Что такое предикторы в психологии
Что такое предикторы в психологии
Современный мир, учитывая его напряженность, динамизм, противоречивые тенденции и альтернативные позиции, резко отличается от предыдущих, характеризовавшихся предсказуемостью и планомерностью, исторических периодов, даже не по качеству или уровню жизни, а именно по смыслу.
На данном этапе развития человечества появляются новые когнитивные технологии (SocioBioInfoNanoCognito), которые бросают вызов естественным и гуманитарным наукам, высоким технологиям и системам управления, являющиеся основой формирования шестого технологического уклада совершенно иного уровня, иной природы, чем все предыдущие [8]. Новый технологический уклад связан не с производством или обработкой материалов, а с изменением самого человека. Появляются способы трансформации личности, придания ей заданных свойств и качеств. Они становятся все более эффективными: открываются перспективы включения в производство человеческого сознания. Как отмечает И.А. Прохоров, человеческое сознание станет такой же производительной силой, какой в свое время стала наука [9].
Формирующийся шестой технологический уклад предполагает принципиально новую профессиональную организацию. То есть он может быть результативным только в условиях новой профессионализирующей социокультурной парадигмы.
Ю.В. Громыко считает, что новый технологический уклад – это фузионизм гуманитарной культуры и естественно-научного мышления, на основе которого выход к новым физическим принципам – это одновременно обнаружение важнейших законов работы сознания, определение новых социальных алгоритмов действия и форм организации деятельности. Транспорт и диффундирование технологий обязательно предполагает оборот знаний, формирование новых профессий, складывание новых институтов и форм организации труда. Наибольшую значимость приобретает не наличная квалификация специалиста, а именно уровень его потенциала к овладению профессией, непрерывному повышению квалификации, карьерным амбициям [2].
В своей работе Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк отмечают, что в современных условиях профессиональное образование открывает перед личностью множество вариантов и траекторий своего развития, тем не менее, несмотря на нелинейность и неравномерность открытого профессионального пространства, возможен прогноз профессионального развития человека. Поскольку проектирование индивидуальных образовательных траекторий осуществляется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, то этот процесс требует освоения методики разработки социально-профессионального прогноза [4].
В этой связи основной задачей психологии становится прогнозирование индивидуальных личностных особенностей конкретного человека и его поступков, а не только диагностика разных типов индивидуальности. В числе важнейших психологических задач ближайшего будущего можно выделить исследование потенциальных возможностей человека, точную и своевременную диагностику нравственных основ индивидуального поведения, прогнозирование успешной деятельности, способностей решения широкого спектра нестандартных задач с целью создания желаемого образа профессионального будущего.
По мнению Ю.В. Громыко, прогнозирование ближе всего сегодня к сложившимся формам естественнонаучного мышления и становится фактически единственной доктриной работы с будущим. Внешнее формирование объекта, который движется по своим собственным законам без изменения мышления и сознания субъекта, существует и живет внутри прогнозируемого целого, – такова наиболее распространенная сциентистская методология работы с будущим [2].
И.В. Бестужев-Лада определяет прогнозирование как «специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления» [6].
А.В. Брушлинский, рассматривая роль прогнозирования в процессе мышления, показал, что именно предвидение искомого определяет экономичность, обоснованность и правильность решения, а успешность деятельности чаще всего зависит именно от способности человека предвидеть свое будущее или будущее поведение других людей, развитие тех или иных явлений, ситуаций в будущем [1].
По мнению Л.А. Регуш, действия человека, совершенные им без оценки последствий, без учета тех связей, которые могут возникнуть в результате его вмешательства в биологические или социальные процессы, оказываются в лучшем случае бесполезными, а часто вредными [7].
Различные общественные институты заинтересованы в точной диагностике особенностей и возможностей индивида и получении достоверных прогнозов результативности его будущей деятельности и поведения. Для решения поставленных задач необходимо использовать прогностические технологии для выявления и формирования эффективного кадрового ресурса. Инструментом получения прогноза и средством его выражения являются предикторы.
Термин «предиктор» (predict – прогнозировать, предсказывать) может подразумевать два различных значения, иметь «широкий» и «узкий» контекст. В «широком» смысле понятие «предиктор» – это исходная характеристика индивида и его окружения, по которой осуществляется попытка предсказать другую (искомую) характеристику того же индивида. В «узком» смысле появляются дополнительные ограничения, которые могут быть связаны с количественным выражением и оценкой статистической достоверности прогноза. При использовании регрессионного анализа как метода построения прогноза предикторами являются такие независимые переменные, изменения которых приводят к изменениям других зависимых переменных – откликов. По характеру прогнозируемых эффектов выделяют четыре основных вида предикторов: межуровневые (в структуре индивидуальности), онтогенетические, профессиональные, клинические [5].
Признаки или независимые переменные, используемые для построения предикторов, могут быть получены из двух основных источников. В первую очередь это непосредственно собственные характеристики человека. Они могут включать широкий спектр его психологических и физиологических характеристик, начиная от соматотипа и заканчивая стилем общения. Вторые касаются факторов среды существования человека: физической (пространственно-предметной) и социальной (семья и более широкие круги социального взаимодействия). Информативность предикторов повышается, если они объединяют действие как минимум двух и более факторов (независимых переменных), т.е. имеют комплексную природу.
Процедура построения комплексных предикторов заключается в поиске отдельных прогностически информативных признаков и их последующей интеграции, используя многомерный статистический анализ, в комплексные предикторы психологических свойств. В процессе статистической обработки в комплексный предиктор могут быть включены непосредственно характеристики индивида, а также потенциально «значимые» для формирования целевого признака компоненты среды [5].
К числу важных психологических предикторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальной траектории профессионального развития, могут быть отнесены: Я-концепция, смысложизненные ориентации, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, уровень притязаний, субъектная активность, коммуникативность, оптимизм, эмоциональная увлеченность, целеполагание, мотивация, устойчивость интересов, твердость характера, самоконтроль, креативность, стремление к данной деятельности и ряд других переменных. Эти и другие психологические факторы являются фундаментом развития потенциальных возможностей человека и его карьерного роста.
Рассматривая профессиональное становление человека, С.А. Дружилов исходит из единства процесса его психического развития и взаимосвязи этапов профессионального пути. В рамках любого предшествующего пути формируются ресурсы и резервы последующего профессионального развития. Данный процесс является кумулятивным, в ходе которого результат развития каждого предшествующего этапа, трансформируясь, определенным образом включается в следующий. По мнению автора, эффективность трудовой деятельности человека в рабочем процессе играет системообразующую роль и отражает особенности тех системных связей, которые возникают между отдельными компонентами индивидуального ресурса профессионального развития, которые, в свою очередь, по мере его реализации в деятельности, характеризуют профессионализм как интегральное качество человека-профессионала [3].
Факторы, раскрывающие психологический потенциал человека, его возможности и ограничения, являются исходной информацией для инженерно-психологического и эргономического обеспечения создания современных средств профессиональной деятельности, ресурсов и методов подготовки профессионалов.
В связи с тем, что диагностика и прогнозирование индивидуальной траектории профессионального развития человека должны основываться на учете и анализе обширной информации об особенностях его поведения, способностях, знаниях, навыках и т.д., для отбора и подбора кадров, особенно на ответственные и ключевые посты в учреждениях, необходимо использовать максимально возможное количество информации о личности кандидата.
Вычисление психологических предикторов позволит повысить точность прогноза в психологии профессиональной деятельности, выявить круг факторов, участвующих в формировании того или иного психологического феномена, а также оценить сравнительный вклад этих факторов в прогнозируемые эффекты.
Рецензенты:
Зеер Э.Ф., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования и профессионального развития, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург;
Сыманюк Э.Э., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой социальной психологии и психологии управления, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.
Что такое предикторы в психологии
Проблема детерминант психологического благополучия – актуальное направление отечественной и зарубежной психологии. Традиционным является подход Э. Динера, который включает в понятие психологическое благополучие эмоциональное состояние индивида и субъективные суждения индивида об удовлетворенности собственной жизнью [7, 8]. Значительный вклад в исследование психологического благополучия внесла К. Рифф [14], которая соотносит психологическое благополучие с различными положениями теории самоактуализации А. Маслоу, К. Роджерса, концепцией зрелой личности Г. Олпорта и др.
Психологическое благополучие связано с различными внутренними и внешними факторами, например социально-экономическими. Исследование внешних факторов показало, что уровень дохода связан с уровнем психологического благополучия нелинейно и определяется удовлетворением базовых потребностей [8]. Взаимодействие с другими людьми и активная социальная деятельность приводят к повышению показателей психологического благополучия [9, 10], равно как и динамика в социальных контактах [1, 6].
В исследованиях внутренних индивидуально-психологических особенностей психологического благополучия обнаружена его связь с преобладанием позитивных эмоций и высокой степенью удовлетворенности жизнью, эмоциональной устойчивостью, отсутствием озабоченности эмоциональными проблемами, энтузиазмом, самообладанием, любовью к себе, преобладанием позитивных мыслей и позитивным отношением к окружающему миру, к собственному прошлому, настоящему и будущему [2, 11]. В исследовании Минюровой С.А., Заусенко И.В. было установлено, что личностные качества педагога характеризуют его стремление к саморазвитию и выполняют функцию личностных детерминант психологического благополучия. Мотивирующими детерминантами психологического благополучия личности преподавателя являются качества, относящиеся к отношению личности к себе и стремлению к саморазвитию, самосовершенствованию. Стабилизацию уровня психологического благополучия личности педагога обеспечивает взаимовлияние его личностных качеств, характеризующих личностную интегрированность. Психологическое благополучие преподавателя обусловлено степенью сформированности стабилизирующих детерминант.
Согласно концепции Д.А. Леонтьева, благополучие детерминируется смыслом жизни: так, гедонистический стиль жизни, ориентированный на стремление к счастью и удовольствию, является тупиковым с точки зрения поиска и реализации смысла жизни и, соответственно, благополучия [Х].
Один из наиболее изучаемых показателей психологического благополучия – уровень тревожности, который рассматривается и как эмоциональная нестабильность, или нейротизм, и как самостоятельная черта. Тревожность сопряжена с возбуждением нервной системы, что проявляется в изменении физиологического состояния и оценки ситуации как угрожающей [1]. Рассматривая тревожность как личностную черту и как состояние, Спилбергер получил многочисленные данные о валидности данной концептуальной модели [1]. Тревожность и ее проявления исследуются при изучении поведения в стрессе и наиболее часто сопоставляются с физиологическимим реакциями. Так, в исследовании А.К. Осницкого и С.Ю. Тарасовой [4] подтверждена связь проявлений тревожности с адаптированностью детей к школьному обучению, с физиологическими и психологическими показателями. В работе Рифф К. и Сингер Б. [14] тревожность наряду с депрессией рассматривается как одна из составляющих психологического благополучия и включается в факторную структуру «психологического ресурса».
Проблема исследования того, как одни свойства могут служить предикторами других, в отечественной психологии была поставлена И.В. Равич-Щербо. Опираясь на методологию множественного регрессионного анализа, И.В. Равич-Щербо и её коллеги (Равич-Щербо и др., 1996) на выборке семей с детьми-близнецами и многодетных семьях получили данные о том, что личностные (экстраверсия, нейротизм) и поведенческие свойства могут являться предикторами когнитивных характеристик (интеллект, креативность, когнитивные стили).
Цель данного исследования с помощью построения регрессионных моделей установить, какие личностные свойства являются предикторами характеристик психологического благополучия.
Материалы и методы исследования
Участники исследования. В исследовании приняли участие 482 студента 1 и 5 курсов пермских и московских вузов: 391 девушка, 120 юношей. Респонденты заполняли опросники в ходе группового обследования.
Использованные методики. «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (The scales of psychological well-being) в адаптации Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко [5]. В качестве показателей рассматривались шкалы оригинальной методики («позитивные отношения с окружающими», «автономия», «управление средой», «личностный рост», «ценность жизни», «самопринятие») и показатели, выделенные авторами адаптации («баланс аффекта», «осмысленность жизни», «человек как открытая система», «автономность»).
«Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. Вопросы методики факторизованы методом эксплораторного анализа для получения более детализированных показателей оценки состояния тревожности. В результате выделено три фактора, составляющих ситуативную тревожность, и два фактора, составляющих личностную тревожность. Для ситуативной тревожности выделились факторы «Печаль», «Напряжение» и «Беспокойство», доля объяснимой дисперсии 14, 21 и 15 % соответственно. Для личностной тревожности выделены факторы «Неуверенность» 24 % и «Несчастье» 17 %. Альфа – Кронбаха для выделенных шкал составила 0,78–0,86.
Также использованы методики «Шкала депрессии» А. Бека (показатель: «депрессия») и «Личностный опросник Г. Айзенка» (показатели: экстраверсия и нейротизм).
Статистический анализ. Применен метод множественной линейной регрессии, стандартный метод (принудительное включение) включения независимых переменных. В качестве предикторов показателей психологического благополучия рассматривались восемь независимых переменных. Статистики коллинеарности показали удовлетворительные значения. Для статистической обработки данных использовалась программа Statistica 6.0.
Результаты исследования и их обсуждение
Основной задачей нашего исследования является установление личностных свойств, которые являются предикторами для характеристик психологического благополучия. В результат применения множественного регрессионного анализа установлено следующее. Комплекс, включающий все восемь свойств–предикторов, не входит ни в одну модель, предсказывающую какую-либо характеристику психологического благополучия.
Среди показателей психологического благополучия наибольший процент дисперсии, объясняемой совокупностью предикторов – свойств личности, является «Баланс аффекта» – 50 %, «Самопринятие» – 45 % и «Управление средой» – 39 % (таблица).
Результаты множественного регрессионного анализа для показателей психологического благополучия
Характеристики психологического благополучия
Психологические предикторы преодоления профессиональных кризисов у сотрудников организации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «предиктор»
Предиктор – это некий показатель, средство прогнозирования, который указывает на возможность появления какого-либо события.
Термин переводится, как прогнозировать, предсказывать и предполагает два разных значения, т.е. имеет широкий и узкий контекст.
В широком смысле слова предиктор понимается как исходная характеристика человека и его окружения. На основании этой характеристики делается попытка предсказать искомую характеристику этого же человека. В узком смысле – это появление дополнительных ограничений, связанных с количественным выражением и оценкой статистической достоверности прогноза.
Если регрессивный анализ использовать как метод построения прогноза предикторами, то появляются независимые переменные, изменения которых изменяют другие зависимые переменные – это отклики.
Исходя из прогнозируемых эффектов, выделяют четыре основных вида предикторов:
Для построения предикторов используются признаки (независимые переменные), получить которые можно из двух источников, к которым относятся:
Если предикторы объединяют действие нескольких факторов, т.е. независимых переменных, то их информативность будет больше – это комплексные предикторы. Процедура их построения заключается в поиске информативных признаков и их последующая интеграция в комплексные предикторы психологических свойств.
При этом используется многомерный статистический анализ.
В комплексный предиктор уже в ходе статистической обработки можно включить непосредственно характеристики человека и значимые компоненты среды для формирования целевого признака.
Готовые работы на аналогичную тему
На формирование индивидуальной траектории профессионального развития влияют такие важные психологические предикторы как Я-концепция, жизнестойкость, терпимость к неопределенности, коммуникативность, уровень притязаний, эмоциональная увлеченность, мотивация, целеполагание, креативность, самоконтроль и другие переменные, которые являются фундаментом развития потенциальных возможностей человека и карьерного роста.
Профессиональное развитие человека, считает С.А. Дружилов, идет из единства процесса его психического развития и этапов профессионального пути. На любом предшествующем пути идет формирование ресурсов и резервов для последующего профессионального развития. Этот процесс кумулятивный и результат предшествующего развития трансформируется и включается в следующий.
Автор считает, что эффективность труда играет системообразующую роль в рабочем процессе и отражает особенности системных связей, возникающих между отдельными компонентами индивидуального ресурса профессионального развития. Психологический потенциал человека с его возможностями и ограничениями служит исходной информацией для инженерно-психологического и эргономического обеспечения создания современных средств профессиональной деятельности.
Повысить точность прогноза в психологии профессиональной деятельности позволяет вычисление психологических предикторов, которые дают возможность оценить сравнительный вклад факторов в прогноз и его эффект.
Психологические предикторы индивидуального развития
От стабильности психологических особенностей человека зависит возможность прогнозирования его индивидуального развития. Прогноз важен для решения многих прикладных задач.
Профессиональный отбор, консультирование, дифференцированное обучение предполагают, что практический психолог имеет основания прогнозировать дальнейшее развитие ребенка и взрослого. Поэтому в разных областях психологии идут поиски надежных предикторов индивидуального развития, т.е. поиски тех признаков, которые позволяют строить прогноз.
Эту задачу можно реализовать с помощью оценки корреляционных связей, оценки принадлежности к одной и той же группе в разных возрастах, с помощью регрессионного анализа.
Построить прогноз можно применительно к разным задачам – академической успеваемости, интеллектуальному развитию, асоциальному поведению и др.
Сделав анализ работ, выполненных с 1917 г, Дж. Моу Р. Канна, пришли к выводу, что для успешного обучения в колледже прогностические возможности обычных предикторов, такие как школьные отметки и тестирование при поступлении, являются крайне низкими. Причину они видят в том, что в качестве предикторов были взяты только когнитивные характеристики, без учета стремления к данной деятельности, т.е. не учитывались личностные переменные.
Два других автора, У.Гастин и Л. Корраза, выяснили, что для академической успешности лучшим предиктором является сочетание способностей к вербальному и математическому рассуждению. Другая серия исследований посвящалась прогнозу психического развития у детей различных групп риска и психического развития здоровых детей.
В большинстве случаев лонгитюдные исследования не включают характеристики родителей, среды обитания и др. В результате оказалось, что развитие интеллекта с 2-х до 4-х лет можно предсказать по особенностям личности матери, её стилем взаимодействия с ребенком, элементами домашней среды, включая физические характеристики и индивидуальные особенности ребенка.
В возрасте с 4-х до 8 лет происходит изменение предикторов – ими становятся материнская социальная поддержка, взаимодействие с ребенком в предыдущем периоде и особенности поведения ребенка в детском дошкольном учреждении.
Таким образом, имеющиеся данные говорят о принципиальной возможности прогнозирования индивидуального развития.
Психологическое содержание кризисов профессионального развития
В становлении, формировании и развитии личности большую роль играет деятельность, в процессе которой формируются соответствующие мотивы, и человек в осваиваемой деятельности находит стороны, способные удовлетворить его разнообразные потребности.
Рисунок 1. Этапы и кризисы профессионального развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Но, на любой стадии профессионального становления могут возникнуть разнообразные проблемы, например, не удачный опыт адаптации к профессии, неудовлетворенность карьерой, занимаемой должностью, своим профессиональным статусом и др.
Данные проблемы можно увидеть в тех ситуациях, когда представления человека о профессии и своей роли в организации не совпадают с реальностью.
В этих случаях результатом становятся профессиональные кризисы, дезадаптация, конфликты, стагнация.
Согласно модели Д. Холланда для выявления профессионального типа личности выделяется шесть базовых типов:
Кризисные явления отражаются на профессиональной деятельности работников организации и вызывают кризис персонала, факторами которого являются низкая производительность труда, текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины.
Также причинами могут быть недостаточная мотивация, низкая социальная защищенность или её отсутствие, низкая квалификация сотрудников.
Первыми симптомами кризиса являются отрицательные тенденции в динамике трудовых показателей, конфликты, сложный морально-психологический климат и др.
Насколько выражен профессиональный кризис, можно изучить с помощью опросника М.Д. Петраш «Факторы профессионального развития».
Влияние социальных факторов на возникновение профессионального кризиса рассматривается на основании специально составленных анкет, а индивидуально-личностные характеристики изучаются с помощью методик – самоактуализационного теста (САТ) Э. Шострома и «Копинг-теста» Р. Лазаруса.
В опроснике «Факторы профессионального развития» выделяется две группы параметров – показатели профессионального развития личности и факторы, оказывающие влияние на эти показатели.
К этим параметрам относится психофизиологическое восстановление и ряд социально-психологических факторов – самоконтроль поведения, целеустремленность, межличностное взаимодействие.
На кризисный характер профессиогенеза указывают низкие показатели профессионального развития.
К показателям профессионального развития относится удовлетворенность профессиональной деятельностью, чем показатели выше, тем лучше, самореализация в профессии, где высокие показатели говорят о наличие смысла в профессиональной деятельности.
Показатели профессионального функционирования включают такой фактор, как «психофизиологический потенциал», отражающий уровень резервных возможностей и способность к восстановлению.
Фактор «целеустремленность», отражает наличие активной жизненной позиции, а фактор «самоконтроль поведения» отражает способность человека к организованности, «фактор «межличностного взаимодействия», отражает коммуникативные способности профессионала.