Что такое правовой инфантилизм
Правовой нигилизм и правовой инфантилизм
Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько про-бельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.
Сущность правового нигилизма – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.
Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности. (И. И. Карпец, А. Р. Ратинов). Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами (А. И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права (В. А. Туманов).
Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.
Оба эти явления питаются одними корнями – юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.
Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.
«Перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т. п.
Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Основными направлениями нейтрализации причин и условий деформации профессионального правосознания юристов являются: правовое воспитание и правовое обучение. В качестве же дополнительных, (т.е. как рекомендации по профилактике и коррекции самой деформации профессионального правосознания юристов) можно выделить меры в проблемно-перспективной и конкретно-практической плоскости.
Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов.
Например, по данным собственного социологического исследования заключаю, что к разновидностям правового нигилизма сотрудников органов внутренних дел относятся: установка на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, административный зуд, произвольное толкование закона.
Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и несвязанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания.
Инфантилизация общества
Инфантилизация общества
Правовой инфантилизм как фактор негативного влияния на уровень правосознания в России
Размещено на http://www.allbest.ru/
ПРАВОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ КАК ФАКТОР НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА УРОВЕНЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИИ
правовой инфантилизм власть
Формирование гражданского общества и построение правового государства невозможно без участия граждан в этом процессе, без наличия у них чётких правовых установок, без активного отстаивания своих прав. Однако в настоящее время нестабильность ситуации в обществе, произвол чиновничьего аппарата, социальная пропасть между богатым и бедным классом приводят к возникновению различных правовых девиаций. Наиболее яркой и распространённой среди российских граждан девиацией является правовой инфантилизм.
Правовой инфантилизм — это особая форма деформации правосознания, выражающаяся в неинформированности населения в правовых вопросах, наличии пробельных правовых знаний, а также в нежелании их получить.
Еще М.Е. Салтыков-Щедрин иронично высказывался о том, что русский человек сам не знает, чего хочет: то ли поросятины с хреном, то ли конституций. Складывается ощущение, что со времён великого писателя ничего не изменилось. Граждане России слабо представляют себе не только структуру высших государственных органов, но и не осведомлены о своих правах и свободах, провозглашённых Основным законом государства — Конституцией РФ, а также о способах их защиты и отстаивания.
Существует несколько причин такого ярко выраженного правового инфантилизма именно в России.
Во-первых, исторические корни инфантилизма.
Правовой инфантилизм — это исключительно русская национальная черта. Менталитет, основанный на инфантилизме и лени, уходит корнями в прошлое, в эпоху крепостного права, когда ни о чём не нужно было думать. Всё решит барин или государь. В 20-м веке при большевиках этот инфантилизм еще более усугубили, всякая инициатива наказывалась, прибавилась безответственность коллективизма, а также желание и возможность поживиться за чужой счет. Сейчас же человек поставлен в такие условия, когда от него также ничего не зависит. Реализация его прав полностью зависит от чиновника, который либо позволяет, либо не позволяет такую реализацию.
Во-вторых, частое несоответствие формы закона его содержанию. Проблема состоит в том, что некоторые правовые нормы наполняются совершенно иным содержанием, выгодным государству. Ярким примером является возможность назначения губернатора субъекта Президентом России, которая не соответствует смыслу Конституции РФ. Поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», касающиеся нового порядка назначения губернаторов, вступили в силу 15 декабря 2004г. Этот закон отменил прямые выборы губернаторов населением региона и ввел порядок утверждения его кандидатуры законодательными собраниями субъектов по представлению Президента РФ.
Данные положения были оспорены в Конституционный Суд четырнадцатью представителями Союза правых сил, а также гражданином Владимиром Гришкевичем из Тюмени. Но Конституционный суд РФ подтвердил конституционность нынешнего порядка назначения глав субъектов Федерации.
В данном контексте проблемы следует предложить государству ввести в обыденное правосознание населения возможность такого несоответствия. Тогда не будут возникать какие-либо иллюзии и неоправданные ожидания.
В-третьих, отсутствие в России чёткой и прозрачной системы исполнения законов. Несомненно, в России отсутствует четкое исполнение законов, реальное введение в жизнь новых правовых норм, население не видит реального смысла функционирования законодательной ветви власти.
В-четвёртых, антагонизм человека и государства, полное несовпадение их интересов. Необходимо отметить, что полное совпадение интересов государства и человека, как и полное совпадение публичных и частных интересов невозможно. Однако для взаимодействия эти два субъекта права должны найти определённые точки соприкосновения.
Ответственность за снижение правового инфантилизма у населения лежит на государстве, которому для преодоления данной девиации следует решить 2 задачи:
1. Формирование доверия граждан к власти.
2. Предоставление государством возможности получения гражданами качественных правовых знаний. В 2004 году ROMIR Monitoring проводил социологического опрос на знание гражданами Конституции РФ. В итоге выяснилось, что около 60%, т е. большинство россиян, не знают, когда была принята действующая Конституция страны.
Неправильный ответ на вопрос о дате принятия Конституции России дали 24% опрошенных, 16% респондентов ответили правильно. По сравнению с данными прошлого года количество правильно ответивших граждан сократилось на 5%, количество не знающих года принятия действующей Конституции РФ увеличилось на 5%. Давшие неверный ответ сохранили свои позиции.
Можно предложить следующие пути решения данных задач:
1. Выработка общей системы и стратегии реформирования государства.
Необходимо наличие чётко сформулированной программы развития государства, для того, чтобы гражданам было ясно, какие задачи ставит перед собой государство, и какова его цель.
На данный момент власть сообщает лишь о ближайших реформах, но в государстве не существует общей стратегии реформирования, что приводит к разрозненности данных мероприятий и непонимании их сути среди населения.
2. Подробное разъяснение населению предстоящих реформ.
Перед внедрением в жизнь каких-либо нововведений власть должна подробно информировать граждан о предстоящих реформах, для того, чтобы избежать неоправданных ожиданий и подрыва доверия граждан.
3. Повышение качества преподавания юридических дисциплин в школах, средних учебных заведениях, ВУЗах.
Думается, что искоренение правового инфантилизма следует начать с подрастающего поколения.
Конечно, семья и школа играют большую роль в правовом воспитании личности, в преодолении такой деформации как правовой инфантилизм, но это не «улица с односторонним движением». Государство должно принимать в этом самое активное участие. И как бы не старались педагоги и родители, но гражданин, в конце концов, выходит в реальную жизнь, где сталкивается с неправовыми проявлениями.
4.Введение обязательного для всех государственных и муниципальных служащих экзамена на знание Конституции РФ и основных прав и свобод человека и гражданина.
Прежде чем требовать от рядовых граждан знания основ законодательства, его необходимо изучить представителям власти.
5.Пропаганда в средствах массовой информации законопослушного поведения.
Повышение правосознания напрямую зависит от снижения уровня правового инфантилизма у граждан России. На данном этапе государство почти не обращает внимание на данную проблему. Думается, что пока оно не заинтересовано в наличии образованного, грамотного и инициативного общества, знающего свои права и свободы и умеющего их защищать.
1. Буторин М. Когда народ не знает Конституции // www.russia-today.ru/2003/no_15/15_mail.htm
5. Федеральному закону о монетизации льгот исполняется год // http://law.edu.ru/news/news.asp?newsID=7606
6. Оль П.А. Обоснование идеи публичного интереса в западной и отечественной политико-правовой мысли: некоторые аспекты правопонимания // Материалы V международной научно-теоретической конференции «Публичное, корпоративное, личное право: проблемы конфликтности и перспективы консенсуальности». — СПб., 2005. — С. 147.
8. Буторин М. Когда народ не знает Конституции // www.russia-today.ru/2003/no_15/15_mail.htm
9. Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Петроград: издание Юридического книжного склада «Право», 1917.
Инфантильные люди — угроза обществу
Они всегда слушаются старших, могут быть яркими и талантливыми людьми, успешными в своей профессиональной сфере, но они не способны принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за что-либо. По мнению отечественных психологов, инфантильные люди, которые и в сорок лет в душе остаются детьми — это бич современного общества.
В детстве все мы зависим от взрослых, но вот уже окончен институт, человек работает, однако по-прежнему для него остается решающим мнение родителей. Без их одобрения он не посмеет с кем-то встречаться, создать семью или совершить еще какой-то жизненно важный поступок. Многие инфантилы зависят от родителей и материально, им не приходит в голову искать работу с достойной зарплатой или снять квартиру, чтобы строить свою жизнь самостоятельно.
По словам психотерапевта Евгения Кульгавчука, один из основных признаков инфантила — нежелание строить планы на будущее. «Он считает, что строить планы — это скучно, — говорит эксперт. — Ему нравятся яркие краски, праздники. Он может быть талантлив, и таких людей много бывает в тех профессиях, где нужно свежее мышление, порой нестандартное».
Читайте также: Новая болезнь современного общества. Мужчины-дети
Многие инфантилы действительно преуспевают по службе, так как послушными, неконфликтными людьми начальству проще управлять. К тому же, профессиональные качества инфантила часто бывают вполне на уровне: личностное развитие и профессиональные навыки — это совершенно разные вещи. Из инфантилов иногда получаются прекрасные креативщики — художники, дизайнеры, музыканты, рекламные копирайтеры… Есть, конечно, и те, кто особыми талантами не блещет. Эти «часто живут в своем маленьком мире, порой боясь выйти наружу», — констатирует Евгений Кульгавчук.
Откуда же берутся инфантилы? Завкафедрой социальной психологии развития МГППУ Наталья Толстых считает, что виновата, как правило, семья, которая чересчур опекает подрастающее чадо.
«Бывают авторитарные семьи, где ребенку не дают принимать никаких решений, — говорит она. — В этом случае он не имеет опыта самостоятельной жизни и привыкает жить по чужой указке. Есть еще такой вид воспитания, как гиперпротекция. Родители во всем потакают ребенку, подхватывают все его начинания, все хотят сделать за него. В этой ситуации личность тоже полноценно не формируется».
Родители гордятся тем, что их 25-30-летние сыновья или дочери пишут стихи, рисуют, сочиняют музыку, но при этом не замечают, что чадо не может шага шагнуть без посторонней опеки. Если же великовозрастное дитя все же пытается делать самостоятельные шаги, скажем, устраивается на работу, заводит семью, то все его начинания терпят крах, так как он не умеет выстраивать отношения с людьми по «взрослому» типу, а вместо этого ждет, что кто-то (например, коллеги или супруг) возьмут на себя ответственность за него.
По мнению Евгения Кульгавчука, инфантильное сознание — это отчасти результат массовой пропаганды, которая призывает: «Потребляй больше, думай меньше». Подростков и молодежь призывают пить кока-колу, жевать жвачку и мечтать о навороченных смартфонах, вместо того чтобы говорить с ними о серьезности и ответственности. Неудивительно, что у нас появилось «поколение пепси», так легкомысленно относящееся к жизни.
Психолог Наталья Толстых полагает, что инфантильность представляет собой серьезную проблему для общества: «У нас сейчас кризис, потому что, с одной стороны, все понимают, что без самостоятельных, инициативных, готовых что-то взять на себя людей мы погибнем как страна, как цивилизация. А с другой, такие самостоятельные не нравятся начальникам. С инфантильными ведь проще — цыкнул и все».
Читайте также: Сhildfree — поколение, не желающее детей
В свою очередь, коллега Натальи Евгений Кульгавчук рассказывает, что в своей практике ему часто приходится сталкиваться с мужской инфантильностью: современные мужчины нередко ждут, что женщина возьмет на себя роль их матери. И это одна из главных причин семейных разладов.
Как считают специалисты, профилактикой инфантилизма могут стать, во-первых, тренинги личностного роста и саморазвития, на которых человеку помогли бы разобраться в себе; во-вторых, укрепление традиционных семейных ценностей; в-третьих, создание в масс-медиа, литературе и кинематографе образа положительного героя, который мог бы служить примером для подрастающих поколений. Разумеется, лишенного инфантильных черт.
Тотальная инфантилизация общества — страшилка?
А так ли уж однозначна и глобальна проблема? Кто и в какие времена, какими методиками вообще исследовал эту инфантильность? Кто брал выборку крестьян в позапрошлом веке и сравнивал мужика, держащегося за барина и барскую землю, и современного офисного работника, пьющего афобазол при малейшей угрозе сокращения. Чем отличается семья в три поколения, ютящаяся в одной избе и слушающая самого старшего и современные взрослые, живущие с родителями? В чем разница между исполнением ритуалов и современными играми, описанными Берном?
Не играют ли современные публицисты и специалисты разного толка на феномене «раньше было лучше»? В отличии от инфантильности данный феномен достаточно хорошо известен и задокументирован как в литературе, так и в исторических источниках. Инфантильность же — довольно размытое понятие. Если открыть википедию: «В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения, нежелание брать ответственность.» По сути — низкий уровень сознания и осознанности, ответственности за свои решения. А что такое осознанность, чем руководствуется осознанный человек? Какими мотивами и как их установить объективно? Маслоу в труде «Мотивация и личность» прямо указывает, что мотивы многослойны и многогранны, что невозможно установить однозначно, чем руководствуется человек. Следовательно, выяснить мотив одного и того же поступка у разных людей невозможно. Один поступает, руководствуясь нравственными ценностями, другой — моральными, третий же — из страха порицания. Объяснить же все трое могут наиболее социально приемлемым мотивом.
Мне кажется, что то, что сейчас называется инфантильностью в таком же процентном соотношении существовало и раньше. Единственное отличие современного социума от доиндустриального — большая свобода в распоряжении своим временем, а с приходом интернета — и глобальный обмен информацией, и доступ к развлечениям. Если раньше народ собирался смотреть на казни и гладиаторские бои, а в деревнях — на драки и ярмарки, то сейчас так же ходят на зрелища, а многие — просто играют и смотрят те же зрелища в интернете. Думаю мотивация была примерно одна и та же, отличался только масштаб и цена развлечений.
Еще один способ «заглянуть в прошлое» — посмотреть на страны третьего мира. Они обижаются меньше? Меньше меряются всеми возможными способами и живут по законам природы? Не поддаются манипуляциям и интригам, не умеют сами их плести?
Можно возразить, что жители стран, по развитию живущие в прошлом и позапрошлом веке, раньше женятся, рожают, уходят из родительских семей и имеют мотивацию к развитию. Например, моя знакомая педиатр, работавшая в Алжире, рассказывала, что студенты сидели под фонарями у посольства до глубокой ночи и зубрили учебники. В других местах света просто не было. Что это доказывает? Ничего. Это говорит лишь о том, что маленький процент населения стремится к повышению уровня жизни и, возможно, самореализации. А может они просто хотят сбежать оттуда, где плохо живется? И опять же это — малая толика населения огромной страны. Остальные же отлично вписываются в инфантильность, как ее понимают в обществе, википедии или научных трудах.
Так действительно ли феномен возрастания инфантильности имеет место быть? Или скорее присутствует «феномен проповеди», когда превозносят прошлое в ущерб настоящему и пугает будущим, для достижения каких-то своих целей?
Инфантилизм
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.
В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения, нежелание брать ответственность.
Содержание
Физиологический инфантилизм
В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желёз внутренней секреции (половых желёз, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.
Психологический инфантилизм
Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.
В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.
Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.
Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Также влияет на психическое состояние.
Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.
Правовой инфантилизм
Правовой инфантилизм — низкий уровень правового сознания, чувства ответственности относительно поведения в рамках права, несформированность, недостаточность правовых знаний и установок, но высокого уровня желания получить результат (без осознанности последствий, с вероятной осознанностью отрицательного поведения).
Деформация правосознания
Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.
Виды деформаций правосознания:
1. Правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;
2. Правовой дилентализм.Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;
4. «Перерождение» правосознания.Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;
5. Правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли. Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.
Формы правового нигилизма и пути его преодоления
1. Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм).
Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.
Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д. Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др.
2. Перерожденческое правосознание (негативное отношение к праву, вызывающее осознанные противоправные поступки, связанные с эгоистическими, корыстными и т. п. мотивами), которое в отличие от правового нигилизма выражается в умышленном, виновном нарушении требований действующего законодательства.
3. Правовой идеализм, который означает переоценку возможностей права. Это явление получает особенно широкое распространение в годы революционных перемен или при формировании нового законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату.
Пороки правового идеализма не столь очевидны. Они проявляются гораздо позже создания закона в форме недостижения ожидаемых результатов от его действия, а также в порождении неверия в возможности закона, т. е. в правовом нигилизме.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к профессии юриста, является необходимость постоянной и систематической работы над собой в виде самостоятельного изучения нового законодательства и научной литературы по специальности. Между тем, как свидетельствует практика, для многих специалистов окончание учебы в вузе становится окончанием формирования профессионального интеллекта. Навыки практической деятельности, почерпнутые из сомнительных с точки зрения законности источников (например, в виде «опыта дяди Вани»), могут отрицательно сказываться, разрушать и без того хрупкий каркас правовой информированности, приобретенной в вузе. Личность специалиста останавливается в своем развитии и даже может деградировать в интеллектуальном отношении. Этому способствуют чрезмерная служебная загруженность, специализация по рассмотрению однообразных юридических дел, накопление жизненной усталости, влияние социальной среды и т. д.
Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства и представлениях о своей служебной несвязанности правом. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике. Ошибочность и произвол в работе следователя, судьи, прокурора сродни браку в работе врача. И в том и в другом случае последствием безграмотности может быть искалеченная судьба человека. Профессиональный инфантилизм, следовательно, не так уж безобиден. А это означает необходимость создания и деятельности особых квалификационных комиссий для определения мер ответственности за брак в работе, наступивший вследствие незнания своей профессии.
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим.
Политический режим РФ:
— Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ).
— Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).
— В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ).
— В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).
— В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ).
— В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.
В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения.
Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант политического режима скандинавского образца. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане – это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.
Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются.
На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.
Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.
Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.
Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 7496 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ