Что такое предметная среда
Предметная среда и ее влияние на человека
Предметная среда и ее влияние на человека
Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.
Очень важным является принцип открытности: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям. В предметное окружение учащихся должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.
Деятельность ребенка в обогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенка за пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий уровень знания, т. е. создает новый образ мира, а деятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие школьника. «Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску».
Словесные объяснения малоэффективны для школьника, и даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец действия, ребенку нужно действовать самому. Именно поэтому в традиционную дидактику следует ввести принцип деятельности, так как ориентировка в любом материале для школьника требует перехода к действию с материалом.
быть доступны все функциональные пространства учреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельности взрослых.
Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть в их предметной среде»
Выделенная в государственном стандарте образования детей дошкольного возраста среда развития ребенка, предполагаетобеспечивать разные виды их активности: эмоциональный, умственный, игровой, физический и др., а также должна стать основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, личность ребенка.
Оборудование и организация пространства должна предусматривать возможность нерегламентированной двигательной активности детей; свободный доступ к играм и игрушкам, материалам и орудиям для рисования, лепки и конструирования. Все, что находится в садике, должно быть выполнено в размерах и из материалов, рассчитанных на ребенка. Оборудование используется главным образом для удовлетворения потребности ребенка в отдыхе (кроватки, пище (столы, стулья, гигиенических процедурах, приспособления на игровых площадках (качели, горки и др.) Шкафы, полки, стулья, помогают детям ориентироваться в обстановке, дают им представления о таких ценностях, как порядок, эстетика и функциональность, являющихся предметом любой воспитательной программы. Все материалы и соответствующая обстановка, должны сделать пребывание ребенка в садике приятным и полезным. В садике имеются также озелененные площадки, где дети могут играть в коллективе.
Итак, детские сады оснащены всем необходимым для удовлетворения потребностей дошкольников; предметы, которые здесь находятся, имеют конкретное назначение.
Каждый предмет выполняет свою функцию, а все они в совокупности, способствуют выполнению педагогической задачи, которая стоит перед детским садом. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому, естественно ее использовать, проводя коррекционно-развивающие и обучающие занятия. Песок имеет свойство стабилизировать эмоциональное состояние, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Использование обучающих игр, направленных на тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук также играют немаловажную роль. Например, рисование пальчиками, ладошками. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинетической чувствительности, ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивается речь, память, проявляется формирование черт личности – инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Дети, играя с предметами, начинают обобщать и накапливать знания об окружающем мире. Передавать детям социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам) с помощью организации специальных обучающих игр и занятий, сюжетно-дидактических, сюжетных, театральных и игр-упражнений. В этих играх, организованных в единой развивающей, образовательной и воспитательной взаимосвязи, продолжают обогащаться представления детей о социальном мире, расширяется круг интересов ребенка, развиваются навыки взаимодействия, что является стимулом, основой для полноценной деятельности ребенка. Игровые материалы должны быть доступны ребенку, чтобы он сам мог ими распоряжаться. Беря в руки игрушку, он должен понимать, что по окончании игры ее надо вернуть на место. Тут – то как раз и важны прививаемые в детском саду организованность и навыки. Игровых материалов должно хватать всем детям, и распределять их следует справедливо, в противном случае ребенок может быть дезориентирован.
Основные критерии предметно-развивающей среды:
— создание условий для индивидуальных, подгрупповых коллективных игр, чтобы ребенок мог найти себе удобное комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
— обеспечение условной изолированности («Вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, так как окружающая среда ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья;
— своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение игрушек, атрибутов, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и игровых умений;
— по мере развития ребенка следует заменять менее сложные материалы более сложными или открывающие перед ребенком новые возможности;
— обеспечение доступности по всему содержанию развивающей предметно- игровой среды, расположение игр, игрушек на уровне выше вытянутой руки ребенка;
— учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков.
Использование дидактического материала должно отвечать конкретным целям. Основное внимание должно уделяться анализу непосредственного участия воспитателя в предметно-игровой среде, это и отражено в государствееном стандарте образования. А именно, побуждать детей к самостоятельному применению новых способов, решения игровых задач и отражения полученных впечатлений,используя приемы активизирующего общения: игровые проблемные ситуации, поощрение, проблемный вопрос, фрагментальное участие в игре с принятием на себя главной или второстепенной роли, разрешение конфликтных ситуаций.
Развивающая средавыполняет важнейшие функции: активизирует деятельность ребенка, побуждает его, формирует развитие личности.
Фотоотчёт «Предметная аппликация «Голубь» Большинство занятий в детском саду посвящено технике создания аппликаций. Во время обучения малыши знакомятся с различными материалами,.
Консультация для родителей «Влияние пения на здоровье человека» Консультация для родителей»Влияние пения на здоровье человека» Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков,.
Лепка предметная «Веселые вертолеты» Задачи: учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление.
Предметная лепка на тему «Мой город» Ход НОД: I. Беседа о родном крае и городе Чебоксары Воспитатель: Что мы называем Родиной? (место, где мы родились, живем, ходим в детский.
Развивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.
Развивающая предметная среда во второй младшей группе. Развивающая предметная среда – это условия, обеспечивающие всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд компонентов, необходимых.
Развивающая предметно-пространственная среда и ее влияние на познавательную активность детей Развивающая предметно-пространственная среда в группе организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым.
Влияние пения на здоровье человека ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре,.
Консультация для родителей «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека» Чернышова Анна ГБДОУ№24 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Привычка — это действие, постоянное осуществление которого.
Что такое предметно-развивающая среда в ДОУ?
Светлана Примаченко
Что такое предметно-развивающая среда в ДОУ?
Что такое предметно-развивающая среда?
Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности. Понятие предметно-развивающей среды Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.Она состоит из: крупной игровой площадки; игрового оборудования; игрушек; разных видов игровой атрибутики; игровых материалов. Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика. Как создается развивающая среда? Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников. Создание предметно развивающей средывключает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников. Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы. Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к определенному возрасту воспитанника. Исходя из этого при создании данной среды для любых возрастных групп в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн дошкольного учреждения. Принцип позиций при взаимодействии Он основан на организации пространства для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки. Принцип активности Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы. Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать познавательную деятельность. Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения. Принцип стабильности-динамичности Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности. Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.
Музыкально предметно-развивающая среда в ДОУ Так как, в данный момент я работаю в двух группах младшего и подготовительного возраста, я опишу музыкально- предметно развивающую среду.
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией.
Предметно-развивающая среда Педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с сотрудниками и специалистами детского сада, регулярном обмене.
Предметно-развивающая среда «Лукоморье» Предметно-развивающая среда «Лукоморье» Цель: знакомить детей дошкольного возраста с произведениями А. С. Пушкина через театрализованную.
Предметно-развивающая среда «Космос» Все дети любознательны. Изучая окружающий мир, они задают массу вопросов. А мы, взрослые, должны помочь им разобраться во всем и найти ответы.
Предметно-развивающая среда в ДОУ Предметно – развивающая среда представляет следующие центры: 1. Центр: «Правила дорожного движения»(ПДД) Цель: Научить детей правильно.
Предметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда в ДОУВ детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Развивающая предметно-пространственная среда Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована.
Понятия «предметная среда», «развивающая среда». Структура развивающей среды и принципы ее построения в условиях дошкольного учреждения.
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность ‘’вычерпать‘’ из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.
В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.
Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.
Принципы построения развивающей предметной среды:
· дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребёнка. Партнёрство в общении. Возможность уединения.
· Принцип активности. Условия для самостоятельной детской деятельности и творчества.Уважение результатов детской деятельности
· Принцип стабильности-динамичностивозможность гибкого изменения.Развивающая среда не может быть построена окончательно.
· Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка
· Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
· Принцип открытости-закрытости
· Принцип учёта половых и возрастных различий
Понятие, цель, задачи, особенности, методы и приемы трудового воспитания дошкольников.
Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться положительного отношения к труду.
Своеобразие детского труда:
1.Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.
2.Труд детей носит воспитывающий характер.
3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой..
4.В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.
5.Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.
6.В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ:
— ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
— обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
— воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
— воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
— создание эмоционально-положительной атмосферы;
— организация материальной среды и трудового оборудования;
— учет нагрузки, которую может испытать ребенок;
— учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда;
— трудом нельзя наказывать.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью РЯДА СРЕДСТВ:
— собственной трудовой деятельности детей,
— ознакомления с трудом взрослых,
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым и ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2128 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Предметно-развивающая среда. Психологические и педагогические подходы к построению предметно-развивающей среды
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рыжова Елена Анатольевна
студентка группы ЗД-42
1. Понятие развивающей предметной среды 4
2. Психологические и педагогические подходы к построению предметно-развивающей среды 7
3. Основные принципы построения развивающей среды 9
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку.
Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.
Понятие развивающей предметной среды
Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.
Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.
1.В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
2.Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
3.Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
4.Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
5.Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:
— интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);
— «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.
6.Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.
Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В РФ утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой; «Радуга» Т.Н.Дороновой; «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой; «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а следовательно организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.
Психологические и педагогические подходы к построению предметно-развивающей среды
При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.
Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.
При формировании предметно-развивающей среды в старшей группе педагогический коллектив ДОУ поставил цель выполнить проект с минимальными экономическими затратами, поскольку далеко не каждое дошкольное учреждение может рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Таким образом, старшая группа «Подсолнухи» была оборудована силами педагогов по собственным эскизам с использованием подручного и бросового материалов.
Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, было организовано на основе следующих принципов.
Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, панно «Подсолнухи», представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.
В соответствии с принципом эстетичности и красотыв оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло-зеленой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: искусственное дерево цветущей сакуры, яркое панно на стене, игрушки, постеры в рамках. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.
Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.
Педагоги стремятся создать в группе условия как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.
Основные принципы построения развивающей среды
В структуре среды, влияющей на формирование личности ребенка, выделяется природная социальная среда, она имеет множество элементов. Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, экологов, психологов, и других специалистов.
О воспитательных возможностях среды для подрастающего поколения писали Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, Л.К.Шлегер, П.П.Блонский. Как подчеркивал А.С.Макаренко воспитывает среда, «организованная наиболее выгодным образом». Новаторским явлением стал опыт работы «Школы под голубым небом» В.А.Сухомлинского, в которой использовался воспитательный потенциал природной среды (обучение на природе).
В 80-е гг. 20 в. активно изучалось взаимодействие среды. Стал использоваться термин «образовательная среда», была разработана теоретическая модель содержания образования, стержнем которой является образовательная среда. Модель представляет собой систему «человек – образовательная среда – мир – предметные формы – искусство – общество).
Автор диссертационного исследования на тему «Эмоционально-насыщенная образовательная среда, как средство коммуникативного развития старших дошкольников» Е.В.Рыбак, рассматривает образовательную среду как зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов, как особое личностное пространство познания и развития. В работе теоретически обосновано необходимость создания развивающей среды в дошкольном детстве. Она базируется на концептуальных положениях о роли социокультурно – образовательной среды воспитании человека, о природо– и культуросообразности народности; системоформирующих средовых факторах управления нервно-психическим развитием; развитие эмоционального мира личности; на идеи гуманизации образования.
Средоориентированное образование (воспитание, обучение), считает Е.В.Рыбак предполагает научное осмысление системы терминов: предметная, культурная, духовная и духовно-материальная, природная, информационная, внешняя и внутренняя, развивающая, социокультурная, эмоциональная, комфортная.
Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». Л.В.Свирская понятие «предметно-развивающая среда» предполагает классифицировать как духовную, материальную, предметную.
Под развивающей средой понимается не только предметное окружение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребенка.
Создание развивающей среды в рекомендациях «по экспертизе образовательных программ» для ДОУ РФ рассматривается как необходимое требование для их реализации. В последние годы появились парциональные программы специализации личности ребенка с целью формирования благоприятной среды воспитания и обучения, укрепления духовных связей воспитывающих и воспитуемых, развитие самосознания дошкольников («мы основа безопасности жизнедеятельности, азбука нравственности, вместе, чудесный город»).
Требования к среде развития – важный компонент государственного стандарта дошкольного образования. Среда развития ребенка как комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого – педагогических условий, обеспечивающих жизнедеятельность детей и взрослых, является предметом экспертизы в период лицензирования и аттестации ДОУ. С этой целью разработаны критерии оценки условий пребываний детей в детском саду. Ребенок – дошкольник даже обладая элементарными навыками чтения, не может самостоятельно использовать книгу, как источник знаний. Социальный опыт, новые сведения об окружающем мире он получает в процессе непосредственного общения со взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы она была именно развивающей.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую), становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.
— Учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей у детей;
— Организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве;
— Учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
— Развитие любознательности и творческих способностей;
— Всемерное развитие эмоциональной личностной сферы ребенка.
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
В связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды, в настоящее время возникает необходимость инновационного подхода к организации среды развития ребенка, который определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.
1.Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. № 5. 99. С. 32-38.
2.Артамонова О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 37-42.
3.Бородова А.Л. Дидактическая игра как средство развития детей (третий год жизни). Минск.: «Нар. асвета», 1967.
4.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост.
А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение,
5.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
6. Дошкольная педагогика. Программа дисциплины и методические
рекомендации к ней / Авторы сост.: к.пед.н., доц. О.В. Солнцева, д-р пед.н.,
проф. М.В. Крулехт, к.пед.н., проф. Т.И. Бабаева. СПб.: Изд. РГПУ им.
7.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. 5-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.
8.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965, С. 234-235.
9.Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005.
10.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб.: «Детство-