Что такое пребывающие в запасе граждане
Пребывание в запасе
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда по предельным возрастам:
Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
Женщины-военнообязанные, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду, при этом имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные — до достижения ими возраста 45 лет.
Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Военные сборы подразделяются на учебные и проверочные. Проведение военных сборов в иных целях не допускается. Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. На проверочные сборы граждане, пребывающие в запасе, призываются независимо от прохождения ими учебных сборов.
Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.
Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:
Алексеевский городской округ
Каждый гражданин нашей страны имеет массу прав, которые прописаны в Конституции и других законодательных актах. Наряду с этим, наши соотечественники и мы с Вами имеем и ряд обязанностей.
Например, на каждого гражданина мужского пола накладывается обязанность в виде прохождения воинской службы. Это всем известный факт. Также все знают о существовании слов «воин запаса». Но далеко не каждый в полной мере осознает их значение.
Многие считают, что отслужив в армии, повинность пройдена и военная служба в корне окончена. Это не совсем так. Большинство из отслуживших срочную службу поступают в запас.
Это означает, что при необходимости они должны участвовать в сборах, переподготовке воинских кадров и так далее. Эта обязанность является частью воинской повинности.
Такое же требование налагается и на уволенных из рядов вооруженных сил Российской Федерации.
Прошедшим обучение в Высшем учебном заведении с военной кафедрой также стоит помнить, что они находятся в запасе. Это касается не только бывших студентов, но и тех офицеров, которые преподают на этой кафедре при ВУЗе.
Тем, кто был освобожден от срочной службы, тоже необходимо будет нести эту повинность, не смотря на то, что в армии они не были. Тоже самое касается и тех, кто получал отсрочки. Если даже они получили «белый билет» по причине истечения призывного возраста, они зачисляются в запас.
Сборы как часть обязательной воинской повинности
Как говорилось ранее, данная категория граждан может быть призвана на сборы. Цель этих мероприятий заключается в подготовке и переподготовке военных кадров запаса.
Их можно разделить на две категории:
Первая – учебная. Сборы этой категории могут проводиться в частях с той же специализацией, что и запасники, либо в учебных пунктах (для получения военной специальности). Кроме этого, они могут проводиться в пунктах хранения неприкосновенного запаса.
Министерство Вооруженных Сил России определяет как место, так и продолжительность этих мероприятий. По срокам существует ограничение. Они не могут быть более двух месяцев. Есть ограничения и в их периодичности. Они должны проводиться не чаще, чем один раз в три года.
Ведение общего воинского учета: новые обязанности и ответственность работодателей
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет. Долгое время штрафы за нарушения в этой области были небольшие — 300 руб. С мая 2020 года штрафы выросли в 10 раз. Расскажем, как вести общий воинский учет в 2021 году
Какие законы регулируют воинский учет
Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
Какие бывают виды воинского учета
Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.
С чего и как начать воинский учет
Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:
Если организация впервые обращается в военный комиссариат, уточните контактные данные председателя районной комиссии в управе или администрации административного субъекта, где зарегистрировано юрлицо. Для председателя районной комиссии надо будет предоставить карточку по форме 18.
Теперь подробно рассмотрим каждый этап.
Шаг 1. Выбираем ответственных за ведение воинского учета
Количество ответственных работников определяем, опираясь на нормы численности военнообязанных работников в организации:
Освобожденный работник — тот, для которого ведение воинского учета по должностной инструкции — это основная обязанность. Если в организациях воинский учет осуществляют два и более работников, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 12 Положения о воинском учете)
Шаг 2. Издаем приказ об организации ведения воинского учета в компании
Приказ издает руководитель организации. В нем нужно определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета и кто будет его исполнять, если нет ответственного (п. 22 методических рекомендаций).
Проект приказа нужно согласовать:
Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
Для работников, ответственных за воинский учет, руководитель обязан выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 методических рекомендаций).
Кто подлежит воинскому учету
Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:
В конце статьи есть шпаргалка
Не подлежат воинскому учету граждане:
Документы для ведения воинского учета
Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:
Организация отдельного делопроизводства
Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).
Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.
Например, это могут быть:
Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.
Ведение общего воинского учета
Работу в рамках общего воинского учета можно разделить на три этапа:
1. Учетная работа при приеме документов
Принимая на работу граждан, ответственный за ведение воинского учета должен:
Что делать, если выявлены нарушения:
Обратите внимание: форма направления для вручения работникам, уклоняющимся от воинского учета, не утверждена. Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 рекомендовало использовать форму, утвержденную приложением № 3 Приказа Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007.
Действия: оповестить гражданина о необходимости личной явки в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (пп. «а» п. 32 Постановления правительства РФ № 719).
2. Ведение личных карточек Т-2
Организации и их должностные лица обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить сведения из учетных документов граждан, поставленных на воинский учет. Порядок определен Министерством обороны РФ. Пока такая учетная форма — личная карточка работника (форма Т-2) или личная карточка государственного (муниципального) служащего (Унифицированная форма № Т-2ГС(МС).
Как вести воинский учет: в личной карточке Т-2 для кадрового делопроизводства или карточке формы ВУР
Личные карточки заменят на карточки гражданина, подлежащего воинскому учету в организации. Предполагается, что это будет карточка формата А4, изготовленная на плотной бумаге, с лицевой и оборотной сторонами. В ней предусмотрены разделы: общие сведения, сведения о воинском учете, дополнительные сведения, сведения о приеме и увольнении (переводе) (Приказ Министра обороны РФ «О внесении изменений в Инструкцию по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495»). С проектом формы можно ознакомиться на сайте Федерального портала проектов НПА.
В конце статьи есть шпаргалка
3. Отчетность
У организации должен быть план, чтобы с его помощью согласовывать отчетность и сроки ее представления по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение № 17 Методических рекомендаций).
План необходимо ежегодно согласовывать с военным комиссариатом не позднее даты, которую устанавливает военный комиссариат (в 2019 году план предоставляли на согласование не позднее 15 ноября). Также ежегодно не позднее 31 декабря текущего года предоставляется карточка на организацию по форме 18.
К сведению: в воинском учете многое происходит не по нормативным актам, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Учитывайте это в работе.
Например, раньше план на согласование всегда сдавали в декабре. В 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.
Дату, до которой нужно согласовать план на 2021 год, рекомендуем самостоятельно обсудить со своим военным комиссариатом.
Виды и сроки отчетов (п. 32 Постановления Правительства РФ № 719)
Вид отчета | Срок сдачи отчета |
---|---|
Сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций) | |
Списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста | Ежегодно, до 15 сентября (Приложение № 11) |
Списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году | Ежегодно, до 1 ноября (Приложение № 11) |
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете | 2 недели (Приложение № 13) |
Оповещение граждан о вызовах, повестках военных комиссариатов или органов местного самоуправления | При получении повестки |
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете | В течение двух недель с даты получения запроса из военного комиссариата муниципального образования или органа местного самоуправления (приложение № 10) |
Выявлен случай, когда гражданин обязан состоять на воинском учете, но не состоит | Не позднее 2 недель с даты, когда стала известна информация о нарушении работником законодательства о воинском учете |
Впервые граждан мужского пола ставят на воинский учет в год достижения ими 17 лет.
Ответственность. Новые штрафы за нарушения ведения воинского учета
Изменения законодательства: в десять раз увеличены размеры административного штрафа за нарушения ведения воинского учета. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ).
С 5 мая 2020 года для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:
Подведем итоги
В статье мы рассмотрели, как организовать в компании ведение общего воинского учета, что нужно знать об отчетности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учету.
Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила проведения сверок сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учета работника, а также обратить внимание на перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета. Работайте без нарушений!
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Как вести воинский учет в организации. Самое полезное из статьи. Методичка‑шпаргалка 785.4 КБ
Образец Унифицированной формы Т2_ВУР 468.1 КБ
Пребывание в запасе Вооруженных Сил РФ
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:
Составы запаса (воинские звания) | Возраст граждан, пребывающих в запасе | ||
первый разряд | второй разряд | третий разряд | |
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы | до 35 лет | до 45 лет | до 50 лет |
Младшие офицеры | до 45 лет | до 50 лет | до 55 лет |
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга | до 50 лет | до 55 лет | до 60 лет |
Полковники, капитаны 1 ранга | до 55 лет | до 60 лет | |
Высшие офицеры | до 60 лет | до 65 лет |
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные – до достижения ими возраста 45 лет.
Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
Служба по контракту
Опрос
Условия приема на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами мужского пола, пребывающих в запасе
Под условиями приема понимаются правила, установленные для проведения процедуры отбора кандидата для прохождения военной службы по контракту и его приема в воинских частях.
Порядок отбора кандидатов из числа граждан Российской Федерации на военную службу по контракту установлен статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами осуществляется пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Определение соответствия граждан, отбираемых на военную службу по контракту пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.
Гражданин, не находящийся на военной службе, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами подает заявление в пункт отбора на военную службу по контракту.
В пункте отбора заявление регистрируется и принимается к рассмотрению, после чего гражданин, направивший заявление, становится кандидатом, поступающим на военную службу по контракту и с ним проводятся мероприятия по определению его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту на воинские должности рядового и сержантского состава.
В заявлении указываются:
Справочно: В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первый контракт о прохождении военной службы заключается на два либо на три года.
Пунктом 5 данной статьи определено, что новый контракт может заключаться на один год, три года, пять лет, десять лет или на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе).
Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и представляет:
Справочно:
К дополнительным документам относятся:
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении
с ним контракта являются:
Кроме того, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Также контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.
Пунктом 5 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, предусмотрено, что заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено начальником пункта отбора по следующим основаниям:
при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным законом заключать контракт;
Справочно: В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.
Начальник пункта отбора рассматривает принятое заявление в течение месяца, направляет кандидата (по согласованию с военным комиссаром) для прохождения медицинского освидетельствования (наименование мероприятия должно иметь формат ссылки, при нажатии на которую происходит переход в соответствующий раздел на данной странице) и дает указания:
По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.
В отношении граждан, изъявивших желание проходить военную службу по контракту, выносится заключение о годности их к военной службе на воинских должностях по конкретным ВУС, а при необходимости, к прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям (ВУС), проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.
При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.
Справочно: В соответствии со статьей 8 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.
Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.
Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование). Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.
Профессиональная пригодность гражданина определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.
Проверка соответствия уровня образования кандидата установленным требованиям осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 633 «Об установлении требований по уровню образования к гражданину (иностранному гражданину), поступающему на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами».
Справочно: Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
Уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
В приказе Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 633 «Об установлении требований по уровню образования к гражданину (иностранному гражданину), поступающему на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами» содержится информация об уровне образования, необходимом при назначении на соответствующие воинские должности.
В соответствии со статьями 9 и 260 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200, физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам и условиям выполнения трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды в течение одного дня согласно приложению № 20 к указанному Наставлению.
Граждане вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество (выносливость, сила и быстрота).
В случае невыполнения минимального норматива в одном из упражнений требования к поступающим на военную службу по контракту считаются невыполненными.
Требования
к физической подготовленности граждан, поступающих
на военную службу по контракту
Минимальные требования для категорий военнослужащих (мужчины)