Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения

Русский язык. Пунктограммы. № 1. Знаки препинания в конце предложения.

1. Знаки препинания в конце предложения.

Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть картинку Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Картинка про Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения

ПРАВИЛО.

В конце предложений ставятся знаки препинания:

· ТОЧКА – в предложениях повествовательных по цели высказывания, в которых повествуется о чём-либо;

· ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК – в предложениях вопросительных по цели высказывания, в которых содержится вопрос;

· ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК – в восклицательных предложениях, содержащих эмоциональную окраску, то есть произносимых с особым чувством;

· ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ – в предложениях по цели высказывания – повествовательных, а по эмоциональной окраске – восклицательных;

· МНОГОТОЧИЕ – если в предложении содержится недоговорённость, указывается на особый подтекст, скрытый смысл. Многоточие может сочетаться с вопросительным или восклицательным знаком (многоточие всегда ставится в конце).

Трудные случаи.

Вопросительный знак.

· Вопросительный знак НЕ ставится в СПП, если в придаточном предложении – косвенный вопрос.

Пример. Ты не сказал нам, почему ты не ходишь в училище.

· Однако вопросительный знак ставится в СПП, если даже в придаточном предложении – косвенный вопрос, но в предложении содержится ярко выраженная вопросительная интонация.

Пример. Не понимаю, что тебе нужно?

Восклицательный знак.

· Может ставиться внутри предложения для обозначения эмоциональной, прерывистой речи.

Пример. Играл! проигрывал! в опеку взят указом!(Грибоедов).

Многоточие.

· Может ставиться и в середине предложения для указания на перерывы речи, неожиданный переход от одной мысли к другой.

Пример. В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте. (Гоголь). (Обратите внимание, что ПОСЛЕ многоточия в середине предложения запятая НЕ ставится).

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

В конце предложения ставится точка, так оно повествовательное по цели высказывания.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

В ней сердце долго ли страдало(?)

В ней сердце долго ли страдало?

В конце предложения ставится вопросительный знак, так оно вопросительное по цели высказывания.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

Он меня любит, так любит(?)

Он меня любит, так любит!

В конце предложения ставится восклицательный знак, так оно произносится с восклицательной интонацией.

Пример № 4.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

Дубровский молчал

В конце предложения ставится многоточие, так в нём передаётся особый подтекст, напряжённое эмоциональное состояние героя.

Пример № 5.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

Неужели ты так и не понял этого (?)

Неужели ты так и не понял

этого?!

В конце предложения ставится вопросительный знак (по цели высказывания оно вопросительное) и восклицательный знак (произносится с восклицательной интонацией).

При написании статьи использовалась книга:

Д. Э. Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Конспект урока русского языка на тему: «Что такое предложение? Какие знаки ставятся в конце предложения?».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока русского языка на тему:

«Что такое предложение? Какие знаки ставятся в конце предложения?».

Задачи: закрепление понятия о предложении; создание условий для определения предложений и постановки знаков препинания в конце предложений.

Образовательные: формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника;

Развивающие: развивать речь учащихся, словесно-логическое мышление;

Воспитательные: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, к природе.

Предметные результаты: учащиеся научатся составлять предложения из группы слов, оформлять предложение на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, писать по памяти предложения, видеть орфограммы в словах;.

Познавательные УУД: выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя; работать с информацией в учебнике; осуществлять сравнение, анализ, обобщать; выдвигать гипотезы, рассуждать;

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу; составлять план действий; осуществлять контроль и взаимоконтроль;

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; допускать возможность существования разных точек зрения.

Личностные результаты: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник русского языка для 2 класса часть 2 Л.Ф.Климановой, рабочая тетрадь к учебнику часть2.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Отгадайте кроссворд, запишите 6 слов, а седьмое слово запишите, прочитав его после угадывания предыдущих слов: (слайд №2)

– Первое слово. Отгадайте загадку:

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)

– Назовите орфограмму данного слова. Где найдём это слово, чтобы его проверить? (в словаре)

– Второе слово: ненадолго расстаёмся, говорим мы до свиданья, а надолго расстаёмся, говорим мы всем… (прощай)

– Здесь есть орфограммы? Назовите! (ща, о)

– Третье слово: Ученик, отвечающий за чистоту в классе. (дежурный) Это слово проверяемое? (оно словарное)

– Четвёртое слово. Загадка: Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать? (учитель)

– Пятое слово. Назовите первый осенний месяц. (сентябрь)

– Назовите орфограммы. Запомните написание.

– Прочитайте, какое слово получилось по вертикали? (Родина) (слайд №3) (чтение стихотворения со слайда)

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

3. Самоопределение к деятельности. Составьте предложение со словом Родина. Слова здесь связаны между собой по смыслу? О чём говорится в предложении?

4. Работа по теме урока. Работа по учебнику. Прочитайте вопрос в учебнике на с.24 (Что такое предложение?) Какой мы должны дать ответ? Упр. 20 на с.24. (устно)

– Что записано в первой строке? (Слова) Почему вы так считаете? ( Написаны через запятую, не объединены общим смыслом.) На второй строке записано без запятых, с большой буквы в начале и с точкою в конце. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, слова не объединены общим смыслом) Что можно сказать о словах на третьей строчке? (Это предложение) Докажите. (С большой буквы, все слова связаны между собой по смыслу, в конце стоит точка).

– Как вы понимаете смысл этого предложения? (У каждого человека есть место, где он родился).

Зрительный диктант. (слайд №4) А теперь запишем предложения по памяти со словами Родина – родина. Москва – столица нашей Родины. Моя родина – деревня Дубки.

Объясните, почему в одном предложении слово Родина написано с большой буквы, а в другом с маленькой?

5. Физкультминутка. (слайды №№5 – 10)

6. Закрепление изученного материала.

Запись под диктовку. Запишите предложение под диктовку:

Школьники пришли в парк. (один ученик у доски)

– Как на письме оформляется предложение? (Большая буква в начале предложения, в конце ставим точку или другие знаки: восклицательный, вопросительный)

Работа с предложениями (слайд № 11) Прочитайте предложения. Какие знаки вы поставите после каждого предложения? Мы пришли в осенний парк Как красив наряд у деревьев А вам нравится осенний парк (работа учащихся у интерактивной доски)

О чём говорится в первом предложении? Какой знак поставим? С какой интонацией надо прочитать второе предложение? Какой знак поставим? Как прочитаем третье предложение? Какой знак поставим?

Работа в парах Составьте предложение по картинке и запишите. (повествовательное, восклицательное, вопросительное об осеннем лесе, парке) (слайд № 12) (проверка выполненной работы)

Работа по учебнику. Упр.22 (с.25) Прочитайте текст и скажите, всё ли правильно мы сказали о знаках? Спишите выделенные предложения.

7. Рефлексия. (используются магнитные доски) Определите количество предложений: (дети слушают небольшой текст и количество услышанных предложений записывают и показывают на магнитной доске)

Яша поймал большую щуку. Он пустил её в ведро с водой. Ведро поставил в чулан. ( 3 ) Как определили количество предложений? (по паузам в конце каждого предложения)

– Какие знакомые орфограммы заметили в этих предложениях? Какой знак поставите в конце данных предложений? (предложения читаются по одному) Рядом со школой расположен лес. Вы слышали пение соловья? Красив лес в любое время года! (на магнитной доске дети показывают точку, восклицательный, вопросительный знаки)

Оцените себя с помощью смайликов: (у ребят карточки со смайликами) (слайд № 14)

Выставление оценок за работу в классе.

9. Домашнее задание: упр. 23 (с.25), правило на с.24.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Цель: учить детей составлять правильно предложения.

Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на доске появляется предложение, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога. Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.

Материал: Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.) Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.) Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.) Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.) Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.) Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.) Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)

«Лесенка предложений» Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.
Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках. Девочка сидит. Девочка сидит на диване. Девочка Даша сидит на диване. Девочка Даша сидит на деревянном диване. Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.

Учащиеся отгадывают загадки, записывая в тетрадь ответы на них.

— Докажите, что это словосочетания

Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.
(Зубная щетка)

Падают с ветки золотые монетки.
(Желтые листья)

Рассыпался горох на тысячу дорог,
Никто его не собирает.
(Звезды на небе)

У двух матерей по пяти сыновей.
(Пальцы на руках)

Широко, а не море, золото, а не деньги,
Сегодня на земле, а завтра на столе.
(Поле пшеницы)

— Определите, что общего в строении первых трех словосочетаний (Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть картинку Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Картинка про Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения)

Источник

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для 1 класса

Урок № 49 «Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?»

На уроке мы узнаем:

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения;

определять постановку знака препинания в конце предложения по смыслу;

самостоятельно определять границы предложения и ставить в конце каждого соответствующий знак препинания.

научиться ставить знаки препинания в конце предложения.

узнать, какие знаки ставятся в конце предложения;

научиться определять постановку знака препинания в конце предложения по смыслу;

научиться самостоятельно определять границы предложения и ставить в конце каждого соответствующий знак препинания.

1. Предложение – это слово или группа слов, которые связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.

2. Новое предложение всегда пишется с большой буквы.

3. В конце каждого предложения ставится знак препинания.

4. Знаки препинания в конце предложения – это точка, вопросительный знак и восклицательный знак.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. Организаций. В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017. с.12

Что такое предложение?

Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть картинку Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Картинка про Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения

Начало предложения всегда пишется с большой заглавной буквы.

В конце предложения ставится точка. Это говорит о том, что предложение закончилось.

Мы закончили мысль.

Так выглядит схема этого предложения.

Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть картинку Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Картинка про Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения

Давайте посмотрим на следующее предложение. Пришла весна. Это предложение из двух слов. Здесь схема выглядит так: слово с заглавной буквой, потом еще одно слово и точка.

Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть картинку Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Картинка про Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения

А в предложении «Пришла тёплая весна.» уже три слова, и схема выглядит так: Слово с заглавной буквы, еще два слова и точка.

Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть картинку Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Картинка про Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения

Теперь вы умеете составлять схемы предложений! Молодец!

Посмотрите на текст.

Весна разбудила все живое над полями жужжат первые жучки красивые бабочки порхают с цветка на цветок шмели ищут нектар и пыльцу, а в мае по травке начинают ползать божьи коровки.

Этот текст читать очень трудно. Он совсем непонятный, потому что в нём нет пауз. Чтобы нам было удобно читать и понимать текст, нужно расставить знаки препинания, тогда мы сразу поймем, что мысль закончена. Мы ставим точку в конце предложения, а следующее предложение обязательно начинаем с большой буквы.

Весна разбудила все живое.

Мысль закончена. Ставим точку. Начинается следующее предложение, а ты помнишь, что каждое новое предложение начинается с большой буквы.

Посмотри, как правильно должны стоять знаки препинания и какие слова пишутся с заглавной буквы.

Весна разбудила все живое. Над полями жужжат первые жучки. Красивые бабочки порхают с цветка на цветок. Шмели ищут нектар и пыльцу. А в мае по травке начинают ползать божьи коровки.

Теперь мы можем прочитать этот текст, и нам будет всё понятно. Прочитайте текст с соблюдением всех пауз.

Посмотрите на эти предложения. Как вы думаете, чем они отличаются?

Скоро наступит весна.

Скоро наступит весна?

Скоро наступит весна!

Точку вы уже знаете. Обратите внимание на схему предложения.

Скоро наступит весна. Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть картинку Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Картинка про Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения

А в конце второго предложения стоит вопросительный знак. Мы его пишем, когда задаем вопрос и читаем такие предложения тоже с вопросительной интонацией. Обратите внимание на схему предложения. В предложении схема тоже начинается со слова с заглавной буквой, а в конце стоит вопросительный знак.

Скоро наступит весна? Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть картинку Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Картинка про Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения

В конце последнего предложения стоит восклицательный знак. Мы ставим его, когда хотим показать изумление, волнение, сильное чувство и радость.

Скоро наступит весна! Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Смотреть картинку Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Картинка про Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Фото Что такое предложение какие знаки препинания ставятся в конце предложения

Читать предложения нужно с разной интонацией с разной интонацией.

Когда мы читаем предложение, в конце которого стоит точка, мы понижаем голос в конце. Попробуй: Скоро наступит весна.

Когда мы читаем предложение, в конце которого стоит вопросительный знак, наш голос плывет вверх.

Скоро наступит весна?

Когда мы читаем предложение, в конце которого стоит восклицательный знак, то мы показываем голос своё отношение. Сейчас, например, мы очень рады. Прочитай с выражением.

Скоро наступит весна!

Упражнение 1. Какая схема соответствует предложению:

Саша читает сказку.

Упражнение 2. Составьте из слов предложение. Запиши.

Упражнение 3. Зачеркните неверное утверждение:

А. Предложение – это слово или группа слов, которые связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.

Каждое новое предложение пишется с большой буквы.

Б. В конце каждого предложения ставится знак препинания.

В. Точка ставится в конце предложения, в котором мы что-то спрашиваем.

Упражнение 4. Выберите правильный ответ.

Источник

РАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

§ 1. Точка

Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова: …и др.; …и пр.; …и т. д.; …и т. п.

Точка ставится после коротких предложений, рисующих единую картину, для придания изложению большей выразительности: Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекою. Луна сокрылась за горою. (П.)

Точка ставится в конце номинативных (назывных) предложений, не заключающих в себе ни вопроса, ни восклицания: Поле. Огороды. Пасека. Молочная ферма. Птичник. Плодовый сад. Лес. Два трактора. Мастерские. И всё это в блестящем состоянии. (Кат.)

Точка ставится после первой части так называемых сегментированных конструкций, или конструкций с «двойным обозначением», состоящих из двух частей. Первая часть (сегмент, т. е. отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, формой именительного падежа существительного либо словосочетанием во главе с этой формой (именительный темы, или именительный представления), называет лицо, предмет, явление, которое во второй части (в последующем тексте) получает другое обозначение в форме местоимения: Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.); Производительность труда. Как её повысить? (газ.)

Точка ставится после разделительной паузы перед присоединительными конструкциями, которые при другой пунктуации играли бы роль членов предложения (так называемая парцелляция, т. е. членение): В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту. (Чак.); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.И.); Три молодые работницы часового завода прибежали после работы в редакцию. Взволнованные. Встревоженные. (Нар.); Мир стал иным. На год старше. (газ.);Программа грандиозная. И вполне реальная. (газ.)

Точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания: Вам бы полечиться. (М.Г.); Позвольте мне прочесть в другой раз. (Бл.); Ты меня не учи. (Добр.)

Точка ставится перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение: На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (Сим.); Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело: не видно ни месяца, ни звёзд. (Марк.); Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он молчал и молчал. (Кав.)

Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка:

1. Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями… навряд ли, задаром.

2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными… натрое, но: по двое, по трое.

3. Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными… потихоньку, сгоряча. (Правила русской орфографии и пунктуации.)

Примечания:

1. При наличии в нумерованных рубриках подпунктов последние обычно разделяются точкой с запятой (реже — запятой).

2. Если внутри абзаца, образующего подпункт, имеется самостоятельное предложение, то перед ним ставится точка и первое слово начинается с прописной буквы:

…Своевременно определять и изменять направленность исследований и разработок, организационную структуру научных учреждений. Усилить взаимодействие общественных, естественных и технических наук;

повысить эффективность использования научного потенциала высших учебных заведений для решения народнохозяйственных задач. Совершенствовать подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных и научно-педагогических кадров.

Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение: Вот этот рассказ. (Пауст.) [дальше следует рассказ]; Представьте себе следующее. [дальше — подробное повествование]; Новый станок имеет такое устройство. [дальше — пространное описание].

§ 2. Вопросительный знак

Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос: Ты откуда же взялся, Андрей? (Горб.); Любишь апельсины? (Сим.)

Примечание. Вопросительный знак может ставиться в вопросительных предложениях после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса: Что я — попугай? индейка? (М.); Кравцов ласково улыбался — его нетерпению? самомнению? гениальности? (Гран.)

Вопросительными могут быть и номинативные (назывные) предложения: Пожар? (Кож.)

Вопросительный знак ставится в конце сложно сочиненного предложения, если все части, входящие в его состав, или только последняя заключают в себе вопрос: В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора? (П.); Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? (Гр.)

Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной: Вы знаете, что такое сестры милосердия?(Остр.); Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Ч.)

Примечание. Если придаточная часть сложноподчиненного предложения образует косвенный вопрос, то в конце предложения вопросительный знак обычно не ставится: Я прервал речь Савельина вопросом, сколько у меня всего денег (П.); Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться (Н.О.).

Однако если косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию, в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак ставится: Скажите, пожалуйста, что это за огни? (Л.Т.); Я спросил, как же он стал отшельником? (М.Г.)

Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части являются вопросительными предложениями (между ними ставятся запятые ) или только последняя часть содержит прямой вопрос (перед ней ставится двоеточие либо тире, в зависимости от смысловых отношений между частями предложения): Кто скачет, кто мнится под хладною мглой? (Жук.); А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют? (Сим.); Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Кр.)

Вопросительный знак в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего, чаще всего внутри цитируемого текста: «…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов! (Бел.)

О сочетании вопросительного и восклицательного знаков см. § 3, п. 7.

§ 3. Восклицательный знак

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения: Э, да это гроза! (Т.); Счастливый путь! (Кож.)

Примечание. Восклицательный знак может ставиться в восклицательных предложениях после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной, прерывистой речи: Играл! проигрывал! в опеку взят указом! (Гр.)

Всегда являются восклицательными предложения, имеющие в своем составе слова что за, как, какой и т. п.: Что за чудесный человек мой друг! (Т.); Как вы побледнели! (П.); Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (Ф.)

Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, в которых приказание, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола, эмоционально окрашено: Встань! Ступай отсюда! (Ч.); «Держи!» — стонал старик, отпихивая баркас от берега (Ш.).

Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, выраженных не формой повелительного наклонения глагола: Телефоны! Быстро! (Сим.); Офицер бросил бумагу на стол. «Подписать!» (М.Г.); Чтобы я больше не слышал таких разговоров!

Восклицательный знак ставится в конце номинативного (назывного) предложения, если оно произносится с восклицательной интонацией: Чрезвычайное происшествие! (Г.); Вот венец мой, венец позора! (П.)

Восклицательный знак ставится в конце слова-обращения, междометного предложения или предложения-обращения, если оно произносится с восклицательной интонацией: Ещё бы! (Т.); Верно! Верно! (Вс. Ив.); Нет, нет! (Крым.);«Шабаш!» — крикнул кто-то злым и надорванным голосом (М.Г.); Соня (тоном упрека): Дядя! (Ч.)

§ 4. Многоточие

Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.): А, так ты… — Я без души лето целое всё пела (Кр.); «И вы не боитесь…» — «Чего не боюсь?» — «…Ошибиться?»; «И кроме того… — подумалось мне, — и кроме того…»

Многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки: В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте (Г.); «А… а… а, как же иначе», — заикался он (ср.: «А-а-а», — протяжно и понимающе произнёс он).

Многоточие ставится в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено: На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне… (газ.)

Многоточие ставится для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой: Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря… (П.)

Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени: …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.

Многоточие ставится при перечислении слов с не раскрытым содержанием: Фестивали… Конкурсы… Концерты… (название рубрики в газете).

О постановке многоточия в цитатах см. § 55.

О сочетании многоточия с вопросительным или восклицательным знаком см. § 68, п. 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *