Что такое повивальное искусство
Повивальное искусство
Смотреть что такое «Повивальное искусство» в других словарях:
ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — АКУШЕРСТВО ИЛИ ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО наука о родах; совокупность всех знаний о беременности, родах и послеродовом периоде и о практических приемах, помогающих разродиться. Операции у беременных и родящих излагаются в отд. хирургии, назыв.… … Словарь иностранных слов русского языка
МАЙЕВТИКА — или мэевтика (греч. ), букв. повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а 151 d, Пир 206 b 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств.… … Философская энциклопедия
АКУШЕРСТВО — 1) родовспомогательное или повивальное искусство, отдел врачебной науки, применяемой при родах, 2) звание, деятельность акушера или акушерки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКУШЕРСТВО повивальное… … Словарь иностранных слов русского языка
Евреи — I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии… … История Философии: Энциклопедия
майевтика — (греч. maieutikē, буквально повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. * * * МАЙЕВТИКА МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать… … Энциклопедический словарь
ОБСТЕТРИКА — (фр., от лат. obstetrix повивальная бабка). Повивальное искусство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОБСТЕТРИКА франц. obstetrique, от лат. obstetrix, повивальная бабка. Повивальное искусство.… … Словарь иностранных слов русского языка
МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии… … История Философии: Энциклопедия
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I — МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I. История медицинского образования. Первые достоверные сведения о М. о. относятся к древнейшим историческим памятникам восточной культуры. В Месопотамии кодекс Хаммураби (около 2250 г. до н. эры) уже занимается врачебными … Большая медицинская энциклопедия
ПОВИВАЛЬНЫЙ — ПОВИВАЛЬНЫЙ, повивальная, повивальное (устар.). прил., по знач. связанное с акушерством. Повивальное искусство. Повивальная бабка (см. бабка1). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Майевтика и некоторые другие идеи Сократа
История философии полна огромного количества поистине выдающихся фигур. Однако ни одна из них не снискала такой популярности и известности, как фигура древнегреческого мыслителя Сократа. Уже для своих современников он являлся олицетворением мудрости, для которого превыше всего была истина. Сегодня мы расскажем вам немного о личности самого Сократа, а также поговорим о его идеях и разработанном им методе познания под названием «майевтика». Итак, обо всём по порядку.
Немного о Сократе
Сократ был первым афинским философом и происходил из дема (территориального округа) Алопека, который входил в Афинский полис и находился неподалёку от столичного города Аттики. Отцом Сократа был ремесленник-камнетёс по имени Софрониск, а матерью – повивальная бабка Финарета.
Когда Афины воевали со Спартой, Сократ был доблестным воином и успел принять участие в нескольких сражениях, последнее из которых проходило в 422 году до н.э. при Амфиподе. Это был первый период войны, и он закончился поражением афинян. Во втором периоде Сократ участия уже не принимал, однако он всё равно затронул Сократа, когда в 406 году до н.э. афиняне смогли одержать победу над спартанцами, но не смогли похоронить павших в бою по причине сильнейшей бури. Победители были отданы на суд Пятисот, но Сократ, являясь в то время заседателем в Совете (пританом булэ), выступил против судебного мероприятия. Остальные члены Совета проигнорировали Сократа и казнили восьмерых стратегов.
Последовавшая за поражением Афин в Пелопонесской войне Тирания тридцати тиранов Сократа не коснулась. Но в то время, вновь являясь членом Совета, Сократ не стал принимать участие в расправе правителей над одним благочестивым афинянином, отчего уже тогда начал наживать себе недоброжелателей. И подобных фактов было немало.
Сократ честно исполнял свои обязанности, подобные которым исполняли все свободные жители Афин, хотя к активной общественной деятельности он не стремился. Его жизнь была жизнью философа – она была непритязательной. Сократ почти не принимал участия в жизни своей семьи и его жена и три сына не знали, что такое супружеская и отцовская забота. В своё свободное время Сократ занимался только тем, что беседовал и дискутировал на разные темы, а также обучал на безвозмездной основе своих учеников.
Примечание редактора: Сократ при своей жизни не написал ни одной книги. О его философских позициях мы знаем из трудов Ксенофонта, Платона, Аристофана, Аристотеля и других мыслителей, поэтому вероятно некоторые утверждения могут быть спорными, исходя из особенностей изложения каждого конкретного «пересказчика».
«Я знаю только то, что ничего не знаю»
«Я знаю только то, что ничего не знаю» — это одно из любимых выражений Сократа, отражение его позиции. Оно означает, что, каких бы высот человек не достиг в своих рассуждениях, он не желает оставаться на месте и продолжает идти вперед, не обманывая себя тем, что, якобы, нашёл истину.
Здесь будет уместно напомнить, что у Сократа были как и сторонники, восторгавшиеся им, так и враги, его ненавидевшие. Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что – нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти.
Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей». А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа.
Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого. Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон».
«Познай самого себя»
Данное изречение, являющееся формулой мудрости, было известно ещё до Сократа, но закреплено было именно за ним. И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности.
Смысл этой позиции заключается в том, что никакие навыки и знания не являются гарантией благополучия и счастья, т.к. всё это имеет значение и смысл только в зависимости от того, насколько познано добро и зло. Причём, даже их познание не станет благом, если не приводит к успокоению души. Изречение «Познай самого себя» олицетворяло для Сократа признание души человека как руководящего начала в нём и призыв к осознанной и духовной жизни.
Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной. Истинно нравственный поступок может быть совершён только осознанно и по собственному желанию. Если же человек поступает хорошо лишь по причине общественных норм, то этот поступок не может быть нравственным, т.к. вызван он не собственным порывом, а желанием сделать так, как принято. Исходя из этого, за норму нравственности Сократ берёт индивидуальность в добром деянии и его независимость от мнения социума. Древнегреческий философ был глубоко убеждён, что благая жизнь, добродетель и самосовершенствование возможны только на пути морального и интеллектуального проникновения внутрь своего существа.
Майевтика
Сократом был разработан особый метод познания, основывающийся на таких понятиях как «майевтика» и «ирония», и строящийся на комплексе последовательных вопросов, отвечая на которые собеседник должен прийти к конфликту с самим собой, и далее – к осознанию собственного невежества. В результате перед нами оказывается то, что в философской науке называется «сократовской иронией», а затем и сама майевтика, называемая Сократом «повивальным искусством» — искусством преодолевать противоречия для того чтобы найти истину.
Понятие «майевтика» происходит от греческого слова «maieutike», означающего «повивальное искусство». Оно является своего рода метафорой, посредством которой Сократ раскрывал смысл своей модели философствования, где сократический диалог противопоставляется софистическому.
Сократ рассматривал майевтику как вид повивального искусства, которое он унаследовал от своей матери, но с той лишь разницей, что от бремени он помогал избавиться не женщинам, а мужчинам, которые рождали не детей, а знание. Самому себе же он отводил в этом процессе очень небольшую роль, настаивая на том, что сам он ничему научить не может, но любой может с его помощью произвести то, чем сам чреват.
Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Он говорил, что его повивальное искусство сродни акушерству, но отличается от него тем, что мыслитель принимает у мужчин роды души. Главным умением он называл правильное распознавание и отделение рождающихся в неокрепших душах лживостей и фантазмов от реальных, здоровых и живых вещей.
На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный человек или политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Интересно то, что вначале он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил ему множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший, на первый взгляд, вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующий вопрос и снова ждал ответа. Далее он задавал новый вопрос, и всё это заканчивалось тем, что, отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил тому ответу, который он дал в самом начале. В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос. Сократ, пребывая в совершенно спокойном состоянии, отвечал на это, что он ничего не знает, а затем мирно удалялся.
Заключение
Некогда у одного известного дельфийского оракула поинтересовались, существует ли на свете человек мудрее Сократа. Оракул сказал, что такого человека нет. Когда Сократ об этом узнал, он был очень удивлён, а также ответил, что знает только то, что ничего не знает. Ещё он добавил, что из бесед с множеством людей, которых он считал умнейшими среди всех, он сделал вывод, согласно которому, «мудрым оказывается только бог», и что бог своим прорицанием, которое он дал посредством оракула, «указывает на то, что человеческая мудрость ничего не стоит». И в конце Сократ уточнил, что, скорее всего, бог говорил не о нём – Сократе, но лишь воспользовался его именем в качестве примера, в действительности, желая сказать, что наиболее мудрым является тот человек, который подобно Сократу, знает только то, что ничего не знает.
ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Смотреть что такое «ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» в других словарях:
Повивальное искусство — см. Акушерство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МАЙЕВТИКА — или мэевтика (греч. ), букв. повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а 151 d, Пир 206 b 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств.… … Философская энциклопедия
АКУШЕРСТВО — 1) родовспомогательное или повивальное искусство, отдел врачебной науки, применяемой при родах, 2) звание, деятельность акушера или акушерки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКУШЕРСТВО повивальное… … Словарь иностранных слов русского языка
Евреи — I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии… … История Философии: Энциклопедия
майевтика — (греч. maieutikē, буквально повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. * * * МАЙЕВТИКА МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать… … Энциклопедический словарь
ОБСТЕТРИКА — (фр., от лат. obstetrix повивальная бабка). Повивальное искусство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОБСТЕТРИКА франц. obstetrique, от лат. obstetrix, повивальная бабка. Повивальное искусство.… … Словарь иностранных слов русского языка
МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии… … История Философии: Энциклопедия
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I — МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I. История медицинского образования. Первые достоверные сведения о М. о. относятся к древнейшим историческим памятникам восточной культуры. В Месопотамии кодекс Хаммураби (около 2250 г. до н. эры) уже занимается врачебными … Большая медицинская энциклопедия
ПОВИВАЛЬНЫЙ — ПОВИВАЛЬНЫЙ, повивальная, повивальное (устар.). прил., по знач. связанное с акушерством. Повивальное искусство. Повивальная бабка (см. бабка1). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МАЙЕВТИКА
Смотреть что такое «МАЙЕВТИКА» в других словарях:
МАЙЕВТИКА — или мэевтика (греч. ), букв. повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а 151 d, Пир 206 b 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств.… … Философская энциклопедия
Майевтика — (др. греч. μαιευτική повивальное искусство, родовспоможение) встречающийся в диалоге Платона «Теэтет» термин, обозначающий метод философствования Сократа[1]. Содержание 1 Суть метода … Википедия
МАЙЕВТИКА — МАЙЕВТИКА (μαιευτική sc. τέχνη), «повивальное искусство», засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением… … Античная философия
Майевтика — Майевтика ♦ Maïeutique В переводе с древнегреческого maia означает «повитуха». Именно с ней и сравнивает себя Сократ в «Теэтете». Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и … Философский словарь Спонвиля
МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов … Большой Энциклопедический словарь
МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирую щего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. М. базируется на отождествлении… … Новейший философский словарь
майевтика — (греч. maieutikē, буквально повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. * * * МАЙЕВТИКА МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать… … Энциклопедический словарь
майевтика — май евтика, и … Русский орфографический словарь
Майевтика — «иск во повивальной бабки»; по хар ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопросов привести собеседника к истинному знанию … Древний мир. Энциклопедический словарь
Майевтика — (греч., искусство повивальной бабки). По характеристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопросов привести собеседника к истинному знанию … Словарь античности
ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
У славянских народов этим искусством владели повивальные бабки. Так на Руси именовались женщины, помогавшие при родах. Названия «бабка-повитуха», «бабушка-повитуха» и «повивальная бабка» произошли от слова «повивать», что означает завязывать пуповину, пеленать, они дают основание предположить, что такая женщина приглашалась чаще только при трудных родах; в легких же случаях ее звали уже после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) младенца. С одной стороны, это диктовалось известным суеверием — стремлением скрыть роды от окружающих и избежать «дурного глаза», а с другой, видимо, соображениями экономии (услуги повивальной бабки были довольно дороги).
Функции повивальных бабок, помимо первого ухода за младенцем, были весьма разнообразны и заключались в исполнении установленных с давних времен обычаев, поверий, заговоров. Так, чтобы «развязались* роды, повитуха расплетала роженице косы, развязывала на одежде все узелки, ходила с роженицей до полного ее изнеможения, поддерживала ее под руки, встряхивала, опрыскивала водой, разминала ей живот для «правления» плода. При этом, чем больше бабка-повитуха знала подобных приемов, якобы ускоряющих роды, тем более опытной и умелой она считаласьв «бабичьем деле». Если роды были трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно помощь оказать не может, она обращалась к врачу-мужчине.
Внушению, т.е. влиянию речи на психику, придавалось большое значение. Делали это во время ритуалов, обрядов, заговоров, благопожела-11нй. Так, например, обряд рождения ребенка начиналсязадолго до родов. В возрасте, отмечавшем наступление физиологической зрелости девушки, мать формулировала дочери благопожелания относительно будущего деторождения. При появлении у девочки первых месячных мать вечером сама расчесывала ей гребнем волосы и, заплетая косу, желала дочери расти здоровой женщиной, легко рожать желанных и здоровых детей, иметь молока, как в полноводной реке.
Сейчас такого рода воздействие объяснимо с позиций физиологических и психологических. Это мощный суггестивный (суггестия — внушение) психотерапевтический акт. Вспомните, как приятно бывает, когда кто-то рукой перебирает ваши волосы. Вы успокаиваетесь и почти засыпаете в кресле, впадая при этом в измененное состояние сознания, наиболее подходящее для всякого рода внушений. Легкое опьянение заботой снимает лишнее напряжение и контроль со стороны сознания. Вы доверяете всему, что происходит, и готовы к восприятию любой информации. Пожелания благополучия, уверенности в себе и собственных силах, удачи в супружестве, родах и других значимых событиях, как программа, записываются в бессознательном и реализуются в нужный момент.
Вспомните, что говорят о родах ваши подруги, мама, бабушка? И вы узнаете, какая программа ведет нас. В ваших силах изменить программу на успешную, Этот процесс называется самопрограммированием.
Мы уже говорили о том, что во время беременности меняется восприятие женщины, ее бессознательное становится более открытым к информации, внушениям, воздействиям. Это связано с преобладанием правого полушария — творческого, образного, чувственного. Физиология работы мозга была не известна повивальным бабкам, но по наитию они рекомендовали беременным изменить образ жизни, чтобы оградить себя от неприятностей.
С наступлением беременности изменялся статус женщины. Будущая мать и ребенок считались особенно подверженными сглазу, порче, поэтому строго соблюдались меры, призванные защитить их от вредоносных сил. Старались как можно дольше скрывать сам факт беременности и родов. Считалось, что чем меньше людей знает о родах, тем легче и быстрее они пройдут. Беременной женщине следовало избегать встреч с людьми, слывшими среди населения колдунами, и ни в коем случае не вступать с ними в конфликты во избежание потери сил. Обязательным было ношение оберега — платка, бус, пояса, амулета, кольца. Оберегами украшали даже обувь. Считалось, что именно на ногах в дом можно было невольно принести несчастье. С этим представлением связан родильный обряд одного из среднеазиатских народов — когда женщина была не в силах разродиться, то повивальная бабка обводила ее тело старым башмаком, после чего выкидывала его за порог.
Подобные особенности статуса беременной, а затем роженицы и новорожденного, обусловлены представлениями об их особой близости к миру предков, преодоление которой и происходило в ходе обряда.
Рецепты от Бабок-Повитух
Бабки-повитухи играли особую роль. Их статус по значимости был сродни статусу колдуньи. В повитухи выбирались пожилые и вдовствующие женщины с благополучным опытом собственных родов и воспитания детей. Вообще, бабки-повитухи, которых в народе еще называли «пупорезками», считались носительницами сакральных знаний. Дело в том, что роды рассматривались как акт перехода из одного мира в другой, в котором участвуют сверхъестественные силы, и что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в земном. Акт родов рассматривался как переход из невидимого мира в проявленный— как ступень восхождения на новый, иной уровень бытия. Этот процесс, пожалуй, можно сравнить с появлением ростка из скрытого под землей зерна. И от того, каким будет этот переход и какие впечатления получит ребенок от окружающего мира в момент рождения, зависит его дальнейшая жизнь. Человеком, который помогал совершить этот переход и встречал душу в физическом мире, была повивальная бабка, являвшаяся посредником между двумя мирами.
Основным действующим приемом было внушение, прямое или косвенное, в состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания.
У различных народов описаны разные обряды облегчения боли: над роженицами читали заклинания, молитвы, изгоняли злых духов, призывая добрых. Большинство методов сводилось к различным воздействиям на психику женщины— это танцы, пляски, песни — как различные отвлекающие факторы и стимулирующие возникновение измененных состояний сознания, о чем говорилось выше. Иногда применялась передача боли в символической, аллегорической форме другим лицам — мужу, который мимикой показывал, что ему тоже больно.
Широко распространен был в народе обычай развязывания поясов, расплетания кос, снятия замков, раскрытия дверей и окон — таким образом «способствовали» доброй беспрепятственной дороге малыша, свободному прохождению его по родовому пути. Традиционно наиболее подходящим местом для родов считалась баня, которую роженица должна была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды. С точки зрения классического акушерства, активность в родах предотвращает развитие слабости родовой деятельности. При слабой родовой деятельности женщине не разрешали сидеть или лежать, а тем более засыпать. Рожали чаще всего стоя на коленях или сидя на корточках, держась руками за скамью или дерево. Такое положение, по мнению опытных повитух, способствовало более легкому и быстрому течению родов. Между схватками бабка заставляла роженицу двигаться по комнате, массировала круговыми движениями ее живот, растирала поясницу маслом, обезболивая схватки. Для того чтобы роды проходили «как по маслу», роженице предлагалось выпить растительного масла, в котором содержались необходимые вещества, ускоряющие раскрытие маточного зева. Было известно о том, что неправильный психологический настрой женщины может нарушить координирование и последовательное течение всех этапов родового акта. Именно для того, чтобы умерить влияние коры головного мозга (сознание) при бурной родовой деятельности, повитухи поили женщину хлебным вином с целью расслабления и обезболивания.
Интересно, что, пока женщина рожала, отцу ребенка предлагали съесть круто посоленный хлеб с горчицей или песком. Дискомфорт при поглоще нии
такого кушанья символически приближал мужа к ощущениям рожающей жены, которой приходилось «несладко».
Родившегося ребенка повитуха подхватывала на руки со словами благословения. Затем осуществляла первичный уход за ним: перевязывала пуповину льняной ниткой или волосами роженицы и перерезала ее, обмывала и заворачивала новорожденного в старую отцовскую рубаху, «чтобы отец сильнее любил». Мальчику пуповину перерезали на топоре, девочке — на прялке, чтобы в будущем они могли овладеть соответствующими ремеслами. Умелая повивальная бабка, приняв роды, начинала колдовать над младенцем: правила позвонки, суставчики, ставила на место кости, формировала головку. Потом занималась родильницей: тщательно растирала ей живот, поясницу, ноги. Для предупреждения появления грыжи, опущения органов брюшной полости накладывала на живот тугую повязку сроком на две-три недели.
В первый же день роженицу и ребенка парили в бане. С особой осторожностью мыли и парили ребенка: воду лили горстью на его спинку, веник делали из веточек карликовой березки. Затем повитуха правила новорожденного: для придания головке правильной формы слегка обжимала ее со всех сторон руками.
Родильные обряды окружались тайной, а крестильные обряды, наоборот, проходили публично и торжественно. «Постель мягка и жизнь легка», — говорили, внося ребенка в дом на вывернутом мехом вверх тулупе. Клали ребенку в постель соль, зерно, деньги и приговаривали: «Будь богат и счастлив».
Таким образом, обряды выполняли роль позитивного программирования, сопровождая основные этапы жизни человека.
Практические занятия во время беременности научат вас чувствовать свое тело, прислушиваться к нему, улучшат настроение, помогут овладеть основными техниками достижения расслабления, что важно как в период беременности, так и во время родов — в качестве средств самообезболивания. На физиологическом уровне эффективность методов самообезболивания и расслабления вполне объяснима. Во время исполнения релаксационных практик (таких как аутогенная тренировка, дыхательные техники, медитация, визуализация, прослушивание музыки) изменяется биоэлектрическая активность головного мозга. Ее ритм замедляется, приближаясь к частоте во время спокойного бодрствования (альфа-ритм) или сонного состояния (еще более медленный тетта-ритм). Когда мы закрываем глаза и входим в состояние внутреннего сосредоточения, на энцефалограмме появляется устойчивый альфа-ритм. Примечательно, что альфа-ритм совпадает по частоте с колебаниями электромагнитного поля Земли и составляет 8-13 Гц. Такое сходство не случайно. В момент, когда колебания биоритмов головного мозга входят в резонанс с частотой колебания Земли, человек испытывает на уровне ощущений чувство внутреннего покоя, радости, уверенности в себе и единения со всем окружающим миром. Достигается состояние внутренней гармонии.