Что такое предметно игровая среда

«Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ»

Что такое предметно игровая среда. Смотреть фото Что такое предметно игровая среда. Смотреть картинку Что такое предметно игровая среда. Картинка про Что такое предметно игровая среда. Фото Что такое предметно игровая среда Ольга Логинова
«Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ»

Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются нормативные правовые основы. Это не может не повлиять на развитие его предметно-развивающей среды как части образовательного процесса. Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях детского сада. Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А. П. Усовой, Н. В. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. Л. Стрелковой. Благодаря данным разработкам средастала рассматриваться:

— с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и результат саморазвития личности;

— с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Согласно ФГТ, «предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Федеральные государственные требования при создании предметно – развивающей и игровой средырекомендуют руководствоваться следующими принципами:

• полифункциональности среды, т. е. предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки. Так, дети среднего дошкольного возраста испытывают потребность в игре со сверстниками и желании уединиться. Дети любят строить для себя дом. Обеспечивайте в группе возможность для создания укрытия, постройки дома и т. д. Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, гендерной принадлежности.

Все пространство группы поделено на развивающие игровые центры:

— уголок сюжетно-ролевых игр;

— уголок для игр со строительным материалом конструкторами;

— уголок учебной деятельности (дидактические игры);

— уголок сенсорного развития;

— уголок театрализованной деятельности;

— уголок художественно-творческой деятельности детей;

— уголок социально-личностного развития.

Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Прикреплённые файлы:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Источник

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание развивающей предметно-пространственной среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Развивающая предметно – пространственная среда должна быть:

Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.

При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.

Предметно-игровая среда в группах детского сада должна быть организована так, что бы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Учитывая, что деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни, в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется подбору игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособий.

Я работаю с детьми средней группы.

Создавая предметно-игровую среду в нашей группе, мы учитывали,что: она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную и коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В нашей группе предметно-игровая среда организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре.

Специальное место выделено для игротеки, где расположены настольные, дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического мышления. сравнения, классификацию, ориентировку по схеме («Так бывает?»,«Найди ошибку»,«Сравни», «Четвертый лишний»,«Найди отличия») и др.

Также выделены зоны для сюжетно- ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Строители», «Пожарники», «Шофёры», «Магазин» и др.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья, трудовые («Строители», «Шофёры», общественные (праздники, путешествия).

Мы постарались сделать центр сюжетно-ролевых игр доступным, используя модульные передвижные ширмы. Они раскладываются при организации игры, а по завершению сворачиваются. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.

Такие ширмы есть в каждой группе.

Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Мы старалась организовать среду так,чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Игровое пространство устроено так, что дети имеют возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной игровой деятельности. Каждый ребенок выбирает игру по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием игрового оборудования, доступностью и удобством размещения материалов.

Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В нашей группе больше мальчиков, поэтому больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет им строить дома, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу.

Кроме этого имеются куклы, игрушечная посуда, игрушечные продукты, игрушечные животные для игр и др. Также у нас имеются куклы в костюмах повара, врача, строителя и сопутствующие этим профессиям атрибуты для игр. Весь имеющийся материал активно используется.

С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи. Поэтому важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т. п., его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т. п.).

Правильно организованная предметно-игровая среда помогает нам создать эмоционально положительную атмосферу в группе, приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Воспитатель, формируя предметно-игровую среду, руководит игрой, делая ее все более содержательной и организованной, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, помогая им организовать игры. Тем самым создается более благоприятная среда для всестороннего развития ребенка.

Важной задачей современного дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества работы с детьми посредством правильной организации игровой среды, в которой ребенок сможет проявить собственную активность и полностью реализовать себя.

Важнейшей задачей педагогов является оптимизация и организация специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Источник

Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации

Тема 1.1. Понятие и сущность предметно-игровой среды

Ключевые понятия темы

Среда, развивающая среда, развивающая среда детства, предметно-игровая среда

Краткое содержание теоретических вопросов

С момента рождения каждый человек попадает в определённую среду, в которой он развивается, обучается, воспитывается, общается и вступает во взаимодействие.

Энциклопедические, толковые словари содержат термин «среда», рассмотрим предлагаемые его дефиниции.

Понятие «среда», согласно «Толковому словарю русского языка» (Ожегов С. И., Швецова Н. Ю.), рассматривается широко – это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

В «Российском энциклопедическом словаре» приводится следующее определение понятию «окружающая среда» – это материальные и духовные условия существования и развития общества. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, то есть совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.).

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля среда рассматривается как феномен материальной и духовной культуры.

Термин «среда» буквально означает «середина», это то, что занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является между ними посредником.

Проблема организации окружающей человека среды имеет широкий исторический контекст и рассматривалась в философских и психологических трудах прошлого (Аристотель Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, В. Вундт и др.).

Необходимо также отметить, что понятие «среда» является междисциплинарным и используется в разных областях знаний: в педагогике, психологии, социологии, географии, биологии, астрономии, математике, химии и пр. В русле данных наук рассматриваются следующие виды среды: развивающая, воспитывающая, игровая, предметная, социальная, здоровьесберегающая, культурная, социокультурная, информационная, природная, географическая, нелинейная, активная, межпланетная и др.

В широком смысле слова среда – это природные, социальные, материальные и духовные условия существования ребенка, влияющие на его психическое развитие.

Выделяют макро- и микросреду.

Макросреда рассматривается как совокупность демографических, экономических, природных, научно-технических, политических, культурных и прочих факторов, оказывающих серьезное влияние на развитие и становление личности. Условия макросреды непрерывно изменяются.

Микросреда определяется как объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми.

В узком смысле среда трактуется исследователями как поисковое «поле» ребенка, способ взаимосвязи, установления диалога между личностью и культурой; как способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик); как способ удовлетворения потребностей субъекта (В. Я. Нечаев); как механизм развития сущностных сил ребенка (Э. Н. Гусинский); как поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития, творчества (Г. Ю. Максимова, Л. Г. Руссова).

В узком смысле среда – это пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., с помощью которых ребенок вместе со взрослым осваивает окружающий мир.

В исследованиях отмечается многоаспектность понятия «среда», что подтверждается приводимыми определениями: среда – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования (Л. И. Божович); это сложное образование, включающее ряд взаимосвязанных между собой компонентов природного и социального характера (Л. В. Максимова); это единство внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм (Р. С. Немов).

В современной педагогике используются понятия «развивающая среда», «развивающая предметная среда детства», «развивающая предметно-пространственная среда», под которыми понимается:

В литературе также встречаются такие понятия, как «предметно-игровая», «игровая», «эстетико-развивающая среда», «здоровьесберегающая среда» и т. п. Они используются авторами в связи с рассмотрением тех или иных видов деятельности или направлений работы с детьми.

Понятие «развивающая среда» относится к качественной характеристике среды, а понятия «предметная», «игровая», «эстетическая» и пр. – к видовым.

Современные исследователи характеризуют предметную среду с точки зрения организации (организованная и неорганизованная среда); деятельности, осуществляемой в среде (игровая, учебная, трудовая).

Предметно-игровая среда является наиболее благоприятным фактором в развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста, стимулом к игровой деятельности, интереса к познанию, источником информации (Н. Э.-Т. Гринявичене, Е. А. Зайченко, Т. С. Комарова, Н. Г. Любимова, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Фурмина и др.).

Источник

Организация педагогом предметно-игровой среды как условия развития личности ребенка

Для педагогов важно остановиться на вопросах организации развивающей предметно-игровой среды, выяснить современные требования к организации среды и исследование этого вопроса.

Что понимается под предметно-игровой средой, какие требования предъявляются к организации развивающей предметно-игровой среды?

Обогащенная среда (по Петровскому В. А.) предполагает единства социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, песта и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.

Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т. е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность предметно-развивающей среды.

В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

Игровые средства обязательно должны быть соразмерны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

Помимо материальных и субъективных требований к организации предметно-развивающей среды, есть и сугубо педагогические. Это, прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и досуговые игры, так как, благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности.

Сущность предметно-развивающей средызаложена в ее функциях:

во-вторых, в атрибутивной функции (специфические предметы, определяющие игровую роль, например, шапочка с красным крестом для врача);

в-третьих, в функции непосредственного предмета оперирования (игрушечная посуда, руль, бинокль и т. д.).

Г. Фейн предлагается разделение игрового материала с точки зрения его соответствия настоящим, реальным предметам на три категории:

1) реалистические игрушки (точные копии настоящих предметов);

2) прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы особым образом – через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета, и игнорирование его второстепенных деталей;

3) полифункциональные предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики, которые могут выступать как заместители разных реальных предметов.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различныепо своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Для развития активности и самостоятельности необходимы игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов. Важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т. п., его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т. п., игрушки-партнеры (куклы, мишки).

В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли.А для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает в детском саду. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям разнообразные ролевые атрибуты, например, руль, бинокль, сумки и другие. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре. Это значит, что детям должны быть доступны материалы и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов. Заметив интерес детей к какому-либо сюжету, можно включить в занятие по изобразительной деятельности, ручному труду выполнение работ, результаты которых затем могут быть использованы детьми в своих играх. Так, поделки из глины или папье-маше (яблоки, орехи, морковка, тарелка, миска) украсят любой стол. Изделия аппликации, например, коллективная работа-поезд, луг – могут быть использованы как панно, узорные коврики помогут оформить комнату куклы. В старшем дошкольном возрасте на занятиях ручным трудом дети изготавливаются поделки из бумаги, картона, природного материала, которые также могут быть использованы в различных играх.

Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы, природный материал и др., удобно хранить в коробке, которая может стоять в любом доступном месте для детей. Ребенок достает из него шнур превращает его в шланг для мытья машины. Кубик может стать кусочком мыла, телевизором, книгой. Как предметы-заместители можно использовать дидактические игрушки, строительный материал, физкультурное оборудование, белую и цветную бумагу. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что некоторые предметы-заместителилегко преобразовывать: например, бумагу можно разорвать на мелкие кусочки, смять, свернуть в трубочку; что-то на ней нарисовать, а из кубиков соорудить разнообразные постройки. Каждая такая игрушка ценна тем, что делает ее сам ребенок.

Из-за боязни насорить, нарушить порядок в группе нельзя лишать детей возможности изготавливать игрушки из самого распространенного в обиходе материала (газет, коробок, предметов обихода). Таким образом, при условии максимального единения игры с разными видами занятий можно использовать результаты художественной творческой деятельности.

Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Овладеть коммуникативными умениями помогает и специально оборудованная игровая среда. Так, чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к реальному и воображаемому собеседнику, в игровом уголке появляется игрушечный телефон или телефонная будка. Такая игровая обстановка, побуждает детей к разговорам с собеседником, дает возможность сосредоточиться, а некоторым преодолеть стеснительность.

Объединению в игре способствуют также специально подобранные крупные игрушки, например, макет грузовой машины, теплохода, а так же крупный строительный материал. С. А. Новоселова рекомендует использовать условный, крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды, например, крупные картонные коробки, обшитые однотонной тканью нескольких цветов.

В исследованиях многих авторов установлено, что использование этих условных, крупных предметов способствует активизации функции замещения у детей в игре и становится важным фактором развития самодеятельных сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры в такой предметно-игровой среде открывают более широкие возможности для проявления интеллектуальной инициативы детей в игре на основе экстериоризации его образного плана.

Также для игр можно предложить средообразующие модули, мебель-игрушку. Организация игры с крупными, нейтральными по отношению к любому содержанию игры, средообразуюшими предметами дает возможность замещать не только один конкретный необходимый предмет, но и создавать целую предметную ситуацию, сомасштабную пространству игровой комнаты. Средообразующие модули объединяют детей в общем деле, стимулируют их поисковую деятельность и творчество, способствуют как интеллектуальной, так и познавательной активности. Крупные модули позволяют не только представить игровое действие, но и реально его совершить (по-настоящему забраться в пещеру или дом, подняться на вершину мачты и т. д.). ПО ходу игры возникает экспериментирование и в воображаемой ситуации, и в реальном действии, в реальном движении на изменяющуюся предметную среду. Детям нравятся игры, в которых они преодолевают физические затруднения при перемещении предметов, при их сооружении. Они радуются, когда преодолевают эти затруднения.

Современный дизайнер и искусствовед Г. Н. Любимова, такие известные ученые М. И. Лисина, Т. А. Репина, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова предлагают использовать «универсальные предметно-игровые развивающие среды», такие системы еще можно было бы назвать «игровыми мирами». К числу таких современных игровых миром с полным основанием может быть отнесен универсальный организующий предметно-развивающая среда многофункциональный конструктор «Квадро», который является одной из самых удачных и наукоемких разработок XX века для детей дошкольного возраста.

Современные игрушки и развивающие игровые среды несут информацию, делающую и его проводниками в мир современности, незаменимым средством воплощения игровых замыслов, средством не только получения, но, что особенно важно применения новых знаний на практике, использования этих знаний и умений в самостоятельной деятельности, в игре. Таковы широко известные развивающие предметно-игровые среды «Лего», включая «Лего-Дупло», «Лего-Дакта» и др. ; «Фишертехник» (игрушечные железные дороги); «Либерти» (мягкие игрушки-животные); «Квадро» (многофункциональный конструктор, «Модуль-игра» (система модулей для игр и занятий); «Акваплэй» (водяной конструктор для игр и экспериментирования) и другие наукоемкие современные игровые средства для детей.

Современные требования к созданию полноценного предметно-развивающей среды отвечают реальности; в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно.

Так как сейчас дети играют в основном стандартно, возникает психолого-педагогическая задача побудить детей к творческому использованию своего жизненного опыта в игре, а не действовать по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием игровых уголков. Инициатива детей в игре часто бывает скована заранее определенной педагогами тематикой игр, наличием стабильных по содержанию игровых зон (уголков, толкающих детей на воспроизведение одних и тех же сюжетов игр во всех возрастных группах. Так как тематические игровые уголки, получившие широкое распространение в практике организации сюжетных игр детей младшего дошкольного возраста, для старших детей могут быть тормозом игровой инициативы, потому что в этих уголках, где соответствующим образом расположено игровое оборудование и игрушки, т. е. детям заранее задается игровая задача. Но игра, прежде всего, должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять.

Это положение дел в практике дошкольного воспитателя необходимо преодолеть путем такой организации игры, которая побуждала бы детей к творческому отражению действительности, рождала бы у них познавательные интересы, инициативность их деятельности. Возможность проявления ребенком творческой инициативы в игре подготавливается в процессе целенаправленного педагогического руководства игровой деятельностью. Руководство игрой зависит от цели, которую преследует педагог. Очевидно, что цели руководства играми могут быть в каждом конкретном случае различными, но они должны быть разрозненными. Определение цели педагогического руководства с необходимостью связано с пониманием педагогом функции игры в дошкольном детстве. Оно состоит в том, что игра, как «самостоятельная, самодеятельная», по выражению А. В. Запорожца, активность ребенка обеспечивает творческое присвоение им общественного опыта превращение его в средство созидания нового. Полноценно сформированная игра является надежным средством всестороннего творческого воспитания личности ребенка-дошкольника.

Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом.

Народная подвижная игра, как средство развития личности ребенка Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки по-движных.

Организация предметно игровой среды в детском саду Требования к предметно-пространственной среде1, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,.

Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников В ФГОС (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155) речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей СЛАЙД 2 «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС СеменоваИ. В. Организация.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития в соответствии с ФГОС План: 1. Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития. 2. Требования к организации предметно – пространственной.

Что такое предметно игровая среда. Смотреть фото Что такое предметно игровая среда. Смотреть картинку Что такое предметно игровая среда. Картинка про Что такое предметно игровая среда. Фото Что такое предметно игровая средаРусская народная сказка как средство развития личности ребенка Русские народные сказки-это форма повествования,которая повествует детям о добре, об окружающем мире. Это произведение русского фольклора,.

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к детям» Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям» Разработали:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *