Что такое психомоторное развитие ребенка

Психомоторное развитие малыша на первом году жизни

Рассказывает Сулейманова Алиса Рашитовна

Врач-невролог детского медицинского центра «ЧудоДети»

Что такое психомоторное развитие ребенка. Смотреть фото Что такое психомоторное развитие ребенка. Смотреть картинку Что такое психомоторное развитие ребенка. Картинка про Что такое психомоторное развитие ребенка. Фото Что такое психомоторное развитие ребенка

Основные этапы развития в первый год жизни.
В первые 12 месяцев малыш ежедневно осваивает и развивает новые для него и важные для жизни и успеха психомоторные навыки. Родителям важно отслеживать контрольные вехи развития, чтобы помогать ребенку расти, развиваться и учиться. Вехи развития — это то, что большинство детей могут сделать к определенному возрасту. Они включают в себя физические, социальные, эмоциональные, когнитивные и коммуникативные навыки, такие как ходьба, обмен опытом, выражение эмоций, распознавание звуков и речевая коммуникация. Однако, в реальной жизни, то, что считается «нормальным» развитием, может сильно различаться у каждого конкретного ребенка. Важно помнить, что все дети разные, и некоторые будут делать что-то быстрее или медленнее, чем большинство других.

Вехи развития от 0 до 3 месяцев жизни

В этот период развития ребенок будет сосредоточен на кормлении, сне, объятиях, общении с родителями и развитии своей бдительности. Вот что малыш начнет делать в это время:

Вехи развития ребенка в возрасте от 3 до 6 месяцев

В этот период ребенок много узнает об общении, эмоциях и укрепляет привязанность к родителям. Малыш будет:

Вехи психомоторного развития в период от 6 до 9 месяцев

В этот период ребенок начинает больше двигаться, больше общаться и развивать понимание того, кто он такой. Малыш становится способен:

Вехи развития ребенка в период от 9 до 12 месяцев

В это время у ребенка быстро развиваются навыки движения и коммуникации. Дети в это время будут:

Как можно поддержать развитие ребенка в первый год жизни?

Вот несколько советов, которые могут помочь:

Когда необходимо обращаться за консультацией к врачу?

Если наблюдаются задержки в нескольких разных областях или если ребенок проявляет признаки потери навыков в течение нескольких месяцев, необходимо показать ребенка врачу. Также важно вовремя обратиться за медицинской помощью, если родители заметили некоторые из этих признаков:

Источник

Что такое психомоторное развитие ребенка

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое психомоторное развитие ребенка. Смотреть фото Что такое психомоторное развитие ребенка. Смотреть картинку Что такое психомоторное развитие ребенка. Картинка про Что такое психомоторное развитие ребенка. Фото Что такое психомоторное развитие ребенка

Аннотация: Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт.

Статья:

Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт. Если семья многодетная, то родители могут сравнивать показатели психомоторного развития каждого ребенка с показателями более старших детей.

Если же в семье один ребенок, то у родителей нет необходимого количества знаний, благодаря которым они смогут дать правильную оценку психомоторике первенца. Они могут наблюдать за другими детьми во время прогулки, в детском саду или школе раннего развития, сравнивая их со своими ребенком, но полученных таким образом сведений все равно будет недостаточно для того, чтобы суметь дать правильную оценку.

Именно поэтому стоит поговорить о том, что такое психомоторное развитие, по каким критериям его оценивают в дошкольном возрасте у детей разного возраста, что может считаться патологией, а что является нормой.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.

Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.

Что влияет на психомоторное развитие ребенка?

Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира.

Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.

Как оценивают психомоторное развитие?

Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту.

Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.

Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха.

При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов.

Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.

ВозрастНавыки психомоторного развития
3 годаДля детей младшего дошкольного возраста характерно:

· знать названия основных цветов;

· переступать через небольшие препятствия;

· использовать в речи сложные предложения;

· постоянно задавать вопросы;

· исполнение ролей в ролевых играх;

· самостоятельное одевание и раздевание;

· умение изображать простые фигуры на бумаге.

4 годаДля детей четырех лет характерны:

· свободные и координированные движения;

· знание 6 основных цветов;

· умение классифицировать предметы по тому или иному признаку;

· способность ориентироваться в пространстве;

· грамотная, оформленная во фразы речь;

· продолжительные игры с детьми;

· следование правилам поведения;

· сформированные основные навыки;

· способность сохранять координацию во время бега, ходьбы по кругу, по бревну.

5 летДля детей среднего дошкольного возраста характерны следующие навыки психомоторного развития:

· знание 8 основных цветов и некоторых оттенков;

· умение обобщать понятия в одну группу;

· способность выделять любимые игры.

6 летДля детей старшего дошкольного возраста характерны:

· легкие и изящные движения;

· умение обращаться с мячом;

· умение пользоваться ножницами;

· знание основных геометрических форм;

· выполнение простых арифметических действий;

· правильное построение речевых фраз;

· соблюдение правил поведения;

· поддержание чистоты в комнате.

7 летДля детей старшего дошкольного возраста характерно:

· сохранение равновесия даже при выполнении сложных для координации упражнений;

· умение кататься на велосипеде с тремя колесами;

· знание и способность называть основные геометрические фигуры;

· использование не только основных цветов при рисовании, но и оттенков;

· счет до 10, как прямо, так и обратно;

· выполнение простых арифметических заданий;

· знание букв и умение составлять из них слоги;

· придумывание новых игр, участие в групповых играх;

· ответственный уход за домашними животными;

· поддержание порядка в доме;

· аккуратное и уверенное пользование столовыми приборами;

· соблюдение правил гигиены.

Анализируя психомоторное развитие детей на каждом этапе дошкольного возраста, нужно понимать, что малыши развиваются по собственному, индивидуальному графику. Не стоит паниковать, если уровень развития немного не отвечает нормам – скорее всего, ребенок нагонит со временем. Однако не помешает проконсультироваться с доктором, чтобы исключить серьезные проблемы и разработать своевременную коррекционную программу.

Источник

Что такое психомоторное развитие ребенка

Что такое психомоторное развитие ребенка. Смотреть фото Что такое психомоторное развитие ребенка. Смотреть картинку Что такое психомоторное развитие ребенка. Картинка про Что такое психомоторное развитие ребенка. Фото Что такое психомоторное развитие ребенка

Аннотация: Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем.

Статья:

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

НЕТ ЛИ ОТКЛОНЕНИЙ?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Возраст

Область развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитие

Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речь

Может обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитие

Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
Игры

Копирует часто повторяемые действия взрослых
Движения

Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речь

Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитие

Различает предметы по размеру с разницей в 3 см
Игры

Может строить башенки, домики из кубиков
Движения

Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
Навыки

Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речь

Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речь

Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитие

Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
Игры

Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
Движения

Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
Навыки

Частично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВРАЧЕЙ

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Источник

Что такое психомоторное развитие ребенка

Впервые взаимосвязь психики и моторики была отражена в работах Н.И. Озерецкого (1930), которые дали начало развитию научных представлений о психомоторике и определили основные направления ее изучения. Н.И. Озерецким были разработаны первые методики диагностических исследований психомоторики, с помощью которых исследуются отдельные компоненты движения: статическая координация, динамическая координация, быстрота движения, ритм и т.д.. Н.И. Озерецкий сформулировал также положение о том, что при тесной взаимосвязи психической и двигательной сфер активизирующее воздействие на одну сферу может оказывать положительное влияние на развитие другой. Это положение составляет основу развития современных подходов к решению вопросов изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, теории и практики психотерапии, реабилитации и коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами в развитии.

В современной психологии психомоторика рассматривается широко как единство двигательного, познавательного и эмоционального компонентов. То есть, если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).

В современной психологии нет сомнений относительно того, что процесс развития человека обусловлен как биологическими, так и социальными факторами. Предпосылки, какими обладает ребенок, условия и социальное окружение, в которых он находится, определяют уровень его психомоторного развития. Наследственность «присутствует» в развитии всех психических и двигательных функций ребенка, но имеет разный удельный вес. При этом биологический фактор в большей степени определяет ход и успешность развития двигательной сферы, чем познавательной и эмоционально-волевой. Вместе с тем, элементарные познавательные функции, начиная с ощущений и восприятия, больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь), являющиеся, по мнению Л.С. Выготского (1997), продуктом культурно-исторического развития человека. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. Социальная среда, таким образом, выступает в качестве источника и основного фактора развития высших психических функций.

На первых этапах жизни ребенка в развитии психомоторики особую роль играет ее двигательный компонент (Е.А. Аркин, 1948; А.В. Запорожец, 1960; М.Ю. Кистяковская, 1970; М.М. Кольцова, 1973 и др.). Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для ребенка живым опытом. Оно сопровождается ощущениями, которые исходят не только от внешних предметов, но и от собственных мышц, связок и сухожилий, снабженных чувствительными нервами (так называемые проприоцептивные нервы) и, с другой стороны, нет восприятий, нет ощущений и представлений без движений и, следовательно, без связанных с ними двигательных ощущений. Это свидетельствует о тесной связи между становлением двигательной и познавательной сферы. Не только первые сознательные ощущения и мысли порождаются у ребенка движениями, но и в последующем двигательная активность способствует работе мозга. Соответственно задержка в развитии двигательной сферы сопровождается запаздыванием в становлении высшей нервной деятельности (Е.А. Аркин, 1948; Н.А. Бернштейн, 1966; М.М. Кольцова, 1973).

Овладение движениями играет огромную роль в физическом развитии ребенка, т.к. они обеспечивают становление самостоятельности и относительной независимости от взрослых. Даже простая возможность сидеть, стоять, ходить, необычайно важна, так как «она приводит к значительному расширению сферы действительности, доступной для познания ребенка» (М.Ю. Кистяковская, 1970, с.18).

В развитии двигательной сферы большую роль играют сенсорные системы, прежде всего, зрение (Е.А. Аркин, 1948; А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, 1964). Сосредоточение на предмете, рассматривание его, слежение за предметами, движущимися в разных направлениях и на разном расстоянии, развиваются раньше, чем возникают первые движения по направлению к предмету. Дальнейшее развитие двигательной сферы осуществляется с учетом и под контролем сенсорных систем. Кроме того, становление двигательной функции составляет основу для развития многих представлений о времени и пространстве. Например, представления порядка, последовательности могут возникнуть только на основе последовательности и упорядоченности действий, совершаемых ребенком (М.М. Кольцова, 1973).

Вообще роль движений в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей трудно переоценить. Посредством движений ребенок с раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека. Двигательные возможности могут достигать высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные движения (двигательные действия), как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многое другое (Э.С. Вильчковский, 1979).

Как отмечает М.Д. Маханева (1999), от состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.

В то же время М.М. Кольцова (1973) указывает, что двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и особенно на деятельность мозга. Автором доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

О значении развитой моторики в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов и др.

Физиологи (Н.А. Бернштейн, 1966; И.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991) считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи (Б.В. Петровский, 1981; А.А. Баранов, 1996 и др.) утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того, движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

Многие известные педагоги (Э.С. Вильчковский, 1979; М.Д. Маханева, 1999 и др.) отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.

Многие авторы (Е.А. Аркин, 1948; М.М. Кольцова 1973 и другие) особо отмечают тесную взаимосвязь двигательной и эмоциональной сферы, подчеркивая, что движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребенка большую ценность и являются для него непрерывным источником радости, особенно на ранних этапах онтогенеза. Каждое выполненное движение, связанное с ползанием, вставанием, ходьбой и др., сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Поэтому потребность ребенка в движениях рассматривается как одна из основных, жизненно важных потребностей. Именно положительные эмоции, по мнению, М.М. Кольцовой (1973), возникающие у ребенка при движении, являются стимулом к их повторению, что, в свою очередь, является необходимым условием овладения ими.

Наибольшая устойчивость и наибольшее разнообразие эмоциональных реакций у ребенка проявляется при выполнении более сложных по структуре движений. Отсутствие необходимых условий для развития двигательной сферы приводит к эмоциональной вялости. Дефицит движений провоцирует возникновение стереотипных двигательных актов (раскачивание тела из стороны в сторону, вперед назад, сосание пальцев и др.), которые быстро становятся автоматическими и разрушить их очень сложно (М.М. Кольцова, 1973).

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь (совместно с органами чувств) выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Движения, моторные действия и речь как средство общения обеспечивают возможность осуществления различных видов деятельности и вместе с тем могут выступать в качестве самостоятельной психомоторной или речевой деятельности. Взаимообусловленность двигательной и речевой функциональных систем в их становлении в дошкольном онтогенезе и активное взаимодействие в последующие возрастные периоды носят сложный опосредованный характер. С одной стороны, внешнее оформление высказывания, т.е. произносительная сторона речи (звукопроизношение и просодия), обеспечивается четко координированными движениями органов периферического отдела речевого аппарата. Это предполагает нормальное строение, определенный уровень сформированности и функционирования центрального и периферического отделов речевого аппарата, что обеспечивало бы возможность выполнения органами речи тонких дифференцированных движений и ребенку на этапе овладения произносительными навыками в процессе становления у него артикуляционной базы родного языка, и взрослому в ситуациях речепроизводства.

В случае органических или функциональных нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата возникают, как известно, различные по механизму моторные трудности, которые в дошкольном возрасте препятствуют нормальному овладению произносительной стороной речи, а в последующие возрастные периоды приводят к различным ее расстройствам.

С другой стороны, формирование самой двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи (Е.П. Ильин, 2003).

А.Р. Лурия (1970, с. 145) по этому поводу пишет «. на первых этапах речевой приказ взрослого может лишь пускать в ход отдельные движения, но не может еще ни задержать их, ни направлять и корректировать длительное протекание движений. Лишь на последующих этапах речь взрослого, а затем и речь самого ребенка, сначала внешняя, а потом и внутренняя, оказывается в состоянии формировать намерение, план двигательного акта, осуществлять коррекцию движений, сопоставление результата движения с его замыслом».

Из сказанного следует, что при наличии у ребенка нарушений речи, когда речевое общение с ним приобретает довольно затруднительный характер или становится вовсе невозможным, развитие моторных функций тоже будет страдать.

В рассмотрении вопроса о развитии движений в онтогенезе можно выделить две различные точки зрения. Некоторые исследователи утверждают, что развитие происходит непрерывно, по правильной кривой без резких ускорений, за исключением подросткового возраста. Другие авторы выделяют наличие качественно своеобразных ступеней в процессе развития, различия между которыми нельзя свести только к количеству двигательных реакций, которыми располагает ребенок этого возраста. Каждая стадия характеризуется преобладанием движений определенного типа, их смысловым содержанием и контекстом, в который они включены. На каждой стадии имеются и свое характерное строение движений, их структура и способы регуляции.

В общем, как отмечает Е.П. Ильин (2003), в течение первого полугодия жизни ребенку присущи массовые недифференцированные движения автоматического и защитного характера. В 5-6 месячном возрасте наступает переломный момент в моторике грудного ребенка: наблюдается переход от одновременных движений, лишенных смысловой связи к содружественным движениям, направленных на решение определенной двигательной задачи. К 7 месяцам ребенок обретает позу.

Второе полугодие является периодом подготовки к ходьбе и бегу. В течение последующих 4 лет идет совершенствование навыков ходьбы и бега. Дети 2 лет производят впечатление увальней, дети 3-7 лет отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в выразительной, изобразительной и обиходной моторике. В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений.

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные.

Перестройка моторного аппарата наступает в подростковом возрасте: нарушается умение владеть движениями и соизмерять их, вследствие этого появляется неловкость, угловатость, избыточные и недостаточно координированные движения. Оформление моторного динамического стереотипа завершается только после полового созревания, т. е. намного позже, чем заканчивается анатомическое формирование центральной нервной системы.

Таким образом, многие исследователи подчеркивают взаимосвязь психического и моторного развития. С одной стороны, двигательная активность является одним из существенных факторов, влияющих на развитие психики ребенка, с другой стороны, способность управлять движениями своего тела находится в большой зависимости от его психического развития.

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *