Что такое познание как связаны сознание и познание

Сознание и познание тонкости смысла

Когнитивные науки изучают процессы, связанные с познанием, получением знаний. Но не следует забывать о том, что познание (мышление) является лишь частью сознания, его функцией, направленной на исследование чего-то неизведанного. В то время как сознание – это восприятие мира в целом (включая себя), а не только чего-то нового, неизвестного.

Познание – это ПРОЦЕСС, имеющий некую цель. Сознание – это не процесс, а скорее СОСТОЯНИЕ – бытия, мировосприятия, самоощущения, осознанности.

Конечно, это взаимосвязанные понятия, и жестко разделять их было бы неверно, но все же, хотелось бы подчеркнуть, что их не следует путать. Возможно, в когнитивистике это самое главное, что следует усвоить: быть осознанным – это не обязательно целенаправленно и напряженно о чем-то думать, размышлять, решать какие-то задачи. Это может быть и вполне расслабленное состояние, когда внимание не сосредоточено на чем-то конкретном, на достижении какой-то практической цели.

Подмена одного понятия другим приводит к ошибочному пониманию фразы Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Существование – не есть функция или следствие мышления, а мир не есть плод воображения, как многие полагают.

Люди, не различающие тонкостей смыслов сознания и познания, склонны к мистицизму и суеверию. Возможно, потому, что их внимание, целиком направленное на поиск всего нового и неизвестного, искажает восприятие реальности. Они склонны наделять неизвестное какими-то магическими, «сверхъестественными» свойствами и способностями, и вообще почему-то ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬ неизвестное известному, как будто эти новые, «революционные» знания непременно должны ПРОТИВОРЕЧИТЬ имеющимся данным, а не подтверждать и.

Если это ученые, то они считают, что новые научные открытия обязательно должны перевернуть и перечеркнуть всё наше представление о мире, а не дополнить его. Или, если это религиозные люди, что некие «сакральные» знания и силы имеют совершенно иную природу, в корне отличную от земных, материальных процессов.

Для здорового, целостного восприятия мира не характерно чрезмерное, гипертрофированное стремление к познанию чего-то тайного, непознанного, «сверхъестественного». Оно больше направленно на восприятие доступного и очевидного. При этом наличие чего-то еще недоступного, неоткрытого, не отрицается, но подразумевается, как нечто возможное и ДОПОЛНЯЮЩЕЕ имеющиеся данные. Это означает доверие миру, осознание единства с ним.

Человек, зацикленный на познании неизвестного, зачастую не может ответить на вопрос: «Какова конечная цель познания?» Зачем человеку знать всё, и возможно ли это в принципе? Какая точность и полнота информации его удовлетворит?

Но человек осознанный и умеющий хорошо использовать имеющиеся данные, способен извлечь из них гораздо больше пользы даже в условиях неполноты. Как говорит лингвист Дэниел Эверетт, автор книги «Как начинался язык», язык работает на ПРИЕМЛЕМОМ, а не на идеальном уровне. Львиная доля информации, т.е. смысла, осознается невербальным способом, домысливается и «дочувствывается» человеком самостоятельно. И это было бы невозможно без общей культуры, происхождения, образа жизни, совместной деятельности, объединяющей физической реальности.

И в этом смысле сознание – это результат не только индивидуальных умственных усилий, но в большей степени плод совместной деятельности, в том числе когнитивной. И то, что доступно одному, в принципе, доступно всем.

Каждый из нас, имея уникальную точку зрения, получая уникальный жизненный опыт, вносит тем самым вклад в общее развитие всей системы, и от этого выигрывают все. В этом и заключается, видимо, эволюционный смысл жизни.

Источник

Как соотносятся сознание и познание

Содержание статьи

Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание

Точного определения сознания до сих пор не существует. Согласно одной из трактовок, сознанием называют способность человека оценивать свое состояние и особенности окружающего мира и предпринимать на основе анализа поступающей информации те или иные действия.

Традиционно сознание неразрывно связывают с мыслительным процессом. «Я мыслю, следовательно, существую», ‒ заявил в свое время французский философ Декарт. И он был прав, ведь именно мышление делает человека тем, кто он есть, позволяет рассматривать ситуации с разных сторон, делать определенные выводы и поступать в соответствии с ними.

Как человек познает мир

Современный человек мыслит словами, но это не более чем привычка. Можно мыслить образами, такой способ мышления намного более быстр и точен. Более того, мышление образами свойственно каждому человеку, просто привычка мыслить словами обычно берет верх.

Самое главное качество человека как сознательного существа состоит в умении анализировать складывающуюся ситуацию. Что, в свою очередь, позволяет ему познавать мир и приобретать опыт. Процесс познания особенно нагляден у детей – столкнувшись с еще незнакомым ему миром, ребенок активно его исследует. Что это – такое красивое, мурлыкающе? Прикоснуться, потрогать… Мягкое, пушистое. Ай. И так больно царапающееся!

Так ребенок узнает, что кошка не только приятно мурчит, но и может поцарапать. Подобным образом происходят и все остальные процессы познания, отличия достаточно несущественны. Где-то объект исследования можно потрогать, где-то только наблюдать, в каких-то случаях о его характеристиках можно судить лишь по косвенным признакам. Независимо от этого, сознание человека активно ищет возможности понять, постичь, разобраться. Разгадать существующие загадки, перевести нечто непонятное в ранг известного, изученного.

Шаблоны сознания

Казалось бы, сознание человека обеспечивает ему все возможности для эффективной познавательной деятельности. Но на практике возникает серьезная трудность, связанная с одной из особенностей работы сознания – создания им шаблонов восприятия.

Вспомните, вам наверняка приходилось попадать в ситуацию, когда свет в квартире отключен, но вы, входя в комнату, по привычке тянетесь к выключателю. При этом знаете, что света нет. Это лишь один из примеров работы шаблонов, самый тривиальный. А ведь шаблонов в жизни человека много. Одни из них полезны, от них напрямую зависит выживание. Например, водитель автоматически реагирует на сигналы светофора и изменение ситуации на дороге, все это отложилось в его сознании на уровне рефлексов. Ему не нужно думать, чтобы принять правильное решение.

Работая на выживание, шаблоны сознания одновременно ограничивают познавательную способность человека. Они лишают его возможности сомневаться в известных привычных вещах, не дают смотреть на мир свежим взглядом. Пример, знакомый многим: в квартире кварцевые часы, каждое секундное движение стрелки сопровождается довольно громким щелчком. Вы можете прислушиваться – и не слышать этих щелчков, сознание блокирует их как ненужный посторонний звук. Чтобы услышать часы, порой приходится приложить значительные усилия – в какой-то момент звук вдруг снова становится слышен, буквально врывается в уши.

Способность смотреть на мир свежим взглядом играет в процессах познания очень большую роль. Хорошо известные «мозговые штурмы», во время которых их участникам разрешено высказывать даже самые бредовые идеи, являются хорошим примером разрушения стереотипов восприятия. Не связывая себя ограничениями, люди выдвигают самые разные идеи, при этом некоторые из них оказываются революционными.

Чем более раскрепощенным является сознание, тем более эффективен процесс познания. Тот, кто способен смотреть на мир свежим взглядом, всегда будет находить много нового и неизведанного, совершать самые удивительные открытия.

Источник

Сознание и познание

Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание

Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание

Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание

Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление.

Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

В психологии сознание рассматривается как психическая способность человеческого организма в двух взаимосвязанных аспектах:

— в аспекте самосознания сознание иногда понимают как способность контролировать, понимать индивидуумом самого себя. Противоположные понятия: подсознание и неосознанное.

— в аспекте состояния — как нормальное состояние, в котором индивидуум владеет собой, контролирует себя, адекватно осознает свое место в мире, находится в сознании, в отличие от бессознательного состояния обморока, припадка и др. или сумасшествия. Противоположное понятие: бессознательное.

Полное определение понятия сознание выявляется как интегральное целое различных точек зрения: неврологической, педагогической, психологической, поведенческой, социальной (социология), политической, эволюционной, духовной, философской.

Ступени развития сознания:

ПОЗНАНИЕ

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления

Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Познание есть отражение действительности в сознании человека.

Существуют различные формы познания:

1) Обыденное познание (здравый смысл) – накопление жизненного опыта.

2) Наука и социальное познание как ее разновидность.

3) Гуманитарное познание подразумевает понимание индивидуальных людей и событий. В основе – метафоры, аналогии, т. е. иные приемы, чем научные.

4) Художественное познание и религия. Они не столько описывают реальность, сколько выражают человеческие существенные потребности (красота, любовь и т. д. ). Искусству не важна правдоподобность, его интересует искренность чувств. В религии то же.

5) Мораль рассматривает то, что есть, но с точки зрения того, что д. б. (сущее с позиции должного). Здесь люди познают больше себя, чем внешний мир.

6) Мистика. Это мгновенное усмотрение истины, в отличии от других не носит процессуального характера.

Источник

Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции

Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание

Что такое познание?

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Источник

Что такое познание как связаны сознание и познание

Подробное решение параграф § 4-5 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Вспомните из курса обществознания, что такое сознание. Можно ли назвать сознание особой формой деятельности человека? В чём состоит различие сознания и познания? Может ли формироваться сознание вне общественных связей человека?

Деятельность — это форма взаимодействия человека с окружающим миром. В течение всей своей жизни Человек действует, чем — то занят, что — то делает. Он самосовершенствуется. Что касается сознания, то оно по — разному воспринимается наукой и религией. Но и те, и другие утверждают, что сознание связано с деятельностью человека. Например, в ходе деятельности человека изменяется его сознание. В тоже время сознание регулирует деятельность, формирует ее.

1.Что такое сознание? Что может выступать объектом в процессе сознания?

Сознание — высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с речью и мышлением. Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.

2.Какие проявления «бессознательного» отмечают учёные? Приведите примеры каждого из проявлений.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного Зигмунд Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они противоречили социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Существование этих влечений обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях. Существуют и другие объяснения бессознательных проявлений человеческой психики. Однако очевидно, что многообразные феномены бессознательного в силу их неоднородности, очевидно, не могут быть сведены к одним и тем же причинам.

3.Что такое познание? Как связаны сознание и познание?

Основной круг вопросов теории познания — истина и способы ее доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.

Сходные на первый взгляд понятия «знание», «познание», «сознание» несут в себе существенные смысловые различия. Так, «знание» и «познание» различаются как результат и процесс; иногда понятие «знание» употребляется в более широком смысле, в его содержание входит и характеристика результата, и путь его достижения. Определить содержание понятий «знание» и «познание» крайне сложно, это предельно широкие понятия. Попытка определить, что такое знание, наталкивается на дополнительные трудности

4.Охарактеризуйте два основных уровня познания. Какие существуют формы чувственного и рационального познания?

Формы чувственного познания

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление — чувственно — наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что — либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

5.Докажите, что утверждение о неделимости атома было относительной истиной.

Абсолютная представляет собой: Исчерпывающее, полностью проверенное, знание о человеке, предмете, объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто никаким образом. Адекватное и осознанное воспроизведение субъектом определенного объекта, представление субъекта таким, каким он существует в действительности, независимо от мнения человека и его сознания. Определение бесконечности нашего познания, своеобразный предел, к которому стремится всё человечество.

6.На основе текста параграфа нарисуйте схему «Особенности социального познания».

Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть фото Что такое познание как связаны сознание и познание. Смотреть картинку Что такое познание как связаны сознание и познание. Картинка про Что такое познание как связаны сознание и познание. Фото Что такое познание как связаны сознание и познание

7.Докажите, что чувственное и рациональное познание обладает внутренним единством.

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление — чувственно — наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств

Формы рационального познания

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что — либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое умозаключение от умозаключение от по аналогии. От частного к общему. От общего к частному.

По — разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

8.Перечислите виды познания. Сравните их по субъекту, объекту и способу получения знаний.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно — наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически — диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

9.В параграфе практическое, мифологическое и художественное познание мира показано на примере таких природных явлений, как гроза и молния. Используя знания, полученные на уроках физики, дополните ряд научным познанием, пояснив, что́ наука говорит о природе этих явлений.

Для того, чтобы получить какие либо знания, для начала надо провести опыт, выполнить измерения, понаблюдать. Для того, как проходит явления надо выдвинуть гипотезу. Так же, чтобы получить знания об окружающем мире, надо обдумать и объяснить результаты опытов, найти причины явлений, ну, и конечно, сделать выводы

10. Как вы понимаете фразу: «Человечество редко достигает истины иначе как через заблуждения»? Проиллюстрируйте это на примере развития различных наук.

Истина кроется в наших ошибках и, чтобы достичь правильного ответа надо хоть раз ошибиться.

11. Назовите главный критерий истины. Почему его нельзя считать абсолютным?

Главным, решающим критерием истины (впервые введенным в таком качестве марксизмом) является практика, материальная предметно — чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира — природного и социального.

12. В истории науки сложилось несколько концепций толкования истины.

Онтологическая концепция: «Истина — это то, что есть».

Гносеологическая концепция: «Истина — это соответствие знаний действительности».

Позитивистская концепция: «Истина — это опытная подтверждаемость».

Прагматическая концепция: «Истина — это полезность знания, его эффективность».

Конвенциональная концепция: «Истина — это соглашение»

а. Какое из определений истины не учитывает различий в восприятии и понимании одних и тех же вещей у разных людей?

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.

б. К каким явлениям нашей жизни (связанным с отношениями людей) сложно применить перечисленные критерии истины?

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов.

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.

в. Какие из перечисленных определений истины находят применение в политике, дипломатии, медицинской практике, научном познании, образовании?

В исследовательском центре Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) получили крайне неожиданные результаты, которые привели физиков в замешательство: похоже, что субатомные частицы могут двигаться со скоростью, превышающей скорость света. Пучок нейтрино, направленный из ЦЕРН в подземную лабораторию Гран — Сассо в Италии на расстояние в 732 км, прибыл на место назначения, как сообщается, на несколько миллиардных долей секунды раньше, чем если бы передвигался со скоростью света.

Отвечая на эти вопросы, вы, надеемся, пришли к выводу о том, что ни одно из этих определений истины не является исчерпывающим и не даёт окончательного ответа, что такое истина. Скорее всего, понятие истины объединяет в себе все эти толкования. Иными словами, истина — это то, что есть на самом деле, но в то же время это и определённое соглашение, договор о принятии данной истины.

13. Представьте, что вам задали подготовить сообщение на тему «Научное познание и истина». Составьте сложный план своего выступления. Для выполнения задания воспользуйтесь памяткой № 2 в конце учебника.

Я был воспитан в сугубо материалистическом ключе. В молодости признавал только то что утверждалось стандартной наукой. Как физик я где — то даже презирал другие науки (ну конечно же за исключением математики) за «не точность» и «описательность».

В эти годы я просто радуюсь как мальчишка открывшемуся мне миру эзотерики.

Мир опять стал интересен!

Его опять можно изучать и познавать!

И для этого не нужны сложные приборы — мы сами и есть прибор!

Поэтому мне хочется привлечь внимание к теме сопоставления научного познания мира и духовного подхода.

Уставы небес я прочитал очень мне понравившиеся рассуждения о научном методе познания. Если читающий мои записки не боится опасностей и будет идти прямо, как по лезвию ножа, его не остановит даже его будут молить о пощаде все патриархи Запада и Востока. Но если он поддастся сомнениям, он уподобится человеку, который смотрит из узкого окошка на скачущего мимо всадника: не успеет он глазом моргнуть, а истины уж и след простынет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *