Что такое практическая работа в начальных классах

Статья на тему «Методика проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методика проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе

«Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета.

Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, основы которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.

Круг практических работ» весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.);

в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на определенных объектах; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.

К практическим работам по «человек и мир» относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами изучаемого предмета и на выработку у них приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.

Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:

— репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

— частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:

а) по предоставленному ему учителем готовому плану;

б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;

в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.

По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности.

Практические работы могут выполняться:

— без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);

— на основе одного источника, например, карты, плана или текста;

— на основе нескольких источников.

Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.

В курсе «Человек и мир» со 2 по 3 класс (практическое преподавание во 2 и 3 классах по учебной программе, в 1 и 4 классах практические работы не проводятся) определены следующие практические работы: элементарные приемы чтения плана, карты; ориентирование на местности с помощью компаса; поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.

В разделе «Неживая природа и человек» представлены следующие практические работы: знакомство с термометром и измерение температуры воздуха, воды; свойства воздуха; свойства воды; моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина; знакомство с полезными ископаемыми своего края; состав почвы; части растения (на примере цветковых растений); условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой (определение различных водоемов).

В разделе «Живая природа и человек» практические работы предполагают участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).

В разделе «Земля на глобусе и карте» выполняются такие работы, как: работа с планом своего города (села), картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты.

Практические работы по курсу «Человек и мир» проводится с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

— для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

— ориентирования на местности с помощью компаса;

— определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

— установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

— ухода за растениями (животными);

— выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

— оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

— удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

В практической работе в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний, умений на практике, что способствует углублению знаний и умений, решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Следует отметить, что для учителя очень важно создавать благоприятные условия для самостоятельной практической творческой деятельности школьников и умело направлять эту деятельность.

Источник

Практические работы на уроках математики

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практические работы в процессе обучения математики в начальных классах.

К практическим можно отнести задание «оживить» геометрическую фигуру, «живые построения» используются когда, например, «четверым учащимся предлагают взяться за руки и образовать квадрат, изобразить куб, цилиндр, пирамиду». Прием «живого построения» предлагается использовать при усвоении компонентов сложения и вычитания, при знакомстве с задачами на движение, при показе математических действий.

Практическая работа – это действие и активность.

На уроках-практикумах по математике дети:

Сравнивают, уравнивают по длине, массе, объему, количеству, высоте, цене, площади.

Измеряют длину, скорость, рост, вес.

Вычисляют площадь, периметр реальных объектов.

Работают с измерительными приборами, применяемыми в реальной жизни: с весами, часами, секундомерами, термометрами, линейками, сантиметровыми лентами, всевозможными емкостями.

Решают текстовые задачи с помощью пласти лина, камней, кубиков.

Между тем математика всегда была и всегда будет основным учебным предметом общего образования. Надо обучать детей, чтобы математическое образование « при годилось для жизни, для дела, любви, радости».

1.Научить детей видеть углы, строить их при помощи угольника и различать по видам.

2.Развивать математическую речь, внимание, память, пространственное воображение.

3.Формировать графические умения.

На партах у 1 варианта – салфетки, у 2 варианта – проволока. Сделайте из них прямой угол и проверьте с помощью угольника, затем сделайте острый и тупой. Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах.

2. Тема урока: «Окружность. Круг»

– Возьмите круг
— Сложите пополам
— Нашли линию сгиба
— Обведите её любым цветным карандашом
— Эта линия называется диаметром и обозначается буквой d
— Сами сформулируйте определение диаметра (отрезок, соединяющий две точки окружности, и проходит через центр).

3. Тема урока: «Ломаная линия»

Оборудование: проволока, спички, счетные палочки, пластилин, полоски бумаги, клей.

Соберите на партах ломаную.

Продемонстрируйте свои модели. Из чего вы сделали ломаные линии? (Из отдельных палочек, частей, кусочков…)

Из каких элементов состоит ваша ломаная? ( Из отрезков-звеньев)

Сколько отрезков в вашей ломаной?

А сколько может быть?

Значит, из чего состоит ломаная линия? (Ломаная линия состоит из отрезков-звеньев.)

Вывод: Ломаная линия – это совокупность отрезков, при которой конец первого является началом второго, а конец второго – началом третьего и т.д.

5.Изучение состава числа Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах

Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах

Российские ученые (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) теоретически обосновали и экспериментально доказали, что на развитие человека, его сознание можно влиять в процессе специально организованной деятельности. Использование системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников позволяет добиться метапредметных, предметных и личностных результатов образования.Обучение математике, так же как и обучение любому другому предмету, должно решать образовательные, воспитательные и практические задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильная организация практической и самостоятельной работы учащихся начальных классов является важным элементом развития школьников.

Источник

Технологическая карта урока «Практическая работа в начальной школе. Методика проведения практических работ»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока по методике естествознания с практикой

Тема: «Практическая работа в школе. Методика проведения практических работ.»

преподаватель специальных дисциплин Михайлова В.В.

Наименование Профессионального модуля (ПМ), Междисциплинарного курса (МДК), Учебной дисциплины (УД)

(заполняются точно в соответствии с ФГОС)

МДК 01.05.Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание

Тема учебного занятия

Практическая работа в школе. Методика проведения практических работ.

Тип учебного занятия

Организационная форма проведения учебного занятия

Обучающая цель учебного занятия:

Знает понятия практическая работа

Понимает методику проведения практических работ по окружающему миру в начальных классах

Развивающая цель учебного занятия

Запоминает и воспроизводит по памяти понятия практическая работа, цель практической работы

, осуществляет логические операции с данными понятиями, воспроизводит по памяти особенности видов практических работ в начальной школе, целей и структуры

обобщает и систематизирует материал по изученной теме,

решает конкретные практические задачи в соответствии с предложенным алгоритмом

Воспитывающая цель учебного занятия

Рационально планирует и организует свою деятельность, демонстрируя навыки отбора необходимой информации; выполняет групповые задания с четким разделением функций, проявляя толерантность по отношению к замечаниям преподавателя и обучающихся

· по степени самостоятельности и творчества обучаемых;

· по источнику учебной информации;

лекция с элементами

· по этапам учебного занятия;

· по степени взаимодействия преподаватель-обучающиеся:

обучающиеся получают знания на занятии через вводную лекцию педагога, воспринимая и осмысливая учебный материал лекции, составляют конспект

изложение учебного материала преподавателем;

постановка перед обучающимися вопросов и совместных с ними рассуждений направлена на обобщение, выделение существенных признаков, изучаемых фактов, явлений, предметов, объектов

мультимедийная презентация способствует лучшему усвоению учебной информации

учебный материал носит информационный характер, т.к. обучающиеся не имеют опорных знаний для самостоятельного их освоения

традиционные методы обучения (лекция)

лекция с элементами беседы, лекция-визуализация

шаблон фрагмента урока, ноутбуки, доступ в интернет

Деятельность педагога и учащихся

1.Организационный момент (приветствие, перекличка, сообщение цели урока) – 5 минут

2. Постановка задачи перед учащимися: найти в словаре определение понятия «практическая работа» зафиксировать его в конспекте – 5 минут

3. Эвристическая беседа по теме занятия:

Что включает в себя понятие практическая работа,

Виды практических работ,

Цели практических работ,

4. Практическая работа на ноутбуках, составление практической работы для начальной школы

5. выслушивание ответов рабочих групп, комментарии

6.П одведение итогов выполненной работы и темы урока- 5-7 минут

7.Заключительный этап урока – рефлексия – 3-5 минут

1.Слуховое и визуальное восприятие и осмысление цели урока – 5 минут

2. Работа со словарём (поиск значения слова «личность» и фиксирование его в конспекте) – 5 минут

3. Активное слуховое и визуальное восприятие информации лекции, составление конспекта с опорой на слова педагога и данные презентации – 15-20 минут,

4. Вопросы педагогу по выполнению, выполнение– 20-25 минут

5. Представление работ с опорой на презентацию – 25 минут

6. Работа с оценочными листами, обсуждение результатов – 5-7 минут

7. Самоанализ учебной деятельности- 3-5 минут

Контроль и оценка учебных достижений обучающихся

Формы и методы контроля

Знает понятия практическая работа

Понимает методику проведения практических работ по окружающему миру в начальных классах

Применяет Умеет составлять практические работы для учащихся начальных классов

Форма контроля: устный опрос

Метод контроля: беседа

Форма контроля: практическое задание

Метод контроля: выполнение работы

Форма контроля: практическое задание

Метод контроля: оценочный лист

Результат деятельности: экспертная оценка

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

ОСОБЕННОСТИ ОЗЕРА СИНЕГЛАЗОВО КАК ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ*

Основные структурные элементы познания.

Политические партии и общественные объединения 10 кл.

Политические партии и общественные объединения 10 кл.

Урок естествознания ПЕРВЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ

Презентацию к уроку естествознания на тему «Пищеварительная система»

Конспект урока по естествознанию на тему «Пищеварительная система» (9 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437601 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть фото Что такое практическая работа в начальных классах. Смотреть картинку Что такое практическая работа в начальных классах. Картинка про Что такое практическая работа в начальных классах. Фото Что такое практическая работа в начальных классах

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методика проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе. Урок во 2-м классе

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2.

Тема урока: “Вода, определение свойств воды”.

Тип урока: практическая работа.

Цели: продолжать работу по углублению представлений учащихся о свойствах воды; выявить основные свойства воды, в процессе опытов установить их; учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать мышление, любознательность; формировать знания, умения, навыки об экологической целостности природы; учить бережно относиться к воде и экономить её.

“Расскажи и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и задач урока.

Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки.

4. Что такое вода? – Лекция №1.

Какова прозрачность воды?

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?

Какой можно поставить опыт?

В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: она прозрачна.

На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

— Можно ли сказать, что вода синяя, зеленая, красная, желтая, белая?

— (Нет, цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. )

— Как вы видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов.

— Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.

Вывод: вода не емеет запаха.

Насыпь в один стакан с водой сахара. Помешай воду.

Что можно заметить?

О чем говорит этот опыт?

(Вода растворила сахар. )

Вывод: вода – растворитель.

Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, даже серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно – кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

Учитель готовит два стакана: первый – марганцовка, второй – порошок.

Вода растворила марганцовку и порошок. Марганцовку для дезинфекции ран, порошок для лечения больных.

Что произойдет с водой, если её вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны. )

Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон. )

Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

Во всех этих случаях появляется одно и тоже свойство воды.

Вывод: вода течёт (свойство – текучесть. )

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Насыпаем в стакан с водой мел.

В воде не растворился мел, есть вещества, которые в воде не растворяются.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?

Вывод: вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

В старших классах на уроках физики будете ставить опыты и узнаете еще об одном свойстве воды.

6. Физкультминутка.

7. Бережное отношение к воде. – Лекция №2.

8. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Перечислите свойства воды.

Зачем бережно относиться к воде?

9. Домашнее задание. Оценивание.

Источник

«Практическая работа на уроках окружающего мира как способ развития исследовательской деятельности обучающихся»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Практическая работа на уроках окружающего мира как способ развития исследовательской деятельности обучающихся»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет к предмету «Окружающий мир» такие требования:

-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Задача учителя научить детей исследовать мир с помощью собственных наблюдений и экспериментов, задавая вопросы и добывая на них ответы, научить нестандартно мыслить, творчески подходить к любому вопросу, сделать всё, чтобы дети получали удовольствие от происходящего на уроках, от собственных исследований и догадок. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения.

Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Образовательная область «Окружающий мир» дает все возможности для организации исследовательского обучения, так как в основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Основная цель практической работы на уроках окружающего мира: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. В своей работе учителю необходимо формировать у детей представления об исследовательской деятельности, как о ведущем способе учебной деятельности. Содействовать развитию у обучающихся навыков связной речи и творческой исследовательской активности. Стимулировать у младших школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам. Содействовать формированию у детей научной картины мира.

Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных (отработка умений работы с инструментами, конкретными материалами, приборами, станками, оборудованием, животными, растениями и т.п.). Быть опытно-конструкторского характера, например, изготовление действующих моделей учебных пособий, разработка радиосхем и изготовление радиоприборов, разработка проектов конструкций, компьютерных программ, совершенствование технологических процессов, стимулирующих познавательную деятельность учащегося. Опыт подобной работы присущ специализированным классам.

Необходимо выделить три основополагающих этапа, в рамках которых организовывается деятельность учащихся:

1 этап – подготовительный;

2 этап – непосредственное выполнение практической работы;

3 этап – этап итогового контроля.

Предварительно готовившись к занятию, учащиеся знакомятся с теорией по данному материалу, работают с картой, представленной в атласе, изучают материал учебника и дополнительной литературы, применявшийся в практической работе, готовятся к беседе с преподавателем по основным вопросам (представлены в методическом описании), пользуясь при желании дополнительной литературой. Непосредственно на практическом занятии преподавателем еще раз ставится цель и основные задачи. В зависимости от полученной в результате общения со школьниками обратной информации, как об их знаниях, умениях и навыках, так и их индивидуальных особенностях (темп работы и т. д.), преподаватель принимает решение о том, один ученик или с товарищем будет выполнять работу, сколько заданий и какие именно предоставить учащимся. В соответствии с этим учащимся предъявляется задание с полным описанием выполняемых действий и подробным инструктажем; с указаниями к действиям или только с целью задания, но без его подробного описания.

По окончании выполнения заданий учащимися производится анализ полученных результатов, сравнение их с теоретическим материалом. Сделав соответствующие выводы, они выполняют контрольные задания, отвечают на вопросы. Защита практической работы проводится в форме беседы с преподавателем. Вопросы к учащимся теперь уже носят преимущественно эвристический характер. Кроме того, педагог осуществляет более глубокий контроль, определяя, на каком уровне усвоен учебный материал: знание, понимание, применение, анализ, оценка.

В проведении уроков и практических занятий по предмету «Окружающий мир», педагогу могут оказать колоссальную помощь такие новомодные гаджеты, получившие широкое распространение в сфере образования, как интерактивная доска или проектор, интерактивный глобус. Польза таких технологических инноваций неоспорима, ведь с их помощью можно наглядно смоделировать практически любой процесс либо природное явление. Дети наблюдают за тем, как происходят, казалось бы, самые простые, но вместе с тем трудно объяснимые события в жизни окружающего мира, совершенно неважно при этом, о какой именно среде идет речь — воде, воздухе или даже космосе.
При проведении практических работ и опытов в школе мы сталкиваемся с различного рода трудностями: в классе нельзя проводить опыты с нагреванием, т.к. установлены датчики пожарной сигнализации; нет специального оборудования для проведения практических работ. Поэтому в своей работе я постаралась подобрать такие опыты, которые не требуют особых материальных затрат, подручных средств, безопасны и интересны детям. Я работаю два года по программе «Начальная инновационная школа» и хочу поделиться своим опытом в проведении практических работ и опытов на уроках окружающего мира.

В первом классе при изучении темы «Сад на твоём окне» программой предусмотрена практическая работа «Уход за комнатными растениями». Детям предлагается вырастить фиалку из листа. Так как этот процесс довольно длительный, то фиалку дети выращивали дома, а для приобретения первоначальных навыков ухода и наблюдения за комнатными растениями мы решили вырастить на подоконнике в классе лук. Вот какие у нас получились Чипполинки.

В ходе выполнения практической работы учащиеся научатся называть и обосновывать основные правила ухода за комнатными растениями, понимать необходимость бережного отношения к природе, знать основные способы размножения некоторых видов растений.

При изучении темы «Книга источник знаний» была проведена практическая работа «Изготовление –гармошки». На этом уроке работа проводится в группах. Учащиеся изготавливают книжки-гармошки на одну из тем, указанных в третьем задании на с. 20 рабочей тетради: «Мои питомцы», «По дороге в школу», «В воскресенье», «Моя коллекция», «Мои удивления», «Мои любимые книги», или на какую-нибудь другую тему.

В ходе выполнения практической работы происходит знакомство с книгами различного жанра и назначения, с историей книги (книгопечатания), разделение книг на группы по основному признаку (по содержанию).

При изучении темы «Что такое явления природы» я показала детям опыты «Извержение вулкана» и «Землетрясение». Они вызвали огромный интерес у детей. Чтобы наглядно показать извержение вулкана я сделала из пластилина его модель. Для опыта мне потребовалась сода и уксус, подкрашенный красной краской. Дома ребята вместе с родителями сделали свои модели вулканов. Чтобы узнать как происходит землетрясение я раздала детям на каждую парту по два деревянных бруска и пластилин. Задание: 2 бруска положить рядом. Раскатайте пластилин так, чтобы он смог покрыть оба деревянных бруска. Накрыть бруски пластилином. Осторожно подвигайте бруски в противоположных направлениях. Посмотрите, что происходит. Сделайте выводы.

В ходе выполнения практической работы обучающиеся приобретают навыки безопасного поведения во время неблагоприятных природных явлений, учатся называть природные явления, распределять их на группы по существенному признаку; устанавливать причинно-следственные связи.

Одной из тем практических работ во втором классе является тема «Поиск ответа на проблемный вопрос». Каждый учащийся подготовил свой вопрос, используя источники интернета и детские энциклопедии. Я рекомендую книгу Т.Яценко «Почему трава зеленая и ещё 100 детских «почему». Ребята подобрали очень интересные вопросы и мы решили на каждом уроке отвечать на один из таких вопросов. Я посоветовала детям посмотреть в интернете ролики опытов, которые можно сделать вместе с родителями в домашних условиях. Дети попробовали вырастить сахарные кристаллы и у них это отлично получилось.

При изучении темы «Знакомьтесь- воздух» был проведен опыт «Сухая салфетка» ( Сухую бумажную салфетку располагаем на дне стакана. В таз наливаем воды, стакан переворачиваем и опускаем его на дно. Стакан придется удерживать усилием, т.к. он будет пытаться выпрыгнуть из воды. Если аккуратно опустить стакан на дно и потом достать, то салфетка, расположенная на дне стакана, останется сухой. Вода не сможет наполнить стакан и намочить салфетку, поскольку в стакане остался воздух. Воздух в стакане сжимается и создает давление, которое не дает воде заполнить весь стакан. Вода в стакане есть только у верхней кромки. По такому принципу работает «водолазный колокол» — металлический колпак, который создает условия, для работы на дне водоема).

После изучения темы «Царство животных» мы провели практическое занятие «Почему клювы у птиц разные?». Для практической работы нам понадобились разные предметы: 2 чайные ложки, 2 китайские палочки для еды, щипцы, пинцет, прищепки, зубочистки и т. п. Используя все приготовленные материалы («клювы»), посмотри, какие предметы ты можешь поднять (зёрнышко, камушек, карандаш и т. п.). Составьте список предметов, которые удалось понять каждым из «клювов». Сделайте вывод.

В ходе выполнения практической работы перед учащимися была поставлена задача выявить основные и отличительные признаки класса птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва;

Ещё один способ провести практическую работу по этой теме- это предложить учащимся дома найти и вырезать из старых газет, журналов изображения животных. На уроке, желательно в парах или небольших группах, попробуйте рассортировать и классифицировать этих животных: по количеству конечностей, по месту обитания, по стране происхождения. Являются ли они плотоядными или травоядными, быстрыми или медлительными, водными или сухопутными. Активны ли они днём или в ночное время и т. д. Придумайте свой способ классификации.

Эта практическая работа позволяет расширить мотивацию учащихся, общий кругозор и эрудицию, учит работать самостоятельно и в группах.

Я считаю, что данный опыт проведения практических работ и опытов на уроках окружающего мира помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. У них развивается познавательный интерес. Появляются вопросы, на которые им хочется найти ответ, что в конечном итоге ведёт к развитию исследовательской деятельности обучающихся.

Список использованной литературы.

5. Т.Яценко «Почему трава зеленая и ещё 100 детских «почему».ООО «Питер Пресс» 2014г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *