Что такое постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука

Постнеклассической науке предшествовала классическая наука XVII века (основанная на механицистской картине мира) и неклассическая наука конца XIX — первой половины XX века (основанная на нередуцируемой параллельности или релятивности описания мира в разных науках).

Примечания

Литература

Ссылки

Что такое постнеклассическая наука. Смотреть фото Что такое постнеклассическая наука. Смотреть картинку Что такое постнеклассическая наука. Картинка про Что такое постнеклассическая наука. Фото Что такое постнеклассическая наука

Полезное

Смотреть что такое «Постнеклассическая наука» в других словарях:

НЕОНЕКЛАССИЧЕСКАЯ (постнеклассическая) НАУКА — в отличие от классики и неклассики, функционировавших как знания отображения существенных свойств мира, неонеклассика, у истоков которой мы находимся, функционирует как знание инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше… … Философия науки: Словарь основных терминов

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

наука — НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Как … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным,… … История Философии: Энциклопедия

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным,… … Новейший философский словарь

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным,… … Социология: Энциклопедия

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным,… … История Философии: Энциклопедия

Неклассическая наука — Неклассическая наука концепция в советской и российской школе философии науки, введённая В. С. Стёпиным, выделяющая особый тип науки эпохи кризиса классической рациональности (конец ХIХ 60 е годы XX в.). Неклассическая наука… … Википедия

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА — идейные предтечи неклассики многозначительные идиомы в архетипе духовности начала XX в. такие, как новаторство, ревизия, пикировка с традицией, экспериментаторство, нестандартности, условности, отход от визуальности, концептуализм, символичность … Философия науки: Словарь основных терминов

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ. — Наука в собственном смысл слова появилась в конце XVI – начале XVII века и за триста лет своегосуществования прошла три этапа в своём развитии: классический, неклассический и постнеклассический. Классическая наука возникла в условиях… … Философия науки и техники: тематический словарь

Источник

Постнеклассическая наука.

Что такое постнеклассическая наука. Смотреть фото Что такое постнеклассическая наука. Смотреть картинку Что такое постнеклассическая наука. Картинка про Что такое постнеклассическая наука. Фото Что такое постнеклассическая наука Что такое постнеклассическая наука. Смотреть фото Что такое постнеклассическая наука. Смотреть картинку Что такое постнеклассическая наука. Картинка про Что такое постнеклассическая наука. Фото Что такое постнеклассическая наука Что такое постнеклассическая наука. Смотреть фото Что такое постнеклассическая наука. Смотреть картинку Что такое постнеклассическая наука. Картинка про Что такое постнеклассическая наука. Фото Что такое постнеклассическая наука Что такое постнеклассическая наука. Смотреть фото Что такое постнеклассическая наука. Смотреть картинку Что такое постнеклассическая наука. Картинка про Что такое постнеклассическая наука. Фото Что такое постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука постулировала тенденции к объединению наук, к междисциплинарным исследованиям, уделяла большое внимание изучению системности, которая проявляется на стыках наук, вернула ценностные вопросы в ряд первостепенных.

характерные черты развития науки конца XX – начала XXI вв., связанные с переходом к четвёртой глобальной научной революции: 1) Широкое распространение идей и методов синергети­ки – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы; В этой связи в постнеклассическом естествознании очень популярны такие понятия как диссипативные структуры, бифуркация, флуктуация, хаосомность, странные аттракто­ры, нелинейность, неопределенность, необратимость и т.п. Синергетика демонстрирует, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществля­ется через хаос.Каждая такая система предстает как «эво­люционное целое». Синергетика открывает новые границы построе­ния сложных развивающихся структур из простых. При этом она исходит из того, что объединение структур не сводится к их простому сложению, а имеет место перекрытие областей их локализации: целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. 2) Широкое применение прин­ципа коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловлен­ного изменения систем или частей внутри целого (см. статью «коэволюция»). 3) Укрепление парадигмы целостности,связанное с осознанием необходимости глобального всестороннего взгляда на мир (см. отдельную статью). 4) Преодоление разрыва объекта и субъек­та.Если объектом клас­сической науки были простые системы, а объектом не­классической науки – сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают истори­чески развивающиеся системы, которые с течением вре­мени формируют всё новые уровни своей организации. При этом возникновение нового уровня организации оказывает воздействие на предыдущий этап, меняя связи и композицию их элементов. В естествознании XX в. всё более широкое распространение получает так называемый «антропный принцип», который устанавливает связь су­ществования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы. Согласно антропному принципу, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся систе­ма, включенность в нее человека не может быть отброше­на. Развитие науки XX в. – как естествоз­нания, так и обществознания – убедительно показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в «естественный ход со­бытий», просто не существует. Человека – «единствен­ного наблюдателя», которого мы способны себе предста­вить – невозможно вычленить из окружающего мира, сде­лать его независимым от его собственных действий, от про­цесса приобретения и развития знаний. Облик совре­менной постнеклассической науки характеризуют самораз­вивающиеся открытые системы. Если на предшествующих этапах на­ука была ориентирована преимущественно на постиже­ние все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современ­ной науки всё более определяют комплексные исследо­вательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисцип­линарные исследования. Реализация комплексных научных программ порожда­ет особую ситуацию сращивания в единой системе дея­тельности теоретических и экспериментальных исследо­ваний, прикладных и фундаментальных знаний, интен­сификации прямых и обратных связей между ними. Все это порождает усиление взаимодействия сложившихся в различных дисциплинарных областях науки идеалов, норм и методов познания. 5) Методологический плюрализм–осознание ограничен­ности, односторонности любой методологии и, прежде всего, рационалистической, хотя в постнеклассическом естествознании еще более активно (прежде всего, в силу специфики его пред­мета и возрастания роли человека в нем), чем на предыду­щих этапах, «задействованы» все функции философии – онтологическая, гносеологическая, методологическая, ми­ровоззренческая, аксиологическая и др. Однако попытки введения «внепарадигмальных вкрап­лений» в содержание научного знания становятся все бо­лее распространенным явлением в постнеклассической науке и все убедительнее ставят под сомнение утвержде­ния о незыблемости рациональных норм и принципов. 6) Распространение идеи развития. Крупный физик и методолог науки К. фон Вайцзеккер пишет, характеризуя научное познание нашего времени в целом, что развитие науки имеет тенденцию к превращению в науку о развитии. Исторический аспект любой науки, в том числе о нежи­вых объектах все более выдвигается на передний план познания (в последние годы активно формируются новые направления исследова­ний – эволюционная химия, универсальная история и др.). 7) Усиливается математизация теорий и уровень их абстрактности. Эта особенность современного естествознания привела к тому, что работа с его новыми теориями из-за высокого уров­ня абстракций вводимых в них понятий превратилась в но­вый и своеобразный вид деятельности. Возникает угроза превращения теоретической физики в математическую теорию. В науке XX в. резко возросло значение вычислитель­ной математики (ставшей самостоятельной ветвью мате­матики). В настоящее время важ­нейшим инструментом научно-технического прогресса ста­новится математическое моделирование. Его сущность – замена исходного объекта соответствующей математичес­кой моделью. Активная математизация различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности и быстрый прогресс вычислительной техни­ки привели к появлению целого ряда новых математичес­ких дисциплин (теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, те­ория оптимального управления и др.).

Что такое постнеклассическая наука. Смотреть фото Что такое постнеклассическая наука. Смотреть картинку Что такое постнеклассическая наука. Картинка про Что такое постнеклассическая наука. Фото Что такое постнеклассическая наука

ПАРАДИГМА ЦЕЛОСТНОСТИ – рассмотрение общества, биосферы, ноосферы, ми­роздания и т.п. как взаимосвязанных процессов и формирование «организмического» видения в понимании природы. Природа, общество и человек начинают рассматривается как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах, а на­рушение их приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы. Все более укрепляется идея взаимосвязи и гармоничес­кого отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целое. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как ее властителя. Получает развитие так называемая биосферная этика. В конце XX в. начинает проявляться тенденция сближения естественных и гума­нитарных наук, науки и искусства, науки и религии. Если раньше естествознание ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельнос­ти, а гуманитарные науки – на постижение человека, че­ловеческого духа, культуры, то сегодня для всех наук приоритетное зна­чение приобрело раскрытие смысла, не столько объясне­ние, сколько понимание, связь социального знания с цен­ностно-целевыми структурами. Идеи и принципы современ­ного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки. Но имеет место и об­ратный процесс. Исследование наукой саморазвивающихся социальных и «антропологических» систем стирает прежние непрохо­димые границы между методологией естествознания и социального познания, т.е. наблюдается тен­денция к конвергенции научно-техни­ческой и гуманитарно-художественной культур, где человек оказывается доминантой этого процесса. Всё более распространяется убеждение в слабости европейского рационализма и его методов и ученые Запада всё чаще обращаются к традициям восточного мышления и его ме­тодам. Различие восточного и западного типов куль­тур всё более пронизывает жизнь современной цивилизации и влияет на пути осмысле­ния возможных перспектив развития человека.

СИНЕРГЕТИКА (от греч. «синергия» – сотрудничество, совместное действие) – междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности самоорганизации открытых (не линейных) систем в неустойчивом необратимом состоянии. Начало исследованию проблем самоорганизации положила кибернетика. Важнейшим свойством системы самоорганизации является бифуркация, механизм которой разработал Анри Пуанкаре(1854–1912). Бифуркация – это такое состояние системы, когда она в состоянии неравновесности находится перед выбором возможных вариантов функционирования и малейшие, случайные обстоятельства могут кардинально изменить направление её дальнейшего развития, закрывая возможные альтернативные пути её изменения. Термин «самоорганизующаяся система» ввел английский кибернетик У.Р. Эшби в 1947 г. Широкое изучение самоорганизации началось в конце 50-х годов в целях отыскания новых принципов построения технических устройств, обладающих высокой надежностью, и создания вычислительных машин, способных моделировать различные стороны интеллектуальной деятельности человека. В 60-е и 70-е годы XX века появляется понятие диссипативной структуры (структуры, существующей за счёт постоянного энергообмена между систе­мой и окружающей средой), предложенное бельгийским учёным русского происхождения И. Пригожиным и его соавторами, и понятие самоорганизации как образования диссипативной структуры. Концепция самоорганизации кон­центрировалась вокруг теории диссипативных структур, которые с необходи­мостью вызывают выбросы избыточной энтропии (энтропия – это мера беспорядочности физической системы, получение информации из окружающей среды понижает уровень энтропии системы), а они, в свою очередь, вы­зывают появление новых структур и их устойчивость. С 70-х годов XX века к изучению самоорганизации привлекаются процессы термодинамики открытых систем, что привело в последние десятилетия века к созданию синергетики как интегрирующей науки. Сам термин имеет древнегреческое происхождение и означает «содействие», «соучастие» или «содействующий», «помогающий». Следы его употребления можно найти еще в исихазме – мистическом течении средневековой Византии. Годом рождения синергетики считается 1973 г., когда немецкий ученый Г. Хакен заявил о новой науке в своей работе «Синергетика» (1980), где он объяснил, почему он назвал новую дисциплину синергетикой: в ней 1) «исследуется совместное действие многих подсистем. в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование»; 2) она кооперирует усилия различных научных дисциплин для нахождения общих принципов самоорганизации систем. Хакен утверждает, что различные по своей природе системы (от электрона до людей) имеют одни и те же принципы самоорганизации, а значит, природные и социальные процессы имеют общие детерминанты, на нахождение которых и направлена синергетика, которую особенно интересуют ситуации, когда структуры или функции систем переживают коренные изменения масштабного уровня. Поэтому она занимается изучением открытых систем. Открытой называется система, которая способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией; альтернативой представляется закрытая система, которая представляет собой идеальную схему системы в равновесном состоянии (Вселенная Ньютона, классическая термодинамика являют пример закрытых систем). Закрытая, изолированная от информации окружающей среды, система (предоставленная самой себе), неизбежно приходит к состоянию наибольшей энтропии, т.е. к хаосу, что фактически означает разрушение. В 1977 году Г. Николис и И. Пригожин определили условия существова­ния диссипативных структур. Необратимость и неравновесность здесь явля­ются источником упорядоченности; их флуктуации порождают бифуркации (моменты выбора системой одного из альтернативных путей её развития), а эволюция – это последовательность неустойчивостей. Им было показано, что в неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. И. Пригожин представлял себе процессы в неравновесных открытых системах следующим образом. В моменты неустойчивого состояния в системах могут возникнуть малые возмущения, флуктуации, способные разрастаться в макроструктуры. Если раньше под «порядком» понималось состояние устойчивости, под «хаосом» – состояние неустойчивости, а развитие рассматривалось как процесс перехода от одного порядка к другому, где хаос проявлялся как побочный продукт этого процесса, то синергетика рассматривает хаос как закономерный этап развития, которое предстаёт в виде многократного чередования порядка и хаоса. Поэтому синергетику можно считать новым этапом в развитии диалектической концепции. Хаос и случайность здесь выступают в качестве активного начала, приводящего к развитию новых самоорганизаций. В равновесном или слабо равновесном состоянии в системе существует только одно стационарное состояние, которое зависит от некоторых управляющих параметров. Изменения этих управляющих параметров будет уводить систему из равновесного состояния. В конце концов, вдали от равновесия система достигает некоторой критической точки, называемой точкой бифуркации. Невозможно предсказать, какой путь эволюции выберет система за порогом бифуркации. Начиная с этого момента, на дальнейший ход эволюции системы могут оказывать воздействие даже ничтожно малые флуктуации (флуктуация – это обусловленное случайными факторами небольшое колебание величин системы, которые становятся «пусковым механизмом» для изменения направленности эволюции всей системы). Явление бифуркации тесно связано с понятием аттрактор – т.е. совокупность условий, при которых выбор дальнейших путей эволюции развития системы происходит в направлении притягивания к одной точке (эта направленность в виде «куколки» заложена в системе, как один из возможных вариантов её дальнейшего развития. В 1980 году в предисло­вии к работе «От существующего к возникающему» И. Пригожин пишет, что книга создана для того, чтобы «попытаться показать читателю, что мы пере­живаем период научной революции, когда коренной оценке подвергается ме­сто и само существование научного подхода – период, несколько напоми­нающий возникновение научного подхода в Древней Греции или возрождение во времена Галилея». Синергетика как теория самоорганизации нашла свое применение в современной космологии, квантовой физике, химической и биологической теории. Общество тоже является открытой нелинейной системой, поэтому идеи синергетики распространяются и на него. Уже сейчас существуют попытки их применения к глобальному анализу общественных систем.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ –принцип постнеклассической науки, объединяющий идеи сис­темного и эволюционного подходов. В основе эволю­ционного подхода (который был разработан в биологии Ч. Дар­виным, лежала идея о непрерывном появлении в мире все более сложно организованных живых систем. Си­стемный подход, возникший в 40-50-е гг. XX в., по­зволил выявлять целостность исследуемого объекта в его взаимосвязи с окружающей средой, взаимодействие составляющих его элементов. С развитием синергетики, которая предложила идею универсального эволюционизма, принци­пиально изменились как классическое учение об эво­люции, так и содержание системного подхода, ибо процессы и явления живой, неживой и социальной мате­рии стали рассматриваться как самоорганизующиеся системы, обладающие способностью «выбирать» из множества возможностей один путь развития. Под влиянием теории нестационарной Вселенной, синергетики, кон­цепций биосферы и ноосферы универсальный эволюционизм утвер­дился в качестве принципа построения современной общенаучной картины мира.

Источник

Особенности классической, постнеклассической и неклассической науки

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Наука — это конкретно-историческая область человеческой деятельности, которая постоянно находится в движении и развитии путем смены качественно новых этапов.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Каждый из них отличается уникальным образом мышления, инструментальной базой, понятийным аппаратом, особенностями процесса познания.

Классическая наука

Этап классической науки затрагивает период XVII-XIX вв., где основой познания представлялось экспериментально–теоретическое исследование, поэтому этап также называется аналитическим, связанным с точным естествознанием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности классического периода науки:

Неклассическая наука

Неклассический этап развития науки — период в конце XIX-середине XX века, который стал логическим продолжением классического течения, претерпевающего кризис рационального мышления.

Особенности неклассического периода:

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука сформировалась к 70-м гг. XX века. Этому способствовали революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин и без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Признаки данного периода:

Особенности, чем различаются между собой

Каждому этапу развития науки присущи определенные виды парадигм — совокупности теоретико-методологических и иных установок, своя картина мира и первостепенные фундаментальные идеи.

В классическом периоде парадигма основывалась на механике, корпускулярной концепции, согласно которой материя имеет дискретную (прерывистую) структуру и состоит из отдельных, предельно малых частиц. А также на классическом (лапласовском) детерминизме.

Механистический детерминизм выражает идею абсолютного детерминизма — уверенности в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость.

Неклассической науке, отдаляющейся от метафизического представления о мире, свойственны следующие парадигмы:

Постнеклассический этап обратился в сферу парадигм становления и самоорганизации. Особое внимание уделяется историческому контексту, системности (целостности) и развитию как важнейшей характеристике бытия. Классическая наука, как и неклассическая, изучала непрерывно протекающие процессы и не акцентировала внимание на качественно новых переходах состояния материи.

Постнеклассический период в первую очередь поднимает вопрос перехода научных сфер на высокоорганизованные уровни. В связи с этим произошел переворот от науки «существующего» к науке «возникающего», от «бытия» к «становлению».

Однако различия периодов развития науки не предполагают, что каждый последующий этап отрицает предыдущий. Постнеклассический этап смог зародиться благодаря преобразованию и модернизации свойств научной классики и неклассического мировоззрения.

Преемственность научных этапов позволяет проследить постоянное совершенствование устаревших представлений о мире и переход каждого периода на качественно новый этап развития.

Исторические периоды существования

Классическая наука зародилась в XVII–XIX вв., в эпоху Нового времени, когда происходили буржуазные революции и началось становление капиталистического способа производства. В этот период единое знание начинает дифференцироваться на сферы философии и науки.

Переход к новому способу производства требовал большого количества ресурсов и машин, что также стало стимулом для радикального изменения структуры науки, в которой начинают формироваться новые подсистемы и отрасли — астрономия, механика, физика, химия.

В начале XX века сформировалась неклассическая наука. Для этого исторического периода характерны открытия в области физики. Объекты научного изучения неклассического этапа стали рассматриваться как сложные системы, некоторые из которых можно изучить только с помощью макроинструментов (проявление принципа дополнительности).

Реальность начинает рассматривать как нечто, зависящее от познавательных инструментов, в отличие от классической науки, которая не придавала роли и значения субъекту познания.

Для мировоззрения неклассического исторического периода характерны смена парадигм, возникновение сомнений относительно рациональности в процессе познания и силы разума человека.

Постнеклассический период возник в 70-80-е гг. XX века. Для современного естественнонаучного познания характерно установление нового взаимоотношения человека и природы, которая перестает рассматриваться как «мертвый механизм». Это связано с осознанием экологических глобальных проблем человечества.

В то же время активно развивается потребительская идеология, что стало одним из факторов гуманизации постнеклассической науки. Ученые становятся более ответственными за свои разработки. Большое внимание уделяется регулированию в области экспертиз, исследований для предотвращения нанесения вреда человеческому здоровью.

Научные исследования фундаментального характера начинают отставать от прогресса в исследованиях, привлекательных для инвестиций. Эта тенденция характерна для периода коммерциализации науки в эпоху развитого капитализма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *