Что такое предмет в юриспруденции
Предмет и метод юриспруденции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предмет юриспруденции
Предмет юриспруденции выражен в качестве объективных свойств права и государства в рамках их закономерностей общего и частного характера, закономерностей развития и функционирования государственно-правовых явлений, государства и общества в целом.
Метод в юриспруденции характеризуется особым способом юридического познания, созданием организации юридического знания.
При этом между методом и предметом юриспруденции наблюдается взаимодействие. В частности, с помощью метода, предмет конкретизирует и оформляет соответствующую отрасль в качестве единой системы знаний о государстве и праве, которое выражено в понятиях.
Методология в юриспруденции определяет совокупность системы подходов, методов и принципов научного познания, определенных правовыми явлениями. В качестве центрального подхода здесь используется понятие метода в качестве способа достижения какой-либо цели, конкретные задачи, способы познания. Методологию в юриспруденции рассматривает такая наука, как теория государства и права.
Условно она делит их все на:
Методы юриспруденции
Общими методами пользуются все разумные люди, причем не только в науке, но и в обыденной жизни. Это, например, методы диалектики, логики, системного анализа и т.д.
Междисциплинарные методы применяются в науках, которые близки по своему смыслу. Это, например, культурологический метод, который позволяет совместно изучать мораль, этику, религию и право, их взаимодействие в рамках различных социальных институтов. Также это социологический метод, который представляет собой системный анализ различных социологических и статистических данных, различного рода документов, анкет, проведение экспериментов и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Также это сравнительно-правовой метод, который выражен в комплексном изучении правовой культуры, сопоставлении опыта в различных сферах, в том числе и анализируется правовой опыт не только в рамках конкретного государства, но и в рамках международного сотрудничества, анализируются правовые системы различных государств.
Общенаучные методы характеризуются приемами, которые были выработаны усилиями больших групп наук, и применяются для решения большой группы познавательных задач. Здесь выделяют подходы и приемы.
Первый метод характер характеризуют особенности структурного, функционального, системного подходов в сфере рассмотрения изучаемых объектов. Именно данная группа методов позволяет в полной мере осуществить познавательный процесс в определенной юридической сфере. Второй метод характеризует анализ, синтез, применяется лишь на определенных стадиях познания, а не во всех случаях.
Данный метод подразумевает формирование в качестве объекта познания по воле исследователя, изучение условия его функционирования. Этот метод предполагает воспроизведение определенного явления необходимое количество раз для того, чтобы доказать определенную теорию.
Исторический метод восходит к истокам государства, анализирует те или иные историко-правовые явления, их развитие во времени, изучение закономерностей их развития и функционирования на различных этапах развитие общества, при этом изучаются не только правовые основы, но и политические, экономические, религиозные и так далее.
Системный метод предполагает изучение государства, общества, каких-либо правовых явлений в качестве системы, то есть составляющих частей одного целого, элементов, которые взаимодействуют между собой.
Формальный подход характеризует право в качестве социокультурного феномена, рассматривая его как систему фундаментальных установок, правил, средств и методов правового регулирования, рассматривая различные сферы юридической деятельности и т.д., которые формировались длительно время, в процессе исторического развития государства и права.
Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к изучению права. Поэтому существуют ещё и частнонаучные методы, которые позволяют получить более конкретные знания каких-либо правовых сфер. Например, сюда относится математический метод, кибернетический, сравнительно-правовой и т.д. Так, например, с помощью математического метода возможен анализ различных показателей, которые могут отразить динамику и состояние каких-либо правовых явлений, например преступности. Он основан на наблюдение за цифрами и их качественным развитием.
Метод моделирования предполагает создание какой-либо модели, на примере которой можно проследить закономерность существования того или иного явления.
Кибернетический метод связан с применением различных средств компьютерной техники, а также использованием понятий в данной области, с автоматизированным хранением данных, поиском какой-либо правовой информации в информационных системах.
Объект, предмет и методы юриспруденции
Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя (часть окружающего мира, общественные отношения), а предмет науки – это то, какие аспекты этого объекта она изучает. К примеру, объект – человек, но можно изучать строение человека (предмет анатомии), «душу» (предмет психологии), поведение в группах (предмет социологии) или возможность своими действиями приобретать права и обязанности (дееспособность) (предмет уже различных правовых наук). Предмет – это часть объекта, его определенный аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае.
Объектом юриспруденции является государственное устройство и правовое регулирование.
Предметом юриспруденции является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии.
В конструкции объект-предмет есть и третий элемент – метод, а именно совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых через призму соответствующего предмета изучается объект, получаются знания.
Методы юриспруденции между собой подразделяются на два вида:
Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.
Это может быть интересно:
Юридическая деятельность и профессиональная юридическая деятельность (2/5«Юридическая деятельность и профессиональная юридическая деятельность»)
Глава 1.1 Юриспруденция как наука
Определение. Три аспекта понимания. Юриспруденция как наука. Объект. Предмет. Метод. Науки в системе юриспруденции. Государство. Право. Норма права. Отрасли права. Источники права. Законность. Правопорядок.
Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.
Цицерон
В результате изучения гл. 1.1 студент должен:
знать определение юриспруденции, основные понятия государства и права;
уметь раскрывать сущность юриспруденции как науки;
владеть навыками оперирования понятиями юриспруденции.
Для понимания рассматриваемого курса необходимо определиться, что такое юриспруденция, каков ее предмет и метод, основные понятия.
Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой определяет юриспруденцию как совокупность юридических наук, а также практическую деятельность юристов. В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона юриспруденция – это наука о праве.
Наконец, приведем еще одно определение: юриспруденция (правоведение) – это наука о праве и государстве, теоретическая форма и способ производства и организации юридических знаний, представляет собой совокупность общественных знаний о праве.
Как видим, прослеживаются два основных значения этого термина: наука о праве и практическая деятельность юристов.
Но для целей настоящего пособия имеет смысл выделить еще одно значение юриспруденции – это также учебная дисциплина, система образования по направлению подготовки «Юриспруденция» согласно федеральным государственным образовательным стандартам, уровням обучения и программам, утвержденным вузом, которая дает основание для занятия профессиональной юридической деятельностью.
На данный момент содержание образовательного процесса юристов описано в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)«бакалавр»), утв. приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 (далее – Стандарт образования бакалавра).
Именно данный стандарт является ориентиром для базового высшего юридического образования в качестве необходимого и достаточного для работы юристом. Поэтому и учебное пособие составлено с учетом требований в первую очередь этого стандарта.
Для углубленной подготовки предусмотрен федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)«магистр»), утв. приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 (далее – Стандарт образования магистра).
Следует признать, что система образования по направлению подготовки «Юриспруденция» и система науки юриспруденции по большей части совпадают, поскольку образование – это собственно процесс изучения науки юриспруденции, однако в вузе прибавляется ряд дисциплин, необходимых для общего развития и работы юристом (типа экономики, безопасности жизнедеятельности, иностранного языка), но не входящих в науку юриспруденцию.
Таким образом, юриспруденция предстает перед нами в трех основных значениях, которые мы и будем изучать:
– род деятельности (прикладная деятельность юриста);
– система обучения по направлению подготовки «Юриспруденция».
Юриспруденция как наука (отрасль знаний). Перед началом изложения предупредим, что обо всех параметрах юриспруденции как науки и составляющих ее наук, в том числе об истории юриспруденции, будет подробно сказано в конкретных дисциплинах, которые студент пройдет в вузе. Наша задача – дать лишь вводный курс, позволяющий в целом понять, что представляет собой юриспруденция как наука, оставив основное место для описания образовательного процесса и профессии юриста.
Чтобы понять существо науки, следует определиться с ее объектом и предметом. Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя (часть окружающего мира, общественные отношения), а предмет науки – это то, какие аспекты этого объекта она изучает. К примеру, объект – человек, но можно изучать строение человека (предмет анатомии), душу (предмет психологии), поведение в группах (предмет социологии) или возможность своими действиями приобретать права и обязанности (дееспособность) (предмет уже различных правовых наук).
Объектом юриспруденции является государственное устройство и правовое регулирование.
Предметом юриспруденции является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии.
В конструкции объект-предмет есть и третий элемент – метод, а именно совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых через призму соответствующего предмета изучается объект, получаются знания.
Методы юриспруденции можно разделить на два вида:
– общенаучные (применяются во всех науках): анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, абстрагирование, системно-структурный подход, эксперимент и др. Особо следует отметить использование в юриспруденции методов социальных и гуманитарных наук, к которым относится юриспруденция, характеризующихся тем, что объектом управления являются люди и отношения между ним (а не абстракции или предметы неживой природы): анкетирование, социальный эксперимент и т. д.;
– частноправовые (применяются только в юриспруденции): формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Система юриспруденции
В вышеприведенном перечне наук мы привели определения только тех наук, которые прямо предписываются к изучению в вузе в качестве дисциплин Стандартом образования бакалавра. Это действительно основные науки, входящие в систему юриспруденции, но их перечень можно дополнить, например, философией права (теоретическая наука), семейным правом (отраслевая), криминологией, юридической техникой, юридической психологией, юридической социологией, сравнительным правоведением, юридической статистикой (прикладные науки). Вуз, как правило, в рамках вариативной части образовательной программы добавляет к изучению ряд дополнительных дисциплин.
Для понимания юриспруденции следует раскрыть основные термины этой науки: государство, право, норма, отрасль права, источник права, законность, правопорядок.
Государство – это особая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Для понимания роли регламентации государственного устройства и верховенства правового регулирования в обществе приведем статьи Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1). Как видим, государству и праву посвящена первая статья Основного закона.
Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Не каждое правило поведения является нормой права, например не являются таковыми «неписаные» нормы морали, дружбы.
Нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединяются в отрасли (части) права — например, конституционное, административное, гражданское. Принято делить право на частное (регулирует отношения между равными субъектами, как гражданское право) и публичное (регулирует отношения власти и подчинения, как административное право, уголовное право).
Источник права – это способ фиксации норм права. Выделяют такие источники права, как нормативно-правовой акт (закон и подзаконные акты), нормативный договор, правовой прецедент, правовой обычай, правовой принцип, правовая доктрина. Отметим, что в России судебная практика не является источником права, основным источником является закон, поскольку наша страна относится к романо-германской системе права. В странах англосаксонской системы права основным источником права является судебный прецедент (решение суда по конкретному делу, обязательное при решении аналогичных дел в последующем).
Но одно дело в стране «хорошие» нормы, а другое – насколько они исполняются. Поэтому важно дать еще два термина.
Законность – политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права. Как говорит известная латинская поговорка, «Закон суров, но он закон». Согласно Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Правопорядок – состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.
Указанные два понятия являются одними из важнейших для дальнейшего понимания профессии юриста, поскольку именно на юристов в первую очередь возложена обязанность обеспечивать правопорядок и законность. Обязанность обеспечивать законность и правопорядок прямо прописана в задачах юриста в Стандарте образования бакалавра. Остальные граждане также обязаны это делать, но это уже вопрос уровня правосознания населения, который пока еще низок. С юриста же спрос больше, поскольку юрист обладает профессиональными знаниями о правопорядке и законности.
Контрольные вопросы
1. Дайте три значения термина «юриспруденция».
2. Что такое наука юриспруденция?
3. Назовите объект, предмет, метод данной науки.
4. Определите термин «право».
5. Что такое государство?
6. Что такое норма и отрасль права?
7. Поясните суть деления на публичное и частное право.
8. Как соотносятся правопорядок и законность?
9. Опишите систему юриспруденции как науки.
10. На какие три типа делятся науки в составе юриспруденции?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Какие предметы изучают на юридическом факультете
Хотите изучать право и служить закону? Нравится юриспруденция? Отлично, одной проблемой меньше, ведь вы уже знаете, куда поступать.
А между тем, многие материалы на нашем телеграм-канале свидетельствуют о том, что большинство совершенно не знает, куда поступать после школы. Таким посоветуем попробовать выбрать вуз по интересам.
А сегодняшняя статья посвящена тем, кто мечтает быть юристом. Будущим правоведам придется поработать усерднее многих. Понять это можно, только взглянув на перечень предметов, которые нужно изучать на юридическом факультете.
Что изучают на юридическом факультете
В разных вузах предметы, которые будут преподавать студентам юридических факультетов, могут несущественно меняться.
Ознакомиться с тем, присутствует ли в них какой-то конкретный, интересующий именно вас предмет, можно, ознакомившись с учебным планом университета.
Учебный план расскажет о том, какое число занятий будет по определенному предмету, а также его форму (лекция, семинар и т.д.). А государственный образовательный стандарт определяет список дисциплин для конкретного вуза. Есть еще государственная образовательная программа, которая разрабатывает учебные планы согласно ст. 9 Закона РФ «Об образовании» и определяет, что будет в учебном плане заведения.
Государственный образовательный стандарт работает над тем, чтобы составить определенный минимум предметов для образовательной программы по направлению «юриспруденция». Чтобы добиться этого, все предметы разбили на несколько циклов:
Так вот ГОСТ отвечает за установку перечня только первого и второго цикла. Дисциплины других циклов будут определены самим юридическим университетом.
Какие предметы изучают на юридическом факультете: список дисциплин
На юрфаке любого вуза будут следующие группы предметов:
Итак, вот какие основные предметы студенты изучают на юрфаке:
Другие предметы будут лишь логическим продолжением и развитием вышеназванных.
Последовательность изучения дисциплин на юридическом факультете
Каждый вуз выбирает для себя собственный темп и последовательность преподавания предметов и дисциплин, изучаемых на юридическом факультете.
Например, Высшая школа экономики предлагает своим студентам следующую программу обучения на ближайшие 4 года:
Кроме того, студенты этого учреждения образования получают особую привилегию – дополнительный профиль (Minor), в рамках которого учащийся может получить знания и компетенции в других направлениях и областях, которые не являются их основными. Этот профиль можно выбрать в конце первого курса, например, студент-философ может пойти на программирование.
Это обучение проходит в определенное время по определенным дням.
Студенты ВШЭ получают еще один бонус в виде бесплатного изучения английского на первом и втором курсе. Это очень полезно, так как на третьем курсе некоторые предметы могут преподавать на этом иностранном языке (право ВТО, судебная власть и правоохранительные органы и пр.) Помимо основных дисциплин студентам придется выполнять проектную и исследовательскую работу. Сюда относят не только написание курсовых и ВКР, но и прохождение практики, участие в проектно-исследовательских семинарах типа «Введение в специальность», «ВТО» и пр.
В конце обучения, как и во всех вузах другой направленности студентов ждет государственная итоговая аттестация в виде госэкзамена и защиты диплома.
В общем, сами видите: работы предстоит много. Но это ведь и радует, потому что на таких специалистов потом и будет спрос на рынке труда. А если временами от усталости будут опускаться руки, всегда помните, что студенческий сервис рядом и готов оказать посильную помощь.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Объект и предмет юридического исследования
Глухарева Людмила Ивановна, профессор кафедры гуманитарного права Российского государственного гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.
Во главу угла ставится проблема понимания категорий «объект» и «предмет» в контексте современных юридических исследований.
См.: Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2008. С. 104; Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2003. С. 42.
В юридической литературе, в том числе и диссертационных работах, кроме того, нередко имеет место смешение предмета и объекта изучения, неразличение их признаков, игнорирование важнейших свойств и показателей, столь необходимых для определения границ и конкретизации направления соответствующего исследования. Поэтому есть все основания еще раз обратиться к данной проблеме правовой науки.
См.: Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004. С. 33; Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. История и философия науки: Учеб. пособие для аспирантов. СПб., 2006. С. 116.
См.: Новейший философский словарь. С. 1001; Степин В.С. Теоретическое знание. С. 37.
С учетом сказанного совершенно неверно обозначать объекты, например, как «исследование влияния формы представления текстов нормативно-правовых актов на их нормативное содержание» или как «анализ возможности преобразований текстов нормативно-правовых актов».
Можно привести многочисленные примеры, подтверждающие существование такой проблемы в юридической сфере. Так, в одной работе указывается, что «объектом настоящего изучения выступает развитие идеи человеческого достоинства в политико-юридических доктринах», а «предметом являются теоретические воззрения на все это». В другой объект определен как «правовое наследие N, его особенности и последующее влияние на российскую правовую науку в целом», а предметом «служат труды видного правоведа N, позволяющие составить полную картину его воззрений на наиболее важные моменты государственно-правовой науки». Фактически здесь объект и предмет оказываются тождественными, по крайней мере они разведены лишь количественно (по объему охвата познаваемого) и текстуально.
Причина подобных ошибок, думается, кроется в смешении онтологического и гносеологического аспектов проблемы. Если в гносеологическом плане противопоставление предмета и объекта действительно является относительным (на что специально обращают внимание методологи и философы науки ), то в онтологическом смысле их все-таки следует различать.
См.: Философский энциклопедический словарь. С. 505; Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Указ. соч. С. 33; Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. Указ. соч. С. 116.
См.: Марченко М.Н. Указ. соч. С. 7.
Во-первых, государственно-правовые закономерности. Они представляют собой существенные, объективные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся внутренние и внешние связи (отношения) элементов объекта. Данные закономерности фиксируют связи (отношения): структурные (т.е. строение и показатели устойчивости объекта), функциональные (действие и отношения объекта с другими объектами реальности), генетические (эволюцию и динамику объекта, направленность и интенсивность его развития). Эти связи выражаются юридическим языком при помощи научных понятий, категорий, концептов, классификаций, констатирующих суждений, теорий и др., а словесно описываются как признаки, форма, функции, генезис, динамика, тенденция, место, роль и т.д., устойчиво присущие изучаемому объекту.
Марченко М.Н. Указ. соч. С. 18.
С другой стороны, современная организация науки как социального института, необходимость соблюдения единых подходов при государственной аттестации научных кадров и присуждении ученых степеней требуют научной экспертизы соответствующего исследования на предмет оценки его эмпирической обоснованности, теоретической состоятельности, практической значимости и т.д. В силу огромного объема накопленных наукой знаний реально осуществить такую экспертизу возможно, лишь используя потенциал научного сообщества, объединенного единой специализацией (дисциплинарным предметом). Поэтому, если речь идет об определении предмета диссертационного исследования, целесообразно не выходить за границы предмета тех дисциплин, которые входят в соответствующую научную специальность. Например, если объектом конкретного научного изучения выступает религиозное правосознание, то в рамках научной специальности 12.00.01 предметом могут быть структуры, уровни, формы, динамика и другие показатели (закономерности) религиозного правосознания как самостоятельной правовой категории теории права и государства.
Подводя итог изложенному, следует еще раз подчеркнуть необходимость различения объекта и предмета правового изучения, четкого описания их параметров. В этом случае не возникнет сомнений, что исследование осуществлено действительно автором, который понимает специфику труда, именуемого научным познанием.