Что такое предмет исторической науки
Предмет исторической науки.
история изучения природы и история изучения общества.
История представляет собой универсальную гуманитарную науку, включающую:
— историю человека (его ума, порождающего культуру, и его безумия, порождающего войны, разрушение природы и культуры);
— историю культуры, создаваемой человеком;
— историю мировосприятия человека в форме духовной (религиозной), рациональной (философской) и эмоциональной (поэтической, в том числе архитектурно-художественной) мысли.
Предмет исторической науки в том виде, в каком он существует сейчас, определился не сразу. История как наука развивалась вместе с развитием самого общества. Основой её стало собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Содержанием истории со временем стало не только жизнеописание отдельных личностей, народов или государств, как было прежде, но и исторический процесс в целом. История превратилась в науку о развитии человеческого общества во всём его многообразии, изучающей действия как отдельных людей, так и человеческих сообществ, находящихся в определённой взаимосвязи, составляющих всё человечество.
В конце ХХ столетия научное познание вступило в новую полосу развития. Традиционные подходы пережили фазу заметной трансформации, призванной поднять научное познание и в естественной, и в гуманитарной сфере на новый качественный уровень. И если прежде вся наука, включая историю, основывалась на рационалистических принципах И. Ньютона, Р. Декарта, Просвещения, вере в могущество разума, то во второй половине ХХ в. стало очевидным, что наука не может развиваться далее в рамках традиционных принципов. На повестку дня встал вопрос о новой революции в научном знании, о «новой науке». Стали активно обсуждаться не только «индивидуализирующие» подходы, такие как антропологический, микроисторический, психоисторический, но и системный подход, гендерная история, постмодернизм.
Проблемы смысла изучения истории всегда являлись предметом дискуссий. Однако наиболее остро они были поставлены только в ХХ в. Прежде исследователи не сомневались в том, что прошлое можно познать таким, каким оно было в действительности. Им казалось, что значительный прогресс знаний и раскрытие новых причинно-следственных связей приведут к формированию законов истории, которые будут обладать такой же строгостью и точностью, как законы природы. ХХ век поставил под сомнение представление об истории как строгой научной дисциплине, как независимом, объективном судье социально-политических систем, народов, классов, партий, исторических деятелей.
Среди тех исследователей, кто занялся радикальным обновлением теоретической и методологической базы исторической науки, были М. Блок и Л. Февр, ставшие в конце 1920 гг. основателями нового направления не только французской, но и мировой историографии, получившей название школы «Анналов». Основы исторической науки были рассмотрены ими с принципиально новых позиций, был сформулирован более глубокий взгляд на историю. Вместо прежней традиции рассматривать и освещать в первую очередь военно-политические и дипломатические события в центр внимания был поставлен человек, который стал изучаться в единстве всех его социальных проявлений.
История как наука была призвана охватить общественную жизнь людей в её полноте, её взаимосвязях. Такой подход поставил вопрос о новом уровне исторического синтеза и породил так называемую глобальную историю. Новый, расширенный предмет исторического исследования потребовал междисциплинарного построения науки о человеке, которая охватывала бы различные аспекты его социальной жизни. Стремление и возможность увидеть историю всесторонне, увидеть в ней многообразие человеческой деятельности стало ведущим принципом глобальной истории.
Важнейшей задачей глобальной истории является стремление сформировать картину мира: совокупность знаний о мире. В картине мира, формируемой современными историками-глобалистами, объединяются все социальные, культурно-религиозные, природные и биологические аспекты исторической жизни. Такой метод изучения картины мира позволяет изучать предмет исследования не в качестве стороннего объекта, а в качестве мыслящего и чувствующего субъекта, ведущего диалог между прошлым и настоящим. В постмодернизме, напротив, историческая действительность не воспроизводится в своём истинном свете; она производится только метафорически, и в ней в качестве исторической реальности выступают только «метафоры» исторического бытия.
Современная историческая наука, восстанавливающая хронологический ряд предшествующих периодов жизни общества, неизбежно обращается к характеристикам повседневности, из которой складываются все события, включая исторически значимые. Сторонники глобальной истории активно изучают не только выдающиеся личности, оставившие заметный след в истории, но и массовое сознание, присущее так называемому «безмолвствующему большинству» общества. Исследование такого рода необходимо для выяснения важной роли этого типа сознания в функционировании общественной системы в целом.
Предмет и объект исторической науки
Выдающийся русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) так определял историческую науку: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) познание этого процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки. служит процесс исторического развития, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах».
Как и всякая наука, история имеет свои предмет, объект, методы исследования.
Цели и задачи изучения истории
Можно поставить вопрос: а для чего нужна история, в чем её практическая польза? В свое время выдающийся русский революционер-демократ Н.Г. Чернышевский заметил по этому поводу: «Можно не знать тысячи наук и быть образованным человеком, но не любить историю может только человек ограниченный умственно». А В.О. Ключевский подчеркивал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, и ломаются по чьему-то детскому капризу».
История возникла как общественная потребность, как необходимость на определенном этапе человеческого развития, а вовсе не как случайность. Начиная с первобытности, человек накапливал исторические знания, передавая их потомкам через мифы и сказания, чтобы новые поколения знали кто они и откуда. Миф, поэтому, в известном смысле есть опоэтизированная история. Сказки, легенды, былины и другие элементы устного народного творчества (фольклора) содержат в себе элементы реальных исторических событий. Это доказано многочисленными исследованиями.
Но одной памяти мало. Нужно уметь понять что, как и почему произошло, почему именно так, а не иначе. Мы пытаемся сделать из истории выводы, извлечь уроки, связать прошлое с настоящим и сделать прогноз на будущее. В этом заключаются другие функции истории: познавательно-поучительная, образовательная и прогностическая. Выдающиеся философы очень высоко оценивали эти стороны исторической науки. Немец К. Ясперс (1883-1969) писал: «Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе». А К. Маркс (1818-1883) высказался более образно: «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».
Таким образом, все мы нынешние выросли из прошлого, несём на себе его печать, развиваемся под его воздействием и прогнозируем будущее на его основе.
Во-вторых, всякое знание относительно. Новые открытия, научно-технические достижения постоянно вносят в него изменения. Наряду с механикой Ньютона появляется квантовая, а геометрия Лобачевского не совпадает с планиметрией древних. Так нет и исторических знаний «на века». Каждая новая эпоха в соответствии со своими научными достижениями заново «прочитывает» историческое прошлое.
Не знать историю человечества и своего народа, своей страны просто неприлично для современного человека, располагающего гигантскими возможностями для познания. Наша страна внесла огромный вклад во всемирную историю и культуру. Мы — преемники целой цивилизации, котораяузке стала великой иещё не исчерпала своих возможностей.
Отрасли исторической науки
К категории специальных исторических дисциплин в рамках исторической науки относят: археологию, источниковедение, археографию и др.
Разные виды источников изучаются при помощи специальных методов и приемов. Этот инструментарий и соответствующие теоретические основы разрабатывают вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика, фалеристика (ордена, медали, прочие знаки), топонимика, оружиеведение и др.
Имея источник или разные виды источников, специалист на основе их изучения может сделать серьезные выводы и глубокие обобщения о прошлом страны, народа, всего человечества и т.п.
История
Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки.
2. Основные направления в изучении истории.
3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.
4. Методология истории.
5. Проблемы периодизации истории.
1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.
2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.
3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.
4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.
5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.
6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки
Дисциплина «История» изучает курс истории (история России в контексте всемирной истории) с древнейших времен до наших дней и ориентирована на освоение студентами содержания основных этапов всемирной истории в исторической ретроспективе. Изучение «Истории» создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Преподавание курса «Истории» в вузе является в известной мере продолжением процесса ознакомления с историей, берущего свое начало в рамках школьного образования. Оно призвано расширить базовые представления студентов, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Россией и населяющими ее народами, выявить место и роль страны в мировой истории. Наряду с этим изучение курса способствует развитию следующих знаний, умений и навыков личности:
– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;
– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;
– воспитанию нравственности, морали, толерантности;
– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;
– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.
Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.). В его «Истории» дано яркое описание многих событий того времени, особенно греко-персидских войн. Геродот, представлявший человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.
Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота, Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.) рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.
Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).
Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.
Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.
У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.
Наиболее точную формулировку предназначения истории приводит английский историк и философ Дж. Коллингвуд (1889-1943). Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Ценность истории в познании самого себя.
2. Основные направления в изучении истории
По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)
Во второй половине XX в. на основе междисциплинарного взаимодействия сформировались новые направления исторической науки «история ментальностей» (коллективных автоматизмов исторического сознания), «локальная» и «устная» истории, гендерная история. Локальные исследования, в центре которых оказалась семья, локальные общины, стали называть микрокосмическими.
Предметом гендерной истории являются не просто «женские проблемы», но изучение важнейших институтов социального контроля, с помощью которых в конкретных исторических социумах регулируется неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа, обеспечивается социальный порядок, основанный на тендерных различиях. В гендерных исследованиях важное место занимает проблема соотношения приватного и публичного. Исследуется «women’s power» (власть женщин), их роль в экономике, воздействие на принятие политических решений и т. д.
Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человеческого сознания.
3. Исторические источники
Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.
1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д.
2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю Человечества.
3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.
4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.
5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.
6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видео документы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материалы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушедшее прошлое.
Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков
Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают разные методы исторической науки, то есть пути исследования, способы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).
Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопоставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.
Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.
В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Российская история», «Родина».
Важным источником для историков является периодическая печать с момента ее появления — газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые довольно редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врет, как очевидец!»
Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и внутренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.
Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощренной фальсификацией истории, с ее целенаправленным искажением.
Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, исказить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсификации истории.
Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.
Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.
Принцип объективности требует использовать факты, не искажая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.
Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) закономерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.
Принцип альтернативности требует рассматривать состоявшуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допускать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.
Подходы к изучению истории
Исторический материализм позволил подробно изучить материальную, социально-экономическую составляющую истории (которой до него почти не уделялось внимания). Признание объективных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономическими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не укладывались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются значительной частью учёных в России и в мире.
5. Проблемы периодизация истории
Периодизация всегда условна, потребность в ней определяется необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутренним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дикости, варварства и цивилизации. С марксистским учением связана периодизация всемирной истории на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последовательной смене обществ аграрного, индустриального и постиндустриального типов. Сторонники теории локальных цивилизаций обосновывают свои подходы к периодизации истории.
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.