Что такое поталь для картин
Картины с поталью – современный взгляд на искусство (живопись)
Приветствую вас дорогие друзья, читатели!
Согласитесь, что почти всегда новое — это хорошенько забытое старое. Это выражение в точности относится и к золочению. Блеск самого дорого и роскошного металла всегда притягивал взгляд. Поэтому и позолота сопровождала человечество на всех этапах развития общества.
Ранее в статьях общие сведения о потали и 6 секретов при работе я уже писала об Технике Золочения, так как она тесно связана с моей творческой деятельностью. А тема этой статьи, на мой взгляд, весьма интересная. Все когда-то возвращается — интерьерные картины с поталью снова в моде!
На фото: пример моей картины маслом и с добавлением позолоченных элементов.
Напомню исторические факты, что золочение использовалось начиная с первых работ в славянской иконописи, это приблизительно 6-7 век. Причем, применялось одинаково и золочение и серебрение.
Если вы помните, на иконах есть золотые и серебряные акценты: нимбы святых, фрагменты одежды, некоторые предметы. Применяли золочение на территории всей Европы, в том числе и во Франции, где я живу вот уже последние 18 лет!
На фото: пример золочения на деревянной расписной панели в замке Le château d’Oiron 15 века во Франции.
До нашего времени дошли уникальные рецепты старых мастеров по золочению живописи, которые относятся уже к более позднему периоду, к 18 веку. Надо заметить, что способ золочения в то время был довольно трудоемким.
Представьте только, что золотили все, даже целые строения! Например, в Японии, в городе Киото, мы видели Золотой Павильон покрытый сусальным золотом внутри и снаружи! Посмотреть этот храм и не только, можно на моем Ютуб канале в видео- путешествии по стране Восходящего солнца — Путешествие в Японию- храмы, замки и люди в кимоно, Часть 1
Скажу что, путешествия значительно расширяют кругозор не только творчески, но и в целом, с философской точки зрения.
Но в современном мире немного упростились некоторые моменты, например, для нанесения, сусального золота или потали используется специальный клей – мордан, с которым можно комфортно работать. А старые мастера клеили золотые листочки (тогда использовалось только сусальное золото) на столярный клей, как мы его сейчас называем.
Для приготовления этого клея длительное время уваривалось натуральное сырье (шкуры и кости животных). Получалось клейкое желе, на которое и приклеивалось сусальное золото. Довольно сложная техника, потому что клей быстро застывал и требовал постоянного подогрева во время работы.
И не только в иконописи, или золочение различных элементов в постройках применялось золочение, позолота смело шагнула в современный мир, и даже в живописи стала диктовать свои правила! Просто сказать, что это стало модным… Нет, золотая поталь на масляной живописи – это экстравагантно, роскошно и необычно!
На фото: моя работа — интерьерная картина с применением золотой и серебряной потали. К сожалению, фото не достаточно передает блеск потали.
В творчестве австрийского художника Густава Климта, основоположника стиля модерн в живописи, есть даже отдельный период творчества, который называется «золотым». И не только из-за того, что в это время были написаны настоящие шедевры, такой момент тоже присутствовал.
На самом деле Густав Климт смог объединить масляные краски и золото воедино, сделать уникальный роскошный микс. И в этой технике художником написано немало шедевров, но один считается выдающимся. Это картина Климта «Поцелуй», пожалуй самое известное в мире произведение живописи с позолотой и визитная карточка художника.
Влюбленная парочка целующихся в золотых одеждах, изображена на разнообразных сувенирах, которые с удовольствием запаковывают туристы в свои чемоданы. Думаю, никто не вел такой статистики, но это один из самых популярных сувениров в мире.
На заметку: Густав Климт в своих работах использовал листочки сусального золота. В настоящее время для придания золотого блеска живописи используется золотая поталь, как более бюджетный вариант.
Как вы помните, свои «золотые шедевры» Климт писал в конце 19- начале 20 века, а в наше время мы наблюдаем новую вспышку популярности позолоты. Это связано со спросом покупателя или потребителя, называйте как хотите.
А в ответ на это арт-рынок дает запрос художникам на выполнение работ. Причем поталь используется сегодня настолько широко, что можно использовать ее не только на холсте, в масляной или акриловой живописи, но даже на стеклянных картинах, то есть, на стекле!
На фото: фрагмент моей творческой работы на стекле с применением золотой и серебряной потали
На деле получается, что к продавцу живописи в салоне приходит покупатель и просит продать такую картину, как купил знакомый, с роскошным золотым сиянием. Продавец заказывает художнику картину с поталью. И все, спрос сформирован! Так появляются многие тенденции развития живописи. Плохо это или хорошо, это тема отдельной статьи, а мы дальше говорим о золотой потали в живописи.
В своих работах я часто использую технику золочения поталью. В моей творческой Галерее вы можете посмотреть мебель, для декора которой применялась золотая и серебряная поталь, а также картины с этим удивительным материалом.
Причем замечу, что можно наносить поталь как полностью, так и частично, в зависимости от поставленной творческой задачи
На фото: пример моей работы по Серебрению поталью и с росписью Гротеск
Кстати, для более смелых творческих людей, я записываю видео курсы на разные темы, в том числе есть и МК с применением потали. Посмотреть технику золочения мебели и живописи можно в моих мастер-класса, так, как делаю это я. В них я очень подробно все рассказываю и показываю ход работ.
Поверьте мне, очень многие эксклюзивные вещи можно сделать своими руками! Например, написать картину большого формата, объемную, с 3D эффектом, с золотой поталью, такую же, как в престижном европейском салоне живописи!
Если сомневаетесь в своих силах, воспользуйтесь моим мастер-классом «Пестрый тюльпан». В нем полный процесс работы над интерьерной картиной с поталью, начиная от белого холста и заканчивая креативным декором.
На фото: фрагмент из видео урока
Иногда моих подписчиков пугает масштабность работы, в этом мастер-классе рекомендуемый формат холста 80*80 см, мы же пишем картину для интерьера!
В таком случае рекомендую обратить внимание на другой видео-урок по живописи и золочению поталью «Романтическая цветочная композиция с золочением»
На фото: интерьерная картина маслом с серебряной поталью
Особенности этого урока в том, что вы не только напишете цветочный натюрморт в быстрой технике, но и освоите технику нанесения потали на масляную живопись. Кстати, соответственно цветовой гамме натюрморта можно выбрать серебряную или золотую поталь, как на фото выше.
Надеюсь, мой рассказ о золотой потали в живописи был для вас интересен и вы попробуете создать свой неповторимый сияющий современный шедевр! Ну или заказать видео с подробной инструкцией по работе над картиной с золочением. В любом случае, попробовать Золочение или Серебрение стоит!
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества похожих, сохраните ее себе в закладках. Она всегда будет у вас под рукой в нужный момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Техника золочения предметов поталью. Особенности работы с поталью
Техника золочения предметов поталью многим кажется дорогой и трудоемкой. В то же время золочение сусальным золотом – тончайшими (от 0,13 до 0,6 мк) листами золота – вполне доступно, даже в домашних условиях. Но сусальное золото стоит дорого, использовать его для хобби-проектов и тем более для изучения техники золочения нецелесообразно. Для этого вполне сгодится поталь – недорогой имитатор сусального золота. Изделия, позолоченные поталью, выглядят практически так же, как и покрытые настоящим сусальным золотом – эффектно и богато. Ниже вы сможете ознакомиться с основными особенностями работы с поталью.
Для начального изучения золочения вам потребуется купить: специальный клей, шеллак (защитный лак при золочении), кисть для клея, колонковую кисть, лампенезель (специальная кисть) и, собственно, саму поталь.
Работать с поталью надо в непыльных комнатах, без сквозняков. Общая техника золочения состоит из четырех основных этапов:
1. Подготовка поверхности. Для получения ровного золочения, поверхность должна быть очищена от грязи и ржавчины, там, где это нужно, загрунтована (особенно это актуально для дерева и металла). Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.
2. Нанесение клея. Рассматрим клеевое (полиментное) золочение, при котором получается глянцевое (блестящее) покрытие. Существует также масляное золочение (при помощи специальных лаков – левкаса, мордана, микстьена). Оно несколько проще, но покрытие получается матовым. Нанесенный клей должен быть выдержан в течение времени, указанного в инструкции. Существуют и специальные клеевые карандаши, более удобные для некоторых творческих проектов.
4. Обработка золоченой поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесенной основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 ч.) полируют пемзой, лощилом, агатовым (или кремниевым) зубком, чтобы лист ровно пристал к поверхности. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности – стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно. Общепринято поталь покрывать защитным слоем. Эту функцию выполняют шеллак или цапенлак.
Кроме основной, золотой, поталь бывает серебреной, медной, бронзовой. Поталь продается листами и книжками. Листами дешевле, но обычно это наборы по 100 листов.
Наиболее удобный вариант – в книжках по 25 листов. В книжках поталь бывает свободная – каждый лист потали проложен тонкой пергаментной бумагой – и трансферной: каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Работать с трансферной поталью проще, для новичков это наиболее удачный выбор. Лист берется вместе с бумагой (вам не понадобится лампензель) и может быть обрезан ножницами. Наконец, он переносится вместе с бумагой на объект. После этого можно удалить шелковую бумагу, и золочение закончено.
Особенности работы с поталью
В последнее время мне задают много вопросов по поводу особенностей работы с поталью, поэтому решила поделиться своим опытом.
Если приходится покрывать большие поверхности, листы потали снимаем на заготовку прямо с книжки. Поначалу кажется, что испорчена будет вся купленная нами поталь, потому что она всё время куда-то улетает, но только не попадает туда, куда нужно… Главное приноровится! В конечном итоге, даже если она и ляжет складочками на клей, её всегда можно подправить пальчиком!
Если мы заклеиваем поталью небольшие поверхности, то нам её, прежде всего, нужно разрезать. Рекомендуют резать и поталь, и сусальное золото на специальных подушечках, обшитых мехом или замшей. Но я не заморачиваюсь. Из книжки выкладываю листы потали в какой-нибудь толстый журнал, лист от листа кладу через 10-15 страниц. Режу прямо на открытой странице. Оставшиеся от большого куска кусочки оставляю там же для последующего использования. Только листы журнала не должны быть лощёными, иначе поталь намертво прилипнет к ним. Они должны быть типа газетных, не очень хорошего качества. Кто-то режет ножом, заточенным с двух сторон, кто-то скальпелем, я же пользуюсь качественным лезвием.
Чтобы перенести кусочки потали в нужное место, можно смастерить кисточку, которая называется лампемзелем, который делается так: беличья кисточка приличного размера веерообразно раздвигается и вклеивается между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком, картонном череночке. Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос. Сухой волос лапки (лампемзеля) не возьмет поталь, она прилипает к маслянистым поверхностям. Перед работой лапкой слегка смазывают сливочным маслом верх кисти левой руки и, держа лапку правой рукой, время от времени легко проводят ею по маслянистой кисти левой руки, сообщая этим волоскам лапки способность прихватывать золото и переносить его на нужное место. Руки при этой работе должны быть совершенно чистыми. За неимением лапки некоторые рекомендуют пользоваться таким же образом кусочком упругой бумаги, натертой парафином. Я делаю так: провожу лапкой по своим волосам, лапка слегка смазывается и электризуется!
Теперь про то, на что клеим!
Про разные фирменные лаки, которые продаются в Лавках художника и других спецмагазинах, рассказывать не буду, т.к. инфы в Инете про них предостаточно! Лично для меня это дорого! Поэтому расскажу, на что клею я. Некоторые рецепты взяты из древних источников и рассказов моих Учителей.
Вы можете спросить: а зачем вся эта канитель, если можно просто написать нужный узор просто золотым, бронзовым или медным акрилом? Уверяю вас, что такого яркого и ровного узора простой краской под металлик вы не получите! А если еще заменить поталь сусальным золотом. Ведь таким способом расписывали и до сих пор расписывают на иконах парчи на одеждах и украшают золотым орнаментом каймы икон.
Теперь шлифуем то, что наклеили! Шлифовать поталь можно суконкой или войлоком, но особенный вид поталь, как и сусальное золото приобретает, если отщлифовать её волчьим клыком ( мне его знакомые охотники подарили), а также полированными кремнем, сердоликом или агатом.
Всё про клей для потали
Изучаем разные виды клея, на которые можно клеить поталь: на водной или спиртовой основе, мордан и другие. А также разбираем, можно ли клеить поталь на ПВА? Все подробности в новой статье!
Что такое поталь и зачем ей клей?
Как вы помните из моих прошлых статей, поталь – это декоративный материал, с помощью которого можно создавать имитацию драгоценных металлов, например, золота, серебра, или, бронзы.
Поталь широко используется в декорировании деревянных и керамических изделий, предметов интерьера, а также, живописи. Для того, чтобы правильно, красиво и аккуратно декорировать поверхности поталью, вам необходимо подобрать специальный клей.
Дело в том, что поталь крепится к поверхности с помощью особого клея, который нужно подбирать исходя из особенностей как самой потали, так и того, что вы будете ей декорировать.
Поталь бывает в нескольких видах – листовая, крошкой, в рулонах и даже жидкая. Для каждого вида можно подобрать клей на определенной основе, который не только не испортит весь художественный замысел, но и поможет справиться с задачей даже новичкам. Давайте теперь подробнее рассмотрим все особенности выбора клея для потали.
Если вы не представляете как выглядит поталь или не знаете, где ее купить — переходите на сайт моего интернет-магазина товаров для живописи и изучайте каталог — http://nyshop.pro/shop-2/.
Как правильно подобрать клей для потали
Как я уже говорила, поталь бывает нескольких видов – листовая, крошкой, в рулоне и жидкая. Также, как и поталь, клей тоже бывает нескольких видов и на разных основах. А еще, клей должен иметь свойство хорошо сцепляться не только с поталью, но и с тем материалом, который вы будете золотить. Следовательно, при выборе, какой клей использовать для потали, всегда помните, куда вы будете ее клеить.
По своему составу клей для потали делится на несколько видов:
Чтобы правильно выбрать клей для золочения, обратите на следующие факторы в вашей работе:
Основываясь на всех этих факторах, и грамотно их проанализировав, вы сможете правильно выбрать клей для потали, что является залогом вашего успеха в золочении.
Теперь, я хочу более подробно остановиться на каждом виде клея, выделив их ключевые особенности при работе с поталью.
Виды клея для потали
Клей мордан
Мордан – это клей для потали на натуральной основе, состоящий из различных смол и масел. Это довольно недешёвый клей, но если вы работаете с эксклюзивными и достаточно дорогими поверхностями, то лучше использовать его, чтобы не испортить изделие.
Это классический клей для потали, коричневого оттенка и с характерным запахом.
Такой клей, как и любой другой, в принципе, принято наносить на ровную и гладкую поверхность, подготовленную заранее, обшкурив и загрунтовав. Наносить такой клей нужно очень тонким слоем, так как он имеет свойство очень долго сохранять свои липкие свойства.
В отличие от клея на водной основе, мордан сохнет дольше, примерно, 12-15 часов, в зависимости от окружающих факторов и толщины слоя.
Несмотря на наличие масла в составе, не стоит путать этот клей с клеем на масляной основе, который сохнет быстрее и состоит из синтетических материалов.
Этот клей используют как для сусального золота, так и для потали и он подходит практически для любой поверхности. Нанесите клей кисточкой на изделие, дождитесь, пока слой клея просохнет до липкого состояния и приклейте листовую поталь, прижав мягкой кистью.
Клей на водной основе
Клей на водной основе понадобится вам при работе над небольшими изделиями, так как на него уже через час можно клеить поталь. Первоначально он имеет белый цвет, но при высыхании становится бесцветным.
Различают несколько видов такого клея:
Ели вы работаете с твердыми пористыми поверхностями, например, деревом или гипсом, то перед применением клея нужно нанести специальный лак на поверхность. Если вы работаете со стеклянной или лакированной поверхностью, клей нужно нанести, предварительно их обезжирив и убрав лишнюю пыль.
При работе с поталью крошкой, можно приклеивать ее на твердый клей, например, в виде карандаша. А вот для пористой поверхности подойдет пастообразный клей, который придаст матовый блеск поверхности и послужит своеобразной грунтовкой для изделия.
Клей на водной основе имеет очень хорошую вязкую структуру, поэтому, его не нужно дополнительно разбавлять водой.
Из современных фирм клея для потали на водной основе, можно выделить клей La Doratura Ferrrario. С этим клеем можно легко и неспешно работать, так как он сохраняет свои свойства еще в течении нескольких часов после нанесения.
Клей на спиртовой основе
Этот клей сохнет очень долго. Приклеить и скорректировать положение листа можно будет в течении нескольких суток.
Клей на спиртовой основе подходит для работ с интерьерными изделиями или картинами. Не оставляет некрасивых подтеков при вертикальном способе нанесения. Отлично подходит такой клей и для водоотталкивающей поверхности, например, для стекла.
Уже спустя 30 минут после нанесения образуется тот самый липкий слой, на который можно приклеивать поталь еще в течении 60 минут. Поправить неточности в работе и скорректировать ее можно будет в течении 12 часов после нанесения клея.
Клей для потали «Таир»
Если вы искали подходящий клей для трансферной потали, или фольге на пленке как ее еще называют, то клей фирмы «Таир» идеально подходит для этого.
Это универсальный клей с прозрачной текстурой, который изготавливают на водной основе. Его использую в работе практически над всеми поверхностями: дерево, металл, стекло, пластик. Спустя несколько минут после нанесения тонким слоем вы уже можете приступить к золочению. Клей «Таир» очень долго держит свои свойства и клеить поталь можно в течении долго времени, что очень удобно, особенно для тех, кто в первый раз работает с этим материалом и не особо знает, как клеить золотую поталь.
Масляный клей для потали
Новичкам я бы не советовала работать с ним, так как он слишком требователен и нужна определенная сноровка, чтобы приклеить поталь на масляный клей.
Старайтесь выбирать такой клей без специальных добавок в составе, которые помогают клею сохнуть быстрее. Как правило, в таком клее больше вредных веществ, которые со временем могут испортить внешний вид изделия.
После высыхания этот клей образует ровную и прочную поверхность, которую при желании не нужно покрывать дополнительными фиксирующими материалами.
Этот вид клея обычно изготавливают на основе льняного масла и жиров животного происхождения. Так как масляный клей имеет очень много особенностей и нюансов, с ним работают в основном профессиональные мастера и художники-реставраторы.
Полностью слой этого клея высыхает за 10-12 часов при минимальной толщине слоя в 1 миллиметр. Если вы заметили, что ваш клей на масляной основе слишком густой, его можно разбавить скипидаром в пропорциях 1:1.
Наносить такой клей лучше всего плоской синтетической кистью. Для экономии вашего времени, клей для потали следует нанести вечером или ночью, перед сном. Клей доходит до нужного липкого состояния за 12 часов, поэтому, время пока вы спите, пройдет незаметно.
Чем можно заменить клей для потали
Наверняка, читая статьи в Интернете и сравнивая цены на материалы, вы задумывались, а чем можно заменить клей для потали?
Ведь согласитесь, не всегда есть возможность сразу купить нужный клей, особенно если он дорогой. Может есть что-то, на что можно приклеить поталь в домашних условиях.
Так, например, если вам предстоит очень большой объем работ, а покупать дорогой промышленный клей пока нет возможности, можете воспользоваться следующими заменителями клея для золочения.
Вариант 1
Попробовать приклеить поталь на яичный белок. Простой яичный белок, ни чем не смешанный.
Вариант 2
Смешать 4 ст. л. крахмала 1 стакан воды, довести на огне до густого состояния и остудить.
Вариант 3
Сахар 250 г смешать в 100 мл воды и сварить до карамельного состояния. Наносить тонки липким слоем на поверхность.
Кроме этих смесей, на что еще можно клеить поталь?
Вариант 4
Некоторые мастера говорят, что в принципе, для этого может подойти сок чеснока, так как он имеет хорошие липкие свойства.
Но, такой способ, наверное, слишком экстремальный, тем более, если учесть, что запах чеснока не всем по душе, да и неизвестно, как будет вести себя тот или иной материал рядом с таким натуральным компонентом.
Кстати, многие новички часто интересуются, а можно ли приклеить поталь на клей ПВА? Давайте разберемся в этом вопросе.
Можно ли клеить поталь на ПВА
Если вы думаете, как и на что приклеить поталь, например, на картину или предмет интерьера, то лучше сделайте выбор в пользу клея на водной основе. такой клей быстрее сохнет, его проще достать и не нужно придумывать велосипед, чтобы работать с поталью.
Всегда помните, что основная задача клея для потали, это создание липкого слоя, на который вы будете клеить листы потали. Именно поэтому, некоторые виды клея и не подходят, так как не дают никакого липкого слоя, или, он не получается недостаточно липким, для того чтобы поталь (металл) схватилась с клеевой поверхностью предмета.
Вы можете попробовать приклеить ПВА поталь, но скорее всего, эффект будет не тот, который вам нужен. Клей ПВА не имеет такого липкого свойства и будет очень жаль испортить драгоценные кусочки потали, а вместе с ней и декорируемую поверхность.
Рецепты клея для потали в домашних условиях
Выше я уже приводила 2 примера, как в домашних условиях изготовить замену клею. Если вы все-таки хотите попробовать сделать клей для потали своими руками, то вот вам несколько рецептов.
Рецепт 1
Смешать коньяк 100 мл со сливками высокой жирности, тоже 100 мл. эту смесь необходимо нанести на поверхность, которую вы будете золотить, подождать около часа и начинать клеить поталь.
Рецепт 2
Еще один вариант, которым вы можете воспользоваться при отсутствии клея, это, смешать 70 г сахара с теплой водой, примерно, 200 мл и довести смесь до кипения. В конце добавить 1 ч. л. уксуса и кипятить еще минимум полминуты. Затем добавить 1/3 стакана с крахмалом и дать остыть всей смеси. Она должна хорошо загустеть и напоминать простой клей ПВА.
Конечно, для творческого человека всегда важно уметь работать с разными материалами и в любой ситуации уметь подстраиваться под обстоятельства, заменяя некоторые материалы более доступными или дешевыми аналогами.
Но, согласитесь, экономить на своем творчестве, а тем более работе, если вы декорируете предметы на продажу, лучше не стоит. То же самое касается и клея для потали. Если будет возможность, то лучше купить промышленный клей, тем более, что он сейчас продается в любых магазинах, например, в таких крупных супермаркетах, как «Леонардо», или небольших интернет-магазинах как мой, например.
Если вам понравилась статья и информация была полезной, не забудьте поставить 5 звезд в конце статьи! А если у вас остались вопросы по материалу, смело задавайте из в комментариях ниже.