Что такое предисловие и послесловие
Послесловие
Полезное
Смотреть что такое «Послесловие» в других словарях:
послесловие — послесловие … Орфографический словарь-справочник
ПОСЛЕСЛОВИЕ — «ПОСЛЕСЛОВИЕ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1983, цв., 98 мин. Психологическая драма. Творчество Марлена Хуциева четко делится на два периода с более, чем десятилетним интервалом между ними. Первый, ранний, завершается с началом 1970 х: режиссер ставит на… … Энциклопедия кино
Послесловие — ПОСЛЕСЛОВИЕ дополнение к законченному литературному произведению, имеющее характер рассуждения, личных признаний и соображений автора, выраженных им по поводу своего произведения. Примером может служить «Послесловие» к рассказу Льва Толстого … Словарь литературных терминов
послесловие — замечание, статья Словарь русских синонимов. послесловие сущ., кол во синонимов: 9 • p.s. (3) • post scriptum (3) … Словарь синонимов
ПОСЛЕСЛОВИЕ — ПОСЛЕСЛОВИЕ, послесловия, ср. (книжн.). Заключительное разъяснение, сообщение автора или издателя, помещаемое в конце книги; ант. предисловие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПОСЛЕСЛОВИЕ — ПОСЛЕСЛОВИЕ, я, ср. Заключительное замечание или заключительная статья к сочинению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
послесловие — Сопроводительная статья, помещаемая после основного текста произведения(ий). [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы аппарата издания EN afterword DE Nachwort FR postface … Справочник технического переводчика
Послесловие — элемент затекстового аппарата издания, в котором поясняется и дополняется содержание осн. текста. П. предпочтительнее вступительной статьи, когда в пояснениях надо опираться на знакомство читателя с осн. текстом издания; когда главная задача П.… … Издательский словарь-справочник
послесловие — я, с. Заключительное разъяснение, сообщение автора или издателя, помещаемое в конце книги. Послесловие к роману. Этимология: Образовано суффиксально префиксальным способом от слово. Энциклопедический комментарий: Послесловие к литературному… … Популярный словарь русского языка
послесловие — 3.1.4.4 послесловие: Сопроводительная статья, помещаемая после сновного текста произведения(ий). Источник: ГОСТ Р 7.0.3 2006: Систе … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Что такое предисловие и послесловие
Предисловие должно сообщить читателю, что ему нужно принять во внимание, читая книгу, работая с ней. Это предуведомление о книге.
В общем случае задачи предисловия — раскрыть значение темы для данного этапа развития науки, отрасли, в целом для коммунистического строительства; особенности содержания и формы, которые имеют принципиальное значение и от понимания которых зависит глубина освоения читателем публикуемого произведения (произведений); охарактеризовать источники материалов, ставших основой произведения (произведений); объяснить причины выбранного автором подхода к материалу, принципы построения произведения или отбора и последовательности произведений в сборнике; оговорить нерешенные или неосвещенные проблемы; объяснить, чем издание отличается от предшествующего или от ранее изданных на ту же тему. Все это требуется делать с учетом подготовки читателя, которому адресуется издание, и только по действительной необходимости, стараясь избегать шаблона.
Предисловие помещается, как правило, в изданиях произведений современных авторов, в изданиях классических произведений, сопровождавшихся ранее предисловием (предисловиями).
24.1.2. Авторская принадлежность
Предисловие может принадлежать автору произведения (произведений), титульному или ведущему редактору, авторитетному специалисту, приглашенному для того, чтобы охарактеризовать достоинства и другие особенности произведения, оговорить, какие задачи и почему не удалось решить. Но чаще всего предисловие пишет сам автор. Если из заголовка предисловия читателю непонятно, кому оно принадлежит, следует после его текста указать: Автор; Редактор; Переводчик или напечатать фамилию этого лица (лиц).
Обычно используется типовое заглавие: Предисловие; Предисловие автора; Предисловие к русскому изданию; К читателю; От автора; От издательства; От редакции и т.п. Допустим также тематический заголовок, отражающий содержание предисловия, или заголовок типа Об этой книге (когда предисловие принадлежит стороннему лицу).
24.1.4. Место в издании
Непосредственно перед основным текстом, как правило, после оглавления (содержания), если оно не отнесено в конец издания, либо после списка сокращений, если он помещен на обороте титульного листа. Значительному по объему списку сокращений предисловие должно предшествовать.
24.1.5. Порядок размещения разных предисловий
Предисловия разной принадлежности принято размещать в следующем порядке: сначала неавторские предисловия, затем — авторские, как более близкие основному тексту.
Разные неавторские предисловия располагают обычно в такой последовательности: От издательства или От редакции, предисловие стороннего авторитетного лица или тит. редактора.
Предисловия авторские к разным изданиям принято располагать в обратном порядке номеров изданий: сначала к последнему (например, к 4-му) изданию, затем к предшествовавшему (например, к 3-му), за ним — к предшествовавшему этому (например, ко 2-му) и последним — предисловие к 1-му изданию. Однако такое традиционное расположение целесообразно лишь тогда, когда предисловия к последующим изданиям содержат лишь сведения об отличиях от предшествующего издания и особенностях нового, что важно для читателя, знакомого с прежними изданиями произведения. Если же предисловие содержит лишь уточнения текста предисловия к 1-му изданию, то целесообразно предложить автору изменить предисловие и не обозначать, к какому изданию оно относится.
В переводных изданиях предисловие к переводу печатают ранее, чем предисловие к оригиналу, с которого делался перевод, как более позднее по времени и более отдаленное от основного текста произведения (авторское или изд. предисловие к оригиналу уже неотделимо от изданного произведения).
24.1.6. Полиграфическое оформление
Предисловие допустимо набирать шрифтом, кегль которого меньше, чем кегль шрифта основного текста, подчеркивая этим подчиненный, служебный характер небольшого по объему текста предисловия.
Предисловие к книге, написанное крупным авторитетным лицом, может быть набрано таким же по кеглю шрифтом, что и основной текст, особенно в случаях, когда оно содержит принципиальные положения по теме, но желательно, чтобы шрифт в этом случае отличался по начертанию или гарнитуре от начертания или гарнитуры шрифта основного текста произведения. Таким же чаще всего бывает решение, когда предисловие принадлежит автору и помимо вспомогательных сведений содержит некоторые принципиальные, отправные для содержания книги положения.
24.2. Вступительная статья
Вступительная статья должна помочь читателям лучше, глубже, точнее, тоньше, с учетом современных достижений научной мысли воспринять художественное или научное творчество писателя или ученого, чье произведение (произведения) публикуется в издании. Цель вступительной статьи, таким образом, шире, чем цель предисловия. Это анализ, осмысление творчества или произведения. В сущности, вступительная статья — историко-литературное, историко-научное или теоретическое произведение, которое в известной степени самостоятельно и может быть опубликовано даже в виде отдельного издания или в составе сборника произведений автора вступительной статьи. В силу изложенного она не может принадлежать автору книги. Чаще всего вступительная статья — принадлежность издания произведений классики.
Может быть типовым (Вступительная статья) или тематическим (формулирующим тему статьи).
24.2.3. Место в издании
Вступительная статья должна открывать книгу. Ее место — после титульного листа, перед предисловием автора, если оно входит в издание. Предшествовать вступительной статье может только предисловие изд-ва, редакции или редактора, как предуведомляющее читателя обо всем издании, включая и его вступительную статью, или оглавление (содержание), если принято решение не помещать его в конце издания.
24.2.4. Полиграфическое оформление
Чаще всего вступительную статью, как и предисловие, набирают шрифтом более мелким по кеглю, чем шрифт основного текста, с целью резко отделить аппаратный текст от основного. Отступления от традиции редки и должны быть хорошо мотивированы (автор с мировым именем, создание выдающегося по значимости произведения в форме вступительной статьи и т.п.).
Послесловие очень близко по назначению к вступительной статье с той лишь разницей, что автор послесловия в большей степени оперирует материалом произведения в расчете на знакомство с ним читателя. Послесловие, однако, не только анализирует и осмысляет с современных позиций произведение автора, но и часто дополняет его современным материалом.
Может быть и типовым (Послесловие) и тематическим (формулировать тему послесловия).
24.3.3. Место в издании
Послесловие помещают после приложения (приложений), перед всеми другими частями затекстового аппарата: библиографическими списками, примечаниями, вспомогательными указателями и т.п. — к этим частям затекстового аппарата читатель обращается многократно и по ходу чтения и после, что и вынуждает их ставить ближе к концу издания, чтобы облегчить их розыск.
Предисловие
Полезное
Смотреть что такое «Предисловие» в других словарях:
предисловие — См. начало без предисловий. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предисловие введение, прелюдия, пролог, преамбула, начало, статья, предуведомление, вступление. Ant.… … Словарь синонимов
Предисловие — ПРЕДИСЛОВИЕ вступительное слово автора к своему произведению, в котором сообщается что либо по поводу его, напр., дается указание на основной замысел произведения, на план его, ответ критикам и проч. В нашей литературе можно указать… … Словарь литературных терминов
ПРЕДИСЛОВИЕ — ПРЕДИСЛОВИЕ, предисловия, ср. 1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварительные разъяснения и замечания (автора, редактора, издателя), вступление к тексту изложения. Предисловие к исследованию. Предисловие ко 2 изданию … Толковый словарь Ушакова
Предисловие — «Жизнь животных» это особый вид зоологической книги. В ней находит отражение вся совокупность зоологических знаний, но в особом соотношении разных разделов науки о животных. Зоология может быть прежде всего подразделена на систематику,… … Биологическая энциклопедия
ПРЕДИСЛОВИЕ — ПРЕДИСЛОВИЕ, я, ср. Вводная статья к какому н. сочинению. • Без (всяких) предисловий (разг.) приступая к сути дела или разговора сразу, без предварительных приготовлений, разъяснений. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРЕДИСЛОВИЕ — «ПРЕДИСЛОВИЕ», Россия, ВГИК, 1996, цв., 19 мин. Этюд. Реминисценции на тему «Чайки» А.Чехова. В основе сюжета история любви начинающей актрисы. Героиня расстается с иллюзиями, но обретает надежду и веру. В ролях: Ольга Беляева (см. БЕЛЯЕВА Ольга) … Энциклопедия кино
предисловие — Помещаемая в начале издания сопроводительная статья, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы аппарата издания … Справочник технического переводчика
Предисловие — элемент аппарата издания, предуведомление читателя автором, изд вом, редактором о том, что следует иметь в виду, читая, просматривая или изучая издание. П. может содержать сведения о значимости темы издания, его назначении и возможностях… … Издательский словарь-справочник
предисловие — я, с. 1) Вступительная часть какого л. произведения, содержащая предварительные разъяснения, а также замечания критического характера. Предисловие к сборнику новелл. Синонимы: введе/ние, вступле/ние, преа/мбула (книжн.) 2) (обычно мн., разг.)… … Популярный словарь русского языка
предисловие — ПРЕДИСЛОВИЕ, я, ср Текст или часть текста, предваряющая изложение основного содержания, имеющая предварительные или предпосланные тексту замечания, пояснения. Сей отрывок составлял, вероятно, предисловие к повести, ненаписанной или потерянной… … Толковый словарь русских существительных
Структура книги: Предисловие, Послесловие, Аннотация, Словарь. 5 класс
Структура книги: Предисловие, Послесловие, Аннотация, Словарь
Библиотечный урок для учащихся 5—х классов
ОФОРМЛЕНИЕ: В библиотеке оформлена выставка новых поступлений, подобраны книги с небольшими и интересными предисловиями и послесловиями. Из бумаги сделана ромашка, на лепестках которой написаны слова “обложка”, “корешок”, “страницы”, “иллюстрации”, “оглавление”, “титульный лист”.
ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами познакомимся с теми элементами книги, которые вам еще не известны.
Вначале вспомним то, что мы уже знаем о структуре книги. Вот перед вами на столе лежит ромашка, на лепестках которой написаны названия элементов книги. Кто первый вытянет лепесток?
Выходят ученики, читают вслух слова, написанные на лепестках ромашек, объясняют их значение и показывают соответствующие части книги. Во время ответов ученикам могут быть заданы наводящие вопросы:
“Для чего нужна обложка?”,
“Как называется первый лист книги?”,
“О чем может рассказать титульный лист?”,
“О чем говорят выходные данные?”,
“Что можно узнать из оглавления?”,
“Что мы называем иллюстрациями?”
ВЕДУЩИЙ: Итак, некоторые элементы книги мы с вами вспомнили. А теперь приготовьте тетради-памятки (в них раньше записывались библиотечные термины, правила пользования книгой, библиотекой и т. п.), в них мы запишем новые слова.
Внимание, записываем: “Предисловие” и “Послесловие” — это статьи о книге или авторе, которые помещаются перед текстом или после него.
Предисловие и послесловие расскажут вам об авторе, о его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, об их дальнейшей судьбе, и о многом другом.
(Ведущий показывает наиболее интересные книги с предисловием и послесловием.)
ВЕДУЩИЙ: В предисловии к книге Д. Родари о приключениях Чипполино описывается история создания этой знаменитой повести-сказки. Оказывается, одна из читательниц попросила Д. Родари сочинить что-нибудь веселое для ее больного сына по имени Чичго.
А вот какое предисловие написал к своей книжке “Моя Вообразилия” поэт Б. Заходер: “Почему в книжках бывают прИдисловия, а уйдисловий не бывает? — спросил меня много лет тому назад один маленький мальчик. — Ведь прИдисловие — это вроде как “здравствуйте!” Значит, должно быть и “до свидания” — “уйдисловие”!
Написать предисловие или послесловие может сам автор или другой писатель, а то и про сто хороший друг автора.
А теперь, пожалуйста, найдите в книгах, которые лежат перед вами, предисловие или послесловие и обратите внимание на то, кто их написал и о чем они рассказывают.
(Желательно, чтобы ведущий спросил каждого ученика.)
ВЕДУЩИЙ: Хорошо, молодцы, ребята. А теперь поговорим о том, какие еще элементы могут рассказать о книге? На обороте титульного листа или в самом конце книги обычно сообщается, для какого возраста она издана. На это тоже надо обращать внимание. Если вы возьмете книгу для старшеклассников, вам будет трудно ее читать, многое вы еще не поймете. А если выберете книгу для малышей, вам будет скучно, неинтересно читать. Посмотрите, пожалуйста, на лежащие перед вами книги. Для какого возраста они предназначены?
ВЕДУЩИЙ: В каждой книге есть аннотация. Давайте запишем это слово в нашу памятку. Аннотация — это короткий рассказ о книге, написанный мелким шрифтом. Иногда — всего две-три фразы, но о самой главной теме книги. Аннотация помещается на обороте титульного листа или в самом конце книги, то есть на первой или на последней странице.
Найдите в своих книгах аннотацию. Правильно, это небольшой текст, всего несколько слов или предложений. Но это очень важные слова или предложения. Они коротко говорят о содержании книги. Перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.
(Ребята читают аннотации и говорят, что они узнали о книге.)
ВЕДУЩИЙ: Иногда в конце книги автор помещает краткий словарь, в котором объясняет значения не понятных ребятам слов. Например, читаете вы книгу о море, о путешествиях. А у моряков на кораблях свой язык, поэтому без словаря морских терминов вам просто не обойтись.
В конце книги помещают указатели имен и географических названий, списки предлагаемой литературы и многое другое. Об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.
А теперь повторим, с какими элементами книги мы сегодня познакомились. Верно, это – предисловие, послесловие, аннотация, словари.
(Ребята дают определения новых понятий.)
ВЕДУЩИЙ: А теперь предлагаю вам разделиться на две команды и проверить, насколько хорошо вы знаете структуру книги.
(Команды по очереди задают вопросы и отвечают на них.)
ВОПРОСЫ:
(После игры ребятам предоставляется щ во выбрать книгу с выставки новых поступлений. Они должны объяснить, что имен (аннотация, предисловие и т. д.) помогло сделать свой выбор.)
7.4. Предисловие, послесловие, вступительная статья
7.4. Предисловие, послесловие, вступительная статья
Предисловие – предуведомление читателей о том, что им надо принять во внимание, читая, или изучая, или просматривая книгу. Предисловие чаще всего содержит материалы о значении темы книги, особенностях содержания и формы произведения или из–дания, источниках сочинения, сведения о принципах отбора ма–териала и принципах построения произведения, нерешенных и неосвещенных проблемах (чтобы читатель не рассчитывал на то, чего в книге нет) и отличиях от книг на ту же или близкие темы.
Предисловие не следует путать с введением – вступительной частью произведения автора, где начинает раскрываться его тема, т.е. неслужебной частью.
Предисловию часто дают название «От автора», «Отредакто–ра», «От составителя» и т.п. Если по заголовку нельзя определить, кому предисловие принадлежит, желательно после его текста ука–зать: автор, редактор, переводчик или поставить фамилию напи–савшего предисловие. В некоторых книгах, чаще всего в переиз–даниях, бывает несколько предисловий. Если они написаны одним лицом, их размещают в обратной хронологической после–довательности (к последнему изданию, затем – к предыдущему и т.д.). В переводных книгах предисловие переводчика или редак–тора перевода предшествует авторскому предисловию.
Предисловие, если оно написано не редактором, редактируется в последнюю очередь, когда становятся ясными структура книги и логика изложения основного текста. При этом особое внимание обращают на связь предисловия с другими элементами издания – аннотацией, содержание которой может совпасть с предисловием, а также с введением. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы преди–словие было отражено в оглавлении (содержании) и вспомога–тельных указателях, если они есть. Хотя предисловие не самая главная часть издания, оно заметно влияет на весь его облик, поэто–му редактор должен считать свою работу над ним ответственным этапом подготовки издания.
Вступительная статья – относительно самостоятельное сочи–нение, в котором широко толкуется творчество автора или изда–ваемое произведение для того, чтобы помочь читателю лучше, глубже, тоньше воспринять содержание книги, разобраться в ее сложностях, познакомиться с ее историей, читательской судьбой и переменами в оценке. Так что вступительная статья особенно необходима в книгах сложных, в содержании которых нелегко разобраться без дополнительных сведений. Помещается она чаще всего в изданиях отдельных произведений или собраний сочинений писателей, ученых, общественных деятелей.
Вступительная статья должна открывать книгу. Ее место – по–сле титульного листа, перед предисловием автора, если оно входит в издание. Предшествовать вступительной статье может только предисловие издательства, редакции или редактора либо оглавле–ние (содержание), если принято решение поместить его в начале издания.
Чаще всего вступительную статью, как и предисловие, набирают шрифтом более мелким по кеглю, чем шрифт основного текста.
Послесловие по цели близко к вступительной статье, но отлича–ется от нее тем, что помещено за текстом книги – то ли потому, что издательство не хочет влиять на восприятие произведения чита–телем до его знакомства с ним, то ли потому, что само толкование творчества автора и его произведения невозможно без хорошего знания его читателем.
Читайте также
Послесловие
Послесловие Трехтонный «Опель-Блиц» считается лучшим грузовым автомобилем вермахта, в то же время это единственный грузовик, который выпускался с предвоенных лет вплоть до самого поражения Германии. «Опель-Блиц» зарекомендовал себя как отличный, безотказный
Послесловие
Послесловие Прошло более двух лет с момента выхода в США книги Лея «Ракеты и полеты в космос». За эти годы развитие ракетной техники ушло далеко вперед.Уже перед самым выходом книги в свет, осенью 1957 года, Лей дополнил свое описание истории развития ракет и межпланетных
Вступительная статья
Вступительная статья Инженерное творчество — занятие в высшей степени интересное, поскольку именно здесь происходит синтез теории и практики, «дедукции» и «продукции». Инженер должен, с одной стороны, находить самые смелые и неожиданные для текущей практики решения,
Послесловие
Послесловие Читая эту книгу, с каждой страницей грустнел. Ибо всё меньше оставалось на мою долю. Авторы раскрыли все темы, способные заинтересовать меня настолько, чтобы я мог о них ещё что-то сказать в послесловии.Более двух десятилетий я сам был инженером. Правда, в
Послесловие
Послесловие Вы прочитали довольно грустную книгу. Может быть, у кого-то даже пропадет желание садиться за руль. А у кого-то наступит отчаяние от невозможности что-то исправить, а то и жить в такой стране.Напрасно!Все, что имеем сегодня, – объективно, потому что у России
Послесловие Д.Л. Шарле
Послесловие Д.Л. Шарле Через любой океан Артур Кларк написал «Голос через океан» в 1957 г. и внёс несколько дополнений в последнюю главу при переиздании книги в 1959 г. Он закончил рассказ тем временем, когда с успехом были доказаны возможность и преимущества телефонной связи
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ «Новики» стали первыми по-настоящему серийными кораблями в истории русского судостроения. В тоже время принцип серийности и здесь не удалось довести до логического завершения. Внутри серии выделилось шесть «подсерий» постройки разных заводов, весьма
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ Наша страна – великая морская держава. Воды двух океанов и тринадцати морей омывают ее берега. Длина морских границ СССР больше 46 000 километров. Для охраны этой великой границы, для ее защиты от нападения с моря стране нужен сильный военно-морской флот.Еще до
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Путь к правильным навыкам – тренировки, тренировки, тренировки…Парень, написавший эту книгу, видел своими глазами, как много работают лучшие гонщики, чтобы достичь вершины и остаться на ней. Ник осваивал дерт-трек на моем калифорнийском ранчо вместе с такими
Послесловие
Послесловие Прочитав эту книгу, мои родители сказали: «Мы все поняли, это «азбука» для изобретателей». В общем, именно это и получилось. «Аз Буки Веди Глаголь Добро.» У меня не было задачи собрать все технологии, известные в данной области, в одну «энциклопедию». Как
Послесловие переводчика
Послесловие переводчика Так распорядилась судьба, что с 1972 по 1997 год я находился в рядах той огромной армии советских (а позднее российских) ученых и инженеров, которые создавали ракетно-космический потенциал нашей страны. Мой участок работы был связан с разработкой и
Послесловие
Послесловие Мы рассмотрели различные способы перемещения в пространстве, имеющих отличия от обычных реактивных принципов, при которых ускоренное движение тела, как группы частиц материи, в эфирной среде, требует преодоления инерции тела. Данный эффект обусловлен тем,
Послесловие
Послесловие После появления изобретений наших пионеров-электротехников второй половины XIX в. проходили десятилетия, а изобретения эти или вовсе не получили применений у нас в России, или получили их в весьма скромных размерах.До Великой Октябрьской революции русские
Послесловие
Послесловие Эта книга не об изобретателях и ученых. У нас было принято, да и сейчас тоже, оценивать достижения отдельных личностей по числу патентов, статей, вычислять, на какое число дней один ученый опередил в своих выводах и публикациях другого. Но обычных людей больше
Послесловие Д. Л. Шарле
Послесловие Д. Л. Шарле Через любой океанАртур Кларк написал «Голос через океан» в 1957 г. и внёс несколько дополнений в последнюю главу при переиздании книги в 1959 г. Он закончил рассказ тем временем, когда с успехом были доказаны возможность и преимущества телефонной