Что такое предание житие

Житие

Содержание

Западноевропейские жития

Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности её подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени жития святых были сказания о мучениках. Ещё св. Климент, епископ Римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, Фабиан (236 — 251), поручил это дело семи иподиаконам. Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времен записывались церквами для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертной казнью, записи продолжались во все время гонений на христианство.

При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий († 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашёл достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до нашего времени, но известно другое его сочинение: «Книга о палестинсках мучениках». От первых трёх веков дошло до нас ещё несколько «посланий» о мученичествах от одной церкви к другой. После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, епископ Тагритский (ок. 410 года), автор «Истории персидских мучеников». Монах бенедиктинского монастыря св. Германа близ Парижа, Узуард (ок. 876 года), составил древнейший на Западе мартиролог («Usuardi martyrologium», издано в Лувене, 1568, и Антверпене, 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: «Acta Martyrum sincera et selecta» (Париж 1689).

Более обширна литература житий святых второго рода — преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний — Дорофея Тирского — сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны: «Жития честных монахов» патриарха александрийского Тимофея; затем следуют сборники Палладия, Лавсаик («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum», «Historia christiana veterum Patrum» 1582, а также в «Opera Maursii», Флоренция, 1746, т. VIII).

На Западе главными писателями этого рода в патриотический период были Руфин Аквилейский («Vitae patrum s. historiae eremiticae»); Иоанн Кассиан («Collationes patrum in Scythia»); Григорий Турский, написавший ряд агиографических сочинений («Gloria martyrum», «Gloria confessorum», «Vitae patrum»), Григорий Двоеслов («Dialogi») и др.

Много житий святых находится в сборниках смешанного содержания, каковы прологи, синаксари, минеи, патерики. Прологом называется книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники называются синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукописи епископа Порфирия Успенского 1249 год), затем следует синаксарь императора Василия — относящийся к X веку. Другие древнейшие прологи: Петров — в рукописи епископа Порфирия — содержит в себе памяти святых на все дни года, кроме 2-7 и 24-27 дней марта; Клеромонтанский (иначе Сигмунтов), почти сходный с Петровым, содержит в себе памяти святых за целый год. Наши русские прологи — переделки синаксаря императора Василия с некоторыми дополнениями. Минеи суть сборники пространных сказаний о святых и праздниках, расположенных, по месяцам. Они бывают служебные и Минеи-Четьи: в первых имеют значение для жизнеописаний святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные.

Отечественные жития

Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (например о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого — необходимая составная часть жития. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV века составляют (по мнению проф. Голубинского) лишь самые первые по времени жития — «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», составленные преподобным Нестором, житие Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит ко времени до 1174 года) и жития, появившиеся в Ростовской области в XII и XIII вв., представляющие безыскусственный простой рассказ, тогда как столь же древние жития Смоленской области («Житие св. Авраамия» и др.) относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV веке ряд составителей житий начинает митроп. Киприан, написавший житие митроп. Петра (в новой редакции) и несколько житий русских святых, вошедших в состав его «Степенной книги» (если эта книга действительно им составлена).

С биографией и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета, подробно знакомит исследование проф. Ключевского «Древнерусские Жития святых, как исторический источник», М., 1871). Он составил житие и службу св. Сергию, житие и службу преп. Никону, житие св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и службу ему; ему же, по мнению Ключевского, принадлежат житие св. новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Пахомий пользовался большой известностью у современников и потомства и был образцом для других составителей житий.

Не менее знаменит как составитель житий Епифаний Премудрый, живший сначала в одном монастыре с св. Стефаном Пермским, а потом в монастыре Сергия, — написавший жития обоих этих святых. Он хорошо знал Св. Писание, греческие хронографы, палею, летвицу, патерики. У него ещё более витийства, чем у Пахомия. Продолжатели этих трёх писателей вносят в свои труды новую черту — автобиографическую, так что по «житиям», ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит в XVI веке в пустыни и отдаленные от культурных центров местности в XVI веке. Авторы этих житий не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Жития этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории Древней Руси.

Автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить по тенденции от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области. Новую эпоху в истории русских житий составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми «житиями» русских святых, что объясняется, с одной стороны, усиленной деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой — составленными им «великими Минеями-Четьими». Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские жития, известны в двух редакциях: Софийской (рукопись СПб. дух. акд.) и более полной — Московского собора 1552 г. Изданием этого грандиозного труда занята Археографическая комиссия, успевшая пока, трудами И. И. Савваитова и М. О. Кояловича, издать лишь несколько томов, обнимающих месяцы сентябрь и октябрь. Столетием позже Макария, в 1627—1632 гг., появились Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова, а в 1646—1654 гг. — Минеи-Четьи священника Сергиева Посада Иоанна Милютина.

Эти два сборника отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти исключительно жития и сказания о русских святых. Тулупов вносил в свой сборник всё, что находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами Тулупова, сокращал и переделывал имевшиеся у него под руками жития, опуская из них предисловия, а также похвальные слова. Чем Макарий был для Руси Северной, Московской, тем хотели быть киево-печерские архимандриты — Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский — для Руси южной, выполняя мысль киевского митрополита Петра Могилы и отчасти пользуясь собранными им материалами. Но политические смуты того времени помешали осуществиться этому предприятию. Ясинский, впрочем, привлёк к этому делу св. Димитрия, впоследствии митрополита Ростовского, который, трудясь в течение 20 лет над переработкой Метафраста, великих Четьих-Миней Макария и других пособий, составил Четьи-Минеи, содержащие в себе жития не южно-русских только святых, опущенных в Минеях Макария, но святых всей церкви. Патриарх Иоаким с недоверием отнёсся к труду Димитрия, заметив в нём следы католического учения о непорочности зачатия Богоматери; но недоразумения были устранены, и труд Димитрия был окончен.

В первый раз изданы Четьи-Минеи св. Димитрия в 1711—1718 гг. В 1745 г. Синод поручил киево-печёрскому архим. Тимофею Щербацкому пересмотр и исправление труда Димитрия; поручение это после смерти Тимофея докончили архим. Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим, и в исправленном виде Четьи-Минеи были изданы в 1759 г. Жития святых в Четьях-Минеях Димитрия расположены в порядке календаря: по примеру Макария здесь находятся также синаксари на праздники, поучительные слова на события жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви, а отчасти составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в начале каждой четверти издания — о первенстве марта месяца в году, об индикте, о древнейшем эллино-римском календаре. Источники, какими пользовался автор, видны из списка «учителей, писателей, историков», приложенного перед первой и второй частями, и из цитат в отдельных случаях (чаще всего встречается Метафраст). Многие статьи составляют лишь перевод греческого жития или повторение с исправлением языка жития древнерусского.

Жития святых в XIX веке

Всех отдельных житий древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В XIX столетии явился ряд пересказов и переработок Четьих-Миней св. Димитрия:

Более или менее самостоятельные издания Жития святых:

Особенно ценные сочинения для русской агиографии:

Источник

Предание Священное

Свяще́нное Преда́ние

1) (в узком зна­че­нии) та часть апо­столь­ской про­по­веди, спа­си­тель­ного апо­столь­ского опыта, пере­дан­ного Церкви, кото­рые не зафик­си­ро­ваны в текстах кано­ни­че­ских Книг Нового Завета;
2) (в более широ­ком зна­че­нии) вся апо­столь­ская про­по­ведь, весь спа­си­тель­ный апо­столь­ский опыт вообще, пере­дан­ные Церкви;
3) (в самом широ­ком зна­че­нии) сово­куп­ность всех спа­си­тель­ных знаний, всего спа­си­тель­ного опыта Церкви;
4) способ сохра­не­ния и рас­про­стра­не­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния.

«Древ­ней­шим и пер­во­на­чаль­ным спо­со­бом рас­про­стра­не­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния явля­ется Свя­щен­ное Пре­да­ние. От Адама до Моисея не было свя­щен­ных книг. Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос Свое Боже­ствен­ное учение и уста­нов­ле­ния пере­дал уче­ни­кам Своим словом и при­ме­ром, а не книгой. Тем же спо­со­бом сна­чала и апо­столы рас­про­стра­няли веру и утвер­ждали Цер­ковь Хри­стову» — гово­рится в Про­стран­ном хри­сти­ан­ском кате­хи­зисе. Поскольку Свя­щен­ное Пре­да­ние по своему содер­жа­нию пол­но­стью соот­вет­ствует содер­жа­нию апо­столь­ской про­по­веди, и, сле­до­ва­тельно, пред­став­ляет собой бого­от­кро­вен­ное учение, то оно назы­ва­ется также Апо­столь­ским.

Свя­щен­ное Пре­да­ние – непре­рыв­ная цепь пере­дач в лоне Церкви спа­си­тель­ного знания и опыта от одного поко­ле­ния людей к дру­гому. При этом началь­ное звено этой цепи – в Боге. Меха­низм пре­ем­ствен­ного рас­про­стра­не­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния засви­де­тель­ство­ван в Свя­щен­ном Писа­нии, где гово­рится, что именно таким обра­зом должно сохра­няться и рас­про­стра­няться в мире Боже­ствен­ное Откро­ве­ние ( 1Кор.11:23 ; Ин.17:8 ).

Свя­щен­ное Пре­да­ние – это не только види­мая и сло­вес­ная пере­дача знания и исто­ри­че­ских памят­ни­ков, свя­зан­ных с этим зна­нием, но и пере­дача опыта духов­ной жизни и бла­го­дат­ного освя­ще­ния. Пре­да­ние позна­ется только в опыте духов­ной жизни. Чтобы изу­чать Пре­да­ние, необ­хо­димо прежде самому войти в поток Пре­да­ния, войти в Цер­ковь. Задача хри­сти­а­нина – стать самому живым носи­те­лем Пре­да­ния, сде­латься звеном в непре­рыв­ной цепи пере­дачи Бого­от­кро­вен­ной Истины.

Пре­да­ние хра­нится в Церкви Хри­сто­вой, кото­рая есть «столп и утвер­жде­ние истины» ( 1Тим.3:15 ). Оно древ­нее Писа­ния и необ­хо­димо «для руко­вод­ства к пра­виль­ному пони­ма­нию Свя­щен­ного Писа­ния, для пра­виль­ного совер­ше­ния Таинств и для соблю­де­ния свя­щен­ных обря­дов в чистоте пер­во­на­чаль­ного их уста­нов­ле­ния» (Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис).

Апо­столы Хри­стовы пере­дали боже­ствен­ные дог­маты пись­менно (Свя­щен­ное Писа­ние) и устно (Свя­щен­ное Пре­да­ние). «Братия, стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом или посла­нием нашим», – пишет апо­стол Павел ( 2Фес.2:15 ). Устный способ не умень­шает авто­ри­тета и обя­за­тель­но­сти учения, пере­дан­ного так. «Нужно дер­жаться и пре­да­ния, ибо не все может быть заим­ство­вано из Боже­ствен­ного Писа­ния. По сему святые апо­столы одно пре­дали в писа­ниях, а другое в пре­да­ниях» (свт. Епи­фа­ний Кипр­ский. Об Апо­сто­ли­ках). Не все поло­же­ния пра­во­слав­ной веры пред­став­лены в Библии в широко раз­вер­ну­том виде (напри­мер, учение о молитве за умер­ших или прис­но­дев­стве Бого­ма­тери, более того – сам состав книг Свя­щен­ного Писа­ния утвер­ждался на основе Пре­да­ния), тем не менее, они очень важны, и полу­чают свой авто­ри­тет и утвер­жде­ние от Свя­щен­ного Пре­да­ния, про­ис­хо­дя­щего от Гос­пода Иисуса Христа и апо­сто­лов. После­ду­ю­щие соборы только объ­яс­няли более про­странно то, что пере­дано от начала.

По словам епи­скопа Иоанна (Соко­лова), «Свя­щен­ное Пре­да­ние имеет ту осо­бен­ную важ­ность, что в своем непре­рыв­ном пре­ем­стве, сохра­няя неиз­мен­ные осно­ва­ния веры и всего цер­ков­ного управ­ле­ния, оно спо­соб­ствует сохра­не­нию един­ства Пра­во­слав­ной Кафо­ли­че­ской Церкви. Его непре­рыв­ность, и неиз­мен­ность делает то, что Пра­во­слав­ная Цер­ковь во все вре­мена и во всех местах сохра­няет то же чистое испо­ве­да­ние веры, те же пра­виль­ные свя­щен­но­дей­ствия, те же основ­ные законы своего бла­го­устрой­ства, то же свя­щен­но­на­ча­лие, какие полу­чила в самом начале своего устро­е­ния на земле» (Опыт курса цер­ков­ного зако­но­ве­де­ния).

О смысле выра­же­ний «Апо­столь­ское Пре­да­ние» и «Свя­щен­ное Пре­да­ние»

Данные выра­же­ния могут рас­смат­ри­ваться в бого­сло­вии по-раз­ному. Так, под Апо­столь­ским Пре­да­нием может под­ра­зу­ме­ваться Пре­да­ние, при­об­ре­тен­ное Цер­ко­вью непо­сред­ственно от апо­сто­лов. Это узкое зна­че­ние рас­смат­ри­ва­е­мого выра­же­ния. В этом случае оно не тож­де­ственно выра­же­нию «Свя­щен­ное Пре­да­ние», пони­ма­е­мому широко. С другой сто­роны, учи­ты­вая, что Свя­щен­ное Пре­да­ние в широ­ком смысле соот­вет­ствует апо­столь­скому учению и спа­си­тель­ному апо­столь­скому опыту по духу, его также допу­стимо обо­зна­чать как Апо­столь­ское (в данном случае выра­же­нию «Апо­столь­ское Пре­да­ние» при­да­ётся более широ­кое зна­че­ние).

Как опре­де­лить явля­ется ли пре­да­ние апо­столь­ским?

Истинно-апо­столь­ским при­зна­ется то пре­да­ние, кото­рое не про­ти­во­ре­чит и согла­су­ется со Свя­щен­ным Писа­нием и дру­гими несо­мнен­ными апо­столь­скими пре­да­ни­ями, и, кроме того, вос­хо­дит исто­ри­че­ски к вре­ме­нам апо­столь­ским и суще­ство­вало в церк­вях, осно­ван­ных апо­сто­лами. Если не сохра­ни­лось древ­ней­ших источ­ни­ков, кото­рые могли бы засви­де­тель­ство­вать апо­столь­ское про­ис­хож­де­ние какого-либо пре­да­ния, то доста­точ­ным осно­ва­нием для при­зна­ния счи­та­ется сви­де­тель­ство отцов и учи­те­лей Церкви III, IV, V веков, если все или многие из них счи­тали некое пре­да­ние апо­столь­ским; в осо­бен­но­сти же то, чего дер­жится вся Кафо­ли­че­ская Цер­ковь.

Свя­щен­ное Пре­да­ние и пре­да­ния

От Свя­щен­ного Пре­да­ния сле­дует отли­чать пре­да­ния чело­ве­че­ские (см. Мф.15:1-20 ; Мк.7:1-23 ). Тем более нельзя пред­по­чи­тать послед­ние пер­вому.
Отвер­га­ю­щий всякое пре­да­ние цер­ков­ное, писа­ное или непи­са­ное, а также «соборы святых Отец и их пре­да­ния, Боже­ствен­ному Откро­ве­нию соглас­ная, и Пра­во­славно-Кафо­ли­че­скою Цер­ко­вью бла­го­честно хра­ни­мая», под­ле­жит отлу­че­нию от Церкви (10‑й ана­фе­ма­тизм Недели Пра­во­сла­вия).

В каких источ­ни­ках содер­жится Свя­щен­ное Пре­да­ние?

Фор­мами сохра­не­ния Свя­щен­ного Пре­да­ния явля­ются: Свя­щен­ное Писа­ние, опре­де­ле­ния Все­лен­ских и ряда Помест­ных Собо­ров, литур­ги­че­ские тексты (молитвы, чино­по­сле­до­ва­ния бого­слу­же­ний, гим­но­гра­фия и т.п.), при­ня­тые Цер­ко­вью тво­ре­ния святых отцов и учи­те­лей Церкви, жития святых, ико­но­гра­фия, и т. п.
Однако, не всё то, что содер­жится в этих источ­ни­ках, явля­ется самим Пре­да­нием. Так, труд по цер­ков­ной исто­рии или жития святых могут содер­жать наряду со сви­де­тель­ствами Пре­да­ния, све­де­ния прямо не отно­ся­щи­еся к хри­сти­ан­ской вере.

Аспекты Пре­да­ния

Свя­щен­ное Пре­да­ние не сво­дится к неко­то­рому пере­да­ва­е­мому учению или к сово­куп­но­сти мате­ри­аль­ных памят­ни­ков, в кото­рых оно зафик­си­ро­вано. Оно больше, чем просто пере­дача инфор­ма­ции, поскольку гово­рит нам о Боге, о бого­по­зна­нии. Поэтому Пре­да­ние пред­став­ляет собой непре­рыв­ную после­до­ва­тель­ность не только идей, но и опыта духов­ной жизни. Гос­подь Иисус Хри­стос не только пере­дал апо­сто­лам Свое учение, не только пока­зал им пример Своей жизни и сооб­щил опыт жизни в Боге. Он также пове­лел им при­нять бла­го­дать Свя­того Духа ( Деян.1:8 ). В силу этого, важным аспек­том Пре­да­ния явля­ется также неви­ди­мое и дей­ствен­ное сооб­ще­ние бла­го­дати, кото­рая един­ственно откры­вает путь к разу­ме­нию Боже­ствен­ной истины.

Таким обра­зом, в Пре­да­нии раз­ли­ча­ется три уровня пере­да­ва­е­мого:

а) пере­дача боже­ствен­ного учения и тех исто­ри­че­ских памят­ни­ков, в кото­рых оно заклю­чено;
б) пере­дача опыта духов­ной жизни, сооб­ща­е­мого личным при­ме­ром, в соот­вет­ствии с бого­от­кро­вен­ным уче­нием;
в) пере­дача бла­го­дат­ного освя­ще­ния, пре­иму­ще­ственно через цер­ков­ные таин­ства.

сщмч. Ириней Лион­ский:
«В таком порядке и в таком пре­ем­стве цер­ков­ное пре­да­ние от апо­сто­лов и про­по­ведь истины дошли до нас. И это служит самым полным дока­за­тель­ством, что одна и та же живо­твор­ная вера сохра­ня­лась в Церкви от апо­сто­лов доныне и пре­дана в истин­ном виде… Многие пле­мена вар­ва­ров, веру­ю­щих во Христа, имеют спа­се­ние свое без хартии или чернил, напи­сан­ное в серд­цах своих Духом, и тща­тельно блюдут древ­нее пре­да­ние… При­няв­шие эту веру не пись­менно суть вар­вары отно­си­тельно нашего языка, но в отно­ше­нии учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и уго­ждают Богу, живя во всякой правде, чистоте и муд­ро­сти. И если бы кто стал про­по­ве­до­вать этим людям ере­ти­че­ские измыш­ле­ния, говоря с ними на их соб­ствен­ном языке, тотчас бы, зажи­мая уши, убе­жали, как можно далее, не терпя даже слы­шать бого­хуль­ную беседу. Таким-то обра­зом, вслед­ствие того древ­него апо­столь­ского пре­да­ния, они даже не допус­кают в ум свой чудо­вищ­ной речи ере­ти­ков» (Против ересей).

прп. Викен­тий Лирин­ский:
«Что же делать, спро­сит кто-нибудь, людям – пра­во­слав­ным и сынам матери Церкви, если боже­ствен­ными гла­го­лами, изре­че­ни­ями, обе­то­ва­ни­ями поль­зу­ются и диавол и уче­ники его, из коих одни – лжеа­по­столы, другие – лже­про­роки и лже­учи­тели, все же вообще – ере­тики? Как им отли­чать истину от лжи по отно­ше­нию к святым Писа­ниям? Так, как мы в начале насто­я­щей памят­ной записки напи­сали – по пре­да­нию святых и ученых мужей. То есть, они осо­бенно должны забо­титься о том, чтобы тол­ко­вать свя­щен­ное Писа­ние по Пре­да­ниям все­об­щей Церкви и по пра­ви­лам (regula) все­лен­ского дог­ма­ти­че­ского учения, в самой же Все­лен­ской и Апо­столь­ской Церкви они необ­хо­димо должны сле­до­вать все­общ­но­сти, древ­но­сти, согла­сию. И если вос­ста­нет когда-нибудь часть против все­общ­но­сти, новизна против ста­рины, погре­ши­тель­ное раз­но­мыс­лие одного или мень­шин­ства против согла­сия всех или по край­ней мере боль­шин­ства пра­во­слав­ных, то погре­ше­нию части они должны пред­по­честь непо­греш­ность все­общ­но­сти, а в самой все­общ­но­сти бла­го­ве­рие ста­рины – непо­треб­ству новизны; нако­нец в самой же древ­но­сти, без­рас­суд­ству одного или мень­шин­ства пред­по­чи­тать во-первых общие, если есть они, реше­ния все­об­щего собора, а если их нет, то, во-вторых, сле­до­вать самому спод­руч­ному, – соглас­ным между собой мыслям боль­шин­ства вели­ких учи­те­лей. Если наблю­дем это, при помощи Божией, верно, бла­го­ра­зумно и тща­тельно; то без боль­шого труда можем узнать заблуж­де­ния появ­ля­ю­щихся ере­ти­ков» (Памят­ные записки Пере­грина о древ­но­сти и все­общ­но­сти кафо­ли­че­ской веры против непо­треб­ных новизн всех ере­ти­ков).

прот. Нико­лай Мали­нов­ский:
«От Пре­да­ния, пони­ма­е­мого в этом (узком — ред.) смысле, нужно раз­ли­чать еще Пре­да­ние в общем или широ­ком смысле, или сви­де­тель­ство Все­лен­ской Церкви… Свое внеш­нее выра­же­ние голос Все­лен­ской Церкви об исти­нах веры имеет: 1) в древ­ней­ших сим­во­лах веры; 2) в т. н. пра­ви­лах апо­столь­ских и в дея­ниях и поста­нов­ле­ниях собо­ров, как Все­лен­ских, так и Помест­ных; 3) в древ­них литур­гиях; 4) в тво­ре­ниях всех древ­них отцов и учи­те­лей церкви; 5) в древ­ней­ших актах муче­ни­че­ских, и, нако­нец, 6) во всей прак­тике древ­ней хри­сти­ан­ской церкви, каса­ю­щейся свя­щен­ных времен (постов, празд­ни­ков), мест (устрой­ства храмов с их при­над­леж­но­стями), свя­щен­ных дей­ствий и обря­дов, и вообще в сохра­нив­шихся цер­ков­ных чино­по­сле­до­ва­ниях. Само собою понятно, что не все то, что содер­жится в ука­зан­ных источ­ни­ках или памят­ни­ках, есть уже потому самому истинно апо­столь­ское учение или уста­нов­ле­ние. Выра­же­нием голоса Все­лен­ской Церкви служит лишь то, что, явля­ясь соглас­ным со Св. Писа­нием, удо­вле­тво­ряет усло­виям повсюд­но­сти, непре­рыв­но­сти и все­общ­но­сти ».

Петр Пашков:
Гре­че­ское слово παράδοσις, кото­рое обык­но­венно пере­во­дят как “пре­да­ние”, озна­чает, как гово­рит наи­бо­лее зна­чи­мый сло­варь гре­че­ского языка Liddell & Scott-Jones, а также «Patristic Greek Lexicon» Лампе, «that which is handed down or bequeathed, tradition, doctrine, teaching» — «то, что пере­дано, тра­ди­ция, док­трина, учение» и «teaching… transmitted as a recived doctrine» — «учение… пере­да­ва­е­мое как вос­при­ня­тая из про­шлого док­трина». Ничего общего с рус­ским словом «пре­да­ние» — «легенда, рас­сказ» это не имеет. Речь идет о тра­ди­ции веро­уче­ния, а не о пере­да­ва­е­мых из поко­ле­ния в поко­ле­ние исто­риях, даже не о житиях святых или рас­ска­зах о чуде­сах. Основ­ное зна­че­ние слова «пре­да­ние», его смысл как бого­слов­ского тер­мина, по мнению гре­че­ских Отцов, — дог­ма­ти­че­ские и эти­че­ские док­трины, пере­дан­ные от апо­сто­лов. Слово «пре­да­ние» иногда при­ме­ня­лось к лже­уче­ниям ере­ти­ков, но крайне редко. Чаще в языке Отцов оно исполь­зу­ется спе­ци­ально как анто­ним ере­ти­че­ским уче­ниям.
Поэтому ана­фема VII Все­лен­ского Собора — Εἴ τις πᾶσαν παράδοσιν ἐκκλησιαστικὴν ἔγγραφον ἢ ἄγραφον ἀθετεῖ, ἀνάθεμα ἔστω («Если кто отвер­гает всякое пре­да­ние цер­ков­ное, писа­ное или непи­са­ное, да будет ана­фема») — отлу­чает только тех, кто не верует цер­ков­ному веро­уче­нию и учению о нрав­ствен­но­сти, кото­рые в Церкви по опре­де­ле­нию неиз­менны, не растут и не умень­ша­ются со дня Пяти­де­сят­ницы. Не сле­дует счи­тать, что пре­да­ния (в смысле легенды, исто­рии, рас­сказы о чуде­сах) так же непо­гре­шимы и ограж­дены отлу­че­нием. Им ограж­дены только поло­же­ния пра­во­слав­ного веро­уче­ния.

Источник

Священное Предание и творения святых Отцов

Что такое предание житие. Смотреть фото Что такое предание житие. Смотреть картинку Что такое предание житие. Картинка про Что такое предание житие. Фото Что такое предание житие

Священное Предание

После Священного Писания вторым источником христианского вероучения является Священное Предание.

И образ христианского ведения, и правила жизни, и освящающие таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний, — все установлено и закреплено самими Апостолами.

Пастыри и учители после Апостолов являются блюстителями апостольских преданий и учреждений. Мужи апостольские, по примеру и заповеди Апостолов, воспитали при себе таких мужей, которые бы после них могли занять их место, блюсти апостольское учение и поддерживать порядки. Благоустроение христианского общества, дошедшее до наших дней, и есть апостольское Предание, следование которому есть долг всякого, считающего себя членом этого общества.

Потом все порядки христианские — вероучительные, жизненные и освятительные — вошли в отеческие писания и закрепились в них. Мы чтим отеческие писания прежде всего потому, что в них блюдется апостольское Предание, которое узнается по их общей согласованности.

Творения святых Отцов

Писания святоотеческие имеют в основе своей Евангелие, и потому в них содержится учение о пути к спасению. Всякий, кто возревновал и возжелал исправить свое сердце, найдет в разнообразных писаниях отеческих все, в чем имеет нужду.

Чтение святоотеческих творений есть дело существенной необходимости для совершенствования в духовной жизни. Поэтому оно всегда считалось среди православных подвижников одним из важнейших подвигов, и у истинных христиан была потребность всегда иметь под рукой святоотеческие писания о духовной жизни.

Читать нужно с той целью, чтобы освещать память о Божественных истинах и напитывать ими душу. Питается же она только тем, что будет воспринято со вниманием, пройдет в сердце и затронет его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *