Что такое публичное заявление
Публичное заявление как признак согласованных действий и его соотношение с деятельностью по рекламе своей продукции и реализации права потребителя на информацию о товаре
В соответствии с недавно принятым третьим антимонопольным пакетом поправок от 2011 года в Федеральный Закон № 135 (О защите конкуренции), под согласованными действиями понимаются действия хозяйствующих субъектов, которые удовлетворяют совокупности условий, указанных в ст. 8. Одним из условий является то, что рассматриваемые действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного их них о совершении таких действий. Но что должно включать такое публичное заявление? И как его отграничить от публичной оферты неопределенному кругу лиц и не попасть под действие указанной нормы? Законодатель не дает ответа на этот вопрос, очевидно, полагаясь на то, что со временем практика ФАС и судов сформулирует содержание публичного заявления.
Одним из примеров можно привести решение Комиссии ФАС по Нижегородской области № 445-ФАС52-04/12 в отношении трех автошкол города Павлово. (http://n-novgorod.fas.gov.ru/solution/8304). Комиссия рассмотрела в качестве синонимов публичное заявление и информацию о ценах на услуги по подготовке водителей (которая доводится до сведения неопределенному кругу лиц и соответственно конкуренты осведомлены об уровне цен каждого из них). Становится любопытно, как же иначе можно довести информацию этому неперсонифицированному кругу лиц об услугах автошколы и тем самым обеспечить право потребителя на информацию, установленное в ст. 8-10 Закона о защите прав потребителей, а также не попасть под ответственность.
Понятие публичного заявления в конкурентном праве: не только слова, но и действия?
Согласованные действия – это действия хозяйствующих субъектов в отсутствие соглашения, которые соответствуют ряду условий (ч.1 ст.8 Закона о защите конкуренции*).
Одно из этих условий сформулировано следующим образом:
«действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий».
Понятие «заявление», в первую очередь, ассоциируется с речью, устной или письменной. Именно так оно воспринимается отечественной антимонопольной практикой.
Несомненно, что публичное заявление зачастую состоит в сообщении информации неограниченному кругу лиц.
Однако возникает вопрос: может ли оно состоять в совершении хозяйствующим субъектом каких-либо действий на рынке, находящемся в состоянии олигополии (коллективного доминирования)?
Такой рынок характеризуется, в числе прочего:
— наличием узкого круга хозяйствующих субъектов;
Все это делает поведение хозяйствующих субъектов на рынке симметричным (когда один понижает цены, то же самое делает другой и наоборот) и легко прогнозируемым, т.е. заранее известным.
Подобный подход соотносится с антимонопольной практикой ряда зарубежных стран. Она показывает, что олигополическая структура рынка, в силу своих особенностей, побуждает хозяйствующих субъектов к согласованным действиям.
Таким образом, представляется, что каждое действие, совершенное на олигополическом рынке, – это публичное заявление, поскольку явствует из предшествующего поведения, общеизвестного в силу информационной прозрачности рынка.
Данный аспект актуализирует вопрос о конкуренции норм Закона о защите конкуренции, которые запрещают злоупотребление коллективным доминирующим положением (ст.10) и ограничивающие конкуренцию согласованные действия (ст.11.1).
* Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ
Специалист в области процессуального права
Структурирование купли-продажи акций (доли)
Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования
Комментарии (2)
Мария, здравствуйте! Спасибо за интересный вопрос.
1. Полагаю, что ч.1 ст.11.1 и ч.1 ст.10 (в части злоупотребления коллективным доминирующим положением) Закона о защите конкуренции соотносятся как общая и специальная нормы.
Причина в специфике субъектного состава: норма ч.1 ст.11.1 адресована всем хозяйствующим субъектам, тогда как ч.1 ст.10 – только коллективно доминирующим.
В науке конкурентного права есть точка зрения, что совокупность торговых сетей занимает коллективное доминирующее положение на рынке услуг по продвижению товаров через торговые сети. Так ли это на самом деле – другой вопрос, требующий отдельного рассмотрения.
2. Полагаю, что нормы ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции и ч.1 ст.13 Закона о торговле соотносятся как общая и специальная нормы.
Причина в том, что таково же соотношение между данными законами: один регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в сфере торговли, другой – во всех сферах экономической деятельности.
Поэтому можно говорить о том, что Закон о торговле устанавливает специальные критерии доминирующего положения и виды злоупотребления им (частично), тогда как Закон о защите конкуренции – общие.
За пост в соцсетях оштрафуют на 5 млн рублей: наказания за клевету с 2021 года
10 января 2021 года изменилась статья 128.1 УК РФ — в ней идет речь об уголовной ответственности за клевету. Сама статья не новая, а вот изменения в ней интересные и важные. Теперь стало больше квалифицирующих составов — то есть условий, при которых штраф может быть больше обычного.
Вот что изменилось в видах наказаний за клевету и сколько денег можно потерять за пост или комментарий в соцсетях.
Кого это касается
Под статью о клевете может попасть кто угодно. Это касается и тех, кто сказал что-то ложное и одновременно порочащее о другом человеке, группе людей или организации. И тех, кто написал в интернете пост с заведомо непроверенной информацией или без доказательств. То есть стать обвиняемым по ст. 128.1 УК РФ может любой человек, кому уже исполнилось 16 лет.
Но это не значит, что к уголовной ответственности можно привлечь за любое неприятное высказывание или любую непроверенную информацию. Клевета — это не то же самое, что оскорбление или фейк. У нее есть свои признаки, а если все они одновременно не совпали, то и к уголовной ответственности привлечь нельзя. Правда, все равно можно привлечь к административной, поэтому за публичными неприятными высказываниями придется следить в любом случае.
Поправки помогут тем, кто захочет защитить свое честное имя или репутацию бизнеса. Теперь будет проще привлечь к ответственности за негативный отзыв или публикацию неподтвержденных фактов.
Что такое клевета
Клевета — это распространение заведомо ложных сведений, порочащих чью-то честь, достоинство или репутацию.
Теперь нужно разобраться в отдельных терминах:
То есть неприятное высказывание о стрижке или наряде — это не клевета. А вот пост о том, что какой-то человек покупает и носит поддельные брендовые вещи, можно расценивать как клевету, потому что это наносит вред репутации и порочит честь.
Информацию можно признать клеветой только при совпадении таких четырех условий:
Распространение порочащих сведений, которые при этом являются правдой, — это не клевета.
Например, есть решение суда о том, что какой-то чиновник брал взятку. Обсуждение этого факта в соцсетях не повлечет уголовную ответственность, даже если потом решение получится обжаловать.
Если человек распространяет ложную информацию, считая ее правдивой, — это тоже не клевета. И если распространяются ложные сведения, но они не порочат честь и достоинство — уголовной ответственности тоже не будет. Но может наступить административная или гражданская.
Какое наказание предусмотрено за клевету с 2021 года
Статья о клевете в уголовном кодексе была и до 2021 года, она не новая. И раньше могли оштрафовать на крупную сумму за публикацию в СМИ или высказывание в соцсетях. Но до недавнего времени в этой статье не было конкретики по поводу распространения информации в интернете, обвинений в домогательствах и изнасиловании или упоминания неопределенного круга лиц.
Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении (действующая редакция)
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Комментарий к ст. 141 УПК РФ
2. По делам частного и частно-публичного обвинения заявителем должен быть сам потерпевший или его законный представитель (см. коммент. к ст. 147). По делам частного обвинения заявление подается в суд в письменной форме с копиями по числу обвиняемых с соблюдением ряда дополнительных реквизитов, так как заявление по делу частного обвинения «заменяет» обвинительное заключение или обвинительный акт по делам публичного обвинения. См. коммент. к ст. 318.
3. Обязанность принять и зафиксировать устное заявление о преступлении вне зависимости от подследственности или подсудности возложена на лиц, уполномоченных возбуждать уголовное дело, а также на сотрудников правоохранительных органов (ст. 18 ФЗ «О милиции») и суд во время судебного заседания. См. коммент. к ст. 144.
4. Анонимным признается такое сообщение, в котором не содержится подпись автора или отсутствуют сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, адрес). Неизвестность первоисточника (автора) исключает свойство допустимости документа, его юридическую силу и способность служить поводом к возбуждению дела.
По общему правилу анонимные сообщения не регистрируются (как заявления) и не рассматриваются в уголовно-процессуальном порядке. Если в анонимном сообщении содержится информация об общественно опасном деянии, то оно может послужить поводом для проверки средствами ОРД. При установлении в результате такой проверки признаков преступления поводом к возбуждению дела послужит рапорт в порядке ст. 143 УПК. Анонимное сообщение может обладать признаками будущего вещественного доказательства (если сам факт сообщения является элементом объективной стороны состава преступления). Первоисточником вещественного доказательства является сам предмет, поэтому анонимность вещественного доказательства не влияет на его доказательственное значение. Например, письменное сообщение о якобы готовящемся террористическом акте будет вещественным доказательством по преступлению в виде заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК); письменное анонимное сообщение о совершении преступления конкретным лицом может быть вещественным доказательством по преступлению в виде заведомо ложного доноса (ст. 306 УК). Вещественным доказательством могут быть и письменные угрозы о совершении преступлений (по соответствующим видам преступлений). К вещественным доказательствам следует отнести и почтовые отправления с ядовитыми или взрывчатыми веществами. Если анонимное сообщение обладает признаками будущего вещественного доказательства, то при его получении должны быть приняты меры для сохранения имеющихся на сообщении следов (отпечатков пальцев, микрочастиц, почерка, химического состава бумаги, чернил и фонограммы телефонного сообщения и т.д.). Поводом к возбуждению дела может послужить рапорт лица, получившего анонимное сообщение.
5. О правах заявителя на стадии возбуждения уголовного дела см. коммент. к ч. 4 ст. 144 и ч. 2 ст. 145.
Публичное заявление правообладателя
В обществе бытует ошибочное мнение, в соответствии с которым авторы (правообладатели) могут разрешать другим лицам использовать свои произведения только на основании заключённых договоров.
Согласно п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), исключительное право формируется из следующих правомочий:
Некоторые юристы склонны охватывать вторым правомочием «распоряжение» третье правомочие, но мы считаем, что их нужно разграничивать хотя бы потому, что в упомянутой норме законодатель разместил их в разных абзацах, чем, вероятно, хотел подчеркнуть идентичность последнего.
На наш взгляд, одним из аспектов третьего правомочия правообладателя выступает право на публичное заявление (п. 5 ст. 1233 ГК РФ). Данный институт был введен в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 35-ФЗ и стал наряду с нормами об открытых лицензиях (ст. 1286.1 ГК РФ) частью эпопеи, связанной с адаптацией в российской правовой системе механизма Свободных Лицензий (Creative Commons), активно применяемого в большинстве европейских государств. Право на публичное заявление, о котором пойдет речь в настоящей статье, не тождественно третьему правомочию правообладателя и является более узким по смыслу, так как не включает в себя возможность запрета использования объектов авторских (смежных) прав и осуществляется в специально предусмотренном порядке (тогда как вышеобозначенная ст. 1229 ГК РФ не предписывает, что разрешить использование охраняемых объектов другим лицам правообладатель может исключительно через процедуру публичного заявления).
Итак, какова же суть института публичного заявления? В соответствии с п. 5 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может в установленном порядке публично заявить о том, что разрешает любым лицам безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение либо объект смежных прав на определенных условиях и в течение определенного срока. Сама процедура публичного заявления характеризуется следующими общими признаками:
Теперь более подробно поговорим о форме и содержании публичного заявления. Несмотря на то что общие нормы, касающиеся публичного заявления, как отмечалось выше, были введены в действие еще в 2014 году, подзаконное регулирование порядка и условий размещения публичного заявления существенно запоздало и утвердилось совсем недавно — 8 июня 2019 года, когда было издано Постановление Правительства Российской Федерации № 745 (далее — Постановление Правительства РФ от 8 июня 2019 года № 745). Сделаем краткий обзор названного подзаконного акта.
Постановление Правительство РФ от 8 июня 2019 года № 745 содержит в себе типовые положения: утверждает Правила размещения публичных заявлений правообладателей, назначает в качестве органа исполнительной власти, ответственного за размещение публичных заявлений правообладателей, Министерство культуры Российской Федерации, уточняет, что реализация возложенных Правительством РФ полномочий осуществляется Министерством в пределах установленной численности его работников, а также в пределах предусмотренных для Министерства бюджетных ассигнований.
Больший интерес представляют упомянутые Правила размещения публичных заявлений (далее — Правила). В пункте 1 Правил сообщается о том, что публичные заявления будут размещаться на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации, а в каком именно разделе данного сайта — не поясняется. Пункт 2 Правил сообщает о том, что заявление и прилагаемые к нему документы должны оформляться в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года № 553:
Согласно пункту 3 Правил в публичном заявлении должны содержаться следующие сведения:
— фамилия, имя, отчество, псевдоним (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета и (или) ИНН (для физических лиц — заявителей);
— полное наименование, ИНН, ОГРН, адрес государственной регистрации (для юридических лиц — заявителей);
— название произведения или объекта смежных прав и его вид (литературное, музыкальное, аудиовизуальное произведение, произведение изобразительного искусства, исполнение, фонограмма, и так далее);
— факультативно: сведения об авторе, исполнителе, изготовителе, издателе, дате создания, дате и способе обнародования;
— указание на наличие и основание возникновения у заявителя исключительных прав на объект авторских или смежных прав;
— способы использования произведения или объекта смежных прав по публичному заявлению;
— вероятно, факультативно: территория, срок и иные значимые условия;
— указание на отсутствие действующего лицензионного договора (исключительной лицензии);
— сведения о том, что заявителю известно о правовых последствиях размещения публичного заявления.
Физическим лицам в соответствии с п. 4 Правил к публичному заявлению необходимо прилагать копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, контактные данные правообладателя — номер телефона, адрес электронной почты, согласие на обработку персональных данных; физическим и юридическим лицам — экземпляр произведения или объекта смежных прав в электронной форме либо URL-адрес, по которому обеспечивается беспрепятственный ежедневный и круглосуточный доступ к такому экземпляру.
Далее в Правилах сообщается о том, что ответственность за достоверность предоставленных сведений несет заявитель, а представление неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в размещении публичного заявления.
Вводится механизм извещения: Министерство культуры Российской Федерации в течение 7 рабочих дней после поступления публичного заявления обнародует информацию о его принятии к рассмотрению; правообладатели, считающие, что размещение публичного заявления будет посягать на их интересы или создаст угрозу нарушения их прав, могут обратиться в Министерство с запросом о предоставлении информации, необходимой для предъявления требований в суде или совершения иных действий, необходимых для защиты своих прав, приложив все требуемые подтверждающие документы; если в течение 60 календарных дней в адрес Министерства не поступает судебный акт, свидетельствующий о наличии спора об объектах авторских (смежных) прав, в отношении которых было сделано публичное заявление, извещение удаляется, а экземпляр произведения (объекта смежных прав) в электронной форме с информацией об авторских (смежных) правах размещается на официальном сайте Министерства; если в адрес Министерства поступает судебных акт, подтверждающий наличие спора об объектах авторских (смежных) прав, в отношении которых было сделано публичное заявление, извещение удаляется, а размещение публичного заявления приостанавливается до окончания судебного разбирательства; после приостановления размещения заявления в случае принятия судебного решения в пользу заявителя публичное заявление должно быть размещено на сайте Министерства культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней.
Таким образом, по общему правилу размещения публичного заявления правообладателю придется ждать в течение 2 месяцев.
В заключительном пункте 8 Правил сообщается о том, что доступ к сведениям о размещенных публичных заявлениях осуществляется на безвозмездной основе как с помощью поисковой системы сайта Министерства, так и в форме открытых данных.
Значение введения института публичного заявления. Главное положительное следствие введения института публичного заявления правообладетеля — создание так называемого реестра свободных произведений (объектов смежных прав), доступ к которому будет иметь любой желающий. Это означает, что появится, наконец, хранилище с произведениями и объектами смежных прав, которые можно будет свободно использовать в своих интересах и за использование которых никто не сможет привлечь пользователей к гражданско-правовой ответственности. Кроме того, стоит отметить, что сведения из данного реестра, вероятнее всего, станут служить ещё одним средством доказывания, подтверждающим авторство и принадлежность исключительных прав. Безусловно, неоспоримым плюсом публичного заявления является его совершение в электронной форме — без необходимости нарочной подачи документов в бумажном виде и без нотариального удостоверения.
Между тем, мы можем также выделить недостатки института публичного заявления:
Когда фактически заработает реестр свободных произведений (объектов смежных прав) и институт публичного заявления? На данный момент на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации никаких сведений относительно публичного заявления обнаружено не было, поэтому продемонстрировать возможности реестра свободных произведений (объектов смежных прав) пока не представляется возможным. Для получения актуальной информации по поводу функционирования реестра свободных произведений/объектов смежных прав Сообщество IP view предприняло попытку связаться с представителями Министерства культуры Российской Федерации по контактным данным, указанным на официальном сайте данного органа исполнительной власти. После недолгих переключений телефонной линии с одного отдела на другой ответственный сотрудник пояснил, что Министерство не готово в онлайн-режиме ответить на подобные вопросы, относящиеся к его компетенции (что, конечно же, вызывает некоторое недоумение), поэтому нам было рекомендовано направить в установленном порядке электронное обращение.
Поскольку практика показывает, что ответы на подобные обращения органы власти традиционно направляют обращающимся в последний день предусмотренного законом срока рассмотрения (30 дней), мы ожидали услышать какие-либо комментарии по интересующей нас теме в устной форме. Тем не менее, после телефонного разговора с Министерством культуры Российской Федерации нами было сформировано и направлено в его адрес электронное обращение, в котором мы попросили разъяснить:
1) Когда Министерство культуры Российской Федерации начнет реализацию возложенных на него Правительством Российской Федерации полномочий в сфере размещения публичных заявлений правообладателей?
2) В каком разделе официального сайта Министерства культуры Российской Федерации будут размещаться такие публичные заявления?
Полагаем, что в августе новых сведений по данной проблеме не появятся, равно как не заработает сам реестр свободных произведений (объектов смежных прав), но как только федеральный орган исполнительной власти ответит на наше обращение — мы обязательно осветим это в нашей публикации. Следите за новостями.