Что такое психологическая профилактика

Что такое психопрофилактика?

Согласно классификации ВОЗ, психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной.

Однако, если мероприятия, направленные на предупреждение, например, инфекционных и соматических заболеваний, находят понимание как у врачей, так и у населения и с различной степенью успешности осуществляются, то психопрофилактические мероприятия такого понимания не находят. Это связано, вероятно, с тем, что заболевания, вызываемые инфекционными, химическими, физическими агентами, по мнению большинства врачей общей практики, а также в представлении населения, являются более актуальными, имеющими витальную значимость, по сравнению с психической патологией. Поэтому попытки использовать в психопрофилактических целях просветительские лекции и беседы часто не воспринимаются всерьез, а уровень знаний населения, а также многих врачей по вопросам предупреждения психологических кризисов, психических расстройств и психосоматических заболеваний оставляет желать лучшего.

По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.

Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям. В числе психопрофилактических мероприятий могут быть — массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т.д.

Источник

Что такое психопрофилактика?

Психопрофилактикой называется раздел общей медицинской профилактики, который предлагает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и сохранение психического здоровья. Психологи проводят работу, предупреждающую появление кризисов, личностных и профессиональных, нервно-психических расстройств.

Что такое психологическая профилактика. Смотреть фото Что такое психологическая профилактика. Смотреть картинку Что такое психологическая профилактика. Картинка про Что такое психологическая профилактика. Фото Что такое психологическая профилактика

Согласно классификации, которую предлагает Всемирная Организация Здравоохранения, психопрофилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Мероприятия первичной профилактики призваны предотвратить воздействия, которые могут навредить психике человека. Вторичный комплекс предполагает выявление психических нарушений на ранних стадиях и их оперативное лечение. Третичную психопрофилактику используют, чтобы попытаться избежать рецидива нервно-психического заболевания. Она же необходима в качестве реабилитации после перенесённого заболевания.

Цели и задачи

Цель психопрофилактики сформулирована довольно однозначно. Её проводят, чтобы своевременно выявить и устранить факторы, которые потенциально способны привести к нарушениям психического развития.

Из указанной цели вытекает три задачи:

Методы психопрофилактики

Существует пять групп методов, их подбирают в зависимости от того, какие задачи нужно решить в конкретных условиях:

Ранняя и первичная диагностика

Взрослого или ребёнка проверяют на наличие нервно-психических заболеваний.

Обследование отдельной социальной группы

Психопрофилактику могут провести, например, среди военных, работников конкретных предприятий, учащихся школы.

Специализированная медпомощь

При её организации принимают во внимание информацию, которую могут предоставить психоневрологические диспансеры, санатории данного направления, ночные и дневные стационары.

Сбор данных во время первой встречи с пациентом

Специалисты составляют детальный анамнез, определяют, есть ли у клиента психические отклонения, изучают девиации при их наличии.

Санитарно-просветительская работа

Является ещё одним необходимым элементом, без которого не обойдётся ни одна терапия.

Виды воздействий в психопрофилактике

Среди форм психопрофилактики выделяют:

Информирование

Этот подход встречается чаще других. Объекты профилактического воздействия смотрят фильмы, видеоролики, слушают лекции, с ними проводятся беседы.

Обычно используют информацию, которую можно подкрепить данными статистики. Нередко она имеет запугивающий характер — о губительных последствиях приёма наркотиков, о деградации людей с девиантным поведением.

Работа с социальным окружением

Речь идёт о воздействии на определённую социальную группу — класс, школу, семью, конкретного человека.

Иногда влияние оказывается в масштабе целого общества, в основном, когда необходимо донести негативные последствия девиаций. В последнем случае важна социальная реклама, активное вмешательство СМИ.

Поощрение ЗОЖ

Для формирования у человека или социальной группы желания придерживаться здорового образа жизни делают акцент на ответственности каждой конкретной личности за своё здоровье. Человека учат сопротивляться неблагоприятным факторам, достигать внутренней гармонии.

Также психопрофилактика предполагает стимуляцию ресурсов личности (спорт, творчество). Сосредотачивается работа психологов и на устранении элементов деструктивного поведения или последствий, которые оно спровоцировало.

Чтобы не потребовалась психопрофилактика, необходимо избавляться от негативных мыслей и эмоций. Делать это научит курс Викиум «Детоксикация мозга».

Источник

Психологическая профилактика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика – это деятельность детского психолога, которая направлена на сохранение, укрепление, развитие психологического здоровья ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Этот вид деятельности практического психолога разработан ещё мало, несмотря на то, что все ученые и практики признают важность этой работы.

Психологическая профилактика имеет свои задачи, где выделяются три уровня:

В школах Америки, например, действия психолога от 1 к 3-ему уровню менее активны в отношении планирования. Задача американских психологов в школах заключается в том, чтобы обеспечить 2-й и, особенно, 3-й уровень.

Это говорит о том, что основная работа психологов направлена на учащихся, которые испытывают трудности. Остальные учащиеся проходят традиционное тестирование.

Психологическая профилактика предполагает большую ответственность в детском учреждении за соблюдением психологических условий, которые необходимы для формирования личности ребенка и его полноценного психологического развития. Предполагается также своевременное выявление тех особенностей ребенка, которые могут привести к различным отклонениям, а с переходом детей на следующую возрастную ступень предупредить возможные осложнения.

Психологическая профилактика необходима в тех случаях, когда требуется предупредить возможное неблагополучие в психическом и личностном развитии ребенка. Психолог может проводить психопрофилактическую работу с отдельными детьми, группами детей, целыми классами, возрастными параллелями. Также такая работа должна проводиться со всеми взрослыми, кто связан с детьми – учителями, родителями, воспитателями, влияющими на мироощущение и развитие ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Сложность этой работы заключается в том, что педагогический коллектив не всегда понимает важность психологической профилактики.

Психологическая служба школы не должна основываться на решении сиюминутных проблем, её задача заключается в прогнозировании этих проблем и их предупреждение.

Говоря другими словами, психолог начинает проводить психологическую профилактику до возникновения сложностей работы с ребенком или классом. Инициатива психологической профилактики полностью исходит от самого психолога, потому что в этом вопросе он является хозяином положения.

Содержание психологической профилактики

Важно помнить, что психолог разрабатывает развивающие программы для детей разного возраста, учитывая при этом задачи каждого этапа.

Чтобы определить свои интересы, способности и склонности детям надо предоставить возможность попробовать себя в разных областях знаний и практической деятельности.

Личность формируют два основных фактора – это семья и школа. В общении ребенка с родителями возникает первоначальная направленность интересов.

Специалисты говорят сегодня о самом трудноуловимом факторе – это эпоха, в которой развивается человек, а школа и семья являются частью этой эпохи. Формы интеллектуальной жизни, особенности культуры этого времени, несут все предпочтения и неограниченные возможности воздействия на человека на протяжении всей жизни, начиная с самого раннего возраста.

К какой сфере предпочтений человек прикоснется, зависит от его индивидуальной судьбы. Поэтому очень важно дать каждому ребенку почувствовать на себе воздействие данного времени, его культуру, а для этого необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого. Это должно лежать в основе развивающих программ.

Та программа, которую разрабатывает психолог, значительно шире учебной программы. Психологу приходится анализировать всё, что окружает детей, анализировать игру, учебный процесс, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, спортивные секции, кружки – психолог должен знать, насколько это способствует личностному развитию ребенка, его психическому комфорту.

Психическое развитие и формирование личности ребенка должно проходить в нормальных психологических условиях, за соблюдением которых в детском саду и школе следит психолог.

Многочасовое пребывание в школьном коллективе, напряженность и неуверенность некоторых детей в своих знаниях, способствует большой психологической перегрузке, работу, по предупреждению которой ведет психолог.

Психологическими причинами учебных перегрузок могут быть недостаточно сформированные интеллектуальные учебные умения и навыки, отрицательная учебная мотивация, не развитая познавательная активность.

Данные нежелательные явления можно предупредить с самого начала школьного обучения при соблюдении определенных психологических условий.

По мнению В. Л. Сухомлинского, школа не выполняет своей задачи, если нормальный ребенок не достиг успехов ни в одном предмете, а нормальное психологическое развитие предполагает, что у каждого ученика есть свой любимый предмет.

Специалисты предлагают оценивать работу классного руководителя по формированию и развитию способностей и интересов каждого ученика, а помощь в этом развитии должен оказать психолог.

Медико-психолого-педагогический консилиум

На вооружении практического психолога есть один перспективный метод работы – это психолого-педагогический консилиум, в котором задача психолога заключается в оказании помощи учителю, подойти к оценке интеллектуального развития ребенка с разных сторон.

Главным в этой работе является обеспечение подхода к ребенку с оптимизмом относительно дальнейших перспектив его развития, и наметить реальную программу работы.

Педконсилиум помогает избежать в оценке детских возможностей субъективизма, объективно понять их и нацелиться на устранение выявленных проблем и недостатков. Очень сложной проблемой является преодоление учительской предвзятости в отношении ребенка, когда складывается однозначное мнение, а изменить его непросто. Поэтому от педконсилиума ребенок не ждет ничего хорошего.

Такой консилиум должен готовиться самым тщательным образом, а в ходе подготовки к нему психолог планирует решение нескольких задач. Одна из них заключается в том, чтобы показать педагогам этого ребенка с разных сторон, акцентируя внимание на сильных и положительных его сторонах. В работе с такими детьми внимание должно быть сосредоточено на том, что сегодня с ними происходит, на их стремлении добиться успеха.

Решая вторую, не менее важную задачу, психолог должен пробиться сквозь стену учительской установки в отношении данного ребенка, это трудно, поэтому решать её надо постепенно, задолго до консилиума.

Загруженность учителя, недостаточная профессиональная квалификация создают условия для формирования однозначной оценки ученика, поэтому отношение к ребенку будет соответствовать этой оценке.

Ребенок не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, поэтому психолог снимает с ребенка всякую оценку. Взрослые должны поддержать, помочь ребенку что-то исправить или наверстать упущенное. Часто учителю не хочется усложнять свою собственную жизнь, и сформированная установка на ребенка остается неизменной. Психологу важно помочь учителю «переступить» через самого себя.

Третья задача психолога при проведении консилиума заключается в выработке коллективного понимания всеми педагогами сути личностной проблемы ребенка.

Если педагогический консилиум будет хорошо подготовлен и грамотно построен, то он может оказать большую помощь в развитии не только детей, но и всего педагогического коллектива.

Источник

Профилактика психических расстройств

Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей нормального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Высокий уровень умственной работоспособности — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Обычно это сопровождается снижением внимания, трудностями концентрации, вялостью, апатией, потерей интереса к работе или учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями, головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела), подавленным состоянием, беспричинными страхами, то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Укрепление психического здоровья — задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой личности, ее уникальности.

В Несвижской ЦРБ под наблюдением психотерапевта на сегодняшний день находится 790 пациентов, в течение года за помощью обратилось 1860 человек. Одним из самых распространенных расстройств является депрессия. Актуальность проблемы депрессий обусловлена не только большой их распространенностью, но и тяжестью последствий. Биологические механизмы депрессии вызывают различные соматические нарушения. Согласно данным ВОЗ, примерно 5% населения земного шара страдает депрессиями, при этом риск заболеть депрессией в течение жизни постоянно повышается и достигает 20%.

По статистике, депрессии чаще наблюдаются у женщин, чем у мужчин. Депрессия влечет за собой ряд неблагоприятных последствий медицинского и социального порядка. Депрессия серьезно влияет на качество жизни и адаптационные возможности человека, может привести к снижению профессионального статуса с вынужденной сменой работы, распаду семьи и другим негативным последствиям.

Профилактика психических расстройств.

Здоровый сон. Взрослый человек должен спать 8 часов в сутки, дети и подростки — 9 часов.

Гиподинамия влечет за собой снижение общего тонуса и работоспособности. Занятия спортом, пешие прогулки, умеренная физическая активность помогают эмоциональной разрядке организма.

Положительные эмоции — самый важный фактор в профилактике депрессии. Необходимо находить время для себя, для своих увлечений, любимых книг и встреч с друзьями.

Психическое здоровье – состояние, которое позволяет реализовать свои способности, может противостоять разного рода стрессогенным факторам, жить продуктивно, быть полезным обществу.

Психическое здоровье позволяет мыслить, чувствовать, выражать эмоции, общаться, получать удовольствие от жизни. Это основа благополучия человека и общества.

Источник

Профессиональные рекомендации

Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса.

Среди приемов психологической саморегуляции можно выделить две группы. Первая связана с изменением эмоционального реагирования на стрессовую ситуацию. К ней относятся приемы, направленные на:

а) изменение тонуса скелетных мышц и управление

б) управление вниманием;

в) активное включение представлений и чувственных образов.

Дыхание — не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Изменяя вид, ритм дыхания, продолжительность вдоха и выдоха, человек может влиять на многие, в том числе и психические функции.

Умение управлять тонусом скелетных мышц позволяет более эффективно восстанавливать силы в любых условиях, снимать мышечные зажимы, возникшие в процессе профессиональной деятельности.

Управление тонусом скелетных мышц возможно и в процессе повседневной деятельности, не требующей высокой концентрации внимания. Необходимо максимально расслабить те мышцы, работа которых в данный момент не требуется. Так, если при ходьбе напрягаются преимущественно мышцы ног, то нужно расслабить мышцы лица, плеч, рук. В положении сидя следует расслабить мышцы лица, рук, плеч, ног.

Особенно важно формирование навыков расслабления мышц лица и рук. Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, то есть группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Поэтому важно научиться расслаблять все мышцы лица и рук хотя бы на непродолжительное время.

Если напряженность мышц сохраняется, то напряженный участок можно разгладить круговыми движениями кончиков пальцев.

Хорошо расслабляют мышцы упражнения, направленные на развитие гибкости. Развитая подвижность и гибкость суставов и связок значительно снижает риск получения травм. Комплексы упражнений на развитие гибкости способствует более быстрому и полному восстановлению после физических и эмоциональных нагрузок. Выполняя упражнения на растяжку, следует очень внимательно следить за своими ощущениями. При правильно выполняемых упражнениях возникает ощущение приятного растяжения, как будто с усилием растягивается тугая резинка; появляются ощущения покалывания, ощущения тепла или прохлады. В любом случае ощущения должны быть если не приятными, то терпимыми. Острая, резкая боль при растяжке недопустима. Важно обращать внимание на дыхание. При выполнении трудных упражнений, как правило, изменяется дыхание, становится прерывистым, поверхностным. Поэтому важно возвращаться к глубокому, ровному дыханию еще выполняя упражнение. Количество повторений упражнений может быть произвольным. Правую и левую сторону следует нагружать равномерно.

Упражнения на концентрацию внимания необходимо практиковать, потому что внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание будет постоянно переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удерживать внимание на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4—5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания, звуковой фон и т.д.

Произвольное переключение и концентрация внимания на определенных объектах, явлениях или процессах служит эффективным средством преодоления негативных психических состояний. Даже в самых сложных условиях работы, в моменты отдыха, когда позволяет ситуация, можно переключить внимание с того, что вызывает недовольство, страх, напряженность, на то, что более приятно, доставляет облегчение, удовольствие. Сталкиваясь с потерями и горем людей, испытывая усталость или беспокойство за результат работы, можно в моменты перерыва переключить и сконцентрировать внимание на приятных вкусовых ощущениях, зрительных образах (например, звездное небо или облако), телесных ощущениях расслабления и покоя. Это позволит быстрее восстановить силы и дольше работать без ощущения чрезмерной усталости. Или, например, мысли о возможном неблагоприятном исходе ответственного дела заменяются и внимание концентрируется на размышлениях о планировании и программировании необходимых шагов по его реализации (то есть строится программа действий для достижения результата).

Умение произвольно создавать яркий мысленный образ (образ зрительный, в ощущениях, звуках) также является важной составляющей психологической саморегуляции и называется визуализацией. Прочувствовать эффект влияния образов на состояние достаточно просто. Как можно ярче представьте себе, что у вас в руках свежесрезанный ломтик лимона: вы ясно ощущаете его запах, видите капельку янтарного сока, кладете ломтик на язык и ощущаете его пронзительно кислый вкус. Чем ярче и точнее образ, тем больше будет эффект. Скорее всего, уже представляя образ лимона, вы почувствовали, что усилилось слюноотделение. Если образ лимона ассоциативно связан с каким-либо определенным состоянием, например, с бодростью после выпитой утром чашки чая с лимоном, то, скорее всего, изменится и психическое состояние.

Не у всех получается с первого раза отчетливо представить даже простой образ лимона. Поэтому упражнения на развитие воображения, умение представить четко и быстро образ, связанный с определенным состоянием, являются одной из основ, на которой формируются сложные и более эффективные навыки саморегуляции.

Ко второй группе относятся приемы, изменяющие субъективную значимость ситуации или особенности восприятии ситуации, а именно: использование программирующей и регулирующей функции слова и образов.

Самовнушение — прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего внушается уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это! Это ситуация мне по силам. Я полон сил. Я готов к этому!» (Марищук, Евдокимов, 2001).

Самоубеждение — это процесс сознательного воздействия, заключающийся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

Одним из вариантов самоубеждения является мысленное моделирование предстоящей ситуации и вариантов собственных действий, необходимых для позитивного завершения ситуации. Такой вариант самовнушения не только переключает внимание с негативных вариантов развития событий, но и подготавливает к различным вариантам разворачивания ситуации, что создает готовность к активной деятельности, формирует направленность на успех.

Деактуализация заключается в намеренном снижении значимости события. Может быть использован прием расширения контекста ситуации по принципу: «На фоне проблем глобализации все остальное мелочи». Например, излишнюю тревогу перед экзаменом можно снизить, подробно ответив на вопрос: «Может ли сдача экзамена на тройку или четверку повлиять на мое желание работать в этой области?»

Крайне полезным приемом является самоподкрепление. Часто накоплению усталости, а затем и развитию синдрома выгорания способствует неумение человека позитивно относиться к самому себе, к своим целям, к своим успехам и неудачам. В этом случае функция поощрения или порицания делегируется внешним субъектам: руководителю, наставнику, организации, отцу и т.д. Необходимо учиться самоподкреплению, включающему самостоятельную оценку собственных достижений, внутреннее проговаривание похвалы или порицания, умение подкрепить себя тем, что приносит удовольствие и т.д.

Нервно-мышечная релаксация подразумевает расслабление мышц тела. Именно этот метод является базовым для последующих — без овладения навыками расслабления мышц невозможно овладеть другими методами. Большую роль в релаксации играет внимание к дыханию. Занятия этим методом постепенно формируют привычку отслеживать состояние тонуса мышц в повседневной деятельности, что способствует нормализации психического состояния. Кроме того, осознание напряжения в мышцах может стать первым и самым надежным сигналом о возрастании психоэмоциональной напряженности ситуации (Леонова, Кузнецова, 1987).

Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное проигрывание предстоящей деятельности. Мысленное представление движений вызывает в ослабленном виде все те реакции, которые происходят и в реальной ситуации. Использование идеомоторной тренировки получило широкое распространение при подготовке спортсменов. Существуют модификации идеомоторной тренировки с использованием технических средств: воспроизводящей видеоаппаратуры и т.д. Идеомоторная тренировка успешно используется при выработке сложных двигательных навыков у специалистов экстремального профиля. В то же время, овладение этим чрезвычайно эффективным и простым на первый взгляд методом сопряжено со значительными трудностями, преодолеть которые возможно в сотрудничестве с психологом. Прежде всего, это связано с тем, что достижение эффекта возможно только при умении представлять зрительно-чувственные образы.

Медитативные техники являются в той или иной степени неотъемлемой частью всех духовных и религиозных практик. Например, в христианстве — это молитва, в восточных религиях — мантры, созерцание. В контексте современных представлений медитацию можно определить как метод саморегуляции, основанный на управлении вниманием. В ходе занятий медитацией приобретается навык в определенное время концентрировать внимание на одном предмете, образе или процессе. Развитие способности к концентрации внимания в первую очередь служит для улучшения самоорганизации, повышения внутренней собранности. По мере того, как навык концентрации внимания в медитативных техниках укрепляется, человек становится способным распознавать неконструктивные стереотипы восприятия, мышления, поведения, которые ограничивали его возможности. Осознавая ограничения, человек получает возможность влиять на них, выстраивая новые, более адаптивные стратегии. Таким образом, практикующий медитацию человек получает возможность более осознанно и целенаправленно влиять на свою жизнь, он становится более «интуитивным», благодаря чему возможен инсайт — например, мгновенное понимание трудной ситуации и путей выхода из нее.

Процесс медитации включает четыре стадии: расслабление, сосредоточение, собственно медитативное состояние и выход из медитации. Темы для медитаций первоначально подбираются совместно с психологом. В дальнейшем, совершенствуясь в этом методе, можно перейти к самостоятельному подбору образов и тем.

Существует достаточно много методик, построенных на комплексном использовании методов саморегуляции и специализированных методик, разработанных для определенных категорий специалистов. Овладение этими методиками возможно в сотрудничестве с психологом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *