Что такое потерянное поколение
Потерянное поколение
История возникновения термина
Термин приписывают Гертруде Стайн. Впоследствии стал известен благодаря упоминанию в романе Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» :
— Вот кто вы такие! И все вы такие! — сказала мисс Стайн. — Вся молодёжь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение.
Так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и недостойным внимания.
В 1930-31 Ремарк пишет роман «Возвращение» («Der Weg zurück»), в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой молодых солдат, которые уже не могут жить нормально, и, остро ощущая всю бессмысленность, жестокость, грязь жизни, всё-таки пытаются как-то жить. Эпиграфом к роману стали строки:
Хотят найти дорогу к новой жизни.
В романе «Три товарища» он предрекает печальную судьбу потерянному поколению. Ремарк описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. В послевоенной Германии царит разруха, бедность, безработица, нестабильность, нервозная атмосфера.
Ремарк также даёт и характеристику самим представителям «потерянного поколения». Это люди жесткие, решительные, признающие только конкретную помощь, ироничные с женщинами. Чувственность у них стоит впереди чувств.
См. также
Потерянное поколение | Greatest Generation | Silent Generation | Поколение бэби-бума | Поколение X | Поколение Y | Поколение Z
Полезное
Смотреть что такое «Потерянное поколение» в других словарях:
Потерянное поколение — С французского: Une generation perdue. Ошибочно приписывается американскому писателю Эрнесту Хемингуэю (1899 1961). В действительности автор этого выражения американская писательница Гертруда Стайн (1874 1946). Э. Хемингуэй лишь использовал его в … Словарь крылатых слов и выражений
ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ — (английское lost generation), определение, применяемое к группе зарубежных писателей, выступивших в 1920 е гг. с произведениями, в которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов (веры в благую силу… … Современная энциклопедия
“Потерянное поколение” — (английское lost generation), определение, применяемое к группе зарубежных писателей, выступивших в 1920 е гг. с произведениями, в которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов (веры в благую силу… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ — (англ. lost generation) определение, применяемое к группе зарубежных писателей, выступивших в 1920 е гг. с произведениями, в которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов, обостренные трагическим… … Большой Энциклопедический словарь
Потерянное поколение — ПОТЕРЯННЫЙ, ая, ое; ян. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ — «ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (англ. lost generation), часто употребляемое определение поколения писателей дебютировавших после Первой мировой войны и в произведениях которых отразились разочарование в цивилизации и утрата просветительских идеалов,… … Энциклопедический словарь
«потерянное поколение» — («Lost generation»), американские и европейские писатели, творившие после 1 й мировой войны (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, Ф. С. Фицджеральд, Э. М. Ремарк), в произведениях которых отражён трагический опыт войны, утрата идеалов,… … Литературная энциклопедия
Потерянное поколение — («Потерянное поколение») определение, применяемое к западноевропейским и американским писателям (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, Ф. С. Фицджеральд, Э. М. Ремарк, О. Т. Кристенсен и др.), выступившим в 20 е гг. 20 в. после… … Большая советская энциклопедия
«потерянное поколение» — (англ. lost generation), определение, применяемое к группе зарубежных писателей, выступивших в 1920 е гг. с произведениями, в которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов, обострённые трагическим… … Энциклопедический словарь
Потерянное поколение — Книжн. Люди, малополезные для общества, сформировавшиеся в годы общественно политического упадка в какой л. стране, склонные к аполитичности, нравственным заблуждениям. /em> Калька с французского génération perdue. БМС 1998, 457 … Большой словарь русских поговорок
LitBlog — литературный блог
Такие настроения наводнили многие культурные аспекты жизни 1920-х годов, в том числе и литературу. Многие писатели осознали, что былые нормы больше неуместны, а прежние критерии письма изжили себя полностью. Они критиковали страну и правительство, потеряв остатки надежды на войне среди прочих ценностей, и в итоге сами почувствовали себя потерянными. Искать смысл в чем-либо для них стало неразрешимой проблемой.
Термин потерянное поколение
Понятие «потерянное поколение» принадлежит авторству Гертруды Стайн, представительнице американского модернизма, жившей в Париже. Считается, что некий автомеханик был крайне недоволен своим молодым помощником, который ремонтировал авто Гертруды Стайн. В момент порицания он сказал следующее: «Вы все потерянное поколение», тем самым объясняя неспособность своего помощника качественно выполнить его работу.
Эрнест Хемингуэй, близкий друг Гертруды Стайн, перенял это выражение, включив его в эпиграф своего романа «Фиеста». На самом же деле, термин потерянное поколение относится к тем молодым людям, которые повзрослели во времена Первой Мировой Войны, а в последствии разочаровались в столь чуждом послевоенном мире.
В отношении литературы, потерянным поколением считается группа американских писателей, большинство из которых эмигрировали в Европу и работали там в период между окончанием Первой Мировой Войны и Великой Депрессией. В итоге, Америка взрастила поколение цинично настроенных людей, которые едва ли могли представить свое будущее в этой стране. Но что же в итоге их подвигло перебраться за океан? Ответ довольно прост: многие из этих писателей поняли, что их дом и жизнь вряд ли подлежат восстановлению, а те Соединенные Штаты, которые они знали раньше, исчезли бесследно.
Богемный образ жизни в среде интеллектуалов оказался гораздо ближе и приятнее, нежели жалкое существование в обществе, лишенном веры, а наличие морали находилось под большим сомнением. Таким образом, писатели-эмигранты, жившие в Европе, писали об испытаниях и невзгодах этого самого потерянного поколения, будучи, что самое интересное, неотъемлемой частью этого поколения.
Выдающиеся деятели потерянного поколения
Среди самых знаменитых представителей потерянного поколения стоит отметить таких, как Эрнест Хемингуэй, Скотт Фицджеральд, Джон Дос Пассос, Гертруда Стайн и Томас Элиот. Этими именами не ограничивается весь список, можно также упомянуть Шервуда Андерсона и других, которые относятся к потерянному поколению, но в меньшей степени, нежели их товарищи. Для того, чтобы получить более подробное представление об этом феномене, взглянем детальнее на некоторых из этих писателей.
Гертруда Стайн родилась и выросла в Соединенных Штатах, но переехала в Париж в 1903 году. Она была
большим знатоком и любителем живописи и литературы, многими (и собой лично) считалась настоящим экспертом этого искусства. Она начала проводить собрания в своем доме в Париже, наставляя молодых писателей и критикуя их работы. Вопреки ее устоявшемуся авторитету среди деятелей модернизма, она не входила в когорту самых влиятельных писателей того времени. В то же время многие писатели считали великой удачей стать частью ее клуба.
Эрнест Хемингуэй служил водителем скорой помощи на итальянском фронте во времена Первой Мировой Войны, где и был ранен. Он женился и переехал в Париж, где очень скоро стал частью сообщества экспатриантов. По большей же мере он известен благодаря своему необычному способу письма, будучи первым, кто отошел от стандартных норм ведения повествования. Скупой на красноречия, но умелый в использовании диалогов, Хемингуэй сделал осознанный выбор, отказавшись от красок речевых оборотов, которые преобладали в литературе до него. Конечно же, его наставником была Гертруда Стайн.
Скотт Фицджеральд был младшим лейтенантом; но как бы это странно не звучало, он никогда не служил
на чужбине. Наоборот, он женился на богатой девушке из Алабамы, которую он повстречал во время своей службы. Фицджеральда, как писателя, поразила послевоенная культура Америки, в итоге став основой его творчества, что так притягивало новое молодое поколение. Добившись известности, он постоянно находится в разъездах между Европой и Америкой и становится важной составляющей литературной общины, возглавляемой Гертрудой Стайн и Эрнестом Хемингуэем. Во многом Фицджеральд повторил судьбу описываемых в его работах людей: его жизнь была наполнена деньгами, гулянками, бесцельностью и алкоголем, который и погубил великого писателя. Хемингуэй в своих мемуарах «Праздник, который всегда с тобой» с невероятной теплотой отзывается о трудах Фицджеральда, хотя известно, что в определенный период их дружба приобрела оттенок враждебности.
На фоне вышеперечисленных деятелей несколько выделяется фигура Эриха Марии Ремарка. Его история отличается тем, что будучи немцем, он тяжело переживал последствия Первой Мировой Войны, на себе лично ощутив всю тягость и бессмысленность ужасающих событий тех времен. Военный опыт Ремарка несравним ни с одним из уже упомянутых писателей, а его романы вовек остаются лучшей иллюстрацией антифашистской литературы. Преследуемый на родине за свои политические взгляды, Ремарк был вынужден эмигрировать, но это не заставило его отказаться от своего языка на чужбине, где он и продолжал творить.
Тематика потерянного поколения
Литературный стиль писателей потерянного поколения на самом деле очень индивидуален, хотя общие черты прослеживаются как в содержании, так и в форме выражения. Полные надежд и любви истории времен викторианской эпохи ушли бесследно. Тональность и настроение письма изменились кардинально.
Теперь читатель может прочувствовать всю циничность жизни сквозь текст и те чувства, которые наполняют бесструктурный мир, лишенный веры и целенаправленности. Прошлое же рисуется яркими и счастливыми красками, творя практически идеальный мир. В то время, как настоящее выглядит некой серой средой, лишенной традиций и веры, а каждый пытается найти свою индивидуальность в этом новом мире.
Многие писатели, подобно Скотту Фицджеральду в его произведении «Великий Гэтсби», освещали поверхностные аспекты жизни вместе с затаенными темными чувствами молодого поколения. Их характеризует, зачастую, избалованный стиль поведения, материалистический взгляд на жизнь и полное отсутствие ограничений и самоконтроля. В работах Фицджеральда можно увидеть, как писатель критикует природу такого образа жизни, как избыток и безответственность приводят к разрушению (пример романа «Ночь нежна»).
В итоге, чувство неудовлетворенности традиционной моделью ведения повествования овладело всей литературной общиной. Например, Хемингуэй отрицал необходимость использования дескриптивной прозы для передачи эмоций и понятий. В подтверждение этому он предпочел писать в более сложной и сухой манере, уделяя огромное внимание диалогам и молчанию как содержательным приемам. Другие писатели, например Джон Дос Пассос, экспериментировали с внедрением абзацев, исполненных в стиле потока сознания. Такие приемы письма были применены впервые, в большей мере будучи отражением влияния Первой Мировой Войны на молодое поколение.
Тематика Первой Мировой Войны зачастую находит применение в работах писателей потерянного поколения, которые непосредственно побывали на ее полях сражений. Иногда произведение буквально отражает характер участника Войны (например, «Три солдата» Дос Пассоса или «Прощай, оружие» Хемингуэя), или же передает абстрактную картину того, во что превратилась Америка и ее граждане после войны («Бесплодная земля» Томаса Элиота или «Уайнсбург, Огайо» Шервуда Андерсона). Зачастую действия сопряжены с отчаянием и внутренними сомнениями с редкими искорками надежды со стороны главных персонажей.
Подводя итоги следует отметить, что термин потерянное поколение относится к тем молодым писателям, которые повзрослели во времена Первой Мировой Войны, что тем самым, напрямую или опосредованно, повлияло на становление их творческих идеалов. Понимая, что Соединенные Штаты уже не могут быть надежным домом как раньше, многие из них переезжают в Европу, формируя литературную общину писателей экспатриантов во главе, пусть и несколько спорно, Гертруды Стайн. Как нечто щемящее из прошлого, их работы наполнены тяжелыми потерями, а главной идеей стала критика материализма и безнравственности, наводнивших послевоенную Америку.
Нововведением сформировавшейся общины стал разрыв с традиционными литературными формами: многие писатели экспериментировали со структурой предложений, диалогов и повествования в целом. Тот факт, что писатели потерянного поколения сами были частью испытываемых ими перемен и поиска смысла жизни в новом для них мире, качественно выделяет их на фоне многих других литературных течений. Потеряв смысл жизни после войны и находясь в постоянном его поиске, эти писатели явили миру неповторимые шедевры словотворческого искусства, а мы, в свою очередь, в любую минуту можем обратиться к их наследию и не повторить ошибки прошлого, ибо история циклична, а в столь непостоянном и изменчивом мире нам необходимо постараться не стать очередным потерянным поколением.
RuGenerations — российская школа Теории поколений
Поколения — наша любовь и работа с 2002 года.
Автор: Евгения Шамис. Специально для проекта RuGenerations.
Сейчас в российском и в мировом обществе активизировались диалоги про поколения. Темы, которые обсуждают разные поколения, отличаются: Иксов волнует взаимодействие и управление поколениями – что не случайно, ведь именно Иксы находятся на управляющих позициях. Поэтому у них есть много сотрудников разных поколений, в том числе непонятное поколение Миллениум, а также принимающие большие решения Беби-Бумеры. Беби-Бумеры ищут себе преемников и новые большие цели — это особенно заметно в технологических отраслях и в политике. Недавно появившееся на рынке новое поколение потребителей – поколение Зет (они же Homelanders – Домоседы или Поколение национальной безопасности), которое живет в цифровой среде – заявляет свои запросы на новые продукты, сервисы и образование. Родители Иксы и Миллениумы-Иксы пытаются разобраться, что делать со своими детьми. В целом, идет множество диалогов о том, как взаимодействовать.
Во всем этом обсуждении есть особый диалог: поколение Миллениум постоянно обсуждает свою самоидентификацию. Что происходит? Почему они никак не могут остановиться. Давайте разберемся. Итак, Миллениумы, они же Игреки — молодежь 1985 – 2003 года рождения в России и странах СНГ. Если учитывать поколение без пограничников (пограничные, эхо-поколения) – то это будет молодежь 1989 – 1999 годов рождения.
О чем они говорят, пишут, что обсуждают? Вот несколько высказываний Миллениумов, характеризующих их восприятие жизни и мира.
Если проанализировать специфику обсуждения у Миллениумов в самых разных городах России и других стран, видно, что молодые люди ощущают себя «потерянным поколением» сейчас, во взрослом возрасте – то есть когда им 20-30 лет. Надо сказать, что неопределенное восприятие, граничащее с нигилизмом, характерно для подросткового возраста. Традиционно оно исчезает к 20 годам. А нынешние Миллениумы и в 20-30 лет говорят о своей потерянности из-за того что не понимают свое будущее, не понимают, как к нему готовиться.
Подобная неопределенность характерна только для этого поколения. Ее не наблюдалось ни у поколения Икс, ни у Беби-Бумеров. Сложность с самоидентификацией Миллениумов похожа на происходившее в начале 20-го века с поколением Победителей и Строителей (1900-1923 года рождения). Кстати, поколение Строителей считается предыдущим воплощение Миллениумов. Именно поколение Строителей в 1920-е годы назвали «потерянным поколением». Придумала этот термин Гертруда Стайн – она, как своеобразный старший наставник, так назвала окружавшую ее молодежь в Париже. Среди окружавших ее были молодые и талантливые литераторы, остро чувствовавшие происходящее и неопределенность своего поколения — такие как Э.М.Ремарк, Т.Вулф, Ф.С.Фицжеральд.
Название «потерянное поколение» закрепилось в обществе – в итоге так стали называть всех молодых людей, которые попали на Первую мировую войну и потом не могли адаптироваться к жизни. Фактически под «потерянным поколением» подразумевали молодых людей, которые после социальных и моральных перемен начала XX века разочаровались в настоящем, утратили идеалы, не видели своего будущего и отказались от традиционной системы ценностей. Порой они уходили в достаточно радикальное поведение, пытаясь найти себя: вели разгульную жизнь, искали приключения, чувствовали разрыв с реальностью и пессимизм (как описано, например, в книге «Великий Гэтсби»).
Самое интересное, на какой-то период представители поколение Строителей признали такое название и самоидентификацию – они сами называли себя «потерянными». Наверное, такое название им даже нравилось. Например, Э.Хэмингуэй даже дважды использовал термин «потерянное поколение» в своих произведениях — как эпиграф к своему роману «И восходит солнце», а также в романе «Праздник, который всегда с тобой».
История с самоидентификацией у поколения на этом не закончилась, иначе бы и сейчас мы называли людей, родившихся в 1900-1923 года, «потерянным поколением». Теперь мы знаем, что позднее произошла трансформация: и мы, и само поколение назвали себя поколением Строителей и Победителей. Возможно, молодым людям того поколения нужно было пройти стадию самоидентификации в молодости, когда они чувствовали себя «потерянными».
Аналогичная история и чувство потерянности актуальны и для нынешних Миллениумов. Они тоже проходят эту стадию сейчас, когда им 20-30 лет. Поэтому мы видим, что Миллениумы пытаются доказать в первую очередь себе самим, что они успешные и многое могут сделать. Они спорят и ищут свою самоидентификацию, стремятся избавиться от чувства «потерянности», хотят определиться с настоящим и будущим.
Как именно Миллениумы пытаются идентифицировать, «приземлить» себя? Например, они ищут гармонию жизни в настоящем– в связи с этим у поколения много разговоров о «балансе», в частности, балансе работы и жизни. Миллениумы обсуждают этот вопрос и активно делятся опытом, у кого что получилось. Другие важные диалоги Миллениумов, направленные на самоидентификации, касаются определения «Кто я?», «Как мне организовать свою жизнь?» и «Есть ли жизнь после корочки (то есть университетского диплома)?».
Вопросов по самоидентификации у поколения Миллениум много, они комплексны, в них огромное число лакун-пробелов, на которых нет ответов. Так что молодые люди теряются и не знают, куда обратиться за помощью, чтобы понять себя. Они ходят на тренинги, работают с коучами, читают материалы на форумах, даже меняют работы. Но ответов пока не находят.
Неопределенность для поколения настолько беспрецедентно высокая, что сейчас социологи отмечают появление отдельных групп молодежи, которые совсем не в состоянии определиться, кто они такие и чем им заниматься. В результате эти молодые люди уходят в состояние «невидимок» и в сознательном возрасте (18+) не учатся, не работают, а остаются наравне с подростками на попечении родителей и пытаются разобраться в себе. Их неизвестность и потерянность настолько высоки, что они не знают что и как делать, поэтому в прямом смысле запираются дома или уходят в виртуальный мир, где хоть что-то понятно.
Видно, что вопросы самоопределения стали супер-актуальны для Миллениумов. Они хотят найти себя и доказать, что они хорошие — поэтому в их живом общении и в интернете (на форумах и пабликах) возникает много споров и обсуждений формата «давайте докажем, что мы лучше других» поколений. Этот доказывание прекратится, когда Миллениумы пройдут стадию потерянности во взрослом возрасте и ответят на вопрос «кто мы такие». Это определит трансформацию и покажет, что поколение сделает, кем станет в дальнейшем.
С идентификацией Миллениумами самих себя, «выдохнут» и другие поколения, потому что сейчас всем сложно из-за этой неопределенности. Ведь сейчас непонятно, что делать со взрослыми ребятами, которые ищут ответы на столько основополагающих вопросов. Поколение должно определиться. И оно сделает это!
Литература в мемах: Что такое «Потерянное поколение»
Почему поколение назвали «потерянным», кто к нему относится и чем отличается творчество писателей данной эпохи — продолжаем рассказывать историю литературы в мемах.
Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Первая мировая война изменила судьбы нескольких поколений и поставила под сомнения моральные устои целых стран. Вернувшись с фронта, истощённые физически и морально молодые солдаты разочаровались в навязанных обществом идеалах. Патриотические лозунги потеряли свою привлекательность, а страна, которую они считали своим домом, стала для них чужой.
Упаднические настроения 1920-х годов нашли отражение в литературе. Прежние формы письма изжили себя и оказались неуместными. Авторы, сами прошедшие через военные действия, не только писали о жизни на линии фронта, но и сами стали частью потерянного поколения.
Что такое «Потерянное поколение»
«Потерянное поколение» — это люди, достигшие совершеннолетия до или во время Первой мировой войны, нередко даже не окончившие школу, но рано начавшие убивать. На западе таких молодых фронтовиков называли вне зависимости от страны, за которую они воевали.
После войны они часто не могли адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума, имели посттравматическое расстройство, заканчивали жизнь самоубийством.
Пройдя через кошмары войны, они не придавали значения капиталистическим ценностям. Эти люди признавали только высшие человеческие категории — жизнь, дружба, творчество и любовь. Они не чувствовали себя частью социума, так как ни они его, ни он их не принимали.
Индивидуалисты, сосредоточенные на себе и своём окружении, — такие люди становились центральными героями писателей «потерянного поколения». Они воплощали в творчестве тотальное разочарование в современной цивилизации, утрату веры в нравственные идеалы и отчуждённости от антигуманного мира.
Первоначально литература «потерянного поколения» получила широкое распространение в США, где наиболее сильно был ощутим контраст между мирным существованием и пережитым американскими солдатами военным опытом за океаном.
Позже эти писатели эмигрировали и работали в Европе в период между окончанием Первой мировой войны и Великой депрессией. К концу 1930-х годов литература «потерянного поколения» исчерпала себя, но некоторые её темы нашли продолжение и после Второй мировой войны в творчестве битников в США, «рассерженных молодых людей» в Великобритании и «поколения вернувшихся» в ФРГ.
Среди главных представителей потерянного поколения числятся: Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Уильям Фолкнер, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон, Джон Дос Пасос, Торнтон Уайлдер и поэт Томас Элиот.
Как появился термин «потерянное поколение»
Первой понятие «потерянное поколение» — lost generation — использовала американская писательница Гертруда Стайн в разговоре с Эрнестом Хемингуэем. В 1926 году писатель поместил фразу в качестве эпиграфа к своему роману «И восходит солнце», также известному как «Фиеста». А позже в романе «Праздник, который всегда с тобой» описал случай, при котором и родилась фраза.
У «Форда» Гертруды Стайн были проблемы с зажиганием. Работа молодого механика, бывшего фронтовика, теперь работавшего в гараже, не удовлетворила Стайн, после чего она пожаловалась его начальству. Хозяин сделал строгий выговор работнику и добавил: «Все вы — génération perdue!», с французского — потерянное поколение.
Так Гертруда Стайн позаимствовала фразу у автомеханика и добавила:
Вот кто вы такие! И все вы такие! Вся молодёжь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение.
Гертруда Стайн — покровительница потерянного поколения
Американская писательница и теоретик литературы Гертруда Стайн прежде всего известна в модернистской литературе как организатор своего «салона» для молодых англоязычных писателей. Её квартира на улице Флёрюс стала одним из центров художественной и литературной жизни Парижа первой половины XX века. Для многих писателей она была наставником и нередко спонсором.
После войны многие молодые и пока непризнанные американские писатели, переехав в Париж, стали посещать салон Стайн. Её мнения старался узнать каждый гость, она обладала способностью предугадать тенденции, своей критикой могла возвысить или разрушить карьеру любого автора.
Гостями её салона были Эрнест Хемингуэй, Шервуд Андерсон, Скотт Фицджеральд, Джон Пассос, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон.
Семья Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй были особенно почитаемыми гостями. Последний в знак крепкой дружбы сделал Гертруду крёстной матерью своего сына.
Главные имена «потерянного поколения»
Эрих Мария Ремарк — не женщина и даже не брат с сестрой
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, урождённый Эрих Пауль Ремарк, оказался на итало-австрийском фронте в 18 лет, был тяжело ранен и остаток войны провёл в военных госпиталях Германии.
В послевоенные годы сменил множество профессий: был учителем в школе, продавцом надгробных памятников, воскресным органистом в доме для умалишённых, торговым служащим, а позже профессиональным журналистом.
В 1917 году от рака скончалась мать писателя Анна Мария Ремарк. В память о ней он сменил своё второе имя Пауль на Мария, впоследствии романы автора выходили под этим именем.
В 1929 году роман «На Западном фронте без перемен» о буднях молодых фронтовиков, окружённых ужасом войны и страхом смерти, принёс писателю первый читательский успех. Его последующие романы: «Возвращение», «Три товарища», «Возлюби ближнего своего», «Триумфальная арка» и другие репрезентировали опыт бывших солдат и мигрантов, показывали абсурдность войны и бессмысленность событий того времени.
Его творчество стало одним из ярких примеров антифашисткой литературы, за что вскоре власти Германии лишили его гражданства, а позже писатель был вынужден эмигрировать.
Персонажи Ремарка сдержанные, но чувственные герои, с травматичным фронтовым прошлым, немного циничные и скупые на эмоции, но благородные и возвышенные. Несмотря на разрушенные надежды, они всё же стараются сохранить те идеалы, которые окончательно не унесла с собой война.
Нередко герои напоминают эпизоды из жизни самого писателя, на страницах романов Ремарка литрами льётся кальвадос — его любимый напиток, а главные женские персонажи являются прообразами возлюбленных писателя, к концу романов чаще всего умирающих от туберкулёза.
Эрнест Хемингуэй — мем про спор
Американский писатель и журналист Эрнест Хемингуэй не был призван на службу для участия в Первой мировой войне из-за травмы глаз, полученной в отрочестве.
В 1918 году он уехал добровольцем в отряд Красного Креста в Европе, где был шофёром на итало-австрийском фронте, там же и получил ранения, после чего был удостоен итальянской награды за воинскую доблесть. Позже Хемингуэй побывает на фронте во время Гражданской войны в Испании и Второй мировой в качестве военного корреспондента.
Первый писательский успех пришёл к Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет романа «И восходит солнце», или «Фиеста», о французских и испанских репатриантах 1920-х годов.
1952 году вышла повесть «Старик и море» — история старого рыбака, поймавшего, но затем упустившего самую большую рыбу в своей жизни. Повесть пользовалась успехом как у критиков, так и читателей. За это произведение в 1953 году писатель получил Пулитцеровскую премию, в 1954 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Хемингуэй известен благодаря своему нетипичному стилистическому способу письма. Скупой на красноречия он отказался от описательной прозы и для передачи эмоций предпочитал использовать диалоги и молчание в качестве литературных приёмов.
Герои романов Хемингуэя прежде всего преданы жизни и самим себе, сражаются не только за страну, но и за право быть свободными, за право на любовь и дружбу.
Вокруг Эрнеста Хемингуэя бытует литературная легенда: якобы писатель поспорил, что напишет самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Ему приписывают авторство строк: «Продаются детские ботиночки. Неношеные».
Однако достоверных доказательств, что писатель действительно придумывал этот рассказ нет. Тем не менее инициатива нашла продолжение в соцсетях в качестве целых флешмобов.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд — создатель джазового века
Не окончив Принстон, Фрэнсис Скотт Фицджеральд ушёл добровольцем в армию в 1917 году и дослужился до адъютанта генерала Райана, выполняя обязанности его секретаря. Во время службы он познакомился с Зельдой Сейр – дочерью судьи в штате Алабама. Она стала музой писателя и прототипом героинь его романов.
После успеха дебютного автобиографического романа «По эту сторону рая» в 1920 году Фицджеральд стал востребованным автором. Его рассказы начали публиковаться в ведущих американских журналах и газетах, а сама чета Фицджеральд выступала яркими представителями эпохи «джазового века».
Термин «век джаза» ввёл сам писатель, обозначив период между Первой мировой войной и Великой депрессией, когда джазовая музыка обрела особую популярность.
Во время поездки в Париж Фицджеральд заканчивает работу над своим главным романом «Великий Гэтсби», выведшем в 1925 году. История о Джее Гэтсби — незаурядном, но способном человеке, который растрачивает себя в погоне за ложными ценностями. Фицджеральд, несмотря на своё неравнодушие к блеску «новых денег», критически описал идею «американской мечты» и стремление к материальному процветанию.
С писателями «потерянного поколения» Фицджеральда связывает пессимизм. Одна из наиболее характерных черт его произведений – ощущение предстоящей катастрофы в качестве расплаты за внешнюю лёгкость и беззаботность.
Гедонизм стал для героев Фицджеральда методом облегчить боль и скрыть от окружающего мира своё бессилие. Послевоенная действительность оказалась сильнее людей, дала им почву для чёрствости и цинизма. Герой, как правило, либо богат, либо ставит богатство во главу, чтобы сотворить собственный мир, полный роскоши и вечеринок.
Ему кажется, что лоск и богатство спасёт его от мрачной действительности, но в финале эта действительность оставляет человека наедине с его слабостью.
Домашка по литре
Что читать у писателей потерянного поколения, чтобы разбираться в линиях фронта, но не спиться окончательно: