Что такое публичная администрация

Публичная администрация и публичное администрирование: соотношение понятий

Волков Александр Михайлович, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доцент кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук, кандидат технических наук, доцент.

В научных работах и учебных изданиях используются понятия «публичная администрация», «публичное администрирование» и «государственное управление». Однако законодательного закрепления ни одно из них не имеет. Часто происходит смешение этих понятий, подмена одного другим. Автор проводит анализ этих понятий и предлагает их определенное соотношение.

Ключевые слова: публичная администрация, публичное администрирование, государственное управление, налоговое администрирование, административная деятельность, публичные субъекты.

Public administration and its activities: correlation of concepts

In scientific papers and textbooks are used concept of «public administration», «its activities» and «state administration». However, the legislative consolidation none of them has. Often a mixture of these concepts, the substitution of one another. The author carries out the analysis of these concepts and offers them a certain ratio.

Key words: public administration, its activities, state administration, tax administration, administrative activities, public entities.

В настоящее время во многих научных работах и учебных изданиях используются понятия «публичная администрация», «публичное администрирование» и «государственное управление». Однако законодательного закрепления ни одно из них не имеет. Часто происходит смешение этих понятий, подмена одного другим. Попробуем провести анализ этих понятий и найти их определенное соотношение.

Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011. С. 65.

Научный термин «публичная администрация» был разработан в странах континентальной системы административного права. Он применяется административно-правовой наукой подавляющего большинства стран мира. Установление границы деятельности публичной администрации, закрепление правового статуса служащих органов публичной администрации и определение формы контроля над ней осуществляются административным правом. Органы и учреждения публичной администрации признаются обязательными субъектами административно-правовых отношений. Характерными чертами публичной администрации являются: подчиненное положение, обеспечение исполнения и применения законов, действие в публичных интересах, наделение ее прерогативами публичной власти.

Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 32.

Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. С. 19.
Цит. по: Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 31.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2491; Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 335.

Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2006. С. 20.

Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005. N 6.

Хамзина Р.Р. Налоговый процесс в системе налогового администрирования // Финансовое право. 2009. N 6.

Обратим внимание на понятие публичной администрации как «совокупность органов, учреждений и организаций». Если обратиться к дословному переводу на европейские языки, то и публичная администрация, и публичное администрирование переводятся одинаково: public administration (англ.); administration publique (фр.); administracion publica (исп.). И только в немецком языке эти понятия переводятся по-разному: die staatliche verwaltung (государственное управление) и das offentliche administrieren (общественное администрирование).

На основе проведенного анализа можно сделать попытку дать определения понятиям «публичная администрация» и «публичное администрирование».

В то время как публичная администрация должна определяться как совокупность органов и учреждений (организаций), подчиненных политической власти, обеспечивающих исполнение закона, действующих в публичных интересах и наделенных прерогативами публичной власти. Публичное же администрирование является деятельностью этой публичной администрации. Публичное администрирование тогда можно определить как урегулированную нормами права деятельность уполномоченных органов и организаций, обеспечивающих исполнение закона, обладающих публичными полномочиями и действующих в публичных интересах, направленную на реализацию эффективной публичной политики.

Автор допускает дискуссионность своих выводов и будет продолжать исследования в этой области.

Источник

О юридической конструкции понятия «публичное администрирование»

В литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права и, следовательно, собственного понимания и определения его предмета. Во многих научных работах и учебных изданиях используются понятия «публичная администрация», «публичное администрирование» и «государственное управление», «публичное управление». Часто происходит смешение этих понятий, подмена одного другим, поскольку законодательного закрепления ни одно из них не имеет. В статье проведен анализ различных подходов к обоснованию деятельности государства в сфере исполнительной власти и юридической конструкции понятия «публичное администрирование» и даются предложения по его определению. В статье публичное администрирование определяется через деятельность органов и организаций, обладающих (или наделенных) властными полномочиями, по обеспечению реализации и защите субъективных публичных прав частных лиц. Деятельность также осуществляется по выработке и реализации государственной политики, по нормативно-правовому регулированию, по оказанию публичных услуг, по управлению публичным имуществом, по исполнению правоприменительных функций, по контролю и надзору. При этом такая деятельность носит исполнительно-распорядительный характер и осуществляется на основании и во исполнение законов.

Ключевые слова: юридическая конструкция, публичное управление, публичное администрирование, публичная администрация, субъективные публичные права, частные лица, деятельность, государственное управление, административное право, оказание публичных услуг.

On the legal construction of the term «public administration»

The administrative law literature provides many definitions of administrative law. The authors of these definitions reflected their understanding of the object and method of administrative law, as well as their understanding of definition of its object. Many scientific works and teaching manuals use the terms, such as «public administration», «public administrating», «state administration», «public management». Often these terms are confused and substituted for each other, and none of these terms is legislatively provided for. The article contains analysis of various approaches towards substantiation of the state activities in the sphere of executive government and legal construction of the term «public administration», and its definition is offered. In this article the public administration is defined through the activities of the bodies and organizations, having (or being vested with) state powers for the implementation and protection of subjective public rights of private persons and entities. The activities also involve development and implementation of the state policy, normative legal regulation, provision of public services, managing public property, law-enforcement activities, control and supervision. At the same time such activities are executive and administrative by their nature and they are based upon the law and are aimed at its implementation.

Key words: legal construction, public administration, public administering, public management, subjective public rights, private parties, activities, state administration, administrative law, provision of public services.

В системе российского права именно административное право отличается наиболее обширным кругом регулируемых отношений. Административное право является также наиболее сложно организованной отраслью российского права, отражая многообразие нуждающихся в правовом регулировании отношений в условиях постоянно развивающихся системы, задач, функций и содержания государственного управления.

Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2009.

Говоря об исполнительной власти в Российской Федерации, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Однако если исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, и только оно (согласно Конституции РФ), тогда причем здесь другие органы исполнительной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ?

Kenneth Kernaghan and D. Siegel. Public Administration in Canada: A Text (3rd ed, 1995).

Административное право России: Учебник / Отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд. М.: Проспект, 2010.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 320 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 17; Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 22.

В странах с рыночной экономикой доля и объем вмешательства государства в экономико-социальную сферу преимущественно имеет косвенный характер. Тем не менее следует подчеркнуть, что в большинстве случаев применение административных методов объективно необходимо и связано с осуществлением экономических методов, многие из которых содержат элемент государственного администрирования, равно как и административные методы несут в себе экономический элемент. Осуществляя те или иные функции, государство лишь применяет разнообразные методы воздействия на экономико-социальные отношения.

Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: Монография. Изд. 2-е. М.: РУДН, 2009. С. 318.
Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития // Административное право и процесс. 2013. N 12. С. 3.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2491; Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 335.

Нестеров А.В. О некоторых проблемах в административном праве. С. 15.

Сухарев А.С. Проблемы формирования понятийного аппарата в теории административного права // Административное право и процесс. 2009. N 3.

Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011. С. 65.

Обратим внимание на понятие публичной администрации как «совокупность органов, учреждений и организаций». Если обратиться к дословному переводу на европейские языки, то и публичная администрация, и публичное администрирование переводятся одинаково: public administration (англ.); administration publique (фр.); administracion publica (исп.). И только в немецком языке эти понятия переводятся по-разному: die staatliche verwaltung (государственное управление) и das offentliche administrieren (общественное администрирование).

Публичное администрирование тогда можно определить как урегулированную нормами права деятельность уполномоченных органов и организаций, обеспечивающих исполнение закона, обладающих публичными полномочиями и действующих в публичных интересах, направленную на реализацию эффективной публичной политики.

Источник

Понятие публичной администрации

Что такое публичная администрация. Смотреть фото Что такое публичная администрация. Смотреть картинку Что такое публичная администрация. Картинка про Что такое публичная администрация. Фото Что такое публичная администрация

§ 1. Понятие публичной администрации

Понятие публичной администрации (administration publique, administracion publica, public administration и т. д.) играет ведущую роль в административном праве подавляющего большинства зарубежных стран. Администра­тивное право устанавливает границы деятельности публичной администра­ции; закрепляет правовой статус служащих органов публичной админист­рации; определяет формы контроля за ней. Органы и учреждения публичной администрации признаются обязательными субъектами административно-правовых отношений.

Научный термин «публичная администрация» был разработан в странах континентальной системы административного права, главным образом во Франции, а затем был воспринят административно-правовой наукой подав­ляющего большинства стран мира. Так, одно из авторитетнейших изданий США «Энциклопедия Британика» отмечает: «Административное право со­стоит из тех принципов и правовых норм, которые вместе составляют пра­вовую матрицу публичной администрации»[1].

Необходимо отметить, что понятие публичной администрации использует­ся не только административным правом. Являясь общесоциологическим, по своему содержанию оно многозначно, а по объему весьма широко.

1.1. Характерные черты публичной администрации

Прежде чем дать определение публичной администра­ции, выделим ее характерные черты.

Во-первых, публичная администрация занимает подчиненное положение. Сам термин «администрация», происходящий от латинского «administrare», означает «служить для».

Следует определить, кому служит и кому подчиняется администрация.
Общепризнанно, что публичная администрация подчиняется политической
власти. Известный французский административист Ш. Деббаш рассматривал публичную администрацию как аппарат управления публичными делами, занимающийся реализацией целей, которые были определены политической властью[2]. Английский ученый Файнер определял администрацию как «правительственную машину, с помощью которой осуществляется политика»[3].

Публичная администрация отделяется от политических структур, имеет особый статус и особое предназначение. Политические структуры играют руководящую роль в государственном аппарате, в то время как административные, управленческие учреждения исполняют решения политиков. Полити­ческие деятели получают свои полномочия в результате выборов, и потому они ответственны перед избравшим их народом; решения политических органов не может отменить какой-либо вышестоящий орган, они не включа­ются в систему жестких иерархических связей. Административные органы, напротив, образуются, формируются или назначаются политическими структурами, отвечают перед вышестоящими органами или подконтрольны им. Органы публичной администрации подчинены главе государства, главе правительства, правительству. Хотя разделение политических и управленческих структур в известной мере условно, поскольку нет очевидной резкой границы между политикой и текущим управлением, все же на современном этапе в западных странах правовой статус политических и административных органов различен. Строго говоря, публичная администрация обслуживает политические органы и непосредственно подчинена правительству.

Во-вторых, публичная администрация обеспечивает исполнение и при­менение законов, следовательно, она связана с исполнительной ветвью власти и отделена от законотворчества и судопроизводства.

Ведущий мекси­канский административист А. Каррильо Флорес дает определение публич­ной администрации как организации, «которая осуществляет любую государственную деятельность и которая не находится под руководством ни законодательной, ни судебной власти»[4].

Ни одна ветвь власти не может функционировать, не опираясь на учреждения публичной администрации. Основной массив административных органов входит в ор­биту исполнительной власти (от министерств до органов местного самоуправления). Однако в аппаратах представительных органов и судов также есть органы и учреждения, занимающиеся административной деятельностью. Они обеспечивают функционирование парламентов и судов, не имея полномочий заниматься законотворчеством или судопроизводством. Эти административные структуры реализуют исполне­ние законов, и потому их деятельность регулируется нормами административного права.

Во многих странах (прежде всего в странах континентальной правовой семьи) понятия исполнительной и административной вла­сти разграничиваются. Понятие «исполнительная власть» рассматривает­ся как конституционно-правовое, а «административная власть» – как ад­министративно-правовое. Считается, что в исполнительной ветви власти, как и в аппарате государства в целом, есть институты политического характера. Они регламентируются нормами конституционного права, например, вы­боры главы государства или ответственность правительства перед парла­ментом. В то же время нормы административного права должны регулировать технико-управленческие вопросы исполнения законов, такие, как порядок назначе­ния на должности государственных служащих, порядок осуществления административных действий в процессе подготовки и принятия решений, ответственность долж­ностных лиц за вред, причиненный ими при исполнении служебных обя­занностей. Исполнительная власть реализуется в тех случаях, когда исполняются законодательные акты прямого действия. Административная деятельность вторична по отношению к исполнительной власти: она реализует не только предписания законов, но и указания исполнительных органов. Администрация не столько ис­полняет закон непосредственно, сколько обеспечивает его исполнение, преобразуя политические предписания в конкретное управленческое действие. Такой подход к определению роли административного права и публичной администрации представляется наиболее корректным. Как прави­ло, он отражает более высокий уровень развития административного права по сравнению с тем, когда исполнительная и административная власти счи­таются синонимами.

В-третьих, публичная администрация, занимаясь организацией и урегу­лированием публичных дел, действует в публичных интересах. Ее основ­ная цель – воплощение политической воли во всеобщее благо.

Концепция публичного интереса является основополагающей для современного административного права подавляющего большинства стран мира. Но даже во Франции, законодательство которой, пожалуй, наиболее часто апеллирует к публичным интересам, не содержится ни законодатель­ного, ни однозначного доктринального определения этого абстрактного и емкого понятия. Решение проблемы определения публичного интереса в каждом конкретном случае практически взяли на себя политические государственные орга­ны: они сами определяют, в чем состоит публичный интерес, используя лишь общие критерии.

Задача пуб­личной администрации – реализовать публичные интересы во взаимоотно­шениях с частными лицами. Принимая конкретные меры, публичная администрация призвана в каждом правоотношении найти баланс между публичными и частными интересами.

Однако следует иметь в виду, что функционирование публичной адми­нистрации многомерно, и административные учреждения, вступая в право­отношения, не всегда должны представлять публичные интересы. Порой они дей­ствуют не от имени общества, а от собственного имени и в частных интересах (например, в случае приобретения имущества для нужд учреждения, а также пользования и распоряжения им). В таких случаях возникают не публично-правовые, а частноправовые отношения. В связи с этим важно подчеркнуть, что не вся деятельность учреждений публичной администрации подлежит админист­ративно-правовому регулированию, а лишь деятельность, связанная с вы­полнением их основных функций, с реализацией публичных интересов.

В-четвертых, публичная администрация наделяется прерогативами публичной власти, т. е. властными полномочиями, позволяющими от имени общества давать обязательные указания частным лицам.

В связи с этим устанавливается особый порядок предоставления компетенции админист­ративным структурам.

Понятие публичной администрации является одним из самых сложных в современном административном праве, поскольку оно обобщает управ­ленческие понятия на высоком уровне абстракции.

С одной стороны, понятие публичной администрации акцентирует вни­мание на структурных моментах – на организации различных звеньев госу­дарственного аппарата. В таком случае под публичной администрацией понимается совокупность органов, учреждений и организаций, осуществ­ляющих административные функции. Это наиболее часто используемая трактовка данного понятия.

С другой стороны, публичной администрацией считается и сама адми­нистративная деятельность, осуществляемая в общественных интересах. Так, классик германского права А. Меркль определяет публичную админи­страцию как планируемую человеческую деятельность, направленную на достижение определенных общественных целей. А известный специалист по проблемам управления, долгие годы проработавший в ООН, И. Чэпел определяет публичную администрацию как «процесс достижения нацио­нальных целей посредством публичных организаций»[5].

Кроме того, термином «публичная администрация» обозначают и сферу управления публичным сектором[6]. Такая трактовка данного термина ис­пользуется в законодательстве и науке несколько реже, чем две указанные выше.

Неодно­значность понятия публичной администрации позволяет отразить всю сложность управленческой деятельности, нацеливает на многовариантность решений постоянно возникающих управленческих проблем.

Таким образом, публичную администрацию можно определить как ор­ганизацию и деятельность органов и учреждений, подчиненных политиче­ской власти, обеспечивающих исполнение закона, действующих в публич­ных интересах и наделенных прерогативами публичной власти.

1.2. Принципы организации и деятельности публичной администрации

Организация публичной администрации в зарубежных странах основывается на основополагающих идеях, разработанных в каж­дой стране.

Так, в ч. I ст. 103 Основного закона Испании закреплены следующие принципы деятельности публичной администрации: беспристрастное служение общим интересам; эффективность; иерархия; децентрализация; деконцентрация; координация; подчинение закону и праву.

Рассмотрим основные и наиболее часто закрепляемые в различных странах принципы организации и деятельности публичной администрации.

1.2.1. Принципы организации публичной администрации

Вертикальные взаимоотношения внутри публичной администрации строятся на основе принципов централизации и децентрализации.

Централизация предполагает, что система административных органов строится по иерархическому принципу: нижестоящие органы подчинены вышестоящим, имеющим право рассматривать и окончательно решать лю­бые вопросы в пределах собственной компетенции и компетенции ниже­стоящих органов. Вышестоящие органы вправе давать распоряжения ниже­стоящим органам, осуществлять контроль за исполнением решений, требо­вать устранения недостатков, отменять решения нижестоящих органов, переносить рассмотрение дела в вышестоящую инстанцию.

На основе централизации строятся взаимоотношения между правитель­ством и министерствами, между министерствами и подчиненными им ведомствами.

С точки зрения управленческих, административных задач расширение сферы применения принципа централизации наиболее целесообразно в кризисные эпохи, когда необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы и направить их на решение ограниченного круга самых острых проблем. Однако как ведущий принцип функционирования государственного аппарата централизация эффективна лишь при консолидации общества, которой нередко добиваются путем подавления политических противников правительства.

Децентрализация предполагает передачу части функций публичной ад­министрации на места, закрепление относительной самостоятельности де­централизованных органов, имеющих право окончательного решения во­просов своей компетенции.

Децентрализация, как указывают английская и французская государст­венно-правовые доктрины, основывается на том, что децентрализованные органы не должны подчиняться ни друг другу, ни центральным властям. Они действуют от своего имени и сами отвечают за свои действия в суде. При этом их полномочия строго определены в соответствии с доктриной intra vires (в рамках прав): децентрализованные учреждения вправе делать лишь то, что им прямо предписано в законе. В противном случае вступает в силу принцип ultra vires (против прав): действия, предпринятые вне пред­писанных полномочий, считаются совершенными с превышением власти и потому незаконными.

У органов центральной пуб­личной администрации складываются особые отношения с децентрализованными учреждениями. Как указы­вал профессор Ноттингемского университета Д. Гарнер, при децентрализа­ции каждый орган существует независимо и по закону наделен полномо­чиями самостоятельно принимать решения и даже имеет право на ошибки в пределах предоставленных ему полномочий. Центральное правительство контролирует только способ, которым органы власти осуществляют свою деятельность[7].

На основе децентрализации создаются такие функциональные органы, как независимые агентства в США, публичные учреждения во Франции, кванго и публичные корпорации в Великобритании. Кроме того, принцип децентрализации кладется в основу местного самоуправления.

Децентрализация создает возможности для более эффективного поиска путей оптимизации управления, формирует гибкие механизмы, способные учитывать изменяющуюся политическую ситуацию и быстро реагировать на запросы и потребности общества.

На современном этапе большинство государств мира использует оба указанных метода, относясь к ним не как к противоположным, а как к взаимодополняющим. Чтобы сохранить целостность управляемой системы, государства при осуществлении децентрализации управления в одних сферах проводят более строгую цен­трализацию в других областях.

Отношения с различными элементами единой административной струк­туры (горизонтальные взаимоотношения между органами управления од­ного уровня или между органами, относящимися к одной структуре управ­ления) регулируются в соответствии с принципами концентрации и деконцентрации.

Концентрация предполагает, что все властные полномочия сосредото­чены у одного органа и другие управленческие структуры не могут принимать решения вопреки его воле.

В современном административном праве принцип концентрации утра­тил значение универсального и используется для организации управления в одной отрасли, осуществления конкретной управленческой функции или в исключительных, строго определенных случаях. Так, все полномочия по принятию решений от имени муниципалитета в Дании сконцентрированы в руках соответствующего совета.

Так, в большинстве муниципалитетов Англии совет концентрирует в своих руках все полномочия по принятию решений от имени муниципалитета. Ограниченное действие принципа концентрации определяется многими причинами, но прежде все­го возросшей сложностью публичного управления.

При деконцентрации властные полномочия рассредоточены между раз­личными органами таким образом, что властный орган передает своим подчиненным часть полномочий, сохраняя за собой всю полноту ответст­венности. Имеет место делегирование полномочий: вышестоящий орган передает на нижестоящий уровень административные задачи для самостоя­тельного выполнения, и различные органы одной иерархической системы специализируются на выполнении отдельных функций, действуя от имени вышестоящего органа. В случае конфликтов в суде перед частными лицами отвечает вышестоящий орган, а не административное учреждение, факти­чески реализовавшее полномочия. Таким образом, деконцентрация обеспе­чивает специализацию и представляет собой технический прием управления.

Принципы централизации и децентрализации, концентрации и деконцентрации показывают, насколько дифференцирована публичная админи­страция. В ряде стран их дополняет принцип единства и неделимости пуб­личной администрации.

1.2.2. Принципы деятельности публичной администрации

Принцип законности является ведущим для определения границ и основных направлений деятельности публичной администрации. С одной стороны, администрация связана существующими законами, должна руко­водствоваться законодательными предписаниями и не может предприни­мать действия, противоречащие положениям закона. С другой стороны, парламент и суды контролируют публичную администрацию с точки зре­ния законности.

Администрация все же должна иметь определенную свободу действий, иначе детальная регламентация не позволит ей эффективно работать. В связи с этим полномочия администрации могут быть разделены на две основные группы: императивные (связанные) и дискреционные полномо­чия (полномочия по усмотрению).

Императивные полномочия жестко связаны нормами закона, адми­нистрация обязана исполнить их так, как это предписано в законе. Если при этом используемые в законе понятия не определены однозначно четко, у администрации появляется право учитывать особенности каждого конкрет­ного случая, но она обязана принять только одно предписанное законом решение. Императивные решения обжалуются в суд.

Дискреционные полномочия предполагают, что администрация вправе выбрать по своему усмотрению любое допускаемое законом решение, при­чем она сама оценивает не только решение, но и его последствия. Прини­мая дискреционные решения, администрация более свободна, чем при принятии связанного решения.

Однако и для этого вида решений есть определенные ограничения. Ад­министрация должна учитывать:

действительное положение вещей;

все обстоятельства дела;

весь спектр общественных интересов;

общие принципы права.

Эффективность рассматривается и как принцип, и как основное требование, предъявляемое к администрации. Политические власти не контроли­руют администрацию по мелочам, но в конечном итоге требуют от нее профессиональных, эффективных, целесообразных и по возможности оп­тимальных действий. В административном праве разрабатываются крите­рии оценки эффективности административной деятельности, такие, как достижение поставленных целей и разрешение социальных проблем.

[1] Encyclopaedia Britanica. Chicago; L.; Toronto, 1961. Vol. 1. P. 165.

[2] См.: Debbach Ch. Science administrative. Dalloz, 1971. P. 1.

[3] Цит. по: Гарнер Д. Указ. соч. С. 24.

[4] Carrillo Flores A. La evolucion del derecho administrativo mexicano en el siglo XX // LXXL anlos de evolucion juridica en el mundo. Vol. 6. Мех., 1980. P. 87.

[5] Administrative management for development / Y. Chapel. Brussel, 1947. P. 40.

[6] См. об этом: Вступительная статья // Французское адми­нистративное право. М., 1988. С. 8.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *