Что такое повесть 8 класс литература
Литературные термины, 8 класс
Перечень терминов с примерами, которые должны знать учащиеся 8-ого класса. Для повторения/отработки/закрепления материала.
Просмотр содержимого документа
«Литературные термины, 8 класс»
Роды литературы: эпос, лирика, драма.
Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Крупные жанры — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея); Средние —повесть, Малые — рассказ, новелла, очерк.
Лирика- ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные переживания автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преимущественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.
Драма- 1. Род искусства, имеющий синтетический характер (сочетание лирического и эпического начал) и принадлежащий равно литературе и театру (кино, телевидению, цирку и т. п.); 2. Собственно драма – вид литературного произведения, изображающий остроконфликтные отношения человека и общества. – А. Чехов «Три сестры», «Дядя Ваня», М. Горький «На дне», «Дети солнца» и др.
КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежащих к драматическому роду. Действие и характеры В комедии ставят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологическая, бытовая, сатирическая.
ТРАГЕДИЯ – вид драмы. В основе трагедии лежит неразрешимый конфликт, оканчивающийся гибелью героя. Главная цель трагедии состоит, по Аристотелю, в катарсисе, в очищении души зрителя-читателя посредством сострадания герою, являющемуся игрушкой в руках Рока. – Античные трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида; трагедии В. Шекспира, П. Корнеля, Ж. – Б. Расина, Ф. Шиллера и др. В русской литературе трагедия – редкий жанр, существовавший, главным образом, в XVIII в. в творчестве М. Хераскова, А. Сумарокова и др. Рассказ-– небольшое литературное произведение повествовательного характера, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя. В основе рассказа – событие, поэтому в построении рассказа выделяются части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка. Рассказы А.Чехова, И.Тургенева, И.Бунина, А.Куприна, М.Горького, Набокова, К.Паустовского, Т.Толстой, Л.Петрушевской,. «Что делать?», «Мужская зона. Кабаре», «Опять двадцать пять», «Свидание» Л.Улицкая («Медея и ее дети»)
Повесть-вид эпического произведения, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. Автор повести дорожит достоверностью описанного и внушает читателю мысль о его реальности. (А. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Капитанская дочка»; И. Тургенев «Вешние воды», А. Чехов «Степь» Повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына; «Старик и море» Э.Хемингуэя.
БАЛЛАДА – лиро-эпическое (на стыке эпоса и лирики) стихотворение с историческим или героическим сюжетом, с обязательным присутствием фантастического (или мистического) элемента. В XIX в. баллада получила развитие в творчестве В. Жуковского («Светлана»), А. Пушкина («Песнь о вещем Олеге»), А. Толстого («Василий Шибанов»). В XX в. баллада возродилась в творчестве Н. Тихонова, А. Твардовского, Е. Евтушенко и др.
КЛАССИЦИЗМ – литературное направление XVII–XVIII вв., возникло во Франции и провозгласило возврат к античному искусству как образцу для подражания. Рационалистическая поэтика классицизма изложена в сочинении Н. Буало «Поэтическое искусство». Характерными чертами классицизма являются преобладание разума над чувствами; объект изображения – возвышенное в жизни человека. Выдвигаемые этим направлением требования: строгость стиля; изображение героя в судьбоносные моменты жизни; единство времени, действия и места – ярче всего проявились в драматургии. В России классицизм возникает в 30—50-е гг. XVIII в. в творчестве А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, Д. Фонвизина.
Сентиментализм— (франц. «sentimental» – чувствительный) – литературное направление второй половины XVIII – начала XIX в. Манифестом западноевропейского сентиментализма стала книга Л. Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768 г.). Сентиментализм провозглашал в противовес рационализму просветителей культ естественных чувств в повседневной жизни человека. В русской литературе сентиментализм зародился в конце XVIII в. и связан с именами Н. Карамзина («Бедная Лиза»), В. Жуковского, поэтов-радищевцев и др. Жанрами этого литературного направления являются эпистолярный, семейно-бытовой роман; исповедальная повесть, элегия, путевые заметки и т. п.
Романтизм—1. Художественный метод, основанный на субъективных представлениях автора, опирающийся, главным образом, на его воображение, интуицию, фантазии, мечты. Как и реализм, романтизм выступает только в форме конкретного литературного направления в нескольких разновидностях: гражданский, психологический, философский и т. п. Герой романтического произведения – личность исключительная, выдающаяся, обрисованная с большой экспрессией. Стиль писателя-романтика – эмоциональный, насыщенный изобразительными и выразительными средствами. 2. Литературное направление, возникшее на рубеже XVIII–XIX вв., когда идеалом провозглашалась свобода общества и свобода человека. Для романтизма характерен интерес к прошлому, освоение фольклора; его излюбленные жанры – элегия, баллада, поэма и т. п. («Светлана» В. Жуковского, «Мцыри», «Демон» М. Лермонтова и др.).
РЕАЛИЗМ – художественный метод, основанный на объективном изображении действительности, воспроизведенной и типизированной в соответствии с авторскими идеалами. Реализм изображает персонаж в его взаимодействиях («сцеплениях») с окружающим миром и людьми. Важной чертой реализма является стремление к правдоподобию, к достоверности. В процессе исторического развития реализм приобретал конкретные формы литературных направлений: античного реализма, реализма эпохи Возрождения, классицизма, сентиментализма и т. п.
Основные средства композиции:
Конфликт— столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;
Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;
Завязка— начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. Контраст-
ДИАЛОГ – разговор, беседа, спор двух или нескольких персонажей произведения.
МОНОЛОГ – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил…» и т. д.
РЕМАРКА – в драматическом произведении авторские пояснения, с помощью которых уточняются обстановка действия, психологические и портретные характеристики действующих лиц и т. п.
ЭПИГРАФ-– пословица, цитата, чье-либо высказывание, помещаемое автором перед произведением или его частью, частями, призванное указать на его замысел: «…Так кто ж ты наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. «Фауст» – эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Деталь художественная- это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.
ГРОТЕСК – художественный прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого, причудливого соединения фантастического и реального, трагического и комического, прекрасного и безобразного и т. п. Гротеск может быть использован на уровне стиля, жанра и образа: «И вижу: // Сидят людей половины. // О, дьявольщина! // Где же половина другая?» (В. Маяковский).
САТИРА – 1. Своеобразный способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков, недостатков, изъянов общества и личности. Эта цель достигается, как правило, путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсурда. Жанры сатиры – басня, комедия, сатирический роман, эпиграмма, памфлет и т. п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержащее обличение какого-нибудь лица или порока. – К. Рылеев «К временщику».
ИРОНИЯ – этo тpoп, cocтoящий в yпoтpeблeнии cлoвa или выpaжeния в cмыcлe oбpaтнoм бyквaльнoмy c цeлью нacмeшки. Oткoлe, yмнaя, бpeдeшь ты, гoлoвa! (Kpылoв) (в oбpaщeнии к ocлy).
ЮМОР – это насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей. Юмор – это смех безобидный, соединенный с жалостью, снисходительный, сочувственный. Иносказательно цель юмора – через смех показать слезы. Наиболее яркими представителями юмористического направления являлись Н. Гоголь, А. Чехов, В. Шукшин.
Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abbaabbaccdeed (или ccdede) или в «итальянской» — ababababcdcdcd (или cdecde). Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой — ababcdcdefefgg(три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру.
Структурные признаки классического сонета:
Количество строк — четырнадцать;
количество строф — четыре (два катрена, два терцета);
Непревзойдённым мастером сонетной формы является Франческо Петрарка. Именно благодаря ему сонет стал средством изображения человеческих переживаний. Его «Книга песен» (1373) — триста произведений, имеющих одну сюжетную линию — рассказ о любви поэта к Лауре, надолго определила пути развития всей европейской лирики
Анафора- выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкци
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза»
Антитеза – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств предмета, явления, качества с целью усилить впечатление.
И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог. (В.Маяковский)
Пчeлa зa дaнью пoлeвoй
Лeтит из кeльи вocкoвoй.
Олицетворение– прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п. Многозначный характер олицетворения раскрывается в системе других художественных средств языка.СРАВНЕНИЕ – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных:
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.(А. Пушкин)
Эпитет— изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого. Виды эпитета – постоянный, оксюморон и др.: «Белеет парус одинокий…
Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.
Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».
Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
«Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство!»
Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи. Например:
«Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой».
или
«Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов»
Лексический повтор – это приём в стилистике, который заключается в намеренном повторении слов или словосочетаний. Функция его заключается в поэтическом тексте обычно в придании эмоциональности, заметности для читателя. Этот приём подчёркивает главную мысль автора. Может означать монотонность и однообразность действия либо использоваться для придания тексту ритма.
Винограда и рябины
«Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман,
А прошлое ясней, ясней, ясней»…
Какие произведения проходят в 8 классе по литературе
В 8 классе на уроках литературы происходит активное взаимодействие с другими предметами эстетического цикла: музыкой, ИЗО, МХК. А также учащиеся привлекаются к творчеству, развивают свои способности в изложении материала и владении словом. Причем изучаются различные виды стихотворного творчества, рифм и ритмов. Происходит знакомство с национальным стихотворным творчеством Японии, Англии. Что читают дети в 8 классе?
Задача литературы — нравственное становление человека, его стремление к самосовершенствованию. Задача учителя и родителей — приобщение подростка к систематическому грамотному чтению и пониманию художественного произведения, его целей, тематики и проблематики, а это может быть только при постоянном и умело направленном знакомстве с мировой художественной литературой
УМК по литературе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. П. Полухина, В.И. Коровина, И.С. Збарского предлагают реализацию следующей концепции: построить изучение литературы в школе в системе — от мифов к устному народному творчеству, от него к древнерусской литературе, от древнерусской литературы к литературе XVIII, XIX, XX веков.
Какие произведения изучают в 8 классе?
Повторение ранее изученного, как обычно, начинается с произведений устного народного творчества. В 8 классе на уроках литературы в российских школах знакомятся с историческими и лирическими народными песнями, преданиями и легендами. Более подробно изучается житийная литература.
В 8 классе продолжается и расширяется знакомство с писателями и поэтами середины XX века: М.И. Зощенко, А. Платоновым, А. Твардовским.
Довольно широко представлена зарубежная литература:
Также на уроках литература учащиеся знакомятся со своеобразными произведениями японских поэтов — хокку и танка, и лимериками, английскими шуточными стихотворениями.
Об авторе: Бакай Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Литература. 8 класс (2 часть)
Краткий словарь литературоведческих терминов
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
— со, littera — буква, т. е. собуквие) — повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал. » — В. В. Маяковский).
Аннотация — краткое изложение содержания книги, рукописи, статьи.
— противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Дей ствующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения (басни Эзопа, Лафонтена, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародийные басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.).
— изящная словесность) — в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии и драматургии.
Белый стих—нерифмованный стих, появился в XVI веке (например, так написан «Борис Годунов» А. С. Пушкина).
Библиотека поэта — серия книг, посвящённая творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана серия М. Горьким в 1931 году.
Библия [гр. biblia — буквально «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.
— жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях. (См. статью в разделе, посвящённом этой теме.)
Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).
— действующее лицо, персонаж литературного произведения.
— палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Двусложные размеры — ямб, хорей.
Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).
— род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.
Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.
Звукопись в стихосложении — то же, что система звуковых повторов, подобранных с расчётом на звукоподражание.
— предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент и пр.).
— широко употребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.
Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.
Легенда [лат. legenda — буквально «то, что следует прочесть») — произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
— памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
— специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
Метафора [гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.
Неологизмы (гр. neos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания слов, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.
— песня) — торжественное стихотворение-песнь, посвящённое какому-то историческому событию или герою.
Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.
Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).
Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.
Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
— подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.
Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.
Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
Поэма (гр. роiёта — творение) — один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
— целеустремлённая речь) — прямая, свободно движущаяся речь, литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков) и даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Публицистика [лат. publicus — общественный) — род литературы и журналистики, рассматривает актуальные политические и экономические проблемы.
Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
— один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
— такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).
Риторика (гр. rhitorike) — наука об ораторском искусстве.
Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.
Романтизм, романтический — направление в литературе, проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека (например, «Старуха Изергиль» М. Горького).
Литература — школьникам. 8 класс. Словарь литературных терминов.
Автор (в переводе с лат. создатель, сочинитель) — создатель литературного произведения. Применительно к конкретному литературному произведению используется понятие «образ автора» — это условный представитель писателя в художественном мире произведения. Понятия «автор» и «образ автора» часто используются как синонимы.
Акт (от лат. actus — поступок, действие) — в драматургических произведениях и спектаклях законченная часть произведения, отдельное действие драмы или комедии.
Аллегория — изображение отвлечённого понятия или явления через
Аллитерация — повторение однородных согласных звуков в стихе.
Анекдот — до середины XIX века — короткий рассказ о незначительном, но характерном происшествии из жизни исторического лица. С середины XIX века понимается как краткий устный рассказ с остроумной концовкой. Анекдоты могут иметь сатирическую или шутливую окраску.
Аннотация (от лат. annotacio — заметка) — краткая заметка, поясняющая содержание книги; такие аннотации печатаются в справочниках литературы, каталогах книг и т. п.
Антитеза (греч. antithesis — противоположное) — сопоставление резко отличных по смыслу слов или словесных групп, противопоставление; на антитезе строятся пословицы, напр.: «Мал золотник, да дорог».
Антология — название сборников, содержащих избранные отрывки, стихи, изречения разных авторов. В первой половине XIX века вРоссии антологиями называли лишь сборники античной поэзии.
Антологические стихи — стихи, написанные на темы и в манере античной литературы.
Ассонанс — повторение в стихе однородных гласных звуков.
Афоризм (от греч. aphorismos — изречение) — обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения.
Баллада — жанр лирической поэзии повествовательного характера.Основными признаками баллады являются наличие фабульных элементов, ирреальный (фантастический) сюжет и относительно большой объём.
Басня — небольшое произведение повествовательного характера в стихах или — реже — в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием, имеющее поучительный вывод — мораль; черты человеческого характера, поступки и отношения людей изображаются в басне иносказательно, отношения людей заменяются отношениями животных или вещей.
Беллетристика — повествовательная художественная литература.
Биография (от греч. bios — жизнь и grapho — пишу) — последовательное изложение событий жизни человека начиная от его рождения в форме описания, повествования и т. п.
Былина — фольклорная героическая песня повествовательного характера, возникшая как выражение исторического сознания русского народа в эпоху IX-XIII столетий. Былина отразила историческую действительность в образах, жизненная, реальная основа которых обогащена фантастическим вымыслом.
Вечные образы — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое к жизни последующих поколений; эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.
Водевиль — небольшая пьеса с пением куплетов.
Герой литературный — действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении; героем часто называют всякое многосторонне изображённое действующее лицо в произведении.
Герой лирический — то лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано; художественный образ лирического героя возникает в представлении читателя и после того, как он познакомился с рядом стихотворений поэта или всем его лирическим творчеством; напр.: лирический герой А. С. Пушкина.
Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — непомерное, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета; к гиперболе писатель прибегает для усиления впечатления, для заострения образа; гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например в былинах.
Градация — расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда.
Гротеск (от франц. grotesque — смешной, необычайный) — художественный приём в литературе и искусстве, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п.
Гуманизм, гуманность (от лат. humanus — человеческий) — любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему.
Деталь (от франц. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении; деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, понять авторское отношение к изображаемому.
Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц в художественном произведении; в драматургическом произведении диалог действующих лиц — одно из основных художественных средств для создания образа, характера.
Драма — 1) один из основных родов художественной литературы, наряду с лирикой и эпосом. Предназначена, как правило, для постановки на сцене; 2) один из жанров драматургии, пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического, не столь возвышен, обычен и разрешим.
Дума — народная лиро-эпическая песня, исполняемая мелодическим речитативом под музыкальный аккомпанемент.
Жанр (франц. genr — род, вид) — вид художественного произведения: басня, лирическое стихотворение, рассказ, повесть.
Житие — жизнеописание святых.
Завязка — элемент фабулы, событие, определяющее начало действия, «завязывание конфликта» в литературном произведении.
Идея (от греч. idea — понятие, представление) — основная мысль художественного произведения.
Идиллия — одна из основных форм в античной поэзии. В русской
литературе XIX века — небольшое стихотворение, изображающее вечно
прекрасную природу, идеализированную жизнь на лоне природы.
Ирония (от греч. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.
Исторические песни — эпические и лирические произведения, в которых отражается понимание народом исторических событий и явлений, выражается отношение к ним.
Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов.
Катарсис (греч. katharsis — очищение) — душевное волнение, пережитое зрителем, которое очищает его душу, возвышает, воспитывает его.
Комедия (от греч. komodia — весёлое представление) — один из видов драматургических произведений, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо плохое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера.
Конфликт — противоборство характеров, настроений в художественном произведении.
Кульминация — элемент фабулы, момент наивысшего напряжения в развитии действия.
Композиция (от лат. compositio — составление, упорядочение) — построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.
Контекст (от лат. contextus — соединение) — законченный в смысловом отношении отрывок литературного произведения, определяющий смысл отдельного слова или фразы, взятых из этого отрывка.
Контраст (от франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении (драме, рассказе, повести, поэме и т. д.).
Крылатые слова — меткие выражения; кратко, в художественной, образной форме выраженные мысли, ставшие пословицами, известными в народе изречениями.
Легенда (от лат. legenda — то, что должно быть прочитанным) — произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетается реальное и фантастическое.
Лейтмотив — основная (повторяющаяся) тема.
Летописи — памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности. Рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето…» — отсюда и название «летопись».
Лирика (от греч. lyra — древнегреческий струнный музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни-стихотворения) — один из трёх основных родов литературы: эпос, лирика, драма.
Лиро-эпический жанр — сочетает в себе особенности изображения действительности, присущие и эпосу и лирике (баллада-роман в стихах, отдельные поэмы), представляя собой их органическое, качественно новое сочетание.
Литературное направление — художественный метод в литературе; устойчивый и повторяющийся в течение определённого времени исторического развития литературы целостный и органически связанный круг основных особенностей литературного творчества, выражающийся в характере отбора явлений действительности и их эстетической трактовке.
Медитативная лирика — лирика раздумий, размышлений.
Неологизм — новообразованное слово, словосочетание.
Метафра (от греч. слова, обозначающего «перенесение») — это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку. В результате создаётся художественный образ.
Миф — древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле.
Мифология — совокупность, система мифов.
Монолог (от греч. monos — один, logos — слово) — речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или к себе самому, а в драматургическом произведении на сцене — иногда к зрителям.
Мораль — нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни.
Ода — торжественное, патетическое стихотворное произведение.
Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия, часто применяется в поэтической речи.
Пародия — вид сатирического произведения, целью которого является осмеяние тех или иных фактов или явлений в литературе.
Пафос (от греч. pathos — чувство, страсть) — страстное воодушевление; пафос произведения — захватившая писателя идея, большое чувство, проникающее всё произведение.
Пейзаж (от франц. pay sage, от pays — местность, страна) — картины природы в художественном произведении; изображая пейзаж, писатель выражает своё отношение к природе, раскрывает её мощь, красоту, характерные черты природы данной местности, области, страны; пейзаж также может служить в художественном произведении дополнительным средством выразительного изображения действующих лиц.
Персонаж (от лат. persona — лицо) — действующее лицо в произведении, не влияющее на ход событий в нём.
Повесть — один из видов эпической, повествовательной литературы; в повести выступает обычно несколько персонажей, сгруппированных вокруг героя; таким образом, она отражает жизнь в большей её сложности, чем она отражена в рассказе, но с меньшим многообразием характеров и событий, чем в романе; по объёму повесть больше, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Поговорка — краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания («водить за нос»).
Портрет (от франц. portrait) — изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, его одежды и т. п.
Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
Поэма (от греч. роЬёта) — один из видов лиро-эпического повествовательного рода литературы — стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в стихах.
Псевдоним (от греч. pseudos — вымысел и опота — имя) — вымышленное имя или фамилия, которым и подписывают некоторые писатели свои произведения в печати или под которыми выступают иные актёры на сцене.
Пьеса (от фрапц. piece) — общее название для драматургических произведений различных видов (трагедия, драма, комедия).
Послание — жанр в поэзии и публицистике; произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу.
Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием («любишь кататься — люби и саночки за собой возить»).
Поэма — большая форма лиро-эпического жанра; стихотворное произведение с повествовательным характером сюжета.
Поэтика — наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, которые в них используются.
Прообраз (прототип) — реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания художественного образа.
Публицистика — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Развязка — элемент фабулы, заключительный момент в разрешении конфликта.
Рассказ — один из видов эпической, повествовательной литературы, малая её форма; небольшое художественное произведение, посвящённое обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события.
Ремарка (от франц. remarque) — авторское пояснение в драматургическом произведении, описывающее внешность, возраст, поведение, чувства, жесты, интонации действующих лиц, обстановку на сцене.
Реплика (от франц. replique) — краткий ответ действующего лица в произведении на речь другого участника изображённой сцены, а также последние слова актёра, вслед за которыми другой актёр в пьесе произносит слова из своей роли.
Роман (от франц. roman — романский рассказ) — один из видов эпической, повествовательной литературы; произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии; в событиях, изображённых в романе, обычно принимает участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых сталкиваются и переплетаются.
Рубаи — одна из распространённых стихотворных форм лирической поэзии народов Ближнего Востока — стихотворное четверостишие, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строки.
Речь прозаическая — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.
Речь стихотворная — речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю.
Ритм — это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Риторическое обращение — средство художественной речи, представляющее собой высказывание, адресованное неодушевлённому предмету. отвлечённому понятию или отсутствующему лицу и т.д.
Рифма — созвучные окончания стихотворных строк.
Роман — большая форма эпического жанра литературы.
Романист — автор произведений в жанре романа.
Романтизм — литературное направление в европейских литературах, в
том числе и в России, в начале XIX века.
Романтик — автор литературных произведений, пишущий в эстетике романтизма.
Сатира — 1) отдельное художественное произведение, содержащее насмешку или издёвку над отрицательными явлениями или отдельными лицами; 2) вид литературы, имеющей обличительный характер.
Сказание — поэтическое произведение, относящееся к группе по преимуществу прозаических повествований с историческим или легендарным содержанием.
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях.
Слово — художественное произведение поучительного характера в древнерусской литературе.
Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета.
Стиль — 1) совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальную манеру художника в отношении содержания и художественной формы; 2) совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя или литературного произведения, направления, жанра; особенности в построении речи и словоупотребления, манера словесного изложения.
Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Стихотворение в прозе — небольшее произведение лирического характера, написанное прозой, приближающейся по эмоциональности речи и своеобразию ритма к стихотворной речи.
Сюжет (от франц. sujet — предмет) — ряд связанных между собой и последовательно развивающихся (от завязки до развязки)
СТРОФА — повторяющееся в стихотворении сочетание из нескольких строк с определённой рифмовкой; часть стихотворного произведения, объединяющая ритмически и по смыслу несколько стихов.
СЮЖЕТ — последовательность, ход связанных друг с другом событий в художественном произведении. жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматургического произведения.
ТЕМА — круг событий и проблем. составляющих основу произведения; то, о чём писатель говорит в своём творении.
Трагедия — один из жанров драмы, в основе которого лежит особо
напряжённый, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего
Традиция литературная — передающийся последующим поколениям
и эпохам эстетический опыт, накопленный либо в определённую
литературную эпоху, либо в творчестве писателя.
ФАБУЛА — совокупность событий, каждое из которых играет свою роль в раскрытии авторского замысла
Фабула (от лат. fabula — басня) — последовательное изложение событий или происшествий, изображённых в художественном произведении.
Фантазия (от греч. — представление, изображение) —творческое воображение, а также образ, созданный творческим воображением, мечта, всё, существующее лишь в представлении человека и не существующее в реальной жизни, но являющееся своеобразным отражением действительности в его сознании.
Фантастика (от греч. ркаМазИкё — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.
Фельетон — жанр художественно-публицистической литературы, представленный преимущественно в газетах и журналах; имеет, как правило, сатирическую направленность.
Философская поэзия — поэзия, представляющая в особой
эстетической системе объяснение мира.
ФОЛЬКЛОР — искусство народа (от английских слов folk — народ, lore — мудрость).
Характер (от греч. скагаМёг — черта, особенность) — совокупность душевных, психических особенностей человека, которые проявляются в его поведении в различных обстоятельствах — в его отношениях с людьми, различным явлениям общественной и личной жизни.
Характеристика действующего лица в художественном произведении — это сведения о его происхождении, деятельности, моральных качествах, воле, способностях, интересах, внешности, которые показывает автор в поведении действующего лица, его переживаниях и сообщает о них в своей авторской речи.
Хроника — вид художественного произведения, рассказывающий о жизни и событиях страны или отдельных исторических персонажей погодам.
Цикл — несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом; влирике — настроением и местом действия.
Шайри — четырёхстишия в древнегрузинской поэзии, связанные в строфу одной чередующейся рифмой.
Эзопов язык (от имени древнегреческого баснописца Эзопа) — нарочито затемнённый, полный намёков и недомолвок язык писателя, вынужденного выражать свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследования власти.
ЭКСПОЗИЦИЯ — элемент фабулы, предыстория события или событий, которые лежат в основе художественного произведения; та часть литературного произведения, которая непосредственно предшествует началу основного действия, завязке.
Элегия — жанр лирического стихотворения, проникнутого грустью, размышлениями о жизни и смерти, природе и человеке. В элегии преобладают мотивы личных переживаний.
Эпиграф (от греч. ерЬ§г’ар/1ё — надпись) — короткий отрывок из произведения другого автора, фраза, стихи, которые помещает писатель в начале своего произведения или в начале отдельных его глав для пояснения основной мысли, содержания, темы.
Эпизод (от греч. epeisodion — буквально вставка) — одно из связанных между собой событий в сюжете художественного произведения, имеющее в нём более или менее самостоятельное значение.
Эпиграмма — один из видов сатирической поэзии; небольшое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
ЭПИЛОГ — элемент фабулы, заключительная часть художественного произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев после изображаемых событий, это образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным.
Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.
Эпос (от греч. epos — слово, рассказ, песня) — повествовательный род литературы, один из основных её родов (эпос, драма, лирика).
Эссе (от франц. essai — попытка, проба, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
ЮМОР — 1. Добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение представить события, недостатки, слабости и т.п. в комическом виде. 2. Художественный приём в произведениях литературы, основанный на изображении чего-либо в смешном виде.