Что такое познавательная деятельность человека

Сущность понятия «Познавательная деятельность»

Содержимое публикации

Сущность понятия «познавательная деятельность»

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса. Поэтому формирование познавательной деятельности младших школьников является составной частью совершенствования методов обучения (преподавания и учения).

Ушинский К. Д. выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся, «ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания»

В настоящее время существуют разные подходы к определению формирование познавательной деятельности младших школьников.

Богоявленский Д.Н. и Менчинская Н.М. утверждали, что для формирование познавательной деятельности важно возникновение проблемной ситуации, так как без нее новая задача не в состоянии активизировать мышление. «Проблемная ситуация» является главным средством формирования познавательной деятельности учащихся и управления процессом усвоения новых знаний

По утверждению Шимова Т.И. познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Таким образом, сущность понятия «познавательной деятельности» младших школьников заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, а состоит в формировании их мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству. Все это приводит к положительному отношению к учебной деятельности, осознанному интересу к предмету, стремлению к более глубокому познанию изучаемого предмета младшими школьниками.

Опираясь на труды психологов и педагогов, мы утверждаем, что познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, развитию духовных ценностей народа.

Источник

Лекция 10-11. Познавательная деятельность.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют участники процесса познания: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком смысле — все общество. Объектом познания в узком смысле является либо познаваемый предмет, в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. Е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. Е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. Sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Под органами чувств понимается пять основных рецепторов получения первичной информации. Это:

— слух и чувство равновесия (уши, включая вестибулярный аппарат)

Некоторые ученые выделяют еще так называемое «шестое чувство», но о нем ниже.

Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. Д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. Е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих).

Различают память иконическую (зрениe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. П.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. Ratio — разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание является второй ступенью познавательной деятельности. Тремя основными формами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия.

Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. Inductio — наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. Е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий‑идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.

Однако, хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее, во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция, которую часто называют «шестым чувством».

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция — это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми, как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером постижения истины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Информация к сведению:

1. Это надо запомнить: познание, виды познания, участники процесса познания, субъект познания (в широком и узком смысле слова) и объект познания (в широком и узком смысле слова), самопознание, рефлексия, органы чувств, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, иконическая и эхоническая память, понятие, суждение, умозаключение (дедуктивное и индуктивное), интуиция.

— Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел III, пункт 1.

— Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава II, параграф 8,13.

3. Дополнительная информация из интернет:

Источник

Познавательная деятельность — цели, формы и виды

С самого рождения человек познаёт окружающий мир. Новые знания о разных вещах помогают ему адаптироваться в социуме и изменениям в нём. В школах детям обеспечивают подготовку, которая должна помочь им активно взаимодействовать с обществом и самостоятельно решать задачи личного или социального характера. Проблема развития познавательной деятельности считается ведущей в педагогике.

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Определение и основные понятия

Развитие индивидуальности у человека происходит через познание. Оно помогает освоить новые знания, навыки и умения, которые необходимы для жизни в обществе и мире в целом.

Познавательная деятельность определяется в обществознании как активное изучение индивидом окружающей среды. В этом процессе человек получает новую информацию, узнаёт о законах мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и влиять на него.

Проблемами познавательной активности занимается гносеология. Процесс познания субъектом определённого объекта, на который направлено познание, можно объяснить кратко в две ступени:

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Эти уровни находятся в единстве, дополняя и сменяя друг друга. Чувственное восприятие и мышление, которые лежат в основе познавательной функции, всегда сочетаются с практикой. Она происходит в любых социальных отношениях и видах деятельности. Её считают источником и целью познания, поскольку всё, что человек узнаёт, он применяет на практике. Познавательные задачи возникают в тот момент, когда человек сталкивается с проблемой в практической деятельности.

Однако за пределами общественного изучения мира бывают иные ситуации. К примеру, учёный может иметь только желание узнать о чём-то и не планировать применить полученные знания на практике.

Целью познания является достижение истины. Она должна быть объективной, поскольку не зависит от субъекта изучения, однако она субъективна по форме, так как не может существовать вне человеческого сознания.

Виды истины:

В процессе познания также используются такие формы мышления, как предвидение, интуиция и воображение. Они дают возможность предугадать будущее развитие предметов и явлений на основании имеющихся знаний.

Задачи и мотивы

Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.

При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Значительную роль в познавательной активности отводят факторам, которые на неё влияют. Их необходимо выявлять, чтобы обеспечить качественные преобразования познания.

В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.

Разновидности познания

Полученная информация создаёт ориентировочную основу поведения людей. Знания могут быть научными, художественными, житейскими и т. д. Их свойства зависят от вида познания:

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Особым типом познания выступает самопознание. Человек осмысливает собственные психические и физические свойства. В этом ему помогают самоанализ, формирование своей личности и сравнение себя с окружающими.

Научно-познавательная форма

Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.

Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.

Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.

Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания. Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни.

Источник

Что такое познавательная деятельность человека

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Ключевые слова: познание, познавательная деятельность, план познавательной деятельности, задание 24 ЕГЭ по обществознанию

Познание как специфический вид деятельности человека (Познавательная деятельность человека)

КРАТКИЙ ПЛАН ЗАДАНИЯ 24 ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ПОЗНАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. Понятие познавательной деятельности

2. Особенности познавательной деятельности

3. Структура познавательной деятельности:

4. Основные формы (способы) познания:

5. Виды познавательной деятельности:

6. Основные концепции познания и проблема познаваемости мира:

7. Знание как результат познавательной деятельности и его виды

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

ПОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса — познавательной деятельности людей. Древний человек, охотясь, наблюдая за повадками диких животных, приобретал полезные сведения, которые помогли ему в дальнейшем в их одомашнивании.

Или другой пример: ребенок, играя мячом, разбил стекло. Побочным следствием этого поступка (прямым будет наказание) станет знакомство с важнейшим признаком стекла — хрупкостью.

ПОЗНАНИЕ: ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА

Процесс познания, как бы он ни проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания). Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его.

Мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность.

ПОЗНАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТ И ЕГО ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Результаты познания будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс познания (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов (наши позиции, ранее накопленный опыт и т. д.).

Знание обеспечивается единством чувственного и рационального познания действительности. Однако действительность постигается человечеством различными путями и способами.

Основным из них уже на протяжении нескольких веков является наука. Добытые ею знания лежат в основе новейших технологий, промышленного производства, медицины, образования и многих других областей деятельности.

Источник

Познавательная деятельность

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Всего получено оценок: 399.

Всего получено оценок: 399.

Человек постоянно изучает окружающий мир, наблюдая, занимаясь самообразованием, обучаясь в школе или ВУЗе. Познавательная деятельность человека имеет целенаправленный и систематический характер. Узнаем подробнее, какими особенностями обладает познавательная деятельность.

Теории познавательной деятельности

Вопрос о том, возможно ли до конца изучить мир, является философским и не имеет одного ответа. Выделяются группы ученых и теоретиков, которые по-разному видят решение этой проблемы. Рассмотрим кратко разные точки зрения.

Это учение, в основе которого лежит отрицание возможности познать мир. Оно зародилось в древности и продолжает существовать сейчас. Сторонники этого учения говорят о том, что мы имеем лишь поверхностные знания о мире.

В рамках данного учения речь идет о том, что все научные теории – это лишь некие соглашения между учеными и исследователями.

Сторонники данного учения, напротив, выступают за познаваемость мира. Они утверждают, что научные теории имеют четкий и обоснованный характер, а разработанные способы формирования научных знаний позволяют получать проверяемые и достоверные сведения об окружающем мире.

которые читают вместе с этой

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Основными видами познания являются: чувственное и рациональное.

С обеими формами познания связаны мышление и язык, с помощью которых человек не только изучает мир, делает определенные выводы, но и фиксирует их и делиться ими с другими людьми. Выбор средств познания определяет уровень получаемых знаний: чем они конкретнее, тем выше процент истинности теории.

Истина

Научное знание и познавательная деятельность связаны с критерием истины, к которой они должны стремиться.

Истина – это соответствие получаемых знаний реальной действительности. Проверяют истинность знаний с помощью наблюдения или эксперимента.

Виды истины:

Остановимся подробнее на научном познании, как наиболее приближенном к истине, и формах организации его получения.

Научное познание:

Уровни научного знания:

Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность человека. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность человека. Картинка про Что такое познавательная деятельность человека. Фото Что такое познавательная деятельность человека

Что мы узнали?

Таким образом, мы коснулись нескольких важных аспектов познания. Познавательная деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Некоторые люди считают, что познать мир невозможно, другие же, наоборот, находят способы его изучения. Но, независимо от того, какой ответ дает человек на этот вопрос, исследовательская деятельность необходима для социализации личности, так как в ходе этого процесса она приобретает необходимые ей качества и удовлетворяет потребность в новых знаниях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *