Что такое правовое воспитание в школе
Правовое воспитание школьников
Современные педагоги и теоретики правильного воспитания считают формирование правовой культуры одним из важнейших условий осознанного восприятия школьниками своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона и гражданственности. Система мер гражданско-правового воспитания школьников направлена на повышение сознательности, призыва уважать закон и государственность.
Цели правового воспитания
Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются – формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.
Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.
Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:
Правовое воспитание учащихся проводятся для того, чтобы не только дать ученикам знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.
Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников – формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».
Правовое воспитание молодежи – уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.
Наиболее актуальная проблема теории воспитания – внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.
Реализация программы правового воспитания
Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.
В каких направлениях осуществляется реализация программы правового воспитания несовершеннолетних?
Методы правового воспитания
Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы – формируются базовые понятия, в средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа – необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.
Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели.
Примеры целей проведения внеклассного мероприятия на тему «Я и закон»:
Правовое воспитание в школе
Школьный возраст – время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель – сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.
Задачи воспитания
Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:
Особенности школьного воспитания
В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.
Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.
В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.
Необходимо соблюдение некоторых принципов:
Содержание воспитания
Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.
Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:
Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:
Методы, формы, средства
Формы работы разделяются на следующие группы:
Наиболее применяемые формы:
Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.
Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.
Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.
Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе
Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.
Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.
Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.
Формы обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.
Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, “заседания суда”.
Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.
Правовая культура старшеклассников
Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.
Главная цель воспитания старших школьников – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:
Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.
Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.
Темы мероприятий по правовому воспитанию
Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.
Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно. При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.
Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:
Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе
Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.
? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.
Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.
В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:
Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.
Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:
Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).
Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.
Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы
Форма мероприятия | Темы |
---|---|
Тематические классные часы | 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания) |
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице) | |
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования) | |
4. «Права и обязанности школьника» | |
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе) | |
Дидактические и ролевые игры | 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы) |
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни) | |
3. Игра-викторина «Я имею право» ( Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина. | |
Выставки | 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках» |
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»» | |
Родительский всеобуч | 1. «Как уберечь ребенка от насилия» |
2. Свободное время ребенка | |
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений» |
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
Форма мероприятия | Тема (задача) |
---|---|
Классные часы в средних классах | 1. «О вреде курения», |
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав» | |
3. «Предупреждён-значит вооружен» | |
4. «Законы жизни школьного коллектива» | |
5. «Что такое порядочность» | |
6. «Правила доверия» | |
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» | |
8. «Я – гражданин России» | |
Классные часы в старших классах | 1. «Умей сказать «нет» |
2. «Склонность или пагубная привычка? | |
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
4. «Что такое порядочность жизни» | |
5. «Что значит быть принципиальным» | |
6. «Что такое цель | |
7. «Свобода половых отношений» | |
8. «Любовь и дружба | |
9. «Закон о наркотиках» | |
10. «Мои права – мои обязанности» | |
11. «Как не стать жертвой преступления» | |
Конкурсы, викторины, игры | 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей) |
2. Ролевая игра «Мы и выборы» | |
3. Правовая игра «Я и мои права» | |
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат» | |
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка» | |
Наглядная агитация | 1. Стенд «Правовой уголок школьника» |
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков». | |
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»; | |
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!» | |
Родительские всеобучи | 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД) |
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы) | |
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах» | |
4. «Подросток и его профессиональные интересы» |
Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»
Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.
В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:
Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.
Правовое воспитание в школе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права, и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Имеем право мы иметь права,
Но ведь моралью люди связаны
Поэтому чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.
Формирование гражданских принципов, гражданского долга, правовой культуры, осознание взаимосвязи прав и свобод человека – этим и многим другим проблемам уделяется пристальное внимание в системе Просвещения ПМР как важнейшим факторам патриотизма.
И это не случайно. Сегодня школа становится местом, где ученик реально находит применение своим талантам и возможностям, где он проходит первичную социализацию. Школе доверяют ребенка – хрупкого, беззащитного – а порог школы на выпуске перешагивают уже взрослые люди. В этих условиях одной из важнейших задач является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди детей, правовое информирование и правовая культура школьников.
Правовое воспитание – совместное воспитательное дело семьи, школы, правоохранительных органов. Оно направлено на формирование правового сознания и навыков, привычек правомерного поведения школьников
Необходимость организации правового воспитания молодежи обусловлена развитием правового государства, существование которого немыслимо без соответствующего уровня правовой культуры ее граждан, трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правовой неграмотности.
Знать права и обязанности надо, каким бы обременительным порой это не казалось.
Ведь на правовое воспитание возлагаются следующие задачи:
1. Вооружение учащихся знаниями законов, повышения их юридической осведомленности, систематическое информирование об актуальных вопросах права, ведь правовые знания являются основой, на которой формируется правовое сознание. Они помогают ученикам соотносить свои поступки и поведение своих товарищей не только с общеизвестными моральными нормами, но и с требованиями законов, корректировать, изменять ее в правильном направлении.
5 Формирование у учащихся нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им.
Можно ли хоть какую-то из этих задач исключить и надеяться при этом на правовое, благополучное общество? Думаю, читатель сам ответит на этот вопрос уверенным «Нет». И в первую очередь это должны осознавать родители .
Общеизвестно – все начинается с семьи. Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. В семье закладываются те нравственные основы, на которых потом строит свою жизнь повзрослевший потомок. И это действительно так. И привычки ребенка, и выбор друзей, и отношения с близкими людьми, и обычаи семейного – всё берется в детстве. Так что каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью. И далеко не все родители разделяют мнение, что закладывать в обучение основы правового воспитания – это необходимость.
Современные дети проявляют больший энтузиазм, чем родители (особенно, если речь заходит об их собственных правах!). Но вопрос: «Возможно ли устроить жизнь общества так, чтобы права человека не нарушались?» – получает в их понимании простой ответ: «Надо научить детей и взрослых правам человека и создавать специальные организации, которые помогали бы людям защищать их права».
Легко и просто, правда?
Правовое воспитание в школе необходимо! И сами дети это понимают.
Таким образом, приходим к выводу: приобщение учащихся к правовой культуре обогащает их духовную жизнь, а знание ими своих прав и обязанностей расширяет возможности их самореализации. Правовое воспитание укрепляет жизненную позицию, повышает общественную активность, обостряет чувство непримиримости к негативным явлениям.
Итак, педагоги согласны с тем, что правовое воспитание необходимо. Дети согласны. Родители… родители тоже, в большинстве согласны. С чего же начать?
В настоящее время можно выделить следующие требования к организации правого воспитания школьников:
— наличие системной и дифференцированной работы к учащимся;
— стимулирование позитивного эмоционального отношения к сообщаемым сведениям;
— активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;
— связь правовой информации с жизнью, приучение их к сознательной оценке своих поступков и, таким образом, обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
— учёт психологических особенностей учащихся
Необходимым, очень важным условием нравственно-правового формирования личности учащихся в школе является единство учебной и внеклассной работы. Учебная и внеклассная работа должны дополнять друг друга, оказывать взаимовлияние на процесс нравственно-правового воспитания подрастающего поколения.
Например, преподавание правовых предметов в школе проводится в старших классах. Но правовое воспитание ведь должно начинаться намного раньше? Значит, нужно ставить задачу связи правового воспитания с историей, литературой и другими учебными предметами школьной программы. Разве не может школьник найти в них элементы знаний о праве? Конечно, может. Между правом, литературой, искусством, как известно, существует тесная связь. При ознакомлении с биографиями различных писателей, поэтов, композиторов, художников, как правило, опускается стороной вопрос о том, какое место занимало право (многообразная правовая действительность) в их жизни и творчестве. Между тем многие выдающиеся русские литераторы, художники, музыканты переживали те или иные столкновения со сферой права. Литераторы, к примеру, могут вспомнить в этой связи дело о наследовании Фетом дворянства и фамилии, дуэльный кодекс, которым руководствовались Пушкин и Лермонтов, обстоятельства суда над Достоевским и последующего помилования… Мы, историки, еще более богаты на фактологию в этом отношении. К тому же многие деятели искусства и науки закончили юридические учебные заведения или собирались стать правоведами, но по разным причинам не завершили юридического образования, для многих служению музам и наукам предшествовали изучение права и правовая практика (либо совмещалась с художественным творчеством). В стенах школы или любого другого образовательного учреждения большим право воспитательным потенциалом обладают уроки литературы, истории, обществоведения, родного языка, даже иностранного языка. Сюда же добавляем уроки-диспуты в старших классах по таким художественным произведениям, как А.Н. Островский «Суд над банкротом Большовым и приказчиком его Подхалюзиным» (учитель Балан Е.П.), Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», А.С. Пушкин «Дуэль или убийство?» (урок-диспут о виновности Онегина в смерти Ленского под руководством учителя Цушко Е.Л.). А урок на тему «Знай свою Конституцию» проводится ежегодно в (как правило, в декабре) в рамках акции «Знай Конституцию своего государства» в классах с 5 по 11.
Не забываем и о воспитательной работе как таковой. В МОУ «Терновская РМСОШ» существует уже отлаженная система воспитательных мероприятий, нацеленных в том числе и на повышение правового самосознания детей. Разработана концепция «Развитие личностно-ориентированной воспитательной системы в становлении духовно-нравственного развития учащихся», программы «Я гражданин и патриот ПМР», «Дети группы «Риск», «Милосердие», «Досуг».
Проводится месячник военно-патриотической работы, в нее включен День Защитника Отечества, День призывника, уроки Мужества, Фестиваль молодежных общественных движений «Юный патриот Приднестровья»; Республиканская акция, посвященная Дню Победы.
В течение всего года реализуется ряд мероприятий по профилактической Операции «Подросток». Целью операции является ознакомление детей и молодежи с нормативно-правовыми и законодательными актами нашей Республики, санитарно-просветительскую деятельность медицинских работников, работников прокуратуры, ГАИ, ИДН, СВПЧ. Реализовывается целевая программа по профилактике ВИЧ/СПИД/ИППП, в рамках которой проходят профилактические лекции, «круглые» столы, тренинги, викторины, конкурсы плакатов, оформление тематических выставок; систематически проводятся спартакиады, соревнования, акции, анкетирование.
В ноябре школе проходит декада «Дорога требует дисциплины», посвященный дню памяти жертв ДТП. В рамках декады проходят конкурс рисунков «Дорога и дети», тестирование по безопасности, общешкольная минута молчания по погибшим в ДТП. В этом учебном году прошла встреча с инспектором ГИБДД, в рамках которой рассматривались вопросы безопасного поведения на дороге, управление скутерами и велосипедами. ЮИД организует конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, составляет для ребят тренировочные кроссворды, ребусы, организуется просмотр презентаций и видеофильмов. На общешкольной линейке члены отряда ЮИД рассказывают о детском дорожно-транспортном травматизме в районе и в республике.
Членам отряда нравится поздравлять водителей с днем автомобилиста, они вручают открытки и выражают пожелания о безопасной езде.
Встречи и беседы с сотрудниками правоохранительных органов также проводятся на постоянной основе. На таких встречах ученики могут напрямую задать интересующие их вопросы, а сотрудники правоохранительных органов объясняют права школьников с точки зрения закона и ответственность за нарушение этих прав.
Работает в школе и психолог. Трудные и неблагополучные дети не остаются без внимания. С указанными категориями в школе проводится индивидуальная профилактическая работа по предупреждению совершения правонарушений, выстроена система совместной работы ИДН, ГИБДД, управлением опеки, здраво о хранением, отделом образования и др. Профилактическая работа среди обучающихся нашей школы по предупреждению правонарушений ведется по следующим направлениям:
1. Коррекция девиантного поведения «трудных» обучающихся:
2. Профилактическая работа с родителями «трудных» обучающихся, работа с неблагополучными семьями. Выявление неблагополучных семей.
Удивительно ли, что при таком подходе наши «трудные» дети: Попов Даниил, Федоров Игорь, Швец Василий, Ермолаев Игорь, Малаештян Роман – 4 года назад спасли три детские жизни? Мальчики-семиклассники принесли тогда в школу трех замерзающих малышек, брошенных родителями без присмотра в нетопленом доме. Подчеркиваю – это наши «трудные» подростки, с которыми было немало сложностей в школе. Но они проявили сознательность и ответственность, которых не хватило взрослым родителям девочек.
В целях трудового и профессионального воспитания постоянно реализуются профориентационные мероприятия «Выбери профессию», «Дни открытых дверей»; классные часы. Актив органов ученического соуправления принимает активное участие в Республиканской патриотической акции «Весна милосердия», которая включает в себя проведение молодежных акций по оказанию адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий в Афганистане и защитникам Приднестровья, а также поддержание порядка мест захоронения и на мемориальных комплексах; участвуют в Республиканской гражданско-патриотической акции «Георгиевская ленточка» и др.
Ведется профилактика вредных привычек – без этого тоже не обойтись, известно же: «В здоровом теле здоровый дух», и курению, наркомании и пьянству поставлены заградительные барьеры (агитбригады, классные часы, тематические газеты, конкурсы роликов и презентаций «Скажи нет».
Еще один аспект – воспитание уважения к прошлому своей Родины.
К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовью, заботой и нежностью.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
Директор МОУ «Терновская РМСОШ» В.Н.Карамануца