Что такое поворотный круг в театре
Поворотный круг
Смотреть что такое «Поворотный круг» в других словарях:
ПОВОРОТНЫЙ КРУГ — сцены, вращающаяся часть игровой площадки. Позволяет осуществлять быструю смену декораций. Изобретен в Японии (в 1758 стационарным поворотным кругом был оборудован театр кабуки). В Европе с 1896 (поставлены оперы В.А. Моцарта Дон Жуан в Резиденц… … Современная энциклопедия
ПОВОРОТНЫЙ КРУГ — (Tropic) см. Тропики. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ПОВОРОТНЫЙ КРУГ — 1) паровозный специальная, подобная мостовой металл. ферма, по большей части с ездой по верху, реже с ездой по середине, опирающаяся в центре на особый стояк (уравновешенный П. к.), или две фермы с ездой по верху, объединенные на центральной… … Технический железнодорожный словарь
Поворотный круг — сцены, вращающаяся часть игровой площадки. Позволяет осуществлять быструю смену декораций. Изобретен в Японии (в 1758 стационарным поворотным кругом был оборудован театр кабуки). В Европе с 1896 (поставлены оперы В.А. Моцарта “Дон Жуан” в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Поворотный круг — У этого термина существуют и другие значения, см. Поворотный круг (значения). Поворотный круг … Википедия
ПОВОРОТНЫЙ КРУГ — 1) П. к. в железнодорожном депо устройство в виде вращающейся вокруг вертик. оси фермы с рельсами, на к рых устанавливается локомотив или вагон при ремонте и технич. обслуживании. Ж. д. пути, по к рым подвижной состав поступает на П. к., подходят … Большой энциклопедический политехнический словарь
поворотный круг — inflection circle Геометрическое место точек плоской фигуры, движущихся в собственной плоскости и находящихся в точках перегиба своих траекторий. Шифр IFToMM: 2.3.18 Раздел: СТРУКТУРА МЕХАНИЗМОВ … Теория механизмов и машин
Поворотный круг (значения) — Поворотный круг: Поворотный круг на железной дороге, устройство для разворота подвижного состава Поворотный круг (театр) в театре, устройство, являющееся частью сцены, для перемещения декораций и актёров … Википедия
Опорно-поворотный круг — 114. Опорно поворотный круг Узел для передачи нагрузок (грузового момента, вертикальных и горизонтальных сил) от поворотной части крана на неповоротную, он может также включать зубчатый венец для вращения крана Источник: ГОСТ 27555 87: Краны… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
опорно-поворотный круг — (устройство) узел для передачи нагрузок (грузового момента, вертикальных и горизонтальных сил) от поворотной части крана на неповоротную и для вращения поворотной части, который может также включать механизм поворота круга. (Смотри: ПБ 10 382 00 … Строительный словарь
Поворотный круг (театр)
По конструкции круги разделяются на три типа — врезные дисковые, барабанные и накладные. Врезной дисковый круг — это плоский диск, врезанный в планшет сцены так, что уровень настила круга точно совпадает с уровнем настила всей сцены. Вращающийся диск снабжается съемными щитами для образования люков. Барабанный круг представляет собой двух- или трехэтажную конструкцию, верхний этаж которой находится на одном уровне с планшетом сцены. В плоскость круга вписываются отдельные площадки, поднимаемые и опускаемые при помощи электропривода или гидравлики. Подъем и спуск площадок может производиться одновременно с вращением круга. Сочетание вертикального и вращательного движения значительно повышает художественные возможности поворотной сцены. Наряду с этими стационарными устройствами большое распространение получили накладные круги. Само их название говорит о том, что это временные сооружения, накладываемые поверх основного планшета. Несложные конструкции разборных кругов легко монтируются на планшете во время установки декораций и убираются по окончании спектакля. Они не связаны законом соотношения диаметра к ширине портала и могут быть использованы на сценах любых размеров. Количество накладных кругов, применяемых в одном спектакле, в принципе, неограниченно. Известны случаи использования трех, четырех и даже пяти вращающихся дисков. Их местоположение не зафиксировано раз и навсегда, как у врезного или барабанного круга, а может меняться в зависимости от желания художника и режиссёра. В этом большое преимущество системы временных, переносных конструкций поворотных кругов.
Однако данная система имеет свои недостатки. В накладных кругах довольно затруднительно, а подчас и совсем невозможно применение не только подъемно-опускных площадок, но и простых люков-провалов. Кроме этого, уровень настила круга всегда выше уровня основного планшета сцены. Следовательно, чтобы уничтожить перепад высот между кругом и сценой, нужны специальные станки-выстилки, как бы приподнимающие неподвижные части сцены в пределах игровой площадки. Строительство этих дополнительных станков зачастую приводит к значительным материальным и трудовым затратам.
Поворотный круг изобретён в Японии драматургом Намики Сёдзо в 1758 году для театра Кабуки, а в 30-х годах XIX в. там же появилось устройство для двойного вращения сцены, что создавало широкие возможности для сценического воплощения пьес. В 1896 году поворотный круг был впервые применён на европейской сцене, с его помощью в «Резиденц-театре» (г. Мюнхен) была поставлена опера «Дон Жуан». Поворотный круг мюнхенского театра представлял собой накладной деревянный 16-метровый круг из 16 отдельных сегментов, вращавшийся непосредственно по планшету сцены. Однако подобная конструкция предполагала и сегментарную установку декораций, что делало невозможным использование глубокой перспективы. Добиться эффекта глубокой перспективы на круге удалось К. С. Станиславскому и М. Рейнхардту за счёт установки декораций не на отдельных сегментах, а на круге в целом. В постановках Станиславского поворотный круг вообще играл достаточно важную роль. Например, в описании постановки оперы «Севильский цирюльник», осуществлённой в Оперном театре им. Станиславского в 1933 году, отмечено, что «круг определил ритм, „подтолкнул“ и ускорил действие, завертел его в такт фиоритурам и пассажам Россини. Круг определил строй сценического существования артистов, обусловил воздушность их перемещений, быстроту реакций, легкость принятия решений, готовность к моментальному переходу из обороны в наступление — и из наступления в оборону. Круг сделал подвижным и „музыкопроницаемым“ традиционный сценический павильон, подробно обставленный Станиславским». Более того, некоторые литературоведы одной из причин сравнительно неудачных попыток обращения Станиславского к шекспировскому репертуару считают отсутствие во времена Шекспира поворотного круга. В наше время поворотный круг является необходимой принадлежностью сцены драматического театра, кроме того, иногда он применяется и в оперно-балетных театрах в виде сборно-разборной установки.
Поворотный круг (театр)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Поворотный круг — часть планшета, выполненная в форме круга, вращающегося вокруг центральной оси. Сценический круг предназначен для перемещения по окружности декораций и исполнителей. Он позволяет производить быструю смену объемных декораций, дает возможность развертывать действие в изменяющемся пространстве, осуществлять приемы кинематографической панорамы, крупного плана, построение динамических мизансцен. Это сильное средство усиления эмоционального воздействия на зрителя.
По конструкции круги разделяются на три типа — врезные дисковые, барабанные и накладные. Врезной дисковый круг — это плоский диск, врезанный в планшет сцены так, что уровень настила круга точно совпадает с уровнем настила всей сцены. Вращающийся диск снабжается съемными щитами для образования люков. Барабанный круг представляет собой двух- или трехэтажную конструкцию, верхний этаж которой находится на одном уровне с планшетом сцены. В плоскость круга вписываются отдельные площадки, поднимаемые и опускаемые при помощи электропривода или гидравлики. Подъем и спуск площадок может производиться одновременно с вращением круга. Сочетание вертикального и вращательного движения значительно повышает художественные возможности поворотной сцены. Наряду с этими стационарными устройствами большое распространение получили накладные круги. Само их название говорит о том, что это временные сооружения, накладываемые поверх основного планшета. Несложные конструкции разборных кругов легко монтируются на планшете во время установки декораций и убираются по окончании спектакля. Они не связаны законом соотношения диаметра к ширине портала и могут быть использованы на сценах любых размеров. Количество накладных кругов, применяемых в одном спектакле, в принципе, неограниченно. Известны случаи использования трех, четырех и даже пяти вращающихся дисков. Их местоположение не зафиксировано раз и навсегда, как у врезного или барабанного круга, а может меняться в зависимости от желания художника и режиссёра. В этом большое преимущество системы временных, переносных конструкций поворотных кругов.
Однако данная система имеет свои недостатки. В накладных кругах довольно затруднительно, а подчас и совсем невозможно применение не только подъемно-опускных площадок, но и простых люков-провалов. Кроме этого, уровень настила круга всегда выше уровня основного планшета сцены. Следовательно, чтобы уничтожить перепад высот между кругом и сценой, нужны специальные станки-выстилки, как бы приподнимающие неподвижные части сцены в пределах игровой площадки. Строительство этих дополнительных станков зачастую приводит к значительным материальным и трудовым затратам.
Круги поворотные
Круги театральные
Круги театральные – традиционные элементы оборудования сцены. Они являются самыми распространёнными способами нижней механизации сцены. Применение круга позволяет осуществить следующие задачи: быстрая и оперативная смена театральных декораций, развертывание действий в меняющемся пространстве, создание динамических панорам и крупных планов. Применение поворотных кругов позволяет увеличить зрелищность театральных сцен и еще больше привлечь внимание зрителей к происходящему.
По конструкции круги театральные делятся на три основных типа: врезные дисковые, барабанные и накладные.
Врезной круг
Врезной круг – это круг, как правило, в виде диска, без подвесного трюма, врезанный в планшет сцены. Уровень настила круга совпадает с уровнем настила стационарной части планшета сцены.
Барабанный круг
Барабанный круг – это, как правило, одно- или двух- этажная конструкция и более, у которой настил верхнего этажа находиться на одном уровне с планшетом сцены. Конструкция барабанного круга позволяет встраивать в свой объем люки провалы и подъемно-опускные площадки. Сочетание вращательного движения круга и вертикального движения площадок повышает художественные и технологические возможности поворотной сцены.
Накладные круги
Накладные круги, как правило, представляют из себя разборную конструкцию, накладываемую поверх основного планшета сцены. Преимущества накладных кругов: простота конструкции, небольшие размеры, возможность временного использования, небольшое время сборки в рабочее положение.
По типу привода круги круги театральные подразделяются на несколько основных типов: тросовый – классический привод, при котором трос охватывает круг по периметру и посредством лебедки приводиться во вращение, фрикционный – вращение передается от лебедки к кругу при помощи фрикционных катков или роликов, колесомоторный – вращение передается непосредственно на ведущие колеса поворотного круга, цевочный и его аналоги – крутящий момент передается на круг при помощи цевочного или зубчатого зацепления.
Круги театральные так же получили свое развитие в виде различных комбинированных конструкций: круг-кольцо, многокольцевые поворотные системы, комбинация встроенных кругов в один основной и т.д.
Круги изготавливаются по техническому заданию заказчика и обычно имеют индивидуальные размеры и габариты, определяемые конструктивными и технологическими особенностями конкретной сцены.
Круги (кольца) поворотные врезные стационарные
|
Применение системы «круг–кольцо», вращающейся с различными скоростями в различных направлениях, даёт исключительное разнообразие смены ракурсов, перестройки декораций во всевозможных сочетаниях.
Фирма «Система» разрабатывает и изготавливает стационарные круги и кольца индивидуально для каждой сцены. В зависимости от проектных решений, круги (кольца) по конструкции могут быть двух видов: дисковые и барабанные.
Дисковый поворотный круг (кольцо) — это плоский диск (кольцо), врезанный в планшет сцены так, что уровень настила круга (кольца) совпадает с уровнем настила сцены. Вращающийся диск снабжается плоскими щитами для образования люков. Основу конструкции врезного круга (кольца) составляет кольцевая эстакада и размещённая в центре неё центральная опора. На эстакаде устанавливаются катки круга с полиуретановым покрытием, по которым ходит кольцевой рельс. Возможна также инверсная конструкция с неподвижным рельсом и движущимися катками.
На центральной опоре установлена полая пята круга. Через полость в пяте на круг выводится электропитание для розеточных лючков от кольцевого токосъёмника. Привод врезного круга (кольца), как правило, осуществляется кольцевым стальным канатом, охватывающим его почти по всей окружности. Петля ведущего троса, обогнув круг (кольцо), через специальные блоки опускается в трюм на шкив электролебёдки. Для приведения круга (кольца) в движение, фирма «Система» использует лебёдки привода круга. Настил круга (кольца) строится по принципу настила планшета сцены.
Барабанный поворотный круг (кольцо) представляет собой двух- — трёхэтажную конструкцию, верхний этаж которой находится на уровне планшета сцены. В плоскость круга вписываются отдельные подъёмно-опускные площадки или предусматриваются места для передвижных люков-провалов. Подъём и спуск площадок, работа люков-провалов может производиться одновременно с вращением круга.
Каркас барабана делается из стальных балок разного сечения и профиля. Стальные катки, находящиеся либо в нижней, либо в верхней части барабана, опираются на круговой диск.
Фирма «Система» в качестве привода барабанного круга (кольца) применяет либо тросовую систему, либо мотор–колёса. В конструкции кругов (колец) предусмотрена установка токосъёмника для подвода электропитания встроенных механизмов и лючков для подключения световых приборов. Также в конструкции может быть предусмотрена установка датчика углового положения, обеспечивающего точность позиционирования до 0,07°. При необходимости могут устанавливаться системы датчиков, обеспечивающих более высокую точность, например для совмещения рельсов выкатных фурок в плоскости круга и стационарного планшета.