Что такое предмет менеджмент
Предмет, метод, задачи и объект менеджмента
Можно ли определить канонические основы дисциплины для менеджмента? Формулировка именно таких основ, как предмет метод объект в менеджменте иногда вызывает затруднения. В данной статье сформулируем эти понятия и дадим пояснения к ним.
На самом деле единого мнения по данной проблеме нет. Зачастую каждый автор стремится сформулировать свое определение, концентрируясь на чем-то одном уникальном выявленном именно данным автором. Попытаемся свести различие понятий в единые определения. Но будучи научной дисциплиной, Менеджмент, должен и имеет свой предмет и методы и прочие атрибуты научности.
Предмет менеджмента
Как известно предмет любой науки это то, что она изучает, основа на которой она сконцентрирована. Для менеджмента таких основ несколько это организация, человек, цели и задачи.
Одно из самых распространенных определений предмета менеджмента. Если немного упростить его, то получим следующее. Предмет менеджмента это изучаемые процессы, которые протекают в организации и связаны с взаимодействием людей по достижению целей организации.
В общем, менеджмент изучает деятельность организации, совместное взаимодействие людей в организации и деятельность по достижению ориентиров организации.
Метод менеджмента
Метод любой науки это инструменты, которые используются, чтобы изучить предмет. Значит методы менеджмента это то, при помощи чего мы изучаем все организационные отношения и действия.
Это общее определение метода менеджмента. Однако столь сложная дисциплина не может использовать в своей деятельности лишь один метод.
В менеджменте используются разные методы изучения, которые заимствованы из других дисциплин. К методам менеджмента можно отнести и исторический подход, системный анализ, анализа синтез, индукцию и дедукцию, эксперимент, психоанализ и ряд других методов. Ведь основа менеджмента это аналитика, ведь именно на основе всестороннего анализа и принимаются эффективные решения.
Объект менеджмента
Объект менеджмента в общем это то чем мы управляем. А здесь есть масса вариантов. Объектами могут быть и люди (как индивидуально, так и группы), и предметы, и процессы. Можно управлять человеком, можно организацией, можно информацией, деньгами, коллективами и так далее.
Понятие объект менеджмента входит в состав понятия контура процесса управления. Контур представляет собой классическое выражение управление, то есть это, то, как мы управляем. Поэтому процесс управления включает всегда в себя субъект управления, объект управления, управляющее воздействие и обратную связь.
Субъект и объект в управления неразделимы, точно так же как и управленческое воздействие, которое присутствует всегда. А вот обратная связь необходимость эффективного процесса управления.
Задачи менеджмента
Каждая научная дисциплина имеет свои цели и задачи. Обычно задачи вытекают из цели.
Базовая цель менеджмента это достижения цели организации.
Задачи менеджмента вытекают из цели. Чтобы добиться цели необходимо эти задачи решить. К задачам можно отнести и управление производством и организацию труда, обеспечение продаж продукции, контроль выполнения процессов. Ниже приведены основные задачи менеджмента.
Таким образом, мы рассмотрели базовые понятия научной дисциплины менеджмент.
В следующей лекции разберем функции управления.
Что такое менеджмент и для чего он нужен
Менеджмент необходим в каждой компании для координации работы сотрудников. Он улучшает организацию деятельности и производства, повышает внутренние показатели, поддерживает темп рабочего процесса. Предприятия стремятся к увеличению дохода, повышению экономической конкурентоспособности, а достижение этих целей напрямую зависит от менеджеров, которые ставят задачи и помогают сотрудникам их исполнять. в В чем суть менеджмента, что относится к менеджменту, его функции, виды и уровни — расскажем в статье.
Что такое менеджмент
Менеджмент — это управленческая деятельность. Она представляет собой совокупность следующих факторов:
Субъекты и объекты менеджмента
В управлении всегда существуют субъекты и объекты.
Модели и принципы менеджмента
В мире существует множество различных моделей менеджмента. Среди доминирующих в настоящее время выделяются три подхода:
Американская модель весьма формализована, а отношения в коллективе похожи на отношения внутри спортивной команды. Планирование имеет долгосрочный характер. Скорость карьерного роста зависит от личных результатов, срок найма часто кратковременный. В приоритете — максимальная прибыль с минимальными затратами ресурсов.
Японская модель характеризуется идеологией на основе ценностей компании, отношения внутри которой похожи на семейные. Система принятия решений и ответственности чаще всего коллективная. В фокусе — качество любой ценой. Фактически полное отсутствие текучки кадров в связи со ставкой на максимальное повышение производительности труда. В японской модели распространён «пожизненный наём», при котором компания выращивает сотрудников, делая акцент не на имеющемся опыте, а потенциале человека.
Западноевропейская модель представляет собой нечто среднее между американской и японской. Формальности разбавляются неформальными отношениями, ценится способность налаживать связи.
При выборе модели менеджмента за основу часто берутся готовые решения, но они могут не прижиться без серьёзной адаптации с учётом территориальных или национальных особенностей, ментальности.
В связи со всё возрастающей скоростью изменений на смену классическим моделям менеджмента приходят гибкие парадигмы и концепции: agile, «бирюзовые» организации, холакратия, хотя они далеко не всегда выдерживают испытание практикой.
Задачи менеджмента
Менеджмент нужен для определения и постановки целей, их достижения при помощи людей и ресурсов, координации и контроля.
Без грамотной системы управления или самоорганизации невозможна эффективная хозяйственная деятельность в любой сфере: бизнес, государственное управление, некоммерческие проекты.
Функции менеджмента
Под данным понятием подразумеваются виды взаимодействия субъектов и объектов менеджмента.
Постановка целей
Условно можно выделить два базовых типа целей:
Существует также категория среднесрочных целей, которую имеет смысл рассматривать в особых случаях.
Стратегические цели зависят от миссии, ценностей и идеологии компании. Они задают векторы развития организации и ориентиры, к достижению которых необходимо стремиться.
Тактические цели больше направлены на оперативное управление.
Для корректной постановки любых типов целей рекомендуется использовать методологию SMART.
Планирование
Планирование может определять как систему целеполагания организации и влиять на постановку целей, так и наоборот — планы могут строиться на основе уже определённых и сформулированных целей.
В зависимости от используемой модели менеджмента, планирование также может кардинально различаться в подходах:
Отдельного внимания заслуживает сценарный подход в планировании, когда разрабатываются мультивариативные схемы.
В зависимости от различных факторов, которые были заранее предусмотрены аналитиками:
используются различные варианты разработанных планов.
Организация деятельности
Формально можно выделить два этапа организации деятельности:
В зависимости от модели менеджмента, организационная структура может сильно отличаться. Как уже упоминалось ранее, диапазон разновидностей может варьироваться:
Организация рабочих процессов включает в себя:
Рекламная кампания — один из важных объектов менеджмента в бизнесе. Чтобы она работала эффективно, нужно грамотно распределять ресурсы. С помощью продуктов Calltouch вы сможете анализировать свою маркетинговую стратегию и быстрее добиваться поставленных целей.
Контроль
Существует внешний и внутренний контроль.
Внешний контроль осуществляется различными проверяющими органами: налоговая, пожарная, технические инспекции, санитарно-эпидемиологическая служба, банки.
При всей кажущейся негативной составляющей внешнего контроля, он имеет положительное влияние на работу организации. Мотивация сотрудников автоматически возрастает, когда они понимают, что их деятельность может быть проверена внешними органами со всеми вытекающими из этого последствиями для компании и для них лично. Руководство же на основе результатов внешних проверок, получает оценку деятельности сотрудников от третьей стороны.
Внутренний контроль производится ресурсами самой организации. Он может осуществляться как посредством ревизии и аудит, так и исполнителями или руководством.
Функции контроля необходимы для:
Крайне важно понимать, как внедрённая система внутреннего контроля влияет на сотрудников. Она может мотивировать их и влиять на достижение целей организации, а может демотивировать и ограничивать.
В первую очередь, все сотрудники должны чётко понимать цели организации и поставленные перед ними лично задачи. Также важно наладить эффективные внутренние коммуникации и механизмы обратной связи.
Можно выделить три стадии контроля:
Сервис сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой
100 минут обратного звонка бесплатно
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Инструмент автоматизации контекстной рекламы
Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом
Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%
Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок
Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.
Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок
При создании и изменении системы контроля необходимо сопоставлять экономический эффект. Если затраты на контроль превышают прибыль или экономию от его внедрения, то следует тщательно взвесить целесообразность такого внедрения.
В ходе контроля важно прогнозировать и выявлять на самой ранней стадии отклонения от пути или несоответствия намеченной динамики достижения целей. Причём, не только для фиксация отклонений, но и анализа причин их возникновения, выявления тенденций и логических закономерностей. Это помогает принимать корректирующие решения.
Координация
Координация отвечает за согласованные действия сотрудников и отделов компании, поддерживает и улучшает установленные между ними отношения, обеспечивает бесперебойную и непрерывную работу. В менеджменте координация упорядочивает усилия персонала, создает общие цели и организует совместную деятельность.
Эта функция обеспечивает взаимодействие разных частей предприятия с учетом особенностей их деятельности. Координация определяет, какие сотрудники выполняют задачи, когда они это делают и в каком порядке.
Мотивация
Большое значение имеет мотив — внутренняя причина, побуждающая человека к работе. Ведь мотивированные сотрудники быстрее достигают поставленных целей. Мотивация формируется по следующей схеме:
Виды менеджмента
Под видами менеджмента подразумевают области управления, связанные с решением определенных задач. Есть несколько основных разновидностей менеджмента с различными сферами применения и необходимыми навыками. Они классифицируются по характеру поставленной задачи.
Производственный
В производство входят сама компания, банк, предприятие, завод и другие формы организации трудовой деятельности. Производственный менеджер должен:
Этот тип менеджмента контролирует конкурентоспособность производимой продукции. Эффективность работы менеджера определяется точностью произведенных прогнозов, введением инноваций и построением долгосрочных целей.
Финансовый
Этот вид менеджмента нацелен на рациональное распределение финансов компании. Менеджеры направления анализируют прибыль, затраты, платежеспособность компании и структуру формирования капитала. Цель работы — увеличить доходы и благосостояние компании через грамотную финансовую политику.
Менеджеры решают следующие задачи:
Для быстрого и своевременного анализа расходов удобно использовать все инструменты на одной платформе. Аналитическая платформа Calltouch — это более 30 показателей в отчетах, которые помогут оптимизировать бюджет и повысить продажи.
Эффективный маркетинг с Calltouch
Стратегический
Понимание того, для чего нужен менеджмент стратегических целей, приходит с рассмотрением основных задач этого направления — разработка методов и способов достижения запланированных задач. Менеджеры продумывают концепции развития и пути их реализации, составляют план действий. Например, если цель компании состоит в увеличении дохода, стратегическое планирование ставит несколько задач: расширить ассортимент продукции, улучшить ее качество, увеличить объем. Для каждой задачи прописывается решение с учетом долгосрочного планирования.
Инвестиционный
Задача этого менеджмента заключается в прямом управлении инвестициями компании. Менеджеры заботятся об эффективном размещении финансовых средств и привлечении новых инвесторов. Они разрабатывают инвестиционный проект в виде долгосрочного бизнес-плана и занимаются фандрайзингом — поиском и получением вложений от спонсоров, поиском грантов на развитие.
Менеджмент рисков
Любая коммерческая деятельность связана с рисками, поэтому в штате важно иметь сотрудников, способных прогнозировать их возникновение. Менеджеры заранее считают убытки, с которыми сопряжены производственные процессы, рассчитывают, насколько они будут экономически оправданы, изучают целесообразность принимаемых решений.
Главная задача менеджмента рисков — минимизировать потери компании в случае неблагоприятных обстоятельств. Для этого выявляют факторы рисков, оценивают их значимость и реализовывают стратегию, уменьшающую потенциальный ущерб.
Информационный
Сюда входит координация всех информационных процессов: от предоставления сведений сотрудникам до связей с общественностью. Менеджеры при выполнении этих задач собирают информацию о деятельности предприятия и распределяют ее по соответствующим отделам. Так у руководства появляются актуальные данные о реализации продукции, о клиентских ожиданиях от сотрудничества с компанией.
Экологический
Этот вид реализует программы по защите экологии и окружающей среды. Управление в данной сфере сводится к правильной организации производства. Менеджеры решают вопросы рационального использования ресурсов, сохранения природы, переработки отходов на предприятии и снижения их количества. Экологический менеджмент развивается в цивилизованных странах, беспокоящихся о сохранности окружающей среды.
Уровни менеджмента
Наглядные примеры менеджмента можно увидеть в системной иерархии. Есть несколько звеньев менеджеров, каждое из которых контролирует предыдущее, но напрямую не относится к нижестоящему.
Низшее звено или линейный уровень
Это сотрудники, контролирующие решение базовых задач компании: правильное использование ресурсов и ход выполнения работы своего отдела. На производстве такой работой занимаются заведующие лабораторией, начальники цеха, старшие медсестры и другие руководители низшего звена.
Среднее звено
Специалисты среднего звена — начальники отделов. Они следят за многими процессами: за проделанной работой, ее качеством и сроками выполнения. Данные передают руководителям высшего звена для анализа эффективности.
Высшее звено – топ-менеджеры
Самая малочисленная группа с более ответственными и обширными задачами, включая разработку и реализацию стратегии развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Для этого директора принимают ряд решений, направляют всю организацию, а остальные группы менеджеров поддерживают выбранный курс.
Ошибки сотрудников высшего звена оборачиваются наиболее крупными финансовыми потерями, поэтому перед принятием решений они собирают все сведения о работе компании и скрупулезно анализируют ее функционирование в целом и по конкретным отделам.
Менеджмент в малом бизнесе
Под малым бизнесом понимаются разные формы организации коммерческой деятельности. Это может быть единственный владелец бизнеса или небольшой штат из десятка сотрудников. Работа менеджера в малом бизнесе имеет свои особенности:
Менеджмент на предприятии
Работа менеджеров сводится к решению как ежедневных задач, так и более долгосрочных:
Менеджеры на предприятии, как универсальные специалисты, решают множество задач в своем отделе. От их работы зависит согласованность и организованность предприятия.
Проблемы менеджмента на предприятии
Менеджеры сталкиваются с проблемами на разных уровнях организации предприятия:
Профессия менеджер
Менеджеры руководят определенными отделами. Они ставят задачи подчиненным и следят за ходом их выполнения, решая проблемы, наставляя и мотивируя сотрудников на решение производственных задач.
Что должен знать хороший менеджер
Хороший менеджер обладает фундаментальной теоретической базой и развитыми коммуникативными навыками. Руководитель отдела должен быть внимательным, надежным, открытым к диалогу, эрудированным и справедливым. Чтобы правильно организовать процесс взаимодействия с подчиненными, нужно:
Где можно научиться менеджменту
Менеджменту можно обучиться во многих вузах России (например, МГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, ГУУ, РГГУ). Получить соответствующие навыки можно и с помощью учебных пособий, видеолекций, курсов и семинаров, находящихся в открытом доступе или на специализированных площадках. Также есть коучи, бизнес-тренеры, обучающие менеджменту и улучшающие качество отдельных навыков управления персоналом.
Менеджмент для маркетолога
Да-да, вы не ослышались. Дело в том, что маркетолог, вне зависимости работает он на себя или ведет проект компании, должен уметь менеджерить задачи. Его обязанности напрямую зависят от тех результатов, к которым он стремится. Как правило, в них входит контроль эффективности рекламных кампаний, плановые показатели, прослушка звонков и отслеживание работы колл-центра, а так же эффективность работы других менеджеров.
И тут встает вопрос, что «записывать все в блокнот» не получится. Для того, чтобы держать руку на пульсе, нужно ежечасно отслеживать происходящее на проекте. Для этих задач подходят инструменты Callltouch.
Отслеживание эффективности рекламных кампаний
Обычно для этого вполне хватает Яндекс.Метрики и Google Ads. Основная проблема заключается в том, что если у маркетолога много проектов и все они ведутся на разных системах, корректную статистику подбить не получится. Что уж говорить о моментальном срезе, когда нужно понять ситуацию по проекту «вот прямо сейчас». В этом случае логично разбить не по системам, а по проектам, не правда ли?
В личном кабинете Calltouch вы можете это сделать, и смотреть результаты своих трудов по проектам. А уже внутри, в отчетах, отслеживать ROI, смотреть результаты в Яндексе или Google, общие результаты рекламных кампаний и многое другое. Попробуйте.
Эффективный маркетинг с Calltouch
Плановые показатели и ежедневный срез
Не только маркетологам знакома ситуация, когда начальство или клиент запрашивает промежуточные результаты по проекту. И начинается хаос: поднять все данные, выдернуть сотрудников из рабочего процесса, чтобы они собрали данные, потратить свое время для промежуточного отчета, и даже при всех усилиях, нет-нет, да закрадется ошибка.
Как для остальных не знаем, но для маркетологов и руководителей бизнеса есть одно решение. Дашборд Calltouch – это один из отчетов, в котором собрана главная и сводная информация по вашему сайту. Он состоит из нескольких виджетов: воронки, диаграммы, графики, небольшие таблицы, плановые метрики и другие. С их помощью вы сможете быстро оценить маркетинг и продажи. Выглядит он так.
Его суть – срез показателей, которые вас интересует. На ежедневной основе. Как раз для таких случаев, когда срочно нужно узнать, как дела у вашей компании в целом. На дашборд вы выводите только те показатели, которые вам интересны, поэтому пользоваться им вам понравится. Ну и по нему сразу видно, где стоит подтянуть, а где и так все идет хорошо.
Если интересно, что там у продаж
Маркетинг и продажи работают в связке и зависят друг от друга. В неловкую ситуацию попадает бизнес, когда эти два отдела не в курсе дел друг друга. Например, шеф отчитывает маркетолога, что продажи упали и «зачем мы только столько денег тратим на маркетинг». Но маркетолог-то знает, что передал в отдел продаж 100 лидов. Почему же продажи всего три?
Да, ситуация негативна и утрированная, однако она наглядно показывает – нужно быть в курсе, как работает каждый менеджер в компании. Например в этой утрированной ситуации два менеджера из продаж потеряли мотивацию и грубо отвечали клиентам по телефону. Те, в свою очередь, не стали упрашивать продать им продукт и просто ушли к конкурентам. Как мы могли бы это узнать? С помощью отчета по менеджерам. Отчёт — это подробное отображение данных в таблицах и графиках. В таком расширенном режиме можно определять эффективность менеджеров сразу по многим показателям и сравнивать их друг с другом. Применив двойную фильтрацию — по менеджерам и по трафику — вы сможете проанализировать, с каким именно источником лидов более эффективно работает конкретный сотрудник, и наоборот.
Сюда же можно отнести и прослушивание звонков колл-центра. Да, такая функция тоже есть в Calltouch, благодаря чему вы можете отследить эффективность скриптов, подкорректировать их и поднять продажи.
Наверное, если бы у маркетолога были суперспособности, это должны были быть внимание к деталям и Calltouch.
Заключение
Менеджмент — востребованный инструмент для организации рабочих и производственных отношений. Он позволяет предприятию решать ряд внутренних и внешних задач, обеспечивает информационную, аналитическую, мотивационную поддержку и дает в работе как краткосрочный эффект от использования, так и долгосрочный, выстраивающий стратегию развития на годы вперед.
Предмет и методы изучения менеджмента. Основные задачи менеджмента
Поскольку наука менеджмента изучает отношения и связи людей в процессе управления производством, то она имеет прямое отношение к экономико-организационным и социально-психологическим наукам.
При определении предмета изучения менеджмента исходят из сущности управления как особого вида деятельности, возникающего из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления. Предметом исследования науки менеджмента являются организационные отношения общественного характера, возникающие в процессе координации производственного или иного комплекса.
Предмет изучения науки менеджмента нельзя сузить указанием на специфический управляемый объект, хотя особенность того или иного объекта учитывается при разработке отдельных вопросов менеджмента.
Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.
Задачей менеджмента является выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства.
Задачи науки менеджмента:
Цель науки менеджмента заключается в формировании оптимального процесса управления.
Сущностью управления является воздействие. Научная категория воздействия – перевод системы из одного состояния в другое. Всякая система имеет совокупность внешнего и внутреннего воздействий. Усиление внешнего воздействия на предприятии снижает, ограничивает степень внутреннего воздействия (самоуправления). Грань между внешним и внутренним воздействиями подвижна. Любая система не может быть замкнутой, построенной лишь на самоуправлении. Она всегда подвергается внешнему воздействию других систем.
Глубина воздействия определяется силой самого воздействия и восприимчивостью управления, т. е. ее способностью принять воздействие определенной силы, но сила воздействия в свою очередь зависит от восприимчивости управления.
Взаимная обусловленность силы воздействия и восприимчивости системы определяет границы ее управляемости.
Перечислим основные фазы осуществления воздействия в системе менеджмента:
Содержание менеджмента заключается в том, что в любой системе менеджмента при решении любых задач будут производиться функции управления: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль.
Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория – сведения, несущие в себе что-то новое. Информация воспринимается в процессе управления только по отклонениям.
Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления. Решение как научная категория – выбор оптимального варианта из ряда альтернатив.
Менеджмент является одной из форм отношений в процессе производства и всегда отражает конкретную социально-экономическую обстановку в обществе. Поэтому процессы управления следует рассматривать в конкретно-исторических условиях. Возникновение менеджмента связано с разделением труда, а его необходимость – с применением коллективного труда. Естественно, что вместе с развитием общества, с изменением политических и экономических задач, которые оно решает, будут меняться организационные формы и методы управления. Следовательно, одной из методологических посылок при изучении менеджмента должен быть исторический подход к явлениям.
Менеджмент затрагивает ряд областей жизни и деятельности общества. Естественно, что методологической основой при исследовании и обобщении практики в области менеджмента является комплексный подход к проблемам управления.
Объектом менеджмента являются предприятия и организации, представляющие собой открытые, сложные, вероятностные и динамичные системы. Эти системы включают сложный комплекс технических, экономических, организационных элементов, весьма разнообразных и отличающихся различной мерой подвижности, восприимчивости, отзывчивости к воздействию, оказываемому со стороны управления.
При анализе деятельности отдельных частей и всей системы, а также при проектировании новых моделей управления необходим системный подход к явлениям. Нельзя решать вопросы управления, не учитывая особенностей действия всей системы, ее внутренних частей, ее связи с другими системами в обществе.
Последнее время в процессе изучения менеджмента все больше используется моделирование как метод научного познания. Конечно, не все стороны менеджмента поддаются моделированию, однако для решения многих задач моделирование является действенным методом. Наглядной моделью представления системы менеджмента предприятий и организаций является единство управляющей (субъект) и управляемой (объект) систем.
Управление любой системой может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем:
Управленческое взаимодействие может только в случае, если объект управления выполняет команды системы управления.
Для этого необходимо:
Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления.
В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:
Технический прогресс вооружил менеджмент высокопроизводительной техникой, в частности компьютерами. Это позволило в целях повышения его эффективности широко использовать экономико-математические методы.
Нельзя не отметить и того обстоятельства, что важным методом познания процессов, происходящих в обществе, в коллективе, являются методы социологических исследований, которые стали широко использоваться в настоящее время при изучении сложных вопросов, затрагивающих общество, коллективы.
Наука менеджмент имеет особенно тесную связь с практикой. Поэтому разработка проблем менеджмента основывается на изучении, систематизации и обобщении прогрессивного опыта. Именно связь с практикой придает научным разработкам по вопросам менеджмента объективность и научный характер. Но есть и другая сторона связи науки менеджмента с практикой. Это построение гипотез и проведение экспериментов в области менеджмента. Метод проверки научных разработок опытом, практикой в процессе управления себя вполне оправдал.
Несомненно, наука менеджмента должна основываться на знании экономических законов общества, закономерностей развития общественного производства, учитывать их действие в процессе управления. Однако наука менеджмент имеет и свои четко очерченные методы и закономерности, ей присущие.
Менеджмент как наука – многоаспектна. Она использует достижения смежных наук, таких как, например, право, история, религия, психология, социология и др. Управление людьми, их общественно-трудовыми отношениями, социально-экономическими процессами особенно сложно и поэтому полностью не может быть оценено только количественно. Оно, скорее, требует качественных оценок. Теория (или методологические основы менеджмента) неразрывно связана с каждым разделом науки. Она формирует концепцию науки, является основой развития всех ее разделов. Главным в организации менеджмента являются функции менеджмента и организационные структуры управления.
Менеджмент на всех ступенях иерархической системы имеет единые функции, которыми в том или ином сочетании пользуется любое подразделение управляющей системы. Каждой системе или подсистеме присуще свое соотношение функций, их рациональное расчленение и сочетание.
Наличие достоверной, полной, оперативной и т. п. информации создает объективные условия для эффективного управления. Правильное определение объемов информации и ее качества для каждой ступени управления необходимо для повышения эффективности менеджмента.
Методы менеджмента в значительной мере определяют его успех. В процессе управления различаются методы экономического и организационно-распорядительного воздействия, а также социально-психологические методы.
Большое место в процессе управления занимают психологические проблемы: отношения в коллективе, вопросы психологической совместимости его членов. Важно знать основы отношений между личностью и коллективом, между членами коллектива; видеть не только границу, разделяющую психологию труда, инженерную психологию и психологию управления, но и тесную связь между ними.
Все методы и приемы действуют не изолированно, а взаимосвязанно, дополняя друг друга. Все они используются в процессе организации менеджмента и в том или ином сочетании представляют собой механизм для повышения эффективности и результативности менеджмента.
Решение является результатом процесса управления. Менеджмент изучает классификацию решений по срокам, направленности; процесс подготовки решений, организацию их выполнения и контроля.
Решить задачи совершенствования управления без современных информационных технологий управления невозможно. Техника управления должна стать адекватной технике производства. Она помогает человеку выбрать в процессе управления наиболее эффективный вариант. Эта техника позволяет оптимизировать управленческие решения, быстро производить отбор необходимой для данного периода информации, требующей внимания управляющей системы. Но техника только помогает решать проблемы управления. Состав и количество техники для данного уровня управления целиком зависят от содержания экономико-организационной модели, от сочетания применяемых методов менеджмента, от рациональности его организации, структуры управления, документооборота, системы решений.
Менеджмент является важнейшей сферой деятельности в обществе, определяет многие стороны его жизни. В силу этого в процессе развития общества вопросы совершенствования менеджмента всегда находятся в центре внимания. Совершенствование управления является объективной необходимостью развития.