Что такое позывной судна
Позывные сигналы
Радиостанциям присваиваются специальные буквенные опознавательные сигналы или позывные сигналы. Количество знаков в позывном сигнале указывает на характер радиостанции (судовая или береговая), а начальные знаки позывного сигнала указывают на государственную принадлежность радиостанции. Позывные сигналы радиостанций выбирают таким образом, чтобы сочетания букв не совпадали с какими-либо специальными сигналами, например, с сигналами особой важности (бедствия, срочности, безопасности).
Позывные сигналы присваиваются соответствующими администрациями каждой страны на основании таблицы распределения этих сигналов по странам, утверждаемой на международных конференциях. В Российской Федерации позывные сигналы присваиваются Главным управлением Государственного надзора за связью при Министерстве связи РФ.
Телеграфные позывные сигналы наземных и фиксированных станций образуются из трех букв или из трех букв и следующих за ними не более трех цифр, кроме цифр 0 и 1, в тех случаях, когда они непосредственно следуют за буквой.
Береговым радиотелефонным станциям присваивают позывной, состоящий из географического названия места нахождения станции, как оно дано в международном «Списке береговых станций» («List of coast stations» List IV), с добавлением слова «радио» ( например, Петербург-радио).
Кроме телеграфных и радиотелефонных позывных береговые и судовые радиостанции при связи по радиотелефону могут использовать девятизначный идентификатор, применяемый в системе цифрового избирательного вызова. Неудобства, связанного с использованием громоздкого идентификатора ЦИВ по радиотелефону, можно избежать, определив предварительно по справочнику «Список позывных сигналов и цифровых идентификаторов станций МПС и МПСС» («ITU of List of Call Sign and Numerical Identities of Stations Used by the maritime Mobile and Maritime Mobile Satellite Services” List VIIA) название судна или телеграфный позывной.
Литература
Статья 13 КВВТ РФ. Средства идентификации судна
1. Каждое судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.
3. Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.
5. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.
Комментарии к ст. 13 КВВТ РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что любое судно, подлежащее государственной регистрации (см. комментарий к ст. 16), должно иметь название или номер.
Название судна или его номер являются средством идентификации судна.
1.1. Название судну дает его собственник.
Порядок присвоения названий судам внутреннего водного транспорта утвержден Минтрансом (Приказ от 15 февраля 2017 г. N 52).
Название судна внутреннего водного транспорта должно быть написано на борту судна буквами русского алфавита и соответствовать правилам русского языка. Название судна, осуществляющего судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, дублируется буквами латинского алфавита.
Собственник судна в соответствии с законодательством может использовать в названии судна имена своих родственников, имена иных лиц, а также свое имя. Использование в названиях судов имен выдающихся личностей может быть ограничено. Положение предписывает использовать в соответствии с законодательством имена:
— Героев Российской Федерации;
— Героев Советского Союза;
— Героев Социалистического Труда;
— Героев труда Российской Федерации;
— выдающихся деятелей науки, искусства и литературы;
— ветеранов Великой Отечественной войны;
— других выдающихся личностей.
К сожалению, какое именно законодательство должно соблюдаться, не говорится. Для сравнения, в Положении о порядке присвоения названий морским судам, утв. Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2009 г. N 141, данная норма сформулирована более конкретно.
Использование в названиях судов имен выдающихся личностей должно производиться с соблюдением этических норм и не должно ущемлять честь и достоинство этих лиц. Представляется, что необходимо получить согласие обладателя имени либо членов его семьи (родителей, супругов, детей, внуков или других родственников, прямых наследников или потомков) на использование его имени в наименовании судна.
Для присвоения судну названия нужно направить извещение в орган государственной регистрации судов, в реестре которого судно зарегистрировано или будет зарегистрировано (см. комментарий к ст. 17).
Извещение может направить собственник судна, присвоивший (изменивший) название судну, или лицо, надлежащим образом уполномоченное собственником такого судна.
Извещение для внесения сведений о названии судна в один из реестров судов составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:
— название судна, в том числе ранее присвоенное название судну (при наличии);
— регистрационный номер судна (для судна, зарегистрированного в одном из реестров судов);
— построечный номер (для строящегося судна).
На основе представленного извещения орган государственной регистрации судов определяет наличие (отсутствие) судна с идентичным названием, зарегистрированного в одном из реестров судов. В случае установления судна с идентичным названием заявителю в течение 5 рабочих дней со дня поступления извещения направляется уведомление о наличии такого судна. Если собственник судна в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления не изъявил желания изменить названия, то оно вносится в реестр судов, в котором зарегистрировано судно.
Орган государственной регистрации судов проверяет извещение на соответствие правилам, предусмотренным Порядком присвоения названий судам внутреннего водного транспорта, и вносит запись о названии судна в реестр судов, в котором оно зарегистрировано. Он должен в письменной форме проинформировать заявителя о внесении записи в реестр судов в течение 10 рабочих дней со дня поступления извещения.
Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно. В случае изменения названия судна орган государственной регистрации судов, в реестре которого оно зарегистрировано, выдает собственнику судна или лицу, надлежащим образом уполномоченному собственником судна, оригиналы новых судовых документов взамен ранее выданных.
Отказ во внесении в реестр судов записи в связи с присвоением (изменением) названия судну органом государственной регистрации судов возможен в случаях:
— несоответствия названия судна правилам русского языка;
— отсутствия дублирования названия судна буквами латинского алфавита, если судно осуществляет судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации;
— нарушения правил использования в названиях судов имен общественных деятелей, национальных героев, Героев Российской Федерации, Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев труда Российской Федерации, выдающихся деятелей науки, искусства и литературы, выдающихся спортсменов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и других выдающихся личностей.
Отказ производится в письменной форме с указанием конкретных причин. Отказ направляется заявителю в течение 3 рабочих дней со дня поступления извещения. Датой присвоения (изменения) названия судну является день внесения соответствующей записи в один из реестров судов.
1.2. Идентификационный номер присваивается судну органом, осуществляющим государственную регистрацию судна внутреннего водного транспорта (п. 2 комментируемой статьи). Регистратором может быть:
— администрация бассейна внутренних водных путей;
— капитан морского порта.
Правила государственной регистрации судов устанавливают, что при выдаче свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ регистрационный орган одновременно присваивает судну идентификационный номер, который состоит из номера книги приема документов, индекса бассейна (первая буква названия бассейна) и порядкового номера. При аренде иностранных судов российскими предпринимателями к индексу добавляется буква «А» (аренда).
Порядок регистрации судна определен ст. 17 КВВТ (см. комментарий к ст. 17).
2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правила нанесения названия и идентификационного номера судна внутреннего водного транспорта.
Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна.
Идентификационный номер наносится выше названия судна.
3. Пункт 4 комментируемой статьи требует, кроме названия и идентификационного номера, указывать национальность судна, если оно осуществляет судоходство, связанное с пересечением Государственной границы РФ.
4. Пункт 5 комментируемой статьи предписывает присваивать судну позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также:
— идентификационный номер судовой станции спутниковой связи;
— номер избирательного вызова судовой станции.
Присвоение судну позывного сигнала, идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции осуществляет Роскомнадзор. Это предусмотрено п. 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
Идентификация в морской подвижной службе (МПС) и в морской подвижной спутниковой службе (МПСС)
УДК 656.61.08: 654.026 (0.75.8)
ИДЕНТИФИКАЦИЯ В МОРСКОЙ ПОДВИЖНОЙ СЛУЖБЕ (МПС)
И В МОРСКОЙ ПОДВИЖНОЙ СПУТНИКОВОЙ СЛУЖБЕ (МПСС)
В соответствии с требованиями Регламента радиосвязи (РР) любая передача должна содержать сигналы опознавания, которые позволяют устанавливать национальную принадлежность радиостанции. Сигналы опознавания (идентификаторы) должны формироваться в соответствии с требованиями Регламента радиосвязи и, после их присвоения радиостанции, регистрироваться в Международном союзе электросвязи (ITU) для размещения их в международных справочниках и информационно-справочной системе ITU MARS. Поскольку различные сети связи появлялись в морской подвижной службе (МПС) в различное время, то их идентификаторы отражали уровень технического развития на момент их появления. По этой причине исторически сложилось так, что каждая система связи имеет свой идентификатор. В настоящее время на судах имеются следующие идентификаторы (ID):
– позывной сигнал / call sign;
– номер избирательного вызова / selective call number для сети радиотелекса;
– номер сети Инмарсат / Inmarsat Mobile Number / IMN – для сети Inmarsat;
– опознаватели морской подвижной службы / Maritime mobile service identities / MMSI – для сети ЦИВ;
– новая группа опознавателей для AIS–SART, AIS–EPIRB; MOB alert devices.
Сегодня наметилась тенденция к унификации идентификаторов. В роли такого универсального идентификатора выступает MMSI, который применяется в цифровом избирательном вызове – ЦИВ (DSC – Digital Selective Calling), узкополосном буквопечатании – УБПЧ (NBDP – Narrow Band Direct Printing), аварийных радиобуях АРБ (EPIRB – Emergency-Position Indicating Radio Beacon) и используется при формировании IMN Inmarsat-B и Inmarsat-C.
Идентификатором называется, составленная по определенным правилам как группа букв и цифр, так и смешанная группа, которые позволяют опознать радиостанцию, работающую в определенной сети.
1. ТИПЫ ИДЕНТИФИКАТОРОВ В МПС И МПСС
Название судна можно принять в качестве идентификатора с некоторой условностью, поскольку оно не является однозначным идентификатором. Для устранения этого недостатка его рекомендуется сопровождать позывным сигналом. Кроме того могут возникать проблемы с произношением названия, поэтому название судна можно использовать в радиотелефонии, предпочтительно при связи судов одной национальной принадлежности.
1.2. Позывной сигнал судовых станций / Ship’s station call signs
Позывной сигнал судна формируется в соответствии с правилами, установленными регламентом радиосвязи (далее – «РР», статья 19 раздел III). Суть правила заключается в следующем: для формирования позывных сигналов национальная Администрация запрашивает в ITU международную серию (часть алфавита, которую она может использовать для формирования позывных сигналов). Это распределение регистрируется в документах ITU за данной администрацией. Для образования позывных сигналов используются 26 букв латинского алфавита и цифры. Исключаются все акцентные буквы (Ө, г, Ъ).
– Украине выделено распределение: EMA – EOZ,
где первые два знака – буквы;
– Кипру – C4A – C4Z ( первые два знака – буква и цифра);
– Мексике – 4AA – 4СZ (первые два знака – цифра и буква).
Это означает, что для Украины первым знаком может быть только буква E; вторым – буквы от M до O (M, N, O), третьим – от А до Z (любая буква), четвертый и пятый знаки не регламентированы (см. Приложение 42 РР).
1.2.1. Судовые станции / Ship’s stations
Регламентом предусмотрена следующая схема формирования позывных сигналов судовых станций (пункт 19.55 [1]):
– два знака и две буквы (E O Y C);
– два знака, две буквы и одна цифра (E M D Z 2);
– два знака (при условии, что второй знак – буква), сопровождаемых четырьмя цифрами (4 A 2 4 3 1);
– два знака и одна буква, сопровождаемые четырьмя цифрами (A B C 3 5 4 1) или (1 B C 4 1 0 7) или (A 2 C 6 0 3 1).
Примечание: во всех случаях, когда цифры следуют за буквой, не должны использоваться в качестве первой цифры 0 или 1.
Первыми двумя знаками могут быть, как указано выше, две буквы или буква и цифра или цифра и буква. Первые два знака или в некоторых случаях первый знак позывного сигнала служат для опознавания национальной принадлежности. Какими будут первые два знака для конкретной Администрации, зависит от полученного от ITU международного распределения.
В приведенном выше примере у Украины двумя первыми знаками, согласно международного распределения, являются две буквы. Таким образом, два первых знака служат признаком национальной принадлежности, поскольку они указаны в международном распределении и зарегистрированы за определенной администрацией.
Разберем формирование позывного сигнала для радиостанции украинского судна на примере международного распределения Украины EMA … EOZ, то есть два первых знака – буквы.
Первый знак распределения от Е до Е. Таким образом он может быть только буквой Е.
Второй знак по распределению выбирается в интервале букв от М до О, то есть M, N и O. Выбираем, например, О.
Третий знак может быть любым в интервале букв от А до Z. Например, выберем букву Y.
Четвертый знак не регламентирован, то есть может быть любой буквой. Например, С.
В результате получаем позывной E O Y C. Этот позывной присваивается радиостанции и регистрируется в ITU.
Например: E M D Z 2, E M 2 3 4 5 или E M D 2 3 4 5.
Следует заметить, что цифра, следующая сразу за буквой, не может быть 0 или 1.
Следует отметить, что согласно пункту 19.56 Руководства издания 2005 года [1] позывные, заканчивающиеся на четыре цифры, присваивались судовым станциям, использующим только телефонию. WRC-07 исключила этот пункт из Статьи 19, а пункт 19.55 [1], представила в новой редакции. Теперь для этой группы позывных нет оговорки, касающейся телефонии. Применяется позывной сигнал в основном при работе в телефонии. Буквы и цифры позывного произносятся с использованием международного фонетического алфавита ([1] приложение 14, пересмотренное WRC-07).
1.2.2. Станции судовых спасательных средств / Ship’s survival craft stations
Станции судовых спасательных средств используют позывной сигнал базового судна, за которым следуют две цифры (кроме 0 и 1, если они следуют непосредственно за буквой). (РР, статья 19, пункт 19.60 [1]).
1.2.3 Судовые станции, применяющие телефонию
Судовые станции, применяющие телефонию, могут использовать позывной сигнал или официальное название судна, которому, если это необходимо, предшествует имя владельца, при условии, что его нельзя принять за сигналы бедствия, срочности или безопасности, или их номером или MMSI (пункт 19.74 [1]).
1.2.4. Судовые станции спасательных средств, применяющие телефонию
Судовые станции спасательных средств, применяющие телефонию, могут использовать позывной сигнал в соответствии с пунктом 1.2.2 или название базового судна, за которым следуют две цифры (РР, статья 19, пункт 19.75 [1]).
1.2.5 Судовые станции внутрисудовой связи / On board ship communication
Для внутрисудовой связи на борту судна в территориальных водах мостик должен использовать название судна с добавлением слова CONTROL, а носимые станции – название судна с добавлением буквы латинского алфавита (Рекомендация ITU-R М.1171, Раздел III, §11).
Например: вызов мостика с носимой станции выглядит так:
mv Angara CONTROL up to 3 times
This is mv Angara ALFA up to 3 times
1.3. Позывные сигналы станций воздушных судов / Aircraft stations
Воздушные суда имеют позывной сигнал, состоящий из двух знаков и трех букв (пункт 19.58 [1]).
– более подробную информацию об идентификаторах воздушной подвижной службы можно найти в Руководстве по радиосвязи МПС и МПСС, статья 19, пункты 19.63; 19.64; 19.77; 19,78; 19.80 [1];
– идентификаторы воздушной подвижной службы могут понадобиться при взаимодействии с летательными аппаратами, участвующими в поисково-спасательных операциях.
1.4. Позывные сигналы береговых станций / Coast stations
1.4.1. Сухопутные и фиксированные станции / Land and fixed stations
Позывной сигнал может состоять либо из двух знаков и одной буквы или двух знаков и одной буквы, сопровождаемых не более чем тремя цифрами, кроме 0 и 1 (пункт 19.52 [1]). Однако рекомендуется, чтобы позывные сигналы фиксированных станций состояли из двух знаков и одной буквы, сопровождаемой двумя цифрами, кроме 0 и 1 (пункт 19.53 [1]).
В телефонии береговые станции / Coast stations могут пользоваться позывным сигналом (пункт 19.52 [1]) или географическим названием места, как оно указано в List IV, за которым предпочтительно следует слово «радио» или какое-либо другое соответствующее указание (РР статья 19, пункт 19.73 [1]). Например: Lyngby Radio.
1.4.2. Береговые станции сети НАВТЕКС / NAVTEX coast stations
Береговым станциям сети НАВТЕКС присваиваются позывные сигналы в виде буквы латинского алфавита. В каждом из 21-го района НАВАРЕА могут быть станции с одинаковыми позывными. При назначении позывных национальные координаторы должны согласовывать этот вопрос на ранней стадии с Международной морской организацией (IMO) (IMO NAVTEX Coordinating Panel). Присвоения производятся так, чтобы станции с одинаковыми позывными, расположенные в смежных районах НАВАРЕА, были максимально удалены друг от друга во избежание взаимных помех.
1.5. Номера избирательного вызова / Selective call numbers
Для формирования этих опознавателей национальная Администрация запрашивает у ITU цифровое распределение, которое закрепляется в документах ITU за этой страной. Для судового избирательного вызова выделяются серии по 100 номеров, а для береговых радиостанций – по 10. Используются цифры от 0 до 9, однако, не рекомендуется использовать сочетания, которые начинаются с двух нулей. Судовые опознаватели состоят из пяти цифр, а береговые – из четырех цифр. Групповые опознаватели формируются из пяти одинаковых цифр или двух чередующихся и присваиваются индивидуально в каждом конкретном случае. (статья 19, пункты 19.84 – 19.95 [1]). Каждая Администрация должна выбирать номера опознавания для присвоения судовым и береговым станциям из групп серий, которые ей предоставлены. После присвоения опознаватели регистрируются в ITU. Эти опознаватели предназначены для опознавания радиостанций, работающих в телексе в соответствии с Рекомендацией МСЭ М.476-5. В соответствии с Рекомендацией ITU-R M.625-4 в качестве идентификатора в радиотелексе используются MMSI и selective call number (для связи со старым парком оборудования ТОР).
Например, Украине выделены:
– серия для судовых опознавателей 67700 – 68999;
– серия для береговых опознавателей 3650 – 3699.
Национальная принадлежность определяется по всему опознавателю. Например: 67725 попадает в распределение, выделенное Украине.
1.6. Опознаватели морской подвижной службы /
Maritime mobile service identities (MMSI)
MMSI состоит из девяти цифр, в качестве которых могут использоваться цифры от 0 до 9. Он содержит также специальную группу из трех цифр, которая называется MID (Maritime identity Digit) – морские идентификационные цифры. Расположение MID в формате MMSI зависит от типа MMSI и служит для определения национальной принадлежности и географического расположения Администрации (по первой цифре MID, как это показано в табл. 1).
Позывной сигнал судна
«. 1. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.
«Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 23.04.2012)
Смотреть что такое «Позывной сигнал судна» в других словарях:
ПОЗЫВНОЙ — ПОЗЫВНОЙ, ая, ое. 1. Служащий для привлечения внимания, призывающий. П. сигнал радиостанции. 2. позывные, ых. Специальные сигналы для опознания радиостанции, судна, воинской части. П. коротковолновиков. Принять чьи н. п. Толковый словарь Ожегова … Толковый словарь Ожегова
АВАРИЙНАЯ РАДИОСВЯЗЬ — Передача и прием судовой или береговой радиостанцией срочных сообщений или сигналов, касающихся безопасности мореплавания, жизни людей, сохранности судна, грузов и т. п. Из всех срочных сигналов важнейшим является сигнал бедствия (передается… … Морской энциклопедический справочник
РАДИООБМЕН в морской подвижной службе — процесс 2 сторонней радиосвязи для передачи и приема радиограмм и сообщений на судах и берег. радиостанциях. Установлению Р. предшествует вызов, т. е. передача радиостанцией определ. сигналов одной или неск. радиостанциям с целью установить с… … Морской энциклопедический справочник
позывно́й — ая, ое. 1. Служащий для привлечения внимания, призывающий. Позывной сигнал. Позывной вымпел. Позывная ракета. 2. в знач. сущ. позывные, ых, мн. Специальный сигнал (слова, знаки, сочетания букв или цифр и т. п.), служащий для опознания… … Малый академический словарь
Pan-pan — «Pan Pan» (от фр. panne поломка) сигнал в голосовой радиотелефонной связи, обозначающий возникновение аварийной ситуации, при которой транспортное средство (судно, самолёт и т. д.) и его пассажиры подвержены конкретной… … Википедия
Шлюпка — Голландская моторная шлюпка … Википедия
судно — плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний, а также для военных целей. В праве рассматривается в качестве производственной единицы пароходства или другого предприятия … Большой юридический словарь
Судно — (англ. vessel, ship, craft) по законодательству РФ о торговом мореплавании самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота в КТМ РФ* понимаются обслуживающие… … Энциклопедия права
Мерительные свидетельства — корабельные документы, определяющие вместимость купеческих судов. Все русские торговые суда, 10 и более ластовые, а также торговые суда иностранных государств, приходящие в русские порты, обязаны иметь такое свидетельство, на основании которого и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
План полёта — План полета сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, предоставляемые перед вылетом органу управления воздушным движением. Во многих странах план полета обязателен только при полетах по правилам полета по приборам,… … Википедия
Радиосвязь на морском судне
Основное средство внешней связи на море − радиосвязь. Радиообмен ведется в режимах телефонии, цифрового избирательного вызова, буквопечатания.
Система спутниковой связи ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.
Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).
С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ).
Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.
ГМССБ основана на том, что поисково-спасательные организации, так же как и суда в районе бедствия, должны быть в возможно короткий срок извещены об аварии и соответственно принять участие в скоординированной операции с минимальными затратами времени.
Кроме этого, система обеспечивает связь, относящуюся к безопасности и срочности, а также передачу информации, необходимую для безопасности мореплавания, включая навигационные и метеорологические предупреждения.
Таким образом, любое судно независимо от района плавания, должно обеспечить связь, надежную с точки зрения безопасности самого судна и других судов,находящихся в данном районе.
Функции ГМССБ
1. Передача оповещений о бедствии. Под оповещением о бедствии понимается быстрая и надежная передача информации об аварии судам, находящимся в районе аварии, или спасательным координационным центрам (СКЦ), которые могут оказать помощь.
Аварийное оповещение обычно поступает на СКЦ через береговую радиостанцию или береговую земную станцию системы INMARSAT, после чего сообщение передается поисково-спасательным средствам и судам в районе аварии.
Средства связи должны обеспечить оповещение о бедствии независимо от района плавания судна в следующих трех направлениях:
«судно–берег», по крайней мере, двумя отдельными и независимыми средствами, каждое из которых использует различные виды радиосвязи;
«судно–судно» (будет эффективным на расстоянии не более 100 миль);
«берег–судно» (либо через спутниковую систему связи INMARSAT, либо через традиционные средства связи на выделенных для этих целей частотах).
При получении ретранслированного аварийного оповещения суда в районе аварии должны установить связь с СКЦ для получения указаний по непосредственному участию в поисково-спасательной операции.
2. Прием и передачу сообщений для координации поиска и спасания. В этот вид связи входит обмен информацией между СКЦ и руководителем проведения поисково-спасательной операции на месте аварии или координатором надводного поиска в районе аварии.
Для данного вида связи используются режимы телефонии или телекса с помощью спутниковых или традиционных каналов связи в зависимости от радиооборудования, установленного на судне, и района бедствия.
3. Прием и передачу сообщений на месте бедствия. Выбор или предоставление частот на месте аварии входит в обязанности спасательной единицы, осуществляющей координацию поисково-спасательных операций. Этот вид связи обычно осуществляется в ПВ и УКВ диапазонах в режимах радиотелефонии или телеграфии и на частотах, специально выделенных для целей бедствия и безопасности.
4. Прием и передачу сигналов для местоопределения и самонаведения. Данные сигналы передаются для облегчения поиска аварийного судна или определения местоположения потерпевших аварию.
В ГМССБ для этих целей используются:
радиолокационные маяки-ответчики (SART – search and rescue transponder),работающие в частотном диапазоне 9 ГГц, совместно с радиолокационными станциями в 3-сантиметровом диапазоне;
спутниковые радиобуи (АРБ).
5. Прием и передачу информации по безопасности на море. Передача навигационных и метеорологических предупреждений и другой срочной информации имеет важное значение для обеспечения безопасности мореплавания. Для передач данного типа применяются система NAVTEX и расширенный групповой вызов (EGC) в спутниковой системе INMARSAT.
6. Прием и передачу сообщений общего назначения через береговые системы или сети связи. Данный вид связи в ГМССБ используется для обмена информацией между судовыми и береговыми радиостанциями по вопросам управления и эксплуатации судна, которые могут оказать косвенное влияние на безопасность судна. Связь такого типа может осуществляться на любых частотах,включая частотные каналы для обмена частной информацией.
7. Прием и передачу сообщений «мостик–мостик». Данный вид связи используется для обмена информацией по УКВ радиотелефону на частоте 156.65 МГц (13 канал) между судами с целью обеспечения безопасного движения указанных судов.
Морские районы плавания
Морские районы плавания
Районы плавания судов характеризуются следующим образом:
«Морской район А1» – район в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой УКВ станции, обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений с использованием цифрового избирательного вызова (20−50 миль).
«Морской район А2» – район, за исключением морского района А1, в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой радиостанции, работающей в ПВ-диапазоне и обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений о бедствии с использованием ЦИВ (около 150 миль).
«Морской район А3» – район, за исключением морских районов А1 и А2, в пределах зоны действия системы геостационарных спутников INMARSAT, обеспечивающих постоянную возможность оповещения о бедствии (примерно между 70 градусом северной широты и 70 градусом южной широты).
«Морской район А4» – район, находящийся за пределами морских районов А1, А2, А3.
Ведение разговоров по радиотелефону
Ведение разговоров по радиотелефону
Первоначальный вызов любой радиостанции должен состоять из следующего:
1. Позывной или любой другой сигнал опознавания вызываемой станции, передаваемый не более трех раз.
2. Слова THIS IS или DE (при языковых трудностях).
3. Позывной или другой сигнал опознавания вызывающей станции, передаваемый не более трех раз.
4. OVER (перемена направления связи – “перехожу на прием”).
Прежде чем начать вызов, оператор судовой станции должен убедиться, что на выбранном канале не ведется радиообмен.
Если вызываемая станция не отвечает на вызов, посланный 3 раза через промежутки времени в 2 минуты, вызов может быть повторен через интервал времени,составляющий не менее трех минут.
После установления связи между судовой и береговой станциями или другой судовой станцией на вызывной частоте они должны перейти для осуществления обмена на рабочие частоты или канал.
Цифровой избирательный вызов (ЦИВ)
Цифровой избирательный вызов (ЦИВ)
Цифровой избирательный вызов (ЦИВ или DSC – Digital Selective Calling) – это всемирно принятая система общего назначения для избирательного вызова в направлениях «судно–берег», «судно–судно» и «берег–судно».
Система используется в УКВ/ПВ/КВ-диапазонах на специально выделенных частотах, как для целей безопасности мореплавания, так и для организации общественной связи. ЦИВ – это простой и надежный способ установления рутинной связи между двумя объектами,и лучше всего его можно сравнить с обычным телефоном.
ЦИВ также позволяет войти в международную телефонную сеть в автоматическом режиме через береговую станцию при условии, что последняя предоставляет такой сервис.
ГМССБ требует применения ЦИВ для оповещения о бедствии и приема/передачи вызовов с приоритетом срочности и безопасности, для чего каждая радиостанция, зарегистрированная как станция ГМССБ, получает свой 9-значный номер – MMSI (Maritime Mobile Selective-call Identity).
Информацию по этим номерам можно найти в адмиралтейском справочнике (Admiralty List of Radio Signals) и справочниках международного союза электросвязи ITU (List of Coast Stations,List IV; List of Ship Stations, List V).
Передача вызова бедствия
Передача вызова бедствия
Передача вызова по бедствию при помощи ЦИВ (transmission of DSC distress alert) осуществляется следующим образом:
1. Настроить контроллер ЦИВ на частоту или канал бедствия.
Для передачи и приема вызовов при помощи ЦИВ, относящихся к бедствию,срочности и безопасности, ведению аварийного радиообмена в телефонии и телексе выделены частоты особой важности.
2. Если позволяет время, указать в формате вызова:
время определения вводимых координат (UTC);
тип последующей связи (обычно радиотелефония). Если нет времени для введения этих данных, то они автоматически будут вставлены в вызов бедствия за исключением «характера бедствия».
3. Передать вызов по бедствию.
При выборе частоты бедствия ЦИВ в КВ-диапазоне необходимо учитывать условия распространения радиоволн. В качестве первичного вызова рекомендуется использовать частоту 8414,5 кГц. Передача вызова по бедствию на нескольких частотах КВ-диапазона увеличивает вероятность успешного приема этого вызова береговой станцией.
После подачи вызова по бедствию в ЦИВ следует приготовиться к последующему обмену (distress traffic), для чего настроить радиостанцию на соответствующие частоты аварийного обмена по радиотелефону или телексу (частоты приемника и передатчика при бедствии одинаковы) в том же диапазоне, в котором был подан вызов в ЦИВ.
девятизначный идентификатор (MID) и позывные судна или другой идентификатор (название) судна;
координаты судна, если они не включены в формат ЦИВ;
характер бедствия и тип необходимой помощи;
любую другую полезную для поиска и спасания информацию.
Подтверждение получения вызова бедствия. Морской район А1 или А2
Подтверждение получения вызова бедствия
Морской район А1 или А2
1. Действия береговой станции. Подтверждение (acknowledgement of a DSC distress alert) вызова по бедствию в ЦИВе делается только береговой станцией.
После получения вызова бедствия в ЦИВе береговая радиостанция должна в течение 2 минут подтвердить его прием при помощи ЦИВ. Передать информацию о полученном вызове бедствия на ближайший СКЦ как можно быстрее. При необходимости дать ретрансляцию в ЦИВе судам, находящимся в этом районе.
Схема действий судна, получившего сигнал бедствия, в районе А1 или А2
Судно, принявшее ретранслированный вызов по бедствию, должно подтвердить его прием по радиотелефону береговой станции в следующем формате:
девятизначный идентификатор или название береговой станции, давшей ретрансляцию;
девятизначный идентификатор, позывные или другой идентификатор судна,принявшего ретранслированный вызов о бедствии;
Далее судно, давшее это подтверждение, действует по указанию непосредственно СКЦ или береговой станции.
2. Действия судна, оказавшегося в районе бедствия.
Вахтенный помощник судна, принявшего вызов бедствия в ЦИВе от другого судна, должен:
просмотреть формат принятого вызова и записать информацию в вахтенный радиожурнал;
настроить радиостанцию на соответствующую частоту бедствия (16 канал или 2182 кГц);
вызвать капитана и нанести на карту местоположение судна в бедствии.
Если береговая станция в течение 5-ти минут не дала подтверждения в ЦИВе или по радиотелефону, то судно после повторного получения вызова бедствия обязано дать подтверждение бедствующему судну по радиотелефону в следующем формате:
девятизначный идентификатор судна в бедствии, повторенный 3 раза;
девятизначный идентификатор (MID), позывные судна, принявшего вызов о бедствии, или другой его идентификатор, повторенный 3 раза;
прослушать сообщение о бедствии по радиотелефону и установить аварийный радиообмен с судном в бедствии;
немедленно ретранслировать сообщение о бедствии любыми средствами связи с тем, чтобы информировать береговую станцию и рядом находящиеся суда;
приступить к поисково-спасательной операции.
Морской район А3 или А4
Судно, получившее вызов бедствия от другого судна в КВ-диапазоне, не должно давать подтверждение ни при помощи ЦИВ, ни по радиотелефону, но обязано выполнить следующее:
2. Одновременно приготовиться к последующему аварийному обмену по радиотелефону (телексу), настроив радиостанцию на соответствующие частоты бедствия в КВ-диапазоне.
Если в течение 5 минут не получено подтверждение в ЦИВе от береговой станции и не установлен радиообмен между береговой станцией и судном, терпящим бедствие, то судно, принявшее вызов бедствия, должно информировать спасательно-координационный центр всеми доступными средствами связи.
Ведение переговоров при бедствии
Ведение переговоров при бедствии
Ретрансляция сообщения о бедствии (Distress relay alert)
Такой передаче сообщения о бедствии должен предшествовать вызов, переданный при помощи ЦИВ контроллера. Суда, принявшие ретранслированный вызов бедствия,настраивают радиостанции на соответствующие частоты и принимают сообщение. Береговая станция дает подтверждение по ЦИВ.
Сообщение в телефонии состоит из:
MAYDAY RELAY MAYDAY RELAY MAYDAY RELAY;
позывной или любой другой опознавательный номер радиостанции, ретранслирующей сообщение о бедствии, произносимый 3 раза;
Following received from ship URCD on channel 16 at 13.26 UTC:
2) nature of distress;
3) type of assistance;
4) other information;
5) weather condition.
Схема действий судна, получившего сигнал бедствия, в районе А3 или А4
Указание к молчанию станций, причиняющих помехи во время обмена при бедствии (Ordering radio silence)
Если какая-либо станция причиняет помехи радиообмену в случаях бедствия, то спасательно-координационный центр, береговая станция или координатор надводного поиска, руководящие этим обменом, могут обязать к молчанию все станции в зоне бедствия,причиняющие эти помехи:
ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
THIS IS TOKYO RADIO TOKYO RADIO TOKYO RADIO
SEELONCE MAYDAY (силанс мэдэ)
Разрешение к возобновлению нормального обмена (Finishing of distress traffic)
Когда обмен закончен на частоте, которая использовалась для обмена при бедствии,станция,руководившая этим обменом, должна дать на этой частоте сообщение, адресованное всем станциям о том, что может быть возобновлена нормальная работа:
ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS (или CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC)
THIS IS (или DELTA ECHO) URSD URSD URSD
NAME OF SHIP IN DISTRESS
SEELONCE FEENEE (силанс фини).
Ограниченная работа на частоте обмена при бедствии (Distress traffic decreases)
Когда обмен в случаях бедствия еще не закончен, но полное молчание на частоте, которая используется для данного обмена, не является больше необходимым, станция, руководящая обменом, должна передать на этой частоте сообщение, адресованное всем станциям о том, что можно возобновить ограниченную работу.
В этом случае разрешается передавать сообщения, касающиеся только срочности и безопасности:
ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
THIS IS URSD URSD URSD
NAME OF SHIP IN DISTRESS
Отмена ложного вызова бедствия
Отмена ложного вызова бедствия
При ложной передаче вызова бедствия в ЦИВе необходимо как можно быстрее остановить его повторную передачу, выйти на связь по радиотелефону на частоте бедствия, соответствующей частоте передачи вызова в ЦИВе, и сообщить:
ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS;
девятизначный идентификатор (MID);
CANCEL my distress ALERT of;
Master, Name, Callsign
DSC NUMBER, DATE, TIME UTC.
Если ложный вызов бедствия произошел в зоне действия береговой станции или в КВ-диапазоне, береговая станция подтверждает прием ложного сигнала бедствия по радиотелефону:
идентификатор судна (MID);
THIS IS SYDNEY RADIO;
RECEIVED YOUR CANCEL ALERT.
Если ложный вызов произошел по INMARSAT, то необходимо связаться с СКЦ и сообщить следующее:
NAME, CALLSIGN, IDENTITY NUMBER;
Cancel my INMARSAT-C distress alert of DATE, TIME, UTC;
Если случайно сработал АРБ, необходимо связаться с ближайшим СКЦ и отменить вызов бедствия.
Все факты ложной передачи сигнала бедствия и их причины должны фиксироваться в судовом радиожурнале.
Процедуры связи, относящиеся к срочности и безопасности
Процедуры связи, относящиеся к срочности и безопасности
Связь, касающаяся срочности. Вызов срочности (Urgency) означает, что вызывающая станция имеет очень срочное сообщение, касающееся безопасности подвижного объекта или лица.
Вызов срочности передается в следующих случаях:
падение человека за борт;
срочная медицинская помощь;
потеря управляемости судном;
запрос на буксировку в аварийном случае;
аварийный разлив нефтепродуктов;
опознавание медицинского транспорта (плавучий госпиталь).
Передача сообщения осуществляется в два этапа:
1) делается вызов срочности при помощи ЦИВ;
2) передается текст сообщения по радиотелефону.
Формат вызова срочности при помощи ЦИВ составляется следующим образом:
1) выбрать одну или несколько частот ЦИВ при бедствии (70 канал, 2187,5 кГц или одна из частот КВ-диапазона);
2) в формате вызова ЦИВ указать адрес – ALL SHIPS;
3) категорию вызова – URGENCY;
4) вид последующей связи;
5) частоту или канал, на котором будет передано сообщение по радиотелефону или телексу;
6) передать вызов срочности.
В телефонии текст сообщения срочности состоит из:
PAN PAN, произносимое три раза;
ALL STATIONS или наименование вызываемой станции, произносимое три раза;
девятизначный идентификатор и позывной сигнал, либо название своего судна;
текст срочного сообщения.
Вахтенный помощник, принявший вызов срочности в ЦИВе, не подтверждает его получение ни при помощи ЦИВ, ни по радиотелефону, а должен настроить приемник на частоту, указанную в формате вызова, и прослушать и записать сообщение срочности. Содержание сообщения доложить капитану.
Связь для обеспечения безопасности мореплавания. Вызов безопасности (Safety) означает, что вызывающая станция имеет важное навигационное или метеорологическое предупреждение.
Процедуры вызова и связи для обеспечения безопасности аналогичны процедурам связи, касающимся срочности, за исключением:
в формате вызова ЦИВ используется категория SAFETY;
в сообщении безопасности, передаваемом по радиотелефону или телексу,используется сигнал безопасности, состоящий из слова SECURITE.