Что такое практико ориентированный подход в обучении
Практико-ориентированные методы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и характеристика практико-ориентированного метода обучения
В настоящее время в образовании происходит смена ориентиров, направленных на усвоение готовых учебных знаний, на самостоятельную, познавательную и активную учебную деятельность каждого учащегося. С этой целью педагогами внедряются в учебный процесс новые методы обучения, меняется и подход к обучению в целом. Центральное место теперь занимает личность учащегося, приоритетными становятся знания, полученные им самостоятельно. Большое значение приобретают дискуссии, беседы, исследования, а не механическое запоминание информации.
Одним из популярных и актуальных методов обучения становится практико-ориентированный метод обучения.
Практико-ориентированный метод обучения – это метод обучения, предполагающий освоение и усвоение учащимися образовательной программы и формирование практических умений, посредством выполнения реальных практических заданий и упражнений.
Практико-ориентированный метод обучения предусматривает:
Практико-ориентированные методы обучения имеют ряд характерных признаков, присущих только им:
Готовые работы на аналогичную тему
Важным условием применения практико-ориентированного метода обучения, является то, что учащийся становится не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать активное участие в процессе обучения.
Содержание практико-ориентированного метода обучения
Практико-ориентированный метод обучения имеет следующее содержание и наполнение:
Основу практико-ориентированного метода обучения составляет создание педагогом таких условий, в рамках которых учащиеся будут иметь возможности реализовать свои потребности к познанию и исследованию, освоить различные формы учебной деятельности и применять их в самостоятельной работе.
Таким образом, при реализации практико-ориентированного метода обучения происходит изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог перестает быть «транслятором» готовых знаний, он принимает на себя роль менеджера, организующего и направляющего учебный процесс.
Принципы практико-ориентированного метода обучения
Основные принципы, на которые опирается педагог при реализации практико-ориентированного метода обучения – это принципы самостоятельности, свободы и сотрудничества.
Принцип самостоятельности – подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельного поиска и усвоения учебного материала, а также возможность осуществления самостоятельной практической и исследовательской деятельности.
Принцип свободы – направлен на то, что педагог должен предоставлять учащимся свободу выбора в поиске учебного материала, его усвоении, представлении собственных работ и т.д. То есть, педагог не должен ставить учащихся в рамки и шаблоны по освоению учебной информации.
Принцип сотрудничества – предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе. Во время учебного занятия, обучающиеся не просто механических воспринимают учебный материал, а принимают равное активное участие обучении.
Главная направленность принципов практико-ориентированного метода обучения – всестороннее развитие мышления учащихся.
Предметно-ориентированный метод обучения призван изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.).
Доклад «Практико-ориентированный подход в обучении»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное казенное профессиональное обра з о в а т е ль н ое у ч р е ж де ни е № 190
ФКП образовательное учреждение № 190
___ _ ____________________________________________________ _ _______
Школа молодого педагога
« Практико-ориентированный подход в обучении: понятие и содержание »
Составитель: мастер производственного обучения В.А. Бокатанов
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими практических задач.
Многие годы система образования была ориентирована на передачу знаний, благодаря которым они могли эффективно после окончания школы приобретать профессию, а в дальнейшем быть успешными на производстве.
В этом процессе образованию помогали производственные предприятия и научные организации. В настоящее время многие учебные заведения, лишились возможности получать навыки практической подготовки. В результате этого в России выпускники школ практически не владеют навыками производственной деятельности, а выпускники профессиональных учебных заведений не способны успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы.
Результатом практико-ориентированного подхода является выпускник учебного заведения, способный эффективно применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении различных задач в профессиональной сфере.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
— мотивация учебного процесса;
— связь обучения с практикой;
— сознательность и активность учащихся и студентов.
2. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования.
Современное производство нуждается в специалистах, способных приносить прибыль, реализовывать экономически выгодные проекты. Достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов.
ФГОС нового поколения предусматривает усиление практического характера профессионального образования на всех его уровнях, соответствие его современным требованиям экономики, науки и общества.
Первый подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).
Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования будущей профессиональной деятельности.
Можно выделить четыре подхода к организации практико-ориентированного обучения:
1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.
2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.
3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.
4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения.
Как мы видим, невозможно процесс практико-ориентированного обучения реализовать исключительно в рамках практик.
Педагогический коллектив должен способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента во время аудиторных занятий. Работу нужно начинать с адаптации студентов к образовательному пространству, параллельно формируя у них понимание социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.
Актуально создание учебно-производственных лабораторий, научно-производственных площадок и др., позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в процессе выполнения студентами реальных задач по заказу предприятий и организаций.
Сущность практико-ориентированного обучения
Практико-ориентированное обучение– это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки.
Многие годы система образования была ориентирована на передачу знаний, благодаря которым они могли эффективно после окончания школы приобретать профессию, а в дальнейшем быть успешными в науке, в бизнесе и на производстве. В этом процессе в Советском Союзе образованию помогали производственные предприятия и научные организации. В настоящее время многие учебные заведения, лишились возможности получать навыки практической подготовки. Для общеобразовательных школ закрылись учебно-производственные комбинаты, связанные с предприятиями, а профессиональные учебные заведения лишились закреплённых мест практики в соответствии с профилем подготовки. В результате этого в России выпускники школ слабо ориентируются в мире профессий и практически не владеют навыками производственной деятельности, а выпускники учебных заведений системы профессионального образования в большинстве своем не способны успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы. При этом срок адаптации вчерашних школьников в профессиональной школе или молодого специалиста на производстве становится слишком большим, а педагоги системы профессионального образования и работодатели тратят много времени, усилий и большие средства на формирование навыков практической деятельности первокурсников или послевузовское обучение молодого специалиста. Эта ситуация является причиной нарастающего противоречия между системой среднего образования, профессионального образования и современным бизнесом и производством. В сложившейся ситуации и средней, и профессиональной школам надо менять технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.
Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и навыков для выработки у обучаемых определенных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться выпускник учебного заведения, способный эффективно применять в учебно-познавательной и практической деятельности имеющиеся у него компетенции.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении задач и проблем в социальной, учебной или профессиональной сферах.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
— мотивационное обеспечение учебного процесса;
— связь обучения с практикой;
— сознательность и активность учащихся и студентов в обучении.
2. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования.
На современном этапе производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами.
ФГОС нового поколения предусматривает усиление прикладного, практического характера профессионального образования на всех его уровнях, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач.
Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики(Ю. Ветров, Н. Клушина).
Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей профессионально направленного изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим деятельностно-компетентностный подход.
Можно выделить четыре подхода к организации практико-ориентированного обучения:
1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.
2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.
3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.
4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в университете.
Рассмотрим особенности организации практик в рамках практико-ориентированного обучения. По логике накопленные умения и навыки нужно актуализировать в период практики, постепенно усложняя практическую профессиональную деятельность на разных этапах обучения. В соответствии с этим, практику необходимо сделать непрерывной, желательно на одном и том же предприятии или на другом предприятии той же отрасли.
В ходе учебной практики студенты овладевают академическим опытом познавательной деятельности: вид производства, сырьё, основные технологии, продукция и т. д. Учебной практике должно предшествовать изучение студентами дисциплины «Введение в специальность» под руководством, лучше всего, профессионала-практика и теоретических основ в сфере предстоящей профессиональной деятельности. Результатом изучения должно быть приобретение студентами общих знаний о будущей профессии, о конкретных профессиональных компетенциях, которые требуются для исполнения должностных обязанностей на рабочем месте, о предмете самой профессиональной деятельности (товароведении, пищевых технологиях, туризме, социальной педагогике, маркетинге и т.д.).
В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажёров или дублёров специалиста: изучение технологии производства, ознакомление с технологическим оборудованием, особенности контроля и управления технологическим процессом и т. д. Приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством профессионала в соответствии с индивидуальным заданием. В период, предшествующий производственной практике, целесообразно привлекать профессионалов с производства для формирования мотивации к обучению у студентов, в том числе и при выполнении курсовых работ (проектов) на реальную практическую тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью.
В период преддипломной практики студент должен приобрести достаточные знания и опыт под руководством специалиста, чтобы приступить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей без длительного дополнительного обучения на конкретном рабочем месте. Индивидуальное задание на преддипломную практику в этом случае должно иметь целью решение реальной производственной задачи, которая затем должна стать основой выпускной квалификационной работы.
Такая модель прохождения практик выполнима только при условии наличия постоянных мест практики в соответствии с заключёнными учебным заведением договорами и имеющимися постоянными деловыми (партнёрскими) связями с конкретными предприятиями и организациями. При таких отношениях работодатели рассматривают студентов как потенциальных сотрудников и заинтересованно способствуют формированию требуемой профессиональной компетенции у студентов.
Как мы видим, невозможно процесс практико-ориентированного обучения реализовать исключительно в рамках практик.
Педагогический коллектив с первых дней обучения и далее должен способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента во время аудиторных занятий и при ведении социально-гуманитарной работы. Работу нужно начинать с адаптации вчерашних школьников к образовательному пространству, параллельно формируя у студентов культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
В соответствии со старыми образовательными стандартами более подробное овладение профессией начиналось в конце 2 – начале 3 курсов. Сейчас новые образовательные стандарты максимально ориентированы на профессию, поэтому начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов происходит уже в конце 1 – начале 2 курсов. Важное значение, при этом, приобретает содержание практических занятий в виде семинаров, практических и лабораторных работ. Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием оборудования, максимально схожего с оборудованием на производстве.
Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками, а также формированию профессионального мышления, развития творчества. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.
Актуально создание учебно-производственных лабораторий, бизнес-инкубаторов, научно-производственных площадок и др., позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в процессе выполнения студентами реальных задач по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов по заказу предприятий и организаций. В этом контексте целесообразно привлекать студентов к решению научно-исследовательской работы по тематике кафедры, цикловой комиссии, выдавать индивидуальные исследовательские, проектные и конструкторские (нетривиальные) задачи, имеющие научную и практическую значимость.
В результате должна складываться производственно-творческая цепочка по решению конкретной проблемы:
Преподаватель → профессионал → студент-исполнитель → конкретный результат.
Нельзя обойти вниманием и проблемы, которые тормозят переход к практико-ориентированному обучению. К ним можно отнести:
1. Преодоление стереотипа мышления у преподавателя по организации практико-ориентированного процесса обучения, т.е. от традиционного процесса по передаче знаний, к процессу обучения с приобретением опыта.
2. Повышение профессиональной компетенции преподавателя в знании производства.
3. Развитие долгосрочных взаимно заинтересованных связей с предприятиями и организациями по профилю обучения.
4. Развитие научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ с участием студентов.
5. Разработка тематики сквозных творческих проектов, переходящих от реферативного исследования проблемы в выпускные квалификационные работы.
6. Проведение мероприятий по повышению мотивации студентов к обучению по выбранной профессии.
7. Создание действенной системы поиска и стимулирования талантливых студентов, привлечения их к выполнению грантов, научных исследований, реальных проектов и хоздоговоров по заданиям предприятий и организаций.
«Концепция практико-ориентированного метода обучения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Концепция практико-ориентированного метода обучения.
Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.
Бурное развитие физики, создание теории относительности, квантовой механики, квантовой электродинамики, ядерной физики, физики элементарных частиц, физики твёрдого тела выдвинуло физику в число фундаментальных наук, являющихся основой современного естествознания.
Физика – фундаментальная наука о простейших и вместе с тем общих закономерностях природы. Основные понятия, принципы и законы физики играют определяющую роль в большинстве разделов естествознания. Основные физические модели, физические принципы (например: сохранение, причинности, относительности) стали достоянием всего естествознания и других областей интеллектуальной деятельности человека. Физические методы исследования позволили осуществить прорыв в других науках и сферах деятельности.
При изложении учебного материала по физике, физика представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний. Учащиеся должны познакомиться с большим числом исторических фактов, показывающих, что история физики – это многовековая история интеллектуальных поражений и побед на пути познания окружающего мира и места человека в нём, история зарождения, развития и упадка научных идей и представлений, история борьбы мировоззрений. Тогда сведения из современной физики будут восприниматься как состояние знаний о природе на данном историческом этапе развития.
Проблема снижения интереса школьников к физике – глобальная.
В частности, сказалось постепенно обостряющееся несоответствие направление развития содержания школьного физического образования познавательным интересом и способностям значительной части учащихся, а также потребностям российского общества.
Реализация идеи повышения научного уровня школьного курса физики, безусловно, повысила уровень физического образования. Однако некоторые его разделы приобрели наукообразность, стали ухудшенным вариантом вузовского курса.
Такой курс физики не привлекает учащихся, интересы которых лежат в области гуманитарных наук или изобразительного искусства, он также труден для школьников с недостаточно развитым логическим мышлением.
Чтобы выяснить причины тех или иных физических явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определённого закона природы. Загадочность явления не исчезнет, но мы приобретём о нём научное знание. К сожалению, к сегодняшнему дню ярко выражен дефицит практической направленности физического образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению физики как предмета. Зачастую к тому времени, когда выясняется, что для поступления в ВУЗ нужно будет сдавать ЕГЭ по физике, у большинства учащихся уже прививается стойкое отвращение к этому предмету, а зачастую и к точным наукам вообще.
Нередко, по многим причинам, их изучение превращается в изнурительное, лишенное смысла и сопровождаемое отрицательными эмоциями, натаскивание на решение задач и освоение сухой теории. В итоге, став взрослыми, люди отвращаются от чтения научно-популярной литературы по естественным наукам. Лишь малая часть родителей способна объяснить ребенку причины появления радуги, северного сияния, прибоя и других физических явлений.
Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем.
Поиски путей побуждения интереса к предмету – одна из главных задач физиков-педагогов. При обучении физике акцент необходимо перенести с информационного на методологическое обучение, от трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, творческого мышления, способностей учащихся. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.
С одной стороны, физика относится к числу трудных дисциплин и теми, кто ее изучает, и теми, кто ее преподает. С другой стороны, обладает рядом достоинств.
Физика, являясь учебной дисциплиной, отражающей в своем содержании объективные связи природы, обладает огромным учебно-воспитательным потенциалом, незаменимым другими учебными предметами. Школьный курс физики успешно решает мировоззренческие и гносеологические задачи, знакомит с методами научного познания (наблюдение, эксперимент, описание, измерение и т.д.), реализует связь обучения с жизнью, с другими учебными предметами. Он развивает общелогические умения (сравнивать, обобщать и т.д.), умение методологического характера (умение планировать экспериментальное исследование и анализировать его результаты).
Общепризнанно, что физика – предмет трудный. По результатам проведённого в 30 регионах России анкетирования учеников физика, с большим отрывом от химии, заняла первое место в России, как самый нелюбимый предмет! Что, плохой предмет или плохие учителя? Нет. В чём же дело? А дело в том — и это самая страшная проблема российского образования — что детям попросту скучно учиться! Ведь что представляет собой стандартный способ обучения? Учитель объясняет, ученик слушает. При всём желании, воспринимать материал на слух в течение 40 минут урока просто невозможно. Как известно, у человека три канала восприятия информации: слуховой, зрительный и осязательный. В процессе урока используется, в основном, первый и немножко второй. Что же касается третьего, то он не используется совсем.
· Как изменить отношение учащихся к предмету?
· Как научить ребят учиться?
· Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?
· Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?
Методика преподавания школьного курса физики в России развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности ученика на уроках.
Бессистемное использование хороших методов приведёт неизбежно к снижению их результативности, потому передо мной встала проблема создания своей собственной системы работы, в которой будут использованы элементы других технологий. Каким требованиям должна отвечать эта система? Я для себя выделила следующие:
Основные требования к педагогической системе
1. Наличие в основе научной базы, теории.
2. Целостность, взаимосвязанность частей, сохранение логики процесса.
3. Управляемость: целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапное диагностирование, варьирование средств и методов, коррекция результатов.
4. Эффективность: достижение результата, оптимальность по затратам времени, сил, средств.
Такие условия можно создать при практико-ориентированного подходе. Задача учителя, при помощи педагогических и методических приемов, сформировать у ученика не только предметные знания, используемые при изучении других предметов и в жизненном опыте, но и сделать так, чтобы данный предмет стал смыслом его жизни (если в будущем он поступит в технический вуз или станет высококвалифицированным специалистом в области физики и техники).
Психологическими предпосылками отбора материала для проведения таких занятий являются следующие: современная молодежь в абсолютном большинстве предпочитают практические задания; для тех, кто любит ставить эксперимент, но слабо знает теорию и плохо решает задачи, связанные с математикой; для тех, кто свободно ориентируется в выборах ответов или умеет наблюдать, видеть и правильно объяснять физические повседневные явления в качественных задачах, открывается возможность мобилизовать и показать весь свой личностный внутренний созидающий потенциал, осуществить посильный для ученика «мозговой штурм», и это необычное привлекает; урок базируется на деятельной основе, поэтому он лучше воспринимается, чем чисто теоретический, создает лучшие условия для становления благоприятного эмоционального климата.
Значит, в учебном процессе должно быть больше положительных эмоций, здоровье сберегающих элементов, которые играют существенную роль и в формировании мотивации учения, и в снятии психологической напряженности, и в развитии познавательного интереса. А уровень вызываемого познавательного интереса – это:
1) уровень любопытства; 2) уровень любознательности; 3) устойчивый уровень интереса.
Чтобы проводить такие занятия, необходимо проводить большую подготовительную работу, поиск по выбору дидактического материала, задач, приборов, экспериментов, методики преподавания.
Изменяется роль учителя, он перестает быть для учеников информатором, т.е. основным источником знаний и превращается в организатора их познавательной деятельности.
Одной из таких систем или методов преподавания, по моему глубокому убеждению, является практико-ориентированный подход.
На мой взгляд, практико-ориентированное обучение – это процесс взаимодействия учителя и ученика с целью развития личности, направленный с одной стороны на совершенствование ряда психологических характеристик (внимание, мышление, мотивация), с другой стороны – на самостоятельное приобретение новых знаний, формирования практического опыта, их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач и проблем, развитие мировоззрения и творческого потенциала учащихся.
Без дорогостоящего экспериментального оборудования, а иногда вообще без эксперимента, можно оживить предмет, заменив лабораторные опыты разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, знакомых ученикам.
Практическая работа учащихся включает в себя следующие элементы:
а) понимание проблемы, точное определение её;
б) изучение всех ситуаций, связанных с данной проблемой;
в) планирование поиска решения проблемы;
г) планирование и проведение эксперимента;
д) выводы и их обоснование;
е) распространение выводов на новые ситуации, в которых действуют те же (выявленные в изучении данной проблемы) факторы.
Под организацией практико-ориентированного обучения учащихся будем понимать приведение данного обучения в определенную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого обучения с учетом основных дидактических условий:
1) деятельностная подача содержания обучения;
2) систематическое и последовательное рассмотрение прикладного аспекта физических знаний;
3) осуществление взаимосвязи физики с предметами естественного цикла (биологией, географией, химией).
В практико-ориентированном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. На мой взгляд, целесообразно не предъявлять ничего в «готовом виде», а дать учащимся возможность приобрести знания, умения в ходе собственной деятельности.
Продемонстрирую разницу. Провела урок в одном классе, объясняла, показывала, рассказывала, выложилась вся. Хороший урок, но работала я, а ученики только слушали. Звонок. Через полторы минуты — всё, никого в классе не осталось. Дети ушли довольные, урок понравился, но через полторы минуты никого не осталось. В другом классе начинаю урок с того, что предлагаю ребятам работать вместе, обсуждать, представлять, даю примеры из жизни. Ведь многие законы физики можно увидеть и проверить буквально на том, что под рукой! И тогда по окончании этого урока многие остаются в классе после звонка. Они обсуждают, доказывают, спорят.
В своей работе использую не только законы физики, но и основы психологии. Просто если я не буду вникать в душу детей, у меня ничего не получится. Я же была на их месте, а они на моём — нет. Я понимаю их страхи, трудности. Нельзя заставить человека учиться, если он этого не хочет. Действие всегда даёт противодействие — это тоже закон физики. Чтобы дети сами рвались к занятиям, им должно быть интересно. Запоминается та информация, которая вызывает яркие эмоции, переживания, и ещё та, которая повторяется многократно изо дня в день.
Практико-ориентированный подход, на мой взгляд, в своей основе содержит три принципа:
свободы; самостоятельности; сотрудничества.
Принципы практико-ориентированное обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели обучения – развитие мышления учащихся, на развитие научного стиля мышления, который определяется следующими качествами:
1. Гибкостью (нешаблонностью);
2. Глубиной (умением выделять существенное);
3. Целенаправленностью (рациональностью мышления);
4. Широтой (обобщенностью мышления);
5. Активностью (усилия направлены на достижение поставленных целей, изучение и применение различных подходов к их реализации, решение и исследование различных вариантов выхода из проблемных ситуаций, в зависимости от изменяющихся условий, всё это развивает активность мышления);
6. Критичностью (новизна, нестандартность тем, задач, упражнений практико0ориентированных уроков вызывают строгую необходимость оценивать правильность полученных результатов, что развивает критичность мышления);
7. Доказательностью (обучение учащихся на уроках рассуждению, построению доказательства, логике обоснования средствами различных наук, развивают доказательность мышления);
8. Организованностью памяти (достаточно большой объём информации, получаемый и обрабатываемый учащимися на практико-ориентированных уроках, включение их оперативной и долговременной памяти, систематизация знаний, использование общих методов и приёмов решения задач развивают организованность памяти).
основа каждого занятия должна быть интересна учащемуся, чтобы увлекать его;
Необходимо создать оптимальные условия для развития мышления учащихся в процессе обучения физике, а также способствовать повышению и развитию интереса учащихся к указанному предмету.
Изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.).
В действующих для общеобразовательных школ учебниках по физике, есть много абстрактных, формальных тренировочных упражнений для отработки техники вычисления, техники применения новых знаний, что является, безусловно, необходимым условием выработки вычислительных навыков. Но работа с подобными упражнениями, особенно на первых этапах изучения новой темы, часто кажется учащимся формальной, а порой ненужной. Разумеется, систематическая работа по данной теме приведёт, в конечном счёте, к положительным результатам по устранению формализма в восприятии выполняемой работы. Но если показать, в начале изучения новой темы практическое решение какой-либо проблемы, может быть даже достаточно сложной, и подчеркнуть, что дальнейшая деятельность по отработке вычислительных и каких-либо других практических навыков нужна будет для того, чтобы в будущем самостоятельно решать подобные сложные проблемы,— то этап проведения тренировочных упражнений не будет выглядеть оторванным от практических нужд.
Цели и задачи практико-ориентированного подхода
Цели образования в российской школе законодательно утверждены Законом РФ “Об образовании”, где говорится, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства.
В соответствии с законом нужно обеспечивать в частности:
1) формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;
2) формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Главная цель данного педагогического подхода: подготовка заинтересованных учащихся, обладающих глубокими научными познаниями в области физики и техники, и умениями решать конкретные практические задачи, как в реальной жизни, так и в искусственно смоделированных ситуациях.
1. развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;
2. умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;
3. развитие творческих способностей учащихся;
4. раскрытие роли физики в современной цивилизации;
5. помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.
Такая форма обучения позволит ученику не только расширить и углубить знания по физике, но и развить универсальные способности: научиться грамотно вести наблюдение; получать, обрабатывать и систематизировать данные; строить на их основе теоретические модели и логические умозаключения — другими словами, проводить самостоятельно полный цикл несложного учебного исследования.
Кроме того, это позволяет привлечь интерес к физической науке и развить в процессе совместной деятельности коммуникативные навыки, интеллектуальные и творческие способности.
Как показывает опыт работы, традиционные формы обучения, как правило, не дают одновременного глубокого формирования совокупности качеств, свойственных научному стилю мышления; в то время как практико-ориентированное обучение позволяет добиться такого формирования.
Кроме того, практико-ориентированное обучение способствует формированию ключевых компетенций:
1. Уметь организовывать процесс изучения явления и выбирать собственную траекторию исследования;
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы;
3. Уметь получать, систематизировать и использовать информацию из различных источников;
4. Работать с различными типами физического оборудования;
1. Уметь выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
2. Читать графики, диаграммы и таблицы данных;
3. Выступать на публике;
4. Сотрудничать и работать в команде.
Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении практико-ориентированного обучения, которые сводятся к следующему.
1. способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
2. даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
3. повышает качество знаний учащихся;
4. повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла;
5. формирует у учащихся общие понятия физики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
6. формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
7. расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики;
8. приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.
Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.