Что такое правильность речи в проектной деятельности

Опыт работы «Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть фото Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть картинку Что такое правильность речи в проектной деятельности. Картинка про Что такое правильность речи в проектной деятельности. Фото Что такое правильность речи в проектной деятельности Елена Попова
Опыт работы «Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

К сожалению, в наши дни в дошкольные образовательные организации все больше поступает детей с отставанием, задержкой и различными нарушениями речи, которые резко ограничивают возможность общения детей с окружающими их сверстниками и взрослыми.

Это проблема, имеет многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие дети и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных средств развития детской речи. Одним из таких средств является метод проектирования.

В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития детей.

Работая над реализацией любого проекта можно решать задачи речевого развития детей: Сейчас я поподробнее расскажу как я решаю вопросы по развитию речи на каждом из этапов проекта.

Свою работу над проектом я строю в три этапа.

На первом, мотивационном подготовительном этапе идет постановка проблемы, дети выдвигают свою гипотезу и предложения по изучению поставленной проблемы. Я выясняю уровень знаний детей, используя модель трёх вопросов:

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего узнаем?

После составления совместного плана действий начинается 2этап работы над проектом– основной (практический). На данном этапе создаю в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Содержание данного этапа проекта позволяет решить мне задачи обогащения и активизации словаря детей, развитие связной речи На данном этапе дети могут здесь составлять описательные и повествовательные рассказы, описывать содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы, отгадывают загадки, играют во всевозможные игры по теме проекта, тем самым развивают речь.

На третьем, этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация

Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта Это могут быть итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.. На этом этапе решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи.

Из этого можно сделать вывод,

Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у нас у педагогов имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого проекта. Будь он исследовательским информационным, творческим или игровым.

Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в речевом развитии детей.

За первое полугодие мною были разработаны следующие проекты: проект «Зимующие птицы», посвящённый Синичкину дню. «Мы помним, мы гордимся», посвящённый дню освобождения Становлянского района от немецко – фашистских захватчиков, проект «В игры играем, речь развиваем», который реализовался в рамках решения одной из годовых задач детского сада на 2021- 2022 учебный год

Сейчас мне хочется немного подробней остановиться на каждом из данных проектов.

Проект «Зимующие птицы»,

В ходе реализации проекта особое внимание уделяла развитию речи. Для этого использовала подобранные на изучаемую тему дидактические и настольные игры. Такие как «Какая это птица», «В зимней столовой»; «Угадай по описанию», «4 лишний», и многие другие. В ходе проекта для активизации речевой активности были проведены цикл бесед на тему «Зимующие птицы», дети отгадывали загадки на заданную тему, познакомились с рядом произведений о птицах, такие произведения как «Воробьишко» М Горький, М. Сибиряк «Серая шейка»,С. Михалков «Где обедал воробей?».

Проект «Мы помним, мы гордимся»

Цель данного проекта : создание условий для формирования у детей чувства гордости за свою Родину, ее героических предков. Данный проект позволил приобщить детей к истории своей страны, своего села к её традициям, бережно относиться к памяти прошлого, расширить знания детей о героях- земляках Великой Отечественной Войны. В ходе проекта для активизации речевой активности были проведены беседы о войне, чтение и обсуждение произведений о войне, разучивание стихов, песен на военную тематику. Итогом проекта было создание альбома «Герои – становлянцы».

Проект «В игры играем, речь развиваем».

Цель: данного проекта «Формирование связной речи детей с помощью игр и игровых упражнений». Реализация данного проекта осуществлялась через цикл игр с детьми и

создание условий для игровой деятельности детей в группе. Реализация проектапредполагала различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно –печатных. Также

включены театрализованные игры:дети слушают сказки, инсценируют их.

Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм. Итогом проекта было оборудование центра речевого развития «Говоруша».

Таким образом, в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У них пополнился словарный запас, Сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми,

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть фото Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть картинку Что такое правильность речи в проектной деятельности. Картинка про Что такое правильность речи в проектной деятельности. Фото Что такое правильность речи в проектной деятельностиПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом «Косточка»,показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть фото Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть картинку Что такое правильность речи в проектной деятельности. Картинка про Что такое правильность речи в проектной деятельности. Фото Что такое правильность речи в проектной деятельностиПроектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Источник

Творческие проекты и работы учащихся

Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть фото Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть картинку Что такое правильность речи в проектной деятельности. Картинка про Что такое правильность речи в проектной деятельности. Фото Что такое правильность речи в проектной деятельности

В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом на тему «Культура общения» автор дает определение понятиям «речевой этикет», «культура речи», «языковая норма» и «нормативная лексика», объясняет, что такое «литературная норма» и что принято называть «речевым мастерством».

Подробнее о работе:

В ученическом проекте по русскому языку на тему «Культура общения» ученица 9 класса исследует теоретическую базу по истории и формированию в русском языке понятия «норма», «культура речи» и «этикет общения», а также выясняет, на что следует обращать внимание, чтобы речевое общение было правильным и понятным. В работе рассматриваются синтаксические, стилистические и грамматические нормы русского языка.

Автор детской исследовательской работы на тему «Культура общения» считает, что при правильном, единообразном произношении люди быстрее понимают друг друга, оно облегчает общение между людьми, поэтому надо следить за своим произношением, надо правильно произносить звуки, их сочетания, правильно выделять ударные слоги, т е. надо подчиняться тем нормам произношения, которые установлены в литературном языке.

Оглавление

Введение
1. Речевой этикет.
2. Культура речи.
2.1. Правильность речи.
2.2. Речевое мастерство.
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение

Фактически любая грамматика, любой словарь, любой учебник русского языка есть не что иное, как его нормирование. А это значит, что культуре речи учат с раннего детства и возможные ошибки должны изживаться в школе в процессе обучения языку. Но, к сожалению, не всегда учеников и даже выпускников школы можно охарактеризовать как людей, умеющих правильно говорить и писать.

В литературном языке произношение, так же как и выбор слов и употребление грамматических форм, подчиняется определённым правилам, нормам.

При правильном, единообразном произношении люди быстрее понимают друг друга, оно облегчает общение между людьми, поэтому надо следить за своим произношением, надо правильно произносить звуки, их сочетания, правильно выделять ударные слоги, т е. надо подчиняться тем нормам произношения, которые установлены в литературном языке.

Нормы произношения не остаются неизменными.

Цель работы: выявить связь речевого этикета с культурой речи.

Задачи:

Объект: культура речевого общения.

Предмет: нормы речевой культуры.

Речевой этикет

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Наше общество, еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, сообщения реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета.

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные мысли, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: Продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок.

Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта — ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий, которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы, и работники сферы обслуживания, и бизнесмены, да и просто родители.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др.

Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата «ты»- или «вы» форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

Важно подчеркнуть, что в речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д. Так, если кто то говорит другому — Доброго здоровьица! — то нет сомнения, что это пожилой житель деревни или выходец из нее. Если кто то бросает — Привет! — значит, обстановка неофициальная, находятся в равных, непринужденных дружеских отношениях. Но представьте себе, что “Привет!” ученик скажет учителю!

Таким образом, выбор наиболее уместного выражения речевого этикета и составляет правила (да и искусство) вступления в коммуникацию.

Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают “волшебной силой”, почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации ведет к обиде? Думается, можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.

Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть “своим” в данной группе — большой или малой, национальной, социальной,— исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Социальная заданность ритуальных знаков этикета воспитывается в людях с раннего детства.

Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание».

Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие, или речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела с помощью речи.

Четвертый признак связан с третьим и касается самой структуры высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»: Я благодарю Вас; Извините меня. Это открытое, эксплицитное представлена коммуникантов в грамматике предложения, но может быть и скрытое, имплицитное, семантическое представление их, как в благодарности Спасибо или извинении Виноват которые, в силу синонимии, функциональной эквивалентности с представленными ранее, содержат в глубинной структуре «я» говорящего и «ты» адресата (Я говорю Вам) спасибо.

Шестой признак связан с тем, что речевой этикет — важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. Речевой этикет, как видно из сказанного, является составной частью культуры поведения и общения человека. В выражениях речевого этикета зафиксированы социальные отношения той или иной эпохи.

В русском обиходе, в речевом этикете есть своя национальная специфика, с которой сталкиваются иностранцы, изучающие русский язык. Достаточно упомянуть хотя бы обращение по имени отчеству, которого нет у других народов. Да и вообще вся система обращений ярко национально специфична. Сейчас, в связи с общественными изменениями, у нас происходит смена некоторых обращений.

Конечно же, нужно изучать речевой этикет при изучении иностранных языков, но надо знать и свой собственный, русский, и обучать ему необходимо с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе, да и в вузе, уже профессионально ориентируя в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека.

Нельзя не сказать и еще об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения в нашей стране. Дело в том, что к глобальным научно-техническим процессам, охватившим подавляющее большинство регионов мира, у нас прибавились и сугубо специфические — демократизация общественной жизни, социальная и, соответственно, речевая активизация громадных слоев населения (со всеми вытекающими отсюда процессами в самом языке)

Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Причем если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при дистантном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет.

Источник

Мастер-класс «Развитие речи детей в проектной деятельности»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть фото Что такое правильность речи в проектной деятельности. Смотреть картинку Что такое правильность речи в проектной деятельности. Картинка про Что такое правильность речи в проектной деятельности. Фото Что такое правильность речи в проектной деятельности

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Развитие речи детей в проектной деятельности» Мастер-класс участника районного конкурса «Учитель года»-2010 Поздняковой Г.А., МОУ «Шелтозерская СОШ» Прионежского района Республики Карелия

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности обучающихся, формирование общеучебных умений (поисковых, презентационных и др.) в т.ч. коммуникативных (раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать материал, ясно выражать свои мысли, совершенствовать написанное), развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, реализация коммуникативного подхода в работе по развитию речи.

Из истории метода проектов Появился в начале XX в. Назывался также «методом проблем». Разработан на основе прагматической педагогики американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи (1859-1952). Как «от души выполняемый замысел» определен учеником и последователем Д. Дьюи Уильямом Килпатриком (1871-1965).

Алгоритм Структура подготовки проекта ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (почему?) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (зачем мы делаем проект?) ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ (что мы для этого делаем?) ВЫБОР СПОСОБОВ (как мы это можем делать?) ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (что в результате получится?) ПРОБЛЕМА ПЛАНИРОВАНИЕ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРОДУКТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО (папка рабочих материалов проекта: черновиков и т.д.)

Возможности проектной деятельности для развития речи Речь ребенка формируется в процессе практической деятельности. (трактовка виднейшего советского психолога Льва Семеновича Выготского, основателя культурно-исторической школы в психологии (последователи – П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.)) Мотив для речи заключен в деятельности общения (коммуникативной). (В.И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. Книга для учителя. – М.,1991. – с. 6) Ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи… Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у учеников возникла потребность в коммуникации. (Николай Иванович Жинкин, советский лингвист и психолог, основоположник отечественной психолингвистики)

Характеристика нашего проекта вид: творческий проект; цель: развитие творческого потенциала обучающихся; ценность: возможность реального использования продукта в качестве оригинального подарка; участники: обучающиеся 8 класса; срок реализации: в течение учебного года на классных часах; технология выполнения: сбор материала (идей, слов, выражений, образов) для сочинения стихотворного поздравления с днем рождения. продукт: поздравительный мини-постер (мы печатали на листах А-4)

1. ВЫБИРАЕМ ОБСТАНОВКУ «на светской вечеринке» «с трибун большого стадиона» «на «A-One» (музыкальный телеканал) «в прямом эфире» «на нашей радиоволне» «с телеэкрана» Показательно, что, по мнению детей, все поздравления должны прозвучать публично: в СМИ или в присутствии большого количества людей. Значит, приятно получить такое поздравление!

3. НАЗЫВАЕМ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА, ПРИВЫЧКИ воспитан и умен говорун и весельчак чувство юмора имеешь, шутку оценить умеешь смекалист и смышлен надежный друг трудолюбива и скромна молчалив, застенчив всегда приветлива …может он урок проспать… …не любит он читать… …иногда бывает вреден…

4. ПЕРЕЧИСЛЯЕМ УВЛЕЧЕНИЯ …в футбол лучше всех играешь… …танцуешь ты просто отлично… …знаменитый теннисист и виртуозный гитарист… …хорошо готовишь… …рукоделье – твой конек… …на фортепиано ты играешь… Порадовал широкий спектр!

5. ВСПОМИНАЕМ ФОРМЫ УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЫ «Учитель 007» Блистал в ролях Лесовичка, и Урожая, и Бычка… В “Crazy children” ты поешь… Ты величайший из ди-джеев… Поешь и пляшешь в вепсском хоре… Здесь вспомнили все сыгранные роли, организацию дискотек, участие в вепсском хоре и школьном ансамбле…

6. ВЫБИРАЕМ ОБРАЗ К нему подводит вся предшествующая работа на шагах 1-5, например: посещает футбольную секцию, любит готовить и хочет стать поваром, поет в школьном ансамбле; катается на скутере – байкер; Красная Шапочка – живет у бабушки, Золушка – все умеет и всем помогает. А вот Принцесса на горошине –неожиданно, оказывается, имели в виду «непоседу», «не сидит на месте». Подыскиваем в Интернете подходящую картинку и в Photoshop делаем из нее портрет героя поздравления!

7. ЖЕЛАЕМ ВСЕГО САМОГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО! Желаем счастья в жизни личной, учись на «хорошо» / «отлично»! …идти по жизни с улыбкой! …всегда всех волков побеждать! Желаем мы тебе побед, жить без печалей и без бед! Желаем позитива, смеха и на экзаменах успехов! Посерьезней относись ты к учебе, не ленись… во-вторых, успехов в спорте, в-третьих, праздничного торта… …ровных дорог, чтоб везде проехать мог! Пожелать тебе хотим оставаться озорным и экзамены все сдать на «4» и на «5»! Здоровой будь всегда, конечно, экзамены сдавай успешно!

ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА вовлечение каждого ребенка в творческий процесс, возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; воспитание самостоятельности, развитие коммуникативных умений, повышение речевой культуры обучающихся и – как следствие – культуры их поведения; положительная внешняя оценка (отзывы родителей)

Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком, Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. Семен Данилов, якутский поэт (1917-1978) Язык – не только предмет изучения, но и орудие изучения любого предмета:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ И ВДОХНОВЕНИЯ! В ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проектная деятельность всегда личностно ориентирована, в ней формируется социально активная личность. Метод проектов – технология XXI века, развивающая умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям. С точки зрения лингвистики и психологии мотив для речи возникает в коммуникативной деятельности, поэтому групповая работа над проектом – это благоприятные условия для развития речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *