Что такое предметное окружение
Предметный мир дошкольников
Анастасия Самсонова
Предметный мир дошкольников
Формирование у дошкольников представлений о предметном мире охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой и актуальной. Познавательный интерес к предметному миру, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности.
Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.
Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает,что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.
Средством ознакомления детей с родным краем могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.
Ознакомление с предметным миром имеет несколько направлений неразрывно связанных с краеведением.
Содержание знаний о родном городе было условно разделено на три блока: мир природы, деятельность человека (труд, быт, праздники) и культурный облик родного города (архитектура, памятники, промышленность, народные промыслы, олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе.
Преобразующая деятельность взрослых, их творческое начало наглядно представлены в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов, т. е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами.
Дидактический потенциал краеведческих знаний можно разделить на:
1) описание предшествующего социального опыта человека и человечества в бесконечном многообразии и динамике отношений, воззрений, деятельности, в многомерности и подвижности исторического времени и пространства;
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком. Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.
Предметнаясреда имеет в жизни ребенка огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы насыщена краеведческим содержанием. В группе создан центр по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В. В. Путина, герб родного города, и фотографии нашего садика. В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.
Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города» изготавливались детьми и их родителями, а также совместно с воспитателями.
Наиболее эффективно задачи развития детей дошкольного возраста можно решать, преимущественно в игровой форме, поэтому мы вместе с детьми сделали много дидактических игр для центра краеведения. Это такие игры, как игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки, «Кто кем работает?», «Найди дерево» «Какой цветок?», «Отгадай загадку». Так же совместно с родителями были созданы кубики «Собери картинку» с достопримечательностями Арзамаса.Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения.
Присутствует в центрах небольшая библиотека сборников стихов о городе и разнообразная познавательная литература о Нижегородской области.
В краеведческом центре группы находится лэпбук, посвященный нашему городу. Он был изготовлен совместными усилиями детей, родителей и воспитателей.
Краеведческое содержание развивающей предметно-пространственной среды не ограничивается только уголком краеведения.
В центре творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы; народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок; народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни).
В центре физического развития есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм.
В центре познавательного развития находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, а также тех, которые занесены в Красную книгу; в уголке конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.
В игровом центре представлен материал для сюжетно –ролевых игр. На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.
Одним из эффективных средств формирования представлений о предметном мире ребенка может являться музей в дошкольном учреждении. Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Подмечено, что ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт.
В одной из групп нашего сада есть музей «Русская изба». Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.В нем находятся такие экспонаты как: элементы русского народного костюма (кокошники, рубахи, платки, юбки, предметы быта (вязанные половицы, корзинки, полотенца) и утвари (самовар, деревянная посуда) русской избы, народные игрушки (соломенные игрушки, матрешки, обереги, русские народные музыкальные инструменты (балалайка, свистульки, дудочки, ложки). В ней дети могут полностью погрузиться в мир своих предков. Это помогает детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Они обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными.
Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах. Техническая игрушка помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу. Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления детей с социальной действительностью, позволяя расширять представления о мире.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
Фотоотчет «ОБЖ для дошкольников» Формирование у детей дошкольников основ безопасности и жизнедеятельности в условиях ДОУ является наиболее актуальной и значимой проблемой.
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 3 Методическая разработка для воспитателей групп «Семейный детский сад». Часть 3. «Мягкие игрушки»Мягкие игрушки способны оказать особое влияние.
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4 Методическая разработка для воспитателей групп «Семейный детский сад» по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего.
Проект «Игрушки, или Предметный мир детей раннего возраста». Часть 5 Методическая разработка для воспитателей групп «Семейный детский сад» по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего.
Проект «Игрушки, или Предметный мир детей раннего возраста». Часть 6 Методическая разработка для воспитателей групп «Семейный детский сад» по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего.
Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» Методическая разработка для воспитателей «Семейных детских садов». Часть 1Примерно к году жизни здоровый ребенок начинает активно интересоваться.
Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» (часть 2) Методическая разработка для воспитателей групп «Семейный детский сад». Часть 2Сегодня поговорим о куклах. В жизни современных детей кукла.
Предметная среда и ее влияние на человека
Предметная среда и ее влияние на человека
Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.
Очень важным является принцип открытности: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям. В предметное окружение учащихся должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.
Деятельность ребенка в обогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенка за пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий уровень знания, т. е. создает новый образ мира, а деятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие школьника. «Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску».
Словесные объяснения малоэффективны для школьника, и даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец действия, ребенку нужно действовать самому. Именно поэтому в традиционную дидактику следует ввести принцип деятельности, так как ориентировка в любом материале для школьника требует перехода к действию с материалом.
быть доступны все функциональные пространства учреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельности взрослых.
Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть в их предметной среде»
Выделенная в государственном стандарте образования детей дошкольного возраста среда развития ребенка, предполагаетобеспечивать разные виды их активности: эмоциональный, умственный, игровой, физический и др., а также должна стать основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, личность ребенка.
Оборудование и организация пространства должна предусматривать возможность нерегламентированной двигательной активности детей; свободный доступ к играм и игрушкам, материалам и орудиям для рисования, лепки и конструирования. Все, что находится в садике, должно быть выполнено в размерах и из материалов, рассчитанных на ребенка. Оборудование используется главным образом для удовлетворения потребности ребенка в отдыхе (кроватки, пище (столы, стулья, гигиенических процедурах, приспособления на игровых площадках (качели, горки и др.) Шкафы, полки, стулья, помогают детям ориентироваться в обстановке, дают им представления о таких ценностях, как порядок, эстетика и функциональность, являющихся предметом любой воспитательной программы. Все материалы и соответствующая обстановка, должны сделать пребывание ребенка в садике приятным и полезным. В садике имеются также озелененные площадки, где дети могут играть в коллективе.
Итак, детские сады оснащены всем необходимым для удовлетворения потребностей дошкольников; предметы, которые здесь находятся, имеют конкретное назначение.
Каждый предмет выполняет свою функцию, а все они в совокупности, способствуют выполнению педагогической задачи, которая стоит перед детским садом. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому, естественно ее использовать, проводя коррекционно-развивающие и обучающие занятия. Песок имеет свойство стабилизировать эмоциональное состояние, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Использование обучающих игр, направленных на тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук также играют немаловажную роль. Например, рисование пальчиками, ладошками. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинетической чувствительности, ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивается речь, память, проявляется формирование черт личности – инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Дети, играя с предметами, начинают обобщать и накапливать знания об окружающем мире. Передавать детям социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам) с помощью организации специальных обучающих игр и занятий, сюжетно-дидактических, сюжетных, театральных и игр-упражнений. В этих играх, организованных в единой развивающей, образовательной и воспитательной взаимосвязи, продолжают обогащаться представления детей о социальном мире, расширяется круг интересов ребенка, развиваются навыки взаимодействия, что является стимулом, основой для полноценной деятельности ребенка. Игровые материалы должны быть доступны ребенку, чтобы он сам мог ими распоряжаться. Беря в руки игрушку, он должен понимать, что по окончании игры ее надо вернуть на место. Тут – то как раз и важны прививаемые в детском саду организованность и навыки. Игровых материалов должно хватать всем детям, и распределять их следует справедливо, в противном случае ребенок может быть дезориентирован.
Основные критерии предметно-развивающей среды:
— создание условий для индивидуальных, подгрупповых коллективных игр, чтобы ребенок мог найти себе удобное комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
— обеспечение условной изолированности («Вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, так как окружающая среда ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья;
— своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение игрушек, атрибутов, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и игровых умений;
— по мере развития ребенка следует заменять менее сложные материалы более сложными или открывающие перед ребенком новые возможности;
— обеспечение доступности по всему содержанию развивающей предметно- игровой среды, расположение игр, игрушек на уровне выше вытянутой руки ребенка;
— учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков.
Использование дидактического материала должно отвечать конкретным целям. Основное внимание должно уделяться анализу непосредственного участия воспитателя в предметно-игровой среде, это и отражено в государствееном стандарте образования. А именно, побуждать детей к самостоятельному применению новых способов, решения игровых задач и отражения полученных впечатлений,используя приемы активизирующего общения: игровые проблемные ситуации, поощрение, проблемный вопрос, фрагментальное участие в игре с принятием на себя главной или второстепенной роли, разрешение конфликтных ситуаций.
Развивающая средавыполняет важнейшие функции: активизирует деятельность ребенка, побуждает его, формирует развитие личности.
Фотоотчёт «Предметная аппликация «Голубь» Большинство занятий в детском саду посвящено технике создания аппликаций. Во время обучения малыши знакомятся с различными материалами,.
Консультация для родителей «Влияние пения на здоровье человека» Консультация для родителей»Влияние пения на здоровье человека» Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков,.
Лепка предметная «Веселые вертолеты» Задачи: учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление.
Предметная лепка на тему «Мой город» Ход НОД: I. Беседа о родном крае и городе Чебоксары Воспитатель: Что мы называем Родиной? (место, где мы родились, живем, ходим в детский.
Развивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.
Развивающая предметная среда во второй младшей группе. Развивающая предметная среда – это условия, обеспечивающие всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд компонентов, необходимых.
Развивающая предметно-пространственная среда и ее влияние на познавательную активность детей Развивающая предметно-пространственная среда в группе организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым.
Влияние пения на здоровье человека ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре,.
Консультация для родителей «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека» Чернышова Анна ГБДОУ№24 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Привычка — это действие, постоянное осуществление которого.
РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
В Программе содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
Первая младшая группа
Предметное окружение. Детей знакомят с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования, функциями («Из чашки пьют чай и компот», «На автобусе люди ездят на работу, в гости»).
Показывая сюжетные картинки, проводя игры-инсценировки («Кто здесь плачет»), воспитатель обращает внимание детей на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжег лапу, утешает, жалеет и т.п.), помогает разобраться в том, что хорошо и что плохо.
Для успешного освоения окружающих предметов требуются постепен-
ность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и с последовательным усложнением. К числу таких игр и упражнений относятся следующие: «Отгадай и назови» («Узнай и назови»), «Чудесный мешочек», «Оденем куклу на прогулку», «Поможем кукле раздеться», «Купание куклы», «Устроим кукле (медвежонку) комнату», «Кто ушел и кто пришел?», «Что изменилось?», «Кто что ест?» и др.
В жизненных ситуациях дети часто сталкиваются с необходимостью ориентироваться одновременно на цвет и величину или форму и материал предмета. Поэтому на занятиях следует упражнять их в выполнении заданий, которые приучают слышать и понимать разные по форме и содержанию обращения взрослого. Например, он предлагает: «Катя, напои чаем неваляшку в красном платье (рядом стоит такая же кукла, но в платье зеленого цвета). Вова, налей мишке молока в большую синюю чашку (есть еще большая красная чашка). Настя, покатай на машине маленького беленького слоника (рядом стоит маленъкий серый слоник). Таня, покорми мишку из маленькой деревянной ложки (есть еще маленькая металлическая ложка)» и т.п.
Эффективны в работе с детьми третьего года жизни и дидактические упражнения типа «Кто что делает?», которые проводятся с использованием несложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие, ребенок (по заданию воспитателя) воспроизводит его с помощью реальных предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, де-
вочка баюкает куклу, мама стирает в тазу белье, повар пробует суп, который варится в кастрюле (картинки готовятся заблаговременно).
Такие упражнения удовлетворяют потребность ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.
• С детьми этого возраста на специальных занятиях рассматривают настенные картины. Это способствует накоплению и уточнению представлений об окружающем.
Разработаны специальные серии по знакомству детей с окружающим. В них входят предметные и сюжетные картинки, а также настенные картины.
В первой младшей группе проводятся занятия по следующим сюжетным картинкам: «Игра с куклой», «Дети играют в кубики», «Спасаем мяч», «Катаем шары» и т.п.
Ребенка 2 лет следует продолжать учить играм с куклой. В этих целях можно использовать игры «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Споем кукле колыбельную», «Покажем кукле картинки» и др. Такие игры дают детям возможность ощутить себя в положении другого, переживать его радости как свои.
Явления общественной жизни. Маленьким детям присущ интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.
Воспитатель, знакомясь с детьми, должен провести индивидуальные беседы с каждым из них о членах семьи, о самом ребенке («Как тебя зовут?», «А как ласково называет тебя мама?», «Кто еще с тобой живет?» и т.п.). Особое внимание необходимо обратить на то, что ребенок живет вместе с близкими людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой.
Воспитанию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей могут помочь дидактические игры и упражнения «Как помочь маме», «Как пожалеть бабушку», «Чем порадовать папу» и т.д.
Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят детей и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и ее помещения. Начать лучше с раздевальной комнаты, потом пройти в групповую, спальную и умывальную. Эффективны в работе с детьми упражнения на ориентировку в помещениях своей группы и на участке детского сада типа «Кто быстрее найдет свой шкафчик», «Где у нас. (умывальная, спальная комнаты)», «Поиграем с куклами в игровом уголке» и т.д.
У детей необходимо формировать чувство симпатии к сверстникам, а в процессе выполнения упражнений «Улыбнись Кате», «Поиграй с Сашей», Пожалей Колю», «Обними Таню» следует подвести их к пониманию: нельзя Драться и обижать других детей.
Детям данного возраста трудно представить город (поселок), улицу, запомнить их названия, так как их жизнь ограничивается домом (квартирой), детским садом. Поэтому им только напоминают названия города (поселка), улицы.
пшенную, рисовую. Ее труд важен и значим для всей семьи. Каши, приготовленные мамой, вкусные и полезные. На занятии «Праздник красивых платьиц и рубашек» детям показывают, что мама стирает, гладит, шьет, подшивает платья, юбочки, сарафаны, шорты, чтобы ее ребенок был аккуратным.
Вторая младшая группа
Предметное окружение. Во второй младшей группе продолжают расширять знания детей о предметах домашнего обихода, развивают умение выделять их существенные и несущественные признаки, дифференцировать и группировать предметы.
Важно научить детей различать размер предметов (большой, не очень большой, маленький), их цвет, вес (легкий, тяжелый), ориентироваться во времени (сейчас, потом, после обеда), в пространстве (высоко, далеко, близко).
Особое внимание необходимо обращать на то, что одни предметы сделаны руками человека (мебель, посуда, одежда, предметы гигиены и т.п.), другие созданы природой (камень, шишки и т.п.).
Серия «Игры-раскладки» («Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке» и т.д.) направлена на различение предметов природного и рукотворного мира. Так, в игре «Помоги Незнайке» дети по просьбе Незнайки раскладывают
предметы природного мира и рукотворного мира в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»). Затем задача усложняется: требуется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосновать свой выбор («Мяч положу в этот конверт: его сделали люди»).
Разработана также серия «Игры-занятия с элементами опыта, эксперимента» («Деревянный брусочек», «Что лучше: бумага или ткань», «Бантик из бумаги и ткани», «Тарелочка из глины», «Послушная глина», «Подарки для медвежонка», «Определи дерево» и тд.). Например, в игре-занятии «Бантик из бумаги и ткани» взрослый встречает куклу Катю. Она грустная: не может завязать себе бантик, у нее много бантиков, но все они из бумаги. Дети подходят к Кате, говорят, что бант из бумаги порвется, но Катя упрямится, просит завязать бант. Все пробуют это сделать, но бумага рвется. Дети рассказывают все, что знают о бумаге.
Планируя дидактические игры и упражнения, подводящие детей к пониманию родовых понятий, следует предусмотреть разнообразные задания.
«Куда что положить?» («Магазин»). В коробке лежат одежда, обувь, посуда Для кукол. Вынув предмет из коробки, ребенок называет его и говорит, куда
Дети четвертого года жизни испытывают определенные трудности в освоении цвета. Большинство различают красный, желтый, белый, черный цвета, но путают зеленый с синим; различают и оттенки цветов (оранжевый, серый), но не умеют правильно называть их. Поэтому необходимо регулярно проводить упражнения, способствующие лучшему усвоению знаний о цвете: «Найдите предметы такого же цвета, как мой шарик», «Составьте башенки из одинаковых по цвету колец (кубов)», «На синий поднос положите вещи такого же цвета» и т.п.
Уже в младшем возрасте у детей необходимо формировать бережное отношение к книгам.
Явления общественной жизни. Во второй младшей группе продолжается работа по формированию представлений о семье. В индивидуальных беседах воспитатель уточняет у ребенка следующее: «С кем он живет? Кто еще с ним живет? Есть ли у него бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли братья, сестры? Как их зовут?» и т.п. Беседовать на эти темы с детьми можно на прогулке, во время утреннего приема и в другие режимные моменты.
Детей необходимо учить называть некоторых работников детского сада (воспитатели, няня, музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель) по имени и отчеству, учить обращаться к ним на «вы». С сентября целесообразно проводить дидактические игры типа «Кто в домике живет?», которые дают возможность лучше запомнить имена друг друга, имя и отчество работников детского сада. Игру, длящуюся всего 3-4 минуты, следует неоднократно повторять на занятиях, постепенно усложняя ее содержание. Так, вначале дети просто запоминают имена товарищей; далее их внимание обращают на черты характера, особенности поведения каждого из них, например: «Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно прочтет их», «Не живет ли здесь Оленька, которая умеет одеваться на прогулку быстрее всех?».
Обращаясь к ребенку, надо называть его только по имени, желательно использовать и ласковые обращения (Костя, Костик, Костенька). Это важно по ряду причин: дети начинают называть друг друга так же, как воспитатель, а ласковые обращения не только способствуют возникновению симпатий, но и обогащают словарь ребенка.
Необходимо совершить целевую прогулку по улице, где расположен детский сад (если это безопасно), подвести детей к пониманию, что в городе (поселке) много улиц, поиграть в игру «Я живу в городе (назвать его), а ты?» и т.п.
В дни праздников воспитатель вместе с детьми рассматривает красочное оформление зала детского сада, формирует у них чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.
Детей продолжают знакомить с трудом работников дошкольного учреждения: медицинской сестры, повара, воспитателя. Осуществляя эту работу, необходимо соблюдать определенные правила.
• Знакомить надо с теми видами труда, трудовые действия и результаты которых наглядны («Медицинская сестра промыла царапину на руке, смазала йодом, заклеила пластырем. Так царапина скорее заживет»).
• Знакомить с трудом близких взрослых следует, показывая особенности их труда и отношение к нему и на конкретном содержании раскрывать их взаимосвязь. (Так, повар делает два-три пирожка в присутствии детей в групповой комнате, затем относит на кухню, печет; помощник воспитателя, раскладывает готовые пирожки на тарелки и угощает малышей.)
Воспитатель обогащает представление детей о труде, называя профессии (медицинская сестра, повар, воспитатель), оценивая их труд и человеческие качества (работает быстро, аккуратно; трудолюбивый, умелый и т.п.), обозначая трудовые действия (измеряет рост, определяет вес, смазывает ранки йодом, ставит горчичники, варит, жарит, печет, моет, режет).
Полученные детьми представления о предметах и явлениях действительности, их свойствах уточняются и закрепляются в процессе рассматривания сюжетных и предметных картинок и иллюстраций.
Средняя группа
Необходимо учитывать, что на пятом году жизни у детей увеличивается интерес к различению и называнию разных признаков предмета и их описанию. Поможет в этой работе серия «Игры-описания», в том числе «Назови предмет», «Определи место для предмета», «Расскажи Незнайке о любимых предметах».
В игре «Расскажи Незнайке о любимых предметах» в гости к детям приходит Незнайка с любимой игрушкой. Воспитатель спрашивает у него: что это за игрушка? Какая она? Для чего нужна? Из чего сделана? Кто ее сделал? Незнайка узнает у детей, какие у них любимые игрушки, вещи, а воспитатель предлагает найти их в группе, принести Незнайке и рассказать о них. Воспитатель задает алгоритм (символы природного и рукотворного мира, формы,
величины, части, функции и т.п.) описания предмета и описывает свой предмет. Например, это стол, у него есть крышка, четыре ножки, он белый, за ним можно сидеть, есть и писать, стол сделан из дерева, относится к рукотворному миру. Дети по очереди описывают свои любимые предметы.
Особое отношение у детей вызывает тема «Наши любимые игрушки». Необходимо подвести их к представлению о том, что взрослые создают игрушки не только для забавы. Техническая игрушка, например, помогает познавать мир. Создаваемые педагогом ситуации призваны помочь детям понять необходимость игрушки в повседневной жизни.
В течение года дошкольники учатся узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла, фарфора, рассказывать об их свойствах и качествах и аргументировать свои суждения. Ознакомление с материалом надо организовывать, как и прежде, так, чтобы каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и качества. Для детей среднего дошкольного возраста предусматриваются более сложные, чем ранее, экспериментальные действия, состоящие из нескольких игровых элементов. В серию «Игры-эксперименты» по ознакомлению с материалом входят такие игры, как «Почему птицы могут летать, а человек нет?», «Узнай все о себе, шарик», «На чем полетят человечки», «Дерево умеет плавать», «Незнайкин клад», «Удивительное стекло».
Например, в игре «Узнай все о себе, шарик» в детский сад прилетает воздушный шарик. Он хочет, чтобы дети рассказали ему о нем все, что они знают, потому что он знает только одно: он шарик. Взрослый предлагает помочь шарику узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют шарику, что он резиновый, на практике выясняют, что резина мягкая, гладкая. Затем показывают, каким шарик может быть маленьким (сдувают воздух). Шарик возмущается, просит вновь надуть его. Взрослый надувает шарик и предлагает каждому ребенку сделать то же. Появляется много воздушных шариков. Дети вместе с воспитателем выясняют, что резина эластичная, растягивается, и говорят шарику, что его называют воздушным, потому что у него внутри воздух. Шарик просит вымыть его. Дети моют шарик, уточняют, что резина стала сверху мокрой. Сравнивают ее с бумагой, тканью (бумага намокает, разрывается; ткань намокает, но не разрывается), вытирают шарик (он опять сухой), выясняют, попала ли внутрь вода (нет). Детей подводят к пониманию: резина не пропускает воду она водонепроницаемая. Называют предметы, которые человек сделал из резины (сапоги, перчатки), объясняют их назначение. Дети вместе с взрослым проводят опыт с перчатками: надевают на руки, опускают их в воду,
|
Детям предлагают разные задания на определение материала. Дают карандаши, детали из строительного набора, матрешки, грибочки и др., предлагают назвать их, определить, чем эти объекты похожи друг на друга. Задают наводящие вопросы («Может быть, предметы одинакового цвета? Одинаковой формы?»), постепенно подводят к выводу: все предметы, сделанные из дерева, деревянные.
Необходимо помнить: игры, используемые для ознакомления с предметным окружением, имеют следующие цели: побуждать детей выполнить ряд последовательных действий (проводить опыты), развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами, устанавливать причинно-следственные связи (в том числе между пользой предмета и его использованием, между строением предмета и способом его употребления).
У детей продолжают формировать представление о пространственных отношениях и соответствующий словарь: слева, справа, между около, рядом, впереди, сзади, наверху, внизу, вокруг, возле, за, в, на, у. Учат ориентироваться «от себя» («Впереди меня дверь, сзади окно, справа шкаф», «Рядом со мной сидит Игорек»). В этих целях используются специальные дидактические упражнения типа «Расскажи, что слева от тебя, а что справа (впереди, сзади)»; «Кто что-нибудь заметил слева?».
На занятиях и в повседневной жизни воспитатель расширяет знания детей об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход). Форма занятий варьируется в зависимости от цели и программного содержания. Ведущими методами работы являются эвристические и познавательные беседы, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций и др.
Явления общественной жизни. Продолжается работа по расширению представлений о семье. С детьми надо часто говорить о маме («Как зовут маму», «Какая она», «Какое ее любимое занятие», «Чем ее можно порадовать», «Какое ее любимое блюдо»), поддерживать интерес к ее любимым занятиям.
Воспитателю следует убедить родителей в том, что дети должны иметь дома постоянные обязанности, чтобы чувствовать себя полноправными членами семьи; что ребенку можно поручить дела, касающиеся заботы обо
всех членах семьи (позвонить бабушке, накрыть на стол, помочь убрать посуду со стола, полить цветы и т.д.).
Необходимо побеседовать с детьми об обязанностях членов семьи; объяснить, что каждый в семье заботится о других; спросить, что дети делают для других членов семьи, какие у них есть обязанности.
Детям дают первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), а мама и папа тоже дочь и сын бабушки и дедушки и тд. Для этого используются беседы с демонстрацией фотографий, иллюстраций, дидактические игры.
В средней группе продолжается работа по ознакомлению с дошкольным учреждением. С детьми необходимо беседовать о том, что такое детский сад, какие помещения есть в здании, нужны ли они. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.
Следует посетить с детьми одну из групп детского сада, познакомиться с воспитателем, помощником воспитателя, детьми, пригласить их в группу. Можно посетить самых маленьких детей. Сравнить, чем их группы различаются.
Детям (по очереди) можно давать задания сходить в медицинский или методический кабинет, выполнить поручения (взять книгу, отнести тетрадь и тд.). Им надо систематически напоминать, как зовут старшего воспитателя, медицинскую сестру, как надо приветствовать взрослого, попросить дать что-то.
Целесообразно беседовать с детьми о том, нравится ли им ходить в детский сад, что именно нравится, кто заботится о детях, кого из взрослых они знают. Вместе с ними прийти к выводу: в детском саду много сотрудников, все они трудятся для того, чтобы детям было хорошо.
Необходимо продолжать работу по воспитанию симпатии к сверстникам, для чего целесообразно проводить беседы (например, «По каким правилам мы живем»), упражнения, игры; учить быть внимательными, предупредительными, называть сверстников по имени, лучше ласково, помогать друг другу.
С целью формирования элементарных представлений о социуме воспитатель проводит целевую прогулку «Что такое улица», обращая внимание на ее составляющие (дома с двух сторон, тротуар, проезжая часть, или мостовая).
Необходимо вместе с детьми вспомнить название улицы, на которой находится детский сад; рассказать, почему или в честь кого она так названа, сказать, что в городе много улиц и у каждой свое название; напомнить, как называются улицы, на которых живут дети. Можно побеседовать с детьми о родном городе (поселке): как он называется, какие красивые достопримечательности в нем есть. В книжном уголке следует рассмотреть фотографии, картинки с изображением достопримечательностей, с которыми дети уже знакомы.
Воспитатель рассказывает детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Напомнает, что 23 февраля в нашей стране отмечают День защитника Отечества. Уточняет, кто такие защитники Отечества (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину), знакомит Детей с родами войск (иллюстрации, картины, фотографии).
Детей продолжают знакомить с разными профессиями (шофер, врач, Почтальон, продавец, воспитатель, музыкальный работник и др.). Вводится
понятие «профессия». Методика ознакомления с профессией предполагает использование комплекса методов.
Можно организовать беседы на такие темы, как «Замечательный врач», «В гостях у музыкального руководителя», «В гостях у продавца», «Наш любимый воспитатель». Беседы должны сопровождаться демонстрацией картин, иллюстраций, фотографий, показом предметов и т.д. Важно подвести детей к выводу: результат деятельности во многом определяется отношением человека к труду, т.е. деловыми и личностными качествам