Что такое православная гимназия

Православные гимназии и школы для детей

В настоящее время в России появляется все больше православных гимназий, где ученики получают духовное развитие, учатся церковным предметам и свободному общению с преподавателями. Между воскресными и светскими школами существуют большие различия, заключающиеся в подаче материала, составленных программах и отношении между учениками и преподавателями.

Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.

Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

О православном воспитании детей:

Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

Отличие православной гимназии от обычной школы

На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.

Основные тенденции гимназий

Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.

Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

Православие и дети:

Плюсы и минусы заведения

В православные учреждения не приходят дети из светских семей, потому что может возникнуть непонимание между мировоззрениями преподавателей и родителей. Часто религиозные классы оказываются мало укомплектованы, что дает больший простор для индивидуальных занятий.

Узнать о графике работы и поступлении можно у местных священнослужителей или прихожан.

Источник

Православная гимназия: в чем отличие от обычной

Третий год во Всеволожске существует Православная гимназия, в которой учатся дети с первого по четвертый класс. В ней состоялась встреча за круглым столом с педагогами гимназии. Сегодня мы публикуем их ответы на некоторые заданные вопросы.

– Что представляет собой Православная гимназия сейчас, кто в ней учится, кто преподает?

Татьяна Викторовна Парамонова, директор гимназии:

– Педагогический состав у нас с высшим образованием, по всем предметам работают специалисты. Всего у нас 24 учащихся. В начале нового учебного года гимназия переехала в прекрасное здание, расположенное в микрорайоне Бернгардовка, рядом с храмом во имя свв. Константина и Елены.

Учеба у нас начинается с зарядки. Уроки в каждом классе предваряют молитвы. Затем мы все вместе собираемся в трапезной. Перед трапезой читаем «Отче наш», после нее – благодарственные молитвы. Это то, что отличает нас от других школ: дети объединены не только общей учебой, но и общей верой.

Кроме обычных предметов, которые преподаются по программе школ России, у нас по пятницам для мальчиков – столярное дело, для девочек – шитье. Мы считаем правильным, если дети с первого класса будут приобщаться к труду. В школе большой актовый зал, здесь в том числе проходят два раза в неделю занятия по физкультуре, третий раз мы будем заниматься в детской спортивной школе Олимпийского резерва. В школе имеются два фортепиано, к праздникам дети готовят спектакли и музыкальные номера. Это является неотъемлемой частью учебного процесса.

Если говорить о педагогическом составе, то он у нас практически не меняется. Все владеют своими предметами, учителя очень доброжелательные, добросовестные и, разумеется, – православные. Елена Евгеньевна Шандрова – преподаватель музыки и учитель 2 класса. Алена Павловна Волкова – учитель первого класса. Ольга Васильевна Приходько – преподаватель физкультуры. Жанна Викторовна Ермолаева – учитель технологии, Екатерина Евгеньевна Краснова – преподаватель риторики.

– Религиозные предметы кем и как преподаются?

Т.В. Параманова: Религиозный предмет в нашей гимназии – это Закон Божий. До революции он существовал во всех русских школах, сейчас лишь в православных гимназиях. Его ведут священники: священник Арсений Гуцу – настоятель храма св. прав. Лазаря, иерей Дионисий Бунцев из храма Константина и Елены, также иерей Александр Завацкий из храма прп. Серафима Саровского. Для детей большая польза в том, что приходят батюшки и ведут такие уроки.

– Как осуществляется набор в гимназию? Принадлежность православию обязательна?

Т.В. Парамонова: Воцерковление родителей – это обязательно. Перед началом каждого учебного года у нас проходит собеседование с родителями, желающими отдать детей в гимназию. Приглашаются все учителя, а также священники, курирующие обучение.

– Многим было отказано?

Т.В. Парамонова: В этом году мы всех приняли, поскольку родители являются прихожанами всеволожских храмов. Их мы хорошо знаем.

– Критерий успешности любой школы – знания учеников. У Вас все-таки замкнутый коллектив, есть ли объективные данные об успеваемости? Как она выглядит на фоне обычных школ?

О.В. Приходько: Мы работаем по той же программе, что и образовательные школы. Любой предмет – математика, русский язык, чтение – у нас даются в нужном объеме. Однако мы углубляем программу заданиями и текстами с православным уклоном.

Т.В. Парамонова: Главное, что в конце каждого года мы сдаем экзамены в 4-й школе города Всеволожска. У всех детей имеются личные дела, они сдают экзамены, им выставляют в личное дело отметки за год. Каждую четверть мы пишем итоговые контрольные работы. Таким образом, имеется объективная картина успеваемости наших учеников.

– И как успехи за прошлый год?

– За прошлый год все сдали успешно экзамены за первый и за второй класс.

– Отчисленные есть?

– Нет, отчисленных нет.

– Отучатся дети в православной гимназии четыре года, а в пятый класс пойдут в общеобразовательную школу, где в классах иной раз по 35 человек. Не потеряются ли они там? Как будет решаться вопрос социализации?

Е.Е. Краснова: Если ребенок проявил себя как личность, он не потеряется. Имея коммуникативные способности, он соберет возле себя небольшой коллектив. Кроме того, наши дети посещают кружки, секции, спортивные мероприятия наряду с детьми из обычных школ, и никаких проблем при общении не возникает.

– В православной гимназии преподают предметы риторику, для чего она нужна?

Е.Е. Краснова: Риторика – это дисциплина, изучающая искусство речи, позволяющая развить красноречие. Я на занятиях прошу детей научиться свою письменную речь защищать, а в устной речи – ясно излагать мысли. Важно привить детям навыки общения и умение отстоять свою позицию. Предмет риторики воспитывает умение говорить, защищаться словами, в том числе произносить в нужных ситуациях слово «нет». Очень важны упражнения по тренировке самоконтроля, ведь дети в наше время очень эмоциональны. В нашей гимназии педагоги изначально стараются видеть в детях личность, поощрять их самостоятельность. Инструменты и способы для этого разные: игры, русская литература, рисование, молитвенное обращение к Богу.

– Круг чтения как-то по-особому формируется? Или идет в русле общеобразовательной школы?

Т.В. Парамонова: В основном в русле общеобразовательной школы, но берем также материалы из программы классической русской школы. Часто используем прекрасные произведения выдающегося педагога К.Д. Ушинского. Это, можно сказать, классическая учебная литература, предназначенная для детей младшего школьного возраста и имеющая уникальные возможности для христианского воспитания ребенка. На уроках мы с ребятами просто восхищаемся, читая рассказы «Слепая лошадь», «Два путешественника», «Персики». Просили детей дать рецензию на любое из этих произведений – что понравилось, что не понравилось. Были потрясающие ответы.

– А каким образом у детей поощряется и развивается творческая жилка вне обязательной школьной программы?

Е.Е. Шандрова: К праздникам обязательно ставим спектакли. Например, в прошлом году к Рождеству подготовили спектакль «Христова Звездочка» и заняли с ним первое место в районном детском конкурсе в категории «Театральная постановка».

Т.В. Парамонова: К Рождеству Христову и на Пасху делаем выставки рисунков. Они проходят с призами, с обсуждением лучших работ. Детские рисунки сохраняем на весь период обучения, чтобы ученик открыл потом свою папочку и увидел, как он делал когда-то первые шаги в рисовании.

– Какие у гимназии планы на будущее, последует ли развитие?

Ж.В. Ермолаева: Не хотелось бы отпускать детей на половине пути, а довести их до сознательного возраста…

Т.В. Парамонова: И у меня теплится надежда, что мы не ограничимся начальной школой, а рано или поздно в православной гимназии появятся классы с пятого по девятый. Тогда это будет полноценное образование.

– Если бы Вас попросили ответить в нескольких словах, в чем самое главное отличие православной гимназии от общеобразовательной школы, как бы вы ответили?

Т.В. Парамонова: Молитва во всех делах – это главный воспитательный элемент. Наши дети ходят в храм, мы даем знания, формируем умение правильно поступить и сделать свой выбор в поступках по Заповедям Божиим. В результате дети к 11 годам приобретают вместе с семьей навык христианской нравственности.

Источник

Православная гимназия: поступать или нет?

Приблизительное время чтения: 15 мин.

Удивительно, но отправить детей в православную гимназию сегодня хотят не только воцерковленные родители, но и те, которые видят в таких школах некую гарантию духовной безопасности для ребенка. Правда ли это? Что на самом деле происходит за стенами православной гимназии? Мы отправились в православную гимназию города Семенова Нижегородской области, чтобы разобраться в этом вместе с директором Светланой Александровной Кондаковой, духовником гимназии священником Андреем Лызловым и благочинным Семеновского округа Городецкой епархии священником Сергием Медведевым.

Православная гимназия «по документам» — простая школа?

Гимназия — это негосударственное среднее учебное заведение, у которого есть лицензирование и аккредитация (лицензирование означает право преподавать, а аккредитация — право выдавать аттестат государственного образца). Все те требования, которые государство предъявляет к обычным школам, выполняются и в православной гимназии. То есть соответствие государственным стандартам образования, санитарно-технические нормы и так далее. В этом отношении никакой разницы с обычной муниципальной школой нет. Нет здесь и платы за обучение (вернее, родители оплачивают только питание детей и гимназическую форму).

Но чем же она от школы отличается?

И образование, и воспитание в гимназии строится на твердой православной основе. Это касается всех предметов, а не только тех, которых нет в обычной школе (то есть основ православной веры, церковнославянского языка, церковного пения). «Твердая православная основа» не означает, конечно, что здесь учат детей какой-то особой православной химии, церковной алгебре или монастырской физкультуре. Речь о том, что сам процесс обучения, отношения между учителями и учениками органично вытекают из того, что они — воцерковленные православные люди. Здесь не орут на детей, здесь совершенно нормальная вещь, когда на уроке ученики делятся с учителем какими-то своими проблемами, мыслями — и весь класс включается в обсуждение.

Что такое православная гимназия. Смотреть фото Что такое православная гимназия. Смотреть картинку Что такое православная гимназия. Картинка про Что такое православная гимназия. Фото Что такое православная гимназия

Урок во втором классе. Детям здесь интересно учиться — еще и потому, что они не боятся задавать вопросы. На уроке подчас бывают разговоры не только по изучаемой теме, но и просто о жизни. Фото Виталия Каплана

Естественно, «православная составляющая» сказывается и в преподавании гуманитарных дисциплин. Скажем, на уроках литературы в девятом классе детям подробно рассказывают о духовной эволюции Пушкина и Гоголя — то есть дают больше, чем того требует обычная школьная программа. На уроках истории России речь идет не только о событиях, но и об их религиозной подоплеке, и, конечно, гимназисты получают знания и по церковной истории — что редко встретишь в массовой школе.

Но самое главное даже не это, а та система отношений, та атмосфера, которая здесь культивируется. Уважение к личности ученика, дружба учителей и учеников (причем дружба, не переходящая в фамильярность и попустительство), забота старших учеников о младших. Да, такое можно встретить и в хорошей светской школе, но здесь это вытекает из объединяющей всех гимназистов и учителей православной веры.

Такую атмосферу непросто создать и непросто поддерживать. На это работают не столько педагогические технологии, сколько собственная духовная жизнь педагогов. Впрочем, такие уж тут педагоги. «Здесь нет ни одного равнодушного человека, — поясняет директор гимназии Светлана Александровна Кондакова. — Начиная с вахтера и заканчивая директором — люди, которые пришли по зову сердца. Мы все создаем эту атмосферу — но ведь сами же этой атмосферой дышим, она нас самих укрепляет и питает. Да, подчас бывает тяжело. Бывают, что опускаются руки. Но потом, когда соприкасаешься с чистыми детскими душами, с их непосредственным восприятием мира, вдруг снова появляются силы. Причем понятно, откуда появляются: Господь дает. То, что мы здесь делаем — мы же делаем не своей собственной силой. Мы так детям и говорим: и мы, и вы — лишь кисточка в Божьей руке».

Гимназия действительно гарантирует духовную безопасность ребенка?

Стопроцентную гарантию духовной безопасности не может дать никто, в том числе и православная гимназия. Но, действительно, в этой гимназии дети духовно гораздо более защищены, чем их сверстники в обычных школах.

Что такое православная гимназия. Смотреть фото Что такое православная гимназия. Смотреть картинку Что такое православная гимназия. Картинка про Что такое православная гимназия. Фото Что такое православная гимназия

В этом здании гимназия занимается с 2005 года. Поначалу оно было совсем неприспособлено для работы с детьми, пришлось делать несколько ремонтов, не прерывая при этом учебного процесса. Сейчас здесь уютные кабинеты, большая столовая, спортзал. Естественно, все это требовало больших вложений, и если бы не помощь спонсоров и местной администрации, ничего бы этого не было. Фото из архива Семёновской гимназии

Второй уровень защиты — эта уже упоминавшаяся атмосфера, стиль отношений. В этой атмосфере не приживаются грубость, пошлость, равнодушие. Те вещи, которые действительно могут представлять духовную опасность для ребенка, отторгаются самой здешней средой. Естественно, никакого автоматизма тут нет, естественно, бывают срывы. Были (хотя и крайне редко) случаи, когда приходилось исключать ребят, разлагающе действовавших на своих соучеников. «Наши дети не с луны свалились, и их не заслали к нам из параллельного мира, — говорит Светлана Александровна. — Со стороны может показаться, что все у нас само собой получается, но это не так. Тут у нас живая жизнь — не придуманная, не лакированная, а с болячками, синяками, шишками, со слезами, с болью, с потом и кровью».

И, наконец, третий уровень — это внимание педагогов не только к успеваемости и поведению детей, но и к тому, что их интересует, что волнует. Дети нередко приходят к духовнику гимназии священнику Андрею Лызлову и рассказывают ему о своих проблемах, сомнениях и недоумениях. Не на исповеди, а просто как старшему другу. Кстати сказать, на уроках основ православной веры отец Андрей не только учит детей «теории», но и постоянно обсуждает с ними разные жизненные ситуации, показывает им духовную подоплеку вроде бы вполне обыденных вещей, объясняет, как правильно нужно действовать в духовно опасных ситуациях. Если у детей появляются сомнения в вере (а у старшеклассников они почти всегда появляются, причем чаще всего у мальчиков), то ребята не держат это в себе, а приходят к духовнику или директору, и происходит подробное обсуждение.

Но ведь после тепличных условий могут быть проблемы во взрослой жизни. Как быть?

Примерно об этом же говорит и отец Андрей Лызлов: «Да, действительно, у многих выпускников возникает раздвоенность, когда им приходится делать нравственный выбор. То есть происходит внутренняя духовная борьба, и ребята должны иметь опыт такой борьбы. Если такой опыт есть — а мы этому учим! — то потом им становится гораздо легче применить его к решению внешних проблем. Когда в сердце благодать, которую добиваешься трудом, то легче бороться и с внешними искушениями».

Что такое православная гимназия. Смотреть фото Что такое православная гимназия. Смотреть картинку Что такое православная гимназия. Картинка про Что такое православная гимназия. Фото Что такое православная гимназия

Одиннадцатиклассники переходят для занятий в другой кабинет, но по пути обсуждают что-то с отцом Андреем (помимо того, что он духовник гимназии, он ещё и классный руководитель 11 класса). Фото Виталия Каплана

Это подтверждается практикой. У выпускников гимназии (а первый ее выпуск состоялся в 2011 году) по-разному складывается студенческая жизнь. Например, первокурснику Нижегородской медицинской академии Дмитрию Даутову поначалу пришлось нелегко. Однокурсники в штыки приняли его религиозность, постоянно подкалывали вопросами о вере. «Часто при мне заходили разговоры о Церкви, и я видел, что, несмотря на все их нападки и заблуждения, ребятам на самом деле это интересно. Сперва их вопросы ставили меня в тупик, и чтобы ответить правильно, мне пришлось дополнительно читать, консультироваться и с отцом Андреем, и с другими знакомыми священниками. В итоге нападки прекратились, и более того — меня начали оберегать, как комнатное растение. До поступления взрослые меня предупреждали, чтобы не ходил на тусовки, дискотеки, но, к моему удивлению, никто из однокурсников меня туда и не звал. Однажды я спросил: почему? И мне ответили: мы же понимаем, что тебе этого не нужно».

Однако бывают ситуации и гораздо более сложные, чем у Дмитрия. Так, например, одному из выпускников, курсанту Академии МВД пришлось выдержать тяжелейшее давление атеистически настроенных преподавателей, вплоть до того, что с него пытались сорвать крест. Парень выдержал, не сломался, но можно представить, насколько ему было трудно.

А вот выпускнице прошлого года Ксении Брусникиной, студентке историко-филологического факультета Шуйского филиала Ивановского педагогического университета, повезло — большинство ее сокурсников верующие, каких-либо трений на религиозной почве не возникает. Впрочем, и ей приходилось в детстве сталкиваться с непониманием сверстников из светских школ. «Меня, когда была маленькой, знакомые ребята обзывали монашкой, и тогда это очень задевало. Сейчас бы меня так назвали, я бы восприняла как комплимент».

Есть ли причины не отдавать ребенка в гимназию?

Да, такие причины есть. Это равнодушие родителей к вере. В первые годы Семеновской гимназии подчас туда отдавали детей из неверующих семей — из тех соображений, что там высокий уровень обучения и хорошая моральная обстановка. Но рано или поздно начинались проблемы — когда гимназия и семья тянули ребенка в разные стороны. Гимназия пыталась воспитывать его в православной вере, настаивала на посещении храма, соблюдении постов — а родители считали все это необязательной блажью. Или, скажем, в гимназии пытались приучить ребенка к честности, а дома он постоянно был свидетелем того, как родители врут друг другу и посторонним. Или, например, гимназия нетерпима к сквернословию — а в семье это обычное дело. Когда возникают такие противоречия, то у ребенка происходит тяжелый внутренний кризис. Когда становится невозможным доверять и родителям, и учителям, то ребенок может впасть в депрессию, а может вообще перестать верить взрослым, пытаться ими манипулировать.

Именно поэтому в Семеновской гимназии почти все ученики — из воцерковленных семей, где родители не только на словах, но и на деле готовы придерживаться общего с гимназией подхода к воспитанию. Эта система воспитания строится на Православии и подразумевает взаимодействие с родителями. Если же родителям Православие не нужно, то лучше, наверное, не отдавать ребенка в православную школу.

А кто там работает? Священники?

Среди преподавательского состава всего лишь один священник. Это духовник гимназии отец Андрей Лызлов, который уже одиннадцатый год ведет здесь уроки физкультуры. Он профессиональный учитель физкультуры, еще в советское время закончил Горьковский педагогический институт по специальности «физическая культура». В гимназию его пригласил в 2006 году ее основатель и первый духовник, протоиерей Игорь Иудин. А священником отец Андрей стал сравнительно недавно, три года назад.

Все остальные учителя гимназии — миряне. Все они имеют профильное образование. Директор гимназии, Светлана Александровна, преподает с 1990 года, по специальности — учитель математики. Директором православной гимназии стала в 2007 году, а до того работала завучем в сельской школе.

Правда ли, что в гимназии дети живут как в армии, по строгому монастырскому уставу?

Нет, неправда. Во-первых, гимназия — не закрытое учебное заведение, дети там учатся и занимаются в различных кружках и секциях, но не живут. Во-вторых, в плане требований дисциплины там нет особых отличий от обычной школы. Разве что перед началом занятий проходит общая молитва. Да, чтобы не опоздать на молитву, детям приходится чуть раньше выходить из дома, чем если бы им надо было успеть к звонку на первый урок. «Но они не воспринимают это как проблему, — поясняет отец Андрей Лызлов. — Напротив, участвуя в этой молитве, они ощущают свое единство и друг со другом, и с учителями, причем единство в самом главном — в предстоянии перед Господом». Что же касается требований дисциплины, то, как говорит Светлана Александровна, «дети прекрасно понимают, что эти требования разумны, что они нужны для поддержания того, ради чего они с такой охотой сюда приходят — теплой атмосферы».

Что такое православная гимназия. Смотреть фото Что такое православная гимназия. Смотреть картинку Что такое православная гимназия. Картинка про Что такое православная гимназия. Фото Что такое православная гимназия

2009 год. Соревнования по спортивной гимнастике. Учитель физкультуры и тренер Андрей Лызлов (за три года до рукоположения). Фото из архива Семёновской гимназии

Впрочем, нарушения порой случаются, дети есть дети. Но никаких специфических «православных наказаний» тут нет. Просто нарушителям объясняют, что они неправы, что так нельзя. «Причем бывает и так, — рассказывает Светлана Александровна, — что подобное словесное внушение делают старшие ребята младшим, и это действует очень сильно. Не потому, что младшие боятся агрессии старших, а потому, что боятся упасть в их глазах».

Что там с оценками и экзаменами?

Оценки в гимназии ставят честно, не «рисуют», как это иногда бывает в массовых школах. И при этом качество обучения очень высокое, что на протяжении многих лет подтверждается успехами гимназистов на разных олимпиадах, от районного до всероссийского уровня.

Одиннадцатиклассники успешно сдают ЕГЭ, причем показатели по всем предметам здесь выше общероссийских. Но сдача ЕГЭ не является для педагогов самоцелью. Здесь нет никакого «натаскивания» на тесты, здесь первично получение знаний, а не их контроль. И уж, конечно, здесь не пытаются внедрить тестовые методики в начальные классы, как это порой бывает в массовых школах.

Куда потом деваться ученикам? В семинарии?

Подавляющее большинство учеников поступает в светские вузы. Кстати, на сайте гимназии www.spgnn.ru приводится информация за каждый год, начиная с 2011, по каждому выпускнику, куда он поступил. К примеру, в 2015 году ребята поступали в Нижегородский государственный университет имени Лобачевского, Нижегородскую медицинскую академию, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Добролюбова, Нижегородский педагогический университет имени Минина, Высшую школу экономики, Санкт-Петербургский университет культуры, Рязанское высшее военно-десантное училище, Нижегородский технический университет, Шуйский педагогический институт. И все — на бюджет.

Попасть в гимназию очень сложно?

Кстати, у многих гимназистов есть друзья из обычных школ, которые мечтают попасть в гимназию.

Чем провинциальная гимназия отличается от столичной?

«С одной стороны, — говорит Светлана Александровна, — в нашем подходе к обучению и воспитанию нет ничего уникального. Мы строим свою работу на православном понимании личности, а Православие не бывает “семеновским” или “московским”. С другой — действительно есть специфика, связанная с тем, что Семенов — небольшой город. Во-первых, у нас в гимназии дети проводят почти весь день, после уроков у них разные кружки, секции. И дело даже не в том, что в Семенове кроме как к нам ребенку пойти некуда. Есть досуговые центры, кружки и секции. Но только в гимназии вся эта деятельность опирается на крепкий православный фундамент и не поддается пошлым и циничным проявлениям современной массовой культуры. И поверьте, родители очень хорошо видят эту разницу. Во-вторых, в столичных гимназиях обучение достаточно часто бывает платным. У нас же оно бесплатно, родители оплачивают только питание детей и гимназическую форму. Для небольшого города, где у большинства людей доходы несопоставимы со столичными, это очень существенно. А в-третьих, поскольку город небольшой, то мы тут чаще всего друг друга знаем и помимо гимназии, поэтому работают неформальные связи между учителями, учениками и их родителями, и это способствует установлению правильных человеческих отношений».

К этому можно добавить еще одно наблюдение. В небольшом городе православная гимназия — явление заметное, она не только занимается обучением и воспитанием своих учеников, но и становится культурно-духовным центром для всего города, она, если можно так сказать, задает культурную повестку. К примеру, проводятся в Семенове концерты классической музыки — и туда приходит почти вся гимназия: ученики, учителя, родители учеников. А вслед за ними — их знакомые, соседи, коллеги… Или взять окружной конкурс «Ученик года», в котором гимназия участвует уже три года (и гимназисты становятся победителями и призерами). «Если в первый год, — рассказывает Светлана Александровна, — выступления других школ были зачастую пошловаты и безвкусны, а гимназисты держали высокую марку нравственности и тонкого юмора, то уже через год уровень выступления школ заметно повысился ».

Десять лет спустя

Что такое православная гимназия. Смотреть фото Что такое православная гимназия. Смотреть картинку Что такое православная гимназия. Картинка про Что такое православная гимназия. Фото Что такое православная гимназия

В 2007 году «Фома» опубликовал очерк о Семеновской православной гимназии. Уже в те времена православные гимназии не были какой-то экзотикой, но наш выбор пал именно на нее — потому что она создана в небольшом городе. А в небольшом городе православная гимназия становится чем-то большим, нежели просто еще одно учебное заведение. Она вызывает интерес у населения, ведь ее ученики — это чьи-то друзья, чьи-то соседи. А родители гимназистов — это чьи-то сослуживцы, и, естественно, заходят разговоры. К тому же на базе гимназии действуют различные кружки, секции, студии — и туда могут ходить не только гимназисты, но и дети со стороны. Гимназия может устраивать разные культурные мероприятия — и их посещают местные жители. Словом, здесь она задает культурную повестку. А если говорить о православном миссионерстве, то уже само присутствие православной гимназии в жизни небольшого города, где все друг друга знают, — это очень действенная форма миссии.

Очерк вышел давно, с тех пор многое изменилось и в мире, и в стране, и в церковной жизни. И нам стало интересно, а что же происходит с Семеновской гимназией? Оправдались ли наши ожидания? Удалось ли сохранить ту атмосферу, которая была десять лет назад?

На этот счет были опасения. Во-первых, десять лет — большой срок для социально-педагогического проекта, мы знаем немало примеров, когда начинания, вознесшиеся мощно, спустя какое-то время угасали. Во-вторых, в 2007 году в гимназии сменилось руководство, и непонятно было, что там происходит сейчас. Поэтому-то и решили снова приехать и посмотреть своими глазами.

Что ж, оказалось, что за десять лет и впрямь изменилось многое — но это позитивные изменения. Лучше стало с финансированием, полностью отремонтировали здание, собран сильный преподавательский состав. Если в 2006 году самым старшим гимназистам было по 12-13 лет, то сейчас уже прошло пять выпусков, и результаты экзаменов, результаты поступления в вузы впечатляющие. Авторитет гимназии в Семенове по-прежнему очень высок, туда многие хотят попасть.

А самое главное — сохранилась атмосфера. Здесь все так же неформально тепло, здесь ученики и учителя доверяют друг другу, здесь дети учатся не только спрягать глаголы и решать уравнения, но и быть православными. Не по форме, а по сути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *