Что такое позиционирование товара в мультиатрибутивной теории тест
Понятие товара. Мультиатрибутивная модель
Товар – самый важный элемент маркетинга-микс. Известно, что потребители оценивают предложение по таким параметрам, как качество товара и его отличительные свойства, сервис и качество услуг, соответствие товара и его цены.
«Товар – это все то, что может быть предложено на рынке для удовлетворения нужд или потребностей».
Товар можно рассматривать с позиции трех уровней (рис.8.1.):
2.Товар в реальном исполнении.
3.Товар с подкреплением.
Рис.1. Три уровня товара
В маркетинге применяют специальную методику разработки товаров.
Маркетинговая разработка товара имеет три стадии:
1. товар по замыслу – это начальный основной этап разработки товара, определяется будущий успех или будущая неудача товара. На этом начальном этапе отвечают на следующие вопросы:
· что и почему будет покупать потребитель?
· какие нужды и запросы удовлетворит товар?
· какую выгоду получит потребитель, приобретая данный товар?
· по какой цене потребитель готов приобрести товар и каким будет будущий покупатель?
2. товар в реальном исполнении – материализация идей, практическая реализация товара по замыслу, воплощение идеи в физическое тело. Отличительными очертаниями реального товара являются:
· совокупность свойств и характеристик
· эстетика внешнего вида и привлекательность
· особенности оформления и особенности упаковки
3. товар с потреблением – предоставление дополнительных услуг и выбор покупателя.
При формировании рыночного предложения часто применяется мультиатрибутивная модель товара, состоящая из пяти уровней (рис. 2). Все вместе эти пять уровней образуют иерархию ценностей для потребителя, и переход на новый уровень означает увеличение ценности товара для потребителя.
Рис. 2. Мультиатрибутивная модель товара
1 уровень – стержневая выгода. Это основная потребность покупателя, которая должна быть удовлетворена. Например, для постояльца гостиницы это отдых и сон.
2 уровень – основной товар. Он основывается на его ключевой выгоде. Это значит, что тот же самый постоялец гостиницы предполагает, что в номере будет кровать, шкаф, стол, туалет и ванная комната.
3 уровень – ожидаемый товар. Это тот набор свойств и условий, которые потребитель ожидает получить при покупке – его минимальный набор ожиданий. Для гостиницы это наличие чистого постельного белья в номере, свежие полотенца, свет и относительная тишина.
4 уровень – расширенный товар. Это предложение продавца сверх того, что ожидает потребитель, или сверх того, что является для него привычным. Например, в гостиничном номере может находиться современный телевизор с пультом дистанционного управления, кондиционер, свежие цветы; изысканная кухня в гостиничном ресторане, высококачественный сервис и т.д.
5 уровень – потенциальный товар. Это все, что потенциально может быть осуществлено с товаром для получения выгод потребителем. Именно на уровне потенциального товара компании ищут новые возможности удовлетворения потребителей и совершенствуют свои рыночные предложения. Так, например, гостиничный номер, состоящий из нескольких комнат и оборудованный кухней, наличие в номере вазы с фруктами, конфет, DVD-плеер с набором дисков с фильмами и музыкой или индивидуальный подход к каждому постояльцу, внимание к его привычкам при подготовке номеров и т.д. Такие неожиданные преимущества не только удовлетворяют потребителя, но и вызывают чувство удовольствия, что является результатом превышения нормальных ожиданий.
Эту модель можно разделить на базовые характеристики товара и добавленную стоимость:
Базовые характеристики товара:
o 1 и 2 уровни (стрежневые выгоды и основной товар) = уровень производства
o 3 уровень (ожидаемый товар) = уровень продаж
Добавленная стоимость = имидж:
o 4 уровень (расширенный товар) = уровень конкуренции
o 5 уровень (потенциальный товар) = уровень лояльности
Мультиатрибутивная модель товара
Практическая полезность товара для потребителя определяется набором атрибутов (существенных, неотъемлемых свойств). В рамках маркетинга мультиатрибутивная модель товара является основой для принятия решений по развитию и совершенствованию функциональных я эмоциональных составляющих товара.
По классификации Ф. Котлера товар воспринимается потребителем в трех измерениях (т. е. имеет три группы атрибутов):
• товар по замыслу (ядро товара) – это набор функциональных характеристик товара или основная потребность, которая должна быть удовлетворена (например, посудомоечная машина должна мыть и сушить посуду);
• товар в реальном исполнении – внешний вид, материал, эргономика, эстетические свойства (например, габариты, вес и внешний вид посудомоечной машины);
• товар с расширением – гарантии, сервис, доставка (сервисное обслуживание посудомоечной машины, бесплатная доставка и установка).
В литературе можно встретить и четырехуровневую мультиатрибутивную модель товара. Принцип се действия тот же: структурировать атрибуты таким образом, чтобы помочь маркетологам эффективнее совершенствовать и развивать товар, создавать конкурентное преимущество на рынке. Эта модель выделяет следующие четыре уровни атрибутов товара:
• товар по замыслу (ядро товара) – основная потребность, которая должна быть удовлетворена (например, клиент отеля, заказывая номер, покупает «крышу нал, головой, спокойствие и сои» па определенный период времени – на время отпуска, командировки и т. д.);
• ожидаемый товар – минимальный набор ожиданий покупателя от товара; па этом уровне товары практически не конкурируют, так как все они соответствуют этому минимальному набору требований, по в разных странах такой минимум может быть разным (снимая номер в отеле, потребитель ожидает получить чистую постель, полотенце, мыло; в Турции в этот набор включен кондиционер, тогда как в Румынии, скажем, наличие кондиционера – атрибут только номера «люкс»);
• товар с расширением – предложение сверх того, что ожидает потребитель; на этом уровне производители и продавцы стараются дифференцировать свои товары от товаров конкурентов (в нашем примере с отелем это может быть холодильник в номере, бар, телефон, цветы, цветной телевизор; опасность состоит в том, что конкуренты быстро копируют нововведения, а потребители привыкают к ним и поднимают планку минимального набора атрибутов товара);
• потенциальный товар – все, что потенциально может быть сделано с товаром для лучшего удовлетворения нужд потребителей (в номере отеля, например, кроме телефона еще факс, спутниковое телевидение и т. д.).
Существуют три направления создания маркетингом ценностей для потребителей. Первое – это реагирование на существующие потребности. Второе направление связано с умением определить скрытые потребности. Наконец, третье направление заключается в активном формировании новых ценностей для потребителей, с использованием достижений технического, экономического или социального прогресса.
Классификации товаров:
1. Товары делятся на:
• потребительские товары и услуги (приобретаемые отдельными лицами или домохозяйствами для личного использования);
• товары и услуги производственного назначения (приобретаемые и используемые в производстве других товаров, предназначенных для конечных потребителей).
• длительного пользования (обычно выдерживают многократное использование);
• кратковременного пользования (полностью потребляются за один или несколько циклов);
• услуги (объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворения).
3. Потребительские товары делятся на:
• товары повседневного спроса (потребитель покупает их часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их приобретение);
• товары предварительного выбора (потребитель сравнивает их между собой по показателям цены, качества или внешнего оформления);
• товары особого спроса (на их поиск и приобретение потребитель затрачивает значительные усилия);
• товары пассивного спроса (такие, о которых потребитель не знает, а если и знает, то в обычных условиях не думает об их приобретении).
4. Товары промышленного назначения делятся на:
• материалы и детали (сырье, полуфабрикаты и детали);
• капитальное имущество (стационарные сооружения, оборудование);
• вспомогательные материалы и услуги (не присутствующие в готовом изделии, но обеспечивающие процесс производства).
Мультиатрибутивная модель продукта
Любой продукт должен обеспечивать удовлетворение потребностей потребителя. Причем так же как любой предмет может быть использован различными способами для разных целей, так и один и тот же продукт может приносить потребителям разную полезность. Соответственно, и ожидания потребителя от на первый взгляд однородных продуктов могут очень сильно различаться качественно. Поэтому для маркетолога очень важно понимать, какие потребительские свойства продукта являются приоритетными для различных групп потребителей, ведь именно на этом понимании в дальнейшем может быть построена дифференциация и позиционирование.
Классификации свойств продукта
По классификации Ф. Котлера, продукт воспринимается потребителем в трех измерениях (т.е. имеет три группы свойств):
По классификации Ж. Ламбена указанные измерения соответственно обозначаются как
П. Диксон предлагает рассматривать свойства продукта в глазах потребителей как:
Методы построения мультиатрибутивной модели продукта
Формирование совокупности атрибутов товара связано с принятием ряда решений:
Методика развертывания функции качества (РФК)
Задача маркетинга заключается в том, чтобы на основе матричного анализа (построения селлограммы) «подогнать» преимущества технических характеристик к ожидаемым выгодам потребителей (осязаемым и неосязаемым параметрам качества).
Методы оценки набора атрибутов
Ценность атрибута зависит от его значимости и воспринимаемости потребителем. Используются процедуры «композиционной» и «декомпозиционной» оценок.
В случае композиционного подхода строится «предпочтительная композиция» из представленных атрибутов. Применяются линейный, объединительный, разделительный и лексикографический критерии.
Покупатель решает компенсировать низкий рейтинг оценки одних характеристик высоким уровнем оценки других (линейный критерий).
Покупатель требует, чтобы все характеристики имели бы определенный стандарт (объединительный критерий).
Покупатель требует определенный стандарт для одной из характеристик (разделительный критерий).
Покупатель совершает выбор, базируясь на характеристиках, которые он оценивает выше всего (лексикографический критерий).
Декомпозиционный подход основан на ранжировании предпочтений потребителей в отношении предложенных атрибутов. Используется методика «сопряженного (совместного) анализа».
Ссылки на источники:
#1 написал: Mikhail (3 июля 2011 12:16) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Группа: Редакторы Регистрация: 5.03.2009 |
|
|
Время
Рис. 4.1. Традиционный жизненный цикл товара
От этих стадий зависит объем прибыли, объем капитальных вложений, объем расходов на маркетинг, степень конкуренции, цены, поведение покупателей и их отношение к товару.
Стадия внедрения характеризуется не загруженностью производственных мощностей (т. к. малые объемы производства), высокой себестоимостью товара (т. к. неотработанна технология), небольшим объемом реализации продукции.
Цены могут формироваться по двум направлением:
— высокие, если товар не встречает конкуренции;
— низкие, если осуществляется стратегия «прорыва».
Прибыль на данном этапе незначительна. Затраты на маркетинг велики. Основные задачи маркетинга на этой стадии:
— формирование адекватной сбытовой сети;
— определение оптимального времени выхода на рынок;
— отслеживание конкуренции со старыми товарами;
— обеспечение рыночной адаптации товара.
Стадия роста характеризуется полной загрузкой производства; высоким качеством товара (так как технология отработана); высоким объемом реализации; высокими ценами (но ниже, чем на первой стадии); растущей прибылью; расширяющимся кругом потребителей. Для реализации используются каналы массового сбыта. Реклама от информативной переходит к агрессивной (в первую очередь к конкурирующим товарам).
Задачи маркетинга на данном этапе:
— избежать прямой конкуренции;
— обеспечить эффективность агрессивной рекламы;
— эффективно использовать каналы массового сбыта;
— обеспечить оптимально высокий уровень цен.
Стадия зрелости характеризуется избытком производственных мощностей; применением стабильных технологий; выпуском крупных партий товара; увеличением затрат на углубление ассортимента; высоким качеством товара; появлением модификаций товара; усилением конкуренции (в первую очередь ценовой). Объем продаж на данной стадии близок к максимуму. Ценовая конкуренция приводит к снижению цены, и, как следствие, сокращение прибыли. Спрос на товар уже массовый, стандартный, приближается насыщение рынка. Реклама направлена на массового и консервативного покупателя.
Задачи маркетинга на этом этапе:
— рекламирование модификаций товара;
Стадия насыщения характеризуется наиболее острой конкурентной борьбой за покупателя, существенным превышением предложения над спросом, что приводит к снижению объема продаж и в еще большей степени к снижению валовой прибыли. Ожесточенная ценовая конкуренция приводит к установлению достаточно низких цен, близких к издержкам производства. Состояние насыщения рынка наступает в тот момент, когда несмотря на принимаемые меры, роста продаж нет.
Задачи маркетинга на этой стадии:
— разработка псевдомодификаций товаров, т. е. не требующие больших затрат изменение внешнего вида изделия, его упаковки. Таким образом, создается впечатление новых товаров;
— глубокая сегментация рынка;
— освоение новых рынков, в том числе зарубежных;
— поиск новых дополнительных направлений применения товаров, т. е. комплекс мероприятий по продлению жизненного цикла товаров.
Продление жизненного цикла товаров характеризуется следующим графиком:
Объем продаж
|
Новые сферы
Новые рынки
|
Время
Рис. 4.2. Схема продления жизненного цикла товара
Стадия спада характеризуется избытком производственных мощностей; малой дифференциацией товара; нестабильным качеством товара; падающим объемом реализации, уменьшением конкуренции; низкими ценами; ограниченными каналами товародвижения; небольшими затратами на маркетинг.
Далее на этой стадии можно выделить три момента:
1 – продление жизненного цикла товара за счет цен, рекламы, совершенствования товара;
2 – получение остаточной прибыли: поощрение лояльных покупателей; сокращение издержек производства;
3 – снятие товара с продажи.
Помимо классической формы жизненного цикла товара существуют специфические формы. Рассмотрим графики: (Дж. Эванс, Б. Берман).
Объем продаж Объем продаж
Время Время
Рис. 4.3. Бум – стабильный сбыт Рис.4.4. Увлечение – спрос удержать
долгое время не удается
Объем продаж Объем продаж
|
|
Время Время
Рис. 4.5. ФетишРис. 4.6.Стиль– средний уровень продаж
высок и фирма реализует свои цели
Объем продаж Объем продаж
|
Время Время
Рис. 4.7. Сезонность или модаРис. 4.8. Возобновление или ностальгия –
товар вновь стал популярен
Объем продаж Объем продаж
|
|
Время Время
Рис. 4.9. Провал –товар некачественныйРис. 4.10. Гребешковая кривая
- Что такое погрузочно разгрузочный пункт
- Что такое гелиевый баллон