Что такое постнатальный период развития ребенка

Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.

Периоды развития ребенка

Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.

Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Обучение

Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть фото Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть картинку Что такое постнатальный период развития ребенка. Картинка про Что такое постнатальный период развития ребенка. Фото Что такое постнатальный период развития ребенка

Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.

Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире.

Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками.

В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится.

Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации.

Пополнение словарного запаса

Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку.

Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы.

Постнатальный период

Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:

В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:

Новорожденный ребенок

Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть фото Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть картинку Что такое постнатальный период развития ребенка. Картинка про Что такое постнатальный период развития ребенка. Фото Что такое постнатальный период развития ребенка

Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:

Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.

Грудной ребенок

Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть фото Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть картинку Что такое постнатальный период развития ребенка. Картинка про Что такое постнатальный период развития ребенка. Фото Что такое постнатальный период развития ребенка

Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).

Детский сад

Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть фото Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть картинку Что такое постнатальный период развития ребенка. Картинка про Что такое постнатальный период развития ребенка. Фото Что такое постнатальный период развития ребенка

Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.

Школьный возраст

Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть фото Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть картинку Что такое постнатальный период развития ребенка. Картинка про Что такое постнатальный период развития ребенка. Фото Что такое постнатальный период развития ребенка

Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.

Источник

НИИ Психотерапии и Клинической Психологии

Школа физического и духовного развития «Навигатор в океане жизни»

Публикации НИИ

Последствия перинатальных и ранних постнатальных травм во взрослой жизни человека

Год публикации: 2015

Автор: Шамиль Ташаев

Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть фото Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть картинку Что такое постнатальный период развития ребенка. Картинка про Что такое постнатальный период развития ребенка. Фото Что такое постнатальный период развития ребенка

PTPPPA 2015 — 1й Международный Конгресс Психической Травмы: Пренатальный, Перинатальный и Постнатальный Аспекты

15 — 16 мая 2015, Белград, Сербия

Другая наша испытуемая Е. во время возрастной регрессии детально описала способ Кристеллера, о котором не имела до этого никакого понятия. Во время применения врачами этого способа, она ощутила сильное давление на область поясничного отдела позвоночника. Во взрослом состоянии у нее был обнаружен спондилез остистых отростков нижнегрудных и поясничных позвонков.

Встречаются и воспоминания, которые можно охарактеризовать как психологическую травму. Реакция на текущую ситуацию, например:»Тельце мое немощное, бессильное, плечики обвисли, мама очень устала, и эта усталость передалась моему тельцу» Бывают и такие воспоминания, как: «Головка запрокинулась назад, тельце судорожно вытянулось столбиком и это состояние держится достаточно долго (момент сильной ссоры родителей без рукоприкладства)». Встречаются также воспоминания типа:»Я очень сильно кричу внутри«; «Я плачу от бессилия»; «У меня слезы радости, наверное», «У меня жуткий страх. У меня все сжалось. Я лицом к животику смотрю на папу и чувствую, что у меня нет никакой защиты. Даже мама не может меня защитить»; «Я развернулась в утробе лицом к спине, мне хочется согреться, света там гораздо меньше. Возникают предпосылки к засыпанию»; «Я плечиком прислонилась к маминому животику, а лицом к ее боку нахожусь. Мне очень страшно»; «Я головкой вверх, ощущение, вжатия вниз, меня хотят вытолкнуть» (спровоцировано мыслями родителей о том, оставлять или не оставлять ребенка).

Все перечисленные выше случаи, которые можно охарактеризовать, как психологические травмы, как правило, имели негативные последствия во взрослой жизни и при определенной проработке совместно с психологом или психотерапевтом пренатальных моментов негативные последствия купировались или ослаблялись и с ними можно было работать уже другими традиционными терапевтическими способами.

Благоприятным свойством для процесса психотерапии при нашем новом теоретическом и практическом подходе к работе с пациентом является возможность создания у него любого нового образно-фантазийного сюжета, при помощи которого можно купировать любой болезненный стимул, исходящий из ЦНС или виртуально-полевой реальности. Суть нашего подхода заключается в том, что мы стимулируем у пациента находящегося в полном бодрствующем состоянии с сохраненной критикой образное воображение. Образное воображение начинается с нейтральных не травмирующих психику образов, затем восприятие пациента, чаще в игровой форме, постепенно переориентируется на образы его «личной» виртуальной реальности. С вышины наличного на данный момент жизненного опыта пациенту, находящемуся в бодрствующем состоянии, легко перейти к осознанному диалогу с травмирующей ситуацией и купировать ее с помощью подсказок и определенных приемов психотерапевта. То есть, любой негативный образно-фантазийный сюжет при ведении диалога с ним, может быть полностью переформатирован с превращением негативного момента в позитивный. Мы в своей работе очень часто это используем, если у нашего пациента сидит импринт мешающий во взрослом состоянии нормально жить и вызван этот импринт какой-либо серьезной ссорой родителей или наказанием нашего клиента в раннем постнатальном периоде его развития. Например, у нашего клиента А. постоянно возникали препятствия на пути осуществления каких-либо личных или рабочих планов. Во время возрастной регрессии у А. появился сюжет жестокого наказания его отцом по пустяковому поводу. Мы провели работу с чувством вины и простили отца. Вернулись немного назад по времени и «отменили» наказание. Результаты превзошли все ожидания. А., долго не решавшийся жениться, сейчас счастливо женат, работа у него идет как нельзя лучше. Неожиданно для нас обоих он даже попал в сюжет «будущего», где его принимали на работу в очень престижную контору. То есть, произошла легализация метода прогнозирования будущего при помощи нашей методологии возрастной регрессии в осознанном состоянии. Иными словами, метод намного расширяет границы доступности работы с различного рода психосоматикой и психологией отношений.

Работая подобным образом, мы на сотнях наших пациентов показали высокую продуктивность нашего подхода для лечения неврозов и невроз подобных состояний. Кроме того, выяснилось, что возникающие внезапно иногда по ходу психотерапевтической работы, сюжеты коллективного бессознательного, как в приведенном выше примере с Е. обладают при работе с ними высоким целительным потенциалом. Например, наша клиентка Г. В возрасте 35 лет была тяжело больна, как говорится на грани жизни и смерти. Она, как искренне верующая, обратилась в молитве к Богу с просьбой дать ей возможность вырастить своих детей до самостоятельного возраста. Поправилась, дети выросли и стали самостоятельными и успешными. Беда пришла неожиданно, диагностирована патология внутренней сонной артерии, требующая обязательного хирургического вмешательства. Операция прошла успешно, но психологическое состояние было крайне тяжелым. «Бог выполнил обещание» и пора уходить из жизни. Повторная проработка сюжета обращения к Богу восстановила нормальное психологическое состояние Г. И она в настоящее время с заботой и любовью нянчит своих внуков. После этих случаев мы стали сами провоцировать при необходимости появление образно-фантазийных сюжетов коллективного бессознательного и результат превзошел все наши ожидания. Приведу всего лишь один пример с пациентом из палаты интенсивной терапии Ж., который неукротимо стремился свести счеты с жизнью. Он постоянно выдергивал у себя любые катетеры и отключал аппараты интенсивной терапии. Попал он в больницу в связи с участием в ДТП. При обгоне впереди ехавшего транспорта, он выехал на встречную полосу движения и, в результате столкновении со встречной машиной, погибла его беременная невеста. Он сам с травмами средней тяжести оказался в палате интенсивной терапии. Во время работы с Ж. мы вызвали образ коллективного бессознательного в виде пространства, где обитают умершие. У него состоялась встреча-диалог со своей невестой, которая попросила его помогать ее одинокой матери, что осталась одна одинешенька. С этого момента Ж. быстро пошел на поправку и суицидальные мысли его уже не посещали.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного и приведенных ссылок на научную литературу, можно сформулировать новую гипотезу. Первичная память — реальность, воспринимаемая нашими анатомическими органами чувств, виртуальная реальность, морфофункциональные поля и, возможно, еще не исследованные «безличные» реальности, включающие в себя материал сознательного опыта, бессознательного опыта и опыта коллективного бессознательного, которая существовала всегда и продолжает существовать в настоящее время в виде образно-фантазийных «сюжетов-пазлов». Любые образно-фантазийные сюжеты могут быть развернуты во времени в виде определенного процесса и восприняты сознанием человека полностью сформированной ЦНС при нормально функционирующей ВНД. Для воспроизведения образно-фантазийных сюжетов (адекватного соединения сюжетов-пазлов) требуется адекватный стимул из какой-либо диссоциированной личности, входящей в общую систему главной личности или обособленной от нее. В свою очередь любые образно-фантазийные сюжеты могут генерировать стимулы способные вызывать патологическую личностную диссоциацию общей системы личности, вызывая у человека невроз или невроз подобное состояние. Любые образно-фантазийные сюжеты лабильны и поддаются переформатированию. Благодаря возможности взаимодействия с образно-фантазийными сюжетами в состоянии бодрствования, пациент приобретает возможность воздействовать на любой нежелательный импринт или привести патологически диссоциированную личность к интеграции в общую систему личности. На основании фактического материала наших исследований по возрастной регрессии в осознанном состоянии на более чем 600 испытуемых и анализа научной литературы можно сделать следующие

Выводы:

Источник

Критические периоды развития

11) Критические периоды развития. Критическими периодами называют относительно короткие интервалы процессов развития, во время которых обнаруживается повышенная уязвимость организма к различным вредностям и чаще обычного возникают психические расстройства, нарушения поведения, но в то же время происходит быстрое формирование новых функциональных систем и оптимальная готовность к усвоению определенных реакций (Сухарева, 1939; Каплан, Сэдок, 1994). Например, критическим периодом формирования первичной привязанности к матери является возраст от 0,5 до 1 года, когда, предположительно, у человека функционирует механизм импринтинга, а от 1 года до 4–5 лет происходит формирование других привязанностей. Возраст до 6–7 лет является критическим для усвоения языка, базовых моделей мышления и норм социального поведения.

В детской психопатологии чаще различают следующие критические периоды: первый – до 0,5–1 года после рождения (по другим данным, от 3 до 10 месяцев), второй – от 2 до 3 лет, третий – от 6 до 7 лет, четвертый – от 10 до 12 лет, пятый – от 14 до 16 лет. Эта периодизация до известной степени условна, поскольку созревание каждой функциональной структуры происходит в свое время. Тем не менее именно к упомянутым критическим периодам приурочено появление как определенных достижений, так и некоторых расстройств. Так, первый пик развития заикания относится к 2, а второй – к 4–5 годам жизни. Появление клинической симптоматики ряда форм наследственной патологии относится к первому полугодию жизни после рождения, а дисметаболические формы олигофрении обнаруживают себя в первые 3–4 месяца жизни детей. К концу 1-го года жизни некоторые исследователи относят формирование сознания и самоосознавания, а в интервале от 1 до 2 лет, как они полагают, дети определяются со своей половой принадлежностью. Соответствующие расстройства, предположительно, впервые возникают в этом же возрасте.

В 3 года дети умеют сказать о своей способности осознавать собственное Я и о нарушениях в этой сфере, а также о самооценке, которая впервые обнаруживается в этом возрасте, и, как выясняется, она не всегда бывает адекватной. Например, завышенная самооценка, которая, предположительно, может быть связана в своем развитии с феноменом всемогущества мысли – ребенок думает, что многое вокруг него происходит непосредственно от его желаний и мыслей (такой симптом иногда возникает у взрослых пациентов с нарушениями самоосознавания). В возрасте 2 лет мышление ребенка из сенсомоторного превращается в наглядно-образное (предоперационное), а в 5–7 лет на основе последнего возникают структуры образного (конкретного мышления, или стадии конкретных операций, по Ж. Пиаже). Задержка развития мышления проявляется в том, что переход от одной стадии развития мышления к другой происходит со значительным запозданием либо его не происходит вообще (следует заметить, что систематизированные сведения о нарушениях мышления у детей разного возраста в литературе отсутствуют).

Г.И. Каплан и Б.Дж. Сэдок сообщают о том, что головной мозг ребенка увеличивается в массе не постепенно, а скачками. Эти скачки приурочены к возрасту 0,5–1 год, 2–3 года, 5–7 лет, 10–12 лет и 14–16 лет. Рост головного мозга является неравномерным и в том плане, что разные его структуры созревают в разное время. Наиболее поздно созревают структуры, ответственные за социальное и эмоциональное поведение, – это нейронные контуры, в которых объединяются полюса лобных долей и лимбическая система. Их созревание происходит к 25–30 годам. Упомянутые нейронные контуры, как предполагают, являются ответственными за социальное поведение человека и, следовательно, за личностные качества индивида.

Что касается критических периодов дородового развития, то их, вероятно, столько же, сколько стадий такого развития. Но и здесь необходимо оговориться, что у каждого органа или системы существует свой критический период. Исключением является головной мозг, для которого весь дородовый период оказывается критическим.

Источник

Роль негативных факторов антенатального и интранатального периодов в формировании дезадаптации новорожденных из группы высокого риска

Изучена роль неблагоприятных материнских факторов в нарушении постнатальной адаптации новорожденных из группы высокого риска. Выявлено негативное влияние факторов анте- и интранатального периодов, в большинстве случаев сочетанных, способствовавших формиро

Meaning of adverse maternal factors in disorder of post-natal adaptation of newborn children from high-risk group was studied. Negative effect of factors of ante-natal and intra-natal periods, combined in most cases, contributing to newborns’ deconditioning, was revealed.

На этапе внутриутробного развития происходит сложный процесс формирования будущего ребенка, в связи с чем проблемы женского здоровья в различные сроки гестации, а также состояние развивающегося плода и новорожденного занимают одно из ведущих мест в современном здравоохранении [1, 2]. Наиболее частой причиной инвалидизации детского населения являются разнообразные поражения перинатального периода [3–6]. При нарушении функционирования различных систем материнского организма, ответственных за развитие адаптационных изменений в течение беременности, многочисленные физиологические приспособительные процессы становятся несовершенны [7, 8]. Это способствует формированию акушерской патологии (невынашивание, гестозы, анемия и др.), обострению хронических и/или манифестации латентных заболеваний (патология сердечно-сосудистой, мочевыводящей систем, сахарный диабет, нарушение функции надпочечников, щитовидной железы и др.). Риск перинатальной патологии возрастает при формировании осложнений беременности и родов [9–11].

Преждевременные роды остаются одной из важнейших проблем акушерства и неонатологии, так как недоношенные дети определяют уровень перинатальной заболеваемости и смертности среди новорожденных [12, 13]. Современные перинатальные технологии позволяют выхаживать недоношенных детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении, но недоношенность рассматривается не только как маркер неблагополучного внутриутробного созревания, но и последующего постнатального развития ребенка. Снижение неонатальной смертности происходит также вследствие совершенствования акушерских оперативных технологий. Расширение показаний к проведению операции кесарева сечения (КС) позволило снизить летальность новорожденных от внутричерепной родовой травмы, синдрома респираторных расстройств [14, 15]. Однако применяемые современные методики не могут полностью нивелировать последствия воздействия патологических факторов анте- и интранатального периодов на детей из группы высокого риска (недоношенные; рожденные оперативным путем; дети, перенесшие гипоксию-ишемию и т. д.) [16–18]. В связи с этим тенденции к детальному обследованию беременных и выявлению факторов риска имеют важнейшее значение для профилактики осложнений беременности, родов и перинатальной патологии. Целью нашего исследования была оценка значимости факторов риска анте- и интранатального периодов в развитии нарушений ранней адаптации у новорожденных из группы высокого риска по развитию патологии перинатального периода.

Материалы и методы исследования

Проведено комплексное клинико-инструментальное исследование состояния здоровья 690 новорожденных группы риска в периоде ранней адаптации, распределенных в следующие группы. Основная группа: 290 детей, рожденных путем КС и перенесших церебральную гипоксию-ишемию (ЦИ). Выделены две подгруппы: первая — доношенные новорожденные со сроком гестации 38–41 неделя (39,3 ± 0,21) и массой при рождении 2750–4550 г (3358,7 ± 41,75); вторая — недоношенные 30–37 недель (35,8 ± 0,41) и массой при рождении 860–3560 г (2169,1 ± 46,11). В группу сравнения 1 включено 150 доношенных детей после КС без клинических признаков ЦИ в периоде ранней адаптации, рожденных в сроке беременности 38–40 недель (39,1 ± 0,17), с массой при рождении 2388–4450 г (3398,6 ± 144,72). Группа сравнения 2: 250 новорожденных от естественных родов с перенесенной ЦИ и подразделением на две подгруппы: первая — доношенные со сроком гестации 38–41 неделя (39,7 ± 0,23) и массой при рождении 2330–4790 г (3371,6 ± 144,36); вторая — недоношенные, рожденные в 30–37 недель (35,1 ± 0,33) с массой 700–3210 г (2136,7 ± 54,19). Критерии исключения из исследования: дети с врожденными аномалиями развития, инфекционными процессами, гемолитической и геморрагической болезнью, синдромальной формой патологии. Контрольная группа — 57 новорожденных от физиологичных беременности и родов при сроке 39–40 недель (39,5 ± 0,16), с массой при рождении 3000–4110 г (3427,3 ± 160,52), оценкой по Апгар не менее 8/8 баллов. Для изучения зависимости нарушения процессов ранней адаптации новорожденных группы повышенного риска от характера и сочетанного воздействия патологических факторов анте- и интранатального периодов проводился анализ стационарных карт матерей в исследуемых группах с оценкой акушерско-гинекологического анамнеза, соматического статуса, изучался спектр показаний к проведению родоразрешения путем КС.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica. Количественные показатели анализировались по критерию Стьюдента с расчетом средней арифметической (М), стандартной ошибки среднего (± m) и соответствующему уровню достоверности; для сравнения качественных переменных использован критерий χ². Корреляционный анализ проводился с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты и обсуждение

В ходе проведенного исследования состояния детей в основной группе и группе сравнения 2 зарегистрированы клинические признаки церебральной ишемии различной степени выраженности (рис. 1); у большинства формировалось нарушение процессов ранней адаптации с значительным преобладанием у новорожденных, перенесших ЦИ (χ² = 57,92, р = 0,000) (рис. 2). У всех матерей исследуемых групп был выявлен отягощенный акушерско-гинекологический анамнез (ОАГА) (табл. 1). Женщин с первой беременностью было меньше по сравнению с женщинами, имевшими первые роды (p > 0,05). При этом количество мед­абортов у матерей, чьи дети перенесли ЦИ (95 (33%) в основной группе, 80 (32%) в группе сравнения 2), значительно превышало аналогичный показатель в контроле (10 (18%) (χ² = 4,53, р = 0,033 и χ² = 4,01, р = 0,045)). Особенно часто самопроизвольные выкидыши, мед­аборты (χ² = 8,15, р = 0,004) регистрировались у женщин с преждевременными родами. По данным литературы [6, 10, 19] изменения, связанные с искусственным прерыванием, особенно первой беременности, являются наиболее частой причиной привычных выкидышей, осложнений в родах и послеродовом периоде (возникновение аномалий родовой деятельности, кровотечений, послеродовых заболеваний и др.). При искусственном аборте, воспалительных процессах происходит резкое раздражение и/или повреждение нервных окончаний, возникает патологическая импульсация в область солнечного сплетения и вегетативных центров гипоталамуса, лимбическую систему и кору головного мозга. На деятельность гипоталамо-гипофизарной системы влияет внезапное, насильственное прекращение эндокринной функции желтого тела беременности и хориона. При повторных абортах изменения в гипоталамо-гипофизарной системе могут приобрести стабильный характер, что тормозит формирование механизмов адаптации при вновь возникшей беременности, нарушается доминанта беременности. Эти условия предрасполагают не только к выкидышу, но также к развитию токсикозов в первой и второй половине беременности [20].

Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть фото Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть картинку Что такое постнатальный период развития ребенка. Картинка про Что такое постнатальный период развития ребенка. Фото Что такое постнатальный период развития ребенка

К факторам риска развития осложненной беременности относят воспалительные заболевания внутренних половых органов, в том числе возникшие после родов и абортов [10, 12, 19]. Следствием перенесенного воспалительного процесса могут быть морфологические и функциональные изменения в маточных трубах, нарушающие транспорт и имплантацию оплодотворенной яйцеклетки. Изменения в самом эндометрии тормозят его трансформацию, необходимую для нормальной имплантации и последующего развития зародыша, провоцируя риск выкидыша, неразвивающейся беременности. Имплантация в нижнем отделе матки формирует угрозу предлежания плаценты, преждевременной ее отслойки с высоким риском развития кровотечений и вторичным нарушением гемодинамики в системе мать–плацента–плод, что, несомненно, значительно ухудшает состояние плода и новорожденного [19, 20]. В нашем исследовании у матерей, чьи дети перенесли ЦИ, значительно чаще выявлялись хронические и/или острые воспалительные заболевания женской половой сферы (у 61 (21%) и 57 (23%) в основной группе и группе сравнения 2 по отношению к 5 (9%) случаям в контроле, χ² = 3,89, р = 0,049 и χ² = 4,83, р = 0,02 соответственно). Частота патологии, связанной с невынашиванием беременности (внематочная беременность, неразвивающаяся беременность), в исследуемых группах была сопоставимой (2–9%, p > 0,05). Обращала на себя внимание достаточно высокая представленность повторных операций КС в соответствующих группах сравнения (11–32%). Кесарево сечение, а также другие операции на матке предрасполагают к формированию ее несостоятельности в дальнейшем (дистрофические процессы, фиброз, угроза спонтанного разрыва не только в родах, но и во время беременности и др.) [14, 19, 20]. Таким образом, женщин, перенесших оперативные вмешательства на матке, можно отнести к высокой группе риска по развитию и повторяемости акушерской патологии.

На формирование осложненного течения беременности, в частности развитие гестозов, особенно второй ее половины, гипохромной анемии и других осложнений оказывает выраженное влияние характер экстрагенитальной патологии. Многочисленные научные исследования [6, 10, 12] указывают на отрицательное влияние на плод и, как следствие, на новорожденного заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, выделительной (почки, мочевыводящие пути), гепатобилиарной и других систем, возникающих до беременности и/или проявляющихся в течение гестационного процесса. К числу основных повреждающих факторов, определяющих возникновение патологии плода при заболеваниях беременной, относится гипоксия, которая способствует ухудшению метаболических процессов и выведению продуктов обмена плода, интоксикации и формированию других патогенных влияний. В нашем исследовании выявляемость экстрагенитальной патологии у беременных женщин составляла 56–78%, сочетанная патология зарегистрирована в 19–37% случаев (р > 0,05) с относительным преобладанием заболеваемости у женщин, родоразрешенных оперативным путем. В структуре выявленной патологии, без статистически значимых различий в группах, доминировала патология мочевыделительной системы (в основной группе 28%, в группах сравнения по 22%), достигая 32% у женщин с преждевременными родами; вегетососудистая дистония (23–25%); заболевания сердечно-сосудистой системы с преобладанием артериальной гипертензии (15% в основной группе, 9–11% в группах сравнения); заболевания желудочно-кишечного тракта, чаще выявлялся гепатит (11% в основной группе, в группах сравнения по 5%); ожирение, метаболический синдром (в основной группе 14%, в группах сравнения 6–8%); миопия высокой степени в 6–15% случаев. Острое респираторное вирусное заболевание женщины исследуемых групп перенесли в 7–12% случаев.

Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть фото Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть картинку Что такое постнатальный период развития ребенка. Картинка про Что такое постнатальный период развития ребенка. Фото Что такое постнатальный период развития ребенка

Отягощенный акушерско-гинеколо­ги­ческий анамнез и соматическое неблагополучие женщин способствовали развитию различных осложнений беременности, особенно в основной группе, что имело в большинстве случаев значительные отличия от женщин контрольной группы (табл. 2). Частота формирования гестоза (в 52–58% случаях) и анемии (у 37–42% женщин) различной степени выраженности значительно отличала женщин групп сравнения от контрольной группы (р ≤ 0,05). Угроза прерывания беременности возникала у 28% женщин основной группы, а в группах сравнения в 21–23% случаев, достигая уровня статистической значимости с контролем только в основной группе. На фоне выявленных нарушений течения беременности более половины (54%) женщин основной группы имели хроническую маточно-плацентарную и плодово-плацентарную недостаточность, а в группах сравнения данная патология формировалась у 26–30% беременных. Плацентарная недостаточность, характеризующаяся нарушениями структуры и функций плаценты, ухудшает условия питания, газообмена и выведения продуктов обмена веществ из организма плода, в результате чего возникает гипоксия, задержка развития плода, склонность к асфиксии при рождении, родовым травмам и заболеваниям в периоде новорожденности [3, 6, 9, 15, 16].

Совокупность патологических факторов (ОАГА, тяжесть экстрагенитальной патологии и осложненное течение беременности) формировало у ряда беременных показания к родоразрешению путем кесарева сечения (рис. 3). Наиболее часто оперативные роды проводились при повторном КС (18–32%), дородовом излитии околоплодных вод и развитии слабости родовой деятельности (9–12%), начавшейся асфиксии плода (6–17%), преэклампсии тяжелой степени (6–14%), тяжелой соматической патологии женщин (13%). При этом сочетанные показания преобладали у женщин основной группы (у 119 (41%) против 49 (27%), χ² = 6,68, р = 0,010), особенно при недоношенной беременности (у 94 (55%) женщин; χ² = 23,18, р = 0,000). Следует отметить, что в группах сравнения по ряду показаний к проведению КС выявлены различия, не достигавшие статистического уровня значимости (рис. 3). При оценке значимости выявленных факторов риска в формировании нарушений постнатальной адаптации новорожденных, в том числе формировании церебральной ишемии, была установлена корреляция с рядом факторов антенатального периода (медабортами (r = 734, р = 0,000); воспалительными заболеваниями женской половой сферы (r = 855, р = 0,000); возрастом первородящей (rs = 0,674, р = 0,001); хронической фетоплацентарной недостаточностью (ХФПН), особенно у детей, рожденных путем КС (rs = 0,974, р = 0,000); угрозой прерывания беременности (rs = 0,812, р = 0,000) в основной группе); в интранатальном периоде при родоразрешении путем КС с ухудшением состояния женщин по экстрагенитальной патологии и преэклампсией тяжелой степени (rs = 0,718 и rs = 0,762, р = 0,001), с хронической гипоксией и/или острой асфиксией плода (rs = 0,823, р = 0,000), с начавшимся кровотечением (rs = 0,689, р = 0,001), задержкой развития плода (rs = 0,636, р = 0,002). Таким образом, при анализе анте- и интранатального периодов развития детей из группы высокого риска выявлено патологическое влияние множественных материнских факторов, в большинстве случаев сочетанных, которые играли важную роль в формировании дезадаптации новорожденных.

Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть фото Что такое постнатальный период развития ребенка. Смотреть картинку Что такое постнатальный период развития ребенка. Картинка про Что такое постнатальный период развития ребенка. Фото Что такое постнатальный период развития ребенка

Выводы

Нарушение ранней постнатальной адаптации новорожденных из группы высокого риска связано с патологическим влиянием различных факторов анте- и интранатального периодов развития плода. Наибольшую значимость приобретает сочетанное влияние отягощенного акушерско-гинекологического анамнеза (мед­аборты, невынашиваемость беременности, воспалительные заболевания женской половой сферы, повторные операции кесарева сечения); осложненное течение беременности с развитием гестозов, анемии, угрозы преждевременных родов, нарушением маточно-плацентарного и плодово-плацентарного кровотока; соматические заболевания матерей. Тяжесть состояния беременных женщин способствует, прежде всего, нарушению родовой деятельности, возникновению угрожающих состояний плода (острой гипоксии/асфиксии) и т. д., приводящих к невозможности родоразрешения естественным путем, формированию показаний для проведения операции кесарева сечения. Изучение причин и оценка значимости факторов риска в развитии перинатальной патологии создает возможность своевременной коррекции материнских факторов, организации эффективной медицинской помощи новорожденным высокого риска, способствуя повышению качества жизни детей в последующие возрастные периоды, что носит важный медико-социальный характер.

Литература

* ГБУЗ РМ МРКПЦ, Саранск
** ФГБОУ ВПО МГУ им. Н. П. Огарева, Саранск

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *