Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми текстов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить читателя.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мысли.

Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет, ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформления.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во времени.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков пред­мет? каков человек?

На вид мое­му зна­ко­мо­му было пять­де­сят. Это был плот­ный, сред­не­го роста муж­чи­на, оде­тый в выши­тую косо­во­рот­ку и брю­ки навы­пуск. На ногах у него мяг­кие валя­ные туфли, обши­тые по кра­ям зеле­ной бархо́ткой, а на голо­ве глу­бо­кий, закры­вав­ший козырь­ком гла­за кар­туз. Небольшие гла­за почти без бро­вей погля­ды­ва­ли с хит­ре­цой (Н. Минх).

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных границ.

Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

Разновидности текста с описанием

Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

Композиция описания

Описание име­ет сле­ду­ю­щую ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

Особенности языкового оформления описания

В опи­са­нии автор исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изменении.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные планы.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло? что происходит?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спячки.

Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повествования:

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг сре­ди раз­ных запа­хов трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича. Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашуршать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

Источник

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

А тип речи это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

Читай больше о каждом из стилей в этих статьях

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

Пример текста-рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Источник

Типы текста

Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

Всего получено оценок: 96.

Всего получено оценок: 96.

При общении друг с другом каждый из нас создаёт текст. Это может быть небольшое устное высказывание из нескольких предложений или написанный большой рассказ или повесть. Но если все предложения связаны между собой по смыслу, то это текст. В зависимости от цели, с которой мы ведём речевую деятельность, в русском языке существуют три типа текста. Как определить виды текста, в первую очередь, зависит именно от цели высказывания.

Описание

Когда необходимо рассказать об увиденном в подробностях и при этом поделиться впечатлениями, мы используем описание. Это тип речи, в котором много существительных: они указывают на предметы и явления, которые мы описыванием, и прилагательных — они помогают дать точную характеристику тому, о чём идёт речь. Ко всему тексту можно задать вопрос: какой?.

При описании все действия происходят одновременно, нет развития.

Повествование

Если нужно рассказать о происходящих событиях, действиях, то мы повествуем, то есть используем тип текста повествование. В таком типе текста будет много глаголов, ведь нужно рассказать о том, что происходило сначала, а что позже, чем всё закончилось. К тексту можно задать вопрос: что делали?.

В повествовании действия передаются во временной последовательности, перечисляются.

Рассуждение

Нам часто приходится доказывать свою точку зрения. Когда мы приводим аргументы, отстаиваем своё мнение, мы рассуждаем, то есть пользуемся типом текста рассуждение. В первом предложении называется мысль, которую будут доказывать остальные предложения. Вопрос к тексту: почему?.

Примеры этого типа текста можно встретить в научной литературе: учебниках, справочниках, энциклопедиях.

Часто возникает спорный вопрос: как отличить рассуждения от повествования? В рассуждении нет действия, передаётся только развитие мыслей — это то, чем отличается один текст от другого.

Смешанные типы

Редко можно написать текст, относящийся только к одному виду. Чаще к основному типу текста добавляются элементы другого. В таких комбинированных текстах выделяют основной тип и элементы другого. Например, повествование с элементами описания.

Типы текста можно представить в виде таблицы.

1. Общее представление о предмете

2. Частные признаки: форма, цвет др.

3. Отношение автора

Перед нами, вдали, в центре, на первом плане и др.

2. Развитие действия

Однажды, сначала, потом, затем, далее, в конце концов, вот так и др.

1. Основная мысль (тезис)

2. Доказательства (аргументы)

Я думаю, по моему мнению, во-первых, во-вторых, таким образом, итак и др.

Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Картинка про Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык. Фото Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык

Что мы узнали?

В русском языке есть три типа текста: описание, повествование, рассуждение. Каждый из них может быть представлен отдельно или сочетаться друг с другом. Различать в 3 классе типы текста проще всего по вопросу ко всему тексту и по последовательности действий, о которых идёт речь.

Источник

Урок развития речи «Типы текстов» (3 класс)

Урок развития речи в 3классе.

Тема урока: Работа над текстами повествование, описание, рассуждение.

Цель: повторение типов текста: повествование, описание, рассуждением.

Задачи: 1. Актуализировать знания о типах текстов.

2.Совершенствовать умение различать тексты: повествование, описание, рассуждение,

определять последовательность частей в тексте.

3. Формировать умение использовать средства выразительности для передачи авторского отношения.

1. Организация класса.

2. Игра « Снежный ком».

— Давайте поиграем с вами в игру «Снежный ком» ( Рыженькая белочка прыгала. Красивая рыженькая белочка прыгала. Красивая рыженькая белочка прыгала с ветки на ветку. Красивая рыженькая белочка прыгала с ветки на ветку и собирала орехи. Красивая рыженькая белочка прыгала с ветки на ветку дерева и собирала орехи.)

-Ребята, как вы думаете, если объединить все ваши предложения (и прочитать их подряд?) у нас получился текст?

Вывод: текст – это не любой набор предложений, предложения в тексте связаны друг с другом по смыслу.

3. Постановка учебной задачи

— На экране три текста.

Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Какая она красивая и быстрая! Белка была маленькая, рыженькая, с пушистым хвостом и огромными глазами. У зверька большие уши с кисточками на концах, а лапки короткие, сильные, с большими когтями.

Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку.

Почему белка не боится людей?

Может быть потому, что знает – ее здесь не обидят? Или потому, что человек позаботится о ней? А может быть, она очень боится людей, но все равно выбегает им навстречу, потому что голод сильнее страха? А как вы думаете?

— Какое предложение есть во всех трех текстах? (Первое предложение)

— Узнаем ли мы из первого предложения, о чем будет говориться в текстах?

— А что именно будет говориться в каждом из этих текстов, как мы можем догадаться (по какому предложению)?

— Внимательно прочитайте второе предложение первого текста. Как вы думаете, о чем пойдет речь? ( О том, что делала белка.)

— Прочитайте второе предложение второго текста. О чем мы узнали из второго текста?

( Мы узнаем о том, какая была белочка.)

— Прочитайте второе предложение третьего текста. В нем ставится вопрос. О чем дальше будет говориться в тексте? (В нем будет объясняться, почему белка не испугалась людей.)

— Этот текст объяснит нам причину поведения белки, почему она не боится людей. Какое слово нам это подсказывает? ( почему? )

4. Сравнение текстов.

— Читаем первый текст.

— Как можно озаглавить этот текст? ( «Что белка в парке делала», «Как и зачем белка орешки брала» )

— Прочитайте выделенные слова, на какой вопрос они отвечают? (сначала, потом, затем)

— Они указывают на время, когда совершалось действие.

— Какой мы с вами можем сделать вывод?

Тексты, где рассказывают о событиях, действиях, которые происходят одно за другим, называют повествованиями. К тексту-повествованию мы можем поставить общий вопрос «Что произошло?» НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СХЕМА

А если мы будем фотографировать, что будет?

— Прочитаем второй текст. Какое заглавие можно подобрать к этому тексту? («Красивая белочка»)

— О чем говорится в этом тексте? (Какая белочка встретилась в парке.)

— Что вы узнаете о белке, какая она? (Узнаем, какие у нее ушки, глазки, лапки.)

— Какие слова рисуют облик белки? (Маленькая, пушистый, короткие, рыженькая, сильные, огромные)

— На какие вопросы отвечают эти слова? (Какие?)

— А слова «хвост», глазки», «ушки», «лапки», «когти» показывают, что именно описывается в белочке.

— Какой мы с вами можем сделать вывод?

Текст-описание – это текст, к которому можно поставить вопрос «какой?», где описывается какой-либо предмет, явление. ДОПОЛНЯЕТСЯ СХЕМА

Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)

-А если сделать фотографии?

— Прочитайте третий текст.

— На какой вопрос есть ответ в тексте? (Почему?)

— Как объясняется, что белочка не боится человека?

— Какие слова помогают объяснить? (Потому что?)

— Сколько объяснений предлагается в тексте? (Два)

— Какой можно сделать вывод?

Текст, в котором что-то объясняется, называется рассуждением. К нему можно поставить вопрос «почему?» ДОПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ

— Я вам буду читать тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить тип текстов и прийти к единому решению.

-Почему выбраны именно эти цвета полосок? (ответы детей)

— Я читаю текст, вы обсуждаете и показываете определенную полоску-ответ и доказываете свой выбор.

1. Раньше Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно и пил горькие лекарства . Надоело мальчику постоянно болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть. П

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами. О

4. Сколько разных цветов на земле! Я многие люблю, но особенно мне нравится гвоздика. Это очень красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки. О

5.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их. Р

— Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице)

— Какие виды текстов вы повторили?

— На какие вопросы они отвечают?

Прочитайте три зачина к текстам и определите по началу, какой именно текст задумал автор в каждом случае.

Мальчик нашел во дворе маленького щенка. Вид у щенка был жалкий…

Мальчик нашел во дворе маленького щенка. Дело было так…

Мальчик нашел во дворе маленького щенка. Почему щенок во дворе оказался один?

Устно придумайте продолжение текстов

7. Списывание текста

На экране текст, посоветуйтесь в парах, определите тип текста и спишите его

Зимний лес – это нетронутый снег, сказка из белых стволов, глубокие, чистые сугробы, синеватые тени кустарников на белоснежном ковре, ожерелье еловых шишек на зеленом насыщенном фоне. Радуясь солнцу, качаются на ветках ели красногрудые клесты.

Списать текст-рассуждение «Какую пользу приносят леса?», вставляя пропущенные слова (можно пользоваться словами для справок).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *