Что такое поведенческая терапия

Что такое поведенческая терапия

• Поведенческая терапия базируется на знаниях экспериментальной психологии, в особенности в области исследования учения и социальной теории учения. Актуальное наблюдаемое поведение пациента находится в центре внимания • К основным принципам относятся: ориентирование на проблему, действие и цель, помощь в самопомощи, а также эмпирическая основа. Кроме этого, усиленно применяются когнитивные теории («когнитивно-бихевиористическая терапия»), в настоящее время используются также и аффективные элементы
• Парадигма классического, инструментального или оперантного кондиционирования («учиться на успехах») и обучение моделям
• Условием для поведенческой терапии является активное сотрудничество пациента (домашние задания, дневник/протокол)
• Показания: тревога и панические расстройства, фобии, навязчивые расстройства и нарушения пищевого поведения, при депрессиях применяют когнитивную поведенческую терапию
• Цель терапии: «переучивание неправильно выученного» либо «новое изучение невыученного»
• Типично: строгое планирование отдельных терапевтических шагов, активность терапевта как учителя, а также активное участие в процессе самого пациента; образ действий в соответствии с 7-фазовой моделью Канфера

Принципы поведенческой терапии:

• Классическое кондиционирование: первоначально нейтральный раздражитель становится специфическим пусковым механизмом («собака Павлова»)
• Оперантное научение (позитивное усиление, обучение на успехах): поощряемое поведение в будущем чаще повторяется или сохраняется
• Антипатия: неприятный раздражитель связывается непосредственно с нежелательным поведением
• Аннулирование: поведение редуцируется посредством исчезновения положительных последствий

• Основу поведенческой терапии образует уравнение поведения (SORK-модель), с помощью которой объясняется поведение пациента:
— S = ситуативные раздражители (факторы окружающей среды, определяющие поведение)
— О = особенности организма (биологические факторы)
— R = реакции (симптомы)
— К = последствия (например, избегательное поведение)

• Мультимодальная поведенческая терапия Лацаруса: интеграция нескольких различных методик

Конкретное планирование поведенческой терапии:
• Описание проблемы
• Анализ проблемы или поведения с целью выявления условий возникновения реакций, либо истории освоения нежелательных моделей поведения

Составные части интервью, ориентированного на поведенческую терапию:
• Описание проблемы
• Развитие и пусковые механизмы
• Точное описание проблемного поведения
• Контекст: ситуация, внутрисемейные и партнерские отношения, соматические заболевания
• Поддерживающие или содействующие факторы
• Избегательное поведение
• Стратегии преодоления
• Представления о моделях заболеваний, метаанализ
• Психосоциальная ситуация

• Определение посредством анализа поведения:
— актуальной функциональной цепи: пусковой механизм-поведение-последствия
— функциональных взаимосвязей между раздражителем и реакцией

• Определение целей лечения
• Объяснение принципов лечения и установление метода оценивания в форме опросников или посредством выполнения «домашних заданий»

Что такое поведенческая терапия. Смотреть фото Что такое поведенческая терапия. Смотреть картинку Что такое поведенческая терапия. Картинка про Что такое поведенческая терапия. Фото Что такое поведенческая терапия

Методы лечения:
• Техники присваивания (например, обучение на основе модели, тренинг уверенности в себе)
• Техники устранения (например, систематическая десенсибилизация, перенасыщение раздражителем)
• Когнитивные методы терапии

Важнейшие методы поведенческой терапии:
• Когнитивные методы
— когнитивная терапия А.Т.Бека
— рационально-чувственная терапия А.Эллиса

• Тренинг социальных компетенций

• Техники контроля над стимулами
— систематическая десенсибилизация (in vivo, in sensu)
— перенасыщение раздражителем (flooding)
— аннулирование
— парадоксальное вмешательство

• Техники контроля над последствиями
— аннулирование
— усиление
— лечение отвращением/антипатией («методы наказания»)
— «тайм-аут»

• Обучение на основе модели

• Техники самоконтроля
— остановка мыслей
— наблюдение за самим собой

Систематическая десенсибилизация

• Обусловливающий стимул связывается с состоянием, которое не может быть связано со страхом (физическое расслабление), посредством чего страх удается преодолеть
• Принцип: снятие напряжения и страх являются двумя разными несовместимыми состояниями, которые невозможно объединить

• Порядок проведения терапии:
— формирование иерархии страхов
— тренинг расслабления (снижение общего энергетического уровня)
— представление объекта, который вызывает наименьший страх, в расслабленном состоянии
— повышение иерархии страхов при физическом расслаблении и конкретная конфронтация с вызывающим страх объектом

Экспозиционный метод поведенческой терапии

Экспозиция: сначала in sensu (представление), затем in vivo (ситуация, вызывающая опасение) ведет к запуску реакции (например, реакция страха) и к предотвращению реакции (побег, избегательное поведение)

Перенасыщение раздражителем (flooding):
• Формируется иерархия страхов, и пациент сразу подвергается воздействию раздражителя, вызывающего максимальный страх (экспозиционное или конфронтационное лечение)
• Следствием является аннулирование связи между раздражителем, вызывающим страх, и реакцией страха, а также отказ от избегательного поведения
Важно находиться в ситуации до тех пор, пока страх не отпустит (противодействие избегательному поведению)

Формирование социальных компетенций (тренинг социальных умений и навыков, тренинг уверенности в себе):
• Контактный тренинг, проводимый в группах, часто посредством ролевых игр
• Цель: развитие собственных требований и претензий (позволить себе их иметь), их высказывание и реализация, а также обучение уверенному поведению

Когнитивные методы терапии:
• Развитие и сохранение психических расстройств связано с дисфункциональными предположениями: освоенные, не соответствующие реальности, нелогические, искаженные и сверхгенерализованные модели мышления и оценочные процессы

• «Переатрибуция» направлена против заниженной самооценки или односторонней интерпретации пациента

• Дальнейшие примеры когнитивного переструктурирования: дистанцирование, позитивное толкование, вызов
— «рационально-чувственная терапия» (RET, Ellis): разрушение нерациональных моделей мышления
— когнитивная поведенческая терапия депрессий (Beck et al.)

Самоуправление, методы самоконтроля:
• Важнейшим методом является самонаблюдение посредством ведения дневника или диаграмм поведения
• Цель: управлять определенным поведением при помощи различных технологий, воздействие на поведение посредством контроля и изменения раздражителей, отвечающих за ошибочное нежелательное поведение; например, контроль над стимулами при нарушениях пищевого поведения или остановка мыслей (техника самоконтроля для прерывания нежелательных размышлений и мыслей)

Что такое поведенческая терапия. Смотреть фото Что такое поведенческая терапия. Смотреть картинку Что такое поведенческая терапия. Картинка про Что такое поведенческая терапия. Фото Что такое поведенческая терапия

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»

Источник

Поведенческая психотерапия

Поведенческая психотерапия или бихевиоральная терапия — это одно из ведущих и популярных направлений современной психотерапии. Она базируется на теории научения, и принципах оперантного обуславливания. Основная идея этой формы психотерапии основана на представлении, что симптомы каких-то форм психических расстройств появляются в результате неверно сформированных навыков. Исходя из этого принципа, задачами поведенческой психотерапии является избавление от нежелательных форм поведения, а также формирование полезных навыков поведения. Наиболее эффективна поведенческая терапия при лечения фобий, зависимостей, поведенческих расстройств. Научной базой для поведенческой психотерапии стала теория бихевиоризма.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм в широком понимании — это тенденция в психологии, направленная на изучение поведения человека и поиск методов воздействия на поведение человека. Вначале поведенческая психотерапия базировалась на учении об условных рефлексах Павлова, а также на его экспериментах с поведенческими реакциями животных. Для классического бихевиоризма Дж. Уотсона ( родоначальника концепции) все психические процессы сводятся к различным реакциям организма. Главным методом классического бихевиоризма является объективное наблюдение за реакциями организма на раздражающие факторы окружающего мира. Предметом исследования является поведение человека.

Сторонники классического бихевиоризма утверждают, что психика индивидуума составлена совокупностью сложных реакций, которые формируются отдельно друг от друга под влиянием окружающей среды. Основным механизмом поведения человека, обусловливающим изменение его поведения, они считают цепочку « стимул — реакция». То есть, они признают, что поведение реактивно и оно подчинено внешним стимулам.

Позже более популярной стала концепция необихевиоризма, освещённая в работах Б. Скиннера и Э. Торндайка. Ими разрабатывались идеи оперантного обуславливания, согласно которому, поведение формируется путём проб и ошибок. Таким образом появляется поведенческий стереотип, который впоследствии закрепляется.

Более поздние идеи бихевиоризма модифицировались и начали сближаться с когнитивной психологией. На этой теоретической базе был сформирован метод когнитивно-бихевиоральной терапии.

Показания к проведению поведенческой терапии

Бихевиоральная терапия показывает хорошие результаты при лечении простых фобий, сексуальных дисфункциях, заиканиях, неврозах, навязчивых состояниях, мигренях, первичных нарушениях сна и головных болей, обусловленных эмоциональной напряженностью.
Основной целью этой терапии является изменение поведения пациента. В результате поведенческой терапии часто улучшение наступает значительно раньше, по сравнению с другими видами психотерапии. Быстрое улучшение может наступить даже при психических расстройствах, которые длились многие годы. Это алкогольная зависимость, фобии, нарушения приёма пищи.

Применение поведенческой терапии с клинике «Психическое здоровье»

В клинике « Психическое здоровье» с успехом применяются методы поведенческой психотерапии с использованием различных техник. Одной из таких техник является биологическая обратная связь (БОС) — часть немедикаментозной терапии. Метод построен на принципе саморегуляции физиологических функций организма, неконтролируемых сознанием.
Это аппаратный аутотренинг, который дает возможность пациенту посредством специальной компьютерной программы овладеть навыками регулирования своего состояния.

Вам нужна консультация? Мы Вам поможем! Позвоните нам

Источник

Поведенческая терапия

6) Поведенческая терапия. Теоретической основой метода служит главный тезис бихевиоризма (англ. behaviour – поведение), который гласит: человек всему учится, и если у него имеются нарушения поведения, его можно и следует научить другим, адаптивным моделям поведения. Поведенческую терапию представляют 4 метода, используемых в разных комбинациях.

Любопытно, что, предлагая такое лечение, сторонники бихевиоризма являются категорическими противниками любого физического наказания детей, полагая, что ни при каких обстоятельствах оно не приносит положительного эффекта. Ювенальная полиция, созданная в ряде стран Евросоюза, целиком базируется на этом положении бихевиоризма. В ряде стран Евросоюза законодательно запрещены даже шлепки по отношению к провинившимся детям. В Норвегии ежегодно из семей изымают десятки тысяч детей даже по звонкам посторонних людей, если тем показалось, что родители прибегают к физическому наказанию. Сведений о дальнейшей судьбе таких детей обычно не приводится.

2. Методы терапии, основанные на оперантном (лат. operatio – действие) научении, при котором подкрепляющим фактором является результат собственных действий. Считается доказанным, что при таком научении положительным подкреплением какой-либо реакции организма является в основном удовлетворяющий индивида результат его деятельности. Если крыса, например, случайно задевает в экспериментальной клетке кнопку и сразу же получает пищу, вскоре она научится нажимать кнопку всякий раз, как только почувствует голод. При оперантном научении используются также разнообразные поощрения адекватного поведения, бонусы (лат. bonus – добрый, хороший). Если ребенок адекватно на что-то реагирует, например удерживает мочу, не паникует в темноте, сдерживает агрессию, ему дают немного денег, конфету, игрушку, его хвалят, тем или иным образом повышая самооценку. Ребенок приучается контролировать себя еще и тем, что составляет графики, отмечая в них даты с отсутствием отклонения, что должно повышать чувство уверенности в себе. Например, отмечает дни или ночи, когда не упустил мочу, не ссорился с кем-либо, не крал или не обманывал. Важно, чтобы свободные от анормального поведения дни поощрялись так, чтобы это вызывало у него чувство удовлетворения.

Метод классической поведенческой терапии оказался якобы наиболее эффективным при таких патологиях, как синдром навязчивости, школьная фобия, избирательный мутизм, депрессия, чрезмерный страх, проблемы со сном, нарушения внимания с гиперактивностью, аутизм и расстройства поведения. Так, при синдроме навязчивости пациента погружают в ситуации, вызывающие это состояние, и стремятся систематически блокировать выполняемые ребенком (подростком) навязчивые действия, которые могут редуцировать страх, поощряя растущее самообладание. Альтернативные типы поведения (например, при постоянном мытье рук) выстраиваются, когда пациент отказывается от редукции страха, несмотря на постоянные навязчивые идеи («мысли – мои руки грязные»), и вместо этого ждет естественную редукцию страха. Работа по изменению поведения происходит постепенно – от легких симптомов к все более сложным.

Классическое оперантное обусловливание эффективнее, полагают, при аутизме и школьной фобии. Например, страх школьной ситуации при школьной фобии – это приобретенное состояние, обусловленное или факторами школьной ситуации, или отсутствием в период занятий родителей. Ситуации, вызывающие страх при приближении к школе, должны четко фиксироваться и преодолеваться пошагово, чтобы привыкание ребенка к школе шло постепенно, по линии утяжеления таких ситуаций. Обычно к этому привлекают также школьный персонал и родителей, которых знакомят с тем, как надо общаться с ребенком, испытывающим страх перед школой, и уметь его успокоить. При нарушении внимания импульсивность – именно тот симптом, который вроде бы лучше всего отвечает на вмешательства поведенческой терапии. В ситуациях, когда для преодоления трудностей вовлечены чувства, в такую программу через ролевую игру могут входить поощрение и тренировка (Kendall, Lochman, 1994).

3. Научение путем наблюдения за кем-либо. Например, пациенту показывают, как кого-то поощряют за адекватное поведение или наказывают за неправильное, патологическое. Тем самым он получает возможность самостоятельно сделать для себя вывод о том, как следует себя вести, чтобы не иметь неприятностей и/или получить вознаграждение.

4. Научение путем подражания. Дети, а нередко и взрослые склонны подражать авторитетным фигурам. Если, предположим, ребенка пытаются побудить к чтению, то лучше, чтобы ему подавал пример человек, который является для ребенка авторитетной фигурой и к которому ребенок привязан. Если родители сами не читают, то приучить это делать ребенка очень трудно.

Источник

Поведенческая психотерапия

Поведенческая психотерапия или бихевиоральная терапия — это одно из ведущих и популярных направлений современной психотерапии. Она базируется на теории научения, и принципах оперантного обуславливания. Основная идея этой формы психотерапии основана на представлении, что симптомы каких-то форм психических расстройств появляются в результате неверно сформированных навыков. Исходя из этого принципа, задачами поведенческой психотерапии является избавление от нежелательных форм поведения, а также формирование полезных навыков поведения. Наиболее эффективна поведенческая терапия при лечения фобий, зависимостей, поведенческих расстройств. Научной базой для поведенческой психотерапии стала теория бихевиоризма.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм в широком понимании — это тенденция в психологии, направленная на изучение поведения человека и поиск методов воздействия на поведение человека. Вначале поведенческая психотерапия базировалась на учении об условных рефлексах Павлова, а также на его экспериментах с поведенческими реакциями животных. Для классического бихевиоризма Дж. Уотсона ( родоначальника концепции) все психические процессы сводятся к различным реакциям организма. Главным методом классического бихевиоризма является объективное наблюдение за реакциями организма на раздражающие факторы окружающего мира. Предметом исследования является поведение человека.

Сторонники классического бихевиоризма утверждают, что психика индивидуума составлена совокупностью сложных реакций, которые формируются отдельно друг от друга под влиянием окружающей среды. Основным механизмом поведения человека, обусловливающим изменение его поведения, они считают цепочку « стимул — реакция». То есть, они признают, что поведение реактивно и оно подчинено внешним стимулам.

Позже более популярной стала концепция необихевиоризма, освещённая в работах Б. Скиннера и Э. Торндайка. Ими разрабатывались идеи оперантного обуславливания, согласно которому, поведение формируется путём проб и ошибок. Таким образом появляется поведенческий стереотип, который впоследствии закрепляется.

Более поздние идеи бихевиоризма модифицировались и начали сближаться с когнитивной психологией. На этой теоретической базе был сформирован метод когнитивно-бихевиоральной терапии.

Показания к проведению поведенческой терапии

Бихевиоральная терапия показывает хорошие результаты при лечении простых фобий, сексуальных дисфункциях, заиканиях, неврозах, навязчивых состояниях, мигренях, первичных нарушениях сна и головных болей, обусловленных эмоциональной напряженностью.
Основной целью этой терапии является изменение поведения пациента. В результате поведенческой терапии часто улучшение наступает значительно раньше, по сравнению с другими видами психотерапии. Быстрое улучшение может наступить даже при психических расстройствах, которые длились многие годы. Это алкогольная зависимость, фобии, нарушения приёма пищи.

Применение поведенческой терапии с клинике «Психическое здоровье»

В клинике « Психическое здоровье» с успехом применяются методы поведенческой психотерапии с использованием различных техник. Одной из таких техник является биологическая обратная связь (БОС) — часть немедикаментозной терапии. Метод построен на принципе саморегуляции физиологических функций организма, неконтролируемых сознанием.
Это аппаратный аутотренинг, который дает возможность пациенту посредством специальной компьютерной программы овладеть навыками регулирования своего состояния.

Вам нужна консультация? Мы Вам поможем! Позвоните нам

Источник

Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?

Существует большая вероятность, что источник проблем и знакомое многим состояние психологического дискомфорта находятся в самом человеке и не зависят от жизненных ситуаций. Разобраться в причинах тревог и страхов, научиться верно реагировать на внешние раздражители, контролировать свои эмоции, убеждения и поведение – все это необходимо нам в условиях ощутимо меняющихся событий в мире.

Давайте поговорим об одной из эффективных психологических методик, которую давно и успешно применяют психологи с целью благотворного воздействия на мышление человека и исправления ошибок в его поведении, – о когнитивно-поведенческой психотерапии.

Основы и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии

Когнитивностью считается способность человека воспринимать и умственно перерабатывать внешние события в соответствии со своими убеждениями.

С самого детства человек приобретает ряд правил и привычек – как здоровых, так и вредоносных, мешающих жить. Когнитивно-поведенческая терапия – это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека. Что это значит? Определенный человек подсознательно реагирует на внешние раздражители определенным образом, присущим только ему.

Как мы обычно реагируем на тревожное событие? Переживаем, боимся или ощущаем невозможность повлиять на ситуацию. Если долгое время находиться под властью таких негативных эмоций – это неизбежно приведет к расстройству психики. Но от такой «вредной привычки» можно отказаться, научившись воспринимать события по-другому, чтобы легче справляться с трудностями и избежать стресса.

Основной задачей психолога КПТ будет научить пациента верной работе со своими мыслями и новому отношению к возникающим непростым ситуациям. Такая терапия проводится в несколько этапов и постепенно формирует жизнеутверждающие стереотипы сознания. В конечном итоге пациент осваивает техники, направленные на снижение уровня тревог, и преодолевает пугающие его ситуации без привычных паник и страхов.

Какие преимущества у КПТ?

Наиболее важным достоинством применения КПТ является устойчивый долговременный результат. После прохождения когнитивно-поведенческой психотерапии пациент умеет сам контролировать, диагностировать и лечить сложные состояния и становится сам себе психологом, поэтому рецидив практически исключен.

Помимо этого, КПТ имеет еще целый ряд преимуществ:

Основные принципы КПТ

На чем же стоит когнитивно-поведенческая психотерапия?

Основными принципами нового мышления будут:

Ваши переживания – это только ваше личное видение и личная оценка конкретной ситуации, а не результат прошлого опыта.

Можно кардинально изменить свою оценку произошедшего события и мысли, связанные с ним.

Ваши негативные убеждения, хоть и кажутся правдоподобными, не являются истиной. И именно от этих убеждений вы испытываете психологический дискомфорт.

Ваши тревожные переживания – это схема мышления, к которой вы привыкли. Вы в силах изменить образ мышления и проверить наличие ошибок в привычных убеждениях.

Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?

Когнитивно-поведенческая терапия успешно применяется психологами для преодоления и коррекции у пациентов:

Кроме того, в последнее время психологи предлагают применять методы КПТ для помощи пациентам с хроническими заболеваниями. Однако, результативность такого подхода пока не имеет стойких доказательств. Но уже сейчас существует перечень болезней, при которых КПТ может успешно дополнить медицинский план лечения. Это – бронхиальная астма, гипертония, острый психоз, синдром раздраженного кишечника, неприятные симптомы менопаузы.

Резюмируя возможности методики КПТ, можно говорить о том, что такая терапия может эффективно применяться для коррекции психоэмоциональных расстройств и неврологических нарушений, а в некоторых случаях способна стать хорошим дополнением к стандартной схеме лечения хронических заболеваний. Поэтому знание КПТ-подхода рекомендуется освоить желающим получить профессию психолога, практикующим психологам и психотерапевтам любых направлений, врачам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов. Всем заинтересовавшимся мы предлагаем пройти дистанционный курс обучения, который поможет в приобретении востребованной профессии психолога или в совершенствовании имеющихся знаний.

Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии

В своих сессиях психологи КПТ, в зависимости от ключевой проблемы, применяют разнообразные техники, помогающие выявить, проанализировать и скорректировать тревожное восприятие человеком ситуации. Зачастую человек заранее боится того, что сам себе напророчил, на подсознательном уровне ожидает плохого. Так и начинается паника. При помощи методик КПТ человек изменяет свое мышление и ощутимо снижает действие негатива на свое психоэмоциональное состояние.

Рассмотрим основные существующие техники КПТ:

Терапия по методике Бека. По мнению основателя этого метода, невротическими состояниями чаще страдают личности, подверженные негативным эмоциям и страдающие низкой самооценкой. Такие люди заранее нацелены на плохой исход любой ситуации. Например, начальник делает замечание сотруднику по результатам выполненной работы, а сотрудник мыслит: «Теперь меня точно уволят, я не смогу найти другую работу, нечем будет кормить семью», в результате наступает уныние. Бековский подход представляет собой серию быстрых вопросов и ответов для обнаружения негативных мыслей, в процессе которых приходит понимание проблемы и способов купирования опасного состояния депрессии.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что когнитивно-поведенческая психотерапия дает явное понимание о происхождении негативных реакций и отрицательных эмоций человека и предлагает конкретные маршруты к нормализации эмоционального состояния. Психолог КПТ показывает клиенту, что нет ничего невозможного, и даже в самой сложной ситуации можно радоваться жизни и контролировать свои страхи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *