Что такое праздник воздвижение господне
Воздвижение Креста Господня
Событие праздника и его эортологическая динамика
Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.
После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, Святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.
Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование св. равноап. императора Константина Великого.
По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святой Крест, чудесное явление которого стало для св. Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об Обретении Креста Господня.
Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV век), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Иисус был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий (почил в 333 году) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Он был поднят святителем для всеобщего обозрения.
Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.
Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев. И в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне– и поздневизантийскую эпоху пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
Уже в конце IV века праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года – наряду с Пасхой и Богоявлением.
Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих сообщениях 30 : Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная Литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.
Выбор 13 или 14 сентября как эортологической даты Обновления, которую в настоящее время нельзя мотивировать бесспорно, мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. Обновление можно считать христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей – одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения ( Лев 34, 33–36 ), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (данный месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Дата праздника Обновления – 13 сентября – совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Не исключены соответствия между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того.
По свидетельству иерусалимского Лекционария (в армянском переводе) V века, на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу.
Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления, – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI века, Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанном в VI столетии, прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения, то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII век), есть следующие указания: она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, увидела большое стечение паломников, а самое главное – именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV века на Востоке есть свидетельство также в жизни свт. Иоанна Златоуста, Евтихия, Патриарха Константинопольского (почил в 582 году), Симеона юродивого (почил около 590 года).
При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой Пятнице.
К VII веку тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция – разрушена.
Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением. Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Древа, например, в Константинополе.
Праздник в православном богослужении
Продолжая разговор о литургическом становлении Воздвижения, необходимо отметить: в уже упомянутом армянском переводе иерусалимского Лекционария главным праздником остается Обновление. На второй день праздника (то есть в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс.64 ; 1Тим.3:14–16 ; аллилуиарий со стихом из Пс.147 ; Ин.10:22–42 ), что и накануне.
Грузинская версия Лекционария (V-VII вв.) содержит такие сведения: праздник Обновления 13 сентября продолжается восемь дней. При этом 14 сентября уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В третьем часу (9 часов утра – после утрени) совершается чин Воздвижения Святого Креста и поклонения ему, после которого следует Божественная Литургия. Для нее указываются тропарь (видимо, входной) Христа печать: со стихом из Пс.27 ; чтения ( Притч.3:18–23 ; Ис.65:22–24 ; Прем.14:1–7 ; Иез.9:2–6 ; 1Кор.1:18–25 ; аллилуиарий со стихом из Пс.45 ; Ин.19:16–37 ), которые заимствованы из службы Великой Пятницы; тропари на умовение рук и на перенесение Даров – Глас пророка Твоего: и Ангелов лики Тебя славят: Также приведен прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс.97 ). Примечательно, что праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго т.д. по Обновлении.
В Иадгари (грузинском переводе иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII– IX вв., праздник Воздвижения числится вторым днем восьмидневного торжества в честь Обновления иерусалимских церквей. Большое количество песнопений, посвященных Святому Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник.
После X века древняя иерусалимская традиция уступила место константинопольской.
В Царьграде праздник Обновления церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме – по вполне объективным причинам. Вместе с тем все возрастающее почитание Честного Древа Креста Господня сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой Церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX-XII вв., праздник Обновления иерусалимских церквей 13 сентября – однодневный или даже вовсе не отмечен. Воздвижение, напротив, представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства – 10–13 сентября и день праздника – 14 сентября
Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня, со своим последованием.
Вслед за Типиконом Великой Церкви во многих рукописях и изданиях Иерусалимского Устава в неделю по Воздвижении отмечается память сщмч. Симеона. Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на Литургии, но некоторые памятники, например, Чиновник Московского Успенского собора 30-х гг. XVII века, предписывают петь более полно последование священномученика.
Во многих иерусалимских (и студийских) Типиконах 14 сентября указывается память кончины свт. Иоанна Златоуста. Но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе две торжественные службы. Так, в южно-итальянских редакциях Студийского Устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.
В продолжение темы о Студийском Типиконе нужно отметить, что в многочисленных его вариантах богослужение Воздвижения совершается по праздничному чину. На вечерне бывает вход и читаются паремии, состав которых, как и литургийных чтений, совпадает с указаниями Устава Великой Церкви. На утрене полагается чтение из главы 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется Воскресение Христово видевшей 36 .
На современном этапе праздник Воздвижения Креста Господня в Русской Православной Церкви причисляется к великим двунадесятым, является Господским, непереходящим. В день праздника установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу, то есть без разрешения рыбы. Эортологический цикл включает в себя также один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября), отдание – 21 сентября.
Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения
Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.
После события Обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память Освящения (Обновления) иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста.
Так, уже в Иерусалимском Лекционарии V века, сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися.
В грузинском переводе Лекционария, отражающем практику V-VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на Святом Престоле.
Сам чин включал в себя три Воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным Господи, помилуй. После третьего Воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после Литургии, и все прикладывались ко Кресту. Затем его вновь полагали на Святой Престол и начинали Божественную Литургию.
Согласно послеиконоборческому Типикону Великой Церкви, который встречается в позднейших славянских рукописях, в храме Св. Софии чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: Господи, помилуй; это повторялось трижды.
В Иерусалимском Уставе, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин Воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя:, состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому Уставу, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь – приблизительно на 18 сантиметров.
В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во второй половине XVII века был изменен порядок осенения сторон света во время чина 40 : Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.
Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – С. 272.
Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – С. 220–221.
Желтое М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. – Том 9. М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 161.
Желтое М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. – Том 9. М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 162.
Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. – Киев: Пролог, 2004. – С. 200.
Введенский В. Праздник Воздвижения Креста Господня (www.vozdvi-zhenie.paskha.ru).
Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. – Киев: Пролог, 2004. – С. 231.
Развернутый анализ указаний разных вариантов Студийского Типикона по поводу Крестовоздвижения см.: Желтов М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. Том 9. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 164–166.
Успенский Н.Д. Чин Воздвижения Креста: историко-литургический очерк // Успенский Н.Д. Православная Литургия: историко-литургические исследования. Том III. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. – С. 257.
Желтое М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня// Православная энциклопедия. Том 9. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 167.
См. подробнее: Желтов М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня// Православная энциклопедия. Том 9. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 168.
Иные особенности чина Воздвижения Креста на Руси описаны Н.Д. Успенским: Успенский Н.Д. Чин Воздвижения Креста: историко-литургический очерк // Успенский Н.Д. Православная Литургия: историко-литургические исследования. Том III. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. – С. 258–260.
Источник: Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). — 2-е изд. — М.: Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011, юн. — 248 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что такое праздник воздвижение господне
Итак. 326 год нашей эры. В Риме уже которое поколение правят императоры-христиане, христианская культура становится доминирующей в Европе, и буквально в прошлом году закончился Первый Вселенский Собор (Никейский), на котором были сформированы основные догматы и положения христианства – «Символ веры». Но каждому «символу» нужно какое-то материальное подтверждение, так что императрица Елена – мать будущего великого императора Константина I, снаряжает экспедицию в Палестину. Как раз по местам, упомянутым в Библии.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы провести логичную параллель. И задуматься, что древесина, пусть и довольно прочная, 300 лет в земле без повреждений пролежать не может. Точнее, может, но при соблюдении ряда специфических условий, которые императоры и священники тех времён вряд ли знали. Но факт остаётся фактом – кресты были обнаружены. По крайней мере, когда в средние века комиссия иезуитов изучала подлинность исторически-религиозных событий, в делах, предшествующих основанию праздника Воздвижения Креста Господня, никто даже и не сомневался.
Проблема была в малом – понять, какой именно крест «тот самый!». Выяснили это экспериментально – прикосновение к одному из крестов исцелило какую-то даму. Так что в подлинности креста сомнений не было. И что с ним сделали? Разобрали на «запчасти» – щепки и гвозди, и в таком виде перевезли в Константинополь, где разместили в огромном и величественном храме Воскресения Христова. Впрочем, ненадолго.
Дальнейшая история Креста Господня
В самом начале VII века Константинополь осадила армия персидского царя Хосрова II. Зороастрийца, поэтому не испытывающего к авраамическим реликвиям решительно никакого пиетета. Но понимающего их значение для всего населения христианской Европы. И решившего, что лучший способ дополнительно унизить византийцев и примкнувших к ним – лишить их парочки священных реликвий.
14 лет остатки Креста Господня хранились где-то в Персии. И только успешная военная компания императора Ираклия I позволила вернуть его обратно в Константинополь. Это событие, кстати, тоже выпало на 27 сентября, поэтому вместе с Воздвижением Креста Господня празднуют ещё и «обретение» или «возвращение» его.
Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать более подробно о мельком упомянутом выше храме Гроба Господня. Это крайне интересное с культурной, исторической, религиозной и даже мистической точек зрения место.
Смысл праздника.
В некоторых местах трудолюбивые жители Израиля уже самостоятельно успели основать церкви – всё же Библию читали не только императоры и первосвященники, но некоторые крайне важные с исторической и религиозной точки зрения места были незаслуженно забытыми. В общей сложности Елена, которую после смерти назвали «равноапостольной», отыскала и обновила что-то около 8- подобных мест. И особое место среди них заняла небольшая пещера на склонах Голгофы. Пещера Гроба Господня. Возле нее, по счастливой «случайности», было обнаружено 3 креста.
Воздвижение считается одним из самых важных православных праздников и ежегодно отмечается 27 сентября. Его история достигает IV века, когда в Палестине был обнаружен Крест Господний. Он входит в число двунадесятых праздников. В народе этот день еще называют Третьими Осенинами, имеющими свои традиции и приметы.
Главным символом этого дня является крест, на котором был распят Иисус Христос. Однажды императрица Елена отправилась на поиски места захоронения Спасителя, но перед ней оказалось три креста. Изначально никто не мог указать точно, на котором из них был распят Божий Сын, но подсказка пришла сама по себе. Одна из женщин, помогавших раскапывать место захоронения, внезапно исцелилась от тяжелой болезни после того, как прикоснулась к одному из крестов. Легенда также рассказывает о том, что однажды крест воскресил мертвого человека.
Каждое из этих событий теперь тщательно запечатлено в истории христианства, поэтому примерно в 335 году церковь решила отмечать это событие праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Императрица Елена, которой удалось обнаружить крест, основала храм в честь Креста Господня, и позже была причислена к лику святых.
В современном мире хранится много фрагментов священного Креста. Конечно, большинство из них ненастоящие. В Иерусалиме находится самый крупный фрагмент. Ранее несколько частей хранилось в России, но сейчас их не сохранилось.
Как праздновать.
В день праздника принято устраивать званые обеды для всей семьи и родственников, на которых обязательно присутствуют пироги с капустой. Традиция пошла с древних времен, когда наши предки собирали новый урожай.
Стоит окропить дом святой водой, чтобы очистить его от любого зла и отвадить людей с дурными помыслами.
Наши предки верили, что в этот день можно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывают его на пролетающую мимо стаю перелетных птиц.
В прежние времена в день Воздвижения рисовали мелом кресты на входных дверях и с обратной стороны, чтобы обезопасить себя и животных от нечистого духа и болезней. На сараях, где жил домашний скот, делали то же самое. К тому же использовали обереги, защищающие от зла.
Можно выполнять необходимые домашние дела: стирку, готовку, уборку, мытье посуды и купание. Церковь не запрещает таких мероприятий, если они действительно необходимы. Например, в доме есть больные родственники, требующие ухода, или маленькие дети.
В день праздника принято приносить из церкви три свечи, обходить углы дома, соединив свечи вместе, и читать защитную молитву.
На Воздвижение святая вода обладает сильными свойствами исцеления. Ею можно умыться и напоить тяжелобольных людей, чтобы те пошли на православных Воздвижение считается днем борьбы добра со злом, света с тьмой. В этой борьбе в итоге побеждает Божий крест.
Независимо от дня недели, церковь призывает в этот день придерживаться строгого поста. Совсем неслучайно Воздвижение еще в народе называют капустницей. Именно этот продукт чаще всего готовят на праздник. Хозяйки умудряются в постный день приготовить массу вкусных блюд, содержащих капусту, таких как: борщ, щи, пироги, вареники, пирожки, всевозможные салаты и т. п.
В некоторых регионах Воздвижение называют Ставров день. Такое название происходит от древнегреческого слова «ставрос», что означает крест.
В этот день нельзя начинать новых дел, которые могут оказаться проигрышными или их невозможно будет завершить по разным причинам.
Запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения.
По заветам предков, в этот день в лес не было хода — звери готовились к зимней спячке, и их нельзя было тревожить.
Нельзя браниться, потакать негативным эмоциям и вступать в конфликты.
Отказаться стоит от рукоделия и работы с землей.
Еременко А.Г.
кандидат культурологии, доцент,
заведующий отделом истории, этнографии и природы КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: коротко о празднике
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Дата: 27 сентября
Статус: двунадесятый праздник
В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о главных праздниках Русской Православной Церкви.
Суть праздника:
Крест — это символ искупительного подвига Сына Божия, Который расплатился Своей человеческой жизнью за грехи каждого из нас, а затем воскрес и призвал нас следовать за Собой в вечную жизнь.
Одна из воскресных стихир (церковных песнопений) именует Крест «оружием против диавола», которое дал нам Господь. Конечно, Крест спасает нас не сам собою, а как зримый образ нашего единства со Спасителем. И, поклоняясь Кресту, мы поклоняемся, как поется в той же стихире, «погребению Твоему и восстанию».
Событие:
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня стоит особняком среди двунадесятых праздников: он посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви.
В 326 году император Константин Великий очень хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в земле под Голгофой обнаружили три креста. Чтобы узнать, на каком из них страдал Спаситель, к каждому по очереди поднесли недавно умершего человека. И Господь явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню.
По всему миру!
Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. Чтобы сохранить святыню от расхищения, ввели специальные меры: во время поклонения народа Кресту епископ Иерусалима крепко держал святыню руками, а стоявшие рядом диаконы следили, чтобы никто не отломал или не отгрыз кусочек (случалось и такое!).
И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время крестовых походов XII–XIII веков.
Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея.
Икона праздника
Особенности богослужения
Чин воздвижения Креста Господня входит в состав архиерейской службы, совершающейся вечером накануне Крестовоздвижения. На этой службе патриарх или архиерей трижды поднимает крест, а хор сто раз поет: «Господи, помилуй». Затем крест омывают благовонной водой и назавтра после литургии раздают ее народу.
В обычных храмах, где служба совершается без архиерея, у праздника тоже есть свои особенности. Прежде всего это вынос Креста на середину храма в конце вечернего богослужения с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».