Что такое предания 7 класс литература

Презентация по литературе на тему «Предания» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое предания 7 класс литература. Смотреть фото Что такое предания 7 класс литература. Смотреть картинку Что такое предания 7 класс литература. Картинка про Что такое предания 7 класс литература. Фото Что такое предания 7 класс литература

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРЕДАНИЯ 7 класс Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 6 Журавлева Лариса Александровна (шаблон презентации Олифирова Т.И.) Олифирова Т.И.

ЦЕЛИ УРОКА Познакомиться с понятием «предание». Рассмотреть образы героев и события, запечатленные в преданиях. Олифирова Т.И.

ФОЛЬКЛОР История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. Исполнители народных произведений: русские гусляры и скоморохи; украинские кобзари; казахские и киргизские акыны; французские трубадуры. Олифирова Т.И.

РОДЫ ФОЛЬКЛОРА Олифирова Т.И.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Предания – жанр фольклорной прозы. Предания рассказывают о событиях или происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными. Олифирова Т.И.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДАНИЙ В преданиях содержатся воспоминания о событиях старины, объяснение какого-то явления, названия или обычая. Олифирова Т.И.

«СВОЕОБРАЗНАЯ УСТНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ИСТОРИИ» В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого: О завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком; Об основании Петром Первым Санкт-Петербурга; О переходе Суворова через Альпы; О походе Наполеона на Россию 1812 г. и другие В древности к преданиям относились серьезно. Предания представляли собой историю рода, государства. Олифирова Т.И.

РАЗНОВИДНОСТИ ПРЕДАНИЙ Исторические Топонимические Культурологические Этиологические (от греч. aitia – «причина» и logos – «слово», «учение», «рассказ») Приходится признать, что все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно. Олифирова Т.И.

ЭТИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ 1. Существует предание об основании Киева. Киев будто бы основал князь Кий, у которого были братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь. По их именам были названы холмы Щековица и Хоривица и река Лыбедь. 2. Предание об Арзамасе. Город так назван по именам двух мордовских князей, которые жили на месте Арзамаса: на горе – Арза, а под горою – Маза. Олифирова Т.И.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ Об Иване Грозном О Петре I Олифирова Т.И.

ЦЕЛИ УРОКА Познакомиться с понятием «предание». Рассмотреть образы героев и события, запечатленные в преданиях. Олифирова Т.И.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое предания 7 класс литература. Смотреть фото Что такое предания 7 класс литература. Смотреть картинку Что такое предания 7 класс литература. Картинка про Что такое предания 7 класс литература. Фото Что такое предания 7 класс литература

Номер материала: ДБ-676515

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое предания 7 класс литература. Смотреть фото Что такое предания 7 класс литература. Смотреть картинку Что такое предания 7 класс литература. Картинка про Что такое предания 7 класс литература. Фото Что такое предания 7 класс литература

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое предания 7 класс литература. Смотреть фото Что такое предания 7 класс литература. Смотреть картинку Что такое предания 7 класс литература. Картинка про Что такое предания 7 класс литература. Фото Что такое предания 7 класс литература

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Что такое предания 7 класс литература. Смотреть фото Что такое предания 7 класс литература. Смотреть картинку Что такое предания 7 класс литература. Картинка про Что такое предания 7 класс литература. Фото Что такое предания 7 класс литература

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое предания 7 класс литература. Смотреть фото Что такое предания 7 класс литература. Смотреть картинку Что такое предания 7 класс литература. Картинка про Что такое предания 7 класс литература. Фото Что такое предания 7 класс литература

В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

Что такое предания 7 класс литература. Смотреть фото Что такое предания 7 класс литература. Смотреть картинку Что такое предания 7 класс литература. Картинка про Что такое предания 7 класс литература. Фото Что такое предания 7 класс литература

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое предания 7 класс литература. Смотреть фото Что такое предания 7 класс литература. Смотреть картинку Что такое предания 7 класс литература. Картинка про Что такое предания 7 класс литература. Фото Что такое предания 7 класс литература

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

Что такое предания 7 класс литература. Смотреть фото Что такое предания 7 класс литература. Смотреть картинку Что такое предания 7 класс литература. Картинка про Что такое предания 7 класс литература. Фото Что такое предания 7 класс литература

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое предания 7 класс литература

Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в ее народной трактовке.

Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Само слово «предание» означает «передавать, сохранять». Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете.

Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на основе исторического факта (например, после пребывания в данном пункте героя предания). Вымысел не противоречит исторической правде, а, напротив, способствует ее выявлению.

Отличие от других жанров

В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица — исторические или «квазиисторические» личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники). Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий). Коллективная память фиксирует исторические факты не только в рамках местных топонимических легенд, но связывает сведения о конкретных событиях с представлениями о миротворении, вводит то и другое в единый историко-мифологический нарратив, охватывающий события от библейской древности до современности. В рассказах об исторических лицах и событиях действуют те же механизмы мифологизации, что и в фольклорных легендах, так или иначе связанных с каноническими и апокрифическими текстами.

Создание преданий

Известны два основных пути создания преданий: 1) обобщение воспоминаний; 2) обобщение воспоминаний и их оформление с использованием уже готовых сюжетных схем. Второй путь характерен для многих преданий. Общие мотивы и сюжеты переходят из века в век (иногда как мифы или легенды), будучи связываемы с разными событиями и лицами. Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (например, о провалившихся церквах, городах). Обычно такие сюжеты окрашивают повествование в сказочно-легендарные тона, однако они способны передавать что-то важное для своей эпохи.

Предание повествует об общезначимом, важном для всех. Это влияет на отбор материала: тема предания всегда общенародного значения или важна для жителей данной местности. Характер конфликта — национальный либо социальный. Соответственно персонажи — это представители государства, нации, конкретных классов или сословий.

В преданиях выработались особые приемы изображения исторического прошлого. Проявляется внимание к частностям большого события. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локализация — географическая приуроченность к селу, озеру, горе, дому и т. п. Достоверность сюжета подкрепляется разнообразными материальными свидетельствами — так называемыми «следами» героя (им построена церковь, проложена дорога, подарена вещь)

Способы изображения героев

Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники — силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.

Разновидности преданий

Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культурологические — и многие другие. Приходится признать, что все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно. Часто предания подразделяются на две группы: исторические и топонимические. Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.

По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы переходных, периферийных произведений. Легендарные предания — это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения. Иное явление — сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам (см. в Хрестоматии сюжет о Петре I и кузнеце — известного сказочника Ф. П. Господарева).

Основные циклы преданий

В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о «справедливом царе», предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.

Древнейшие предания

Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс «низведением богов с неба на землю»). Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В преданиях о первых русских князьях фиксируется их близость к народу (перевозчики Кий, Ольга; сын князя и рабыни Владимир I). Рассказывается о важных событиях их жизни, о смерти князей (смерть Олега от любимого коня; убийство древлянами Игоря и месть его жены Ольги). Сообщается о построении и укреплении первых русских городов (Киева, Переяславля и других); об обороне этих городов и военных хитростях осажденных жителей (например, предание «О Белгородском киселе» — см. в Хрестоматии).

Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междуусобным войнам. Прославляются подвиги отдельных людей, не покорившихся врагам — мужчин, женщин и даже детей. Это подвиг киевского отрока, жившего в X в., который пробрался через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой; поединок молодого силача Кожемяки с громадным печенежином; подвиг рязанцев в XIII в.: Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии — и другие.

Предания о справедливом царе

Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.

Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом (в их числе и фантастический сюжет о наказании Волги). Иван Грозный становится кумом приютившего его крестьянина, и даже известно предание об избрании Ивана Грозного в цари из мужиков (см. в Хрестоматии). Особую группу составляют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 г. В них выражено резко отрицательное отношение к царю и опричнине (о Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев в Волхове; о чуде, заставившем Ивана Грозного раскаяться: убитый митрополит Корнилий взял в руки свою отрубленную голову и шел за царем по пятам; о происхождении валдайских колокольчиков из разбитого вечевого колокола; о юродивом Миколке, обличавшем царя при его въезде во Псков: «Ивашка, Ивашка, ешь хлеб-соль, а не человечью кровь!»).

Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий — о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп и профессий. Царь ест у бедной крестьянки мурзовку (хлеб в квасу); ценит полезные советы солдата; крестит солдатских детей; заставляет бояр работать в кузнице; псковским монахам велит строить оборонительные укрепления — и проч. Известны предания на тему «Петр I—мастер». Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.

С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топонимические предания; к этим персонажам прикреплены сказочные сюжеты («Гуси с Руси», «Беспечальный монастырь», «Горшеня», «Грозный и вор», «Петр I и солдат»).

Предания о предводителях народных движений

Предания о предводителях народных движений дополняли утопическую мечту народа о справедливом царе.

В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в конце XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о «благородном разбойнике». Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом (кто был Ермак; цель похода; с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель Ермака).

Предания о разбойниках и кладах

Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ «благородного разбойника» (герой грабит богатых и заступается за бедных) представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При этом использовались общие сюжеты, воссоздающие типическую био-» график» разбойника. В ней обязательно разъяснялось, что именно побудило героя сделаться разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, разбойная удаль и ловкость. Трагический конец судьбы разбойника обязателен.

Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, которые отразили генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией. Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово «Кудеяр» означает буйного мятежника, волшебника, близкого к темным силам («куд» — злой дух, «яр» — пылкость, буйство). Отсюда и появился поздний смысл образа — «разбойник».

Источник

Урок литературы по теме «Предания» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вопросы к преданиям

(NB! Перед началом работы по вопросам необходимо прочитать (вслух) предания).

№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».

1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей?

— Согласно преданию, у кого загорится опущенная в воду свеча, тот и должен стать царем.

2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный?

— Согласно преданию, будущий царь Иван Грозный был крепостным крестьянином (в действительности – потомком Рюрика).

3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем?

— Когда умер царь, крепостной Иван вместе со своим барином отправился к реке, чтобы погрузить в нее зажженную свечу. Свеча загорелась у Ивана, и тот стал царем.

4. Как барин был наказан Иваном?

— Перед тем как идти на реку, барин пообещал отпустить на свободу Ивана, а тот сказал, что если у него загорится свеча, то он отрубит барину голову – за то, что держал его в неволе. Иван, став царем, сдержал свое обещание.

5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?

— Мы видим, что Иван Грозный обладал такими чертами характера, как находчивость, мстительность, безжалостность, неумолимость.

1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный?

— Царь Иван Васильевич Грозный горевал о погибели народа христианского: на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия великое множество.

2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла?

— Чтобы было меньше зла, Иван Грозный решил уничтожить колдуний и ведьм.

3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами?

— Всех ведьм собрали на площади, обложили соломой и подожгли.

4. В кого превратились ведьмы?

— Ведьмы, спасаясь от огня, превратились в птиц – сорок и улетели навсегда из Москвы.

1. В каком городе происходят события предания?

— События предания происходят в Воронеже.

2. Зачем Петр I приехал в этот город?

— Петр I приехал в Воронеж, чтобы строить корабли для русского флота.

3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу.

— Корабельному мастеру не понравилась работа Петра, он его отругал и показал, как нужно правильно делать. Петр быстро все понял.

4. Как Петр I отблагодарил мастера?

— Петр подарил мастеру кольцо.

5. Каким предстает Петр I в этом предании?

— В этом предании Петр I предстает смекалистым (быстро научился корабельному делу), справедливым (не стал наказывать мастера за его ругань, так как тот не знал, что разговаривает с царем: наоборот, он был благодарен ему за хорошую науку). Обратите внимание: слово «шабашить» означает «завершать работу».

Вопросы к преданиям

№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».

1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?

1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?

1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?

Вопросы к преданиям

№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».

1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?

1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?

1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?

Вопросы к преданиям

№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».

1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?

1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?

1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?

Вопросы к преданиям

№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».

1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?

1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?

1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?

Вопросы к преданиям

№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».

1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?

1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?

1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок литературы в 7 классе на тему «Устное народное творчество. Предания»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

— Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

Тема нашего урока «Устное народное творчество. Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

— Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

— Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

— Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).

— История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

— А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

— Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

— Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

— Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

— Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

— Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете. »)

— В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

— Что нового узнали из статьи?

— Кто чаще всего является героями преданий?

— Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету.

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

— Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

— Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

— Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

— Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

— Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

— Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

— Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *