Что такое постановка звуков
Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста
МЕТОДИКА ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дельцова Нина Михайловна
учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Оленёнок»
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. Если речь ребенка значительно отстает от возрастной нормы, то необходима комплексная коррекционная работа. Планируя восстановительную работу с ребёнком, необходимо учесть его психические и физические качества, для успешного овладения правильным звукопроизношением, так и анализу, и синтезу звукового состава слова.
В начале работы проходит отбор детей, нуждающихся в логопедической помощи. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо познакомиться с родителями, побеседовать о раннем развитии ребенка (Какие были роды? Когда закричал? Первые речевые звуки? И т. д.). Эти данные необходимы для дальнейшей работы с ребенком.
Те дети, которые нуждаются в логопедической помощи, проходят проверку на состояние нормального физического слуха, проверяю состояние артикуляционного аппарата и состояние фонематического слуха.
Выявив все недостатки, приступаю к коррекционным занятиям. При обучении необходимо учитывать индивидуальные речевые способности каждого ребенка; создать благоприятные условия для более успешного усвоения материала (красочные наглядные пособия, ласковый фон обращения, обязательная похвала ребенка).
Работу начинаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастики; готовя речевой аппарат к постановке звуков, проводим биоэнергопластику (координация слов и движений, что является эффективным средством речевого и умственного развития. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в стихах, она будет более интересной, детям это очень нравится, и, что позволяет детям лучше усваивать и повторять упражнения.
Изложенный материал имел отношение к звуковой стороне речи, преодолению неправильно произносимых звуков родного языка. Необходимо ко всему сказанному добавить, что развитие речи ребенка тесно связанно с его познавательным развитием.
Работая над звукопроизношением, мы накапливаем активный и пассивный словарь, воспитываем эстетические впечатления, вырабатываем литературные вкусы ребенка. Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда он пойдет в школу. Ребенок, родившись не умеет говорить, но стремление познать окружающею действительность у него появляется вместе с появлением на свет. Ребенок реагирует на звуки, на речь матери, своими органами чувств он понимает тон обращения к нему, фон настроения окружающих, чувствует их любовь, ласку и, подрастая, не любит обставиться один. Разговаривая с ребенком с первых дней, мы его побуждаем к познанию окружающего мира. Огромное значение имеет социальная среда, в которой растет ребенок. Развитие ребенка целиком и полностью зависит от его окружения, которое способствует его умственному и физическому развитию.
Таким образом, работая над ответственным делом развития речи детей дошкольного возраста необходимо создание соответствующих условий, т. е системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Взрослея, совершенствуется мышление ребенка, активизируется его познавательная деятельность и развиваются его речевые способности.
«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.
Сценарий постановки «Берегите, дети, матерей своих!» для детей с ОВЗ старшего школьного возраста Авторская постановка «Берегите дети матерей своих!».Старший школьный возраст, дети с ОВЗ. Столярова Инна Николаевна Было прекрасное время,.
Фотоотчет музыкальной театрализованной постановки по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования у детей умения, отражать игровые действия, имитировать и инсценировать действия персонажей. Задачи:.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Сценарий театральной постановки «Как петушка вылечили» для детей 3–4 лет Театрализованная постановка Как петушку горлышко вылечили Цель: развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Что такое постановка звуков
С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Бесплатные занятия с логопедом
Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.
С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции может быть различным. Различны и причины одинаковых, на первый взгляд, нарушений дикции. В связи с этим важное значение в коррекционно-логопедической работе отводится:
Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.
Последовательность постановки звуков
Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных. Последовательность постановки звуков можно отразить в виде схемы:
свистящие — шипящие — сонорные — йотированные
Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап
Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.
Этап постановки
Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.
В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.
Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения
Способы постановки
Этап автоматизации
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.
Этап дифференциации
Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Постановка звуков у детей
Способы и эффективные приемы постановки разных звуков
Начиная работу по правке звуков, изначально нужно определить причину их неправильного произношения. Как правило, нарушения могут возникать при дислалии, дизартрии, ринолалии. Каждый диагноз имеет свои особенности. Однако какой бы вид нарушения не был диагностирован, важно знать, чем характеризуются звуки, какой должна быть артикуляция, какие упражнения лучше использовать для определенных звуков.
Особенности постановки звуков
Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.
Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.
Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):
Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.
Постановку звуков производят такими методами:
Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:
С теорией немного разобрались, приступим к практике.
Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка — читайте тут.
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы, тут https://jliza.ru/razvitie-slovarnogo-zapasa-detej.html.
Ставим звуки [Л], [Л’]
Для постановки звуков [Л], [Л’] используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».
Если в речи ребенка звук [Л] отсутствует, его ставят в 2 этапа:
Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка. Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.
Если ребенок звук [Л] заменяет звуком [Й], ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее. Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки.
Ставим звуки [Р], [Р’]
Самый частый вопрос, встречающийся в практике: «Почему он(она) «не говорит звук «р», мы переживаем?» И пусть малышу всего 2 года, родители начинают переживать, не разобравшись с особенностями становления звукового ряда у детей.
Наиболее подходящий комплекс упражнений – «Быстрая змейка», «Дятел», «Балалайка», «Индюшата», «Барабанщик», «Ковшик», «Иголочка». Есть и другие, не менее эффективные упражнения:
«Малярная кисть»
Малыш улыбается и приоткрывает рот. Далее ребенок языком поглаживает верхнее небо в направлении вперед-назад, то есть от передних зубов в сторону горла, отводя язык максимально глубоко. Повторить упражнение нужно 10-12 раз.
«Гармошка»
«Комарик»
Открыть ротик, кончик языка убрать за передние зубы и пытаться произносить звук «з». Затем убрать язык обратно, упереться им в верхнее небо у линии роста передних зубов. Снова произнести звук «з».
Подобные упражнения отлично развивают артикуляцию, растягивают уздечку, укрепляют мышцы лица. Но чтобы поставить звук [Р], используют еще и специальные упражнения:
Если у малыша не получается удержать язык вверху, а сам звук получается глухим, попросите его удлинить звук – дрнь-дрнь (например, заведи автомобиль).
Ставим звуки [Ш], [Ж], [Ч]
Постановка звука «Ш»
Чтобы поставить артикуляционные органы ребенка в правильное положение, при котором он сможет выговаривать звук «Ш», можно воспользоваться механическим приемом. Для этого просим ребенка произнести длинный звук «С» или слог «СА». В это время нужно аккуратно с помощью шпателя или ложки приподнять кончик язычка за верхний ряд зубов на альвеолы. Благодаря таким манипуляциям ребенок сможет выговорить звук «Ш». Но на этом упражнение заканчивать рано: важно обратить внимание ребенка на произношение им этого звука. Задача взрослого – помочь понять малышу и запомнить такое положение артикуляционных органов.
Когда у ребенка получилось выговаривать звук «Ш», начинают его автоматизацию. Для этого отрабатывают звук, сочетая его с гласными: ША-ШУ-ШИ-ШЕ-АША-ИШИ-УШУ-ОШО и пр. Затем отрабатывают звук в словах, в первую очередь используя те, где звук «Ш» стоит в начале, и только потом те, в которых он занимает место в середине или конце.
Далее отработка звука происходит в предложениях. Для этого могут использоваться скороговорки или четверостишья, в большинстве слов которых присутствует звук «Ш». На последнем этапе постановки звука можно предложить ребенку самостоятельно составить рассказ по опорным словам.
Для становления звука «Ш» используют следующие приемы:
На занятиях не забывайте использовать упражнения, способствующие общему укреплению и развитию артикуляционного аппарата.
Постановка звука «Ж»
Звук «Ж» ставят по аналогии постановки звука «Ш». Единственное отличие – в этом случае добавляем голосовое звучание. Артикуляция при постановке должна быть следующей:
В качестве упражнений можно использовать игры на подражание («Скажи, как говорит пчела», «…как летит самолет», «…как жужжит жук» и т.д.), скороговорки, определение звука в словах и прочие.
Постановка звука «Ч»
При произношении звука «Ч» ребенку предлагают слегка округлить губки, сделав трубочку, и выдвинуть их немного вперед. Зубки смыкать не нужно, но они должны близко располагаться друг к другу. Спинка и кончик языка должны соединиться с альвеолами или верхними зубками, образуя щель. При попытке проговорить звук «Ч», ребенок должен ощущать короткую струю воздуха, проходящую по середине языка. Мягкое небо при этом остается приподнятым и прижатым к задней части глотки. Голосовые связки напрягаться не должны.
Звук «Ч» ставят на основе «ТЬ» и «Щ». Поэтому логопеды используют 2 метода постановки «Ч»:
Автоматизацию звука выполняют в игровой форме, интересной для ребенка. Обязательно учитывайте возраст малыша, подбирая занятия и упражнения. Не пренебрегайте ярким наглядным материалом.
Ставим звуки [К], [Г], [Х]
Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:
Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.
Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.
Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».
Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.
Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».
Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.
Ставим звук [Й]
Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».
Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.
От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.
Ставим звук [Ц]
Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.
Используют 3 способа постановки звука «Ц»:
Постановка звука [С]
Артикуляция «С» такая:
Перед началом постановки звука, следует убедиться в готовности артикуляционного аппарата ребенка произносить свистящие звуки. Для подготовки используют комплекс специальных логопедических упражнений на совершенствование артикуляционного аппарата.
Звук «С» ставят несколькими способами:
Главное – дать ребенку возможность запомнить положение артикуляционных органов при воспроизведении звука «С», только потом его можно автоматизировать в слогах, словах и предложениях.
Ставим звук [З]
Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».
Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок. Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.
Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации
Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков. Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.
Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:
В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.
Традиционные и нетрадиционные способы постановки звуков
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ
Постановка звука С Постановка звука «С» о с механической помощью.
Ребёнок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами на нижних резцах должен лежать его распластанный кончик. Следить, чтобы верхними зубами ребёнок не прикусывал язык.
Попросите ребёнка подуть на самый кончик языка, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребёнок подставит ладонь и почувствует на ней выдох. Пока ребёнок дует на кончик языка, вы кладёте на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливая ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет выдуваться воздух. Зубочистка должна входить в рот примерно на 2 см. Если язык будет уворачиваться, то просуньте её глубже. Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, то слышится неясный «шепелявый» свист. После этого ребёнок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать её не надо, а язык остаётся за зубами. Ребёнок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя. Когда ребёнок свистит, вы сильнее или наоборот слабее нажимаете на язык зубочисткой, продвигая её в глубь рта, или наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Т. о. вы ищете положение, при котором звук «С» будет звучать наиболее правильно. В тот момент, когда звук С будет звучать правильно вам нужно осторожно вынуть зубочистку изо рта ребёнка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции
Постановка звука С от правильного Сь
Попросите ребёнка вслед за вами по подражанию произнести звук Сь. Загляните ему в рот и посмотрите, где находится кончик языка. Кончик языка может упираться в основание верхних резцов или в верхние резцы. В этом случае начинайте постановку зв С, как описано ниже. Кончик языка может упираться в нижние резцы. Тогда придется научить ребёнка произносить этот звук при верхнем положении языка.
Постановка звука Сь при верхнем положении языка.
Прислоните кончик языка к верхним резцам и в этом положении произнесите звук Сь. Приоткройте рот, чтобы ребёнку была видна ваша артикуляция. Попросите ребенка произнести звук Сь так же как и вы. Поскольку ребёнок уже умеет выговаривать этот звук, больших затруднений это задание у него него не вызовет. Так он будет проверять правильность своего произношения на слух.
Окончательная постановка звука С
Пусть ребёнок тянет верхнеязычный звук Сь, Нужно подставить ко рту ладонь (несколько снизу, для того чтобы ощущать на ней прохладную воздушную струю. Губы должны быть вытянуты в улыбку. Во время длительного произнесения мягкого звука Сь (внимательно следя за воздушной струёй на ладони) ребёнок должен постепенно округлять губы, в конце концов вытянуть их в трубочку, как при произнесении гласного звука У (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребёнку, как менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук Сь будет звучать более твёрдо. Ребёнок должен все время следить за воздушной струёй.Дайте ему такую инструкцию: «Ты должен постепенно вытягивать губы вперёд, но струйка воздуха должна попадать на ладонь. Она должна становиться всё теплее и теплее и стать горячей» В результате у ребёнка получится твёрдый С. Если вы заметите, что он повторяет мягкое произношение, с округлением губ она должна исчезнуть автоматически, скажите ему, что его задача сейчас не в том, чтобы произносить звук Сь, а чтобы сделать горячей воздушную струю на ладони. Пусть произносит слог СУ» Губы находятся в подходящей позиции Если будет слышаться правильный или почти правильный звук С, нужно будет выдвинуть гуды вперед, как при произнесении гласного Ы (чтобы были видны верхние и нижние резцы). Зубы должны оставаться сомкнутыми. Произношение звука станет ещё более точным. Можно произносить слог СЫ Для уточнения произношения предложите ребёнку плотнее прижать язык к верхним зубам.
Постановка звука С от межзубного С
Если ребёнок произносит звук С межзубно, попросите его произнести этот звук и посмотрите, как он это делает. Вдоль языка ребёнка может идти «желобок», «выходное отверстие» которого вам будет видно при осмотре. Именно по этому «желобку» должна подаваться воздушная струя. Если у ребёнка именно такое произношение, вам при работе над звуком «С» можно вслух его произносить, называя звук своим именем. Вам нужно предложить ребёнку произнести звук С, а в дальнейшем объяснять и показывать, как лучше убрать язык за зубы.
Язык может лежать между зубами сплошной массой, никакого «желобка» вдоль него не образуется, воздух выходит изо рта ребёнка, просто обтекая его. Звук С может произноситься и каким-нибудь иным образом (не межзубно). В двух последних случаях ребёнку нужно будет поставить «правильное» межзубное произношение звука С. Произносить звук С вам нельзя.
Постановка межзубного звука С
1. Пусть ребёнок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперёд. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно, если получится, чтобы ребёнок прикусил боковые края языка коренными зубами.
2. В таком положении пусть дует себе на самую середину ладони, «делая» струю воздуха как можно более холодной. Можно положить на ладонь кусочек ваты и сдуть её. Вата должна находиться примерно в 10 см ото рта ребёнка. Пытаясь сдувать её, он создаст по средней линии языка желобок. Выход воздуха будет сопровождаться неясным свистящим звуком. Следите за тем, чтобы губы ребёнка постоянно находились в улыбке и не участвовали в артикуляции. На первых порах верхнюю губу можно придерживать пальцем.
3. Покажите ребёнку в зеркало его «желобок», объясните, что по нему идёт воздух, обратите его внимание на то, что по нему идёт воздух и при этом слышится свист. Скажите ему, что таким образом свистит «большой комар», а вы будете учиться свистеть, как свистит маленький.
Окончательная постановка звука С
1. Ребёнок должен, не прекращая «свистеть» и глядя в зеркало (чтобы не исчез его «желобок», медленно убирать язык за верхние резцы, как бы оглаживая их языком, пока тот не окажется прислонённым к их внутренней стороне. Покажите ему, как это делать, избегая полноценного произношения звука С (практически только с лёгким шумом выдувая изо рта воздух)
2. Когда язык ребёнка окажется с внутренней стороны верхних зубов, послышится почти правильный звук С. После этого ребенок по приказу должен прикрыть рот в форме правильного прикуса, будет слышаться полноценный звук С
3. Обратите внимание ребёнка на этот звук, скажите ему, что именно так должен свистеть маленький комарик.
4. Можно перейти к автоматизации в слогах
5. После того, как ребёнок без затруднений научится произносить слоги, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
Постановка звука С бокового.
1. Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков И, Ф
Когда ребёнок начнёт правильно произносить звук И, попросить выпустить ветерок по языку. Слышится звук С.
2. От межзубного С. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребёнка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.
Постановка звука С от звука Т
Зубы должны быть приоткрыты, но не сжаты. Пусть ребёнок вслед за вами выдохнет и длительно произнесёт звук Т. На ладони должен ощущаться выдох. Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук Т, возможно после Т будет слышаться правильный С Если это не происходит, то попросите ребёнка сильно улыбнуться, вытянув губы в ниточку. Свистящий звук будет звучать тоньше.
Постановка звука С от Ш
Ребёнок должен тянуть Ш. В это время пусть язык продвинется вперёд от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. Верхние резцы должны находиться прямо над нижними. Приоткрыть рот. Сначала будет слышаться смягчённый звук «Ш», затем неясный и свистящий звук. И, наконец, правильный звук С
Постановка звука С, когда не удерживается кончик языка и не формируется желобок.
Можно использовать колпачок от шариковой ручки. Ребёнок зажимает его зубами, а воздушная струя направляется в колпачок.
Постановка звука С при готическом строении нёба или отсутствии нижних резцов
При данной аномалии звук ставится при верхнем положении языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановкаосуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т. д. После появления приглушённого С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка
Постановка звука Ц
Постановка звука Ш
Постановка звука Ш от артикуляционного упражнения «Чашечка» (по подражанию)
Рот открыт. Губы округлены и вытянуты в перед. Язык поднят вверх и принимает положение «чашечки». Просим ребенка плавно выдувать воздух.
Постановка звука Ш по Левиной.
Поднять язык к верхней губе и равномерно силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода тёплой воздушной струи из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперёд, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть.
Постановка звука Ш при замене на Т
Постановка звука Ш на базе звука Р.
Попросить ребенка протяжно произнести звук Р шепотом, немного отодвинуть кончик языка внутрь (к передней части неба). Постепенно убавлять силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение
Постановка звука Ш на базе звука С
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребёнку произнести звук С. Одновременно зондом или шпателем поднимать язык вверх. Пальцами левой руки слегка нажать на щёки и выдвинуть губы вперёд. Вместо свиста должно появиться шипение. Можно предложить ребёнку повторять слоги с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука Ш на базе звука Ч
Произнести звук Ч с последующим долгим выдохом. Должна ощущаться теплая воздушная струя на тыльной стороне ладони.
При губно-зубном сигматизме или если ш = ф
Постановка звука Ч
Предложить ребёнку на выдохе произнести звук ТТТ, а затем звук ШШШ. Теперь на выдохе надо слитно произнести звуки ТШ, кончиком языка ударяя в нёбо. Слышим звук, похожий на Ч Воздушная струя сильная и тёплая. Если не получается добиться правильного произношения звука таким образом, предложите ребёнку несколько раз произнести слоги АТЬ, ОТЬ, УТЬ удерживая уголки рта пальцами. В результате должны получится АЧ, ОЧ, УЧ
Постановка звука Ч на базе звука Т
Предложить ребёнку на выдохе произнести звук Ть-ть при поднятом кончике языка. Попросить его одновременно отодвинуть кончик языка подальше от верхних резцов и выдвинуть губы вперёд. Можно применять зонд.
Постановка звука Щ
Звук Щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены Ш, Ж, Ч Обычно его ставят по подражанию, используя упражнения для постановки звука Ш. В случае неудачи следует предложить ребёнку длительно произносить звук Ш, а в это время подложить шпатель (ручку ложки) под кончик языка и слегка прижать его к средней части твёрдого нёба. При этом необходимо наличие щели между языком и нёбом.
Постановка звука Щ от Ш
Длительно произнести Ш, растянуть губы в улыбке, продвигая язык вперёд.
Постановка звука Щ от С
Ребёнок несколько раз произносит звук СИ или СЯ. Нужно ввести шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).
Постановка звука Л
Показ артикуляции звука Л Показ артикуляционного профиля, уточнение положения губ, зубов, языка.
Формирование кинестетического образа звука Предложить ребёнку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук.
Постановка Л по М. Е. Хватцеву
Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка «жало» к шейкам верхних зубов, тянуть звук «А» громко, нараспев. Одновременно на фоне «А» поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один вдох.
Постановка звука Л поР. Е. Левиной
1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звука А или Ы. Педагог артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук Л
2. То же упражнение полезно проделать сначала шёпотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребёнку зажать зубами широка просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, можно включить голос. Сначала слышится звук Л с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.
3. Полученная правильная артикуляция звука Л закрепляется в слогах с гласными, сначала в закрытом слоге АЛ, потом между гласными АЛЛА,а затем в открытом ЛА.
4. В случае затруднений в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперёк языка. Ребёнку предлагается поднять пончик языка к верхним зубам и произносить Ы. Таким образом может получиться протяжный звук Л. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.
Постановка звука Л по О. В. Правдиной
1. Тянуть звук А и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его.
2. При смягчении звука Л дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук Л на возможно низком тоне.
Постановка звука Л по А. Д. Филипповой, Н. Д. Шуравиной
1. Ребёнку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести Ы или У. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука Л. Затем к этому звуку присоединяются гласные. Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук Л будет слышаться отчётливо, перевести за верхние зубы кончик языка.
2. При мягком произношении Л можно использовать следующий приём: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямку, произвести легкий нажим и произнести звук Л.
3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.
4. Если Л произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.
Постановка звука Л по А. И. Богомоловой.
Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстояние 1,5 пальцев. Язык установить в положении чашечки. Не меняя положения, внести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.
Постановка звука Л по Л. С. Волковой.
Образец произнесения показывает логопед. Ребёнку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ЫА. При этом Ы произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребёнок усвоит нужное произнесение, педагог просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится ЛА. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.
Постановка звука Р
Формирование зрительного образа звука Р Показ артикуляционного профиля. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Постучать пальчиками правой руки, сложенных в форме «чашечки», по бугоркам левой ладони. Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции). Описание положения органов артикуляции.
Постановка звука Р по М. Е. Хватцеву
1. Производить выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ, сначала шепотное, затем с голосом. В случае затруднения указательным пальцем быстро двигать вверх-вниз, задевая губы.
2. То же, но с помещенным между губами свободным кончиком языка. Сочетание этой вибрации с гласными А,О,У,Ы
3. Задувание на кончик языка, который плотно прикасается только к верхней губе. Задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка.
4. Производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то помещенного в зубной полости.
5. Широко открыть рот, присосать широкий язык к небу. Сильно задувать на кончик языка, стараясь вызвать вибрацию.
6. Поднять кончик языка к альвеолам и долго тянуть звук З, при этом быстро двигать указательным пальцем по нижней части языка, ближе к его краю.
7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком З: зззз-за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта Р в сочетании с гласным А. После этого производятся быстрые движения зондом слева направо и справа налево. В момент возникновения вибрации слышится звук
8. Установить лопатообразный язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов,произносить: дз-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з. Язык должен быть неподвижным за исключением самой маленькой части кончика языка.
Лопатообразный язык плотно прижать к верхним зубам и задувать на кончик языка.
9. «Барабан». Поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по деснам, произнося д-д-д-д-д. Нижняя челюсть в спокойном состоянии.
10. Быстрое повторение на одном выдохе звука Д, артикулируемом особым образом. При несколько открытом рте, при смыкании переднего края языка не с резцами,а с деснами или даже с альвеолами: дд, ддд, ддд, дддд, ддддд. Темп постепенно увеличивать.
11. Использование в качестве исходного звук Т. Тд, тд-д, тдд-д. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными А или Ы (дда, дда, дда., дды, дды, дды., ддда, ддда, ддда., ддды, ддды, ддды.). Работать должен только язык при зафиксированной нижней челюсти. Для фиксации раскрытого рта и неподвижной нижней челюсти можно ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок.
12. Четко и быстро прижимать и отрывать кончик языка от верхних десен. При этом слышится Т — подобное звукообразование. Далее в последний момент делается сильное задувание,вызывающее трепетание кончика языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-трррр. Аналогичное упражнение можно проводить, используя звук Д.
13. Раскатистое произнесение звукосочетания тр сначала с помощью пальцев, а затем без них. На первых порах произносить звукосочетание тр только шепотом, так как нервное возбуждение распространяется на область гортани и будет тормозить работу языка.
Если звук Р получается с предшествующими звуками Т или Д, тогда между ними вставляется редуцированный (нечеткий) гласный звук Ы (дырра, тырра). Прилагаемые при этом некоторые усилия задерживают произнесение первых звуков Т и Д. Далее произносятся дарра, тарра.
Использование механической помощи
Во время длительного произнесения фрикативного Р под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно.
Постановка звука Р по Р. Е. Левиной
При замене звука Р его мягкой парой Р’ следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук Р’, переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука.
При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным И.
Для получения правильной артикуляции звука Р необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное Р, но пока без вибрации.
Базой для постановки звука Р могут быть звуки Ш, Ж. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук Ж, переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.
Для выработки вибрации можно использовать звук Д, произносимый на одном выдохе.При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами.
Постановка звука Р по А. И. Богомоловой
Зубы приоткрыть на расстояние 1,5—2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр.
Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр.
Фотоотчёт «Традиционные промыслы Нижегородской области» С незапамятных времён на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества – «промысел» или «промыслы». Она.
Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.
Нетрадиционные способы лепки во второй младшей группе с использованием подручных средств и природного материала Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит.
Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования» Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством.
Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.
Нетрадиционные способы рисования: метод «тычка» (жесткой полусухой кистью и поролоновым тычком) Вот уже несколько дней мы с дочерью (ей пять лет) изучаем новый способ рисования – методом «тычка». Выполнив немалое количество работ, я.
Нетрадиционные способы рисования тычком Нетрадиционные способы рисования тычком. Предлагаю Вам образцы детских рисунков с применением нетрадиционной техники рисования методом «.
Отчёт по теме «Традиционные и нетрадиционные виды работы с родителями в нашей группе» Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ? Как сделать родителей.