Что такое поверхностные водные объекты
Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
2. К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота (низинные, переходные, верховые);
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
4.1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.
5.1. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
Судебная практика и законодательство — Водный кодекс РФ. Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Частью 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Принимая во внимание установленные по делу конкретные обстоятельства, учитывая, что на основании статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации земли в пределах береговой линии (в пределах границы водного объекта) относятся к данному водному объекту, следует прийти к выводу о том, что в рассматриваемом случае должностным лицом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области не представлено надлежащих доказательств того, что Юриковым Ю.Н. допущены вышеперечисленные (отраженные в предписании) нарушения, в целях устранения которых предписание было выдано.
Частью 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Частью 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции, не принимая какого-либо решения по существу спора, указал на необходимость надлежащей оценки судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу и вынесения обоснованного решения с учетом применения и толкования пункта 1 статьи 78, пункта 1 статьи 81 пунктов 1, 2 статьи 11, пунктов 1, 5 статьи 12, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», статьи 2, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подпунктов 2, 3 пункта 4 статьи 5 и пункта 4 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 166, 167, 168, 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 1, пунктом 3 части 2 статьи 5, части 1 статьи 6, статьей 8 Водного кодекса, суд признал заключенный между ответчиками договор аренды от 03.12.2012 N 2 недействительной (ничтожной) сделкой.
Суды, руководствуясь статьями 1, 5, 8, 31 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 60, 102 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пришли к выводу о том, что спорный земельный участок образованию не подлежит, поскольку полностью покрыт поверхностными водами водных объектов, относящихся к федеральной собственности, который подлежит снятию с государственного кадастрового учета с кадастровым номером 12:15:7601001:248 на основании судебного акта.
В соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4594, 4596, 4605; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7343, 7359; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 19, ст. 2314; N 27, ст. 3440; N 43, ст. 5452; N 52, ст. 6961; 2014, N 26, ст. 3387; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 11, 12, 52; N 29, ст. 4347, 4350, 4359, 4370; N 48, ст. 6723; 2016, N 45, ст. 6203) приказываю:
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, 5279; 2007, N 26, 3075; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616, 3735; 2009, N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4594, 4596, 4605; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7343, 7359; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 19, ст. 2314; N 27, ст. 3440; N 43, ст. 5452; N 52, ст. 6961; 2014, N 26, ст. 3387; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 11, 12, 52; N 29, ст. 4347, 4350, 4359, 4370; N 48, ст. 6723.
1) тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта;
2) описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
1) тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта;
2) описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) в виде списка координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта) с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;
1) тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта;
2) описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) в виде списка координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта) с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;
4.2.2.2. Методикой не предусмотрено однозначное определение почвы как объекта охраны окружающей среды. Возникающая в связи с этим неопределенность приводит к тому, что Методика 1 применяется для расчета размера вреда при воздействии на болота, которые согласно части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации являются поверхностными водными объектами, а не почвами. Указанное происходит в связи с тем, что болота расположены на землях лесного фонда. В то же время некорректно используются понятия «земля» и «почва», отсутствует определение понятия «облесенные территории в составе земель всех категорий» (пункт 8 Методики 1).
Береговая линия (граница водного объекта) в соответствии с частью 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ определяется для:
Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 5 ВК РФ
1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
2. К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
Информация об изменениях:
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ статья 5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1
4.1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 459-ФЗ статья 5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
5.1. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
Что такое поверхностные водные объекты
ВК РФ Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 5 Водного кодекса РФ
1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
2. К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота (низинные, переходные, верховые);
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
4.1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 244-ФЗ)
5. К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.
5.1. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ)
6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
Ст. 5 ВК РФ. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
2. К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
4.1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(Часть дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ)
5. К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.
5.1. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ)
6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
Комментарий к статье 5 ВК РФ
К одному из основных понятий, используемых ВК РФ, относится понятие водного объекта. Согласно ст. 1 ВК РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим, в свою очередь, определен как изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.
В современном ВК РФ понятия практически всех разновидностей и поверхностных, и подземных водных объектов отсутствуют, в ряде случаев дается лишь перечисление. Конечно, такое регулирование привносит много неясностей в правоприменительную деятельность, объекты водных отношений сложнее отграничить от всех иных, в том числе это касается и подземных вод. Проблема соотношения подземных вод как водного объекта и как ресурса недр и соответствующего разграничения законодательств будет рассмотрена ниже.
Систематизировать свод документированных сведений о водных объектах призван государственный водный реестр (см. комментарий к ст. 31 ВК РФ).
В соответствии с частью 2 настоящей статьи к поверхностным отнесены шесть групп водных объектов:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
— портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
— заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
— заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
Согласно ст. 2 ФЗ N 155-ФЗ территориальным морем РФ признается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.
Исходными линиями при этом являются:
— линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;
— прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
— прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
— прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ;
— система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими РФ.
Определение территориального моря применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ.
Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
В ст. 22 ФЗ N 155-ФЗ сформулировано понятие прилежащей зоны РФ. Это морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
2. Поверхностными водными объектами являются водотоки, к которым отнесены реки, ручьи, каналы. В действующем ВК РФ понятие водотоков отсутствует. Тогда как ВК РФ от 1995 г. под водотоками понимал поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К водотокам были отнесены реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов (ст. 10).
4. В отличие от ВК РФ от 1995 г., который относил болота к разновидности водоемов (воды находятся в состоянии замедленного водообмена), действующий ВК РФ выделяет болота отдельно, опять же не давая дефиниций.
6. К поверхностным водным объектам без соответствующих дефиниций также отнесены ледники и снежники.
Согласно части 3 комментируемой статьи поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Что касается ВК РФ от 1995 г., то в нем было сформулировано понятие поверхностных водных объектов. Они определялись как постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Отмечалось, что они состоят из поверхностных вод, дна и берегов и имеют многофункциональное значение, а также могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно (ст. 9).
В части 4 комментируемой статьи установлены особенности определения береговых линий, т.е. границ водного объекта отдельно для 1) моря; 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера; 3) пруда, водохранилища; 4) болота.
Границы водных объектов определяются следующим образом:
2) по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
3) по нормальному подпорному уровню воды;
4) по границе залежи торфа на нулевой глубине.
В части 6 комментируемой статьи прописано, что границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
Хотелось бы отметить, что ВК РФ от 1995 г. наглядно демонстрирует двойственный характер ранее действовавшего правового регулирования отношений, связанных с использование подземных вод. К примеру, в ст. 5 ВК РФ от 1995 г. было прямо закреплено, что отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством РФ о недрах и водным законодательством РФ. Предоставление в пользование подземных водных объектов также должно было осуществляться в соответствии с водным законодательством РФ и законодательством РФ о недрах (ст. 91).
Комментируемым Кодексом такого рода положения восприняты не были, однако ссылки на законодательство о недрах присутствуют (при определении границ подземных водных объектов, форм собственности, оснований приобретения и прекращения прав пользования, сборе и хранении документированных сведений о подземных водных объектах, при установлении порядка использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых).
———————————
См.: Вылегжанина Е.Е. Международно-правовые подходы к защите окружающей среды при недропользовании // Нефть, газ и право. 2007. N 4. С. 41.
В связи с чем в ст. 1 Закона РФ «О недрах» прямо указано на то, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно преамбуле Закон РФ «О недрах» также регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной таких специфических минеральных ресурсов, как подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Недра содержат в себе множество полезных свойств, в том числе подземное пространство, содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. Все эти богатства, пока они содержатся в недрах, составляют государственную собственность (ч. 1 ст. 1.2 Закона РФ «О недрах»). После добычи полезные свойства по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности (ч. 3 ст. 1.2 Закона РФ «О недрах»).
В приложении «Б» к Классификатору даны пояснения наименований подземных вод, в соответствии с которыми сформулированы следующие понятия:
При этом согласно ст. 35 Закона о недрах «основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ».
Подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды выделены в главе 26 НК РФ в качестве самостоятельного вида добытого полезного ископаемого (ст. 337 НК РФ).
При этом объектом налогообложения НДПИ не признаются подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; а также дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений (п. 2 ст. 336 НК РФ).
Следует отметить, что категория «водные объекты» используется также в главе 25.2 НК РФ «Водный налог». В частности, одним из объектов налогообложения водным налогом является забор воды из водных объектов. В данном случае имеется в виду забор как из поверхностных, так и подземных водных объектов. Не признаются объектами налогообложения водным налогом забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; а также забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод (ст. 333.9 НК РФ).
———————————
См.: Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18; глава 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
Также следует обратить внимание на положения ст. 19 Закона РФ «О недрах», согласно которым собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
———————————
См.: Постановление ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1917.
Другой комментарий к статье 5 Водного Кодекса РФ
Водное законодательство воздействует в основном на поверхностные ВО. Содержащиеся в ВК положения о подземных ВО, как правило, отсылают к законодательству о недрах.
2. Согласно части 2 статьи 5 ВК все ВО можно подразделить на водотоки, водоемы и иные ВО.
В отсутствие определений понятий «водоток» и «водоем» в ВК необходимо руководствоваться ГОСТ 19179-73, согласно которому:
От четкого определения различных ВО зависят их правильное и рациональное использование, установление законности их нахождения у разных собственников, определение бюджета, из средств которого должны финансироваться мероприятия по охране ВО и предотвращению вредного воздействия вод.
В отсутствие определений видов ВО в ВК подлежат применению определения, содержащиеся в различных ГОСТ.
— портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
— заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили (1 морская миля = 1852 метра);
— заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством.
— линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;
— прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
— прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
— прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ;
— система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими РФ.
Внутренние воды и территориальное море являются территорией России (часть 1 статьи 67 Конституции). Россия принадлежит к числу государств, которые, руководствуясь Конвенцией ООН по морскому праву (1982), выбрали максимальную ширину своего территориального моря. Россия «с юга на север, с запада на восток и с севера на юг» имеет выходы к следующим морям: Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.
К поверхностным ВО относятся не только моря в целом, но их отдельные части: заливы, проливы, бухты, лиманы и др. (пункт 1 части 2 статьи 5 ВК).
3.3. Согласно ГОСТ 19179-73:
Водоподпорным сооружением (водоподпором) обычно является плотина, ГЭС.
3.4. Согласно ГОСТ 30813-2002:
Родник нередко дает начало ручью, а ручей нередко впадает в другой ВО. Возможно, эти факторы обусловили отнесение статьей 8 ВК каждого ручья к федеральной собственности.
3.5. Болото определяется ГОСТ 19179-73 как «природное образование, занимающее часть земной поверхности и представляющее собой отложения торфа, насыщенные водой и покрытые специфической растительностью».
ГОСТ 19179-73 определяет также понятия «пруд» и «водохранилище» (см. комментарий к статье 7 Вводного закона и статье 8 ВК).
Понятие «обводненный карьер» стало использоваться в законодательстве только с принятием ВК, то есть с 2006 года. Об обводненных карьерах см. комментарий к статье 7 Вводного закона и статье 8 ВК.
4.1. Согласно части 3 статьи 5 ВК поверхностный ВО состоит из:
1) поверхностных вод;
2) земель, покрытых поверхностными водами.
Тем самым подчеркивается неотделимость воды от земли под ней и земли от воды над ней, недопустимость регулирования их использования и охраны различными правилами, за исключением прямо установленных ФЗ случаев.
Сведения о береговой линии ВО должны содержаться в ГВР (см. комментарий к статье 31 ВК). Но для того, чтобы эти сведения в ГВР поступили, необходимо определить береговую линию в соответствии с ВК.
Собственно, даже для принятия решения о предоставлении части ВО в пользование, особенно для работ по изменению берега (пункт 7 части 2 статьи 11 ВК), необходимо точно знать, где проходит береговая линия. По завершении работ по изменению берега соответственно изменяется и его береговая линия, что должно найти отражение в ГВР.
Для разных видов ВО часть 4 статьи 5 ВК установила разные критерии их определения. Установленная по соответствующему критерию береговая линия подлежит отображению как одна из границ водоохраной зоны с последующей передачей сведений о ней в различные государственные кадастры и реестры (см. комментарий к статье 65 ВК).
Согласно пункту 5 статьи 94 ЗК Правительство, органы исполнительной власти субъектов РФ, ОМС могут устанавливать такой вид земель ООПТ, как «земли, на которых находятся охраняемые береговые линии». До настоящего времени Правительство такой вид не устанавливало, об аналогичных актах субъектов РФ и ОМС сведений нет.
4.3. Согласно части 4 статьи 5 ВК береговая линия определяется для:
Подробнее о береговых линиях морей см. комментарий к статье 65 ВК;
Определение береговой линии «по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом», предполагает многолетние наблюдения за ВО. Такие наблюдения должен обеспечивать Росгидромет в соответствии с Порядком предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды сведений для внесения в государственный водный реестр, утвержденным Приказом МПР от 2 ноября 2007 года N 284. По нему Росгидромет ежегодно представляет в Росводресурсы «сведения о постах на реках, каналах, озерах и водохранилищах, по которым представляются сведения по водному режиму; уровнях воды рек, каналов, озер и водохранилищ; расходах воды рек и каналов за год, предшествующий истекшему, с учетом особенностей режима на постах. Многолетние сведения о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима представляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Федеральное агентство водных ресурсов один раз в 5 лет, в годы, кратные пяти, начиная с 2010 года». Соответственно в 2015 году следует ожидать обновления сведений о береговых линиях ВО.
Приказ МПР от 2 ноября 2007 года N 284 не упоминает о многочисленных обводненных карьерах и ручьях. Соответственно о ВО, на котором нет пункта наблюдения, либо вообще нет сведений в ГВР, либо эти сведения, в том числе о береговых линиях, неполны либо неточны.
Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденные Приказом МПР от 29 сентября 2010 года N 425, устанавливают, что «в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации данных о положении береговой линии и уклонов берегов водных объектов или их частей, включенных в Перечень водных объектов, проводятся инженерные изыскания с целью определения положения береговой линии и уклонов берегов». Но, во-первых, данные о положении береговой линии должны быть не на территории субъекта РФ, а в ГВР, который ОГВ субъекта РФ не ведет. Во-вторых, инженерные изыскания, в отличие от наблюдений, не являются многолетними. В этом видится противоречие пункту 2 части 4 статьи 5 ВК, для устранения которого полагаем необходимым внесение в него соответствующих изменений.
Совершенно очевидно, что на всех ВО организовать пункты наблюдения или проведение инженерных изысканий невозможно. Соответственно на практике вероятны трудности в предоставлении в пользование не только ВО, но и ЗУ вблизи них, обусловленные отсутствием надлежащих сведений о береговых линиях.
Отсутствие в ГВР сведений о береговой линии ВО свидетельствует об отсутствии границ надлежащим образом установленных зон вдоль ВО, прежде всего береговых полос, а значит, и самих полос. В подобных случаях береговая полоса не может считаться определенной в соответствии с законодательством. Исключение можно сделать только по аналогии с морями для участков рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров, у которых есть отвесные берега, набережные или некоторые ГТС.
Вместе с тем обводненный карьер, как и пруд-копань, возникает не на ВО и при надлежащей рекультивации водохозяйственного направления не должен переполниться водой выше уровня земли вокруг. Поэтому полагаем необходимым исключить слова «обводненного карьера» из пункта 2 части 4 статьи 5 ВК и установить для обводненных карьеров и прудов-копаней отдельный критерий определения их береговой линии.
Несколько иное значение пойма имеет на территориях, где проведены работы по предотвращению вредного воздействия вод. Примером является Нагатинская пойма Москвы-реки, площадь которой около 700 га. До проведения в 1930-х годах подсыпки грунта и гидротехнических работ эта территория регулярно затапливалась и была сильно заболочена. В 1960-х годах Нагатинская пойма вновь подверглась реконструкции. В разных частях Нагатинской поймы подсыпано около 4 млн. куб. м грунта, значительная ее часть теперь занята парком и застроена различными зданиями.
В связи с неопределенностью критериев и дороговизной работ по установлению береговых линий, а значит, и водоохранных зон, случаи их установления надлежащим образом пока либо редки, либо сопровождаются спорами. Например, решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 года N 25/27 были согласованы схема границ и перечень координат характерных точек реки Миасс от Шершневской плотины до улицы Новомеханическая в Центральном и Калининском районах города Челябинска. Прокурор города Челябинска на это решение принес протест от 27 июля 2011 года N 19-2011, но Челябинская городская Дума решением от 30 августа 2011 года N 26/21 его отклонила.
Таким образом, береговая линия такого ВО или его части, как река, ручей, канал, озеро, обводненный карьер, может устанавливаться по одному из следующих критериев:
а) по данным многолетних наблюдений;
б) по результатам инженерных изысканий;
в) по парапету набережной или иного ГТС;
г) по отвесному берегу;
В связи со строительством крупнейших водохранилищ технико-экономическое обоснование предусматривало НПУ, по которому должна определяться береговая линия водохранилища. Изменение НПУ может иметь различные последствия.
Показательна в этом отношении полемика, выплеснувшаяся в Постановлении правительства Республики Марий Эл от 6 мая 1995 года N 143 «Об экологической экспертизе ТЭО Чебоксарского гидроузла с НПУ 63,0 м и повышения уровня водохранилища до отметки 65,0 м», в котором обращалось внимание на негативные последствия строительства и эксплуатации водохранилища и признавалось недопустимым повышение уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС с отметки 63,0 м до отметки 65,0 м. Своеобразный ответ на него был дан Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 мая 1995 года N 148 «О технико-экономическом обосновании подъема уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС», в котором обращалось внимание на негативные последствия отметки водохранилища 63 м и признавалось необходимым повышение его уровня до 65 м. Но если Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 мая 1995 года N 148 было признано утратившим силу Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 мая 2007 года N 101, то Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 мая 1995 года N 143 в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30 марта 2007 года N 84 до сих пор числится действующим.
Фактически статья 5 ВК не учитывает особенности появления и режима прудов-копаней и обводненных карьеров и необоснованно пытается распространить на них критерии установления береговых линий, определенные для водохранилищ и рек. На практике береговые линии прудов-копаней и обводненных карьеров по таким критериям не устанавливаются. Поэтому полагаем необходимым внесение в законодательство отдельных положений об определении береговых линий прудов-копаней и обводненных карьеров;
Границы подземных ВО определяются в соответствии с законодательством о недрах (часть 6 статьи 5 ВК).
6. ВК не упоминает о пограничных и трансграничных ВО, которых у России около тысячи.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:
Комментарии и консультации юристов по ст 5 ВК РФ
Если у вас возникли вопросы по статье 5 ВК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.
Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.