резюме отличается от обычного тем, что в нем нет нужды указывать весь разнообразный опыт работы, достижения на ниве чего бы то ни было, кроме творчества, сильные и слабые стороны вас как работника. Вы не нанимаетесь работать в галерею, а предлагаете сотрудничество на равных. На самом деле, галерея может быть более заинтересована в вас, чем вы в ней. Помните об этом, приступая к составлению резюме.
Какие параметры следует указать:
По возможности, снабдите письмо ссылками на Интернет-ресурсы, подтверждающие действительность указанной информации, а также сканами документов, брошюр с выставок и печатных материалов.
Не будет лишним приложить рекомендательное письмо от искусствоведа или критика, имя которого известно галеристу. Замечательно, если кто-то из ваших знакомых уже выставляется в данной галерее – попросите рекомендовать вас или укажите в письме, кто именно сообщил вам о возможности сотрудничества. В арт-сообществе, как, впрочем, и везде, личные связи и знакомства играют не последнюю роль.
Отправляя портфолио и резюме, не забудьте про сопроводительное письмо. Оно может быть написано в свободной форме. Кратко охарактеризуйте своё творчество и укажите, чем вас привлекла данная галерея. Учтите, что безликий или наспех составленный текст может вызвать сомнения в вашей заинтересованности. Помните фразу «Талантливый человек талантлив во всем»? Примените творческий подход к созданию письма, только не переусердствуйте – пусть оно будет индивидуальным, но сдержанным, ведь это деловое предложение.
Ошибки при составлении портфолио и резюме
1. Высылать всю базу своих работ. Вы ведь хотите заинтересовать галериста, а не потратить массу его времени на скачивание и просмотр изображений. Отберите только лучшие и соответствующие концепции галереи работы.
2. Прикреплять к письму ссылку на онлайн-галерею вместо портфолио – никто не будет просматривать несколько страниц изображений в поисках работ, подходящих под формат галереи.
Вообще не писать сопроводительное письмо – тоже ошибка, в этом случае ваше портфолио даже не откроют. Галеристу необходимо понимать, кто вы и по какому вопросу пишите.
4. Излагать или дублировать пункты резюме в сопроводительном письме, а также вставлять изображения прямо в текст – это не читабельно и не удобно.
5. Делать грамматические ошибки. Творческому человеку положено быть грамотным не менее других!
Подведём итог. Самым сложным для начинающего художника является составление резюме. О чем написать, если вы едва окончили вуз и только начинаете свою карьеру, или вообще нигде не учились? В таком случае стоит сделать акцент именно на портфолио, которое лучше любых слов продемонстрирует ваш талант. Тем не менее, не пренебрегайте сопроводительным письмом. Перед отправкой обязательно проверьте текст на опечатки, а также убедитесь, что ваши файлы прикрепились и открываются без проблем.
Что бы вы еще добавили? Вам понравилась статья?
Как создать портфолио художника
Начинающие художники часто испытывают проблемы при реализации своих работ. Бывает сложно найти галериста, способного по достоинству оценить произведение искусства. Нужно уметь правильно преподнести свой талант и работы. Чтобы успешно адаптироваться в профессиональной среде, надо знать, как создать портфолио художника.
Много веков назад, когда искусство начало расцениваться как профессиональное направление, начинающие художники предлагали картины хозяинам выставок и лавок. Живописцы надеялись на продажу и высокую оценку своего труда. С годами стало проще отыскать партнёра для сотрудничества, благодаря информационным технологиям. Теперь не нужно пешком ходить по городу с картинами, достаточно сесть за компьютер, составить резюме и обработать полотна в электронном виде. Без такой подготовки не стоит посещать галерею.
Содержание статьи:
Как сделать портфолио художника
Составить портфолио можно двумя способами:
Первый вариант имеет явные недостатки: файлы целиком недоступны к просмотру. Надо открывать каждый документ для ознакомления, что делает процедуру длительной и утомительной. К тому же, при предоставлении работ нескольким потенциальным партнёрам придется делать новый документ для каждого, учитывая специфику учреждения, куда направляются работы. Каждый раз наполненность файла будет разной.
Второй метод удобнее, благодаря возможности создания нескольких папок с разной тематикой. Базу можно дополнять и мгновенно просматривать, выбирая нужные работы и формируя из них отдельное портфолио. Важно сделать качественные фото, приближенные к естественному виду картин. Чтобы упорядочить общий каталог, картины нужно пронумеровать, проставить даты, кратко описать и установить водяные знаки для защиты.
Как должно выглядеть портфолио художника
Резюме творческих личностей составляется без информации о прошлых местах работы, достигнутых результатов и прочих фактов жизни, а также личных характеристик. Творческое резюме не предполагает поиска работодателя, а составляется для предложения о сотрудничестве. Галерея нуждается в талантливых живописцах не меньше, чем художники в надёжном источнике реализации своих работ.
Информация, которую следует указать в резюме:
Для подтверждения актуальности и правдивости информации, нужно приложить сканы и указать ссылки на сайты. Положительную роль сыграют рекомендации от знакомых, критиков или деятелей искусства, имеющих отношение к галерее. Знакомства могут повысить шансы на сотрудничество.
Сопроводительное письмо
К портфолио и резюме следует приложить сопроводительное письмо, тщательно продуманное и дающее понять заинтересованность в сотрудничестве с галереей. Допускается свободное изложение текста, с целью донести информацию о направленности работ и почему интересно работать именно с этим учреждением. Оригинальность написания текста талантливым человеком приумножит шансы на положительный ответ. Текст лучше писать в сдержанной форме для делового предложения.
Как сделать портфолио художника без ошибок
Частые ошибки начинающих художников, которые не следует повторять:
Как художнику найти работу мечты в геймдеве. А также советы по оформлению портфолио
Геймдев для художников во многом работа мечты — здесь в одном месте пересекается любовь к рисованию, желание работать в IT и увлечение играми. Но сложность в том, что даже академическое художественное образование не дает гарантий на попадание в индустрию. При этом не часто встретишь материалы для художников о том, как искать работу и повысить свои шансы на успех. Нам захотелось заполнить этот пробел.
Дальше немного рекомендаций — как выбрать компанию для себя, оформить портфолио и что делать, если вам уже написал рекрутер. Рассмотрим ситуации как для начинающих художников, так и более опытных.
Как попасть в геймдев
Игровая индустрия — слишком широкое понятие, чтобы просто хотеть в нее попасть. Но если у художника есть хотя бы базовое понимание, что он хочет и в каком направлении планирует развиваться, то нет ничего невозможного. Тут нужны хотя бы минимальная насмотренность и понимание рынка. Первые рекомендации:
1. Определиться, какой арт ты хочешь делать. Это важно сделать до присоединения к какому-либо проекту.
Художник может мечтать делать персонажей в AAA-студии, но если первым шагом выберет проект, то с высокой вероятностью будет рисовать для него условные ботинки. Сначала нужно увидеть себя как художника, ведь главная цель — рисовать то, что хочется и нравится.
2. Выбрать, что тебе ближе — AAA-проекты, мобильные игры, небольшие инди-студии или что-то еще. Они отличаются не только визуально, но во внутренних процессах создания арта.
Например, гиперказуальные игры подразумевают короткий цикл разработки небольшой командой специалистов. Такой формат ближе к хакатону — быстрой разработке, где широкие компетенции команды могут сужаться в одном человеке, делая его незаменимым дженералистом. Художник здесь выступает далеко за пределы рисования, и может брать на себя задачи концепт-артиста, UX/UI-дизайнера, верстальщика, художника по эффектам, аниматора и еще множества различных специальностей. Чем шире спектр навыков, тем лучше.
Cut the Rope
Обратный пример — ААА-проекты, где найдет себе место даже очень линейный специалист. Здесь речь может идти не про художника по окружению или интерьерам, а специалиста по рисованию… бочек. Да-да, геймдеву известны кейсы художника по травинкам или художника по облакам, обязанности которых не выходят дальше травинок или облаков соответственно. Упомянутые художники по бочкам тоже существуют, и большие студии могут вести нешуточное противостояние, чтобы завладеть таким ценным специалистом.
Resident Evil 3 Remake
Не впадая в крайности, всегда можно найти себе теплое место посередине – художник интерфейсов или иконок, художник окружения или концепт-художник, создающий вижн проектов — четкие должностные границы подчас либо совсем незаметны, либо их вовсе нет.
3. Изучить рынок игр. Игровой художник должен играть в игры и быть внимательным к тому, как в них устроена визуальная часть. Дополнительно нужно следить за компаниями и трендами в конкретной области, в которой работаете. Помните, как независимые разработчики начали массово выпускать пиксель-арт? Потом к этому тренду подключились и крупные студии — возможно именно тут пригодился бы ваш опыт.
Следить за новинками индустрии можно прямо на страницах Steam, Origin, Epic Game Store, на мобильном рынке — в топах на App Store и Google Play. Новости и полезную информацию можно найти на множестве сайтов — на том же Хабре или, например, на DTF (если говорим о русскоязычном комьюнити).
Новинки в Steam
4. Углубиться в стилистику, геймплейные особенности, жанры и сеттинги. Хорошо, когда художник и геймдизайнер понимают друг друга. Арт и ГД тесно взаимодействуют в процессе разработки и всегда дополняют друг друга.
Сюда же — понимание, насколько художественный арт отличается от функционального. В играх многое строится на контрастах и на понятном формообразовании. Игровой арт сильно отличается от иллюстративного или концептуального.
5. Не зацикливаться. «А что, если сейчас я хочу делать красивую архитектуру, а завтра — рисовать 2D-персонажей?». Ответ: это нормально.
Смотрите работы в интересующем направлении, вдохновляйтесь. Обращайте внимание на детали и моменты, когда смотрите фильмы, всматривайтесь в стилистику и цвета в мультфильмах. Все это прокачивает насмотренность.
В сети есть множество туториалов и видеоуроков по разным художественным направлениям. Можно учиться по ним или подобрать курс в онлайн-школе. Сейчас их довольно много.
6. Познакомиться с компанией. После вышеперечисленных шагов, скорее всего, на руках уже будет какой-то список игровых студий. На них стоит обратить особое внимание, дальше поподробнее.
Начинать знакомиться с игровой студией лучше всегда с ее игр, сайта, статей в корпоративных блогах и так далее — они помогут лучше понять внутреннюю кухню компании, как устроены процессы, взаимодействия в командах, график работы. Часто компании публикуют целые пайплайны по отдельным направлениям. Например, на vc.ru мы рассказывали, как работает наш арт-отдел.
Design Masters
Также можно напрямую связываться с компанией через соцсети, если у вам будут вопросы, ответов на которые нет ни на одном ресурсе — не стесняйтесь, это только приветствуется.
Еще вариант — напрямую связаться с рекрутером компании в Facebook или LinkedIn. Последним компании также очень активно пользуются, а все рекрутеры указывают в профиле место, где они работают. Там лучше указать полную информацию о себе и ссылки на свои портфолио. В целом, здорово, когда все твои профили в соцсетях и на профильных профессиональных ресурсах собраны в «экосистему», содержат перекрестные ссылки друг на друга. Это значительно облегчает работу рекрутера и ресечера, когда они ищут контакты для связи и информацию об опыте и умениях будущего коллеги.
Конференции и митапы — один из способов пообщаться с сотрудниками разных компании вживую или онлайн. Для этого они туда и приходят, а в соцсетях часто заранее приглашают людей к своему стенду или на доклад. Обычная практика — оценка портфолио «здесь и сейчас», можно подойти, показать свои работы и пообщаться, подходите ли вы друг другу.
Узнать о предстоящих мероприятиях можно из календарей, например, здесь. Основные русскоязычные конференции это: DevGamm (Москва, Минск, Киев), Game Gathering (Киев), White Nights (Москва, СПб). Есть также специальные артовые ивенты, например, CG Event (Москва, СПб) и Artillery (СПб).
Портфолио
Пожалуй, самая важная часть для художника. Резюме не так наглядно продемонстрирует твой опыт и навыки, как это сделает хорошая подборка работ. Ответим на самые частые вопросы от художников, которые только выстраивают свою карьеру.
Куда выкладывать портфолио?
Хорошая практика — размещать его на популярных сервисах ArtStation и Behance. Там можно художественно оформить артовые работы отдельной страницей, что повысит их привлекательность. В случае размещения удачного проекта на Behance есть шансы попадания его в тематический раздел сайта, в этом случае заказчики сами будут искать возможности сотрудничать с вами. Instagram хорош как дополнение, сейчас он тоже довольно популярен в качестве «витрины» работ.
Если, по какой-то причине, вы не хотите выкладывать портфолио в общий доступ, то стоит загрузить работы на Google Drive с доступом по ссылке и пересылать ее рекрутерам (не забудьте корректно настроить доступы). Но в таком формате шанс удачно выступить существенно ниже, чем в тематических сайтах-портфолио.
Что там должно быть?
Формируйте портфолио из работ в тех стилистиках, которые вам интересны. Не стоит выкладывать всё без разбора, покажите свои сильные стороны, даже если они расходятся с устремлениями. Например, вот так или так.
Главное правило здесь: качество важнее количества. Одна удачная работа намного лучше, чем десяток средних. Если крутая работа размещена по соседству с «нормальными, но не звездными» — это размывает фокус рекрутера и повышает риски того, что вашим сильным сторонам художественного мастерства будет уделено должное внимание.
Пример: у художника отлично получаются предметы интерьера, но рисовать бы он хотел персонажей. Лучше сделать упор на то, в чем можно максимально выгодно себя преподнести, а параллельно осваивать новые навыки. Тем более в новой компании часто с этим могут помочь. Поэтому, если вы пробуете себя в новом направлении, то будьте готовы к стартовым позициям — при должном подходе рост в геймдев-компаниях происходит достаточно быстро.
Примеры скетчей
Хорошо, если кроме финальных версий работ в портфолио есть скетчи к ним — поиск форм, цветовых решений, болванки. Людям в индустрии важно и интересно смотреть за развитием мыслей и поиском решений. Также это дополнительная демонстрация своих навыков и повод «зацепиться» за что-то. Например, в работе может хорошо получиться скетч в линиях, но чуть подкачать финальное цветовое решение. Хороший скетч здесь и будет той самой зацепкой и козырем.
Выпускная работа с арт-курса может хорошо дополнить портфолио, но там обязательно должны быть и другие, личные работы. Это демонстрирует, как художник самостоятельно применяет полученные знания на практике, без комментариев наставника. Курсовые работы размещают у себя, например, Smirnov School или Skills Up.
Работы выпускников Smirnov School
Как много работ должно быть в портфолио?
Оптимальное количество для старта — 10-30. Если меньше, то будет очень трудно оценить навыки, если работ сотни, то внимание расфокусируется и можно пропустить что-то действительно интересное. Да, у известного художника может быть хоть миллион работ на личных страницах для своих фанатов, а мы говорим о визитной карточке художника, которую он показывает компании. Портфолио — это выборка лучших работ для любого уровня опыта.
Как часто надо обновлять портфолио?
Портфолио надо держать в актуальном состоянии, чтобы можно было объективнее оценить текущий уровень навыка. Поэтому не реже раза в три месяца желательно выкладывать хотя бы пару новых работ. А если их накапливается слишком много, то самые старые и неудачные лучше убирать.
Как компании работают с портфолио
Ищут глазами. Тут никогда не будут работать никакие искусственные алгоритмы. Машинный интеллект не может оценить произведение искусства, например, он не восхитится Моной Лизой и не увидит легкость красок Моне. Видеть красоту способен только человеческий глаз. Поэтому мы заходим на ресурсы и смотрим, смотрим, смотрим. Поэтому так важно портфолио: даже без особого продвижения рано или поздно его заметят.
Другими словами, стилистика работ в портфолио должна перекликаться со стилистикой проектов, в которых тебе хотелось бы работать. Если вам интересны два-три направления, и в каждом из них уже есть определенное количество работ, то можно разделить их. На ArtStation, например, для этого есть папки — так можно сразу показывать профильную подборку. Еще есть вариант разделить стилистики на разные профили, но зачастую работодателю будет полезно увидеть ваши скиллы в полной мере. Вдруг вы будет полезнее на другом направлении?
Как-то мы нашли в соцсетях профиль художницы с релевантными местами предыдущей работы, но без портфолио в открытом доступе. Мы просмотрели ее видеозаписи в социалках и нашли ролик, где в кадр на мгновение попал монитор с открытым окном Photoshopa с 2D-персонажами. Бинго. В итоге мы списались и договорились о тестовом задании.
Но обычно сначала мы пробуем использовать поиск как «нормальные» люди — по ключевым словам в тегах и описании. Поэтому будет хорошо, если у каждой иллюстрации есть пометки. Хотя бы, cartoon 2D character.
На что арт-рекрутер обращает внимание, когда смотрит работы в портфолио: аккуратность исполнения, контуры и линии, пропорции, анатомия персонажей, детализация, качество рендера. Например, для казуальных проектов в мультяшном стиле будут важны чистые и яркие цвета, правильные тени и рефлексы, проработанность деталей, акцент на рендер.
Для гиперказуального направления хорошо подойдет стилизованная графика, работа с формой и опять же цветом. Но важно помнить, что компания может работать над проектом под NDA в совершенно другой стилистике. Часто бывают случаи, когда кандидаты говорят на собеседовании, что не рассматривали нашу компанию, потому что думали, что мы работаем только во flat-стилистике. Поэтому не обязательно показывать только тот стиль, который соответствует стилю уже выпущенных игр компании. Отправьте портфолио, лишним это точно не будет.
Если у вас есть специфический навык или специализация (например, работа над фишками матч-3 игрового поля, отрисовка UI), то это обязательно нужно показать. Художники узкого профиля часто в дефиците, на их поиск тратится большое количество времени. Поэтому если есть, что показать, не надо это прятать.
Design Masters
Также нам важна свежесть работ. Мы смотрим на даты, когда работы были размещены владельцем портфолио, наиболее свежие помогают оценить текущий уровень скилла (поэтому очень важно регулярно обновлять портфолио). Также по датам можно проследить рост и смену интересов.
Если есть опыт работы над интересными проектами и есть возможность выложить в открытый доступ примеры своего арта оттуда — отлично. Если все строго под NDA, то можно упомянуть участие в разделе с информацией о себе (если это не попадает под соглашение, конечно). Часто акцент в подборе делается на специалистов, которые принимали участие в референсных для игры проектах, поэтому обозначение причастности сильно поможет.
Первое общение
Допустим, вы нашли команду мечты, изучили проекты и решили первыми написать письмо, чтобы познакомиться. В геймдеве всегда читают письма и смотрят портфолио. Если оно не затерялось — в большинстве компаний вам обязательно ответят, у нас никто не уходит без фидбека. Просто помните, что рекрутеры планируют календарь на несколько дней вперед и не всегда могут ответить на следующее же утро.
Рекрутеру интересно узнать, почему вы выбрали именно эту компанию, какие задачи вам интересны лично вам и над чем вы хотите работать — персонажка, окружение, игровые объекты или концепт-арты.
В сопроводительном письме или сообщении не нужно копировать часть резюме и перечислять заслуги или конкурсы. Достаточно даже просто написать приветствие, имя, специализацию (например, 3D-художник), ссылки на резюме/портфолио и контакты. Очень хорошо, если там будут не только почта, но мессенджеры (например, Telegram) и соцсети. Это даст рекрутеру альтернативный канал связи на случай, если ответное письмо случайно попадет в спам (его, кстати, полезно проверять на предмет таких вот осечек). Так мы сможем быстрее начать контактировать.
Далее — ссылка на портфолио. Она очень нужна. Без портфолио, конечно, понятно, что вы рисуете, но не совсем. Если работы под NDA и в широкий доступ их не выложить, то сразу скажите об этом. Всегда можно что-то придумать, чтобы оценить навыки.
Если вы откликнулись на вакансию, но не подходите под все требования — просто расскажите в сопроводительном письме, почему вас заинтересовала компания.
Если прямо сейчас сотрудничество будет неактуальным (например, у компании нет 3D-проектов в разработке), то в будущем знакомство вполне может пригодиться. Рекрутеры сами предложат вам что-то подходящее, когда оно появится. Отказ — это ценный опыт и точка роста, так как многие компании дают обратную связь.
Кроме того, отказ работает в обе стороны: если вы не подошли компании, то, очевидно, на данном этапе своего пути и эта компания не подходит вам. Это не трагедия, а совершенно нормальная ситуация — какие-то полгода продуктивной работы и ситуация может радикально измениться, и уже компания будет искать возможности сотрудничества.
Если на контакт с тобой первым выходит рекрутер, то стоит ответить даже если вы сейчас не в поиске работы или вам просто не подходит компания. Здесь важно то, что вы строите диалог с человеком, а не со студией — рекрутеры тоже меняют места работы, но у них сохраняются контакты тех, с кем они общались ранее. Вполне может быть, что новая компания знакомого рекрутера окажется вам интересной.
От джуна до сеньора
Джуны
Начинать развиваться в призвании художника всегда достаточно сложно, потому что есть множество разных направлений. Ты можешь выбрать все от стиля, в котором будешь рисовать до компании, с который ты начнешь расти и развиваться.
Джуну для старта можно устроиться на позицию попроще, где важны знания программ нежели скилл в рисовании, там вырасти в мидла и перейти на другое направление. Такая практика существует во многих компаниях, где технические или маркетинговые художники становятся 2D-артистами, например.
Теперь несколько главных аспектов, о которых нужно помнить при поиске работы.
Выбирай несколько понравившихся компаний. Разложи свои работы и посмотри, что по стилю из твоих артов/персонажей может подойти. Если ничего нет, то постарайся нарисовать хотя бы пару-тройку работ в том стиле, в котором делает игры интересная тебе компания. Так будет проще понять, подходит ли он тебе.
Экспериментируй. Пробуй работать в разных форматах, изучи работы крутых художников. Пройди курсы (благо сейчас много онлайн площадок
Смотри портфолио других художников, не стесняйся лайкать. Можно не только идеи для вдохновения в работе, но и примеры, как оформить свою страничку и что на ней разместить.
Хороший ход: найди портфолио тех художников, которые уже работают или работали в интересной тебе компании и полистай их арт. Сделать это можно через поиск по месту работы в соцсетях. Так можно оценить уровень, к которому нужно стремиться.
Портфолио — это выражение твоих профессиональных навыков. Покажи в нем, какими техниками владеешь и на каком уровне. Твое портфолио будут смотреть рекрутеры и профессиональные художники, они оценивают портфолио с точки зрения того насколько ты подходишь проекту.
Если, например, ты отправляешь свое резюме в компании и получаешь ответ, что пока ничего подходящего нет — это не значит, что что-то не так с твоим портфолио. Всегда можно попросить более развернутый фидбек и по портфолио и по тестовому заданию, которое ты выполняешь. Любая обратная связь, даже негативная — это возможность совершенствоваться и учиться.
Рекрутер тоже человек. Специалисты, которые занимаются подбором на арт-направление, очень хорошо знают стиль проектов, команды, а самое главное — кто им нужен в данную минуту и кто может помочь в решении поставленных задач. Общайся и не стесняйся задавать вопросы.
Покажи свой потенциал. Можно рисовать не идеально, но если у тебя есть интересные цветовые решения, композиция, если ты выдерживаешь общий стиль персонажа — это круто.
Будь готов к тестовому заданию. Это хорошо и для кандидата, и для рекрутера. Кандидат может примерить стилистику проекта, познакомиться с примерными рабочими задачами и решить, насколько комфортно и интересно будет с ними работать. Рекрутер и нанимающие менеджеры, получив результат тестового задания, смогут глубже оценить текущий уровень навыков потенциального будущего коллеги. Поэтому тестовых заданий бояться не надо и будет лучше от них не отказываться. Крупные и серьезные компании всегда предложат его вам не с целью сделать игру из полученных результатов, а для того, чтобы познакомиться с тем, что вы умеете получше и поближе.
Результат тестовых заданий в большинстве случаев вы сможете положить к себе в портфолио, но не всегда — тут уже зависит от NDA. Да и публиковать все подряд тоже не лучшая практика. Одинаковый орк-шаман или пиратский остров, который есть у сотни художников не будет выделяться, и даже может создать впечатление, что вас никуда не берут.
Наши художники всегда дают развернутый фидбек по результатам тестового задания вне зависимости от результата, хорошо или не очень удачно ли он получился. Всегда можно будет вернуться к общению и попробовать снова свои силы. Тем более часто скилл может не подойти направлению, куда вы стремились, но идеально вписывается в смежное.
Мидлы и сеньоры
Когда у тебя уже есть опыт в сфере, ты поработал в одной или нескольких компаниях, подрастил скиллы, то можно столкнуться с ситуацией, когда времени на обновление портфолио не хватает — его съедает работа. Или вообще весь рабочий арт под NDA и им делиться нельзя. В итоге портфолио ставится «на паузу».
Это довольно серьезные причины не показывать новое, но все же лучшим выходом будет не забывать про свои профили и выкладывать там то, что можно. Любой художник иногда рисует что-то для себя вне рабочих задач — вот такие работы и стоит разместить для обновления, сделав на них пометку по смыслу.
Если ты дополнительно прошел обучающие курсы, то работы оттуда тоже можно показать. Например, ты освоил 3D-пакет для упрощения работы над 2D-артом — опубликуй результаты. Укажи это в списке своих навыков и размести работу, которая будет разбита по этапам создания, одним из которых будет 3D-болванка.
На профильных ресурсах есть возможность не только разместить работы, но и рассказать о своем профессиональном опыте. На ArtStation для этого есть раздел About, на Behance — «опыт работы». Не обходи их вниманием, поделись там информацией о местах работы, проектах и задачах — рекрутеры заглядывают туда регулярно. Но также не стоит уповать на то, что опыт скажет сам за себя, свежие работы в портфолио гораздо красноречивее.
Когда вы набрались опыта на мидл-позиции, то нужно расти дальше — к роли старшего художника или сеньора. Обычно это происходит внутри компании во время работы: общаясь с коллегам, получая от них фидбек, учитывая свои и чужие ошибки.
На позиции сеньора другая ответственность. Нужно разбираться в рисовании, в технической стороне разработки, немного в геймдизайне и в целом понимать, из каких этапов состоит создание проекта. Тогда вы сможете оптимизировать работу, помогать художникам джунам и мидлам, брать на себя сложные задачи, с которыми другие справятся хуже или не справятся вовсе. Сеньор также помогает с онбордингом, рассказывает, как все устроено и что происходит на проекте.Самый простой способ отразить ваш уровень в портфолио — показать работы на голову выше мидл-художников. Да, очевидный совет, но именно на это смотрят рекрутеры. Круто, если работы собираются в группы по проектам, чтобы давать широкое представление о том, чем вы занимались.
Портфолио дает первое впечатление. Следом нужно указать опыт и роли, которые принимали на текущей работе, указать, что давали фидбек или участвовали в обучении сотрудников. Если у вас есть отзывы и фидбеки с прошлых мест работы они также играют хорошую роль говоря что вы классный специалист. Стоит обязательно указать, что вы умеете не только рисовать в Photoshop, но и, например, моделировать или анимировать. И завершающим этапом сказать о ваших ожиданиях и скиллах на собеседовании.
Важный момент: сеньор это не обязательно дженералист, он может быть сеньором в каком-то одном направлении.
В нашей компании, как правило, все кандидаты проходят несколько этапов отбора, вне зависимости от опыта. Количество этих этапов может сокращаться или меняться их последовательность, но в целом схема выглядит так:
Тестовое задание, оценка результата экспертной командой и фидбек.
Интервью с рекрутером.
Техническое интервью с профильным специалистом (арт-лид или арт-продюсер).
Безусловно, хорошие резюме и портфолио существенно повышают вес специалиста (особенно если предыдущий опыт походит под потребности компании). Но многоступенчатый отбор позволит и тебе пристальнее присмотреться к твоему будущему месту работы, и твоим будущим коллегам узнать тебя поближе. На интервью можно задать все интересующие вопросы, обсудить особенности процессов, узнать про преимущества. Также это хороший способ посмотреть, какие люди уже работают в компании и будет ли тебе близка корпоративная культура.
Тестовое задание даст возможность попробовать поработать над типовыми задачами и прощупать стилистику арта. Попробовав тестовое, ты сможешь определить, насколько интересен проект и предлагаемая позиция. Скорее всего, большую часть своего рабочего времени нужно будет уделять схожим задачам и важно, чтобы они не вызывали скуку. Работа должна быть по любви, поэтому стоит потратить время: определиться и договориться обо всем «на берегу».