Что такое предмет труда 5 класс технология
Урок трудового обучения по теме: » Понятие о технологии» для 5 класса.
Тема: Понятие о технологии, технологической деятельности.
Правила внутреннего распорядка в кабинете. Правила охраны труда. Обобщение знаний, полученных в начальной школе. Задания предмета «Трудовое обучение».
Цель: обучающая : содействовать формированию представлений учащихся о правилах организации труда, о технологии как о преобразующей деятельности; заинтересовать учащихся изучением предмета;
воспитательная : стремиться воспитывать организованность в работе и ответственность за свои действия в процессе изготовления изделия;
развивающая : развивать интерес к технике и технологии, фантазию и навыки технологического мышления.
Тип урока: урок фронтального и индивидуального усвоения нового материала.
Объект труда: схема изготовления выбранного учеником объекта технологической деятельности;
Оборудование: образцы изделий, презентация « Технологическая деятельность», материалы для создания схемы.
Обьем работы: создать схему изготовления объекта технологической деятельности( на выбор ученика) ;
Межпредметные связи: изо,литература.
І. Организация учащихся:
Проверка явки учащихся, подготовки к уроку.
Организация рабочего места.
ІІ. Актуализация опорних знаний.
Игра «До чего же интересно закрывать и открывать глаза.»
Учитель обращается к ученикам с просьбой прокоментировать увиденное: 1.Высказать свои эмоции от демонстируемых изделий, изготовленных гимназистами;
-Понравились ли вам эти изделия?
— Какие поделки показались вам наиболее привлекательными? Можете сказать почему?
-Как вы думаете, сможем ли мы с вами изготовить таки изделия? А лучше?
Кто сделает лучше- поднимите ручки.
2. Как вы думаете, что общего между теми предметами, которые вы называли, когда впервые закрывали глази и теми, которые вы увидели, когда закрывали глаза второй раз?
После обсуждения версий учащихся, учитель говорит, что узнать ответ на этот вопрос поможет этот урок.
ІІІ. Изучение нового материала.
1.Мотивация, формулировка цели урока.
-Как вы думаете, о чем сегодня мы узнаем на уроке труда?
«Сегодня мы узнаем, что такое труд, технология, технологическая деятельность, предмети и средства труда, как все эти понятия применяются в быту и на производстве. И как организовать процесс изготовления изделия так, чтобы труд был в радость и никогда не стал причиной слез и травм.»
Демонстрация первого слайда презентации «Технологическая деятельность»
Учитель обращается с просьбой прокомментировать содержание слайда.
Предполагаемые ответы: « Девочка вырезает деталь из бумаги, Смайлики вышивают и вяжут».
Демонстрация следующего слайда презентации.
-Как вы думаете, что необходимо для изготовления этого изделия?
Учащиеся называют, учитель с помощью анимации постепенно демонстрирует на экране ткань, нитки, пуговицы, ножницы, иглу, швейную машину.
-Как вы думаете, почему все эти предметы разделены на две группы и расположены на разных сторонах экрана?
Предполагаемые ответы: «Справа расположено то, из чего сделано изделия, слева- то, чем сделано».
Процесс изготовления изделии – ТРУД. ( демонстрация анимированного фрагмента схемы).
Учитель просит найти и правильно расположить изображения предметов, продуктов труда.
бутерброд с колбасой.
5 слайд презентации содержит правильный ответ.
І V . Закрепление изучаемого материала
Демонстрация шестого слайда презентации.
Задание самостоятельно найти и правильно расположить изображения предметов, продуктов труда. ПРОДУКТ ТРУДА – открытка.
7 слайд презентации содержит правильный ответ.
V . Практическая часть
1. Вводный инструктаж.
Ознакомление с обьемом работы, критериями оценивания, правилами техники безопасности, организации рабочего места. Акцент на соблюдении всех ПОТ как необходимой составляющей успешного изготовления изделия.
2. Текущий инструктаж.
Самостоятельная работа уч- ся.Само-, взаимоконтроль. Целевые обходы. Консультирование.
3. Заключительный инструктаж.
Учитель просит учащихся дать ответ на ключевой вопрос, заданный вначале урока:
-Как вы думаете, что общего между теми предметами, которые вы называли, когда впервые закрывали глази и теми, которые вы увидели, когда закрывали глаза второй раз?
Предполагаемый ответ, что все увиденые изделия- ПРОДУКТЫ ТРУДА.
На уроке я узнал. Сегодня я понял, что… Мне не совсем удалось …Горжусь тем, что… Буду продолжать работать над…
Оценивание. Анализ ошибок. Уборка рабочих мест.
Выдача д.з.: Подготовить образцы ткани, бумаги, металла, древесины, необходимые для изучения темы: «Конструкционные материалы».
Презентация по технологии «Технология. История развития технологий» 5 класс
Подготовил учитель технологии Кирчикова
5 класс
Подготовил учитель технологии
Кирчикова А.Н.
Технология. История развития технологий
Цели и задачи Цель: сформировать представление об основных технологиях
Цель:
сформировать представление об основных технологиях.
Задачи:
познакомить с понятиями технология, труд; с историей развития технологий; с видами технологий в разных сферах производства;
представить, что является технологией в той или иной созидательной деятельности.
На уроке
мы узнаем:
— что такое технология, продукт труда, предмет труда, средство труда;
— от чего зависит выбор технологии производства потребительского блага;
— историю развития технологий;
мы научимся:
— определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности;
мы сможем:
— называть виды инструментов и характеризовать их.
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности
Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность (например, услуга).
Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация
Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.
Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда
Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.
Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых…
Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Выберите понятия, которые не относятся к труду (деятельности)
1.Выберите понятия, которые не относятся к труду (деятельности).
Выпечка хлеба
Полив растений
Написание песни
Лобзик
Прогулка в парке
Строительство дома
Поездка в транспорте
Изготовление мебели
Трактор
Сбор урожая
Кормушка
Установите соответствие между технологией и продуктом труда
2.Установите соответствие между технологией и продуктом труда.
1. Информационные
2. Строительные
3. Металлургические
4. Машиностроительные
А. Здание
Б. Интернет
В. Сталь
С. Автомобиль
Выберите в две колонки
3. Выберите в две колонки А-предмет труда, и Б-средство труда.
4. Реши кроссворд
Презентация по технологии «Технология. История развития технологий» 5 класс
Расставьте подписи к изображениям
5. Расставьте подписи к изображениям.
А. Транспортные технологии
Б. Строительные технологии
С. Информационные технологии
Выберите правильные ответы. Что такое технология?
6. Выберите правильные ответы. Что такое технология?
Целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов.
Процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда.
Определённая последовательность операций, действий, обеспечивающих производство какой-либо продукции заданного качества.
Заполните пропуски в таблице.
7. Заполните пропуски в таблице. Определите, какие средства труда необходимо использовать для получения продукта труда из предмета труда.
1. Мельница/Мукомольное оборудование, 2. Пила, 3.Комбайн, 4. Топор
Определите, какое изображение относится к продукту труда, какое к предмету труда, какое к средству труда, какое к труду
Определите, какое изображение относится к продукту труда, какое к предмету труда, какое к средству труда, какое к труду.
3 4
А. Труд Б.Продукт труда В.Предмет труда Г.Средство труда
Ответы 1. 4,5,7.9,11 2. 1-Б, 2-А, 3-В, 4-С 3
1. 4,5,7.9,11
2. 1-Б, 2-А, 3-В, 4-С
3. А-1,2,4,7 Б- 3,5,6,8
4. Технология, стрижка, интернет, лекарство, письмо.
Инструмент, конструктор, радио, труд, варка.
5. 1-С, 2-А, 3- Б
6. 2,4
7. 2,4,1,3
8. 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 5. Технология. История развития технологий
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность (например, услуга).
Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.
Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.
Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.
Слово технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно-», что означает искусство, мастерство, умение и «логос-» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.
Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.
В ходе этого процесса получается продукт труда.
Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.
Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.
Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.
Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.
Продукт труда – материал
Средства труда – инструмент
Из этой схемы не понятно, как именно происходит процесс производства. Как, например, руда станет отливкой, отливка – заготовкой, заготовка – деталью, а деталь – частью машины. Именно технология определяет процесс превращения предмета труда в продукт труда.
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.
Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.
Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.
Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.
Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.
Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.
Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. Конечно же и до этого периода существовали различные методы и способы переработки сырья в изделие, только в условиях ремесленного и на начальной стадии промышленного производства невозможно было всё многообразие этих технологий объединить в единую научную систему.
Испытывая потребность в защите от непогоды, диких зверей и врагов, человек научился сначала использовать пещеры, рыть землянки, а со временем строить современные дома. Так возникли и развивались строительные технологии.
Чтобы перевозить грузы и путешествовать самому человек создал машиностроительные и транспортные технологии.
Одна из древнейших технологий – это технологии связи или коммуникации. История развития этой технологии уходит во времена первобытного человека. Чтобы предупредить соседей о грозящей опасности, информацию передавали с помощью сигнальных огней, дыма и звука. С появлением письменности и развитием транспортных технологий информацию стали отправлять письмами. Это новый этап развития технологии связи. Очень долго письмо оставалось единственным источником информации. Но у этого способа был один большой недостаток – скорость передачи. Письмо могло идти до адресата многие месяцы. Порой информация уже сильно устаревала, пока доходила до места назначения.
Новой значимой вехой в развитии информационных технологий становится изобретение радио русским учёным. Его звали Александр Степанович Попов изобретает. С этого момента технологии связи начинают стремительно развиваться. Появляется телефон. И чем больше новых предметов или благ создаёт человек, тем больше у него возникает потребностей. Ему уже не достаточно только слышать, он уже хочет видеть то, о чем ему пытаются сообщить. Начинает развиваться новый вид передачи информации – телевидение. Сегодня телевидение стало спутниковым, современные виды связи – это интернет, мобильная связь. Путь от первого радиоприёмника до спутникового телевиденья был пройден всего за 100.
Такой стремительный скачок обусловлен развитием не только технологии связи. Этому способствуют развитие всех известных технологий.
Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт или благо, информационная технология (ИТ) — информационный продукт.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 4. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – средство труда.
Производство тест 5 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
песок, глина, солнце, воздух.
одежда, еда, жилище, средства передвижения, предметы труда.
природной
социальной
Вопрос № 3
Что такое техносфера:
Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготовленные и используемые человеком
Мир, в котором есть искусственные природные объекты, изготовленные и используемые человеком
Вопрос № 4
Что такое производство?
Обязательства, заключенные между людьми
Процесс воздействия человека на то, что он взял из природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг.
Вопрос № 5
Что такое материальное производство?
Торговля, здравоохранение, бытовое обслуживание, искусство
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные организации
Вставьте пропущенные слова
_____________________________ – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его___________________________. Товары и услуги, приобретаемые человеком – это потребительские_______________________________.
Вставьте в текст пропущенные слова.
По форме проявления потребительские______________________________ делятся на материальные и нематериальные. __________________________блага – это необходимые и желаемые человеком предметы и вещи. Их можно потрогать__________________. _______________________________блага – это услуги, которые оказывают людям.
Техносфера. Потребительские блага
Выберите все верные утверждения.
1.То, что несёт вред и урон человеку, называется антиблагом.
2.Камни в горах, деревья в лесу, вода в реке – это рукотворный мир.
3.К техносфере относятся все здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты.
4.Потребительские блага могут быть доступны для человека в ограниченном и неограниченном количестве.
5.Социальная потребность является первичной. То есть врождённой.
6.Согласно пирамиде потребностей пища, вода, одежда – это физиологические потребности.
песок, глина, солнце, воздух.
одежда, еда, жилище, средства передвижения, предметы труда.
природной
социальной
Вопрос № 3
Что такое техносфера:
Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготовленные и используемые человеком
Мир, в котором есть искусственные природные объекты, изготовленные и используемые человеком
Вопрос № 4
Что такое производство?
Обязательства, заключенные между людьми
Процесс воздействия человека на то, что он взял из природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг.
Вопрос № 5
Что такое материальное производство?
Торговля, здравоохранение, бытовое обслуживание, искусство
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные организации
Впишите в текст пропущенные слова.
Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготавливаемые и используемые человеком, называется_______________________________________. Её формирование обусловлено ______________________________________ человека. Для их удовлетворения существуют различные __________________________________________________
Вставьте в текст пропущенные слова.
По форме проявления________________________блага делятся на материальные и нематериальные. Нематериальными благами называют_____________________________________, которые оказывают людям. Их____________________________потрогать руками.
Техносфера. Потребительские блага
Выберите все верные утверждения.
1. Потребность в безопасности – это приобретённая потребность.
2.Солнечный свет, дождь, туман – это мир природы.
3.Техносфера – это искусственный мир, созданный без участия человека.
4.Консультация врача является нематериальным благом.
5.Материальные блага можно потрогать руками.
6.Дружба – это социальная потребность человека