Что такое предмет как объяснить ребенку

Как научить детей определять свойства и признаки предметов?

Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое предмет как объяснить ребенку. Картинка про Что такое предмет как объяснить ребенку. Фото Что такое предмет как объяснить ребенку

Худякова Елена Вячеславовна
воспитатель
МБОУ «Аганская ОСШ» дошкольные группы
п. Аган, Нижневартовский район

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ?

Что такое предмет?

Предмет – это всевозможные окружающие нас вещи, живые существа, животные, растения, явления природы.

У каждого предмета есть признаки, которые отличают его от другого предмета.

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по материалу, из которого они сделаны и по другим признакам.

Чтобы определить признак предмета, можно задать такие вопросы:

Признак – это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами.

Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

В повседневной жизни мы учим своих детей определять свойства предметов постоянно, сами того не замечая. Мы спрашиваем, обсуждаем и разговариваем с ребенком (какого цвета предмет, какой он формы и т.д.).

Итак, давайте попробуем выделить существенные признаки на примере лимона. Покажите ребенку этот предмет (картинку). Попросите описать его, задавая ему вопросы, если ребенок затрудняется помогите ему. Какого он цвета? «Какой формы?», «Какой он на вкус?», «Какой он на ощупь». Лимон: желтый, овальный, кислый, твердый.

Учим детей выделять признак предмета по форме

Спросите ребенка, какой формы бывают предметы? (овальная, круглая, квадратная, прямоугольная).

Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы круглой, овальной, квадратной и прямоугольной формы. Или спросить, на какую фигуру похож предмет.

Учим детей выделять признак предмета по цвету

Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы красного, желтого, зеленого и др. цвета.

Спросить ребенка, что бывает зеленым цветом, а голубым? и т.д.

Таким образом, учить ребенка выделять существенные признаки путем сравнения следует поэтапно:

Существует очень много игр и упражнений на формирование приемов выделения признаков объекта. Приведем несколько таких игр.

Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.

Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

3.Игра «Какое это блюдо?»

Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.

Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.

Игра «Скажи иначе»

Цель: расширение словаря антонимов.

5.Игра «Подбери признак»

Цель: согласование прилагательных с существительными.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с понятием «слово – предмет» Различение живых и неживых предметов»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект занятий в старшей группе

Тема: «Знакомство с понятием «слово – предмет»

Различение живых и неживых предметов»

Цель: Практическое усвоение слов, обозначающих предмет.

1. Ознакомить с понятием «слово – предмет».

2. Сформировать понятия «живой – неживой».

3. Научить соотносить предметы с вопросами Кто? Что?

4. Учить выделять предмет в речевом потоке.

5. Познакомить с условным обозначением слова-предмета.

6. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, кукла, конфеты, яблоки, печенье, карточки жёлтого цвета.

Дети стоят по линии ковра.

— Саша, дай предмет! А я не сказала карандаш, не сказала машинку.

— Мальчик, подойди ко мне! Можно ли выполнить мою просьбу? Нет. Я не назвала имени ребёнка. Людей называют по имени, чтобы не перепутать.

— Почему Саша не смог дать предмет? Потому что я не назвала предмет.

2. Ознакомление с понятием «слово – предмет».

— Внимательно послушайте стихотворение:

Домик, Кочка, Квочка. Кошка.

Роща. Ягода. Лукошко.

Веник. Банька. Санька. Венька.

Вот и вышла деревенька.

На доску выставляется панно.

— Найдите на рисунке всё, что названо в стихотворении. Нас окружает огромное количество предметов. Для каждого из них есть своё название – слово.

— Предметы мы можем увидеть, потрогать, съесть. А слово можно увидеть, потрогать, съесть? Сейчас буду угощать вас словами: конфета, яблоко, печенье. Наелись? – Нет. А сейчас угощу предметами (каждому ребёнку положить конфету, яблоко, печенье). Можно угостить предметами, а словами – нет.

3. Усвоение понятий «живой – неживой».

Выставляются картинки с изображением животных.

— Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?

— У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

У детей на столах картинки с изображением живых и неживых пред метов.

— Посмотрите на картинки. Поднимите руки те, у кого на картинке изображён живой предмет? Почему он живой? Задайте вопрос: кто? или что?

4. Соотнесение предмета и слова, выделение слов в речевом потоке.

Логопед показывает 1 предмет (стол) и спрашивает, что это? Дети называют предмет. Логопед подчёркивает, что он показал, а дети назвали 1 предмет. Дети закрывают глаза, логопед называет этот предмет (стол) и спрашивает, сколько он назвал слов (1).

— Предмет один и слово одно.

Тоже с 2 предметами (стол, стул), затем с 3 предметами (диван, стол, стул).

— Сколько предметов, столько же слов, каждый предмет называют словом.

Координация речи с движением.

Два хлопка над головой – раз, два.

Два хлопка перед собой – раз, два.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

А потом мы отдохнём

И свои места займём.

Дети по очереди берут фрагмент картинки и задают вопрос товарищам кто это? или что это?

7. Условное обозначение слова – предмета.

— Сядет тот, кто назовёт живой предмет. Сколько всего слов вы назвали? Ах, как жалко, что не посчитали! Давайте каждое слово – предмет будем обозначать карточкой жёлтого цвета. У вас на столах они лежат. Называйте неживые предметы и кладите перед собой карточку вместо слова, потом посчитаем, сколько слов вы назвали.

— Какие бывают предметы?

— Как мы их различаем?

— Каждый предмет называется чем?

— Как называются слова, которые называют предмет?

Источник

Конспект группового логопедического занятия «Слова — предметы»

Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

закрепить усвоение лексического значения слова;

способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

учить задавать вопросы к словам-предметам;

учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением;

корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

развивать мелкую моторику;

формировать коммуникативную сторону речи учащихся;

воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

Оборудование: изображения острова; разрезная азбука; предметные картинки; мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Посмотрите вокруг! Нас окружают разные предметы.

Запомни! Когда мы называем какой-то предмет, мы произносим слово.

Логопед: посмотрите перед вами картинки. Назовите предметы, которые здесь нарисованы. (Матрешка, грузовик, ведерко). Назовите предметы, нарисованные на картинках, одним словом (Игрушки).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправляемся в путешествие на паровозике. Мы поедем на волшебный остров, где будем изучать особенности местных жителей.

У меня есть билет с названием этого острова. Но по дороге на остров нам могут повстречаться пираты, и название острова зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: солнце, лимон, обруч, валенки, ананас.

Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

Теперь мы знаем название острова и можем отправляться в путь.

Откройте тетради. Отступите две строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

Мы приехали на остров «Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители острова.

Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

Что же это? (Набор букв.)

Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова.)

Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают).

3. Слова, обозначающие предметы.

Остров Слов поделен на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв.)

Можно ли из этих букв составить слово?

Какое слово получилось? («предметы»)

Как же называются жители этой части острова? («слова-предметы»)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу?

Почему? (Не назвали предмет.)

Мальчик, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя мальчика не названо.)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть. «Хлопай, топай, не зевай». Мы с вами гуляем. Как только я произнесу слово, вы должны топнуть, если предмет живой. Если вы услышали неживой предмет, то вы должны хлопнуть.

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?» Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые. Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «Кто?» Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?» Всё, что движется само, ест, растёт – живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

6. Физкультминутка

«Хлопай, топай, не зевай».

Мы с вами гуляем. Как только я произнесу слово, вы должны топнуть, если предмет живой. Если вы услышали неживой предмет, то вы должны хлопнуть.

7. Закрепление знаний по теме.

Слова-предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

На острове Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему паровозику. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

8. Работа по преобразованию слов.

Нам пора возвращаться домой. Но чтобы попасть на наш паровозик, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

Запишите пары слов в ваших тетрадях. (Работа у доски и в тетрадях).

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

9. Итог занятия.

Вот мы и дома. Как много вокруг нас слов.

С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами)

Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые)

На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?что)

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое предмет как объяснить ребенку. Картинка про Что такое предмет как объяснить ребенку. Фото Что такое предмет как объяснить ребенкуКонспект комплексного занятия «Предметы вокруг нас» в средней группе Конспект комплексного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство.

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.

Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Опасные предметы дома» Цель занятия: Дать элементарные представления о правилах безопасности в быту, как обращаться со спичками, ножом и горячими предметами. Побуждать.

Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое предмет как объяснить ребенку. Картинка про Что такое предмет как объяснить ребенку. Фото Что такое предмет как объяснить ребенкуКонспект занятия «Предметы гигиены» с детьми младшего дошкольного возраста Цель занятия:создание условий для развития умений различать и называть предметы гигиены, формирование представления об их роли для человека;.

Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое предмет как объяснить ребенку. Картинка про Что такое предмет как объяснить ребенку. Фото Что такое предмет как объяснить ребенкуКонспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Опасные предметы дома» Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости.

Источник

Как объяснить ребенку, что такое предмет

Правильное формирование предметно-логического мышления у ребенка начинается с объяснения ему, что такое предмет. Чем он отличается от явлений, какие у предметов есть свойства, признаки. Объяснять лучше всего с примерами.Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое предмет как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое предмет как объяснить ребенку. Картинка про Что такое предмет как объяснить ребенку. Фото Что такое предмет как объяснить ребенку

Возьмите в руки один или два предмета, хорошо знакомых ребенку. Это могут быть игрушки или его личные вещи. Объясните, что то, что вы ему показываете, называется предметами. Попросите его самостоятельно назвать предметы из окружающей его обстановки. На первом занятии убедитесь, что ребенок понимает, что предметы не меняют свое название, называясь таковыми.

Объясните главное отличие предметов от явлений – то, что предметы можно потрогать руками. Постепенно расширяйте круг вещей, на которые можно обратить внимание ребенка и объяснить, что они тоже предметы. При этом малыш должен понять, что предметы бывают и такими, что к ним нельзя прикоснуться. Например, самолет в небе. До него нельзя дотянуться, но он остается предметом. Или вещь, запертая внутри шкафа: ее тоже нельзя потрогать, но она тоже – предмет.

Одновременно учите ребенка сравнивать различные предметы между собой. Один длиннее, другой короче. Один тяжелее, другой легче. Обращайте внимание на то, что предметы окрашены в разные цвета. На примере детского конструктора покажите, что все детали – предметы. Но из них можно собрать какой-либо один предмет, а затем опять разобрать на составные части – детали.

При обучении ребенка старайтесь действовать постепенно. Не делайте занятия слишком длинными. Желательно, чтобы они были короче, но чаще. В течении дня напоминайте ребенку об объясненном, прося назвать его предметы из окружающей обстановки. Спрашивайте его о явлениях, о дне и ночи, о времени года так, чтобы малыш отличал их от предметов.

Просите, чтобы ребенок называл как можно больше окружающих его предметов. Это будет способствовать развитию словарного запаса и расширению его кругозора. При усвоении материала ребенок должен прикасаться руками к называемым им предметам, рассматривать их. Если предмет состоит из нескольких частей – называть эти части.

Старайтесь выстроить процесс обучения в виде игры. Дети любят играть, они развиваются играя. Благодаря этому ребенок не только быстрее усвоит понятие предмета, но и получит удовольствие от обучения.

Источник

Как понятно объяснить ребенку части речи

Видеоурок № 1:

Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные)?

Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников:

Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.

Этого достаточно для первоклассников.

Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.

Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.

Видеоурок № 2:

Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.

Именно так рекомендуем вводить данную тему и объяснять ее детям, если вы на семейном обучении, если вы педагог или репетитор или просто вам небезразличны успехи и понимание ребенка.

После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи — глагол.

В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.

Однако научно доказано, что использование обучения «от общего к частному» (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее. Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно.

Видеоурок № 3

Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему — Глагол.

Непременно используйте следующие игры:

И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.

Видеоурок № 4

Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *