Что такое поурочное планирование

Положение о поурочном планировании

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Положение о поурочном планировании

1. 2..Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

1. 3. Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной
программой и календарно- тематическим планированием по предмету.

1.4. Основные задачи поурочного плана:

-определение места урока в изучаемой теме;

-определение триединой цели урока;

-отбор содержания урока в соответствии с ТЦУ

-группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

-отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

2.Разработка поурочного плана

2.1.Основными компонентами поурочного плана являются:

-целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и
на отдельные его этапы;

-коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

— содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения,
самостоятельной работы и т. д.;

— технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

— контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на
уроке для стимулирования его активности и развития познавательного
интереса;

2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.

2.3. ТЦУ включает следующие аспекты:

-образовательный: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;

-воспитательный:формирование у учащихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

— развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса,
творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

2.4.Этапы планирования урока:

-определение типа урока, разработка его структуры;

-отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его
на ряд опорных знаний;

— выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить
на уроке;

— подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с
типом урока и каждым отдельным его этапом;

-выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм
организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

-определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться;

-определение форм и объема домашнего задания;

-продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

-оформление поурочного плана;

2.5.Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение
планируемого урока:

• Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего
классного коллектива в целом;

• Подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;

• Дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»

• Определение способов развития познавательного интереса учащихся- «изюминки» урока (интересный факт, эффектный опыт и т.п.)

• Продумывание приемов педагогической техники;

3. Оформление поурочного плана

3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта.

3.2.Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную
и содержательную.

3.3.Формальная часть конспекта включает:

— номер урока в изучаемой теме;

-тип урока ( вводный урок, урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков, урок закрепления и развития ЗУН, урок контроля и коррекции ЗУН, проверочный урок, урок проверки знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок самостоятельной работы, урок практической работы).

— триединая цель урока;

К окончанию урока ученики:

Смогут продемонстрировать (проявить):

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, индивидуально-групповая и т.д.

организации учебно-познавательной деятельности: словесные, практические, наглядные, аналитические, дедуктивные ( от общего к частному), индуктивные (от частного к общему), синтетический, аналитико-синтетический

по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Методы управления управления учением: организация учебной работы учителем,

самостоятельная работа учащихся, лабораторная работа, практическая работа

методы стимулирования и мотивации к учению: метод познавательных игр, метод учебных дискуссий, метод создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций занимательности, ситуаций познавательной новизны, метод опоры на жизненный опыт

методы контроля: устный, письменный, тестирование, лабораторно-практический контроль, программированный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

-оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал, компьютер, ТСО, таблицы, карты.

3.4.Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока,

названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.

3.5. Примерый перечень этапов уроков различных типов:

Урок изучения нового материала:

Первичное введение материала

мотивация запоминания и актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, составление схем, таблиц и т.д.)

Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов

Контроль результатов первичного запоминания

Повторение и применение полученных знаний

Оценка результатов запоминания и применения

Урок формирования умений и навыков

Постановка цели урока

Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой

Проведение тренировочных упражнений

Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования

упражнения на их освоение

Упражнения на их закрепление

Тренировочные упражнения по их образцу, алгоритму

Упражнения на перенос в сходную сиуацию

Упражнения творческого характера

Итог урока, рефлексия

Урок закрепления и развития ЗУН

Постановка цели урока

Выполнение учащимися различных заданий, задач и упражнений

Проверка выполненных работ

Обсуждение ошибок и их коррекция

Итог урока, рефлексия

Урок контроля и коррекции ЗУН

Постановка цели урока

Показ использования приобретенных ЗУН в жизненных ситуациях

Проверка знаний фактического материала (в устной форме)

Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность

Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос

Применение учащимися знаний, практические задания

Выполнение комплексных творческих работ

Итоги работы, рефлексия

Урок проверки знаний

Организация начала урока. Создание деловой, спокойной и доброжелательной обстановки.

Постановка задач урока. Сообщение учителя о материале, который будет проверяться.

Изложение контрольной или проверочной работы (задания должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

Подведение итогов работы.

Анализ работы над ошибками, организация коррекционной работы

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения

Урок обобщения и систематизации знаний

Постановка цели урока

3 Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний

4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки

Итог урока, рефлексия

Комбинированный урок, имеющий, как правило, не менее двух дидактических целей

1. Организация начала урока

2. Постановка цели урока

3. Проверка домашнего задания

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

5. Изучение нового материала

6. Закрепление изученного материала на данном уроке и повторение ранее изученного, связанного с новым материалом

7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь их с новыми, ранее полученными и сформированными

8. Подведение итогов урока, рефлексия

Примерное содержание этапов урока в поурочном плане:

1.Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся).

2. Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала.)

3. Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены)

4. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

3.6.В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении воспитательных задач урока (в соответствии с воспитательной целью). Пометки учитель делает в вербальной форме, либо знаками справа в отдельной колонке.

3.7.Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления.

Источник

Педагог профессионального образования

Нормативные документы в деятельности педагога в системе профобучения

1. Единый тарифно-квалификационный справочник

ЕТКС служит для тарификации и нормирования работ, в нем перечисляются квалификационные разряды в соответствии с диапазоном сложности конкретного труда. Тариф – это система ставок, определяющая размер оплаты за труд.

На основе ЕТКС разрабатываются квалификационные характеристики по соответствующим профессиям (Смотри 2 лекцию).

Научное описание характеристики профессии оформляется в профессиограмме.

Государственный образовательный стандарт

Государственный образовательный стандарт бывает следующих видов:

Что такое поурочное планирование. Смотреть фото Что такое поурочное планирование. Смотреть картинку Что такое поурочное планирование. Картинка про Что такое поурочное планирование. Фото Что такое поурочное планирование

Что такое поурочное планирование. Смотреть фото Что такое поурочное планирование. Смотреть картинку Что такое поурочное планирование. Картинка про Что такое поурочное планирование. Фото Что такое поурочное планирование

Федеральные компоненты образовательных стандартов, определяют в обязательном порядке:

· Цели, выделенные по направлениям:

-получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

· Обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

· Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

· Требования к уровню подготовки выпускников.

Государственный образовательный стандарт обязателен для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации.

Утверждается 1 раз в 10 лет.

Государственный образовательный стандарт является основой базисного учебного плана.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Базисный учебный план – документ, отражающий перечень учебных дисциплин и предметов, их последовательность и ориентировочное количество часов на их изучение. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет время каждой образовательной дисциплины на количество часов изучаемых в неделю. Выделяет время на изучение курсов по выбору и факультативов.

В состав учебного плана входит график учебного процесса, который наглядно демонстрирует распределение курсов по учебным неделям и полугодиям, очередность и длительность семестров, сессий, каникул, практик.

В учебном плане также выделяется рекомендуемая по каждому курсу отчетность (т.е. экзамены, зачеты, курсовые работы и т.д.)
Что такое поурочное планирование. Смотреть фото Что такое поурочное планирование. Смотреть картинку Что такое поурочное планирование. Картинка про Что такое поурочное планирование. Фото Что такое поурочное планирование

На основе базисного учебного плана каждое образовательное учреждение составляет рабочий учебный план, с учетом местных условий.

Рекомендации по разработке рабочего учебного плана образовательного учреждения профессионального образования

· Рабочий учебный план образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением в соответствии с ГОСом и базисным учебным планом, утверждается директором учебного заведения.

· При разработке рабочего учебного плана следует учитывать, что переутверждение его в течение учебного года не допускается;

· Недельная нагрузка студентов учебными занятиями не должна превышать 36 учебных часов;

· Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать 54 часов в неделю;

· При разработке рабочего учебного плана образовательное учреждение имеет право увеличивать или уменьшать объем часов в пределах 5%, без превышения недельной учебной нагрузки при сохранении минимального содержания ГОСа;

· Имеет право вводить дисциплины по выбору;

· Имеет право использовать резерв учебного времени на реализацию национально-регионального компонента;

· Имеет право определять форму и сроки промежуточной аттестации.

Источник

Памятка «Подготовка поурочного плана»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Памятка для преподавателей по составлению поурочного плана

I. Типология уроков

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Типы уроков. Формы уроков

Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков):

— урок с использованием учебного кино-, видеофильма;

— урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

— урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном).

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.):

— урок самостоятельной работы (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

— урок – лабораторная работа;

— урок практических работ;

Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН):

— устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

— зачетные и лабораторные работы;

— контрольная (самостоятельная) работа;

— смешанный урок (сочетание трех первых видов).

На нем решается несколько дидактических задач.

Примечание: на каждом уроке возможно использование электронных средств обучения в форме презентаций, электронного учебного пособия, рабочих тетрадей.

Нетрадиционные формы урока:
— ролевые игры;

— исполнение сказочного сюжета;

— круглый стол или конференция;

— урок открытых мыслей;

— игра «Следствие ведут знатоки»;

— моделирование мышления учащихся;

— ролевая деловая игра;

— игра «Волшебный конверт»;

— межпредметный интегрированный урок;

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся в свою очередь, делятся на несколько групп:

— цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

— цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;

— цели, связанные с обеспечением развития интеллектуальной культуры;

— цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры;

— цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;

— цели, ориентированные на развитие информационной культуры;

— цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры;

— цели, связанные с развитием рефлексивной культуры.

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

— актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

— помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

— содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

— помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.

Цели, связанные с обеспечением развития интеллектуальной культуры:

— создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

— обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

— содействовать развитию умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

— обеспечить развитие умений классифицировать познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры:

— содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

— создать условий для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели, связанные с развитием оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

— обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность;

— создать условия для развития умения работать во времени;

— содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

— создать условия для развития умения структурировать информацию;

— обеспечить развития умений составлять простой и сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

— содействовать развитию умений общаться;

— обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры:

— создать условия для развития умений «приостановить» свою деятельность;

— обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

— содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

— обеспечить развитие умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ (образовательные):

· помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;

· организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

· организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению:

6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);

· обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);

· обеспечить применение учащимися знаний и способов действий
(указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

· организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

· организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.

III. Этапы планирования урока и подготовки к нему

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

IV. Схема поурочного плана

І. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

· образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…);

· развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат);

· воспитательная (какие качества личности формируются).

2. Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).

З. Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии.

4. Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения.

III. Формирование новых понятий, способов действия (указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков – указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы).

IV. Применение (формирование умений и навыков) (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулироватьвопрос, устанавливать причинно-следственные связи. Классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратнойсвязи, указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.)

V. Домашнее задание (указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированныетворческие задания, продумывается объем домашнего задания не превышает 2/3 того, что сделано в классе).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *