Что такое психоанализ в философии

Роль психоанализа, какое место он занимает в философии?

Что такое психоанализ в философии. Смотреть фото Что такое психоанализ в философии. Смотреть картинку Что такое психоанализ в философии. Картинка про Что такое психоанализ в философии. Фото Что такое психоанализ в философииВ прошлом веке одним из самых популярных направлений в философской сфере стала концепция психоанализа. Влияние данного направления трудно переоценить, учитывая, насколько сильно философия отпечаталась во многих отраслях науки и культуры. Философские школы взяли это направление на вооружение и сделали его популярным, после чего духовная культура, а также — кино, архитектура, театр и многие другие течения искусства, оказались под воздействием философии психоанализа. Также очень быстро философия нашла единомышленников и в Западном мире, где были основаны многочисленные психологические службы помощи и школы.

Психоанализ

Собственно, что собой являет философия психоанализа?

Если разложить все по полочкам, то начинать нужно с самого малого: для начала стоит разобраться в самом понятии психоанализа.

Психоанализ — это направление в современной психологии, которое объясняет роль подсознательных и иных психических процессов в жизни человека и социуме.

В своё время психоанализ, как новое течение в психологии, открыл величайший учёный-психиатр с Австрии — Зигмунд Фрейд, позже многие стали называть все отрасли учения великого гения — фрейдизмом. Смело можно утверждать, что до открытия психоанализа психология была слаборазвитой наукой, не умеющая объяснить целиком поведение человека. Новое направление в философии дало толчок дальнейшему ускоренному развитию психологии. С этих пор психологам нетрудно было описывать динамику поведения человека, но, кроме всего, — приступить к тщательному изучению внутреннего мира человека и личности в целом.

До Фрейда многие пытались обосновать гипотезу о неисчерпаемости человеческой психики и мышления, но никому не удавалось сделать это настолько глубоко и профессионально, как Зигмунду Фрейду. Подобные фрейдизму учения можно обнаружить в трудах таких известных психологов, как П.Жане, И.Герберт, Г.Фехнер и многих других. Веский вклад в развитие данного направление было сделано также Артуром Шопенгауэром.

Первоначально Зигмунд Фрейд взял за основу гипноз. Теория о том, что забытое, несбывшееся, впечатления, страхи, аффективные переживания пропадают из памяти навсегда была поддана сомнениям. Гений психологии объяснил это другим образом: все вышеперечисленное и последствия этого не исчезают из памяти, а поддаются вытеснению — активному удалению из сознания в подсознательное. Человек это все забывает, попросту не помнит, но информация, перекодировавшись, занимает более дальние уголки в памяти, поистине — никуда не пропадая навсегда.

Соответственно, в основе психоанализа лежит предположение о доминирующей роли подсознательного и бессознательного в психике человека, о влиянии на мозг различных факторов — в первую очередь — сексуальной энергии влечения — на банальное поведение, поступки и мысли человека. Та самая информация, которую принято в психоанализе считать вытесненной, различными методами и формами воздействует на психическую жизнь индивида. Совершенно незаметно для самого человека оно может принимать любой облик и всплывать на поверхность.

Чаще всего, как свидетельствуют психологи, бессознательное проявляется в следующем:

Иначе говоря, сознательное существо внутри человека пытается защититься, создать невидимый барьер против вытеснения природных импульсов.

Открытия психоанализа

В свою очередь, он сделал два гениальных открытия в области психоанализа, которые по праву считают фундаментальными. Итак, психоанализ:

Учёный также утверждал, что все негативные эмоции, нереализованость, несбывшиеся мечты, неоправданный потенциал и многое другое подобного рода — накапливается в человеке и спустя некоторое время проявляется в поведении в виде некоторых странностей, уникальных неприсущих этому типу характера поступков, речевых оговорок (знаменитое выражение «оговорка по Фрейду» — непроизвольное название человеком того, что он на самом деле имел в виду, но хотел скрыть).

Отдельная тема по подсознательному и бессознательному в концепции Фрейда — это сны. Как утверждал учёный, сны — это скрытый потенциал человека, его стремления и сожаления о том, что все это не было реализовано в действительности.

Топографическая модель психического аппарата

Существует также модель психического аппарата или топографическая модель:

Трансформация концепции психоанализа в сферу философии

Что такое психоанализ в философии. Смотреть фото Что такое психоанализ в философии. Смотреть картинку Что такое психоанализ в философии. Картинка про Что такое психоанализ в философии. Фото Что такое психоанализ в философииВ скором времени учение психоанализа, под действием динамического развития, стало приобретать другие оттенки, а влияние сказываться на различных отраслях наук, в том числе и философии.

Зигмунд Фрейд, как творец концепции психоанализа, проводя постоянные параллели с другими формами подсознательного и влияния на разум человека, пришёл к выводу, что понятие либидо или сексуального желания, как проявление обычного полового инстинкта человека, должно рассматриваться под другим углом психоанализа. После чего в обиход было введено новое понятие — философия психоанализа. Фрейдизм трактует философию психоанализа как метод для пояснения специфического вида человеческой энергетики, которая под действием тех или иных обстоятельств воздействует на всю его жизнь.

Зигмунд Фрейд в своей концепции придавал особое значение изучению любви. Сначала он связывал с либидо только сам факт эротической любви, но позже расширил горизонт изучаемого и включил в понятие также другие виды любви, в собственности такие как — эгоизм, влюблённость в самого себя, себялюбие, любовь к окружающим, любовь к детям, любовь к родителям, любовь к друзьям.

Чем глубже учёный погружался в изучение данного понятия, все более и более осознавал, что любовь, как импульс либо вырывается наружу, если человек сознательно обнажает свои чувства, либо подавляется, модифицируется и отправляется «на сохранение» в дальние уголки мозга, иными словами — трансформируется в бессознательное. Спустя некоторое время, накопленные неиспользованные эмоции любви перерождаются, то есть — сублимируются в другие сферы деятельности людей — творчество, общественная деятельность, проявление инициативы, активация скрытых талантов — все это проявления неиспользованной любви, сублимация.

На основе этого тезиса Фрейд сделал вывод: все культурные наработки человечества были созданы путём переработки не активированного биологического сексуального инстинкта, были сублимированы в творчество. Этот тезис дал Фрейду все основания утверждать, что величайшие шедевры европейской культуры были созданы невротиками, психопатами, или же людьми, чьи нормальные физиологические инстинкты были своего времени подавлены, трансформированы в подсознание, и сублимированы в сильный поток вдохновения.

Влияния других учёных и новые наработки

Что такое психоанализ в философии. Смотреть фото Что такое психоанализ в философии. Смотреть картинку Что такое психоанализ в философии. Картинка про Что такое психоанализ в философии. Фото Что такое психоанализ в философииЗигмунд Фрейд отличился не только исследованиями на этом поле деятельности, в частности, он признавался, что особое влияние на него оказали философские труды Фридриха Ницше. Исследуемая им книга «Так говорил Заратустра» подвергалась тщательному психологическому анализу, с внедрением в мельчайшие описанные подробности.

На протяжении долгого времени Зигмунд Фрейд работал со швейцарским врачом-психологом Карлом Густавом Юнгом. Оба психолога считались приверженцами философии психоанализа, поэтому занимались теоретическими и практическими исследованиями в этой отрасли. Впоследствии Карл Юнг отошёл от Фрейда и занялся самостоятельным изучением предмета. Либидо, в трактовке каждого учёного, приобретало разный характер, а появление и хранение бессознательного в памяти человека и вовсе оказалось предметом частых споров. Все же, совместные наработки Юнга и Фрейда оказались достаточно вескими и значительными для развития психоанализа, более того — дало толчок развитию новой концепции как отрасли психоанализа — аналитической психологии.

Разногласия гениев и новые веяния в изучении философии

Что такое психоанализ в философии. Смотреть фото Что такое психоанализ в философии. Смотреть картинку Что такое психоанализ в философии. Картинка про Что такое психоанализ в философии. Фото Что такое психоанализ в философииТак как Зигмунд Фрейд считал, что бессознательное, сублимация и величайшие труды талантливых людей это все трансформация не активированной сексуальной энергии и только то Карл Густав Юнг — поддал эту теорию некоторым сомнениям, расширив рамки понимания, не ограничиваясь строгими определениями, которые пропагандировал Зигмунд Фрейд.

Он написал стоящий внимание труд по психологии «Метаморфозы и символы либидо»(1912), в котором охарактеризовал все проявления жизненной человеческой энергии (а не только сексуальной), эмоции, которые образует и ощущает человек, как проявление бессознательного желания или стремления. В его понимании, либидо на протяжении всей человеческой жизни подвергается многочисленным трансформациям и превращениям, не всегда связанным с сексуальной энергией.

Что немаловажно, учёный приводит доводы, что либидо человека может модифицироваться совершенно в иную сторону, как будто возвращаться в начальную форму существования, под действием жизненных обстоятельств, происшествий и сознательных поступков самого индивида.

Одним из самых интересных открытий, сделанных Юнгом, был факт существования психологической памяти человека. Попросту говоря, бессознательное, которое накапливалось в памяти наших предков, начиная из первобытных времён, вместе с генетическим материалом передавалось потомкам и, естественно, время от времени давало о себе знать, проявлялось в поведении и поступках. Поразительно, но зачастую некоторые поступки людей трудно объяснить, а, возможно, и объяснять не нужно — это всего лишь «голос из прошлого», модифицированное либидо предков.

Юнг также занимался исследованием конфликта культур — Восточной и Западной — сквозь призму философии психоанализа. В трудах было чётко описано соотношение выражаемого человеческого поведения в социуме под воздействием подсознания. Важную роль в этом отображении сыграли стереотипы и верования различных масс людей. Восточная культура характеризуется преобладанием в культе веры в жизнь после смерти, перерождение, мистификацию и формирует индивидуальность человека сквозь призму коллективного подсознания, уменьшая при этом значение неповторимости каждой личности. В Западной культуре большое место занимает именно осознанность, практицизм, рациональность и чувствуется влияние науки на все сферы жизни, в том числе и на религию.

На рубеже веков многие философы занимались изучением подобных тем, так же как и Юнг, в особенности — внимание привлекала философия психоанализа европейских культур. В свою очередь, учёный выдвигал своё мнение и говорил, что европейская культура «сильно больна и нуждается в срочном лечении». Он предлагал несколько путей решения проблемы, основные из них это:

Учёный утверждал, что только в таком случае и при таких обстоятельствах возможно формирование настоящей индивидуальности. Иными словами — человек самостоятельно должен оперировать своим сознанием, распределять вещи по порядку важности в своей жизни, не подвергаясь навязываниям со стороны близких, родителей, общества, времени, религии. Должен сделать себя сам таким образом, чтобы его индивидуальность была ярко выраженной. Начинается индивидуальность с осознания важности культуры своего народа, понимания специфики и концепции.

Вскоре после распада дуэта учёных, Юнг в открытую критиковал Зигмунда Фрейда и называл его «великим разрушителем, который попросту разбивает оковы прошлого», а также «он, уподобляясь ветхозаветным пророкам, без сожаления разрушает утвердившиеся в обществе стереотипы, и придаёт гласности порчу, которая способна глубоко поразить светлые умы его современников».

Юнг отмечал, что учение фрейдизма не идеально, оно не может до конца исчерпывающе объяснить все то, для чего, в конце концов, родилось, не может основательно доказать что и как, для чего и кого, а может лишь дать указание, направить, предложить действенную программу. Психоанализ способен разрушить только ненастоящие ценности 19 века, а Фрейд не смог докопаться до «марианской впадины» человеческого мозга, которая, несомненно, самая главная.

В заключение

Что такое психоанализ в философии. Смотреть фото Что такое психоанализ в философии. Смотреть картинку Что такое психоанализ в философии. Картинка про Что такое психоанализ в философии. Фото Что такое психоанализ в философииФилософия психоанализа, несомненно, была создана великими учёными-психологами, исследователями глубин человеческого мозга явно непросто так. В первую очередь учёные пытались объяснить влияние на жизнь человека подсознания, его роль в судьбе каждого самостоятельного индивида и последствия проявлений бессознательной информации в повседневной жизни.

Зигмунд Фрейд рассматривал концепцию либидо как сексуальную неудовлетворённость человека, эротическую любовь, жажду наслаждений, которой не дали выйти наружу и быть удовлетворённой. Трансформация этой неиспользованной энергии в творчество и сильное вдохновение позднее получила название сублимации.

Все же, Карл Юнг расширил рамки понимания философии психоанализа. Это учение показалось ему не столь ограниченным, как трактовал его сам Зигмунд Фрейд. В итоге длительные изучения человеческого разума, подсознания, сознательного и бессознательного показали ему другие результаты совершенно отличительные от Фрейда.

Философия психоанализа — это, в первую очередь, направление в психологии, которое родилось в XIX веке, но, кроме всего, это направление, сформированное под влиянием различных культур и культуры в целом.

Что такое психоанализ в философии. Смотреть фото Что такое психоанализ в философии. Смотреть картинку Что такое психоанализ в философии. Картинка про Что такое психоанализ в философии. Фото Что такое психоанализ в философииСтоит также упомянуть о вопросе, которым активно занимается философия психоанализа — о комплексах. Наверное, любой из нас хоть раз в жизни слышал подобное выражение как комплекс неполноценности, или комплекс Эдипа, комплекс Электры. Примечательно, что это не пустые слова, а крайне важная тема в изучении психологии, философии и психоанализа в целом.

Как доказывают современные учёные, понятия комплекса очень тесно связано с философией, потому что неполноценность может проявляться от недостаточного соприкосновения индивида с культурой своего народа, что порождает отсутствие индивидуальности, признаков сознательной самостоятельности и тому подобного.

Все же эти учения послужили для многих поколений врачей-психотерапевтов, психологов, философов, дали им вескую базу для продолжения исследований, хотя нельзя всецело утверждать, что когда-нибудь наступит момент и все придётся прекратить. Нет, философия — наука неисчерпаемая, а в дуэте с психоанализом, вообще не имеющая завершения.

Источник

4. Философия психоанализа

4. Философия психоанализа

Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру — искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд — врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, только после захвата в 1938 году Австрии фашистами он эмигрировал в Великобританию. Большая часть жизни Фрейда была связана с Веной, где он окончил медицинский факультет университета, работал, здесь вышли в свет его первая фундаментальная работа по психоанализу «Толкование сновидений» (1899), которую до сих пор считают своей библией все психоаналитики, и вообще подавляющее большинство его работ, как медицинского, так и философского характера, которые ввиду их чрезвычайной популярности сразу же переводились на разные языки, в том числе и на русский. Здесь же проходила его деятельность, направленная на создание международных организаций врачей-психоаналитиков, которые и сейчас работают практически во всем мире.

Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века — до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.

Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви — себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.

На втором этапе творчества (1920–1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы — Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, — кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.

Сам Фрейд признавался, что на него оказала значительное влияние философия жизни Ф. Ницше. При этом, исследуя глубинные стороны сознания автора книги «Так говорил Заратустра», Фрейд рассматривал ее не только с позиций философского анализа, но и как врач-психоаналитик.

Карл Густав Юнг (1875–1961) — швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. В дальнейшем Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума. Внесенные им в философию психоанализа новые положения во многом укрепили позиции психоаналитической философии и вместе с тем позволили создать новое, продуктивное направление в философии культуры, а также развить его собственную концепцию — аналитическую психологию.

Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг характеризует как либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности; более того, оно может трансформироваться и возвращаться вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху. На этой основе Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.

Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, в зависимости от специфики восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.

Вслед за многими другими философами на рубеже XIX–XX веков Юнг повторяет, что европейская культура больна и ее надо лечить. Он предлагает свой путь решения: необходима интеграция сознательного и бессознательного начала в психике человека; только в таком случае формируется подлинная индивидуальность, то есть такой человек, который хорошо представляет особенности архетипических основ своей культуры и имеет четкое представление о специфике своих личностных психических особенностей.

Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово «менталитет» (от лат. mens — образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности. Таким образом, в том числе и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход оказался значительно более плодотворным, нежели господствовавшая до того концепция классического рационализма.

Юнг отмечал, что «Фрейд — великий разрушитель, разбивающий оковы прошлого», что он «подобно ветхозаветным пророкам безжалостно низвергает кумиры, безжалостно предает гласности порчу, поразившую души его современников». Главная же проблема фрейдизма, по мнению Юнга, заключается в том, что его создатель не был способен предложить действительную позитивную программу, потому что психоанализ разрушает только ложные ценности XIX века, но Фрейду остался недоступным тот глубоко лежащий пласт психики, который присущ всем людям.

Концепция Юнга рассматривает бессознательное как определенную совокупность некоторых фундаментальных образов — символов, важных для любой цивилизации (как, например, символ Древа Жизни). Этот и подобные ему символы уже не могут быть описаны лишь в сфере инстинктов. Юнг полагал, что особенностью его подхода к изучению коллективного бессознательного является сочетание строгой научности и метода свободных ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения. В последние годы жизни он, в противовес классической причинной связи, традиционно исследуемой европейской наукой, обращается к изучению акаузальных синхронных связей. С его точки зрения, множество событий, особенно в духовной сфере жизни народов, происходит синхронно, но они не связаны причинно. Этот подход заинтересовал не только гуманитариев — историков и литераторов, но также физиков, работающих над фундаментальными проблемами деления атомов, таких, как В. Паули и Э. Шрёдингер.

Читайте также

6.2.3. Философские аспекты психоанализа

6.2.3. Философские аспекты психоанализа «Проводимые З. Фрейдом психоаналитические исследования, связанные с осмыслением бессознательной деятельности личности, при всей спорности их исходных постулатов и неправомерно широких обобщениях преследовали одну цель — помочь

Глава 34. ЗЛО ПСИХОАНАЛИЗА

Глава 34. ЗЛО ПСИХОАНАЛИЗА Если от философии мы перейдем к психологии, то заметим, что те же тенденции проявляются в самых недавних школах и в еще более опасном виде, так как вместо того, чтобы выражаться в простых теоретических воззрениях, они находят практическое

1. Скрытая тенденция психоанализа

1. Скрытая тенденция психоанализа Концепция человека, выдвинутая теорией Фрейда, стала тягчайшим обвинительным актом Западной цивилизации и в то же время ее наиболее надежной защитой. История человека, согласно Фрейду, есть история его подавления. Культурному

I. Современный духовный кризис и роль психоанализа

I. Современный духовный кризис и роль психоанализа Чтобы подойти к теме обсуждения, нам необходимо рассмотреть духовный кризис, переживаемый человеком Запада в нашу решающую историческую эпоху, а также функции психоанализа в условиях этого кризиса.В то время как

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

§ 2. Критика психоанализа

§ 2. Критика психоанализа Встреча с Фрейдом, как мы уже отмечали, оказалась для Бинсвангера судьбоносной. Дружба с мэтром психоанализа, продолжительная переписка выделяет его из ряда других экзистенциально-феноменологических психиатров. Он был не только современником

§ 4. Теория и практика психоанализа и daisen-анализ. Фрейд как daisen-аналитик

§ 4. Теория и практика психоанализа и daisen-анализ. Фрейд как daisen-аналитик Босс относится к поколению психиатров, большинство из которых прошло через психоанализ. Боссу повезло больше других: не каждый психиатр, даже с мировым именем, мог похвастаться годичным учебным

VIII. Теологическое значение экзистенциализма и психоанализа

VIII. Теологическое значение экзистенциализма и психоанализа Мы должны будем использовать два слова: «психоанализ» и «теология», которые по самой своей природе ставят перед нами семантические проблемы. «Психоанализ» — специальный термин, им широко пользуется

Возрождение психоанализа: от конформизма к гуманизму

Возрождение психоанализа: от конформизма к гуманизму Эрих Фромм (1900–1980) — всемирно известный психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в

Кризис психоанализа [238]

Кризис психоанализа[238] Современный психоанализ переживает кризис. Внешне этот кризис проявляется в том, что несколько снизилось число студентов, желающих поступить в психоаналитические учебные заведения, а также пациентов, обращающихся за помощью к психоаналитику. В

Кризис психоанализа

Кризис психоанализа Современный психоанализ переживает состояние кризиса, что внешне выражается в снижении числа студентов, желающих учиться в институтах психоаналитического направления, а также числа пациентов, которые обращаются за помощью к специалистам

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

III. Приложение гуманистического психоанализа к марксистской теории

III. Приложение гуманистического психоанализа к марксистской теории Марксизм – это гуманизм, и его цель – полное раскрытие потенциала человека; не того человека, каким он представляется на основании своих идей или своего сознания, а реального человека со всеми его

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *