Что такое психологическое обеспечение служебной деятельности
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Психологическое обеспечение служебной деятельности как технология управления целевым психологическим ресурсом.
2. О понятии «психологическое обеспечение». Соотношение понятий «психологическое обеспечение» и «психологическая помощь».
Психологическое обеспечение служебной деятельности как технология управления целевым психологическим ресурсом
По отношению к сформировавшимся оперативно-розыскным, следственным, охранным, профилактическим, кадровым, тыловым и другим направлениям профессиональной деятельности, в настоящее время психологическая работа в ОВД находится в стадии активного, непрерывного, всестороннего, а также достаточно интенсивного совершенствования. Существует разность в подходах к определению собственно и содержания понятийно-категориальною аппарата практической работы. А также проблема уточнения понятийных и категориальных основ практической психологии: «психологическое обеспечение», «психологическое сопровождение», «психологическая служба», «психологическая работа», «психологическая помощь», выявляется достаточно остро.
2. О понятии «психологическое обеспечение»
Соотношение понятий «психологическое обеспечение» и «психологическая помощь»
В более широком смысле слова психологическое обеспечение может быть представлено как комплексное использование психологической науки, средств и технологий профессионально подготовленными людьми для совершенствования профессиональной деятельности.
Сам термин «психологическое обеспечение» используется в сочетании с объектом его приложения, это может быть определенная деятельность или субъект профессионального труда. Так как, деятельность правоохранительных органов носит универсальный характер (служебная, оперативно-служебная, служебно-боевая, административная, учебная и т. п.), существует достаточно огромное число вариантов словосочетаний с использованием данного термина.
Понятие «психологическое обеспечение оперативно-служебной (служебной) деятельности» делает упор на повышении результативности профессиональной деятельности, через реализацию программ в области психологической практики, через осуществления мероприятий по профилактики, предупреждению и пресечению преступлений, административных правонарушений, выявлении и раскрытии преступлений, сохранении общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, защите собственности.
Психологическое обеспечение демонстрирует собой систему психопрактических и организационных мероприятий, направленных на поддержку профессиональной деятельности правоохранительных органов, на выполнения возложенных на них профессиональных задач.
В сфере психологического обеспечения значимых направлений оперативно-служебной деятельности, психологами выполняются функции психологического сопровождения переговорной деятельности в ситуациях угрозы совершения террористических актов и захвата заложников, раскрытия серийных насильственных действий и преступлений, деятельности органов предварительного следствия, проведения разных видов психологических экспертиз (потерпевших и подозреваемых, свидетелей), составления и описание психологических портретов лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступлений, проведения значимых специальных психофизиологических исследований с помощью полиграфа и др. [12].
В более узком смысле слова понятие «психологическое обеспечение» применяется к разным сферам (направлениям) профессиональной деятельности.
Близкие, но не тождественны по содержанию понятия «психологическое обеспечение» и «психологическое сопровождение». Само обеспечение несет комплексный характер, то сопровождение, это как правило, лишь отдельные виды узкоориентированных (ограниченный круг) психологических мероприятий (например, психологическое сопровождение аттестации сотрудников, психологическое сопровождение работы с сотрудниками, психологическое сопровождение реабилитации личного состава, нуждающимися в повышенном внимании со стороны психолога, психологическое сопровождение раскрытия серийных убийств, психологическое сопровождение деятельности ГИБДД, психологическое сопровождение деятельности участковых уполномоченных полиции и т. п.) [12].
Понятие «психологическая помощь» понимается как вид профессиональной практической деятельности, «выражающейся в помощи и содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических сложностей, трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на достаточном уровне, привыкания к условиям службы, благополучного завершения службы» [11].
Реализации психологической помощи может быть разных форм:
Соотношение психологического обеспечения и психологической помощи в рамках проводимой в ОВД психологической работы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Психологические особенности служебной деятельности и обоснования содержания ее психологического обеспечения
Деятельность силовых ведомств России нацелена на поддержание правопорядка, обороноспособности и безопасности государства и, в конечном счете, на благополучие российских граждан. Основным видом деятельности специалистов «силового» профиля является служебная деятельность. На данном этапе термин «служебная деятельность» активно используется в повседневной практике психологов силовых ведомств. В России открыта специальность «Психология служебной деятельности» для подготовки профессиональных психологов силовых структур. И это не случайно, ведь служебная деятельность отличается от других видов деятельности по целям, мотивам, способам, условиям осуществления.
Эффективность служебной деятельности в значительной мере зависит от качества ее всестороннего психологического обеспечения. В отечественной психологии сложилось понимание деятельности как мотивированного процесса использования тех или иных средств для достижения цели. Отсюда особенности деятельности определяются содержанием целей, мотивов, спецификой средств и способов ее осуществления и получаемыми результатами. Важнейшими видами деятельности являются игра, учение и труд [2].
Анализ показывает, что, несмотря на огромное разнообразие видов служебной деятельности (боевая, оперативно-розыскная, пенитенциарная и т. д.), их психологическое содержание имеет много общего.
Основной единицей структуры деятельности, является действие, представляющей собой произвольную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели. Согласно С. Л. Рубинштейну, действие является единицей человеческой деятельности, в которой наиболее четко и ярко проявляются все важные психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом.
В действии непосредственно представлены зачатки всех сторон психики, а психика выступает в тех взаимосвязях, в которых реально существуют в действительности.
В служебной деятельности цель действия определяется приказом начальника (командира). Таким образом, служебную деятельность, определяют, как совместную трудовую деятельность, направленную на достижение целей, определяемых государством (поддержание обороноспособности, безопасности и правопорядка), мотивируемую профессиональным долгом (ответственностью), осуществляемую способами противоборства (с противником, преступником, чрезвычайными обстоятельствами, экстремальными условиями) с использованием специальных приемов. Служебная деятельность требует высокую психологическую составляющую: ее субъект должен принять внешние цели, мотивы и действовать исключительно заданными приемами в обстановке противодействия экстремальным факторам. Все это объективируется в переживании опасности, неизвестности, психической напряженности, новизны деятельностных обстоятельств, стресса, ответственности, утомления. Поэтому специалист осуществляет служебную деятельность в разных формах психологической подготовки: защиты, поддержки, реабилитации, составляющих содержание психологического обеспечения.
Понимание необходимости психологического обеспечения появилось только на определенном этапе развития социально-нравственного общества. Индивид, посвящающий свою жизнь служению государству и обществу, как показывает исторический опыт, может рассматриваться как «расходный материал», как «средство» или как «ценность» [1, 4, 5].
Когда индивиду деятельности отводится роль «расходного материала», достаточным считается подготовить его профессионально, психологически и ввести в деятельность. Когда индивид «средство», кроме предварительной его подготовки к деятельности, появляется необходимость в контроле, мониторинге, «регламенте» (помощи, поддержке), восстановлении (реабилитации). Когда индивид рассматривается в качестве социальной ценности, кроме психологической его подготовки, реабилитации и поддержки в ходе выполнения служебной деятельности, появляется потребность в бесконфликтном его возвращении в систему отношений и социальных связей обычной, повседневной жизни, т. е. в социально-психологической реадаптации. Таким образом, только лишь, когда общество «дорастает» до принятия деятеля-специалиста, выполняющего служебную деятельность, как ценность, появляется основа для создания целостной системы психологического обеспечения служебной деятельности.
Главным пунктом в обосновании системы психологического обеспечения служебной деятельности является постижение психологического ресурса. Психологический ресурс как понятие все активнее вводится в терминологическом аппарате психологии. Под психологическим ресурсом чаще всего понимается: 1) количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; 2) психологические условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат; 3) психологическое средство, к которому обращаются в нужном случае; 4) фонд психической энергии; 5) ресурсное состояние человека, позволяющее ему эффективно разрешать трудные ситуации; 6) индивидуальные особенности, определяющие характер мобилизации и адаптации к стрессовой ситуации, ее предотвращения и преодоления. [4, 5, 6, 10].
В психологии сформировалось понимание того, что выделяются специфические, узконаправленные ресурсы, имеющие значение лишь для четкого класса стрессовых ситуаций, и многофункциональные метаресурсы, обладание которыми дает преимущество в самых разных стрессовых ситуациях.
Таким образом, не существует абсолютного психологического ресурса, необходимого для осуществления разных видов служебной деятельности. Разные задачи служебной деятельности требуют различных видов психологического ресурса.
Исследование качественной определенности психологических ресурсов показывает, чаще всего к ресурсам относят: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (семья, друзья, социальная поддержка, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, оптимизм, профессиональные умения, жизненные ценности, самоконтроль, система верований и др.); физические и психические состояния; эмоциональные, волевые, энергетические характеристики, которые важны (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в очень трудных жизненных ситуациях, могут служить средством достижения значимых целей. Индивид имеет возможность достигать, сохранять, восстанавливать, перераспределять и приумножать в соответствии со своими ценностями. Вследствие такого распределения ресурсов индивид имеет возможность приспосабливаться к меняющимся условиям деятельности. В случае потери ресурсов другие ресурсы выполняют функцию ущемления инструментального, психологического и социального воздействия ситуации.
Потеря внешних и внутренних ресурсов, способствует потери субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья индивида [9].
2. Характеристика целевого психологического ресурса
Таким образом, из этого определения выделяется несколько следствий:
Для выделения разных видов психологического ресурса в контексте служебной деятельности, Караяни А. Г. и сотрудниками был проведен контент-анализ документов (приказы, директивы, руководства, наставления, положения, рекомендации по психологической работе силовых ведомств), диссертаций, монографий, учебников, учебных и учебно-методических пособий, справочников, словарей, научных статей. Анализу подвергались единицы, классифицируемые как «психологический ресурс», «психологические условия», «психологические обстоятельства», «психологические факторы», «психологические причины», «психологический потенциал», «психологические предпосылки.
Так, при помещении личности в систему «индивид», были выделены значимые психологические ресурсы: тип нервной системы, соответствующий требованиям решаемой задачи, особенности психических процессов, состояние здоровья; адекватность биоритмов организма условиям деятельности, наличие средств, облегчающих адаптацию к сложным условиям деятельности; стеничные и психические функциональные состояния.
При помещении человека в систему «личность» в качестве важных психологических ресурсов были выделены: знания об способах и условиях деятельности; действенная мотивация; положительный настрой на деятельность; уверенность в своих возможностях, оптимизм; вера; надежда; профессиональное мастерство, в решении аналогичных задач опыт участия; жизненная перспектива; владение методами психической саморегуляции и эффективными копинг-стратегиями.
В системе «Межличностные отношения» в качестве очень важного психологического ресурса были выделены: психологическая совместимость и сплоченность участников совместной деятельности; целесообразное распределение членов команды, обладающих различными ресурсами по элементам и этапам выполнения задач; авторитет руководителей; традиции коллективизма и взаимопомощи.
В системе «Деятельностная среда» в качестве психологического ресурса выявились: привычность природно-географических, погодно-климатических, эколого-эргономических, технико-технологических, оперативно-тактических, бытовых условий деятельности; соответствие средств и средств способов и деятельности условиям служебной задачи; уверенность в коллективных и индивидуальных средствах защиты; рациональный режим деятельности; низкоресурсное состояние противника (дезориентирован, изнурен и подавлен); защищенность сотрудников от негативных психологических акций противника; высокий уровень деятельности.
3. Виды психологических ресурсов
Проделанная авторами экспериментальная работа позволила выделить структуру (виды) целевого психологического ресурса (ЦПР). В основе выделенных структурных элементов ЦПР лежит источник ресурса. В результате следующие компоненты (ресурсы) выделены в ЦПР [4, 5]:
В рамках такого понимания содержания и свойств целевого психологического ресурса психологическое обеспечение служебной деятельности можно рассматривать как значимую технологию поиска, формирования, мобилизации, поддержки и восстановления, а также деактуализации целевого психологического ресурса субъекта, необходимого условия для успешного решения служебных задач определенного типа (класса) [5; 6; 7]. Как отмечалось выше, ЦПР может находиться в различных состояниях, и именно текущее качественное состояние ресурса, взятое по отношению к решаемой (предстоящей) задаче служебной деятельности, определяет целевые установки, объем, конкретные задачи и технологии психологического обеспечения служебной деятельности.
Если состояние ЦПР неизвестно, требуется его диагностика. Она может осуществляться в ходе профессионального психологического отбора, либо последующего глубокого изучения специалистов, а также специального обследования разных специалистов и служебных коллективов, а также в процессе выполнения ими деятельности.
ЦПР если известен и сформирован в достаточной мере для предстоящей деятельности, требуется задача мониторинга его состояния.
Когда же ЦПР отсутствует или совсем недостаточен для успешного решения задачи, его формирование необходимо. Формирование целевого психологического ресурса может осуществляется непосредственно в контексте психологической подготовки выполнения задачи. Расходующийся по ходу деятельности ЦПР компенсируется или восстанавливается путем психологической поддержки участников.
В том случае, если ЦПР компенсируется посредством дезадаптации, алкоголя, психотравмы и др., требуется задача и технология психологической реабилитации.
И наконец, когда участники экстремальной служебной деятельности завершают ее выполнение и возвращаются в систему повседневных социальных связей и отношений, требуется деактуализировать сформировавшийся для особых условий целевой психологический ресурс.
Также эффективность психологического обеспечения служебной деятельности зависит от степени соблюдения принципов такой деятельности.
К числу таких принципов относится принцип гуманизма, научности, системного подхода, материально-технической оснащенности и непрерывности.
Принцип гуманизма показывает важность и приоритетность личности субъекта деятельности в системе целей психологического обеспечения и обусловливает выбор нравственно приемлемых средств психологического воздействия на людей. Требует данный принцип рассматривать специалиста не только в качестве субъекта социально важной деятельности, но и как субъекта своей собственной жизнедеятельности, обладающего индивидуальными целями, мотивами, настроениями, жизненными смыслами, проблемами. В психотехнологиях, используемых в работе с людьми, должны быть предусмотрены своего рода «предохранители» от некомпетентного вмешательства во внутренний мир специалистом по типу «не навреди!».
Принцип научности требует выбора научно обоснованных моделей психологического обеспечения служебной деятельности, тщательной оценки психологических методик, аппаратных средств и технологий, используемых для психологической диагностики, коррекции и реабилитации лиц, участвующих в выполнении важных служебных задач.
Принцип системного подхода вытекает из системной природы объекта психологического обеспечения и требует использовать все имеющиеся в распоряжении должностных лиц руководящего состава, психологов, медицинских служб средства для помощи участникам экстремальной служебной деятельности. Он показывает и ориентирует должностных лиц на понимание, что усилия психологического обеспечения должны быть сосредоточены не только на психологической работе со специалистами, но и на создании благоприятных эргономических и социальных условий выполнения служебной задачи. Поэтому этот вид обеспечивающей деятельности осуществляется в тесной связи с информационным, материально-техническим, тыловым и разными другими видами обеспечения служебной деятельности.
Принцип материально-технической оснащенности показывает о недопустимости организации психологического обеспечения служебной деятельности на несоответствующей материально-технической базе. Это чревато не только неэффективностью осуществляемых мероприятий и дискредитацией всей системы психологического обеспечения, но и получением результата по механизму «бумеранга», т. е. негативными последствиями в области мотивации, психических состояний и служебной активности специалистов.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки
Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности *
Караяни Александр Григорьевич, заведующий кафедрой психологии Военного университета МО РФ, доктор психологических наук, профессор.
Статья посвящена анализу психологических особенностей служебной деятельности и обоснованию содержания ее психологического обеспечения. Автором обосновывается системный подход к пониманию субъекта деятельности, дается определение целевого психологического ресурса деятеля, выделяются виды психологических ресурсов, обосновывается взаимосвязь соотношения состояния целевого психологического ресурса и психологических технологий, необходимых для его оптимизации. Психологическое обеспечение служебной деятельности рассматривается как технология управления целевым психологическим ресурсом.
Ключевые слова: служебная деятельность, психологический ресурс, психологические технологии, психологическое обеспечение.
The article is devoted the analysis of psychological features of office activity and a substantiation of essence and structure of its psychological maintenance. The author proves the system approach to understanding of the subject of activity, definition of a target psychological resource of the figure is made, kinds of psychological resources are allocated, the interrelation of a parity of a condition of a target psychological resource and the psychological technologies necessary for its optimisation is proved. Psychological maintenance of office activity is considered as technology of management by a target psychological resource.
Key words: office activity, a psychological resource, psychological technologies, psychological maintenance.
Деятельность силовых ведомств России нацелена на поддержание правопорядка, обороноспособности и безопасности государства и в конечном счете на благополучие российских граждан. Основным видом деятельности специалистов «силового» профиля является служебная деятельность. Сегодня термин «служебная деятельность» активно используется в повседневной практике психологов силовых ведомств. В России открыта специальность «Психология служебной деятельности» для подготовки профессиональных психологов силовых структур.
И это не случайно, ведь служебная деятельность отличается от других видов деятельности по целям, мотивам, способам, условиям осуществления. Имеющиеся отличия создают своеобразную психологическую деятельностную реальность. Эффективность служебной деятельности в значительной мере (больше, чем любой другой деятельности) зависит от качества ее всестороннего психологического обеспечения.
В отечественной психологии сложилось понимание деятельности как мотивированного процесса использования тех или иных средств для достижения цели. Отсюда особенности деятельности определяются содержанием целей, мотивов, спецификой средств и способов ее осуществления и получаемыми результатами. Важнейшими видами деятельности являются игра, учение и труд [3, с. 15].
Основной единицей структуры деятельности, представляющей собой произвольную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели, является действие. По мнению С.Л. Рубинштейна, именно действие является «подлинной единицей», «ячейкой», «клеточкой» человеческой деятельности, в которой наиболее явно и ярко проявляются все основные психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. В действии, как в «клеточке» деятельности, представлены зачатки всех сторон психики, и все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности. В служебной деятельности цель действия определяется приказом командира (начальника).
Учет перечисленных выше обстоятельств позволяет определить служебную деятельность как совместную трудовую деятельность, направленную на достижение целей, определяемых государством (поддержание обороноспособности, безопасности и правопорядка), мотивируемую профессиональным долгом (ответственностью), осуществляемую способами противоборства (с противником, преступником, чрезвычайными обстоятельствами, экстремальными условиями) с использованием предписанных приемов.
Из данного определения видно, что служебная деятельность «запрашивает» чрезвычайно высокую психологическую цену: ее субъект должен принять внешние цели, мотивы, действовать исключительно предписанными приемами в обстановке противодействия экстремальных факторов. Эта цена объективируется в переживании опасности, неизвестности, новизны деятельностных обстоятельств, ответственности, психической напряженности, стресса, утомления и т.д. Вследствие этого специалист осуществляет служебную деятельность в разнообразных формах психологической подготовки, поддержки, защиты, реабилитации, составляющих содержание психологического обеспечения.
Следует отметить, что понимание необходимости психологического обеспечения появляется лишь на определенном этапе социально-нравственного развития общества. Человек, посвящающий свою жизнь служению своему государству и обществу, как показывает исторический опыт, может рассматриваться как «расходный материал», как «средство» или как «ценность» (см. табл. 1) [2; 5; 6].
Зависимость технологий психического вспомоществования от стереотипа специалиста
Центральным пунктом в обосновании системы психологического обеспечения служебной деятельности является понимание психологического ресурса. Понятие психологического ресурса все активнее закрепляется в терминологическом аппарате психологии. Чаще всего под психологическим ресурсом понимаются: 1) количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; 2) психологические условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат; 3) психологическое средство, к которому обращаются в нужном случае; 4) запас психической энергии; 5) ресурсное состояние человека, позволяющее ему эффективно разрешать трудные ситуации; 6) индивидуальные особенности, обусловливающие характер мобилизации, адаптации к стрессовой ситуации, ее преодоления и предотвращения неблагоприятных последствий [5; 6; 8; 11; 12].
В последнее время в психологии сложилось понимание того, что различаются специфические, узконаправленные ресурсы, имеющие значение лишь для определенного класса стрессовых ситуаций, и универсальные метаресурсы, обладание которыми дает выигрыш в самых разнообразных стрессовых ситуациях [11]. Таким образом, не существует абсолютного психологического ресурса, достаточного для осуществления любых видов служебной деятельности. Более того, разные задачи служебной деятельности нуждаются в различных видах психологического ресурса.
Анализ качественной определенности психологических ресурсов показывает, что чаще всего к ресурсам относят: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Человек имеет возможность получать, сохранять, восстанавливать, приумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Благодаря такому распределению ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности. В случае утраты ресурсов другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Утрата внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности [13].
П = ф (Л x С),
Такой подход позволяет рассматривать деятеля со стороны его внутренних психологических возможностей выполнять служебные задачи и со стороны (поддерживающих и противодействующих) внешних (социальных, эколого-эргономических и деятельностных) сил.
Из данного определения вытекают несколько следствий:
Для выявления конкретных видов психологического ресурса для служебной деятельности был проведен контент-анализ документов (n = 69) (приказы, директивы, руководства, наставления, положения, рекомендации по психологической работе силовых ведомств), диссертаций, монографий, учебников, учебных и учебно-методических пособий, справочников, словарей, научных статей. Анализу подвергались единицы, классифицируемые как «психологический ресурс», «психологические условия», «психологические обстоятельства», «психологические факторы», «психологические причины», «психологический потенциал», «психологические предпосылки». В результате был получен список из 52 пунктов (ресурсов).
На втором этапе исследования экспертами (n = 15) были разработаны психологические модели различных видов служебной деятельности.
На третьем этапе исследования ставилась задача спланировать ресурсное обеспечение каждого из смоделированных видов служебной деятельности, используя список психологических ресурсов. В результате из 52 пунктов общего списка эксперты задействовали как эффективные лишь 28. При этом часть пунктов была переработана (укрупнена, обобщена).
На четвертом этапе исследования эксперты кластировали (группировали) выбранные ими психологические ресурсы путем последовательного мысленного помещения специалиста служебной деятельности в различные системы высшего порядка. Так, при помещении человека в систему «индивид», были выделены следующие психологические ресурсы: состояние здоровья, тип нервной системы, соответствующий требованиям решаемой задачи особенности психических процессов; адекватность биоритмов организма условиям деятельности, наличие средств (медикаментозных, бытовых и др.), облегчающих адаптацию к сложным условиям деятельности; стеничные функциональные и психические состояния.
При помещении человека в систему «личность» в качестве психологических ресурсов были выделены: знания об условиях и способах деятельности; действенная мотивация; позитивный настрой на деятельность; уверенность в собственных возможностях, оптимизм; профессиональное мастерство, опыт участия в решении аналогичных задач; вера; надежда; наличие жизненной перспективы; владение эффективными копинг-стратегиями и методами психической саморегуляции.
В системе «Межличностные отношения» в качестве психологического ресурса выделены: психологическая совместимость и сплоченность участников совместной деятельности; целесообразное распределение членов команды, обладающих различными ресурсами по элементам и этапам выполнения задач; традиции коллективизма и взаимопомощи; авторитет руководителей.
В системе «Социальная группа» психологический ресурс существует в виде: продеятельностного общественного мнения; стеничного настроения коллектива и общества; дисциплины и организованности; стеничных ритуалов и суеверий; этнических традиций боевитости; высокого социального статуса деятельности; сохранения контакта с привычной и ресурсной социальной средой, отсутствия социальной изоляции; лояльности населения в районе выполнения задачи.
В системе «Деятельностная среда» в качестве психологического ресурса были выделены: привычность природно-географических, погодно-климатических, эколого-эргономических, технико-технологических, оперативно-тактических, бытовых условий деятельности; соответствие способов и средств деятельности условиям служебной задачи; уверенность в индивидуальных и коллективных средствах защиты; рациональный режим деятельности; низкоресурсное состояние противника (запуган, психологически подавлен, психологически и физически изнурен, дезориентирован, дезорганизован, застигнут врасплох); защищенность сотрудников от негативных психологических акций противника; успешность деятельности.
Проделанная экспериментальная работа позволяет нам выделить структуру (виды) целевого психологического ресурса (ЦПР). В основу выделения структурных элементов ЦПР положен источник ресурса. В результате выделены персональный, межперсональный, надперсональный, деятельностный компоненты (ресурсы) ЦПР (см. рис. 1).
Рис. 1. Структура целевого психологического ресурса субъекта служебной деятельности [5; 9]
При таком понимании содержания и свойств целевого психологического ресурса психологическое обеспечение служебной деятельности можно рассматривать как технологию поиска, формирования, мобилизации, поддержания, восстановления и деактуализации целевого психологического ресурса субъекта, необходимого для успешного решения служебных задач определенного типа (класса) [5; 6; 7].
Как отмечалось выше, ЦПР может находиться в различных состояниях, и именно текущее качественное состояние ресурса, взятое по отношению к решаемой (предстоящей) задаче служебной деятельности, определяет целевые установки, объем, конкретные задачи и технологии психологического обеспечения служебной деятельности (см. табл. 2).
Зависимость задач психологического обеспечения служебной деятельности от состояния ЦПР
Из таблицы 2 видно, что, если состояние ЦПР неизвестно, требуется его диагностика. Она может осуществляться в ходе профессионального психологического отбора, последующего углубленного изучения специалистов, специального обследования отдельных специалистов и служебных коллективов, а также в процессе выполнения деятельности. Если ЦПР известен и сформирован в достаточной мере для предстоящей деятельности, востребуется задача мониторинга его состояния. Тогда, когда ЦПР отсутствует или явно недостаточен для успешного решения задачи, необходимо его формирование. Формирование ЦПР осуществляется посредством психологической подготовки выполнения задачи. Расходующийся по ходу деятельности ЦПР компенсируется путем психологической поддержки участников. В том случае, если ЦПР компенсируется посредством дезадаптации, психотравмы, алкоголя, наркотиков и др., востребуется задача и технология психологической реабилитации. Наконец, когда участники экстремальной служебной деятельности завершают ее выполнение и возвращаются в систему повседневных социальных связей и отношений, требуется деактуализировать сформировавшийся для особых условий ЦПР. Такая дезактуализация осуществляется путем социально-психологической реадаптации участников экстремальной деятельности.
Рис. 2. Логическая схема психологического обеспечения служебной деятельности
Эффективность психологического обеспечения служебной деятельности зависит от степени соблюдения принципов этой деятельности. К числу важнейших из них относятся принципы гуманизма, научности, системного подхода, материально-технической оснащенности и непрерывности.
Принцип гуманизма подчеркивает приоритетность личности субъекта деятельности в системе целей психологического обеспечения и обусловливает выбор нравственно приемлемых средств психологического воздействия на людей. Он требует рассматривать специалиста не только в качестве субъекта социально важной деятельности, но и как субъекта собственной жизнедеятельности, обладающего индивидуальными целями, мотивами, жизненными смыслами, настроениями, проблемами. В психотехнологиях, используемых в работе с людьми, должны быть предусмотрены своего рода «предохранители» от некомпетентного вмешательства во внутренний мир специалистом по типу «не навреди!».
Принцип научности требует выбора научно обоснованных моделей психологического обеспечения служебной деятельности, тщательной оценки психологических методик, технологий и аппаратных средств, применяемых для психологической диагностики, коррекции и реабилитации лиц, участвующих в выполнении служебных задач.
Принцип системного подхода вытекает из системной природы объекта психологического обеспечения и требует использовать все имеющиеся в распоряжении должностных лиц руководящего состава, психологов, медицинских служб средства для вспомоществования участникам экстремальной служебной деятельности. Он ориентирует должностных лиц на понимание, что усилия психологического обеспечения должны быть сосредоточены не только на психологической работе со специалистами, но и на создании благоприятных социальных и эргономических условий выполнения служебной задачи. Поэтому этот вид обеспечивающей деятельности осуществляется в тесной связи с информационным, материально-техническим, тыловым и другими видами обеспечения служебной деятельности.
Принцип материально-технической оснащенности предупреждает о недопустимости организации психологического обеспечения служебной деятельности на несоответствующей материально-технической базе. Это чревато не только неэффективностью осуществляемых мероприятий и дискредитацией всей системы психологического обеспечения, но и получением результата по механизму «бумеранга», т.е. негативными последствиями в области мотивации, психических состояний и служебной активности специалистов.
В качестве критериев эффективности психологического обеспечения выступают:
Рассмотренный подход к психологическому обеспечению служебной деятельности, безусловно, нуждается в дальнейшем теоретико-методологическом обосновании. Однако очевидным является то, что этот подход системен. Все его составляющие находятся в системной взаимосвязи, изменение одного элемента влечет изменение других. Это позволяет находить, целенаправленно создавать и использовать множество различных психологических ресурсов для расширения психологических возможностей участников служебной деятельности, компенсировать нехватку одних видов другими, обеспечивать эффективное решение служебных задач.