Что такое поведение человека
Поведение человека
Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы; мелкие движения, типа мимики, дыхания, подрагиваний, движения глаз; речь (от крика до проговаривания про себя, которое отображается на микродвижениях губ и языка); физиологические реакции — расширение зрачков, изменение пульса, и т. д. Мыслительное, внутреннее поведение — предположительно, мыслительный процесс человека, его мышление. В мыслительном поведении можно предполагать привычки восприятия (то, как человек обычно воспринимает окружающий мир и происходящие в нём события, на что он обращает внимание, а чего не замечает), эмоциональные привычки (то, как человек привык оценивать происходящее) и волевые привычки (то, как человек привык обдумывать и принимать мысленные решения). Мыслительное поведение — всегда предполагаемое; мы не можем знать наверняка, что оно есть, оно не может быть замечено напрямую. Мы предполагаем, что оно есть, так как мы замечаем изменения во внешнем поведении, которые не можем связать с окружающими условиями, и потому предполагаем причины внутри человека. То есть внутреннее поведение проявляется только опосредованно, через внешнее поведение, и влиять на него извне можно только через внешнее поведение. Следствие: всегда существует возможность неправильно толковать внутреннее поведение по проявлениям внешнего поведения.
Поведение человека может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным.
Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой, нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влияния окружающей среды). Можно условно выделить в текущий момент времени наиболее влияющие на поведение факторы.
поведение
Полезное
Смотреть что такое «поведение» в других словарях:
ПОВЕДЕНИЕ — способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь
ПОВЕДЕНИЕ — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ — ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова
поведение — См … Словарь синонимов
Поведение — Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля
ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о… … Большой Энциклопедический словарь
поведение — ПОВЕДЕНИЕ совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Поведение — эволюционно сложившийся комплекс безусловных и условных рефлексов, лежащих в основе реакции животных на воздействие внутренних и внешних факторов. Важнейшими в поведении животных являются экологические, эволюционные, физиологические и… … Экологический словарь
Значение и виды поведения в психологии
Люди по-разному реагируют на воздействие раздражителей. Один человек в определенной ситуации поведет себя по спланированному сценарию, другой по спонтанному. Чтобы предугадывать действия людей, нужно понять, что такое поведение в психологии, уметь замечать закономерности.
Понятие
Поведение — образ взаимодействия с окружающей средой, который индивидуален для каждого человека. Благодаря особенностям поведения индивид может менять действия под влиянием различных раздражителей, внешних факторов.
С помощью поведения животные избегают негативное воздействия изменяющихся факторов окружающей среды. Для многоклеточных организмов характерно управление поведением через нервную систему.
История и последователи учения
Психология, как наука о поведении, возникла сотни лет назад. О ней начали говорить еще античные исследователи. Отдельным направлением психологической науки, которое начало заниматься изучение поведения, является бихевиоризм. Это наука, цель которой — изучение особенностей поведения животных, людей. Его последователи уверены, что поведение строится на рефлексах.
Основные последователи бихевиоризма:
Классификация
Поведение можно разделить на две больших группы:
Симонов выделял отдельную классификацию врожденного поведения:
Изучение индивида при первом знакомстве
Чтобы понять, как будет меняться поведение индивида, нужно обратить внимание на разные факторы. Первое знакомство может предоставить много правдивой информации об индивиде.
Внешний вид
Сначала нужно посмотреть на одежду индивида. По ней можно определить вкусы, настроение, достаток. Особенности:
Поступки
Поступки — это главный фактор, по которому нужно судить об индивиде. Индивид может говорить что угодно, но то как он поступает, особенно в мелочах, говорит о его натуре. Например, девушке будет приятно видеть, как парень распахивает перед ней двери, помогает нести сумку или пакеты, подает руку выходя из транспорта или машины. Чтобы произвести впечатление на девушку при первой встрече, парню нужно подобрать интересное место для свидания, подарить ей цветы, сделать несколько комплиментов. Для первой встречи этих манипуляций достаточно, чтобы произвести положительное впечатление.
Движения рук и рукопожатия
Узнать личность поможет рукопожатие. Этот жест имеет множество расшифровок, зависимо от положения, движения рук. Расшифровка:
Крепкие рукопожатия, которые заставляют вас пытаться избавиться от захвата, исходят от людей, которые хотят навредить окружающим, ищут конфликтные ситуации или желают их создать.
Люди, которые выполняют рукопожатия двумя руками одновременно, пытаются показать свою дружелюбность, но это вранье.
Поза и мимика
Также внимание нужно уделить позе, мимике индивида. Расшифровка:
Интонация и слова
Слова и интонация могут многое сказать о воспитании человека, его поведении в обществе. При любом проявлении грубости, повышении тона нужно перестать общаться с собеседником, поскольку это может привести к развитию конфликтной ситуации.
Как по жестам определить, что человек лжет?
Психологи выделяют ряд движений, жестов, которые могут сказать о том, что собеседник лжет:
Чаще подобные факторы проявляются комплексно.
Психологи изучают особенности поведения несколько сотен лет. Полученные данные позволяют предугадывать действия человека в какой-либо ситуации, отличать правдивые ответы от лжи.
Классификация видов поведения людей
Поведение людей в обществе
Человек как личность имеет неразрывную связь с окружающей средой и социумом, и через деятельность влияет на них. Поэтому в контексте этой взаимосвязи важное значение имеет осмысление человеческого поведения как составной части деятельности.
Поведение человека с точки зрения психологии — внешнее выражение деятельности, порядок действий индивида, который нацелен на обеспечение необходимых условий его существования и выражается через определенный набор поступков, направленных воздействий.
Человеческое поведение приобретает социальное содержание, становится личностным в случае коммуникации с другими людьми. При данных обстоятельствах человек действует как наделенный разумом субъект, который осознает свои действия, а, следовательно, его поведение можно назвать осознанным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Поведение человека в обществе — обширное понятие, включающее в себя все виды взаимодействия человека с окружающим миром. Оно предполагает ответное реагирование человека на происходящие события, его стремления и умения следовать общественным правилам и нормам, а основывается на человеческих потребностях в социальных контактах. Потребности обуславливают действия, направленные на коммуникацию с внешним миром.
Обязательные факторы поведения — мотивы и цели. Мотивы — движущая сила поведенческих действий, определяют их порядок. Поведенческие действия делятся на две группы:
Человеческая психика старается перевести опыт разных жизненных ситуаций в автоматические поведенческие действия.
На поведение человека оказывают наибольшее влияние следующие категории:
Если установить индивидуальные особенности человека по данным категориям, можно предвидеть его поведенческие реакции в различных жизненных обстоятельствах.
Виды поведения человека в психологии
В научной литературе фигурирует много видов поведения человека, однако единой научно обоснованной и упорядоченной классификации не существует.
Какие существуют основные, классификация
Виды поведения можно условно разделить по следующим критериям:
Также существуют и другие виды: пищевое, насильственное, виктимное, ролевое и иные.
Агрессивное поведение
Множество проблем человечества связаны с проявлением агрессии (преступления, войны, насилие).
Агрессивное поведение – направленные действия, примененные с целью нанесения физического вреда другому человеку либо негативного влияния на его психику.
Понятие «агрессия» используется для обозначения формы поведения, выраженной враждебностью, недоброжелательностью к окружающим, а категория «агрессивность» обозначает психическую склонность личности к агрессивному образу действий. Часто агрессия ассоциируется с проявлением таких эмоций, как злость, ненависть, гнев.
Но бывает, что агрессивные поступки по отношению к другому человеку применяются с холодным расчетом, в уравновешенном состоянии. Также агрессия может быть обращена в сторону людей, значимых для самого агрессора. Объект агрессии, как правило, стремится избегать подобного отношения к себе.
Для агрессивного поведения характерна кратковременность и ситуативность проявления. Оно выражается в виде:
Если агрессивное действие одиночное, то оно может быть проявлением ситуативной реакции, но если оно систематически повторяется — это демонстрация агрессивного поведения.
Главные цели агрессора:
Основные формы агрессии:
Показатель открытости проявления позволяет разделить агрессию на следующие группы:
В зависимости от цели выделяют:
Дифференциация агрессивного поведения человека в зависимости от меры личностного вовлечения:
Относительно уровня активности выделяют:
По способу выражения агрессию разделяют на виды:
Также известна агрессия: сознательно контролируемая и импульсивная; направленная на самого себя или на других людей; обусловленная раздражителем или побуждением; реактивная и проактивная.
По части выраженности психопатологической составляющей агрессивное поведение бывает:
Но агрессивное поведение не всегда связано с желанием нанести ущерб другому человеку. В некоторых сферах человеческой деятельности присутствует агрессия, не имеющая вредоносной цели (например, спортивные состязания, переговорный процесс, военная служба). Таким образом, агрессивный образ действий может быть направлен как на причинение вреда, так и на преодоление преград, борьбу с трудностями без плохих намерений.
В этом контексте выделяют:
На степень агрессивности человека влияют врожденные (генетика, холерический темперамент) и приобретенные (преобладание агрессии в социальном окружении) факторы. Также формированию агрессивного поведения содействуют следующие характеристики личности:
Агрессия может возникнуть и под влиянием некоторых обстоятельств и состояния здоровья:
Уровни агрессивного поведения:
Агрессивное поведение может быть не только индивидуальным явлением, но и групповым. Для агрессивных групп (к примеру, религиозных сект, подростковых группировок) характерны такие явления, как конформизм, отождествление, внушение, сплоченность, снижение индивидуальной ответственности. Агрессивное поведение способно быстро распространяться, особенно в условиях группы. Оно имеет положительные и отрицательные стороны.
Здоровая агрессия отличается защитной направленностью, необходима для выживания, стимулирует к достижению целей. Но агрессивное поведение как системное явление имеет разрушительный характер, становится опасным для самого агрессора и окружающих его людей.
Пассивное поведение
Пассивное поведение — форма поведения, которая состоит в нежелании отстаивать собственные права, поступаться интересами.
Человек, склонный к данному виду поведению:
Уклонение от активных действий определяет пассивную позицию человека как по отношению к жизни, так и к социальным взаимосвязям. Вовлечение в конфликтную ситуацию, агрессивные действия против такого человека только усиливают его пассивность. Люди с пассивным поведением не видят необходимости решать задачи, не являющиеся жизненно важными, и считают инертность способом избежать трудностей и неурядиц.
С ними сложно коммуницировать из-за постоянной демонстрации равнодушия, пребывания в «обиженном» состоянии. Главные причины затруднений в общении:
Люди, склонные к пассивному поведению, верят в судьбу, которая должна вручить все необходимые жизненные блага. Они не делают сознательного жизненного выбора, перекладывая ответственность на удачу, случай, окружение, в особенности на родных людей.
Выделяют четыре типа пассивного поведения.
Раздражение и агрессия — предельные проявления пассивного поведения. Пассивное начало настолько возрастает, что появляется чувство обреченности, безысходности. Это побуждает к нездоровым поведенческим реакциям.
Пассивно-агрессивное поведение
Человек, склонный к нему, подавляет открытые выражения гнева, но пытается выразить свою враждебность через непрямые обиды, строптивость, неприветливость, игнорирование просьб. Часто пассивно-агрессивное поведение возникает при невозможности выразить агрессивные чувства открыто.
Пассивное поведение не обязательно является признаком патологии, оно может быть естественным состоянием. Его позитивные стороны:
Негативные стороны пассивного поведения:
Пассивное поведение может быть личностной характеристикой, комфортным состоянием человека.
Ассертивное поведение
Ассертивное поведение — уверенный образ действий, при котором человек открыто выражает свою позицию, защищает собственные права, но при этом уважает чувства, интересы оппонента.
Ассертивность предусматривает свободу принимать решение и ответственность за свой выбор. Человек четко видит свои цели и движется к ним, не нарушая прав окружающих, а при коммуникации действует открыто. Также для ассертивной личности характерны следующие признаки:
Обычно при ассертивном поведении люди информируют окружающих о своих целях, предполагают, каким образом лучше взаимодействовать, предпринимают действия, опираясь на составленный план. Общение осуществляется без применения угроз, претензий, негативных высказываний. Это результативный способ коммуникации.
Ассертивное поведение предусматривает регулирование собственного поведения, принятие решения на основе здравого смысла, а не эмоций, отсутствие явной зависимости от мнения и оценки других людей. Это своеобразный компромисс между агрессией и пассивностью.
Позитивные свойства ассертивного поведения:
Негативные стороны ассертивности:
В критических ситуациях ассертивные люди могут проявлять агрессию. Но они получают большее преимущество в различных обстоятельствах, чем агрессивные и пассивные люди. Люди с ассертивным поведением обычно удовлетворены результатами своей работы, а окружающие относятся к ним позитивно.
Асоциальное поведение
Образ действий человека, его мысли и поступки напрямую зависит от моральных и правовых норм, принятых в обществе.
Асоциальное поведение — сознательное пренебрежение и нарушение личностью общепризнанных общественных норм и установок.
Данный вид поведения может встречаться среди различных социальных групп вне зависимости от возраста, пола, образования, уровня материального достатка. К асоциальности в большей мере склонны интроверты. Асоциальный человек пытается реализовать свои интересы, невзирая при этом на стремления и потребности других людей. Склонность к асоциальности может проявиться уже в раннем детском возрасте.
Для асоциального типа личности (социопата) характерны следующие особенности:
Выделяют следующие основные виды (стадии развития) асоциального поведения:
У детей предпосылками асоциального поведения становятся:
Если при проявлении асоциального поведения у ребенка младшего школьного возраста не принимать меры, проблема усугубится в подростковом возрасте. Подростки особенно склонны к антиобщественным поступкам, созданию агрессивно настроенных групп. На подростковую асоциальность влияют следующие обстоятельства:
Чтобы исключить формирование у ребенка негативных поведенческих проявлений, следует оптимизировать воспитательный процесс, удовлетворять его потребности, развивать умственные способности.
Выводы:
Определение поведения и развитие его норм в обществе
Иногда мы можем переступить ту черту, которую, казалось бы, переступить невозможно. Иногда мы ведем себя таким образом, что даже сами осуждаем себя за свои проступки. Почему?
Мы не можем дать объяснения многим вопросам относительно своего поведения. Влияют ли на него другие люди, и каким образом? Что мы знаем о себе и о своей психологии? Самостоятельны ли мы в своих сужениях? Кто решил, как надо себя вести в обществе?
Поведение — это сложившийся в процессе жизни образ взаимодействия живого существа с окружающей его средой.
Наше поведение выглядит сложно и необъяснимо. Считается, что сущность человека непонятна, и действительно это так. Никому неизвестно, как может повести себя даже очень близкий человек в стрессовой или опасной ситуации, так как в каждом из нас заложен инстинкт самосохранения. И это не главное. Поведение человека зависит от многих факторов.
Загрузка культуры человека
В обычных условиях загрузка культуры или поведения личности начинается с самого рождения. Ребенок, как и все живое, пытается сохранить свою жизнь.
Для него возможной единственной угрозой считается негативная оценка родителей. Малыш пытается выяснить, как избежать такой угрозы, а еще лучше – получить одобрение, он старается подстроить свое поведение так, чтобы избежать любой угрозы.
К сожалению, многие взрослые люди считают, что из ребенка вырастет только то, что было в него заложено с момента рождения, не уделяя особого внимания его воспитанию. В итоге, дети не в самых лучших местах собирают информацию, отсюда и неадекватное поведение детей.
Люди неплохо могут различать шутки и искренне верят в то, что преподносится с эмоциями, когда информация выглядит подлинно и серьезно. На этом отчасти основывается наше поведение. А вот отличить подлинных эмоций от качественной игры актеров нам сложно.
Если информация поступает как приоритет в определенной деятельности, с признательными эмоциями, то человек начнет стремиться к получению этого приоритета. Это легко понять на примере рекламы. Мы все с доверием относимся к рекламируемому товару, покупаем его и надеемся на то, что получим такой же результат, о котором так искренне рассказывали рекламодатели.
Виды поведения
С точки зрения соблюдения правил и ценностей общества выделяют социальное и асоциальное поведение человека.
Социальное поведение – это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду.
Асоциальное поведение – это поступки, которые не соответствуют нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.
Основы для любой культуры
Видовое поведение человека – это определенное взаимодействие с окружающим миром, но все части мира взаимодействуют друг с другом.
Поэтому то, что мы называем поведением, должно быть определенным классом реакций. Когда о нем заходит речь, то предполагается целесообразное взаимодействие с окружающей действительностью. Значит, если мы видим цель, к которой стремится рассматриваемый человек, то тогда мы говорим о действиях этой личности.
Рассмотрим потребности всех живых существ, в силу которых формируется их поведение:
Построение видового поведения личности основывается на шести главных вышеперечисленных потребностях. А культура является надвидовой организацией потребностей человека.
Совершенно очевидно, что каждая культура должна учитывать и давать возможности для проявления всех естественных потребностей, свойственных человеку. Видовые потребности нередко контролируются или подавляются культурой.
Наши заблуждения
Мы считаем, что наши оценки и само наше поведение исходят от нас самих. Только вот принципы наших оценок, поступков и явлений у нас внешние.
Возьмем пример, калькулятор выполняет сложные математические вычисления сам, но для того чтобы получить результат вычислений мы производили с ним некоторые манипуляции. Так и у нас, в нас вводит информацию окружающий мир, а мы стараемся вычислить свое отношение к этому современному миру и создать свое поведение.
Никому не захочется тратить свои силы на действия, которые не будут хоть одним человеком оценены. Нет, попробовать сделать что-либо человек может, но если он не найдет поддержки хотя бы одного человека, то все усилия прекратятся. Мы работаем, если эта работа оценивается, и не работаем, если не находим поддержку окружающих.
Наша любознательность тоже смысла бы не имела, если бы об ее результатах не сообщалось еще кому-нибудь. Мы обучаемся в надежде на то, что это даст возможность произвести впечатление. Мотивы действий личности регламентируются приобретенными общественными нормами и средой ее воспитания.
Влияние эмоций
На поведение личности большое влияние оказывают эмоции. Возьмем ситуацию, когда один человек из небольшой компании увидит хищника, он испугается и закричит, на что вся компания отреагирует так же, при этом кто-то мог даже и не увидеть того хищника.
Если бы такая ситуация произошла в толпе людей, то масштабы последствий были бы серьезней, началась бы паника. Для такого поведения объяснения в словах нет необходимости, все происходит на уровне автоматики.
В общении животных интересным является тот феномен, который объединяет их в одну группу и удерживает там. Животные не разговаривают, поэтому в их головах не вертятся слова, как у людей, но эмоциональная информация природой запрограммирована в виде их своеобразного поведения.
Эмоциональная семейная зависимость отдельных видов животных, благодаря эволюции преобразовалась в некую социальную систему. Это говорит о том, что животные живут одним семейством и удерживаются в нем благодаря количеству эмоций, подходящим всем членам семейства, так как животным предложить больше нечего.
Иерархия равенства
В семействах животных существует иерархия в различной степени. Особь ищет среди своих собратьев специфической реакции для того, чтобы стать вожаком.
Если бы добиться эмоций признания от членов семейства не представлялось бы возможным, то особь не стала бы напрягаться. Получается, если особь добивается внимания окружающих, то любыми путями пытается стать вожаком, то есть воинственным поведением добивается своих целей.
Поведение людей практически такое же — как только окружающие предоставляют свои эмоции признания, один из членов общества становится вожаком. Например, эмоции признания достаются авторитетным людям, которые каким-то образом привлекли внимание общества. У людей, воспитанных в жестких условиях домашней иерархии, проявляется агрессивное поведение к членам их семьи или к более слабым людям.
Иерархия отличий
От животных людей отличает то, что получить признание они могут разнообразными способами. Человек может добиваться эмоциональной поддержки, то есть уважения окружающих демонстрацией своих талантов. Это развивает в личности самоуважение, так как оно невозможно без признания общества, которое их окружает.
Именно на этих принципах живет современное общество. Остается добавить только то, что человек, который добивается эмоционального признания общества, начинает владеть мнением этого общества, а значит, становится авторитетом, который в последствие может повлиять на поведение общества в целом.
Люди отыскивают любые возможности для получения уважения, и если им не удается получить признание собственными способностями, то для достижения цели в ход идут любые способы.
Некоторые пытаются получить уважения в своем вероисповедании или в названии национальности, а другие демонстрируют уровень своих автомобилей и брендов одежды или же неприемлемым обществом поведением.
Эти вещи ничего не говорят об умственном уровне их обладателей, хотя производят впечатления на многих членов общества. Есть люди, которые покоряют горы или бросаются в пропасти, греются на пляжах или едут в путешествия, лишь бы их действия хоть кто-то оценил как достижения.
Ошибки и условия
Легко наблюдать за поведением подростков, которые своими не всегда адекватными действиями стараются произвести впечатление, показать свою особенность или привлечь внимание окружающих.
Если человека лишить свободы действий, где ему не доступен цивилизованный способ достижения признания общества, то он, подобно диким предкам, старается получить эмоции признания своим агрессивным поведением.
Ученые проводили множество экспериментов, которыми они пытались объяснить поведение людей в различных ситуациях. Психолог Милгрем доказал, что не только в экстремальных условиях даже самый принципиальный человек может повести себя неадекватно под давлением авторитета.
Система общества и ее влияние
Система общества довольно просто выглядит, но в сочетании с баснословным количеством информации цивилизованного мира, относительно которой измеряется положение личности в обществе, вносит разнообразие в современные отношения в обществе и в поведение личности.
Всю информацию, которую получает общество, называют культурой поведения или моралью. В этой общественной информации есть один незаметный факт – мы руководствуемся ею, но убеждены, что информация наша собственная. Но только общество и опыт поколений диктует нам как надо себя вести в той или иной ситуации.
Дважды наукой был замечен факт того, что когда ребенок воспитывается не в человеческом обществе, а животными, то его поведение разительно отличается от человеческого поведения.
Попадая в человеческое общество, дети приобретали человеческое поведение, но и культура животных у них сохранялась. Из чего следует, что поведение людей определяет то, что их окружало ранее.
Автор статьи Елена Жук