Что такое познавательное развитие фэмп
Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр.
Среди игр дошкольников особое место занимает дидактическая игра. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детейдошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:
— активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
— развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
— учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
— закрепляет знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей дошкольного возраста. Одной из положительных сторон дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
— игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста;
— в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
— игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
— умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях «энергию, которую дошкольники расходуют на «подпольную» игровую деятельность» (по определению В. М. Григорьева);
— в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»;
— игра –способ обучения действием: в ней органично заложена познавательная задача.
Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом. Сама новизна позиции ребенка дошкольного возраста обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра” «. Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что развивающий потенциал игр и их влияние на познавательную активность детейдошкольного возраста зависит: от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр; он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.
Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Елена Андронова
Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Использование педагогами в работе с дошкольниками нетрадиционных методов по математическому развитию способствуют развитию познавательного интереса.
К данной группе методов относятся:
Немаловажную роль в развитии познавательногоинтереса играют и нетрадиционные занятия:
Занятия-соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. такие занятия лучше проводитьс сигнальными карточками,например закрепляя тему: соответствие колличества предметов цифре, можно использовать веер цифр или карточки с цифрами);
Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина, в которую можно включить и музыкальную паузу – физкультминутку, и конкурс капитанов);
Театрализованые занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Эти микросценки могут разыграть как взрослые, так и заранее подготовленные дети, а потом все вместе обсуждают полученную информацию, чтобы дети сами пришли к необходимому выводу, например разрешили спор между персонажами);
Занятие-консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка, то есть попросить ребёнка помочь товарищу выполнить задание, разбив их предварительно на пары и дав совместное задание);
Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает, например опытным путём измерить длину верёвочек и определить какая длиннее (можно измерить с помощью линейки или путём наложения);
Занятия-концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию);
Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией);
Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитиидетей является фольклор: потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.
Пословицы и поговорки могут быть использованы при ознакомлении с числом, последовательностью дней недели, временами года.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями. Например загадки о временах года, месяцах, частях суток помогут малышу быстрее освоить ориентировку во времени, а загадки в которых говориться о форме предметов – помогают усвоить геометрические фигуры.
Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика, «пальцевой счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.
Физкультминутки и пальчиковые игры помогут детям:
— усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад» («ветер дует нам в лицо», «руку правую вперёд» и т. д.);
— будут способствовать развитию счёта на слух («кошка учится считать» «1,2,3,4,5 будем прыгать и скакать» и пр.);
— развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
Усвоение элементарных математических представлений лучше преподносить на знакомом детям материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый и количественный счёт особенно если использовать театрализацию или подробные иллюстрации.
Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольниковориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.
Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных медвежонка» при этом необходимо использовать наглядное изображение куска сыра, чтобы дети ещё и наглядно видели, как изменялся сыр, когда его делила лиса.
Изучая временные представления, используются произведения детских писателей С. Маршака «Двенадцать месяцев», «Круглый год», Г. Скребицкого «Четыре художника», Н. Мигуновой «Круглый год».
Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения, где употребляются числа три, четыре,семь: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Цветик-семицветик» и т. д.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность будет эффективной,если:
— создать специальную предметно-развивающую среду;
— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;
— использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.
Разнообразие занимательного материала — это настольно-печатные игры такие, как «Формы», «Фигуры», «Геометрическое лото» и пр., игры для развития логического мышления «Четвёртый лишний», «Что получится?» и пр., головоломки, логические задачи и кубики к игре «Блоки Дьенеша»; лабиринты,игры на составление целого из частей: пазлы, разрезные картинки, кубики; на воссоздание фигур-силуэтов.
Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.
Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Руководство самостоятельной и совместной математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к математике.
Таким образом, математические представления у детей обогащаются и систематизируются. Успех игровой деятельности, увлеченность определяется интересом самого воспитателя к математическим задачам и играм.
Нужно привлекать малоактивных детей, стараясь их заинтересовать игрой, и помогать освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП)
Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП)
Цель: развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов.
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;считать количество предметов и подбирать нужную цифру. Продолжать знакомить с монетами достоинством 1.2,5,10 рублей. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
2. Развивающие
Развивать внимание, память, логическое мышление, сообразительность, связную речь, отвечая на вопросы полным ответом.
Совершенствовать навыки учебной деятельности.
Воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.
• создание психологического комфорта путём рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.
Предварительная работа: составление и решение задач, решение примеров, отгадывание загадок.
Раздаточный материал: рабочие тетради, простые карандаши, счетные палочки, монеты достоинством 1,2,5.10 рублей.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход ООД:
Организационная часть. (Дети стоят в кругу).
— Ребята! Настроение у всех хорошее? (отличное). Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились,повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс, Всё получится у нас!»
Ну что ж можно похлопать себе. (Хлопают.)
— Ребята, всем нам известно, что если хочешь на свете умным быть,
непременно нужно математику учить. И сейчас мы с вами займемся математикой.
-Вспомним наш девиз занятия: (Все):
Мы пришли сюда учиться, не лениться. а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
— Я знаю, что вы очень любите сказки, поэтому хочу пригласить вас в путешествие по одной из них.
-Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел. У него румяный бок. Вы, узнали? (КОЛОБОК).
-Слайд 1 (иллюстрация к сказке)
Предлагаю вам сегодня русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Хотите посмотреть, что из этого получится?
— Главный герой, пришел к нам на занятие.
Итак, сказка начинается.
Надоело нашему колобку лежать, пора в путь дорогу. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. (Игрушка)
Колобок: Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?
Заяц: Здравствуйте. На лесной дорожке я встретила бабушку Загадушку. Она подарила мне математическую игру, как с ней играть- я не знаю. Научите меня.
(На доске математические карточки)
В: Не волнуйся зайчик, мы поможем тебе. Тебе нужно сосчитать количество предметов и подобрать нужную цифру.
Ребята, поможем зайцу?
Молодцы ребята, помогли зайцу подобрать нужные цифры.
А теперь проходите на свои места (садятся)
Сели прямо. Мы на стульчиках сидим,за осанкой мы следим….
В: Колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.
Колобок: От чего грустишь, зубастый?
Волк: Как же мне не грустить.
Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не могу решить задач!
Помогите мне ребята все расставить по местам.
Научусь решать задачи- буду благодарен вам!
В: Дети, давайте научим волка составлять и решать задачи.
Кто мне скажет, сколько частей в задаче?Дети: В задаче четыре части.
-Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
-Что такое вопрос задачи? (это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти
-Что такое решение задачи? (это то, что можно сложить, объединить, прибавить)
-Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
Какие вы знаете арифметические действия?Дети: сложение, вычитание.
Какие вы знаете арифметические знаки?Дети: Плюс, минус, равно.
Вот задача волка: Слайд 2 (Картина).
8 зайчат по дорожке идут, за ними вдогонку двое бегут. Так сколько ж всего по дорожке лесной, торопится в школу зайчишек зимой?
-Ребята, что нам известно? Повторите пожалуйста условие задачи? Положите перед собой 8 счетных палочек.
-Что мы должны узнать? Повторите пожалуйста вопрос задачи?
-Кто ответит на вопрос задачи? Кто решит задачу?
В: Давайте обозначим решение цифрами и знаками.
Вот еще одна задача:
«На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы.
Сколько птиц сидит на ветке?»
-Ребята, что нам известно? Назовите, пожалуйста, условие задачи.
Решение задачи. Ответ.
Волк: Спасибо колобок тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи. До свидания.
В: Дети, вам нравится путешествовать с колобком? Сейчас покажем колобку, что мы умеем не только решать задачи, но и играть и веселится.
Физкультминутка. «Давай замри».
В: Покатился колобок дальше. Навстречу ему медведь
Да как начал реветь!
— Погодите, медведь, не ревите, объясните, чего вы хотите?
-Медведь: Как же мне не реветь? У меня было 10 рублей. На базаре купил бублик за 2 рубля. Я не знаю, сколько денег у меня должно остаться после покупки. Помогите мне, ребята.
В: Ребята, поможем медведю? Слайд 3 (деньги)
Для чего нужны деньги нужны? Чтобы ходить в магазин и делать покупки.
На что расходуют деньги? (платят за квартплату, покупают продукты, одежду, вещи, откладывают на отдых. Деньги бывают бумажные (купюры) и монеты.
: А как называют монеты в нашей стране?Дети: Копейки и рубли.
-На что указывает цифра на монете?Дети: На достоинства монеты.
-Покажите монету достоинством 2 рубля.
-Кирилл. покажи монету достоинством 5 рублей.
— Ребята, у медведя было 10 рублей. Положите перед собой монету достоинством 10 рублей. На рынке он купил бублик за 2 рубля. Положите монету достоинством 2 рубля. Как вы думаете, сколько денег осталось у медведя после покупки?
Как мы узнали?10-2 =8р.
8 рублей осталось после покупки бублика.
Медведь: Большое спасибо, я наконец-то понял сколько денег у меня осталось. Мне пора в лесную школу. До свидания.
В: Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: Здравствуй колобок, здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста. Я хочу подарить подругам узоры. Вы поможете мне их нарисовать?
–Ребята, поможем лисичке? Перед вами лежат листочки. Вы должны дорисовать узор по образцу. Перед тем,как приступить к работе, разомнем наши пальцы.
Пальч. гимнастика. Дружат в нашей группе…
Сяду ровно, не согнусь, за работу я берусь.
Молодцы. ребята. Помогли лисичке нарисовать узоры.
(Собрать листья и отдать лисичке. Уходит) До свидания.
Колобок: Ну что же, милые друзья, я рад, что вы не подвели меня.
С математикой дружите, знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье, память, логика, внимание.
В: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным?
В: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли.
Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Кто хочет стать миллионером» с детьми старшей группы Образовательная деятельность осуществлялась для родителей на родительском собрании группы в сентябре, то есть в начале учебного года.
Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.
Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к осени». Программное содержание. Закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осень. Учить выразительно с помощью пантомимы.
Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.
Конспект ОД по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.
Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.
Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени» Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: обогащение знаний о дарах природы-фруктах посредством дидактических игр и упражнений.
Конспект по познавательному развитию «Путешествие в космос» Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область. Цель: Формирование у детей представлений.
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Поможем гостьюшке Маше» О. О. Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «Поможем гостьюшке Маше» Цель:[/b] Создание социальной ситуации развития в процессе совместной.
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в царство Зимушки-зимы» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Путешествие в царство Зимушки-зимы» Задачи: Создать условия.