Что такое правовая грамотность

ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Смотреть что такое «ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» в других словарях:

ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — подразделение, служба предприятия, организации, учреждения, компании, ведаюшая юридической, правовой стороной выпуска документов, заключения договоров, регулирования экономических отношений, предъявления претензий, возбуждения исков, составления… … Экономический словарь

ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — подразделение предприятия, организации, учреждения, компании, ведающее юридической, правовой стороной выпуска документов, заключения договоров, регулирования экономических отношений, предъявления претензий, возбуждения исков, составления… … Энциклопедический словарь экономики и права

ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — подразделение, служба предприятия, организации, учреждения, компании, ведающая юридической, правовой стороной выпуска документов, заключения договоров, регулирования экономических отношений, предъявления претензий, возбуждения исков. Такая служба … Профессиональное образование. Словарь

юридическая служба — подразделение, служба предприятия, организации, учреждения, компании, ведающая юридической, правовой стороной выпуска документов, заключения договоров, регулирования экономических отношений, предъявления претензий, возбуждения исков,… … Словарь экономических терминов

СЛУЖБА ЮРИДИЧЕСКАЯ — Подразделение, служба предприятия, организации, учреждения, компании, ведающая юридической, правовой стороной выпуска документов, заключения договоров, регулирования экономических отношений, предъявления претензий, возбуждения исков, составления… … Словарь бизнес-терминов

Институт «Право общественных интересов» (PILI) — Институт «Право общественных интересов» (PILI) международная неправительственная организация, которая утверждает и развивает принципы защиты прав человека посредством, стимулируя развитие инфраструктуры в области права общественных… … Википедия

Институт «Право общественных интересов» (PILI) — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

Право общественных интересов (институт) — Public Interest Law Institute Институт «Право общественных интересов» (PILI) международная неправительственная организация, которая утверждает и развивает принципы защиты прав человека посредством, стимулируя развитие инфраструктуры в области… … Википедия

грустный — прил., употр. часто Морфология: грустен, грустна, грустно, грустны и грустны; грустнее; нар. грустно 1. сказ. Когда вам грустно, вы испытываете печаль, тоску и т. п. Что то мне грустно сегодня. | Ей вдруг стало грустно. 2. Человека называют… … Толковый словарь Дмитриева

Головченко, Глеб Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Головченко. Глеб Головченко … Википедия

Источник

Правовая грамотность. Что это и зачем она нужна россиянам?

Что такое правовая грамотность. Смотреть фото Что такое правовая грамотность. Смотреть картинку Что такое правовая грамотность. Картинка про Что такое правовая грамотность. Фото Что такое правовая грамотность

В последнее время все говорят о финансовой грамотности, которая позволяет обрести навыки в том, как вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения заниматься инвестициями и многое другое.

Да, действительно, такие знания очень полезны, но они бессмысленные, если вы не знаете, как их можно защитить от правонарушений, которые в нашей стране имеют очень высокие показатели в силу правой безграмотности населения. Например, в сфере трудового права, наверное, почти каждый сталкивался с ситуацией, когда работодатель незаконно удерживает заработную плату или назначает штраф, а мы в силу своей правовой безграмотности на это закрываем глаза и оставляем всё как есть, а это, дорогие друзья, прямое нарушение Трудового кодекса. Если происходят такие нарушения ваших прав, о какой финансовой грамотности и благополучии может идти речь?

Поэтому запомните, что за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Всё, на этом точка, и если работодатель вновь нарушит ваши права, пишете в трудовую инспекцию о нарушение, либо мне, я помогу составить заявление и восстановить ваши права.

Что же такое правовая грамотность?

Правовая грамотность – это знание своих прав, обязанностей и способов их защиты, а также знание основных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми.

Причины правовой безграмотности населения:

Правовая безграмотность населения приводит к:

Повышение личной правовой грамотности даёт возможности:

От того, насколько граждане знают свои права и обязанности, информированы о НПА, принимаемых законодательной властью, умеют ими пользоваться, во многом зависит социально-экономическая ситуация в стране. Человек, обладающий высоким уровнем правовой грамотности, является гарантией успеха в решении задач дальнейшего совершенствования развития как правового государства, так и гражданского общества в России.

Правовая грамотность населения Российской Федерации

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Я хорошо знаю свои права и способен сам их защищать

Я плохо знаю права, мне нужна помощь юриста для защиты

Источник

Немного о правовой грамотности

Что такое правовая грамотность. Смотреть фото Что такое правовая грамотность. Смотреть картинку Что такое правовая грамотность. Картинка про Что такое правовая грамотность. Фото Что такое правовая грамотность

Рубрика: 1. Теория государства и права

Дата публикации: 30.11.2016

Статья просмотрена: 8815 раз

Библиографическое описание:

Паутина, Е. Ю. Немного о правовой грамотности / Е. Ю. Паутина. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11459/ (дата обращения: 30.12.2021).

Россия — страна правового нигилизма.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев

Половина населения в нашей стране не задумывается о том, какие у них есть права и свободы, что они значат для них, в каких документах они записаны. А если они их не знают, то это означает, что у них их просто нет.

Каждый гражданин обязан знать свои права, хотя бы потому что, чтобы человек точно знал, на что он мог рассчитывать в своей жизни.

Человек, который не разбирается в законах, не знает о своих правах и обязанностях, не может представить, что нужно делать, если возникнет сложная ситуация в его жизни.

Хочется заметить, что в российском обществе долгое время недостаточно внимания отводилось основам права. Важными были патриархальные обычаи, что прослеживается в историческом развитии Руси, поэтому на современном этапе можно столкнуться с такой проблемой, как низкая степень правосознания граждан.

Происходит это из-за того, что начиная с древних времен, и по настоящее время в российском обществе присутствовало такое явление, как несоблюдение прав человека, которое отложилось надолго в нашем сознании. Кроме того, данная проблема возникает из-за не знания законов, но и нежелания их придерживаться.

Все перечисленные источники приводят к тому, что происходят грубейшие нарушения законодательства, и вследствие этого ущемление и несоблюдение прав граждан. И для того, чтобы повысить уровень правовой культуры и правосознания необходимо качественное правовое образование, которое должно являться приоритетной целью и задачей государства.

Обратимся к истории. Права человека в Древнем Востоке были очень жестоки по отношению к человеку. О чем мог мечтать раб? Даже право на жизнь рабу не было обеспечено. В современном же законодательстве прав на жизнь является важнейшим естественным и неотъемлемым правом каждого человека. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни, никто не может быть произвольно лишен жизни.

Древнеримский свод законов XII таблиц гласит: «Если рукой или палкой переломить кость свободному человеку, пусть заплатит 300 ассов, если рабу-150 ассов.

Если совершивший кражу убит на месте, то пусть убийство его будет считаться правомерным». Из данного примера можно сделать вывод о том, насколько изменились представления о правах человека.

Для того, чтобы человеку не быть обманутым, необходимо повышать правовое просвещение граждан. Но заставить население, человека повышать правовую грамотность невозможно.

В наши дни нельзя говорить о высоком и даже среднем уровне правовой культуры общества в целом. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Одним из главных условий создания правового государства является образованный в правовом смысле гражданин. В России существует много пробелов в процессе становления правовой культуры. Изначально это правовая безграмотность граждан, разногласия между нормативно-правовыми актами и реальной действительностью — все это следствие правового нигилизма и отрицание нравственных принципов. [1, с.180].

Приведем проблемы, которые мешают формированию правовой культуры в современном обществе.

Чтобы решить эти проблемы, необходима такая политика государства, которая направлена на повышение уровня правовой культуры общества. Ее можно реализовать с помощью фильмов, искусства, средств массовой информации, правотворчества, художественной литературы.

Для любого человека важной культурной ценностью выступа ют право и законы. Законы — результат завоеваний многих цивилизаций. Они способны формировать право. На основе законов издаются подзаконные нормативные правовые акты, формируются новые правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. С их помощью закрепляются поступки, отношения, соответствующие стандартам правовой культуры, создаются государственные органы, которые обладают правовой культурой и несут ее массам.

Немаловажным аспектом правовой культуры является и состояние законности и общественного правопорядка в обществе.

По данным социологических исследований, осуществляют помощь правоохранительным органам респонденты в возрасте от:

‒ старше 25 лет — 19,5 %.

А в свою очередь только 64 % молодежи считают, что правоохранительные органы не только не защищают их интересы, но напротив, выступает их врагом.

В последнее время наблюдается заметное увеличение количества правонарушений.

Приведу пример. Если в СССР в 70- е год на 100 тысяч человек приходилось 4 умышленных убийства, то в наши дни согласно приведенным за 2015 год данным, в Российской Федерации от рук преступников погибло 14,5 тысяч человек, или 10,2 человека на 100 тысяч жителей.

Полагаю, что государство не добилось эффективной борьбы с преступностью.

Многие негативные явления в обществе, и в первую очередь преступность, уходят своими корнями в правовую безграмотность, в непонимание населением свои прав и обязанностей.

Одной из приоритетных задач современного российского общества является повышение правовой культуры и правосознания граждан. Основным инструментом в этом процессе выступает правовое воспитание как целенаправленное воздействие на сознание в целях формирования высокого уровня правовой культуры и правосознания [2,с.16].

В настоящее время механизмов, которые направлены на повышение правовой культуры много. К примеру, бесплатная юридическая помощь со стороны адвокатов, юристов, так и со стороны органов власти.

Это и просвещение населения о правах и обязанностях гражданина через СМИ, через интернет, лекции в школах.

Огромную роль играет деятельность юридических клиник ВУЗов, общественных организаций.

Правовое образование является неотъемлемой частью общей культуры гражданина, условие формирования правосознания.

На формирование правовой культуры и законопослушного типа поведения оказывают влияние следующие факторы:

1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;

2) высокий уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;

3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения;

Правовое образование является залогом того, что оно не станет препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Ну а вести работу, направленную на сокращение уровня правовой безграмотности нужно совместно с государством, так как важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Российское общество всегда старалось воплотить в реальности различные идеи западных стран. Считаю, что юридическая безграмотность проявляется в отрицании существования Бога, духа, души и правых норм.

К основополагающим причинам проявления юридической безграмотности можно отнести неверное истолкование законодательных актов демократического государства, а также незнание своих прав.

На основании всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что в целях преодоления правовой безграмотности необходимо повысить уровень правовой культуры российских граждан, что возможно путем введения единой правообразовательной системы;

Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Похожие статьи

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Правовая культура населения | Статья в журнале.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Философия действенности права и правовой нигилизм на.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Проблемы преодоления правового нигилизма

правовой нигилизм, дефект правосознания, Россия, нарушение, отрицательное отношение, правовая культура, преступление, Российская Федерация.

Правовая культура как «правовой иммунитет» общества

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность, юридическая.

Деформация правовой культуры государственных служащих

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Влияние правового нигилизма на развитие гражданского.

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир.

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность, юридическая.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Источник

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс»

Верещагинского городского округа Пермского края

«Правовая грамотность школьников»

Автор: Габова Елизавета,

СП Сепычевская школа

Никитина Надежда Васильевна,

СП Сепычевская школа.

Теоретические основы изучаемого вопроса

1.2.Международные документы о правах ребенка…………………………….6

1.3.Российские документы о правах ребенка…………………………………..9

Собственные исследования: права ребенка в нашей школе

Социальный статус респондентов………………………………………..12

Знание законов о правах ребенка ………………………………………..18

Знание обязанностей гражданина ………..………………………. 20

Виды юридической ответственности ………………………………. 21

Нарушители прав ребенка………………………………………………. 24

Предмет исследования: информированность школьников в области правовых знаний.

Объект исследования: учащиеся СП Сепычевская школа.

Цель учебно-исследовательской работы: выявление уровня знаний прав ребенка у учащихся.

Изучить историю развития прав ребенка в мире и России.

Определить уровень правовой информированности учащихся в нашей школе.

Выявить пробелы в правовых знаниях школьников.

Рассмотреть перспективы по формированию знаний прав детей.

Оформить исследовательскую работу.

Ознакомить администрацию и педагогический коллектив школы, а также активистов Российского движения школьников.

Гипотеза 1: школьная среда является главным источником формирования правовой культуры, знаний законов и развития потребности получения их детьми.

Гипотеза 2: сверстники являются основными нарушителями прав ребенка.

Новизна исследования: определены перспективы повышения правовой грамотности учащихся в СП Сепычевская школа.

сбор необходимой информации;

организация анкетирования в школе;

анализ и обработка анкет;

Вид работы: учебно – исследовательская.

В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их ещё неустоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей. Представления несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали еще осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодёжи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушения, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы.

Права ребенка – это те права и свободы, которыми обладает каждый ребенок, независимо от пола, расы, национальной принадлежности, языка, места жительства, социального положения и многих других факторов. К сожалению, они нарушаются, несмотря на большое количество различных документов мирового уровня, созданных для защиты прав детей. [1]

Все мы обладаем равными определенными правами, но мало кто их знает и может защитить. К сожалению, правовая культура граждан России остается низкой. Сегодня такие проблемы по формированию правовых знаний учащихся имеются и в нашей школе. Школьники могут нарушать дисциплину и порядок, обижать младших, нагрубить взрослым, совершить правонарушение.

Развитие Российского правового государства невозможно без повышения правовой культуры её граждан, особенно подрастающего поколения. Пока мы ещё юные граждане России, но через десять лет в наших руках будет судьба нашей Родины. Я, как активный участник школьного самоуправления не могу на это пассивно смотреть, хотелось бы выявить у старшеклассников пробелы в области прав гражданина и как можно повлиять на формирование правовой культуры.

Наша инициативная группа разработала тематические правовые турниры, беседы и политинформации направленные на повышение правовой грамотности несовершеннолетних. Знания в области прав и свобод гражданина являются для меня актуальными и помогут мне в дальнейшем, после окончания школы, успешно адаптироваться в социуме.

1.1.Право. Правовая грамотность

Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо с правовой системой[1]. При этом право как система права находит выражение в источниках права, её правовое содержание определяется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права обычно подразумеваются и другие правовые явления: правовая культура, правосознание и правореализация.

Различные учёные выделяют следующие наиболее распространенные признаки права:

Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);

Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);

Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);

Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм)[2].

1.2.Международные документы о правах ребенка

Родившись на планете Земля, и став юным членом громадного человеческого общества, ребёнок получает сразу много прав. Эти права нужны для выживания, развития и защиты.

Для того, чтобы из сегодняшних детей выросли сильные, здоровые, грамотные, образованные, справедливые люди, необходимо, чтобы во всех странах, и в нашей тоже, соблюдались принципы, изложенные в Декларации прав ребёнка.

Декларация прав ребенка

В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

По Декларации ребенок имеет право:

на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

посещать школу и учиться ;

на равенство в правах ;

свободно выражать свои мысли ;

на собственное мнение ;

на имя и гражданство ;

на получение информации ;

на защиту от насилия и жестокого обращения;

на медицинское обслуживание ;

на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями) [4].

Конвенция о правах ребенка

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Конвенция рассматривает 46 основных прав детей всей Земли.

Основные права, которые установлены Конвенцией о правах ребёнка, мною представлены:

Право ребёнка на жизнь, гражданство и имя.

Право ребёнка на родителей и их заботу, семейные связи. Это право на жизнь, заботу и общение с родителями, братьями, сёстрами, близкими и дальними родственниками.

Право ребёнка свободно выражать свои взгляды и свободно выражать своё мнение.

Право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Право ребёнка на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личные симпатии, выбор увлечений, спортивных, культурных и научных интересов.

Право ребёнка на тайну корреспонденции.

.Право ребёнка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство.

Право ребёнка, лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь.

Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального здоровья.

Право ребёнка на пользование наиболее совершенными средствами лечения болезней и восстановление здоровья.

Право ребёнка на образование. Образование – это один из самых важных этапов в жизни каждого человека, тем более, ребёнка. Это значит – для каждого должно быть доступно среднее образование, как общее, так и профессиональное. Высшее образование должно быть доступно всем детям на основе способностей и жизненных целей.

Право ребёнка на отдых и досуг.

Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации, от похищений и торговли детьми.

Право ребёнка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации.

Право ребёнка, нарушившего уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости.

Для защиты своих прав, изложенных в Конвенции о правах ребёнка, ребёнок имеет право проводить собрания и митинги в здании своей школы или другого учебного заведения при условии, если он является членом и участником молодёжного или детского общественного объединения.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребёнка, принятый в России 24 июля 1998 г на основе Конвенции, устанавливает, что членами и участниками детских общественных объединений могут быть дети от 8 до 14 лет, а молодёжных общественных объединений – подростки от 14 до 18 лет. Однако они могут быть зарегистрированы только в том случае, если в руководящие органы и учредители будут избраны граждане, достигшие 18 лет. Все собрания и митинги общественных объединений должны не препятствовать учебному процессу, проходить во внеурочное время с соблюдением устава данного учебного заведения [4].

Вывод: Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества, поэтому в 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка.

1.3.Российские документы о правах ребенка

Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Он состоит из 5 глав и 25 статей:

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст.ст. 615);

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.16-22);

Глава IV. Гарантии исполнения Федерального закона (ст. 23);

Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.

К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.

Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, право знать своих родителей и право на их заботу, на совместное проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах кроме случаев, для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии и их изменении. Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия) [4].

Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Ребенок очень быстро вырастает и становится взрослым. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, воспитав их правовую культуру. Завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, не только права своих детей, но и наши права, права старшего поколения [6,7].

Вывод: Основным документом в нашей стране является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», кроме того, права ребенка закреплены Гражданским и Семейным кодексом РФ. История ХХ века в России учит нас, что забвение и попрание прав и свобод человека неизбежно ведет к трагедии. Именно поэтому, только воспитав детей в духе соблюдения прав человека, мы сумеем преодолеть наши ошибки, и в ХХ I веке творить новую историю, не ущемляя прав ребенка, человека, гражданина.

2.1 Социальный статус респондентов

Диаграмма №1 «Гендерный состав»

По возрасту, учащиеся делятся на 3 группы. 1) 13-14 2) 15-16 лет 3) 17-18 лет.

Диаграмма №2 «Возраст»

По данной диаграмме можно отследить, что больше всего анкетируемых (46%) приходится на возраст от 15 – 16 лет. Второе место принадлежит группе от 13 до 14 лет – 32% респондентов, 20% респондентов участвовали в возрасте 17-18 лет.

По социальному положению, учащиеся делятся на 2 группы 1) учащиеся 7-8 классов 2) учащиеся 9-11 классов.

Диаграмма №3 «Социальное положение»

Вывод: в анкетировании приняли участие более 60% респондентов 9-11 классов.

2.2. Знание прав ребёнка

Права ребенка провозглашены 20 ноября 1989 года Конвенцией о правах ребенка, которая была единогласно принята генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Права ребенка подразделяют на четыре группы: личные, социальные, культурные и политические.

Было проведено анкетирование учащихся с седьмого по одиннадцатый класс с целью выявления уровня правовой грамотности.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации [8].

Диаграмма №4 «Право на жизнь»

Вывод: 100 % старшеклассников знают, что самое важное и неотъемлемое право каждого человека с рождения – право на жизнь.

Диаграмма №5 «Документ о гражданстве человека»

Диаграмма №6 «Право на заботу и воспитание»

Диаграмма №7 «Право на образование»

Половина учащихся отнесли право на образование к социальным правам, 22% отнесли к культурным правам, 8% к экономическим правам и 5% считают – это политические права.

Вывод: только 78% учащихся не знают, что право на образование относится к культурным правам.

Диаграмма №8 «Социальные права»

По данной диаграмме №8 можно увидеть, что 82% анкетируемых, предполагают, а право на социальное обеспечение и пользование услугами здравоохранения относятся к социальным правам. А остальные учащиеся этого не знают.

Вывод: 82% школьников группируют право на социальное обеспечение и на пользование услугами здравоохранения к социальным правам.

Диаграмма №9 «Политические права»

Вывод: 60% анкетируемых знают свои политические права.

2.3.Знание законов о правах ребенка

Диаграмма №10 «Знакомство с основными законами РФ»

Вывод : Конституция РФ является основным законом государства, что отвечают 98% анкетируемых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *