Что такое позитивизм в экономике
Позитивизм и функциональная экономическая наука
Такое понимание процесса познания воплотилось в жизнь в рамках функциональной экономической теории, которая анализирует экономические явления не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения, раскрывая не генетические связи между явлениями, а функциональные. К функциональной экономической науке можно отнести неоклассическое направление и отчасти кейнсианское. Поскольку эти направления занимают определяющее место в экономической науке, то рассмотрение позитивизма как их методологического основания необходимо провести как можно более подробно.
Первый позитивизм интересен разработкой трех специфических законов.
2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Наблюдение при этом трактуется как универсальный метод приобретения знаний и определяет преимущественно описательный характер научного знания. Приоритет в изучении отдается не тому, почему что-то происходит, а тому как это происходит.
3. Энциклопедический закон, проводящий классификацию наук и предусматривающий редукцию методов естественных наук на гуманитарные (науки об обществе стали называться социальной физикой).
В качестве основных концепций эмпириокритицизма рассмотрим следующие:
1. Теория «нейтральных элементов опыта». Опыт с точки зрения его содержания включает элементы (вещи) и характеры (живые чувства), что определяет единство опыта индивида и составных частей среды. Из-за этой слитности объекта и субъекта невозможно достигнуть независимости исследователя, так как наблюдатель самим фактом наблюдения искажает опыт. Поэтому опыт не может делиться на объективное и субъективное, он функция как объективного (среды), так и субъективного (человека и его чувств).
2. Программа «очищения опыта». Она возникла вследствие того, что в опыте слито объективное и объективное, и необходимо установить критерии по его очистке от посторонних привнесений и примесей, т.е. оставить только то, что дано предметом, а не мышлением.
3. Теория экономии мышления. Эта теория выработана на основе синтеза биологизма (познание как биологически экономное приспособление к среде: на основании того, что природа проста и экономна можно, опираясь на реальные факты получить такое же простое и экономное знание), позитивизма (описание явлений) и субъективизма (критерий экономии в познании определяется субъектом до опыта).
Эта теория требует логической и содержательной простоты знания, что предполагает отказ от причинно-следственных связей ради описания видимых итогов действий. Законы должны непосредственно наблюдаться. Чем проще теория, тем больший круг явлений попадает под ее определение. Чем абстрактнее схема, тем тяжелее ее опровергнуть, тем легче она догматизируется и входит в сознание познающего.
Основу этой теории составляет принцип наименьшего действия, основанный на:
— теории сведения: сведение неизвестного к известному (сопоставление нового опыта со старым, рассуждения по аналогии), сведение частного к общему. Сведение препятствует получению нового знания.
— принципе выбора пути познания: при множестве этих путей выбирается тот, который требует меньше интеллектуальных усилий (т.е. тот метод, который уже знаком исследователю) или тот, что дает больше знаний при одинаковых усилиях.
В качестве его основных достижений можно выделить следующее:
2. Редукционистская модель научного знания: все теоретические положения любой науки сводимы к протокольным, т.е. к эмпирическому базису.
4. Инструментализм: рассмотрение научных понятий, теорий и гипотез как инструментов, необходимых для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Истина трактуется как нечто субъективное и обеспечивающее успех в данной ситуации (т.е. истина как таковая не нужна, важна польза).
6. Прагматизм: значимость знания определяется его практическими последствиями. Истина есть то, что лучше работает на нас, что соединимо с нашим опытом (реальностью).
Выделенные принципы позитивизма широко использовались в неоклассическом направлении экономической мысли. Так, ее основоположник А.Маршалл предложил в качестве методов исследования следующее:
1) Отрицание причинно-следственные связей, признание только связей взаимодействия;
2) Метод частичного равновесия (исследуется действие на изучаемое явление только одного из факторов, при неизменности всех остальных).
Маршалл пришел к мысли, что постулаты экономической теории сами по себе мало что стоят и не приближают сколько-нибудь к существенно полезным и практическим выводам. Все дело в том, как их применять для истолкования повседневной экономической жизни. А это требует глубокого знания реальных фактов из практики функционирования хозяйства. Однако эти факты и отношение людей быстро меняются. Экономист должен изучать эти изменения.
М.Фридмен утверждает, что различия методов естественных и социальных наук не столь фундаментальны; что «позитивная» экономическая теория есть объективная наука точно в таком же смысле, как и любая из физических наук (т.н. методологический монизм, в целом характерный для неопозитивизма).
Говорить с пренебрежением о теории при наличии нереалистичных предпосылок, с точки зрения М.Фридмена, неверно, так как наиболее значимыеэкономические теории построены, по сути, на неточных, описательных предположениях (таковы, например, модели совершенной конкуренции, предпосылки о максимизации полезности и прибыли).
При этом специфика экономической науки определяется не предметом ее изучения, а особым подходом, который предполагает:
2. Модель рационального экономического человека, которую можно рассматривать как основной инструмент экономического подхода. Данная модель предполагает, что предпочтения стабильны, не изменяются сколько-нибудь существенно с ходом времени и не отличаются у людей с разными доходами, культурой и т.д. Стабильность предпочтений предполагается не только по отношению к рыночным товарам, но и к фундаментальным аспектам жизни: здоровье, престиж, дети. Фактически, мир человека трактуется в рамках экономического подхода какнабор упорядоченных стабильных предпочтений.
Позитивизм и функциональная экономическая наука
Такое понимание процесса познания воплотилось в жизнь в рамках функциональной экономической теории, которая анализирует экономические явления не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения, раскрывая не генетические связи между явлениями, а функциональные. К функциональной экономической науке можно отнести неоклассическое направление и отчасти кейнсианское. Поскольку эти направления занимают определяющее место в экономической науке, то рассмотрение позитивизма как их методологического основания необходимо провести как можно более подробно.
Первый позитивизм интересен разработкой трех специфических законов.
2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Наблюдение при этом трактуется как универсальный метод приобретения знаний и определяет преимущественно описательный характер научного знания. Приоритет в изучении отдается не тому, почему что-то происходит, а тому как это происходит.
3. Энциклопедический закон, проводящий классификацию наук и предусматривающий редукцию методов естественных наук на гуманитарные (науки об обществе стали называться социальной физикой).
В качестве основных концепций эмпириокритицизма рассмотрим следующие:
1. Теория «нейтральных элементов опыта». Опыт с точки зрения его содержания включает элементы (вещи) и характеры (живые чувства), что определяет единство опыта индивида и составных частей среды. Из-за этой слитности объекта и субъекта невозможно достигнуть независимости исследователя, так как наблюдатель самим фактом наблюдения искажает опыт. Поэтому опыт не может делиться на объективное и субъективное, он функция как объективного (среды), так и субъективного (человека и его чувств).
2. Программа «очищения опыта». Она возникла вследствие того, что в опыте слито объективное и объективное, и необходимо установить критерии по его очистке от посторонних привнесений и примесей, т.е. оставить только то, что дано предметом, а не мышлением.
3. Теория экономии мышления. Эта теория выработана на основе синтеза биологизма (познание как биологически экономное приспособление к среде: на основании того, что природа проста и экономна можно, опираясь на реальные факты получить такое же простое и экономное знание), позитивизма (описание явлений) и субъективизма (критерий экономии в познании определяется субъектом до опыта).
Эта теория требует логической и содержательной простоты знания, что предполагает отказ от причинно-следственных связей ради описания видимых итогов действий. Законы должны непосредственно наблюдаться. Чем проще теория, тем больший круг явлений попадает под ее определение. Чем абстрактнее схема, тем тяжелее ее опровергнуть, тем легче она догматизируется и входит в сознание познающего.
Основу этой теории составляет принцип наименьшего действия, основанный на:
— теории сведения: сведение неизвестного к известному (сопоставление нового опыта со старым, рассуждения по аналогии), сведение частного к общему. Сведение препятствует получению нового знания.
— принципе выбора пути познания: при множестве этих путей выбирается тот, который требует меньше интеллектуальных усилий (т.е. тот метод, который уже знаком исследователю) или тот, что дает больше знаний при одинаковых усилиях.
В качестве его основных достижений можно выделить следующее:
2. Редукционистская модель научного знания: все теоретические положения любой науки сводимы к протокольным, т.е. к эмпирическому базису.
4. Инструментализм: рассмотрение научных понятий, теорий и гипотез как инструментов, необходимых для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Истина трактуется как нечто субъективное и обеспечивающее успех в данной ситуации (т.е. истина как таковая не нужна, важна польза).
6. Прагматизм: значимость знания определяется его практическими последствиями. Истина есть то, что лучше работает на нас, что соединимо с нашим опытом (реальностью).
Выделенные принципы позитивизма широко использовались в неоклассическом направлении экономической мысли. Так, ее основоположник А.Маршалл предложил в качестве методов исследования следующее:
1) Отрицание причинно-следственные связей, признание только связей взаимодействия;
2) Метод частичного равновесия (исследуется действие на изучаемое явление только одного из факторов, при неизменности всех остальных).
Маршалл пришел к мысли, что постулаты экономической теории сами по себе мало что стоят и не приближают сколько-нибудь к существенно полезным и практическим выводам. Все дело в том, как их применять для истолкования повседневной экономической жизни. А это требует глубокого знания реальных фактов из практики функционирования хозяйства. Однако эти факты и отношение людей быстро меняются. Экономист должен изучать эти изменения.
М.Фридмен утверждает, что различия методов естественных и социальных наук не столь фундаментальны; что «позитивная» экономическая теория есть объективная наука точно в таком же смысле, как и любая из физических наук (т.н. методологический монизм, в целом характерный для неопозитивизма).
Говорить с пренебрежением о теории при наличии нереалистичных предпосылок, с точки зрения М.Фридмена, неверно, так как наиболее значимыеэкономические теории построены, по сути, на неточных, описательных предположениях (таковы, например, модели совершенной конкуренции, предпосылки о максимизации полезности и прибыли).
При этом специфика экономической науки определяется не предметом ее изучения, а особым подходом, который предполагает:
2. Модель рационального экономического человека, которую можно рассматривать как основной инструмент экономического подхода. Данная модель предполагает, что предпочтения стабильны, не изменяются сколько-нибудь существенно с ходом времени и не отличаются у людей с разными доходами, культурой и т.д. Стабильность предпочтений предполагается не только по отношению к рыночным товарам, но и к фундаментальным аспектам жизни: здоровье, престиж, дети. Фактически, мир человека трактуется в рамках экономического подхода какнабор упорядоченных стабильных предпочтений.
Позитивизм и нормативизм в экономике. Макро и микро экономика
9. Позитивизм и нормативизм в экономике. Макро и микро экономика
В экономике различают два подхода к анализу экономических явлений:
Позитивизм, т. е. описание явлений таким, каким его видит исследователь без сравнительной оценки.
Нормативизм, т. е. в сравнении полученных результатов с действующими на данный момент в экономике с законами, закономерностями и нормативными критериями и их оценка.
Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных процесса:
макроэкономику, которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства;
микроэкономику, которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельно хозяйствующих субъектов.
Таким образом микроэкономику в современных условиях можно рассматривать как науку и инструмент принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствующего объекта (предприятия), группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночной экономики ведущее место в микроэкономике как науке, занимают следующие основные вопросы:
· исследование факторов производства и их влияния на механизм формирования производственных издержек и себестоимости, прибыли
· исследования стратегии конкуренции в условиях различных типов рынка
· анализ спроса и предложения в условиях различного уровня диверсификации производства и в условиях различных типов рынка
· анализ формирования уровня цен на производимую предприятием продукцию в условиях конкурентного рынка
При этом следует учитывать, что любое управленческое решение на уровне предприятий принимается в условиях ограниченного объема информации и в условиях системы ограничений на используемые предприятием ресурсы.
В основе экономической науки лежит представление о неограниченности потребностей и редкости ресурсов. Поэтому эффективное использование редких ресурсов составляет одну из главных задач экономической системы. Известно, что одной из важнейших характерных черт экономики является непосредственная опора на рыночную систему как на механизм распределения ресурсов. Поэтому главным предметом анализа являются индивидуальные цены и рыночная система. Точнее говоря, основная задача заключается в том, чтобы достаточно полно рассмотреть функционирование и сравнительную эффективность рыночной системы в распределении ресурсов.
Как и любая другая наука, микроэкономика использует определенные методы для определения законов и закономерностей, которые она исследует. Реальная жизнь отличается огромным многообразием различных явлений. Поэтому для нас не всегда будут интересны те или иные факты, не характерные для этого процесса. Учитывая это систематизируются только те стороны, которые составляют суть этого явления. Такой метод называется научной абстракцией. Кроме этого метода применяются и другие:
· а также статистический и динамический анализ, который включает фактор времени.
10. История развития экономической мысли. Основные экономические школы.
1-ая школа экономики – это школа Меркантелистов (16-17века) А. Монкретьен, Томас Мэн.
Под экономической теорией понимали науку о богатстве. Основу богатства считали деньги (золото, серебро).
Осн. черты 1-ой школы:
Торговля – основной способ обогащения.
Государство должно ввозить, импортировать золото и серебро, а вывозить товар на экспорт.
Государство должно производить протекционизм, (т. е. обслуживать своего клиента).
2-ая школа экономики – это школа Физиократа (17-18 века) Ф. Кене.
Осн. черты 2-ой школы:
Основа богатства общества – Земля.
Приоритет должен отдаваться владельцам и пользователям земли.
Государство должно поддерживать развитие сельского хоз-ва.
3-яя школа экономики – это Классическая школа (18-19 века) Адам Смит, Давид Рекардо, Виллиам Петти.
Осн. черты 3-ей школы:
Основа богатства – это труд.
Обмен благами, ресурсами в обществе происходит на основе стоимости, а управляет этим процессом, так называемая “невидимая рука” (законы свободного рынка).
Распределение благ происходит между собственниками трёх основных факторов производства (труд, земля, капитал).
Государство не вмешивается в экономику и ограничивает своё участие только сбором налогов и изданием законов.
Классическая школа обосновала и сформулировала основные принципы развития свободного рынка или рынка совершенной чистой конкуренции.
После Адама Смита развитие основной экономической школы пошло по двум основным направлениям:
Марксистская школа. Маркс и Энгельс.
Немецкая и австрийская экономические школы. Кларк, А. Маршал.
Идеями этих школ были:
Стоимость благ определяется их редкостью и полезностью.
Основой развития экономики является обмен.
Владельцы факторов производства получают доход пропорциональный их ценности и полезности.
Что такое позитивизм в экономике
В тот момент, когда я пришел к такому заключению, я решил, что оно обладает силой великой проницательности. Теперь, когда естественные науки не настаивают больше на детерминистической интерпретации всех явлений и логический позитивизм потерял свои позиции, у меня такое ощущение, будто я стегаю мертвую лошадь. На самом деле интеллектуальная мода ударилась в другую крайность разделение реальности на субъективные взгляды и предубеждения участников стали вызывать ярость. Сама основа, по которой можно судит о различных взглядах, а именно истина, ставится под сомнение. Я считаю, что эта другая крайность — также ошибочна. Рефлексивность должна вести к переоценке, а не к полному отказу от концепции истины. [c.21]
Логический позитивизм классифицировал утверждения как истинные, ложные и бессмысленные. После того как отвергаются бессмысленные утверждения, логический позитивизм выдвигает две категории утверждений истинные и ложные. Схема великолепно подходит к вселенной, отделенной и независимой от утверждений о ней, но она не достаточно адекватна для понимания мира мыслящих субъектов. Здесь нам следует признать необходимость дополнительной категории рефлексивные утверждения, подлинная ценность которых зависит от влияния, которое они оказывают. [c.21]
Мое исследование привело меня от логической проблемы соотнесения и парадокса лжеца через теорию типов Бертрана Рассела и логический позитивизм к теории рефлексивности. [c.231]
Доктрина контрактации индивидуальной ответственности — подход, ориентированный на стимулирование индивидуального профессионального развития специалистов, за счет включения личной заинтересованности и персональной ответственности. Применение доктрины нацелено на то, чтобы повысить предпринимательскую активность работников и сделать предприятие более конкурентоспособным. Благоприятной средой для реализации доктрины являются организации, в которых доминирует предпринимательская организационная культура. Доктрина научного управления (научной организации труда) — технократический подход, коренящийся в философии позитивизма, был перенесен в практику организации производственных и трудовых процессов в связи с резко возросшей потребностью повышения эффективности деятельности крупномасштабных производственных систем. Благоприятной средой для реализации доктрины являются организации, в которых доминирует бюрократическая организационная культура. Доктрина X — этическая доктрина рассмотрения человека в организации по аналогии с элементом механизма. [c.541]
Фишера—Блэка 247 Позитивизм 46, 80 Позиционирование 265, 281, 293 [c.455]
В целом развитие экономической науки в ее современном виде тесно связано с философией позитивизма и испытало на себе зигзаги в эволюции последнего. Во всяком случае, сама идея поиска правильной методологии, т.е. согласованных и признанных по крайней мере большей частью научного сообщества ответов на приведенные выше [c.741]
История методологии экономической науки началась с Дж.Ст. Милля, который впервые осознал и сформулировал основные вопросы методологии и предположил ответы на них с позиций позитивизма, основы которого были им заложены. Однако и до Милля в трудах классиков можно найти, хотя порой неявные, ответы на некоторые методологические вопросы. Старейшим вопросом методологии, безусловно, является вопрос о предмете экономической науки. Впервые он был определен А. Смитом как изучение природы и причин богатства народов. При этом богатство понималось не только и не столько как накопленный запас, сколько как доход в его динамике. Говоря современным языком, Смит видел задачу своей науки в определении факторов роста национального дохода. В его работах содержался ответ и на вопрос о связи экономической науки с философией и этикой. Будучи приверженцем философии деизма, Смит исходил из идеи естественного, порядка, определенного Провидением, или Творцом. Отсюда вера во внутреннюю гармонию мира, которая проявляется не только в виде экономического порядка, но и в согласованности этого порядка с нравственностью. Знаменитая фраза о невидимой руке и есть поэтический образ, выражающий это единство человека и мира. [c.742]
С точки зрения истории методологических дискуссий в экономической науке важные события произошли в 30-е годы. Это было связано с двумя различными обстоятельствами во-первых, с изменениями в самой экономической науке, прежде всего с пересмотром основ теории и формированием кейнсианства, а во-вторых, со сдвигами, которые имели место в философии и нашли отражение прежде всего в работах К. Поппера и определили формирование логического позитивизма. [c.746]
Книга представляет собой сборник статей по различным аспектам теоретической и прикладной экономической науки. Изданная в 1991 году, она отражает состояние основных направлений экономики на начало последнего десятилетия уходящего века. В первом разделе обсуждаются методологические основы основных парадигм экономического анализа — австрийской школы, позитивизма, институционализма. Кроме того, сюда помещены статьи, авторы которых обсуждают роль истории экономической мысли, эмпирических исследований, а также значение самой методологии экономической науки. [c.493]
Милль (Mill) Джон Стюарт (1806—1873), английский экономист, философ, общественный деятель. Представитель классической школы политической экономии. Получил блестящее образование. В 1832—1858 гг. служил в Ост-Индской компании. В 1865—1868 гг. член палаты общин английского парламента. Оказал большое влияние на развитие философии и политической экономии, положил начало широкому проникновению идей позитивизма в экономическую науку, предопределив тем самым ее методологическую базу. [c.749]
Речь шла о том, чтобы подчинить политическую экономию этическим принципам христианства, что предполагало не только радикальное переосмысление существующих экономических теорий, не и отказ от господствующей экономической философии в целом к системы представлений, стержнем которой является подчиненное всех отношений росту материального богатства. Поэтому он, напр мер, в отличие от М.И. Туган-Барановского не ставил перед собс задачу примирения экономической теории марксизма (трудовой т ории стоимости) и маржинализма (теории предельной полезности а требовал отказа от них как имеющих общую философскую базу материализм и позитивизм, которая проявлялась в рассмотрении х зяйственной деятельности человека и труда исключительно скво призму создаваемых им материальных благ. Именно это обстоятел ство оказалось для Булгакова решающим, несмотря на методолог ческие различия между австрийской школой и маржинализмом в ц лом, базировавшимся на принципе методологического индивиду лизма, и марксисткой политэкономией с ее методологическим холи мом и классовым подходом. [c.402]
В 50—60-е годы оформилось другое влиятельное направление в методологии — новая неортодоксальная методология. Его возникновению способствовали идеи философов Т. Куна, И. Локатоша, П. Фейерабендаи др., критиковавших логический позитивизм и пытавшихся разработать новый подход в философии науки, основанный на концепции роста знания. Эти философы отрицали возможность выработки единого объективного критерия оценки теории и исходили из существования несопоставимых парадигм, выбор между которыми предполагает значительную долю субъективизма. Они предложили рассматривать науку как динамическую область знания, успехи которой не могут приписываться применению определенных исследовательских процедур. [c.748]
Формирование первого направления (связанного с логическим позитивизмом) началось с дискуссии между Т. Хатчисоном и Л. Роб-бинсом. В знаменитом эссе Роббинс заявил, что предметом экономической науки является поведение человека, определяющего соотношение целей и ограниченных средства, которые могут иметь различное употребление. Роббинс, а вслед за ним Л. Мизес15, следуя в русле австрийской традиции, выступил как последовательный сторонник принципа априоризма и провозгласил, что теория должна быть построена на основе базисных аксиом, полученных на основе интроспективного анализа и не нуждающихся в эмпирической проверке. Он отклонял идею непосредственной эмпирической проверки теории, хотя не исключал ее косвенную проверку, причем как единого целого в зависимости оттого, насколько удовлетворительно она описывает общие тенденции изменения рассматриваемых явлений. [c.749]
В современной научной методологии требования проверяемости утверждений, вероятностные оценки гипотез, обязательность опытной проверки теорий, моделей являются общепризнанными. Следует ли освободить экономические науки от выполнения этих требований В литературе по методологии экономической науки можно встретить заявления, что проверяемость, фальсифицируемость, верифицируемость и т. п. — это эмпиризм, позитивизм, субъективный идеализм и чуть ли не солипсизм. Эти заявления подкрепляются ссылками на философские позиции К. Пирсона, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа, К. Поппера, М. Шлика и других специалистов по логике и методологии науки, разрабатывающих эти вопросы с 20-х годов нашего века. По этой [c.11]
Но была и другая, не менее весомая причина усомниться вобщепричч той методологической доктрине. Она состоит в чрезвычайно глубоких, L и не революционных, изменениях в философии науки, связанных с пере><> дом от позитивизма к постпозитивизму. [c.316]
С 30-х гг. XX в. тон в философии науки задавал сформировавшийся ij рамках деятельности организованного М. Шликом знаменитого Венскш.) кружка) логический позитивизм. Основными принципами его парада мп( [c.316]
Ясно, что такая агрессивно-оборонительная установка — если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов, — способна уберечь от опровержения любую догму, но начисто лишае г экономическую науку ее практической функции. Однако время настоятельно требовало другой методо-иогии логический позитивизм с его непременным требованием эмпирической проверки теорий стал явно доминировать в западной философии [c.325]
В такой интеллектуальной атмосфере публикация Значения и базовых постулатов экономической теории (1938), в которой Т. Хатчисон с позиций логического позитивизма и только зародившегося попперианства критикует все формы априоризма, оказалась как нельзя более кстати и в целом была тешю встречена молодым поколением научного сообщества. [c.326]
Значит, экономическая наука нуждается в иной философской базе, не-и-чи априоризм. Таковой Т. Хатчисон считает логический позитивизм, шюлненный принципом фальсификации К. Поппера. [c.327]