Что такое повествование описание и рассуждение 3 класс русский язык
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Разновидности текста с описанием
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).
Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.
Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).
А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.
Читай больше о каждом из стилей в этих статьях
Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?
Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.
Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.
А что с качеством?
Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?
Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
Пример текста-повествования:
«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»
Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
Текст описания состоит из следующих частей:
Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).
Пример текста-описания:
«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»
Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
Рассуждение состоит из следующих частей:
Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
Рассуждения бывают следующими:
Пример текста-рассуждения:
«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»
Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:
И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).
Типы текста
Всего получено оценок: 96.
Всего получено оценок: 96.
При общении друг с другом каждый из нас создаёт текст. Это может быть небольшое устное высказывание из нескольких предложений или написанный большой рассказ или повесть. Но если все предложения связаны между собой по смыслу, то это текст. В зависимости от цели, с которой мы ведём речевую деятельность, в русском языке существуют три типа текста. Как определить виды текста, в первую очередь, зависит именно от цели высказывания.
Описание
Когда необходимо рассказать об увиденном в подробностях и при этом поделиться впечатлениями, мы используем описание. Это тип речи, в котором много существительных: они указывают на предметы и явления, которые мы описыванием, и прилагательных — они помогают дать точную характеристику тому, о чём идёт речь. Ко всему тексту можно задать вопрос: какой?.
При описании все действия происходят одновременно, нет развития.
Повествование
Если нужно рассказать о происходящих событиях, действиях, то мы повествуем, то есть используем тип текста повествование. В таком типе текста будет много глаголов, ведь нужно рассказать о том, что происходило сначала, а что позже, чем всё закончилось. К тексту можно задать вопрос: что делали?.
В повествовании действия передаются во временной последовательности, перечисляются.
Рассуждение
Нам часто приходится доказывать свою точку зрения. Когда мы приводим аргументы, отстаиваем своё мнение, мы рассуждаем, то есть пользуемся типом текста рассуждение. В первом предложении называется мысль, которую будут доказывать остальные предложения. Вопрос к тексту: почему?.
Примеры этого типа текста можно встретить в научной литературе: учебниках, справочниках, энциклопедиях.
Часто возникает спорный вопрос: как отличить рассуждения от повествования? В рассуждении нет действия, передаётся только развитие мыслей — это то, чем отличается один текст от другого.
Смешанные типы
Редко можно написать текст, относящийся только к одному виду. Чаще к основному типу текста добавляются элементы другого. В таких комбинированных текстах выделяют основной тип и элементы другого. Например, повествование с элементами описания.
Типы текста можно представить в виде таблицы.
1. Общее представление о предмете
2. Частные признаки: форма, цвет др.
3. Отношение автора
Перед нами, вдали, в центре, на первом плане и др.
2. Развитие действия
Однажды, сначала, потом, затем, далее, в конце концов, вот так и др.
1. Основная мысль (тезис)
2. Доказательства (аргументы)
Я думаю, по моему мнению, во-первых, во-вторых, таким образом, итак и др.
Что мы узнали?
В русском языке есть три типа текста: описание, повествование, рассуждение. Каждый из них может быть представлен отдельно или сочетаться друг с другом. Различать в 3 классе типы текста проще всего по вопросу ко всему тексту и по последовательности действий, о которых идёт речь.
Урок развития речи «Типы текстов» (3 класс)
Урок развития речи в 3классе.
Тема урока: Работа над текстами повествование, описание, рассуждение.
Цель: повторение типов текста: повествование, описание, рассуждением.
Задачи: 1. Актуализировать знания о типах текстов.
2.Совершенствовать умение различать тексты: повествование, описание, рассуждение,
определять последовательность частей в тексте.
3. Формировать умение использовать средства выразительности для передачи авторского отношения.
1. Организация класса.
2. Игра « Снежный ком».
— Давайте поиграем с вами в игру «Снежный ком» ( Рыженькая белочка прыгала. Красивая рыженькая белочка прыгала. Красивая рыженькая белочка прыгала с ветки на ветку. Красивая рыженькая белочка прыгала с ветки на ветку и собирала орехи. Красивая рыженькая белочка прыгала с ветки на ветку дерева и собирала орехи.)
-Ребята, как вы думаете, если объединить все ваши предложения (и прочитать их подряд?) у нас получился текст?
Вывод: текст – это не любой набор предложений, предложения в тексте связаны друг с другом по смыслу.
3. Постановка учебной задачи
— На экране три текста.
Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Какая она красивая и быстрая! Белка была маленькая, рыженькая, с пушистым хвостом и огромными глазами. У зверька большие уши с кисточками на концах, а лапки короткие, сильные, с большими когтями.
Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку.
Почему белка не боится людей?
Может быть потому, что знает – ее здесь не обидят? Или потому, что человек позаботится о ней? А может быть, она очень боится людей, но все равно выбегает им навстречу, потому что голод сильнее страха? А как вы думаете?
— Какое предложение есть во всех трех текстах? (Первое предложение)
— Узнаем ли мы из первого предложения, о чем будет говориться в текстах?
— А что именно будет говориться в каждом из этих текстов, как мы можем догадаться (по какому предложению)?
— Внимательно прочитайте второе предложение первого текста. Как вы думаете, о чем пойдет речь? ( О том, что делала белка.)
— Прочитайте второе предложение второго текста. О чем мы узнали из второго текста?
( Мы узнаем о том, какая была белочка.)
— Прочитайте второе предложение третьего текста. В нем ставится вопрос. О чем дальше будет говориться в тексте? (В нем будет объясняться, почему белка не испугалась людей.)
— Этот текст объяснит нам причину поведения белки, почему она не боится людей. Какое слово нам это подсказывает? ( почему? )
4. Сравнение текстов.
— Читаем первый текст.
— Как можно озаглавить этот текст? ( «Что белка в парке делала», «Как и зачем белка орешки брала» )
— Прочитайте выделенные слова, на какой вопрос они отвечают? (сначала, потом, затем)
— Они указывают на время, когда совершалось действие.
— Какой мы с вами можем сделать вывод?
— Тексты, где рассказывают о событиях, действиях, которые происходят одно за другим, называют повествованиями. К тексту-повествованию мы можем поставить общий вопрос «Что произошло?» НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СХЕМА
— А если мы будем фотографировать, что будет?
— Прочитаем второй текст. Какое заглавие можно подобрать к этому тексту? («Красивая белочка»)
— О чем говорится в этом тексте? (Какая белочка встретилась в парке.)
— Что вы узнаете о белке, какая она? (Узнаем, какие у нее ушки, глазки, лапки.)
— Какие слова рисуют облик белки? (Маленькая, пушистый, короткие, рыженькая, сильные, огромные)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Какие?)
— А слова «хвост», глазки», «ушки», «лапки», «когти» показывают, что именно описывается в белочке.
— Какой мы с вами можем сделать вывод?
Текст-описание – это текст, к которому можно поставить вопрос «какой?», где описывается какой-либо предмет, явление. ДОПОЛНЯЕТСЯ СХЕМА
— Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)
-А если сделать фотографии?
— Прочитайте третий текст.
— На какой вопрос есть ответ в тексте? (Почему?)
— Как объясняется, что белочка не боится человека?
— Какие слова помогают объяснить? (Потому что?)
— Сколько объяснений предлагается в тексте? (Два)
— Какой можно сделать вывод?
Текст, в котором что-то объясняется, называется рассуждением. К нему можно поставить вопрос «почему?» ДОПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ
— Я вам буду читать тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить тип текстов и прийти к единому решению.
-Почему выбраны именно эти цвета полосок? (ответы детей)
— Я читаю текст, вы обсуждаете и показываете определенную полоску-ответ и доказываете свой выбор.
1. Раньше Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно и пил горькие лекарства . Надоело мальчику постоянно болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть. П
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами. О
4. Сколько разных цветов на земле! Я многие люблю, но особенно мне нравится гвоздика. Это очень красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки. О
5.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их. Р
— Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице)
— Какие виды текстов вы повторили?
— На какие вопросы они отвечают?
Прочитайте три зачина к текстам и определите по началу, какой именно текст задумал автор в каждом случае.
Мальчик нашел во дворе маленького щенка. Вид у щенка был жалкий…
Мальчик нашел во дворе маленького щенка. Дело было так…
Мальчик нашел во дворе маленького щенка. Почему щенок во дворе оказался один?
Устно придумайте продолжение текстов
7. Списывание текста
На экране текст, посоветуйтесь в парах, определите тип текста и спишите его
Зимний лес – это нетронутый снег, сказка из белых стволов, глубокие, чистые сугробы, синеватые тени кустарников на белоснежном ковре, ожерелье еловых шишек на зеленом насыщенном фоне. Радуясь солнцу, качаются на ветках ели красногрудые клесты.
Списать текст-рассуждение «Какую пользу приносят леса?», вставляя пропущенные слова (можно пользоваться словами для справок).