Что такое праздник жатвы
О празднике Шавуот
Названия праздника
Этот праздник имеет четыре названия.
Первое: «Праздник жатвы», как сказано в Торе: «И праздник жатвы первых плодов труда твоего, того, что засеял ты в поле…» (Шмот, 23, 16).
Второе: «Праздник Шавуот», как сказано в Торе: «И праздник Шавуот совершай у себя при созревании жатвы пшеницы» (Шмот, 34, 22), а также: «И совершай праздник Шавуот Г-споду, Б-гу твоему» (Дварим, 16, 10).
Третье название: «День бикурим — первых плодов», как сказано в Торе: «А в день первых плодов, когда приносите новое хлебное приношение…» (Бемидбар, 28, 26).
Четвертое название — Ацерет («Собрание»). Это название не упоминается в Танахе. Оно было введено еврейскими мудрецами, и они часто им пользовались.
«Праздником жатвы» этот праздник назван потому, что он приходится на время жатвы пшеницы. Пшеница вызревает позже всех других злаков, и с уборкой ее завершается жатва года. Этот праздник отмечается принесением нового хлебного приношения в Храме Всевышнего.
«Праздником Шавуот» (то есть «недель» или «семерок») он назван потому, что перед его наступлением мы отсчитываем семь недель, а на пятидесятый день празднуем Дарование Всевышним Торы еврейскому народу.
«Днем первых плодов» он назван потому, что в этот день мы приносим в Храм новые приношения, прежде всего — два «хлеба вознесения», после чего получаем разрешение приносить и другие хлебные жертвы из зерна нового урожая. В этот день начинается «сезон первых плодов», когда каждый еврей берет определенное количество рожденных землей плодов (из числа видов, которыми прославлена Эрец Исраэль), кладет эти плоды в корзину и приносит в Храм Всевышнего. Там коген принимает корзину из его рук и кладет на храмовый жертвенник.
Ацеретом («Собранием») он назван мудрецами потому, что он является как бы восьмым днем, завершающим семь дней праздника Песах, и тесно связан с ними. Он продолжает их и является их окончанием. Дни счета омера, что между Песахом и Шавуот, не разделяют праздники (а соединяют их). Таким образом, получается, что Шавуот играет ту же роль для праздника Песах, что Шмини Ацерет для праздника Сукот. Поэтому Шавуот и получил то же название — Ацерет, Ацерет Песаха.
В книге Ялкут Шимони отмечается, что и осенью, после праздника Сукот, Ацерет должен был бы наступить лишь через пятьдесят дней, но из-за того, что это уже сезон дождей, Всевышний не обязал еврейский народ возвращаться домой (из Иерусалима), а потом снова отправляться в Иерусалим.
Знайте, что Тора упоминает праздник Шавуот пять раз. Четыре из этих упоминаний, уже приведенные выше, входят в главы Мишпатим, Тиса, Пинхас и Реэ; пятое, еще не упомянутое — в главу Эмор книги Ваикра. Именно в главе Эмор, где рассказывается обо всех законах и заповедях праздника, он не назван ни одним из имен, которые дала Тора празднику в четырех других местах, где он упоминается лишь попутно. Дело в том, что подробный рассказ о Шавуоте в главе Эмор является как бы естественной частью и продолжением рассказа о Песахе и тесно связан с ним. Почему? Потому, что именно в этом заключается истинный смысл праздника Шавуот — завершать Песах, быть его Аце-ретом.
День собрания
Мудрецы предшествующих поколений рассказывали также, что их древние предшественники назвали Песах Ацеретом потому, что Моше в книге Дварим назвал день Дарования Торы Днем собрания. Ведь прямой смысл слова Ацерет — «День собрания». Это значит, что в этот день весь народ собирается в одном месте.
И еще одно объяснение. Шавуот назван Ацеретом потому, что с этим праздником не связана никакая особенная заповедь, не исполняемая в остальные дни года. Его праздничный характер выражается в том, что в этот день воздерживаются — нээцарим — от исполнения работы.
Лишь один праздничный день
Рабби Шимон говорил: «Песах и Сукот, празднуемые в то время, когда нет необходимости работать в поле, продолжаются семь и восемь дней соответственно. Ацерет, приходящийся на сезон полевых работ, продолжается лишь один день. Это еще раз показывает, как заботится Всевышний об интересах еврейского народа».
Как яблоня среди лесных деревьев
В главе Эмор книги Ваикра Тора говорит: «И провозглашайте в этот самый день: “Священное собрание да будет у вас”» (Ваикра, 23, 21). Речь идет о пятидесятом дне (от начала Песаха), дне, когда Израиль получил Тору. Точно так же, как на пятидесятый день после выхода из Египта наши отцы получили Тору, Всевышний назначил «День первых плодов» (бикурим) на пятидесятый день после начала праздника Песах. Поэтому пророк Гошеа и назвал Израиль «первым плодом»: «Как виноград в пустыне нашел Я Израиль, как первый плод смоковницы в начале созревания ее» (Гошеа, 9, 10). А в Песне Песней сказано: «Как яблоня среди лесных деревьев, так любимый мой среди юношей» (Шир га-ширим, 2, 3). То есть: так же как на яблоне появляется плод через пятьдесят дней после появления почки, так и Израиль получил Тору через пятьдесят дней после выхода из Египта.
В Торе сказано: «И совершай праздник Шавуот Г-споду, Б-гу своему» (Дварим, 16, 9). Чему учат нас эти слова? В другом месте Торы говорится: «И праздник жатвы первых плодов труда твоего…» (Шмот, 23, 16). Если бы не вышеприведенная цитата из книги Дварим, можно было бы сделать ошибочный вывод, что жатва является необходимым условием празднования Шавуота. Однако слова «И совершай праздник Шавуот Г-споду» указывают, что этот праздник должен праздноваться в любом случае — например, когда Израиль находится в изгнании и не может исполнить даже заповедь о сборе омера. Все равно — Тора предписывает: «И совершай праздник Шавуот Г-споду».
Ясный день праздника
Ахитофель завещал своим сыновьям три правила: не враждовать друг с другом; не восставать против власти царей из дома Давида; в случае, если небо в день праздника Шавуот было ясным — сеять пшеницу. Талмуд (Бава батра, 147а) приводит такие слова Аба Шауля: «Если праздник Шавуот приходится на ясный день (то есть на небе нет облаков) — это предвестие хорошего года».
В Иерусалимском Талмуде (Рош Гашана, гл. 4) сказано: «Говоря о жертвоприношениях (мусафах, упомянутых в главе Пинхас), Тора употребляет слово хатаат (“повинная жертва”), однако, перейдя к жертвоприношениям, приносимым в Шавуот, она опускает это слово. Всевышний как бы сказал Израилю: “Поскольку вы приняли на себя бремя Торы, Я буду относиться к вам так, как если бы вы никогда не грешили”».
Две клятвы
В книге Тур барекет рабби Хаим бен Атар делится с читателем следующей замечательной мыслью. Слово «Шавуот» может быть прочитано иначе — «Швуот» (при этом сохраняются все согласные). В таком случае оно означает не «недели», а «клятвы». Множественное число указывает, что этот праздник связан сразу с двумя клятвами. Первая клятва была дана Всевышним Израилю в том, что Он никогда не заменит нас другим народом. Второй клятвой мы поклялись Всевышнему в том, что всегда будем верны Ему и никогда не изменим Ему ради другого бога.
Жатва — это какой праздник? Праздник Жатвы в церкви
Существует много праздников, которые отмечают разные христианские конфессии. Православная Церковь в этом бьет рекорды. Все праздники, которые там отмечаются, в своей сумме составляют приблизительно половину календарного года. Есть также праздники, одинаковые для всех, — это великий день Воскресенья Христова (Пасха), а также Рождество Христово. Третьим общим для всех праздничным днем является Жатва — это, проще сказать, День благодарения. Жатву празднуют всегда в начале осени, после сбора урожая.
Откуда берет свое начало этот праздник?
Еще в древности этот праздник считался одним из самых значимых за весь год. Так как земледелие было практически единственным источником пропитания, то люди ценили каждый овощ и фрукт, взращенный на земле. Даже наши предки — язычники, которые понятия не имели о Боге, и тем более христианстве, почитали землю, называли ее матушкой и приносили ей жертву в благодарность за все, что она дала в конце лета.
Самое первое упоминание о благодарности за пропитание записано на страницах Библии немного позже сотворения мира, когда два брата (произошедшие от первых людей на Земле) принесли в жертву Богу еду. Этим самым они благодарили Его за то, что им есть чем питаться и заниматься.
Так как человек — существо социальное, он не может существовать в ограниченном и изолированном пространстве. Поэтому приходится строить коммуникации в общении с людьми. Это невозможно делать, не имея привычку благодарить за оказанное внимание, помощь и многое другое.
Так и в более глобальном плане. Нам природой, Богом дается урожай каждый год в больших количествах, поэтому мы должны иметь благодарное сердце.
Как его отмечали евреи?
Евреи знали, что всевидящий Бог ждет искреннего благодарения. По этой причине был отвергнут дар Каина, так как он таил в своем сердце зависть, а не благодарность. Бог никаким образом не зависит от людей. Он самодостаточен, поэтому, даруя человеку жизнь и все к жизни, Он ждет, что первые плоды люди будут приносить Ему в знак благодарности. Когда Бог говорил Своему народу, как ему жить, Он давал прямые указания насчет праздника Жатвы. В книге Исход написано прямое повеление о том, что нужно наблюдать и соблюдать этот праздник (здесь впервые упоминается, что жатва — это сбор первого урожая от посеянного на поле). Затем уже позже, в книге Второзаконие, мы можем увидеть, как именно евреи праздновали этот праздник. Здесь написано, что нужно отсчитать 7 недель со времени, как начнется первый сбор урожая на поле. После этого наступают дни Жатвы — время, когда народ собирает все самое лучшее в одно место (столько, сколько захочет сам человек отдать), затем веселится и благодарит Бога. Это было сделано для того, чтобы каждый израильтянин помнил, что был в рабстве у египтян, а сейчас имеет свою землю и урожай.
Жатва в церкви протестантов
На сегодняшний день многие церкви отмечают и ждут время Жатвы. Нет ни одного духовного учения, которое отвергало бы благодарность. Христиане, имея веру в Бога, убеждены, что все в их жизни от Него посылается. Даже если не брать материальные вещи, очень многое нам дано для комфортной жизни даром. Есть прекрасные слова о материальном: можно купить лекарства, но не купишь здоровье; кровать, но никак не сон; еду, но не аппетит; а также привязанность, но не любовь. Мы даром каждый день получаем солнечный свет, ощущаем прохладу ветра, радуемся дождю, гуляем по снегу, с восторгом рассматриваем осеннюю роспись на листьях и узоры от мороза на стеклах. Христиане знают, что каждый миг ценен, и нет времени на ропот или недовольство. Именно осознавая подарки Бога в своей жизни, верующие люди благодарят за них каждый день, а особенно на праздник Жатвы в церкви.
Каждая церковь отличается своими традициями празднования этого дня. У некоторых это определенный по счету день на календаре, многие христианские общины празднуют с обедом и чаепитием, тем самым питая голодных и малообеспеченных людей. Также особенностью Жатвы является почти дизайнерское украшение церкви: из принесенных прихожанами продуктов создаются натюрморты, композиции, тематические творения. Украшается все, что только можно в зале для собраний, но особенное внимание уделяется пространству перед кафедрой (специальное место для проповедей и наставлений).
Жатва для жителей США
Для жителей Северной Америки Жатва — это вообще государственный праздник. Правда, там он носит немного другое название — Thanksgiving Day, что на нашем языке означает День благодарения.
В этих странах праздник берет начало еще с глубокой древности, когда на материк прибыли английские переселенцы, это было в 1620 году. В морозный ноябрьский день, преодолев очень тяжелый путь по океану, перенеся сильный шторм, на берегу высадились переселенцы и на территории нынешнего штата Массачусетс основали Плимутскую колонию. Зима в тот год была очень суровой, морозной и ветреной. Прибывшие люди, не имея хорошо оснащенных помещений для жизни, очень сложно адаптировались к новым условиям. Почти половина людей из переселенцев погибли (их было около 100 человек). Весной, когда выжившие начали возделывать почву, оказалось, что она каменистая и не приспособленная к земледелию. Но каково было их удивление, когда спустя некоторое время они получили очень хороший урожай из всего посаженного. Желая поделиться радостью, первый губернатор переселенцев Брэдфорд организовал проведения дня благодарности Господу. Осенью 1621 года вместе с приглашенными 90 местными индейцами колонисты устроили праздник благодарения, разделив трапезу с гостями. Впоследствии этот праздник стал общенациональным и государственным на материке, несмотря на то что Жатва — христианский праздник.
Православная трактовка Дня благодарения
Хоть православные верующие не определяют никакой из своих праздников как Жатва, у них тоже есть дни благодарения Бога за урожай и Его дары людям. В этой религии дни Жатвы — это некоторые праздники, в которых упоминаются продукты и сбор урожая. К таким дням относятся Медовый Спас, Хлебный Спас, Яблочный Спас и некоторые другие. Эти праздники выпадают на время, когда заканчиваются на полях сельскохозяйственные работы, это период с начала августа до начала октября. В эти дни христиане этой веры также благодарят Бога за все, что у них есть в новом урожае, за силы, здоровье и пропитание. А также очень тесно такие праздники перекликаются с народными приметами. Например, всем известна поговорка: «Медовый Спас, готовь рукавички про запас». То есть таким способом они проводят аналогию с христианскими праздниками и народными наблюдениями за погодой.
Как отмечают праздник в настоящее время?
В наш век современных технологий и креативного мышления еще находятся люди, которым свойственно подарки природы приписывать не своему автоматизированному труду, а Божьему благословению для людей. В настоящее время Жатва — это праздник, имеющий два значения. Первое — благодарность Господу за умножение количества посаженных продуктов в несколько крат. Не зря в Библии говорится: «…что посеешь, то и пожнешь… обильно посеешь — пожнешь обильно, скудно посеешь, скудно и пожнешь…» Так и получается: человек сажает ведро картошки, получает 10 ведер, посадит тонну, получит 10 тонн. Второе значение — подведение некоторого итога своим действиям и мыслям, а также оценка образа своей жизни. Христианская Жатва предполагает оценку людьми — как их жизнь соответствует Библейским принципам, поступают ли они так, как учил Христос.
Почему важно благодарить?
Если взять во внимание только научный аспект благодарности, то ученые давно доказали тот факт, что довольство жизнью определяет ее качество. Здесь учитывается и состояние здоровья (у благодарных людей оно намного лучше), и активность, а также тесные дружеские связи и успех в профессиональной деятельности.
Жатва: значение праздника на духовном уровне
Праздник благодарения отмечается не только с целью покушать, принести лучшие плоды и пообщаться (хотя и это важно). Еще христиане уделяют особое внимание духовной составляющей этого дня. Праздник Жатвы в церкви проводится еще для того, чтобы напомнить прихожанам о том, что мы сеем в жизни. В этот день каждый задает себе вопрос: «А сею ли я добро во взаимоотношениях с окружающими? Живет ли во мне любовь к окружающим, терпение, милость, сострадание, ведь эти качества сейчас очень необходимы людям?» и т. д.
Что говорит о Жатве Библия?
Много внимания в Библии уделяется духовному значению праздника. Есть очень много ссылок на разные книги, которые так или иначе открывают значение этого дня. Праздник Жатвы также освещается в Священной Книге как кончина века. Там ставится вопрос о душе: приходит осень жизни, скоро человеку предстоит умереть, где будет его душа после смерти? Библия обращает внимание всех людей на то, что каждый должен быть спасен. То есть нужно поверить в то, что Иисус Христос умирал на кресте ради каждого грешника, чтобы, поверив в Него, человек попал в рай, а не в ад.
Праздник Жатвы: его суть и значение
В Моисеевом Законе предусмотрены три Библейских праздника, это: 1) Пасха 2) Праздник первых плодов [Пятидесятница], 3) праздник Жатвы [или Кущей]. Обо всех трёх праздниках написано в 23-й главе книги Левит.
Об этих важных событиях можно писать многое, однако в данной статье мы обсудим суть третьего праздника, Жатвы; постараемся понять, что он означает для нас с вами.
В истолковании притчи Христа о ‘’пшенице’’ (Матф.13:24-30,39.) мы видим, что ‘’жатва’’ является образом отделения праведников от нечестивых во время приближения конца нечестивого мира, и сбором их в Царство Бога (сравнить: Матф.25:31-33,40.).
И всё же, чтобы глубже понять тему ‘’жатвы’’, давайте обратим внимание на место из книги Откровение:
Несмотря на то, что в евангелии от Матфея толкование притчи о пшенице и плевелах может показаться достаточным для общего понимания – описание из книги Откровение предоставляет нам более глубокое описание предстоящих событий. Так что означает жатва винограда, и чем она отличается от жатвы пшеницы из Откр.14:15,16.? Чтобы понять это, давайте обратимся к ветхозаветным книгам.
Отравленная лоза из данной истории, указывает на лжеучителей Израиля (Матф.15:13.). Когда Господь Христос [больший Елисей] пришёл на землю, Он принёс истинный хлеб [слово Бога], способный исцелить больной [отравленный ложным учением ] народ.
И всё же, вопрос о ‘’детях дьявола’’ [или содомской лозе – Втор.32:32,33] наиболее насущным, будет во время приближения жатвы, т.е. конца нечестивого мира. Апостол Пётр предупреждал:
‘’Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет’’ (2Пет.2:1-3).
Еврейское священство спаивало народ духовным вином блуда, и в первом веке н.э. они наполнили меру своих беззаконий (Исаия.28:7-10; 29:9,10. Матф.23:33-38.). Так же и в конце нечестивого мира, ‘’отступники от святого завета’’ (Дан.8:23.) будут спаивать человечество вредоносными учениями духовного Содома, который отвергнет Спасителя (Втор.32:32,33. Иоан.19:14,15. Откр.11:3,7,8; 17:1,2,4,6.).
Таким образом, мы видим, что жатва винограда из Откр.14:18-20 указывает на наказание духовных ‘’идумеян’’, т.е. лжебратьев, лжехристов и лжепророков, несущих отравленные плоды – учения. Вот как об этом писал пророк Исаия:
Тем не менее, библейский праздник Жатвы указывает нам на то, что мы можем иметь надежду на лучшее.
Читая Псал.79:8-16., мы видим, что Всевышний позаботился о добром ‘’винограднике’’, и у пророка Малахии мы можем прочесть: ‘’… уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа’’ (Мал.2:7). После соглашения Нового Завета, апостол Пётр писал:
И во время признака пришествия Христа это будут Христовы свидетели (Откр.11:3,7,8,13.), о которых так же писал пророк Даниил: ‘’И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа’’ (Дан.11:33). Они принесут доброе, истинное учение благодати (Иоан.15:3,5,8. Ефес.4:8,11-13. Софон.3:8,9.). Благодаря этой деятельности, они обратят к правде многих – Дан.12:3. Зах.14:4,5. Откр.7:9,14. И затем, это будет поистине великий ‘’праздник Жатвы’’, которое когда-либо знало человечество.
Места Писания для размышления
‘’Виноград, вино’’ – указывающее на искажённое видение и грех:
Числ. 6:1-3; Исаия. 28:7-10; Исаия.29:9-14; Прит. 23:29-35; 31:4,5; Втор. 22:9; Иер.51:7; Откр.17:2,4;
‘’Виноград, вино’’ – как проклятие:
‘’Виноград, вино’’ – как благословение от доброго виноградника:
Итак, мы разобрали с вами тему из книги Откровение 14-й главы о жатве винограда. А что означает жатва пшеницы из той же главы Откр.14:14-16.?
Что означает жатва пшеницы из Откр.14:14-16?
‘’Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное’’ (Лук.21:20-22).
И в период 66-69 г. н.э. действительно, необходимо было покинуть Иерусалим; ему грозило уничтожение за духовный блуд (Иоан.19:14,15.) и кровопролитие пророков (Матф.23:34-36.).
Такая же ситуация будет в дни исполнения признаков конца нечестивого мира.
Доброе христианство будет собрано в единую ‘’житницу’’ (см. Матф.25:31-40.), объединившись в одно чистое учение.
Вот как об этом говорит Писание:
‘’И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями [которые озн. Виноградник – Иоан.15:1-6.]. Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения’’ (Еф.4:11,13,14).
Таким образом, из книги Иезекииль (Иез.38:8,11,12.) мы видим, что образная ‘’пшеница’’ или ‘’великое множество’’, обретёт чистое единое поклонение, так же, как это было в первом веке, обретя образную духовную землю, ‘’горы Израилевы’’.
И теперь, нам с вами осталось рассмотреть последний вопрос: почему праздник Жатвы – так же называют праздником Кущей [по-еврейски Суккот]?
Почему праздник Жатвы – так же называют праздником Кущей [по-еврейски Суккот]?
Всевышний Яхве сказал через Моисея:
‘’в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш’’ (Лев.23:42,43).
По этому, евреи, независимо от знатности и благосостояния, обязаны были жить в шалашах [шатрах]. Вот как это описывается в книге Неемия:
‘’И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня …’’ (Неем.8:16,18(а)).
Какова суть и значение того, что евреи обязаны были жить в кущах [шатрах, шалашах], и чему это учит нас, христиан?
Апостол Павел писал: ‘’Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники’’ (Гал.3:7,29). Выйдя из благополучной страны [местность Харран – Быт.12:1,5.], Авраам поселился в шатрах. Вот как об этом пишется в послании Евреям: ‘’Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог’’ (Евр.11:8-10).
И ещё, обратим внимание на пророчество Захарии:
В то время, когда будут судиться те помилованные Богом грешники, которые переживут уничтожение нечестивого мира (см. Исаия.19:1,2,16-25. 1Пет.2:12. Откр.11:13.), им будет дана возможность раскаяться, принося плоды праведности. И то, как они будут следовать тому, чтобы искать ‘’небесного’’ [т.е. духовного] – это будет указывать на то, как они стремятся исполнить суть праздника Жатвы [Кущей].
Поэтому и мы, друзья, будем помнить о том, что ища не плотские радости в этом мире – но живя в ожидании Царства, мы можем иметь надежду быть ‘’добрым плодом’’ во время ‘’жатвы’’ при кончине века (Матф.13:39(б)). Аминь.
ЖАТВА, УРОЖАЙ (HARVEST)
Для правильного понимания примерно сотни упоминаний в Библии о сборе урожая и жатве необходимо учитывать, что библейский мир от Книги Бытие вплоть до эпохи Христа был по преимуществу аграрным. Прежде чем войти в городской мир миссионерской деятельности Павла и ранней церкви, мы видим в основном сельский земледельческий мир с периодами сева и жатвы. В этом мире жатва предстает одновременно событием большого ежегодного значения и первостепенным образом изобилия ( Иез. 36:30 ) и награды за труд ( Притч. 20:4 ). Кроме того, в Ветхом Завете образ жатвы тесно связан с этической и религиозной жизнью общины верующих.
Жатва в буквальном смысле и ее взаимосвязь с нравственными ценностями. Для начала отметим роль, которую жатва играла в природном цикле и в ежегодном распорядке жизни в библейские времена. В более двух десятков мест в Библии упоминается одновременно о севе и сборе урожая, о посевном сезоне и жатве. В аграрном мире Ветхого Завета уборка различных сельскохозяйственных культур занимала такое видное место, что конкретные периоды жатвы служили указателем для датировки событий: «во время жатвы пшеницы» ( Быт. 30:14 ); «в начале жатвы ячменя» ( Руф. 1:22 ; 2Цар. 21:9 ); «при собирании винограда, когда кончена уборка» ( Ис. 24:13 ). Система еврейских религиозных праздников в значительной степени привязывалась к сельскохозяйственному распорядку, в котором важную роль играла жатва. Три главных религиозных торжества Ветхого Завета совпадали с тремя сезонами жатвы – пасха с жатвой ячменя, пятидесятница (или праздник седмиц) отмечалась семь недель спустя во время жатвы пшеницы, а праздник кущей (известный также как «праздник жатвы первых плодов» [ Исх. 23:16 ]) в конце года во время сбора плодов. К этому следует добавить праздник первых плодов, во время которого крестьяне приносили первые снопы жатвы священнику ( Лев. 23:9–14 ). Из всего этого можно получить определенное представление о чрезвычайно важном значении жатвы для людей в библейские времена.
Этическое значение жатвы явствует из положений Моисеева закона. В Книге Левит и Второзаконии содержатся указания, запрещавшие крестьянам убирать свои поля до самого края и подбирать остатки жатвы ( Лев. 19:9, 23:22 ; Втор. 24:19 ). Они должны были оставлять часть урожая бедным и пришельцам (см. ПРИШЕЛЕЦ). Таким образом, жатва служила показателем соблюдения евреями нравственных требований завета с Богом. В ветхозаветных пророчествах о суде над Израилем и Иудеей за нравственное и духовное своеволие образ неурожая служит знамением Божьего наказания народа за нежелание выполнять обязательства завета ( Ис. 16:9, 17:11, 18:5, 32:10 ; Иер. 8:20, 12:13 ).
В свете вышесказанного можно получить определенное представление о чувствах, которые жатва вызывала у людей в библейские времена. В самом названии «первые плоды» выражались радость от созревания начатков урожая, надежда и предвкушение сбора всего урожая, и такое возбужденное состояние подогревалось религиозными обрядами, связанными с этим событием. Жатва сопровождалась проявлениями великодушия, когда бедные члены общины получали пропитание, собирая колосья на чужих полях. Жатва была временем радости, подобной радости воинов при разделе добычи ( Ис. 9:3 ), радости, сопровождающейся восклицаниями ликования ( Пс. 125:5 ). Хотя жатва не входила в число первостепенных благословений завета, обещанных Богом Своему народу, есть свидетельства, что она понималась именно так: «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» ( Быт. 26:12 ). В своей молитве о благословении Богом народа Давид среди прочего просил о следующем: «Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом» ( Пс. 143:13 ). В Пс. 1:3 благословенный муж сравнивается с деревом, приносящим плод свой.
В Библии урожай связывается с Богом, а не с природными процессами самими по себе или с богами плодородия. Об этом свидетельствует рассказ о пребывании Иосифа в Египте. В Быт. 41–45 в центре внимания стоят семь лет изобилия с богатым урожаем, за которыми последовали семь лет голода с неурожаем в Египте. Они были предсказаны в снах фараона и в истолковании этих снов Иосифом ( Быт. 41:7–11, 15–32 ). Суть в том, что урожаем управляет Бог Израиля, а не египетские или ханаанские боги плодородия: «Что Бог сделает, то Он возвестил фараону» ( Быт. 41:25 ). Все эти мотивы соединяются в Книге Руфь, пасторальной идиллии, которая сама по себе служит сценой жатвы, чем, без сомнения, объясняется факт, что у евреев эта книга традиционно читалась во время праздника седмиц, то есть жатвы. Картина богатого урожая Вооза служит знамением Божьего заветного благословения Вооза за его религиозное послушание и нравственную чистоту. Великодушие Вооза по отношению к Руфи, собиравшей колосья на его поле, показано наглядным примером соблюдения заповеди оставлять часть урожая бедным и пришельцам. Сам процесс жатвы – Руфь пришла в Вифлеем в начале жатвы ячменя ( Руф. 1:22 ) и обвенчалась с Воозом в конце жатвы ячменя и пшеницы ( Руф. 2:23 ) – становится метафорой развития романтической любви Руфи и Вооза. «Семя», которое рождается в браке, тоже выглядит подобием жатвы влюбленной пары. Во всей этой истории жатва предстает радостным событием, наградой за труд и за соблюдение Божьего закона.
Тогда как богатый урожай служит высшим образом изобилия и благословения, неурожай изображается в Библии образом ужаса. Под эту категорию подпадает такое множество картин, что жатва, в конечном счете, выглядит на страницах Библии весьма ненадежным исходом. Уничтожить урожай может множество бед: дождь во время жатвы ( 1Цар. 12:17 ), мародерствующие враги ( Суд. 6:4–5 ; Иер. 5:17 ), огонь ( Иов. 31:12 ) или засуха ( Ам. 4:7 ). В аграрном обществе боялись прежде всего гибели урожая ( Ис. 32:10 ).
Благодаря такому важному своему значению образ жатвы становится выражением нравственных ценностей. Действительно, во время жатвы раскрывается характер людей, живущих в аграрном обществе, и это особенно проявляется в поговорках и притчах. Трудолюбивые пожинают хороший урожай, а «ленивцы» нет ( Притч. 20:4 ). Спящий во время жатвы упускает хорошие возможности ( Притч. 10:5 ). Трудолюбивый муравей ставится в пример, потому что он «заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою», в укор ленивцам, любящим поспать ( Притч. 6:8–9 ). Образ жатвы служит также источником метафор и сравнений: «Что прохлада от снега во время жатвы [намек на желание жнеца, чтобы во время жатвы стояла прохладная погода], то верный посол для посылающего его» ( Притч. 25:13 ). «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому» ( Притч. 26:1 ).
Иисус, мастерски использовавший связанные с жатвой метафоры, рассматривал время жатвы с двух точек зрения – как время благоприятной возможности здесь и сейчас и как время конечного суда. Мысль о жатве как о предоставленной возможности выражена в Мф. 9:37–38 и в параллельных местах ( Лк. 10:2 и Ин. 4:35 ), где Иисус изображает грешников, нуждающихся в спасении, как поле с зерновыми, которые надо пожать.
Видное место образ жатвы занимает в притчах Иисуса. Богатый урожай в притче о сеятеле (или о почве) служит обозначением людей, которые слышат слово и понимают его ( Мф. 13:8, 23 ). В притче о пшенице и плевелах рост зерен вместе с ядовитыми сорняками, известными как плевелы, символизирует условия, в которых христиане должны жить в одном мире с неверующими вплоть до судного дня ( Мф. 13:24–30, 36–42 ). В образе хозяина, неоднократно воз-вращавшегося на торжище, чтобы нанять больше работников для сбора урожая винограда, олицетворяется Божье Царство, в котором награда основывается на благодати, а не на заслугах ( Мф. 20:1–16 ). Богатый крестьянин, занявшийся строительством более вместительных житниц для своего урожая, служит примером саморазрушительного мирского склада ума ( Лк. 12:13–21 ).
Заключение. На физическом уровне жатва являет собой самый, пожалуй, выразительный в Писании образ изобилия и связанных с ним эмоций. В аграрном обществе неурожай наводил крайний ужас. Если проследить факторы, выражающие в Библии физический и метафорический образы жатвы, можно выделить, по меньшей мере, следующие: 1) радость от получения результатов ответственного вложения времени и труда; 2) реализация заложенной в творении цели, то есть плодоносности; 3) возможность для выражения Божьей славы, в том числе для евангелизации идущего к погибели мира; 4) Божье благословение идущих за Ним и суд над непослушными; 5) возможность одновременно и вознаграждения человека за труд, и проверки его нравственного и духовного состояния; 6) завершение процесса, который должен продолжаться определенное время, как и в случае с реализацией программы Божьего Царства – «сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк. 4:28 ).
История спасения сама по себе подобна медленному продвижению к кульминационному моменту жатвы. Бог и Его работники засевают поле в мире. Бог ухаживает за растущими посевами, которые с неизбежностью приближаются к времени жатвы. Когда урожай созревает, Бог собирает его, отделяя плоды и зерна от примесей и мякины.
См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ, ВИНОГРАД, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ИЗБЫТОК, МОЛОТЬБА, МЯКИНА, ПЛОД, ПОДБИРАНИЕ ОСТАТКОВ УРОЖАЯ, ПРОКЛЯТИЕ, РАДОСТЬ, СЕЯНИЕ, СУД, ТОЧИЛО, ТУК.
Библиография: R.J. Bauckham, The Theology of the Book of Revelation (Cambridge: Cambridge University Press, 1993);
O.Borowski, Agriculture in Iron Age Israel (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1987).