Что такое предметная среда предмета

Предметная среда и ее влияние на человека

Предметная среда и ее влияние на человека

Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.

Очень важным является принцип открытности: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям. В предметное окружение учащихся должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.

Деятельность ребенка в обогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенка за пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий уровень знания, т. е. создает новый образ мира, а деятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие школьника. «Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску».

Словесные объяснения малоэффективны для школьника, и даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец действия, ребенку нужно действовать самому. Именно поэтому в традиционную дидактику следует ввести принцип деятельности, так как ориентировка в любом материале для школьника требует перехода к действию с материалом.

быть доступны все функциональные пространства учреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельности взрослых.

Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть в их предметной среде»

Выделенная в государственном стандарте образования детей дошкольного возраста среда развития ребенка, предполагаетобеспечивать разные виды их активности: эмоциональный, умственный, игровой, физический и др., а также должна стать основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, личность ребенка.

Оборудование и организация пространства должна предусматривать возможность нерегламентированной двигательной активности детей; свободный доступ к играм и игрушкам, материалам и орудиям для рисования, лепки и конструирования. Все, что находится в садике, должно быть выполнено в размерах и из материалов, рассчитанных на ребенка. Оборудование используется главным образом для удовлетворения потребности ребенка в отдыхе (кроватки, пище (столы, стулья, гигиенических процедурах, приспособления на игровых площадках (качели, горки и др.) Шкафы, полки, стулья, помогают детям ориентироваться в обстановке, дают им представления о таких ценностях, как порядок, эстетика и функциональность, являющихся предметом любой воспитательной программы. Все материалы и соответствующая обстановка, должны сделать пребывание ребенка в садике приятным и полезным. В садике имеются также озелененные площадки, где дети могут играть в коллективе.

Итак, детские сады оснащены всем необходимым для удовлетворения потребностей дошкольников; предметы, которые здесь находятся, имеют конкретное назначение.

Каждый предмет выполняет свою функцию, а все они в совокупности, способствуют выполнению педагогической задачи, которая стоит перед детским садом. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому, естественно ее использовать, проводя коррекционно-развивающие и обучающие занятия. Песок имеет свойство стабилизировать эмоциональное состояние, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Использование обучающих игр, направленных на тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук также играют немаловажную роль. Например, рисование пальчиками, ладошками. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинетической чувствительности, ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивается речь, память, проявляется формирование черт личности – инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Дети, играя с предметами, начинают обобщать и накапливать знания об окружающем мире. Передавать детям социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам) с помощью организации специальных обучающих игр и занятий, сюжетно-дидактических, сюжетных, театральных и игр-упражнений. В этих играх, организованных в единой развивающей, образовательной и воспитательной взаимосвязи, продолжают обогащаться представления детей о социальном мире, расширяется круг интересов ребенка, развиваются навыки взаимодействия, что является стимулом, основой для полноценной деятельности ребенка. Игровые материалы должны быть доступны ребенку, чтобы он сам мог ими распоряжаться. Беря в руки игрушку, он должен понимать, что по окончании игры ее надо вернуть на место. Тут – то как раз и важны прививаемые в детском саду организованность и навыки. Игровых материалов должно хватать всем детям, и распределять их следует справедливо, в противном случае ребенок может быть дезориентирован.

Основные критерии предметно-развивающей среды:

— создание условий для индивидуальных, подгрупповых коллективных игр, чтобы ребенок мог найти себе удобное комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;

— обеспечение условной изолированности («Вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, так как окружающая среда ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья;

— своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение игрушек, атрибутов, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и игровых умений;

— по мере развития ребенка следует заменять менее сложные материалы более сложными или открывающие перед ребенком новые возможности;

— обеспечение доступности по всему содержанию развивающей предметно- игровой среды, расположение игр, игрушек на уровне выше вытянутой руки ребенка;

— учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков.

Использование дидактического материала должно отвечать конкретным целям. Основное внимание должно уделяться анализу непосредственного участия воспитателя в предметно-игровой среде, это и отражено в государствееном стандарте образования. А именно, побуждать детей к самостоятельному применению новых способов, решения игровых задач и отражения полученных впечатлений,используя приемы активизирующего общения: игровые проблемные ситуации, поощрение, проблемный вопрос, фрагментальное участие в игре с принятием на себя главной или второстепенной роли, разрешение конфликтных ситуаций.

Развивающая средавыполняет важнейшие функции: активизирует деятельность ребенка, побуждает его, формирует развитие личности.

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предметаФотоотчёт «Предметная аппликация «Голубь» Большинство занятий в детском саду посвящено технике создания аппликаций. Во время обучения малыши знакомятся с различными материалами,.

Консультация для родителей «Влияние пения на здоровье человека» Консультация для родителей»Влияние пения на здоровье человека» Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков,.

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предметаЛепка предметная «Веселые вертолеты» Задачи: учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление.

Предметная лепка на тему «Мой город» Ход НОД: I. Беседа о родном крае и городе Чебоксары Воспитатель: Что мы называем Родиной? (место, где мы родились, живем, ходим в детский.

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предметаРазвивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предметаРазвивающая предметная среда во второй младшей группе. Развивающая предметная среда – это условия, обеспечивающие всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд компонентов, необходимых.

Развивающая предметно-пространственная среда и ее влияние на познавательную активность детей Развивающая предметно-пространственная среда в группе организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым.

Влияние пения на здоровье человека ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре,.

Консультация для родителей «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека» Чернышова Анна ГБДОУ№24 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Привычка — это действие, постоянное осуществление которого.

Источник

Организация предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предмета Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития)позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы,активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно- развивающая средав ДОУ включает в себя:

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе,включающий в себя:

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются»текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением,математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами,отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ.

В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно-развивающая среда- центры:

2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.

7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.

8. Театральная зона– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

10. Математическая зона.

11. Центр дидактической игры (грамматический уголок).

12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

13. Центр краеведения.

14. Уголок уединения.

15. Туалетная комната.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования Статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования – гарант охраны и укрепления.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов Подготовила: Палей О. Н. Слайд 1 Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии.

Методические рекомендации: организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Данные методические рекомендации разработаны для педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад и содержат.

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предметаОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предметаОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением.

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предметаОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО Воспитатель: Порошина Г. А. г. Бородино, 2016г. Развивающая.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА.

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предметаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с ФГОС и ООП ДО Развивающую предметно-пространственную среду старшей группы №12 мы организовывали опираясь на основные принципы ФГОС ДО и ООП ДО так, чтобы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[/b].

Что такое предметная среда предмета. Смотреть фото Что такое предметная среда предмета. Смотреть картинку Что такое предметная среда предмета. Картинка про Что такое предметная среда предмета. Фото Что такое предметная среда предметаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной группе Готовя группу к новому учебному году, я тщательно продумывала организацию предметно-пространственной среды. Ребята переходят из старшей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *